Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии

Исследуются китайские диаспоры в странах Юго-Восточной Азии, их численность и структура. Выделяются различные модели ассимиляции этнических китайцев в странах Юго-Восточной Азии. Рассматривается роль китайских диаспор и китайского бизнеса в экономике стран региона, а также основные сферы экономической деятельности этнических китайских компаний. Исследуется численность и структура «новой» китайской миграции в страны Юго-Восточной Азии, а также ее влияние на сложившиеся китайские диаспоры в данном регионе.

Chinese Diasporas and new Chinese migration to Southeast Asian countries.pdf Китайские диаспоры в странах Юго-ВосточнойАзии, сложившиеся еще в колониальный период, отно-сятся к числу наиболее старых и многочисленных ки-тайских диаспор в мире. Около 75% всех зарубежныхкитайцев проживает в странах Юго-Восточной Азии,их численность составляет 28,2 млн человек [1. С. 11-12]. Этнические китайцы составляют 6% населенияэтих стран: 76% населения Сингапура, 24% - Малай-зии, 14% - Таиланда, 11,2% - Брунея, 3% - Индонезии,3% - Лаоса, 3% - Мьянмы, 1,5% - Филиппин, 1,1% -Вьетнама, 1% - Камбоджи [2].В отдельных странах доля китайского населения име-ет тенденцию к снижению. Так, в последние десятилетияв Малайзии наблюдается уменьшение доли китайцев вобщей численности населения, даже несмотря на приток«новых» мигрантов из КНР: если в 1957 г. она составляла37%, в 1990 г. - 32%, то к середине 2000-х гг. упала до26%. В Брунее этнические китайцы составляли 25% насе-ления в 1990 г. и 11,2% - в 2010 г. Указанная тенденция вразных странах вызвана различными причинами. В Бру-нее это неблагоприятная политика в отношении этниче-ских китайцев со стороны властей. В Малайзии - болеевысокий темп прироста малайского населения.Несмотря на общую схожесть китайских диаспор встранах Юго-Восточной Азии, можно выделить не-сколько отличающих моделей по степени ассимиляциии положению в обществе: неассимилировавшиесядиаспоры (Индонезия и Малайзия), ассимилировавши-еся (Таиланд, Филиппины, Вьетнам) и занимающиедоминирующее положение (Сингапур).Низкая степень ассимилированности этническихкитайцев стала прямым результатом политики, прово-димой местными правительствами в их отношении. ВМалайзии после обретения независимости правитель-ство предпринимало активные действия по формиро-ванию малайской идентичности, исключив из нее ки-тайское население страны, что привело к формирова-нию китайского анклава. Выделенность китайскойдиаспоры из основной части общества обусловливаюттакже и религиозные вопросы. Большинство населенияМалайзии исповедует ислам, в то время как многиекитайцы являются христианами. Это становится значи-тельной проблемой при заключении межэтническихбраков и снижает возможности для ассимиляции ки-тайской диаспоры.В Индонезии с ее традиционным недоверием к ки-тайскому населению в 1966 г. произошли массовыегонения на этнических китайцев, закончившиеся гибе-лью более чем полумиллиона представителей диаспо-ры. Принятое в дальнейшем антикитайское законода-тельство провело разделительную черту между мест-ным населением и этническими китайцами, практиче-ски не оставив возможностей для их ассимиляции. Да-же получение гражданства в течение долгого временибыло проблемным вопросом: в 1960-е гг. около 50%китайцев, проживавших в Индонезии, не имели индо-незийского гражданства. Только в конце 1970-х гг. вИндонезии была облегчена натурализация для китай-цев. Однако к этому времени уже сложилась выделен-ная и замкнутая китайская диаспора. И хотя закрытие в1970-е гг. китайских школ и запрет на китайскую прес-су привели к определенному снижению численностиговорящих по-китайски китайцев, это не привело кзначительной ассимиляции китайской диаспоры в Ин-донезии.В Индонезии в рамках китайской диаспоры можновыделить две группы: «перанакан» - основная группа,потомки поселенцев, приехавших до середины ХХ в.;«тоток» - китайцы в первом и втором поколении. «Пе-ранакан» говорят на индонезийском языке и в большейстепени ассимилированы, «тоток» говорят на китайском,активно поддерживают китайскую культуру. Необходи-мо отметить, что понятие «перанакан», родившееся вИндонезии, в дальнейшем широко распространилось вЮго-Восточной Азии. В настоящее время некоторыеисследователи трактуют понятие «перанакан» более ши-роко, называя так детей от смешанных браков междупредставителями местных наций и китайцами во всехстранах Юго-Восточной Азии [3. С. 14]. Таким образом,понятие «перанакан» распространено в Малайзии, Таи-ланде, Сингапуре и других странах.В Таиланде китайцы ассимилировались в большейстепени, чем в других странах. Многие исследователиотмечают, что в Таиланде в силу высокой степени ас-симиляции идентификация этнических китайцев иопределение «тех, кто является китайцами», в настоя-щее время представляет существенные сложности [4.С. 20]. Несмотря на то что в Бангкоке есть Чайна-таун,большинство этнических китайцев рассеяно по городу.Использование тайских имен является нормой для «ху-аи», многие из них не говорят на китайском языке. Вцелом китайская диаспора в Таиланде достаточно бога-та и могущественна и дистанцируется от местногонаселения не по этническим, а по экономическим ха-рактеристикам. В Таиланде сложились две группы ки-тайцев: китайцы, говорящие по-китайски, и «лук цын»- китайцы, говорящие на тайском. Высокий уровеньмежэтнических браков сформировал в Таиланде значи-тельную прослойку «перанакан». Однако в рамках ки-тайской диаспоры сохранилась традиционная система«гуанси», а вместе с ней семейная иерархия и системаорганизации бизнеса.Ассимиляция китайцев на Филиппинах проходила вдирективном порядке и именно поэтому была стольуспешна. Этнические китайцы во второй половине1950 - 1960-х гг. были вынуждены взять филиппинскиеимена, принять местные культуру и традиции, а такжеперестроить систему ведения дел, чтобы не потерятьсвой бизнес и инвестиции. Таким образом, китайцы наФилиппинах большей частью ассимилировались. Доляэтнических китайцев на Филиппинах в общей числен-ности населения очень мала. Из-за распространенностимежэтнических браков количество филиппинцев с ки-тайскими корнями составляет от двух до четырех мил-лионов человек (помимо 1,1 млн этнических китайцев)[4. С. 22]. Причем данная группа идентифицирует себяне как потомственных китайцев и не как «перанакан», акак филиппинцев. Это подчеркивает высокую степеньассимиляции. Основная масса существующей китай-ской диаспоры на Филиппинах - это этнические китай-цы в первом и втором поколениях.Во Вьетнаме с середины 1950-х гг. правительствоДРВ проводило политику постепенной ассимиляциикитайцев. В середине 1960-х гг. статус китайского язы-ка был низведен до иностранного. После объединенияВьетнама в 1975-1976 гг. меры, принимаемые в отно-шении этнических китайцев, сконцентрированных наюге страны, стали еще жестче, что вынудило многихпокинуть государство. Именно в это время появилисьтак называемые «лодочники» («boat people»), китайцы,покидавшие Вьетнам на лодках и перебиравшиеся вдругие страны. В 1978-1979 гг. это вызвало наплывбеженцев в близлежащие страны. За период 1975-1979 гг. 430-460 тыс. этнических китайцев покинулиВьетнам, из них 230 тыс. перебрались в Китай, аоставшиеся 200-230 тыс. - в другие страны Юго-Восточной Азии [4. С. 28]. Оставшиеся во Вьетнамекитайцы вынуждены были ассимилироваться. В насто-ящее время в китайской диаспоре Вьетнама существуетчетыре типа китайцев: «хуа» - потомки поселенцев,приехавших до середины ХХ в. (основная группа),«нгай» - потомки мигрантов из провинций Гунси иХайнань, «сань део» - потомки мигрантов из провин-ции Гуандун XVI-XVII вв., вьетнамцы китайскогопроисхождения (китайцы, родившиеся в Китае и при-нявшие гражданство Вьетнама).В Сингапуре этнические китайцы составляют более75% населения страны. Этническим меньшинством тамявляются индийцы и малайцы. Со времени обретениянезависимости правительство Сингапура работало надсозданием сингапурской идентичности. Английскийбыл введен в школьную программу как первый язык, акитайский изучался этническими китайцами в качествевторого языка. Однако именно китайская культура со-ставляет основу новой сингапурской идентичности,равно как китайская этика бизнеса и традиционная си-стема «гуанси» главенствуют в экономике.В целом для всех стран Юго-Восточной Азии вне за-висимости от степени ассимиляции там китайскогонаселения характерна одна черта - ситуацию нацио-нальной самоидентификации этнических китайцев вэтих странах во многом изменил стремительный ростКитая. Подъем китайской экономики способствовалориентации китайцев всего региона на бизнес с Китаем,вызвав тем самым рост соответствующего этническогосамосознания. Во многих странах Юго-Восточной Азиипоявилась новая мода - быть китайцем.Помимо степени ассимиляции, важным для пони-мания роли этнических китайцев в странах ЮВА яв-ляется вопрос отношений с местным населением, ко-торые далеко не везде складываются гладко. Наиболеепроблемным данный вопрос является для Индонезии,которая особо подвержена массовым всплескам наси-лия против этнических китайцев. Объектом насилия,как правило, становятся китайские храмы или магази-ны и банки, принадлежащие этническим китайцам.Погромы китайских кварталов, произошедшие в1998 г., унесли жизни более 2 тыс. человек и уничто-жили тысячи магазинов и учреждений. После этихсобытий множество китайцев покинуло Индонезию иперебралось в Сингапур, увезя с собой 80 млрд доллСША [5]. В различное время антикитайские выступ-ления и гонения также имели место в Малайзии,Вьетнаме и Мьянме.Этнические китайцы в странах Юго-ВосточнойАзии с момента обретения ими независимости частосталкиваются с сегрегацией. Такое отношение вызва-но их значительным экономическим влиянием и по-пытками его уравновесить, дав больше прав местнымнациональностям. Новая экономическая политика вМалайзии, направленная на увеличение доли малай-ского населения в экономике страны, существенноударила по интересам этнических китайцев.Аналогичная политика в разное время проводиласьв Индонезии, Вьетнаме, Филиппинах. В Малазийскомобществе, где наибольший среди стран Юго-Восточной Азии (помимо Сингапура) процент китай-ских граждан, и в настоящее время встречаются эле-менты сегрегационной политики в различных сфе-рах - образовании, бизнесе и др. Значительные прояв-ления сегрегации встречаются и в политической сфе-ре отдельных стран (прежде всего в Индонезии). ВМалайзии китайцы хоть и представлены в политике идаже занимают высокие посты, но их возможностиограничены. В Таиланде и на Филиппинах, напротив,этнические китайцы могут достичь высших политиче-ских постов (что невозможно в Индонезии).Китайские диаспоры в странах Юго-ВосточнойАзии, как правило, напрямую не участвовали в полити-ке. Основную их силу составляет экономическая мощь,поэтому, несмотря на трудности продвижения в поли-тике, китайские диаспоры сохраняют значительныеэкономические рычаги лоббирования собственных ин-тересов и, таким образом, зачастую оказываются до-статочно крепко связаны с политическими силами.Спонсирование предвыборных кампаний, взятки, «от-каты» - это только часть их инструментов влияния наполитическую сферу. Более того, именно этническиекитайские компании часто создают связку между биз-несом и политикой.По мнению экспертов, именно китайские компаниипомогли семье президента Сухарто занять доминиру-ющие позиции в экономике Индонезии [6. С. 18], засчет чего смогли уберечь свой бизнес, сохранить влия-ние и получить определенные преимущества (эксклю-зивные контракты, кредиты и т.д.).Китайская диаспора контролирует значительнуючасть экономики региона и в больших масштабах инве-стирует в экономику Китая. В Таиланде китайцы кон-тролируют более 80% компаний, котирующихся нафондовой бирже, в Малайзии - 62%, на Филиппинах -более 50% [5]. В Индонезии китайцам принадлежат 17из 25 крупнейших концернов и 70% корпоративныхактивов в стране [5].В Таиланде из 10 крупнейших компаний 9 были ос-нованы и существуют при участии капитала этниче-ских китайцев [7], кроме того китайцы контролируютчетыре крупнейших частных банка страны [8]. Поменьшей мере 12 китайских семейств владеют состоя-ниями свыше 5 млрд долл. США, а 16 из 200 самыхбогатых людей мира - представители китайской диас-поры в Юго-Восточной Азии [5].Китайские интересы представлены в различныхсекторах экономики. В Индонезии крупнейшие этни-ческие китайские компании «Салим Груп» («SalimGroup»), «Липпо груп» («Lippo Group») и «Синар МасГруп» («Sinar Mas Group») действуют во всех круп-нейших отраслях экономики (сельское хозяйство,пищевая промышленность, химическая промышлен-ность, производство строительных материалов, фи-нансовые услуги, торговля, рекреация, недвижимость,телекоммуникации).В Малайзии позиции компаний этнических китай-цев особенно сильны в финансовом секторе, торговле,сферах недвижимости и рекреации; кроме того, их ин-тересы представлены в сельском хозяйстве, пищевойпромышленности, производстве строительных матери-алов и химической промышленности.Среди крупнейших компаний этнических китай-цев можно выделить «Куок Груп» («Kuok Group»),«Хун Леон Груп» («Hong Leong Group»), «БерджаяКорпорэйшн» («Berjaya Corporation»), «Паблик Бэнк»(«Public Bank»). На Филиппинах таким компаниямэтнических китайцев, как «СМ Прайм» («SM Prime»),«Фортун Тобако» («Fortune Tobacco»), «ДжоллибиФудс» («Jollibee Foods»), принадлежит значительнаядоля бизнеса в сферах торговли, рекреации, недви-жимости и общественного питания.В Таиланде компания «Чароен Покпанд Групп»(«Charoen Pokphand Group») занимает ведущие пози-ции в сельском хозяйстве, пищевой промышленностии телекоммуникационном секторе, а компания «Сен-трал Груп» («Central Group») - в торговле и сфере не-движимости.В Сингапуре в силу этнической составляющей ки-тайский бизнес представлен во всех отраслях, однакотрадиционно наиболее сильные позиции он занимаетв финансовом секторе и сфере недвижимости и пред-ставлен такими компаниями, как «Фар Ист Орга-низэйшн» («Far East Organization»), «Юнайтед Овер-сис Бэнк» ( «United Overseas Bank») и «Оверсис Чай-низ Бэнкинг Корпорэйшн» («Overseas Chinese BankingCorporation»).Численность «новых» китайских мигрантов встранах Юго-Восточной Азии составляет 2,3-2,6 млнчеловек, из них 1-1,1 млн человек - в Мьянме [9.С. 79]. Основная масса китайцев в Мьянме - это «но-вые» мигранты. Китайское население Мьянмы в 1950-1980 гг. насчитывало 350-400 тыс. человек [4. С. 32].С середины 1980-х гг. КНР наладила активное торго-вое сотрудничество с Мьянмой. Китайские предпри-ниматели начали активно осваивать экономикуМьянмы, что открыло канал для активной миграции.Значительную долю мигрантов составляют рабочие испециалисты.Таиланд, являющийся крупным транзитным цен-тром китайской миграции в развитые страны, такжестал реципиентом определенного количества «новых»мигрантов. В основном изначально являясь транзит-ными мигрантами, они оседали в Таиланде и отказыва-лись от дальнейшего переезда. Численность «новых»мигрантов в Таиланде составляет 350-400 тыс. человек,они представлены коммерсантами, менеджерами и тех-ническими специалистами, сотрудниками компаний,аутсорсинговыми специалистами [9. С. 79].В Сингапуре студенты, специалисты, коммерсантыи рабочие - «новые» китайские мигранты составляют350-380 тыс. человек [9. С. 79]. Немало «новых» ми-грантов переехало на Филиппины, используя суще-ствующие эмигрантские сообщества, их численность вэтой стране составляет 150-200 тыс. человек [9. С. 79].В силу специфики въездного законодательства, при-влечения иммигрантов-инвесторов и активного экспор-та рабочей силы основная масса «новых» китайскихмигрантов на Филиппинах - это предприниматели испециалисты.В Малайзии численность «новых» мигрантов состав-ляет 100-150 тыс. человек. «Новая» миграция в этустрану очень разнообразна по структуре: в Малайзиюедут китайские студенты на обучение, предпринимателии рабочие - на заработки, пенсионеры - после выхода напенсию, невесты - для замужества. В Малайзию тольков 2003 г. по каналу замужества мигрировало 2 710 чело-век [9. С. 78].Численность «новых» китайских мигрантов в Лаосеи Камбодже составляет 150-200 тыс. человек [9. С. 79].Миграция в эти страны, прежде всего, представленасотрудниками и рабочими компаний, выполняющихпроектные и строительные работы, а также предпри-нимателями и сельскохозяйственными рабочими.Численность «новой» китайской миграции в страныЮго-Восточной Азии является не столь значительной,особенно по сравнению с размером китайских диаспорв этих государствах. Поэтому «новая» миграция оказа-ла влияние прежде всего на страны, где китайскиедиаспоры были относительно немногочисленны, такиекак Лаос, Камбоджа, Мьянма. «Новая» миграция в этистраны увеличивается по мере роста экономическогосотрудничества между ними и Китаем. Она привела красширению существующих диаспор и укреплению ихсвязей с Китаем.Страны традиционного проживания этнических ки-тайцев в меньшей степени были подвержены влиянию«новой» миграции. Индонезия стала единственнойстраной Юго-Восточной Азии, которую почти не заде-ла волна «новой» миграции из КНР. Этнические китай-цы, проживающие в Индонезии, в основном являютсяпотомками китайцев, переселившихся туда до началаХХ в. Переселившиеся в Индонезию в 1990-е гг. ки-тайцы по большей части были тайваньскими инвесто-рами, искавшими возможности для вложения капита-лов.В целом можно заключить, что «новая» миграцияпривела к усилению позиций традиционной китай-ской диаспоры в странах проживания, а такжеукреплению их связей с КНР. При этом она не пре-терпела значительных изменений в своей структурепо сравнению с диаспорами в других странах,например в США или Австралии, однако и в нейпроизошло увеличение доли говорящих по-китайски и людей, идентифицирующих себя какэтнических китайцев.

Ключевые слова

китайская диаспора, «перанакан», «новая» китайская миграция, Chinese Diaspora, ''new'' Chinese migration, ''peranakan''

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Анохина Елена СергеевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры востоковеденияanokhina.es@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Qiaowu tongji nianbao. 2009 (Статистический ежегодник комиссии по делам зарубежных китайцев. 2009). Taiwan, 2009.
The World Factbook 2010 // Central Intelligence Agency website. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-worldfactbook/ region/region_eas.html (дата обращения: 12.04.2011).
Peranakan Chinese in a Glibalizing Southeast Asia / ed. by L. Suryadinata. Singapore, 2010.
The Chinese of Southeast Asia. MGR Report. London, 1992.
South-East Asia's Chinese. [Electronic resource] // BBC Website. 29.08.2001. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/1514916.stm (дата обращения: 28.01.2011).
Long S. The Overseas Chinese // Prospect Magazin e. 1998. № 29.
Chen Yipin. Dongnanya huaqiaohuaren yu Guangdong ruan shili: silu yu jianyi (Зарубежные китайцы Юго-Восточной Азии и «мягкая» сила провинции Гуандун: мысли и предложения) // Guangdong qiao wang. URL: http://gocn.southcn.com/dzkw2010/hqyhr/1/201009/t201009
Yeung Wai-Chung. The Internationalization of Ethnic Chinese Business Firms from Southeast Asia: Strategies, Processes and Competitive Advantage [Electronic resource] // Faculty of Economics, Thammasat University. URL: http://econ.tu.ac.th/archan/rangsun/M
Zhuang Guotu. Lun Zhongguo ren yimin dongnanya de si ci dachao (Размышления о четырех волнах китайской эмиграции в Юго-Восточную Азию) // Nanyang wenti yanjiu. 2008. № 1. P. 78-79.
 Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия