Статья посвящена искусству археоарта, которое, с одной стороны, квалифицируется как особое художественное направление, с другой стороны, является сущностной характеристикой феномена сибирского авангарда 60-80-х гг. XX в. Делается попытка внести терминологическую ясность в понятия с основами «архео-» (археоарт, неоархаика, археоавангард) и «этно-» (этноархаика, этноавангард) путем обращения к этимологии слов.
Archeoart as feature of works of 1960s-1980s Siberian avant-garde artists.pdf Археоарт и его производные.Терминологический разборОтличительной чертой культурного феномена сибир-ского авангарда, утвердившегося в 60-80-х гг. XX в., ста-ло обращение художников к этнической истории. Инте-грирование в творчество этнотем происходило на разныхуровнях: пейзажная живопись, археологические зарисов-ки, подражание примитивному искусству, создание соб-ственной знаково-символической системы на основедревних артефактов. Отсюда столь многочисленные тер-минологические конструкты: этноархаика, археоарт,неоархаика, археоавангард, этноавангард, которые под-чинены общей цели - художественно-эстетическомуосвоению наследия древних и традиционных культурвосточнее Уральского хребта [1]. Казалось бы, можновыделить отдельные направления, определить отличи-тельные признаки и дать критерии для классификацииработ художников. Но до сих пор наблюдается путаницаи в теоретическом поле, и в практическом: на тематиче-ских выставках рядом соседствуют реалистические рабо-ты пейзажного характера и абстрактная живопись, обра-щенная к древней знаковой символике.Существует ряд искусствоведческих исследований, вкоторых сделан значительный методологический шагдля внесения терминологической ясности. Например,И.П. Рещикова в статье «Археоарт и археология» пред-лагает следующее основание для деления: «по способуинтеграции архаики с современным искусством: уровеньхудожественно-философской рефлексии; уровень стили-зации и уровень этнографической описательности» [1.С. 76]. Автор в равной степени использует термины «ар-хеоарт» и «этноархаика», не проводя содержательнойдефиниции между ними, но подчеркивая бо́ льшую ин-ституционализацию в качестве художественногонаправления последнего. Искусствовед склоняется ктому, чтобы не относить реалистические работы с «си-бирскими мотивами» к этноархаике, указывая на такиеважные критерии, как «интеллектуальность», «эклек-тичность», «цитатность», «коллажная техника», «космо-гоничность» и др. [1. С. 76]. Напротив, исследовательЕ.П. Маточкин не придерживается приведенных основа-ний, для него существенным является уже то, что ху-дожник обращается к природе Сибири, ее истории. Так,в качестве предтечи археоарта им выдвигается ВасилийИванович Суриков с работой «Покорение Сибири Ерма-ком» [2, 3].Подобный теоретический разброс обусловлен вомногом широтой, которую предоставляет этимологияпонятий. «Археоарт» понимается как искусство, обра-щенное к древности (гр. archaios - древний), поэтомулюбая картина, которая в той или иной степени эксплуа-тирует наследие древности, может быть отнесена к ар-хеоарту. Этимологический анализ может быть «заост-рен» до другого основания - «архе», что в древнегрече-ской философии понимается как начало, первопричина,первопринцип, отправная точка, основа. В этом новомсмысловом поле археоарт представляется как искусство,обращенное к первоистокам, к началам всего сущего.Сибирь предоставляет возможность через наследиепрошлого проникнуть к «началам начал», к той знаковойсистеме, которая не отягчена массивом социально-исторической информации, той наиболее «натуральнойсимволичности», в которой еще нет разрыва между че-ловеком и природой. Именно желание проникнуть в ис-токи мироздания (знанием о которых владели древниенароды территорий Сибири) направляло многих худож-ников к участию в археологических раскопках, изуче-нию истории.Приставка «этно-» неизбежно придает любому осно-ванию историческое и конкретно-топологическое со-держание. Художественные работы, в которых присут-ствуют этнические темы, могут смело относиться к эт-ноархаике, этноарту или любому другому понятию,сформированному с использованием приставки «этно-».Итак, в работах художников Сибири можно разли-чать уровни «архе-» и «этно-». Можно изображатьприроду Алтая, Хакасии и даже импровизировать сдревней символикой и остаться на уровне «этно-»,можно «вжиться», «овладеть» знаковой символикойдревних, впустить ее в подсознание и производить насвет картины, в которых, казалось бы, нет и намека наисторические артефакты, только в высшей степени аб-стракция, индивидуальный язык художника.Археоарт и авангард. ВзаимоопределениеВнутреннее развитие сибирского авангардного духаприводит через «архео-» к «архе-». Именно археоартопределяет, возводит сибирский авангард в статускультурного феномена. Сама земля в качестве древнегоязыка предлагает инструментарий для самопознания исамовыражения.Удивительно непротиворечивым образом археоартподдерживает авангардные принципы, которые в работе«По лабиринтам авангарда» выделяет В.С. Турчин [4]:- измена реализму;- потеря сюжетно-изобразительного начала;- отказ отражать действительность;- поиск новых пластических ценностей;- проникновение в будущее, посягательство на ещене открытое;- художественная форма, которая гипнотизирует,бросается в глаза необычностью.Философская основа археоарта, сплетенного с аван-гардом, - это стремление найти первоначальное, перво-элемент, из которого состоит мир; приобщиться к тойсистеме знаков и символов, которые не отягчены смыс-лами и толкованиями, свободны от социальности, поли-тики, конъюнктуры. Выразительный язык имеет свой-ство порабощать человека, особенно тот язык, которымпривыкли «говорить» художники классической школы.Задача художника-авангардиста вырваться из прежнейсимволической ловушки, найти способ проникнуть всуть бытия, суметь через себя познать окружающий мир.Древний язык предлагает этот инструментарий. Утвер-ждается особенная археоавангардная антропология, ко-торой безразличны принуждение к истине и разноголо-сица всех возможных истин [5]. Археоарт проникает впрошлое, чтобы, «продавливая» настоящее, оказаться вбудущем [6]; создает символы и коды, которые не всегдаотсылают к чему-то предметному, а чаще всего к другимсимволам и знакам.Художник обращается к мифологическому мышле-нию, к первоначальному, первобытному, тому, чтостоит над человеком; к тем кодам и символам, которыефункционируют на уровне подсознания. Археоарт сакцентом на «архе» - это полная измена реализму, об-ращение к наивысшей абстракции, разложение реаль-ности на первоэлементы. Обращение к скрытому, са-кральному, мифическому в противовес реальному ивидимому. Как отмечает А.Г. Кичигина, художник сописательной позиции переходит в ранг жреца и твор-ца, оперирующего элементами мироздания [7]. «Культвещественности постепенно уходит на второй план,мир духовный, неопознанный, невыразимый, нелогич-ный, идущий от начала времен, все больше интересуетсовременных художников Сибири. Человек становитсясимволом, знаком системы творения, как в первобыт-ные времена, свидетельством животворящей мощи ми-роздания, участвующим в общем действе бытия (отли-чие от классической системы искусства - там человекна первом месте, не он часть мироздания, а мирозданиесуществует для него)» [7. С. 184]. Художник, с однойстороны, достигает наивысшей абстракции, приобща-ясь к «архе», овладевает универсальными значениями,с другой стороны, являясь носителем сакрального зна-ния первооснов, может выразить свое, неповторимое,индивидуальное. А.Г. Кичигина указывает на то, чтоисчезает в привычном смысле картина, а появляется«"проекция" сознания» [7. С. 184].Приверженность археоарту служит маркером длясибирского авангардного искусства. Археоарт находитновую форму жизни через авангард. Арехеоарт какоснование для авангарда в его стремлении разрушитьсложившуюся знаковую систему, обратиться к перво-источнику, не отягощенному историей (в ценностномсмысле), к тому, чтобы наиболее «чистым языком»познать и выразить себя. Археоарт реализует интенциюавангарда к обретению нового пластического языка,универсального во всех смыслах, функционирующегона уровне архетипов в юнгианском понимании. Архео-арт - тот уровень, с которого возможно индивидуаль-но-художественное выражение, уровень «этно-» указы-вает на социально-историческую идентификацию, «си-бирскую идентичность».История. Путь от «этно»интересачерез «архео-» к «архе-»В свете выдвинутой методологической концепциииначе предстает история возникновения художествен-ных направлений Сибири. Сначала обращение к куль-туре народов Сибири питало историко-этнографичес-кий интерес: первые экспедиции с участием художни-ков были снаряжены еще в XVII в. при Петре I; втораяполовина XIX в. проходила под эгидой идей сибирско-го областничества, где художники занимались сборомархеологических и этнографических материалов. Всеэти этапы носили прикладной характер и были подчи-нены интересам науки. В период 1920-х гг. обращениек «сибирской этнике» становится повсеместным: в Ир-кутске (Копылов, Андреев), на Алтае (Чевалков, Гур-кин), в Бурятии, на Таймыре и др. В 1920-1930-е гг.формируется «северный изобразительный стиль» [8.C. 3]. До 1930-х гг. историки и искусствоведы фикси-руют утрату интереса к сибирской архаике. Возрожде-ние истории Сибири, ее духовнойхаике, «устав» от реализма, учились, как правило, са-мостоятельно: читали книги, рылись в архивах, работа-ли в архео- и этноэкспедициях (Н. Третьяков,В. Капелько, Е. Дорохов, В. Бугаев, А. Суслов), третьисочетали то и другое (С. Дыков, Л. Пастушкова,Н. Спесивцева)» [10. С. 3].Искусствоведы непременно отмечают «особость»стиля, содержания работ сибирских художников. Вла-димир Чирков указывает на особую выразительнуюроль света, фактуры, «звучность цвета», что позволяетпридать особую духовность и вечность произведениям,подчеркивает их вневременность и «осветленность»вниманием [10]. А.Г. Кичигина - особый интеллектуа-лизм, которым насыщены картины, такой, что находит-ся на грани научности [7]. Большинство художниковдействительно сделали важные археологические от-крытия.Владимир Капелько не был приверженцем едино-го стиля: его работы выполнены как в классическомреализме, так и авангардном. Он всю жизнь путеше-ствовал по Сибири, являлся непосредственным участ-ником археологических раскопок, изучал обычаи инравы аборигенов. Если погрузиться в наследие, остав-ленное Капелей, то можно получить как научную осве-домленность о Сибирской земле (коллекции петрогли-фов), так и настроение, силу сибирских человеческихдуш. В его творчестве соединены дерзость и ирония,озорство, насмешка и огромная любовь ко всему миру.Познакомившись с древними наскальными рисунками,которые часто исполнялись природной охрой,В. Капелько осваил живопись земляными красками. Вовсех работах художника ощущается связь времен ипоколений. Сам автор неоднократно подтверждал это:«Для меня народное творчество представляет интереспрежде всего в сравнении с творчеством художниковразных времен и народов, живших в отличных от тепе-решних, природных и социально-экономических усло-виях» [11]. Капеля - скорее авангардист реалистиче-ского толка, стремящийся прежде всего к историческойточности, приходящий к знанию, постижению и пони-манию «архе» непосредственно через археологическиеартефакты. Он раскрыл для многих путь к древнемуязыку, мифической системе координат, которая прижелании может быть ассимилирована в индивидуаль-ном творчестве.Николай Третьяков. Омский художник, который, вомногом, утвердил ценность национальных традиций, силуи мощь воздействия древнего искусства. Началом архео-арта в творчестве Н. Третьякова можно считать сериюработ «Воспоминания о детстве». В ней уже находят от-ражение основные принципы археоарта: композиционноепространство монтируется, пропорции вещей определеныне реальностью, но значимостью в системе воспомина-ний, используется «примитивный» выразительный язык.«Алтайские мотивы» (сер. 1960-х гг.) - самая большаясерия работ Н. Третьякова - полноправно утверждаетархеоарт и указывает на то, что художник сумел нетолько «творчески переработать» наследие древних, нои создать неповторимый символичный язык, через ко-торый «говорит сама вселенная». В «Северной серии»художник демонстрирует владение «суровым стилем».В работах присутствуют «монументальность звучания,гражданственность, экспрессивные рубленые ритмы,лаконичный цвет» [12]. «Оставаясь самим собой, он раз-ный: близок к суровому стилю в «Северной серии»,ироничен и эмоционален в «Воспоминаниях о детстве»,мифологичен в «Алтайских мотивах», декоративен впейзажах, психологичен в портретах. Человеку с течени-ем тысячелетий трудно сказать что-либо новое. Поэтомуизначальное искусство, как и жизнь, - это основа [12].Сергей Дыков. Алтайский художник, искусно вы-разивший свое видение мира в мифологических фор-мах. «Дыков не пытается вести зрителя по лабиринтам,а лишь привлекает внимание к этому состоянию, под-талкивает к размышлению о начале и претворении че-ловечества. Каждое художественное произведение Ды-кова создается на основе совокупности неких условно-стей и предположений, осознанных художником»[13. С. 180]. В своем творчестве Сергей Дыков обраща-ется к архетипам женского начала и символам дето-рождения (работы «Лесные девы», «Лесные сестры» и«Как появились горные люди»); к первопричинам, пер-воистокам мира, женскому и мужскому нача-лу («Великий творец»); использует образ матери какдающей начало всей жизни на земле, а также символыптицы и змеи («Как появились горные люди»). «В сво-их полотнах С. Дыков создает некий искусственныймир, обозначая реальность определенными символами.Эти символы безграничны во времени и пространстве ибесконечно разнообразны по формам. Целостность до-стигается через способность видеть как бы сверху, свысоты, эта точка зрения сверху позволяет уловитьодновременность связей, а не только их последова-тельный характер, когда в одном присутствует все: вмиге - вечность, в точке - полнота бытия» [13. С. 183].Евгений Дорохов, как красноречиво замечаетИ.П. Рещикова, создает почти визионерскую, в терми-нологии К. Юнга, живопись, визуализируя бессозна-тельные процессы и образы. Цветовое решение его ра-бот очень материально и фактурно, являет почти зри-мую трансформацию физиологического рождения но-вых тектонических форм из зыбящейся и дрожащейзяби [1]. Творческая интуиция художника настолькосильна, что ему удается словно «опередить» предмет всвоем рождении. Им смело используются цвет, каза-лось бы, наперекор древнему и традиционному. Мане-ра Е. Дорохова порой напоминает археологическиеприемы - он словно «раскапывает» изображение пред-мета, извлекает его эйдос, добирается до первоосновыего существования и своим обращением к предметувыводит его в новом свете. «Он сознательно выбираетпростые и строгие формы, избегает чрезмерной эффек-тивности и экзальтации, доказывая, что современноеискусство может быть построено на возвращении ккульту чистоты чистой формы» [10. С. 7].Андрей Поздеев высказывает мысль о том, что ху-дожник - это не профессия, а это жизнь и отражениесобственного «я», что позволяет размышлять о сущно-сти жизни. «Первый шаг в работе - поиск собственнойтехнологии. Можно отметить следующие этапы в со-здании картины:- стыковка формы с цветом;- анализ первых результатов: концептуальная вещьили это ступень к ней?- вживание в образ; интеллектуальные и практиче-ские действия, как правило, закладываются в началеработы;- если есть уверенность в том, что к работе готов, топроцесс продолжатся» [14]. Работы А. Поздеева убеж-дают в возможности отображения экзистенции на по-лотне. «Главное не в том, что картина убеждает человекав той или иной точке зрения, а в том, что она заставляетего думать, будит мысль. Воспринять и осмыслить мирхудожника - не минутное дело» [Там же]. Художникнаблюдает за природой и переносит обобщенную схему,но это не обедняет предметный (и непредметный) мир, араскрывает суть, позволяя узнать «тайну». Как отмечаетАндрей Толстой в статье «Знаки препинания», Ан-дрей Поздеев был истинным наследником выдающихся«пионеров» отечественного авангарда. Для него такжеформотворчество не было самоцелью, но только какследствие постижения «идеи», философии того или ино-го явления [15]. Художнику удается создать собствен-ные мифологемы, живую абстракцию, которая отзыва-ется на уровне подсознания.Конечно, были перечислены далеко не все пред-ставители Сибирского авангарда, творчество которыхобращается к археоарту. Приведенные персоналиилишь поддерживали главное утверждение - сущност-ной чертой, определяющей сибирский авангард каккультурный феномен, является археоарт. «Архе-о»понимается не как «обыгрывание» древнего наследиятерритории, присутствие в картинах историко-этнографических мотивов, а как приобщение к древ-ности в смысле «архе» - изначального символизма,первоязыка. «Архе», инициация которым дает воз-можность через универсальное, в наивысшей степениабстрактное, выразить индивидуальное, экзистенци-альное как самого художника (в первую очередь), таки любого человека.
Рещикова И.П. Археоарт и археология // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая: материалы Междунар. науч. конф. (Горно-Алтайск, 23-24 ноября 2006 г.) / отв. ред. В.Г. Бабин. Гор
Маточкин Е.П. Археоарт Сибири // Вестник Тюмен. гос. ун-та. 2010. № 5. С. 227-232.
Маточкин Е.П. Археология, древнее наследие и археоарт Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С. 7-11.
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М. : Изд-во МГУ, 1993. 248 с.
Гиренок Ф.И. Философский манифест археоавангарда // Электронный альманах о человеке. URL: http://www.antropolog.ru/ doc/persons/fedor/girenok4
Гиренок Ф.И. Исход к искусству археоавангарда. URL: http://www.fedorgirenok.narod.ru/kunst.htm
Кичигина А.Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири. В поисках определения // Омский научный вестник. 2007. №1 (51). С. 183-187.
Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л. : Художник РСФСР, 1974. 144 с.
Боровикова Р.И. Типологические черты художественной культуры Сибири // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1: Культурный космос Евразии. Новосибирск, 1999. С. 137-141.
Чирков В. Вступительная статья. След III. Каталог. Новокузнецк, 2006. С. 1-9.
Дорогами Вселенной Капели. IX Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век». URL: http://www.memorial.krsk.ru/work/konkurs/9/Kucak/0.htm
Николай Яковлевич Третьяков. Биография. URL: http://artchive.ru/artists/nikolay_yakovlevich_tretyakov_26
Афанасьева Н.Ю. Архетипические мотивы живописных произведений Сергея Дыкова // Изв. Урал. гос. ун-та. 2006. № 47. С. 179-184.
Ефимовский А. Путь к образам Андрея Поздеева. URL: http://art-novosibirsk.ru/applications/artists/artists.php
Толстой А. Знаки препинания. URL: http://pozdeev-fond.ru/applications/press/press.php