Научные достижения и эффективность научно-исследовательского труда зависят от целого ряда факторов и прежде всего от обучения, начиная со студенческой скамьи, молодых ученых основам методологии и методики научных исследований. Научная методология базируется не только на общенаучных методах, но и на учете особенностей конкретной отрасли знаний, в данном случае - экономики. Механизм обучения включает систему методов познания и преобразования действительности, типовую структуру экономического исследования, элементы научного вклада.
System of young scholars education at Faculty of Economics in Tomsk State University.pdf В системе высшего образования научная состав-ляющая играет первостепенную роль, ведь именнонаука - главная производительная сила развития об-щества. Научные исследования позволяют понять,что происходит в обществе, природе, природе самогочеловека и использовать полученные знания в прак-тической деятельности. Однако такому сложному итворческому труду, как научный, нужно обучаться,начиная со студенческой скамьи. Поэтому включе-ние данной дисциплины в учебный процесс подго-товки экономистов университетского уровня право-мерно и значимо.Дисциплина «Основы научного исследования» чи-тается студентам экономического факультета Томскогогосударственного университета с 2006 г. Начиная с2011 г. она введена для магистров.Цель дисциплины состоит в формировании у сту-дентов основ научного мышления и компетенций вобласти проведения научного исследования по эконо-мике. При этом упор делается на учет специфическихособенностей отрасли в ходе проведения научно-исследовательской работы.Реализация поставленной цели осуществляется наоснове решения следующих задач:- раскрытие понятия науки и особенностей научно-го труда, принципов его организации;- проведение сравнительного анализа отечествен-ного и мирового опыта в области научных достижений;- рассмотрение методологии научного исследова-ния и методики его проведения;- определение элементов научного вклада по этапамэкономического исследования;- уяснение типовой структуры научного исследова-ния по экономике;- подготовка студентов к защите магистерских дис-сертаций с презентацией.Таким образом, компетенции студента в результатеосвоения данной дисциплины состоят в следующем.Он должен:- знать: особенности и принципы организациинаучного труда, общенаучные и специальные методынаучного исследования для данной конкретной отраслизнаний, этапы экономического исследования и типо-вую структуру научной работы (диссертации);- уметь: применять различные методы ведениянаучного исследования по экономике, выделять эле-менты научного вклада по этапам экономического ис-следования, правильно оформить работу к защите, за-щитить свою научную работу;- владеть: методологией и методикой научного ис-следования, правилами защиты своей научной работы спрезентацией.Центральное место в данной дисциплине занимаетуяснение студентами методологии и методики научно-го исследования. Именно методология научных иссле-дований, т.е. наука о методах познания и преобразова-ния действительности, лежит в основе методики науч-ных исследований.В основе технологии обучения молодых ученыхлежит познание следующих систем:- система методов познания и преобразования дей-ствительности, которая вооружает ученых инструмен-тами познания истины;- система типовой структуры научного исследова-ния, которая помогает разрабатывать планы научно-исследовательской работы;- система элементов научного вклада в решение ис-следуемой проблемы, которая является основой оценкиконечных результатов труда исследователя.Безусловно, эти три системы тесно взаимосвязаны.Остановимся на характеристике каждой из них.В курсе «Философия» студенты изучают общенауч-ные методы, такие как единство и борьба противопо-ложностей, переход количества в качество, форма исодержание, системный подход и др. Однако в ходеизучения данной дисциплины внимание студентов со-средоточено на рассмотрении специальных для веде-ния экономических исследований методов, таких как:- метод РУР: ресурсы - управление - результаты;- метод ориентации на конечные результаты;- метод формулы успешного управления;- метод принципов (требований);- метод системного анализа и др.Особого внимания заслуживает типовая структураэкономического исследования [1. С. 37-41]. На нашвзгляд, следует выделять следующие ее этапы:Этап 1. Постановка проблемы.Этап 2. Познание предмета исследования.Этап 3. Методологическое решение проблемы.Этап 4. Методическое решение проблемы.Этап 5. Внедрение методических рекомендаций впрактику.Этап 6. Результаты исследования.При этом необходимо учитывать, что есть теорети-ческие работы и работы прикладного характера. Дляпоследних учет всех этапов исследования должен бытьобязательным, вплоть до внедрения полученных ре-зультатов в практику.Безусловно, внутреннее единство, целостность и за-вершенность имеют те научные работы, которые со-держат все требуемые этапы исследования. В своюочередь, зная типовую структуру научной работы, сту-дент может разработать и ее типовой план. Он долженсоставляться еще до написания работы, но уточняться входе непосредственного исследования.Корректировка типового плана научной работывключает:- исключение параграфов, которые не имеют эле-ментов научного вклада. Научный труд не должениметь чисто компилятивных разделов - параграфов,тем более глав;- если параграфы все-таки содержат интересныйкомпилятивный материал для темы исследования, ихцелесообразно объединить с соседними параграфамиплана;- возможны ситуации, когда параграф содержит дваважных элемента научного вклада, которым, как гово-рится, тесно вместе. В этом случае один из них следуетвыделить в самостоятельный параграф.Таким образом, каждый параграф научной работыдолжен содержать не менее одного элемента научноговклада.Центральное место в научном исследовании за-нимает система элементов научного вклада. Поэто-му необходимо провести их систематизацию, выде-ляя:- ВЭНВ - возможные элементы научного вклада;- РЭНВ - решенные элементы научного вклада, т.е.те, которые уже разработаны наукой и не могут состав-лять научную новизну исследования;- НЭНВ - нерешенные, неразработанные элементынаучного вклада, часть из которых может составитьнаучную новизну исследования, т.е. личные элементынаучного вклада;- ЛЭНВ - личные элементы научного вклада, раз-работать, решить которые и намечает автор в своейработе.Таким образом, ВЭНВ = РЭНВ + НЭНВ, в том чис-ле ЛЭНВ.При характеристике элементов научного вкладанеобходимо выделять степень и характер новизны(таблица).Степень и характер новизны элементов научного вкладаСтепень новизны ЭНВ Характер новизны ЭНВПолучение новых для теории и практики идей и решений Впервые сделанные выводы, разработки, предложенияОригинальные по сравнению с уже имеющимисяРазвитие известных для теориии практики идей и решенийСпорных Дополнительное обоснование верности ЭНВПризнанных Углубление, детализация, улучшение ЭНВРаспространение на другие сферы примененияСтепень новизны результатов исследования отвеча-ет на вопрос: является ли данный ЭНВ новой идеей(решением) или он представляет собой развитие ужеизвестной идеи (решения).Новые для теории и практики идеи и решения - этоте, к оторые д о с их п ор н е б ыли и звестны н ауке, ихнельзя найти в опубликованных работах, ведомствен-ных документах, докладах институтов и организаций,материалах конференций, практике хозяйствования.Они делятся на:- впервые сделанные выводы, разработки, предло-жения - это те, которые не имеют других вариантоврешения;- оригинальные (по сравнению с имеющимися) -выводы, разработки, предложения, которые означают,что в теории и практике имеются другие результаты, ноавтор работы дает лучшее, на его взгляд, решение за-дачи.Развитие известных теории и практике идей и ре-шений означает:1. Дополнительное обоснование верности той илииной спорной идеи (решения) с помощью собственныхоригинальных методов исследования, расчетов иобобщений материалов практики, логических обосно-ваний.2. Углубление, детализацию, улучшение известныхидей (решений), которые свидетельствуют, что ученыйболее конкретно, чем его предшественники, раскрыва-ет данную спорную или признанную идею (решение),глубже познает сущность явления, причины недостат-ков практики, подробнее представляет тот или инойэкономический механизм.3. Распространение идей и решений на новые сферы ихприменения, которое заключается в том, что автор предла-гает использовать какую-то признанную идею (решение) вновой сфере действия с учетом ее особенностей.Элементы научного вклада могут быть использованы:- для самооценки исследователем своего труда;- для оценки этого труда его рецензентами, оппо-нентами.Познание студентами основ научно-исследователь-ской работы предполагает использование различных ме-тодов обучения. Это аудиторные занятия, самообучениена основе учебных пособий, конференции, консультациинаучных руководителей, а также различные формы обу-чения - лекции, семинары, консультации, проведениекруглого стола, мастер-класса и др.В соответствии с изложенным выше выделяютсяследующие элементы работы студентов:- выбор научной проблемы, формирование научнойтемы с учетом его интересов и склонностей;- изучение достигнутого уровня решения исследуе-мой проблемы на основе работы с научными и перио-дическими изданиями, Интернет-ресурсами;- выявление возможных и нерешенных элементовнаучного вклада;- определение намечаемых личных элементовнаучного вклада из числа выявленных нерешенныхэлементов научного вклада;- определение последовательности решения ЛЭНВ;- непосредственная разработка отдельных ЛЭНВ;- подготовка и обсуждение реферата на занятии;- уточнение типового плана научной работы;- написание текста научной работы с учетом требо-вания к оформлению;- защита работы с презентацией и рецензирова-нием.В заключение следует отметить следующее. Пяти-летний опыт ведения этой дисциплины позволяетутверждать, что она важна для всех студентов. Об этомсвидетельствуют приведенные ниже отзывы некоторыхиз них:- данная дисциплина позволяет почувствовать себяисследователем и внести элементы личного вклада визучение выбранной темы;- дисциплина важна в становлении личности каж-дого студента, дает студенту основу того как пишетсянаучный труд, и шанс попробовать себя в качестве ав-тора своего «студенческого труда»;- помогает понять, что обязательным условиемнаучного исследования является определение элемен-тов личного научного вклада;- дает возможность сделать первые шаги в опреде-ленной области научного исследования, высказать идеиили решения и внести свой личный вклад в научнуюработу;- учит ставить цель и стимулирует к ее достижению;- является важным этапом формирования личностистудента как исследователя, научного работника и про-сто профессионала в своей сфере деятельности.
Добрусина Маргарита Ефимовна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | канд. экон. наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства; руководитель Центра медицинского менеджмента | medobrusina@rambler.ru |