Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельностив условиях реализации административной реформы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельностив условиях реализации административной реформы

Раскрываются проблемы оценки эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации на современном этапе административной реформы. Обосновывается тезис о том, что повышение эффективности государственного управления требует смещения приоритетов системы оценки деятельности таможенных органов в сторону определения эффективности создания институциональных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, повышения прозрачности и открытости системы оценки для участников внешнеэкономической деятельности.

Methodological approaches to assessment of efficiency of customs regulation of foreign economic activity in conditionsof administrative reform realization.pdf Повышение эффективности деятельности государ-ственных органов власти и управления в рамках совре-менных представлений об экономической роли госу-дарства в условиях открытой экономики стало основойвсех крупных реформ системы государственного регу-лирования за последние десятилетия. В соответствии сконцепцией «эффективного государства», получившейв экономической литературе наименование «новое гос-ударственное управление» [1. С. 345-358; 2. С. 136-145], по-новому представляется роль государства вэкономике. Ее основные постулаты сводятся к следу-ющим методологическим положениям:1) переориентация деятельности органов государ-ственной власти и администраторов бюджетных средствс «освоения» выделенных им ассигнований на достиже-ние конечных, общественно значимых и измеряемыхрезультатов и применение принципиально новой идео-логии бюджетного планирования, ориентированного нарезультат, предполагающий: определение стратегиче-ских целей и тактических задач деятельности; структу-рирование деятельности по программам, направленнымна решение тактических задач; разработку качественноизмеримых показателей; проведение мониторинга иоценки эффективности реализации программ; установ-ление целевых значений показателей достижения меро-приятий программ; разработку механизма финансирова-ния в зависимости от достижения заданных показателейэффективности деятельности;2) информационная открытость и прозрачностьпроцессов и результатов государственного управления,предполагающая повсеместное использование инфор-мационно-коммуникационных технологий в процессахгосударственного управления, расширение доступаграждан доступа к юридически значимой информации,привлечение институтов гражданского общества кпроцессам оценки эффективности деятельности орга-нов государственной власти и управления, проведениеобщественной экспертизы социально значимых реше-ний органов исполнительной власти;3) ориентация органов государственной власти иуправления на потребителей государственных услуг,предполагающая повышение качества и доступностигосударственных услуг, разработку и внедрение стан-дартов государственных услуг, а также администра-тивных регламентов выполнения данных услуг органа-ми государственной власти, ограничение вмешатель-ства государства в экономическую деятельность субъ-ектов предпринимательства;4) децентрализация государственного управленияна основе принципа субсидиарности, выражающаяся впередаче части государственных функций негосудар-ственным организациям, развитии системы саморегу-лируемых организаций, активизации деятельности тер-риториальных подразделений государственных орга-нов, повышении их ответственности за достижениеконечных результатов деятельности.Вышеизложенные постулаты в значительной степе-ни повлияли на трансформацию механизма таможенно-го регулирования внешнеэкономической деятельности(ВЭД) в России. Важнейшие задачи социально-эконо-мического развития Российской Федерации, предпола-гающие усиление позиций России на мировом рынке,обеспечение глобальной конкурентоспособности обра-батывающих отраслей российской промышленности,географическую диверсификацию внешнеэкономиче-ских связей, создание евразийского экономическогопространства [3], меняют целевые установки механиз-ма таможенного регулирования ВЭД. Целевая состав-ляющая механизма таможенного регулирования внеш-неэкономической деятельности существенно влияет иво многом определяет как его основное содержание,так и успешность функционирования. Именно целизадают общий вектор развития, конкретные формули-ровки целей очерчивают рамки поиска средств их до-стижения, что, в свою очередь, повышает эффектив-ность таможенного регулирования. Используемые по-казатели рассматриваются в качестве оснований дляоценки действий таможенных органов, ответственныхза их достижение, формируя у них либо адекватные,либо искаженные стимулы. Кроме того, формулировкицелей дают возможность участникам внешнеэкономи-ческой деятельности обоснованно судить о том, какая вдействительности стратегия таможенного регулирова-ния реализуется государством. Другими словами, целиформируют, консолидируют и изменяют элементы лю-бого механизма, определяют средства, модели инаправления их достижения [4. С. 122].В настоящее время в системе управления таможен-ными органами осуществляется активный переход оторганизационно-распорядительных и правовых мето-дов управления, при которых оценка деятельностипроисходит в значительной мере по критериям четко-сти, своевременности и полноты соблюдения процедуртаможенного контроля, к программно-целевым мето-дам управления, предполагающим оценку степени до-стижения таможенными органами поставленных обще-ственно значимых результатов деятельности. В данномконтексте ключевым становится вопрос создания си-стемы достоверного информирования о состоянии ме-ханизма таможенного регулирования ВЭД в целяхпринятия эффективных управленческих решений.В качестве стратегических целей Федеральной та-моженной службы в соответствии с основными зада-чами экономической политики Правительства Россий-ской Федерации в настоящее время определены:1) повышение уровня соблюдения таможенного за-конодательства Российской Федерации, обеспечениеполноты и своевременности уплаты таможенных по-шлин, налогов и таможенных сборов. Актуальностьданной цели определяется тем, что в условиях финан-сово-экономического кризиса участники ВЭД пытают-ся минимизировать объем уплачиваемых таможенныхплатежей путем использования различных схем укло-нения, часть участников ВЭД переходит в теневой сек-тор. Стабильное исполнение доходной части федераль-ного бюджета зависит от обеспечения полноты уплатытаможенных платежей в федеральный бюджет при од-новременном повышении уровня соблюдения тамо-женного законодательства в части правильности ис-числения таможенных платежей, своевременности ихвзимания, принятия необходимых мер по сокращениюзадолженности по их уплате. Дополнительные возмож-ности увеличения доходной части федерального бюд-жета позволяют решать задачи макроэкономическойстабильности и интеграции российской экономики вмеждународное экономическое пространство;2) повышение качества предоставления услуг тамо-женными органами, сокращение издержек участниковвнешнеэкономической деятельности и государства,связанных с таможенным оформлением и таможеннымконтролем, что предполагает решение следующих за-дач: упрощение таможенных процедур и ускорениетаможенных операций при таможенном оформлении итаможенном контроле товаров; повышение информати-зации и информационной прозрачности деятельноститаможенных органов; внедрение выборочных методовтаможенного контроля на основе применения системыуправления рисками, уменьшения субъективизма припринятии решений о выпуске товаров; смещение тамо-женного контроля товаров с этапа основного таможен-ного оформления на этап, предшествующий прибытиютоваров на таможенную территорию Таможенного со-юза, а также на этап после выпуска товаров и др.;3) выявление и пресечение контрабанды оружия,наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров,запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а так-же товаров, предметов и ценностей, вывоз которых заграницу Российской Федерации запрещен. Актуаль-ность данной цели определяется необходимостью уча-стия таможенных органов в обеспечении интересовэкономической безопасности государства.В настоящее время в России сложилась комплекс-ная система оценки деятельности таможенных органов,предполагающая ежегодный отчет Федеральной тамо-женной службы как субъекта бюджетного планирова-ния перед Правительством Российской Федерации попоказателям конечного результата и степени достиже-ния стратегических целей, а также оценка деятельностирегиональных таможенных управлений, таможен и та-моженных постов в соответствии с ежегодно утвержда-емой системой контрольных показателей эффективно-сти деятельности. Система формирования контрольныхпоказателей эффективности деятельности таможенныхорганов предусматривает ежеквартальную оценку со-вокупности контрольных показателей эффективностидеятельности региональных таможенных управлений итаможен, непосредственно подчиненных ФТС России,которые, в свою очередь, устанавливают показателидля подчиненных таможенных органов - таможен итаможенных постов.Система оценки эффективности таможенных орга-нов на современном этапе ее развития характеризуетсярядом системных недостатков, существенно осложня-ющих выявление, анализ и решение проблемных во-просов таможенного регулирования внешнеэкономиче-ской деятельности.Во-первых, система оценки деятельности террито-риальных таможенных органов (региональных тамо-женных управлений и таможен) слабо корреспондиру-ется с системой оценки деятельности Федеральной та-моженной службы по достижению стратегических це-лей и тактических задач, реализуемой в рамках внедре-ния бюджетирования, ориентированного на результат.При этом в ряде случаев акцент при определении кри-териев эффективности Федеральной таможенной служ-бы сделан на оценку результатов, не связанных с со-зданием условий для функционирования предпринима-тельства; оцениваются неуправляемые, несопостави-мые, несущественные результаты, рассматриваемые вбольшей степени с позиции количества, а не качества.К показателям, не в полной мере зависящим от дея-тельности таможенных органов, можно отнести про-пускную способность вводимых в эксплуатацию авто-мобильных пунктов пропуска, количество принятыхпредварительных решений о классификации товаров всоответствии с единой Товарной номенклатурой внеш-неэкономической деятельности Таможенного союза.Одним из наиболее существенных недостатков си-стемы оценки эффективности деятельности таможен-ных органов является слабая реакция на импульсы,идущие от центров принятия стратегических решений всфере таможенного регулирования. Так, при подготов-ке Доклада о результатах и основных направленияхдеятельности ФТС России на 2011-2013 гг. [5] практи-чески не учтены принципиальные изменения, происхо-дящие в связи с реализацией Концепции таможенногооформления и таможенного контроля товаров в местах,приближенных к государственной границе РФ, а такжесвязанные с началом функционирования Таможенногосоюза России, Белоруссии и Казахстана. ФормированиеТаможенного союза затронуло практически все обла-сти таможенного регулирования, связанные с таможен-ными платежами, нетарифным регулированием внеш-неэкономической деятельности, функционированиемсистемы таможенных органов. В новых условияхтрансформируются не только задачи, но и функции,полномочия Федеральной таможенной службы, прио-ритетное значение приобретают вопросы совершен-ствования информационных технологий, сокращениясроков проведения таможенного контроля, созданиятаможенно-логистических терминалов. Тем не менееданные приоритеты в настоящее время не находятдолжного отражения в системе оценки деятельноститаможенных органов.Во-вторых, анализ установленных показателей эф-фективности деятельности таможенных органов [6] и«весовых коэффициентов» каждого показателя в общейсистеме оценки позволяет сделать вывод о том, чтореальными приоритетами деятельности таможенныхорганов являются полное и своевременное взиманиетаможенных платежей, а также точность и охват им-портно-экспортных операций процедурами таможенно-го контроля при том, что декларируемые стратегиче-ские приоритеты развития таможенной системы пред-полагают создание благоприятных институциональныхусловий для развития внешнеторговой деятельности,сокращение издержек участников ВЭД. Удельный весрезультатов, непосредственно направленных на созда-ние условий для развития внешней торговли, снижениеиздержек участников ВЭД в общем оцениваемом ре-зультате деятельности таможенных органов, незначи-телен. Сфокусированность деятельности ФТС Россиина фискальной функции и ориентация ее правоохрани-тельной деятельности преимущественно на обеспече-ние полноты поступления таможенных платежей вбюджет обусловливают появление серьезных диспро-порций механизма таможенного регулирования внеш-неэкономической деятельности. Устойчивость такойсистемы к изменениям во внешней и внутренней среде,регулирующая роль адаптационных механизмов, выби-раемых в условиях этих изменений, крайне низки. Вконечном итоге выбранные приоритеты таможенногорегулирования приводят к таким негативным послед-ствиям, как: 1) сокращение числа участников внешне-экономической деятельности; 2) усиление фискальногобремени для субъектов внешнеэкономической деятель-ности; 3) совершенствование способов уклонения отуплаты таможенных платежей и их широкое распро-странение.В-третьих, акцент системы оценки эффективностидеятельности таможенных органов смещен в сторонуобоснования распределения средств материальногостимулирования должностных лиц, в связи с чем, содной стороны, оценка «распыляется» по максимальноширокому спектру функций таможенных органов, сдругой стороны, итоговые результаты оценки влияютна объемы материального стимулирования всех долж-ностных лиц региональных таможенных управлений итаможен. Результатом является практика применениясанкций в отношении структурных подразделений, необеспечивших достижение показателей, в том числе вусловиях, когда результат зависит от действий не-скольких структурных подразделений таможенныхорганов. В подобных ситуациях начинается борьбаструктурных подразделений таможенных органов заперенос «неудобных» показателей в иную сферу ответ-ственности и, как следствие, отсутствуют системныедействия по получению и анализу реального состояниямеханизма таможенного регулирования ВЭД. Данноеобстоятельство также обусловливает закрытый внутри-ведомственный характер информации о выполнениипоказателей эффективности деятельности. УчастникиВЭД и лица, осуществляющие деятельность в сферетаможенного дела и их некоммерческие объединения,Торгово-промышленная палата и ее региональныеструктуры, непосредственно заинтересованные в по-вышении качества и скорости процессов таможенногооформления и таможенного контроля, не включены всистему оценки эффективности деятельности таможен-ных органов, не имеют возможности осуществлять мо-ниторинг показателей эффективности, их обоснованно-сти и объективности.Таким образом, действующая система оценки эф-фективности деятельности таможенных органов харак-теризуется чрезмерно широким охватом направленийдеятельности таможенных органов, высокой степеньюсубъективизма при определении итоговой оценки, чтообусловлено взаимоувязанностью системы контроль-ных показателей эффективности деятельности с меха-низмом материального стимулирования должностныхлиц таможенных органов, закрытостью системы оцен-ки для непосредственных участников процесса тамо-женного оформления товаров. В данных условияхнеобходима кардинальная трансформация как самойсистемы показателей, так и процедуры оценки эффек-тивности деятельности таможенных органов на основеследующих императивов.1. Стратегическим приоритетом оценки эффективно-сти деятельности таможенных органов должно статьобеспечение объективной основы для принятия обосно-ванных управленческих решений и осуществления кон-троля за их исполнением, выявления ключевых факто-ров, влияющих на эффективность таможенного регули-рования внешнеэкономической деятельности. Объек-тивный анализ деятельности таможенных органов пред-полагает разграничение системы показателей, влияю-щих на материальное стимулирование, и показателей,используемых для оценки функционирования механизматаможенного регулирования ВЭД. Совокупность целе-вых показателей для системы результативных целейдолжна выступать в качестве точки отсчета для оценкине действий структурных подразделений таможенныхорганов и отдельных таможенных органов, а успешно-сти процесса взаимодействия отдельных элементов си-стемы таможенных органов друг с другом и участника-ми внешнеэкономической деятельности. Иначе говоря,выявление отступлений от целевых показателей илинеудовлетворительная динамика их реализации - это неоснование для санкций, а исходный пункт начала анали-тического процесса, направленного на выявление про-блем и поиск путей их решения.2. Повышение эффективности таможенного регули-рования внешнеэкономической деятельности предпо-лагает необходимость смещения приоритетов системыв сторону оценки эффективности создания институци-ональных условий для осуществления внешнеэкономи-ческой деятельности. Основными требованиями коценке деятельности таможенных органов должныстать направленность показателей на оценку эффек-тивности содействия таможенных органов развитиювнешнеэкономической деятельности, с одной стороны,и качественный анализ эффективности контрольнойработы таможенных органов - с другой. Реализацияданной задачи должна осуществляться как путем выде-ления новых показателей эффективности деятельности,объективно отражающих тенденции и результатывнедрения современных информационных технологий,сокращения сроков проведения таможенного контроля,так и повышение их удельного веса в общей системепоказателей.3. Ключевыми приоритетами трансформации про-цесса оценки эффективности деятельности таможен-ных органов должны стать повышение прозрачностисистемы, публичный характер формирования сведенийо результатах оценки эффективности и разработка ме-ханизма мониторинга эффективности деятельноститаможенных органов со стороны российских неком-мерческих организаций, объединяющих лиц, осу-ществляющих внешнеэкономические операции и дея-тельность в области таможенного дела. Такой монито-ринг должен предусматривать формирование перечнянекоммерческих организаций, полномочных осуществ-лять оценку эффективности деятельности таможенныхорганов, опубликование информации о выполнениитаможенными органами установленных показателей ирегулярное формирование и направление в Федераль-ную таможенную службу заключений некоммерческихорганизаций о достижении таможенными органамиустановленных показателей, их достоверности и адек-ватности показателей реализуемым направлениям со-вершенствования механизма таможенного регулирова-ния внешнеэкономической деятельности.Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том,что современный этап реализации административнойреформы в России предполагает качественную транс-формацию таможенного регулирования внешнеэконо-мической деятельности. Совершенствование методикиопределения эффективности деятельности таможенныхорганов, повышение ее транспарентности позволятобеспечить стимулы для переориентации механизматаможенного регулирования на реализацию задач со-действия развитию внешней торговле, снижения из-держек участников внешнеэкономической деятельно-сти при осуществлении внешнеторговых операций,ускорения сроков совершения таможенных операций ипроведения таможенного контроля.

Ключевые слова

административная реформа, внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, таможенные органы, administrative reform, foreign economic activity, customs regulation, customs authority

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хапилин Станислав АнатольевичРостовский государственный экономический университетканд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры международной торговли и таможенногоделаkhapilin@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Dunn W., Miller D.Y. A Critique of the New Public Management and the Neo-Weberian State: Advancing a Critical Theory of Administrative Reform // Public Organization Review. 2007. Vol. 7.
Лобанов В.В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2.
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/ vec2020
Тамбовцев В. Цели социально-экономического развития России в четырех стратегиях // Вопросы экономики. 2008. № 3.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. URL: http://www.customs.ru
Приказ ФТС России от 29.03.2011 № 665 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2011 год».
 Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельностив условиях реализации административной реформы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельностив условиях реализации административной реформы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия