История формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии в 1838-1920 гг. (первый опыт) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

История формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии в 1838-1920 гг. (первый опыт)

Рассматривается история создания, формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии с 1838 по 1920 г. Библиотека имела не только учебную, но и художественную литературу. Пополнялась она бессистемно и в не достаточном количестве. В начале ХХ в. формирование фонда библиотеки приняло более упорядоченный характер. Однако с началом Гражданской войны ситуация стала вновь неудовлетворительной. В 1920 г. Томская мужская гимназия прекратила свое существование, ее книжные фонды разошлись по разным библиотекам Томска.

History of formation and development of library of Tomsk Man Gymnasium in 1838-1920 (first experience).pdf Библиотеки являются неотъемлемой частью исто-рии культуры России. Повсеместное открытие библио-тек при учебных заведениях в нашей стране началосьв начале XIX в. Однако до сих пор изучение процессаих формирования и развития остается на втором плане.Так было и с библиотекой Томской мужской гимназии.В исследованиях, как правило, освещалась ее история вXIX в. и очень мало внимания уделялось ее жизнедея-тельности начала XX в. Сведения о данном книжномсобрании есть на страницах книг А.А. Мисюрева,Ф.Ф. Шамахова, в пятитомной монографии «ИсторииСибири». Наибольший интерес представляют работыА.Н. Жеравиной [1], посвященные истории Томскоймужской гимназии. В них автор осветила становлениеи развитие библиотеки этого учебного заведения вXIX в., показав самые важные аспекты формированияодной из самых интересных и богатых учебных биб-лиотек города Томска. В данной статье на основе работпредшественников и современников, а также привле-чения богатого архивного материала делается попыткаосветить историю формирования и развития библиоте-ки Томской мужской гимназии с 1838 по 1920 г.Для нормальной организации учебного процессаадминистрации мужских гимназий стремились обеспе-чить своих воспитанников и педагогов учебниками,исследовательской литературой, учебными и нагляд-ными пособиями. В первую очередь гимназическоеначальство стремилось приобретать наглядные пособияпо всем предметам. Это были приборы, инструменты,географические и исторические карты, картины, атла-сы, глобусы, пособия по черчению и чистописанию. Поуставу учебных заведений 1804 г. при мужских гимна-зиях должны были учреждаться библиотеки, необхо-димые для учебного процесса. Предполагалось, что онибудут формироваться из сочинений «известных клас-сических авторов и лучших ученых творений ино-странных и российских» [2. С. 18].Со временем цели и состав учебных библиотек ви-доизменялись. Так, уже по уставу гимназий и прогим-назий 1864 г. гимназии должны были иметь библиоте-ку, состоящую «а) из книг, могущих способствоватьобогащению учителей знаниями и б) из книг, предна-значаемых для употребления учащимися» [3. С. 15].В связи с этим руководство Санкт-Петербургскогоучебного округа в 1867 г. распорядилось, чтобы гимна-зии и другие учебные заведения этого округа открылиученические библиотеки. Из фундаментальных биб-лиотек должны были быть переведены в ученическиете книги, «которые по содержанию должны были бытьдоступны ученикам и могли бы с пользою быть имичитаемы» [4. С. 76]. В Министерстве народного про-свещения решили, что такое разделение библиотечныхфондов было бы желательным во всех учебных заведе-ниях России. Таким образом, в 1867 г. книжные собра-ния гимназий были разделены на фундаментальные иученические.Фонды библиотек гимназий использовались в про-цессе профессиональной, учебной и самостоятельнойдеятельности преподавателей и учеников. Фундамен-тальные библиотеки были достаточно хорошо подо-браны, содержали ценные и редкие издания, их в пол-ной мере можно было называть научными. Учениче-ские библиотеки включали учебники, методическиематериалы, литературу для внеклассного чтения, афундаментальные - литературу педагогической тема-тики, методическую по учебным предметам, однако вбольшинстве случаев ее не хватало.Вся учебная литература до 1832 г. поступала в гим-назии из Департамента народного просвещения в кре-дит с надбавкой в 20%. В 1832 г. Министерство народ-ного просвещения постановило, чтобы учебные заве-дения выделили из своих средств по 200 руб. для обра-зования «книжного капитала». Это было сделано длятого, чтобы можно было покупать книги по номиналь-ной цене, а средства, вырученные с продаж, использо-вать на выдачу бедным ученикам учебной литературы.Формирование фондов гимназических библиотекшло на основе книг, одобренных и рекомендованныхМинистерством народного просвещения для выписки вученические библиотеки. Издавались специальные ка-талоги ученических библиотек средних учебных заве-дений для более правильного их формирования. Всяпредложенная в них литература делилась на подразде-лы по возрастному принципу: книги для младшего воз-раста с 1-го по 3-й классы, книги для среднего возрастас 4-го по 6-й классы, книги для старшего возраста с7-го по 8-й классы. Библиотекарям предоставлялосьправо по собственному усмотрению выдавать книги,назначенные для младшего возраста, также ученикамсреднего и старшего возрастов; а книги, назначенныедля среднего возраста, - ученикам высших классов. Всвязи с тем что большинство учебных заведений необладали достаточным количеством средств, Мини-стерство народного просвещения не настаивало наприобретении всех означенных в списках книг. В ката-логах указывался большой спектр литературы, из кото-рой педагогические советы гимназий могли сами вы-бирать то, чем пополнять фонды ученических библио-тек. В то же время не возбранялось включать в их со-став книги, которых не было в каталогах, но которыебыли рекомендованы и одобрены Министерствомнародного просвещения. Периодически каталоги книгдля ученических библиотек пересматривались и до-полнялись.Библиотека Томской мужской гимназии первона-чально формировалась совершенно бессистемно в ос-новном за счет частных пожертвований и вследствиеэтого «и количественно, и качественно» не отвечалазадачам обучения и воспитания учащихся [5. С. 191].Она не всегда пополнялась нужными книгами, преждевсего потому, что из бюджета гимназии на формирова-ние библиотечного фонда выделялись небольшие сум-мы денег. К моменту открытия Томская мужская гим-назия не имела полного комплекта учебных пособий икниг, необходимых для обучения гимназистов, а мно-гочисленные пожертвованные книги бесполезно стоялина полках. Еще до основания гимназии в Томске былаорганизована библиотека, которая располагалась в до-ме Томского купеческого, мещанского и цехового об-щества. Ее фонд был очень мал из-за незначительногоколичества средств. Поэтому было решено присоеди-нить к гимназии эту библиотеку и начать формироватьее с учетом потребностей учебного заведения [6. C. 15].Для учебного процесса и для получения преподава-телями новой информации стали выписывать периоди-ческие издания. Пополнялась библиотека Томскоймужской гимназии в основном руководствами для пре-подавания и, частично, сочинениями «образцовых»писателей. В 1840 г. в библиотеке было всего 716 то-мов книг. В 1840-х гг. поступили в дар книги от быв-шего инспектора гимназии И.П. Княжницкого -14 книг на французском языке, 94 тома от коллежскогоасессора В. Беляева, около 80 томов на французскомязыке от дочери коллежского советника Боннар. Одна-ко они не могли быть востребованы в учебном процес-се [5. С. 191]. Спустя 16 лет количество книг увеличи-лось до 1 250 томов. Необходимо заметить, что избюджета гимназии на пополнение библиотечного фон-да выделялись мизерные суммы: так, в 1850 г. они со-ставляли 214 рублей 28 копеек, т.е. 3,5% от общейштатной суммы, выделявшейся на содержание всейгимназии [7. С. 9-11, 14, 23]. Кроме того, необходимозаметить, что из-за нехватки мест для размещенияклассов гимназии библиотека разместилась в самомнеудобном месте.Все книги библиотеки были записаны в система-тический каталог, который был неудобен в обраще-нии. В 1860 г. для библиотеки Томской мужской гим-назии были составлены каталоги по системе В.И. Со-больщикова. Суть их заключалась в том, что хранениекниг должно быть организовано так, чтобы библиоте-карь в любое время мог проверить наличие книг,быстро удовлетворить запрос читателя, знать кому,когда и что выдано. Кроме того, все должно быть по-строено так, чтобы в фонде сразу смог работать вновьпришедший библиотекарь. По системе Собольщиковавсе книги в библиотеке были расставлены по вели-чине их переплета, а на книгах был проставлен шифр,включающий номер шкафа, номер полки и место кни-ги на полке.Необходимость в литературе для чтения очень чет-ко просматривается на страницах воспоминаний гим-назистов того времени. Так, Н. Ядринцев писал о том,что он и его друзья по гимназии знакомились с «луч-шими произведениями литературы, с Пушкиным, Лер-монтовым, Жуковским и т.д.», читая книги и журналыиз библиотеки его отца [8. С. 197]. Н.И. Наумов в своейавтобиографии писал, что он с «радостью бежал изгимназии домой и садился за чтение тех книг», которыеему удавалось достать [9. С. 179]. Это ли не показательтого, что гимназия нуждалась в литературе для чтения.А многочисленные воспоминания заставляют заду-маться о том, что им не хватало нужной литературы,которая могла бы позволить преподавателям изменитьсвою манеру преподавания предметов.Фундаментальная библиотека Томской мужскойгимназии в 1858 г. состояла из 785 наименований в1 292 томах и по сравнению с библиотеками другихсибирских гимназий была очень бедна. Так, в этот жепериод в библиотеке Тобольской мужской гимназиинасчитывалось уже 1 958 наименований книг в4 768 томах. В связи с этим обстоятельством препода-ватели и учащиеся Томской гимназии нуждались вучебной литературе. Поэтому в 1862 г. по распоряже-нию генерал-губернатора Западной Сибири к библио-теке Томской мужской гимназии была присоединенаТомская публичная библиотека, которая 1 января 1863г. была открыта для местных жителей. Для этого забла-говременно в конце 1862 г. все книги фундаментальнойбиблиотеки из тесной, плохо освещенной комнаты ка-зенного дома были перенесены в новое здание, нани-маемое гимназией у М.Ф. Гуляевой, и помещены в но-вых шкафах. В газетах появилась статья об открытиибиблиотеки для публики, на что многие граждане от-кликнулись с большим сочувствием. Подписчиковнасчитывалось 189 человек. В основном это были уча-щиеся средних учебных заведений. На собранные сподписчиков деньги библиотекой были выписаны кни-ги современных авторов. В 1864 г. ожидали увеличениечисла читателей.Генерал-губернатор передал в библиотеку гимназиисумму в 2 000 руб., которую он собрал на публичнуюбиблиотеку, но ее оказалось мало для содержания от-дельного здания. К 1 января 1864 г. в ней было уже890 наименований в 2 172 томах. Кроме того, была ор-ганизована дополнительная подписка на периодиче-ские издания, что значительно улучшило фонд гимна-зической библиотеки. До этого выписывалось только3 периодических издания, а в 60-е гг. XIX в. - уже 27,среди которых были «Современник», «Отечественныезаписки», «Русское слово», «Русская старина», «Все-мирная иллюстрация», «Филологические записки»,«Московские ведомости», «Вестник Русского Геогра-фического общества», «Библиотека для чтения»,«Книжный вестник», «Санкт-Петербургские ведомо-сти», «Сенатские ведомости» и др. Несмотря на это, вотчетах директора гимназии за 1865 г. мы читаем, что«библиотека нуждается в приобретении хороших изда-ний классиков, начало приобретения этих классиковуже сделано - в декабре отослано в контору товарище-ства "общественная польза" 172 рубля из библиотечнойсуммы с просьбою выслать хоть часть из этих класси-ков» [10. Л. 38 об.].Фундаментальной и публичной библиотекой заве-довал один из учителей гимназии и за свою работу впубличной библиотеке получал вознаграждение 20% ссуммы, собираемой с абонентов. С момента открытияэтой библиотеки с подписчиков собирали около370 рублей в год, а вознаграждение за заведываниебиблиотекою учитель гимназии получал около75 рублей в год [11. Л. 13]. Сумма эта очень скромнаяи не соответствовала затраченным учителем силам ивремени, так как читальня была открыта ежедневно вбудние дни с 9.00 до 14.00 и с 16.00 до 21.00, в празд-ничные дни с 12.00 до 21.00; а выдача книг на домосуществлялась три раза в неделю с 17.00 до 19.00[11. Л. 13 об.].В 1866 г. Главный инспектор училищ посчитал не-удобным соединение гимназической и публичной биб-лиотек, особенно при нехватке помещений для самойшколы. Он был против того, что подписчиками пуб-личной библиотеки могут быть воспитанники гимназиии духовной семинарии, которые могли «получать избиблиотеки все книги, по своему выбору» [11. Л. 13].По его же мнению, этого допускать нельзя, так какгимназистам следует выдавать книги из библиотекивыборочно и под руководством преподавателей. В товремя как гимназисты, являющиеся читателями пуб-личной библиотеки, пользуются правом читать газетыв читальне, «а следовательно, и слушать всякого родатолки, суждения других абонентов. …а гимназистамвовсе не следует предоставлять права быть абонентамиза плату: им, если Совет гимназии признает это удоб-ным, следует выдавать, с одобрения преподавателей,книги для чтения из библиотеки, без всякой за это пла-ты. Необходимо также безотлагательно публичнуюбиблиотеку с читальней при ней отделить от фунда-ментальной библиотеки гимназии и передать ее в веде-ние городского общества, от коего она и поступила вгимназию» [11. Л. 13]. В связи с этим главный инспек-тор училищ распорядился: 1) исключить гимназистовиз числа абонентов публичной библиотеки; 2) вернутьим деньги за 2-ю половину 1866 г.; 3) разделить фондыпубличной и гимназической библиотек и передатьпервую в ведение городского общества; 4) учредитьученическую библиотеку для учащихся при Томскоймужской гимназии. Кроме того, он посчитал неудоб-ным существующее размещение книг в библиотеке вшкафах по росту, а не по содержанию.С закрытием публичной библиотеки, которая состо-яла из библиотеки Томской мужской гимназии и обще-ственной, слитых вместе, выделение первой стало де-лом сложным, так как не существовало никаких ката-логов собраний, где бы фиксировалось к какой библио-теке относится та или иная книга. Опознавательныеобозначения на самих книгах не давали достаточныхоснований для отнесения их к одному из фондов приразделе. В течение пяти лет библиотека правильно непополнялась из-за того, что существовали сложности сопределением, что уже есть в фонде, а чего нет. Большуючасть работы по систематизации фондов выполнил биб-лиотекарь Г.К. Тюменцев, который к началу 1870-х гг.привел в порядок библиотеку гимназии, а также произ-вел пополнение книжного фонда нужными сочинения-ми. После разделения фондов состояние гимназическойбиблиотеки было плачевным. Множество книг были«…найдены до того избитыми и с растерзанными ли-стами, что более не могли служить для библиотеки,несколько сочинений затерянных или разрозненных»[12. Л. 90]. В 1878 г. Г.К. Тюменцев, будучи уже дирек-тором Томского реального училища, добился передачичасти книг городской публичной библиотеки в егоучилище, а другой части - в библиотеки гимназии иуездного училища.В ноябре 1872 г. В.И. Асташев через своего дове-ренного Карла Ксаверьевича Гортт де Грота обратилсяк руководству Томской мужской гимназии с вопросомо возможности передачи в дар библиотеки его покой-ного отца. В связи с этим была создана комиссия из«инспектора гимназии Вирена, учителя немецкого язы-ка Лохера и учителя математики и библиотекаряГ.К. Тюменцева для приведения в известность из какихименно книг и сочинений состоит сказанная библиоте-ка» [13. Л. 3]. В ходе работы этой комиссии был со-ставлен каталог книг библиотеки И. Асташева в коли-честве «730 названий в 2640 томах сочинений на рус-ском и иностранных языках, серьезных и в большин-стве ценных и даже редких» [Там же]. Все эти книгипоступили в гимназию и были размещены в помеще-нии физического кабинета. Этот дар был оценен в бо-лее чем 30 тысяч рублей.После разделения гимназической библиотеки нафундаментальную и ученическую весь фонд первой былраспределен по 12 тематическим отделам: словесность,история, естествознание, богословие, математика, гео-графия, языкознание, древние языки, справочные книги,правоведение, философия, периодические издания. В1877 г. было решено, что библиотекарь гимназии дол-жен выдавать книги из фундаментальной библиотекипреподавателям «по субботам после уроков во второйполовине второго часа. Кроме того, должен ждать пол-часа тех, кто хотел бы получить книги» [14. Л. 21].В 1883 г. по просьбе попечителя Западно-Сибир-ского учебного округа В.М. Флоринского министромнародного просвещения было разрешено передать биб-лиотеке Томского университета из фондов библиотекиТомской мужской гимназии книги в количестве более1 500 томов; считалось, что они будут более полезныуниверситету [15. С. III]. Это была часть книг(2 640 томов), доставшихся гимназии в 1872 г. послесмерти золотопромышленника И.Д. Асташева, которыйприобрел их у томского губернатора А.Д. Озерского.Здесь имелись журналы и книги по естествознанию игорной промышленности, сочинения по философии,истории, литературе, свободным искусствам. Средиэтих изданий находились книги, принадлежавшие ко-гда-то Г.С. Батенькову: более 300 названий книг нарусском, французском и немецком языках, а такжежурналы и газеты из его библиотеки [16. С. X].1887 г. стал для библиотеки Томской мужской гим-назии очень удачным. В этом году были приобретеныценные учебные пособия для старшеклассников порусскому языку, истории, древним языкам на 900 слишним рублей [1. С. 197].Состояние библиотеки Томской мужской гимназиипо отчетам ее директоров в 70-е гг. XIX в. считалосьвполне удовлетворительным, особенно учитывая фактотдаленности учебного заведения от центров просве-щения и «происходящую от того медлительность идороговизну в снабжении их книгами и учебными по-собиями» [17. Л. 181]. О книжном фонде гимназии в80-е гг. XIX в. в источниках того времени мы черпаемразную информацию. Так, в 1883 г. «Сибирская газета»(Томск) писала: «Библиотека мужской гимназии, ко-гда-то очень ценная, находится также в загоне и со-ставляет мертвый капитал. Порядка, как нам передава-ли, там очень мало: книги берут не записывают, держатнеопределенно долго и теряют» [18]. С другой сторо-ны, по официальным отчетам на 1 января 1885 г. состо-яние фундаментальной библиотеки Томской мужскойгимназии оценивалось как нормальное. Однако прове-денная во второй половине 1885 г. попечителем Запад-но-Сибирского учебного округа ревизия гимназии по-казала, что в фундаментальной библиотеке шкафы скнигами помещались частью в очень тесной учитель-ской комнате, частью в классных комнатах; каталогивелись неисправно и при проверке многие книги оказа-лись утерянными.В 1890 г. при написании очередного отчета выяс-нился факт, что книжный фонд фундаментальной биб-лиотеки резко сократился на 3 260 томов. В объясни-тельной записке директора Томской мужской гимназииот 11 апреля 1891 г. на имя попечителя Западно-Сибирского учебного округа говорится следующее:«Сведения по библиотеке, данные в прежние годыбывшим библиотекарем Н.Н. Баранским, были не вер-ны. Число томов было показано им на три тысячи слишком больше» [19. Л. 85]. Это подтвердилось припередаче библиотеки Н.Н. Баранским В.П. Щепетеву. Вотчете констатируется факт ошибки предыдущего биб-лиотекаря. Но на основании архивных данных и име-ющихся дополнительных сведений можно предполо-жить, что Н. Баранский не исключил из инвентаряфундаментальной библиотеки ту часть книг, которая в1883 г. была передана Томскому университету.Как видно из вышесказанного, ситуация с пополне-нием гимназической библиотеки изменялась слабо изависела от случайных факторов. Книжный фонд гим-назической библиотеки новыми изданиями пополнялсянезначительно. Большую роль в процессе подготовки курокам и ознакомления с различного рода новыми со-чинениями сыграл Томский университет и открытаяпри нем библиотека, которую посещали преподавателиТомской мужской гимназии. В записке библиотекаряТомского университета С.К. Кузнецова к ректору от21 февраля 1896 г. говорилось о посторонних читате-лях университетской библиотеки. Среди прочих упо-минаются имена преподавателей томской гимназии,зарегистрированных на 7 октября 1892 г. (И.М. Тыж-нов, И.М. Курочкин, В.А. Геблер и директор В.П. Ще-петев) [20. Л. 103-103 об., 119-124 об.].В 1901 г. библиотечный комитет Томской город-ской публичной библиотеки признал желательным воз-врат книг из библиотеки гимназии, ранее принадле-жавших публичной библиотеке. Для этой цели былсоставлен список книг за 1866 г., включивший книги ижурналы, переданные городской библиотекой в гимна-зию. Было написано письмо на имя директора Томскоймужской гимназии, в котором прозвучала просьба вер-нуть публичной библиотеке книги, переданные гимна-зии в 1862 г. Однако эта попытка библиотечного коми-тета оказалась безрезультатной [21].Кроме фундаментальной библиотеки, при Томскоймужской гимназии существовала ученическая, котораябыла невелика по объему и, по мнению администрацииучебного заведения, удовлетворяла своему назначе-нию. Решение о необходимости разделения библиотеч-ного фонда на две составляющие поступило еще в1861 г. В 1864 г. И.Д. Асташев «положил начало уче-нической библиотеке», пожертвовав деньги в размере1000 рублей [22]. Но из-за материальных затрудненийэто преобразование было сделано только к 1867 г.В 1866 г. был составлен реестр книг, необходимыхдля учебного процесса. Он насчитывал 389 названийстоимостью в 593 рублей 91 копеек. По разным причи-нам Министерство народного просвещения из этогореестра исключило 47 названий и прибавило 13. Здесьбыло предложено приобрести следующие сочинения:по истории - Плутарха, Н.И. Костомарова, Т.Н. Гра-новского; по естественной истории - Араго, Циммер-мана; по сибиреведению - П.П. Семенова, Д.И. Зава-лишина; литературные произведения - В.А. Жуковско-го, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя,И.С. Тургенева, А.Н. Островского и др. [7].К 1868 г. после заказа книг для ученической биб-лиотеки на средства, пожертвованные И.Д. Асташе-вым, осталось около 300 рублей. На эту сумму педаго-гический совет гимназии выписал некоторые периоди-ческие издания: «Учитель» для учеников 6-го и 7-гоклассов, «Всемирный путешественник», «Вокруг све-та» и др. Были закуплены также учебные пособия, не-обходимые ученикам для работы над домашними зада-ниями: лексиконы, атласы. Эти пособия выдавалисьбеднейшим воспитанникам гимназии во временноепользование, но при условии бережного обращения скнигой и своевременного возврата. Несмотря на еже-годное пополнение, ученическая библиотека былаочень бедна. Поэтому старшеклассникам «была предо-ставлена возможность через преподавателей пользо-ваться книгами из фундаментальной библиотеки» [23.Л. 14 об.].Потребность в литературе в библиотеках гимназийбыла высокой, а источников ее пополнения было недо-статочно. Министерство народного просвещения, ко-нечно же, посылало в сибирские учебные заведенияучебники и другую литературу. Они направлялись впродажные библиотеки, где залеживались из-за того,что «в учебных заведениях находилось мало учеников,желающих приобрести руководства, присланные вбольшом числе экземпляров» [24. Л. 69-69 об.]. В ре-зультате у гимназий накапливались долги перед Мини-стерством за книги, которые ученикам были не нужны.Первые шаги в улучшении этого положения попы-тались сделать преподаватели Томской мужской гим-назии. В 1868 г. инспектор Н. Стукальский, учительнемецкого языка К. Лохер и еще несколько человек,служащих в Сибири в ведомстве Министерстванародного просвещения, стали инициаторами созда-ния общества «Сибирской книжной торговли и Ко-миссионерства учебных заведений (Восточной и За-падной Сибири) для облегчения выписки и продажикак учебных книг, так и других дозволенных в прода-жу и распространение» [25. Л. 15]. Однако это обще-ство не было учреждено.В Западной Сибири, как и в сибирском регионе вцелом, долгое время не было ни книжных магазинов,ни собственных типографий, ни городских библиотек.Значительный прогресс в этом деле произошел в 70-80-х гг. XIX в. В этот период расширяется книготорго-вая деятельность, открываются книжные магазины,лавки, склады, публичные библиотеки в Томске, Ом-ске, Тобольске, Барнауле, Каинске и других городахЗападной Сибири. Несмотря на это, о серьезных изме-нениях в обеспечении гимназических библиотек необ-ходимыми книгами в третьей четверти XIX в. можноговорить в основном применительно к Томску, в кото-ром в 1871 г. П.И. Макушиным была открыта публич-ная частная библиотека с фондом в 583 наименованиякниг. Для более широкого охвата населения города,прежде всего для учащихся средних учебных заведе-ний, Петром Ивановичем была назначена доступнаяплата - 25 копеек в месяц за право брать единовремен-но по одной книге при залоге в 1 рубль или поручи-тельстве известного библиотеке лица [26. Л. 2].При своей библиотеке П.И. Макушин составил осо-бый отдел из 300 книг, доступных пониманию учащих-ся в старшем отделении школ. Плата за пользованиеэтими книгами составляла 10 копеек в месяц. Чтобыближе познакомиться с развитием детей и помогатьпроизводить выбор книг, заведование выдачей Маку-шин взял лично на себя, назначив для обмена книг двадня в неделю - среду и субботу с 2 до 6 часов дня.Школьники с большим интересом отнеслись к этомуначинанию, но библиотека функционировала не болееполугода. Не удалось Петру Ивановичу приобщить кчислу читателей учащихся городских школ. Причинойстало то, что директор училищ, он же директор Том-ской губернской мужской гимназии, проведав об этой«ученической библиотеке», нашел само ее существова-ние укором учебному начальству и его дискредитиро-ванием в глазах населения. Директор сделал распоря-жение по гимназиям и училищам Томской губернии,чтобы ученики школ не смели ходить в библиотекуМакушина за книгами для чтения. Он предложил клас-сным наставникам сообщить ученикам, чтобы они об-ращались за книгами в ученические библиотеки, а не вбиблиотеку Макушина, где выбор книг бывает «совер-шенно случайным». В частности, директор училищсчитал, что есть «что-то во всем складе господина Ма-кушина и во всех его приемах сомнительное и вызы-вающее к подозрению» [27. Л. 14].12 февраля 1877 г. педагогический совет Томскоймужской гимназии решил передать закупку книг иучебных пособий, необходимых для этого учебногозаведения, книжному магазину Макушина и Михайло-ва. Первоначально предполагалось подписать контрактс этим магазином на условиях, что книги для казенныхвоспитанников будут продаваться по петербургскимценам, а для других учеников гимназии на 10% дороже[28. Л. 2 об.]. В конечном итоге был подписан договор,по которому Макушин «обязывался за комиссию братьне более 10% цены книг с пансионеров, а с бедныхучеников даже и 5%» [Там же. Л. 55 об.].После окончания каждого учебного года П.И. Ма-кушин производил тщательный опрос заведующихучебными заведениями в городе и в пределах губерниио том, какие и в каком приблизительно количестве эк-земпляров потребуются учебники на следующий учеб-ный год. На основании этих сведений определяли ко-личество необходимых экземпляров каждого из упо-требляемых учебников в норме двух третей от числаучащихся; к началу учебного года все книги были уженалицо в Томске, а для заказчиков вне Томска были наместах к 15 августа. Если в течение учебного годаощущался недостаток в каком-либо из учебников, тоПетр Иванович немедленно выписывал его телеграм-мой [29. Л. 7].Библиотека Томской мужской гимназии в последниедесятилетия XIX - начале XX в. обладала стариннымиизданиями, поступившими в течение многих лет отчастных жертвователей, но, к сожалению, практическине пополнялась новыми книгами [7. С. 192]. В началеXX в. она нуждалась в пособиях для преподавания фи-зики, истории, географии, естественных наук. Пополне-ние книжного фонда было незначительным. В связи сэтой ситуацией с 1915 г. было предложено пополнятьученическую библиотеку Томской мужской гимназииежегодно за счет выписки комиссиями по предметам ипреподавателями намеченных книг, одобренных Мини-стерством народного просвещения. Библиотеки фунда-ментальная и ученическая по-прежнему оставались внеудовлетворительном состоянии. В отчете за 1916 г.говорилось, что в гимназическую библиотеку читателямне удавалось попасть из-за того, что там хранился запасмуки для гимназического пансиона [30]. Правда, следуетотметить, что библиотека продолжала пополняться раз-ными периодическими изданиями.Администрации учебных заведений старались ис-править ситуацию с гимназическими библиотеками,однако с началом Первой мировой, а затем Граждан-ской войны положение усугубляется. В период с 1915по 1917 г. в учебных заведениях ощущался недостатоксредств для закупки необходимых учебников и худо-жественной литературы. С 1918 г. увеличивается числоне только мужских гимназий, но и учебных заведенийразного вида; потребность в книгах возросла, а расхо-ды на комплектование учебных библиотек были со-кращены. В это время Сибирь была отрезана от цен-тральных губерний, была прервана связь с крупнейши-ми книгоиздательствами, которые располагались вМоскве и Петрограде, а многие местные типографиизакрылись. Весь Западно-Сибирский регион продолжа-ла снабжать литературой только фирма П.И. Макуши-на. Однако многих нужных книг не было и в магазинеПетра Ивановича, так как его организация получалалитературу из столичных издательств и доставлялась вСибирь с очень большим запозданием.Издававшиеся в Сибири книги не удовлетворялиспрос на учебную и художественную литературу, небыло школьных учебников, книг по разным отраслямзнаний. За неимением новых изданий учебные заведенияначали скупать старые. Во многих средних школах былиорганизованы книжные лавки, куда ученики приносилистарые учебники и обменивали их на нужные [31].Несмотря на все сложности в формированиикнижного фонда библиотека Томской мужской гим-назии считалась богатой и достаточно хорошо уком-плектованной. Это обстоятельство можно просле-дить на основании представленных ниже графиков(рис. 1, 2).Кол-во экз.ГодыРис. 1. Количественная характеристика фундаментальной библиотеки Томской мужской гимназии 1840-1917 гг.Кол-во экз.ГодыРис. 2. Количественная характеристика ученической библиотеки Томской мужской гимназии 1878-1917 гг.В 1920 г. Томская мужская гимназия прекратиласвое существование. Ее книжные фонды разошлись поразным библиотекам. Часть фондов фундаментальнойбиблиотеки Томской мужской гимназии в количестве5 089 томов поступила в библиотеку Томского госу-дарственного университета [32], а другая часть - вТомскую областную библиотеку им. А.С. Пушкина.Таким образом, руководство Томской мужскойгимназии стремилось обеспечить свое учебное заведе-ние необходимой литературой. В первой половинеXIX в. книжный фонд из-за скудости ресурсов не удо-влетворял насущные нужды этой школы, пополнялсяхаотично и в основном за счет пожертвований. Начи-ная с середины столетия ситуация постепенно изменя-лась, что привело к улучшению комплектования гим-назических библиотек, а также к их более целенаправ-ленному пополнению. С 1867 г. стали появляться уче-нические библиотеки, благодаря которым воспитанни-ки могли познакомиться помимо учебников еще и сразными сочинениями по какому-либо предмету. Раз-витие книгораспространения в Западной Сибири вовторой половине XIX в. привело к появлению книжныхмагазинов, публичных библиотек, что благотворно ска-залось на формировании библиотечных фондов. Вначале XX в. библиотеки Томской мужской гимназииформировались, как правило, необходимой для учебно-воспитательного процесса литературой. В большихобъемах выписывались разнообразные периодическиеиздания. Однако в 1917-1919 гг. в связи с материаль-ными трудностями, отсутствием возможности вестизанятия в собственных зданиях, которые были занятыпод постой войск, скудные средства не позволяли За-падно-Сибирским мужским гимназиям пополнять ихбиблиотечные фонды.

Ключевые слова

Томская мужская гимназия, библиотека, Tomsk Man Gymnasium, library

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сизова Екатерина ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. ист. наук, ведущий библиотекарь отдела рукописей и книжных памятников Научнойбиблиотекиsizova_e@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Жеравина А.Н. Из истории гимназического образования в Томске // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 276. Сер. «История. Краеведение. Этнология. Археология». С. 195-204.
Устав учебных заведений, подведомых университетам. [Б.м.] : [Б.и.], 1804.
Устав гимназий и прогимназий 1864 г. СПб. : Тип. Рогальского и К., 1864.
Об устройстве особых ученических библиотек при гимназиях и прочих учебных заведениях // Журнал Министерства народного просвещения. 1867. Май.
Жеравина А.Н. Томск второй половины XIX - начала XX в. (по материалам дореволюционной печати) / под ред. В.П. Зиновьева. Томск, 2010.
Мисюрев А. Томская губернская гимназия в первое пятидесятилетие ее существования (1838-1888). Томск, 1894.
Исторический ход народного образования в Томской губернии // Памятная книжка Томской губернии на 1885 г. Томск, 1885.
Ядринцев Н.М. Воспоминания о Томской гимназии // Потанин Г.Н. Тайжане. Томск, 1997.
Наумов Н.И. Автобиография // Сибирские огни. 1963. № 9.
ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 212.
ГАТО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 424.
ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 327.
ГАТО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 563.
ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3.
Каталог главной библиотеки Императорского томского университета. Томск, 1889. Т. 1.
Лобанов В.В. Библиотека Г.С. Батенькова. Томск, 1993. Ч. 1.
ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 354.
Сибирская газета. 1883. 2 января.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 436.
Переписка Томской городской публичной библиотеки с директором Томской мужской гимназии // ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 202.
Милютин А.И. Десятилетие Томской городской публичной библиотеки (1899-1909). Томск, 1909.
Томские губернские ведомости. 1894. № 8. 24 февраля.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 770.
ГАТО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 7.
ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 2.
ОРКП НБ ТГУ. Фонд Ф. 4: П.И. Макушин. Оп. 1. Д. 2.
ГАРФ. Ф. 102. Оп. 78. Д. 24.
ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 3.
ОРКП НБ ТГУ. Фонд Ф. 4: П.И. Макушин. Оп. 1. Д. 3.
Отчет о состоянии Томской 1-ой мужской гимназии за 1918/19 уч./г. // ГАТО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 560.
Народная газета. 1918 г. 2 октября.
Архив НБ ТГУ. Инвентарная книга.
 История формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии в 1838-1920 гг. (первый опыт) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

История формирования и развития библиотеки Томской мужской гимназии в 1838-1920 гг. (первый опыт) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия