Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организации незаконной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организации незаконной миграции

Анализируется состав преступления, предусмотренный ст. 322.1 УК «Организация незаконной миграции», с учетом современных тенденций преступности в сфере незаконной миграции. Внесены предложения о необходимости уточнения законодательной конструкции, устанавливающей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Представлена аргументация в пользу отнесения состава данного преступления к числу преступлений против безопасности государства. В рамках криминологической характеристики организации незаконной миграции показаны состояние, динамика, причины совершения данного преступления.

Criminal and criminological characteristics of illegal migration.pdf Проблема незаконной миграции в России в настоя-щее время получила неоднозначную оценку. С однойстороны, миграция позволяет сгладить последствиядемографического кризиса, с другой - является крайненегативным фактором, ухудшающим криминогеннуюситуацию в государстве.По данным ГИАЦ МВД РФ, иностранными гражда-нами и лицами без гражданства, в том числе граждана-ми государств - участников СНГ, в 2006 г. совершено53 014 преступлений, в 2007 г. - 50 139, в 2008 г. -53 876, в 2009 г. - 54 412, в 2010 г. - 48 992, за шестьмесяцев 2011 г. - 24 484.Анализируя современные тенденции преступностимигрантов, необходимо подчеркнуть, что ее рост прямопропорционален незаконной миграции населения. Сле-дует отметить, что истинные размеры незаконной ми-грации до настоящего времени не известны ни одномуфедеральному ведомству. Согласно экспертным оцен-кам, в ближайшее время уровень миграции может со-ставить до 10 млн человек в год, в основном выходцевиз азиатских государств.Наибольшая концентрация незаконных мигрантов натерритории Российской Федерации образовалась в г.Москве и Московской области, в г. Санкт-Петербурге иЛенинградской области, Приморском, Краснодарском,Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородскойи Калининградской областях, республиках Бурятия и Ка-релия, а также в Северо-Кавказском регионе [1. С. 17].Незаконные иммигранты, проживающие в России, -выходцы более чем из 60 государств мира, в основномиз бедных стран Азии и Африки. Среди стран ближне-го зарубежья, откуда прибывает наибольшее число им-мигрантов, можно назвать Украину, Таджикистан, Гру-зию, Молдову, Азербайджан [2].Одними из самых распространенных сфер деятель-ности иностранных граждан и лиц без гражданства,незаконно прибывших на территорию РФ, являютсяобъекты строительства (45,5%), рынки (44,3%), объек-ты жилого сектора (3,2%), иная сфера деятельности(7%) [3. С. 13].Основной причиной существования незаконной ми-грации является неравенство экономического развитиягосударств. Другими наиболее значимыми факторами,оказывающими влияние на развитие незаконной ми-грации из СНГ, являются:- высокий уровень бедности в большинстве государствСодружества независимых государств (далее СНГ);- самая протяженная в мире Государственная гра-ница Российской Федерации, 13 тысяч километров ко-торой на ключевом азиатском направлении не устрое-ны и даже не проведены на земле, а это, в свою оче-редь, во многом способствует беспрепятственному пе-ремещению нелегальных иммигрантов. Характерно,что этот участок является границей с бывшими союз-ными республиками [4. С. 48];- наличие в России диаспор многих государств, свя-зи которых с этнической родиной облегчают началь-ный момент миграции [5. С. 493];- криминализация общества и высокий уровенькоррупции [6. С. 298].Практика показывает, что незаконная миграция натерритории России нередко используется для занятиянезаконной коммерческой деятельностью, для совер-шения незаконных действий с наркотиками, оружием,валютой, для совершения иных преступных деяний,для поиска нелегальных каналов проникновения в дру-гие страны. Кроме того, незаконная миграция расширя-ет базу для деятельности организованных преступныхгруппировок, международных террористических и экс-тремистских организаций, усиливает угрозу нацио-нальной безопасности государства пребывания.Весьма актуальным в этой связи явилось введение с30 января 2005 г. Федеральным законом от 28 декабря2004 г. № 187-ФЗ уголовной ответственности лиц, ор-ганизующих незаконную миграцию (322.1 УК РФ).С момента введения данного состава в действиепрошло более шести лет, но правоприменительнаяпрактика свидетельствует о том, что эффективность егоприменения крайне незначительна, так как при сохра-няющейся из года в год положительной динамике неза-конной миграции на территорию Российской Федера-ции количество обвинительных приговоров по даннойкатегории уголовных дел исчисляется десятками вмасштабах страны.Названные обстоятельства позволяют предполо-жить, что анализируемый состав преступления пред-ставляет собой не вполне удачную законодательнуюконструкцию, нуждающуюся в уточнении и дажепринципиальном пересмотре позиции законодателя. Иначинать, по нашему мнению, необходимо с определе-ния понятия «незаконная миграция». Терминологиче-ская точность представляется очень важной как длядальнейших исследований, так и для разработки зако-нодательства в этой области и принятии мер по повы-шению эффективности государственного контроля замиграционными процессами в целом. В настоящеевремя ни один из федеральных законов, регулирующихмиграционные процессы, не содержит определениянезаконной миграции. Среди ученых и правопримени-телей также нет единого мнения относительно данногопонятия.Так, незаконная миграция определяется как такоедвижение населения, которое в соответствии с норма-ми международного права не является вынужденным,(т.е. мигранты не являются беженцами) и определяетсявопреки нормам и квотам, установленным внутреннимзаконодательством и принимающей стороной [7. С. 31].В.В. Масюк определяет незаконную миграцию какформу территориального перемещения физическоголица через государственную границу, нарушающегопорядок въезда, выезда и/или пребывания, а такжетранзитного проезда, установленного законодатель-ством государства, перемещение границ которого за-тронуто, или соответствующими нормами междуна-родного права [8. С. 8].По мнению В.Е. Подшивалова, незаконная мигра-ция представляет собой одну из форм территориально-го перемещения населения, специфика которой заклю-чается в том, что в процессе такого перемещения илипребывания мигрантов (иностранных граждан или лицбез гражданства) в принимающем государстве нару-шаются нормы международного права и (или) внутри-государственного права соответствующих стран [9.С. 185-191].Н.Н. Тоцкий дает понятие «незаконной миграции»как «въезд в РФ, пребывание и выезд с ее территориииностранных граждан и лиц без гражданства с наруше-нием российского законодательства, регулирующегопорядок въезда, пребывания, транзитного проезда ивыезда иностранных граждан, а также произвольноеизменение ими своего правового положения в периоднахождения на территории России» [10. С. 36-38].Представляется, что наиболее точное определениенезаконной миграции дают Н.Д. Нечевина и И.В. Плясо-ва, указывая, что это многостадийный комплексныйпроцесс, включающий в себя въезд в другое государ-ство, пребывание и выезд с его территории иностранныхграждан и лиц без гражданства с нарушением законода-тельства принимающего государства, которое регулиру-ет порядок въезда, пребывания, транзитного проезда ивыезда данной категории лиц, а также самовольное из-менение ими своего правового статуса в период нахож-дения на территории другого государства [11. С. 12].Анализ научных работ позволяет сделать вывод отом, что незаконная миграция выражается в нарушениипрежде всего норм миграционного законодательства,т.е. установленного порядка въезда, выезда, пребыва-ния и транзита определенных лиц в РФ.Статья 322.1 УК РФ структурно расположена вгл. 32 раздела 10 «Преступления против государствен-ной власти». Исходя из этого, родовым объектом рас-сматриваемого преступления следует признать обще-ственные отношения в сфере государственной безопас-ности, а видовым - нормальную управленческую дея-тельность органов государственной власти.Основным непосредственным объектом организа-ции незаконной миграции, по мнению Л.В. Сердюка,выступает порядок управления, а дополнительными(факультативными) объектами этого преступления яв-ляются общественная безопасность, права и свободыграждан России и оборонная мощь страны, которыеставятся под угрозу их нарушения [12. С. 64].Такой подход к определению основного объекта рас-сматриваемого состава преступления представляетсяспорным, поскольку, на наш взгляд, происходит совпа-дение видового объекта с непосредственным. Непосред-ственный же объект определяется в зависимости от кон-кретной управленческой деятельности, которой можетпричинить ущерб данное преступление [13. С. 42]. По-этому некоторые ученые считают, что при организациинезаконной миграции нарушаются прежде всего обще-ственные отношения, обеспечивающие законодательнорегламентированную деятельность органов государ-ственного управления в сфере регулирования миграци-онных процессов, что и составляет непосредственныйобъект состава преступления [3. С. 12].Нарушение миграционного законодательства дей-ствительно причиняет вред порядку государственногоуправления миграционными процессами. Однакост. 322.1 УК РФ предусматривает уголовную ответ-ственность не за собственно нарушение миграционныхправил, а за «организацию незаконной миграции», что,как известно, представляет более серьезную обществен-ную опасность, чем обычное нарушение миграционногозаконодательства. В связи с этим И.В. Никитенко счита-ет, что объектом состава преступления, предусмотрен-ного ст. 322.1 УК РФ, является миграционная безопас-ность государства. Свои выводы ученый подкрепляетположениями «Стратегии национальной безопасности»,одного из основополагающих нормативных документовв области безопасности [14].Поддерживая точку зрения И.В. Никитенко, полага-ем, что уголовная ответственность за организацию не-законной миграции является видом ответственности,обслуживающей сферу общественных отношений вобласти безопасности государства. Поэтому рассмат-риваемый вид ответственности должен быть отнесен кответственности за преступления против безопасностигосударства и данная норма должна быть перемещенаиз гл. 32 УК («Преступления против порядка управле-ния») в гл. 29 УК («Преступления против основ кон-ституционного строя и безопасности государства»).Объективная сторона состава преступления, преду-смотренного ст. 322.1 УК РФ, имеет сложную структу-ру, включающую ряд самостоятельных (альтернатив-ных) действий, каждое из которых в отдельности, как иих совокупность, образует единичное, оконченное пре-ступление: организация незаконного въезда в РФ, орга-низация незаконного пребывания в РФ, организациянезаконного транзитного проезда через территорию РФ.По мнению Ю.Ю. Бышевского, по степени обще-ственной опасности перечисленных в диспозиции ста-тьи действий «наиболее опасным из них представляет-ся именно организация незаконного въезда указанныхлиц в Россию, два других являются в определеннойстепени производными от первого (организации въез-да)» [15].Следует отметить, что перечисленные в диспозициидействия можно объединить одним понятием «имми-грация». Иммиграция (от лат. immigrare - вселяться)означает въезд граждан одного государства в другоегосударство на постоянное или временное (на длитель-ный срок) жительство [16. С. 230]. Выезд из страны поразличным причинам (политическим, экономическим,религиозным и т.д.) называется эмиграцией (от лат.emigrare - выселяться). Поскольку ст. 322.1 УК РФ ре-гламентирует только такие действия, как въезд, пребы-вание и транзит, и не распространяется на незаконныйвыезд с территории Российской Федерации, считаемцелесообразным термин «миграция» заменить терми-ном «иммиграция».В связи с тем что диспозиция ст. 322.1 УК РФ блан-кетная, для привлечения лица к уголовной ответствен-ности необходимо установить, какие нормы закона всфере миграционных правоотношений, регламентиру-ющих порядок въезда, выезда и пребывания в Россий-ской Федерации иностранных граждан и лиц без граж-данства, нарушены.Порядок въезда и нахождения в Российской Феде-рации иностранных граждан и лиц без гражданстваопределяется Конституцией Российской Федерации,международными договорами, Федеральными закона-ми «О гражданстве Российской Федерации», «О право-вом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации», Законом РФ «О Государственной границеРоссийской Федерации», а также п ринятыми н а о сно-вании данных федеральных законов постановлениямиПравительства РФ.Въезд в Российскую Федерацию заключается в пе-ресечении ее Государственной границы по суше путеммеждународного железнодорожного, автомобильногосообщения либо в местах, определяемых международ-ными договорами Российской Федерации или решени-ями Правительства РФ.Незаконный въезд состоит в пересечении Государ-ственной границы России с нарушением установленно-го порядка въезда либо в неустановленном для этогоместе.Организация незаконного въезда в Российскую Фе-дерацию состоит в совершении действий, непосред-ственно направленных на оказание помощи иностран-ным гражданам и лицам без гражданства в пересеченииГосударственной границы России либо транзитногопроезда через территорию России.Организация незаконного пребывания иностранныхграждан и лиц без гражданства в Российской Федера-ции состоит в совершении действий, направленных натрудоустройство, предоставление жилья, материальныхсредств на территории России и т.д.Особенности осуществления транзитного проездаиностранных граждан и лиц без гражданства через тер-риторию Российской Федерации регламентирует гл. 6Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въездав Российскую Федерацию». Так, ст. 29 указанного за-кона гласит: «Транзитный проезд через территориюРоссийской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства в государство назначения всеми видамитранспорта разрешается по предъявлении российскойтранзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Рос-сийской Федерацией по маршруту следования государ-ство либо визы государства назначения и действитель-ных для выезда из Российской Федерации проездныхбилетов или подтвержденной гарантии их приобрете-ния в пункте пересадки на территории Российской Фе-дерации». Такой проезд через территорию РоссийскойФедерации осуществляется, как правило, без права наостановку. В случае вынужденной остановки оформле-ние пребывания на территории Российской Федерациии продление срока действия транзитной российскойвизы производятся территориальным органом феде-рального органа исполнительной власти, уполномо-ченного на осуществление функций по контролю инадзору в сфере миграции, в месте вынужденной оста-новки по заявлению иностранных граждан или лиц безгражданства.Что же касается организации незаконного транзитно-го проезда, то она представляет собой любые действиялица, направленные на обеспечение пересечения Госу-дарственной границы РФ другим лицом, проезда им еетерритории и повторное пересечение границы РФ темже лицом без паспорта (документа, удостоверяющеголичность), визы, миграционной карты с регистрацией вустановленном законом порядке или вида на житель-ство, или временного разрешения на проживание на тер-ритории РФ (оказание помощи транзитным мигрантамтранспортом, обеспечение поддельными документами,сокрытие от таможенных органов) [17. С. 81]. Организа-ция незаконного транзитного проезда может выражатьсяв любых действиях, направленных на обеспечение бес-препятственного проезда через территорию РФ ино-странных граждан и лиц без гражданства, которые неимеют права на такой проезд [18. С. 496].По результатам исследований наиболее распростра-ненными способами (приемами) совершения незакон-ной миграции являются:- организация незаконного пребывания в РФ (ино-странного гражданина и лица без гражданства - 22,6%;2 и более иностранных граждан и лиц без граждан-ства - 63,5%);- организация незаконного въезда в РФ (иностранногогражданина и лица без гражданства - 7,3%; 2 и болееиностранных граждан и лиц без гражданства - 2,2%);- организация незаконного транзитного проезда че-рез территорию РФ (иностранного гражданина и лицабез гражданства - 2,2 %; 2 и более иностранных граж-дан и лиц без гражданства - 1,1%).Иной способ совершения организации незаконноймиграции составил 1,1% [3. С. 13].Основанием для уголовной ответственности являет-ся совершение любого указанного в диспозиции аль-тернативного деяния, являющегося одновременно ипризнаком объективной стороны состава этого пре-ступления.Субъективные признаки организации незаконноймиграции, закрепленные в с т. 3 22.1 У К РФ, также в ы-зывают острые споры в научной среде.Под субъектом преступления обычно понимают фи-зическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совер-шения преступления возраста уголовной ответственно-сти. Субъектом организации незаконной миграции яв-ляется физическое вменяемое лицо, достигшее возраста16 лет, организовавшее незаконный въезд в Россий-скую Федерацию, либо незаконное пребывание в Рос-сийской Федерации, либо незаконный транзитный про-езд через территорию Российской Федерации. Такоелицо принято называть организатором. Как следует излегального определения, организатор преступлениялибо организует и руководит преступлением, либо со-здает и руководит организованной группой или пре-ступным сообществом. В связи с этим некоторые уче-ные отождествляют организатора преступления с орга-низатором незаконной миграции [15].Частью 2 ст. 322.1 УК РФ установлена более строгаяответственность за совершение преступления организо-ванной группой или в целях совершения преступленияна территории Российской Федерации. В соответствиисо ст. 35 УК РФ преступление признается совершенныморганизованной группой, если оно совершено устойчи-вой группой лиц, заранее объединившихся для соверше-ния одного или нескольких преступлений. Следует от-метить, что организация незаконной миграции нередкоосуществляется именно организованными группами,включающими в свой состав или имеющими связи спредставителями государственных служб, поэтомусубъектом квалифицированного вида данного преступ-ления могут быть как должностные лица, так и государ-ственные и муниципальные служащие, не являющиесядолжностными лицами, а также лица, выполняющиеорганизационно-распорядительные либо администра-тивно-хозяйственные функции в коммерческих и иныхорганизациях.Субъективная сторона характеризуется прямымумыслом. Лицо сознает, что совершает действия поорганизации незаконной миграции, и желает их совер-шения. Мотив и цель для квалификации значения неимеют, но, как правило, это корысть.Совершенствование законодательства призвано бо-лее четко определить предмет регулирования миграци-онного законодательства, способствовать устранениюпробелов правового регулирования данной сферы дея-тельности.

Ключевые слова

незаконная миграция, мигранты, иммигранты, организация незаконной миграции, миграционная безопасность, миграционное законодательство, illegal migration, immigrants, migrants, organization of illegal migration, migration security, migration legislation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ларионов Илья АндреевичНациональный исследовательский Томский государственный университет; Томский областной судаспирант кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии; помощник судьиi.a.larionov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Москвина М.В. Влияние миграции на социально-экономические проблемы // Миграция и внутренняя безопасность: Аспекты взаимодействия. М., 2003. 143 c.
Бирюков С.Ю., Янин С.А. Сведения о личности мигранта как один из основополагающих элементов криминалистической характеристики организации незаконной миграции // Миграционное право. 2011. № 1. URL: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=15&art=2189 (да
Байбурина Э.Р. Организация незаконной миграции: уголовно-правовые и криминологические аспекты : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. 22 с.
Кутьин А.Д. Миграция в России: проблемы, прогнозы и перспективные направления государственной политики. М., 2007. 110 с.
Лихолет Е.Н. Отечественные и зарубежные проблемы в области нелегальной миграции // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2006. № 2. С. 492-494.
Куликов В.А. Нелегальная миграция и ее влияние на экономическую безопасность страны // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 1. С. 298-301.
Щербаков В.И. Актуальные вопросы совершенствования законодательства РФ, направленного на предупреждение незаконной миграции // Российский следователь. 2004. № 12. С. 31-37.
Масюк В.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности ФМС России и ее территориальных органов по противодействию незаконной миграции : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 26 с.
Подшивалов В.Е. Незаконная миграция: международно-правовой подход // Правоведение. 2002. № 4. С. 185-191.
Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. М., 1999. 281 с.
Нечевина Н.Д., Плясова И.В. Криминальная иммиграция в современной России: криминологический, уголовный и административный аспекты. М., 2006. 122 с.
Сердюк Л.В. Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ): состав и порядок квалификации (комментарий) // Вестник Уфимского юридического института. 2006. № 2-3. С. 64-67.
Уголовное право России : практ. курс / под ред. Р.А. Адельханяна. М., 2004. 752 с.
Никитенко И.В. Проблема административной и уголовной ответственности за посягательства на миграционную безопасность государства. URL: http://www.juristlib.ru/book_5002html/ (дата обращения: 5 октября 2011 г.).
Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. № 6. URL: http://www.lawmix.ru/com/1099/ (дата обращения: 5 октября 2011 г.).
Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. М., 1992. 740 с.
Сборник учебно-методических материалов для системы профессиональной подготовки сотрудников следственных подразделений МВД России / под ред. Б.Я. Гаврилова. М., 2006. 134 с.
Уголовное право России. Особенная часть : учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. М., 2006. 543 с.
 Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организации незаконной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика организации незаконной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия