Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основеиспользования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основеиспользования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия

В основе работы лежит обоснование методики применения специализированных упражнений асимметричного характера при подготовке легкоатлетов-спринтеров. Упражнения представляют собой использование в скоростном беге асимметричных силовых воздействий в виде отягощения на одной ноге. В циклических упражнениях максимальной интенсивности изменение локальных силовых воздействий путем прибавления дополнительной массы к нижним конечностям кардинальным образом меняют биомеханизм маховых звеньев в создании сил, продвигающих тело спортсмена при отталкивании. При этом в движениях, которые согласуются с функционированием основных частей тела, повышается мощность работы неосновных мышц и в целом увеличивается интенсивность упражнения, что приводит к более высокому тренировочному эффекту.

Increase of efficiency of athletes-sprinters' preparation by use of special exercisesof cyclic nature with marked asymmetry of power impact.pdf Поиск новых резервов совершенствования учебно-тренировочного процесса посредством использованиятехнических средств и новых технологий являетсявесьма актуальной задачей в теории и методике спор-тивной тренировки, направленной на подготовку лег-коатлетов, специализирующихся в спринте [1-5]. Ак-туальность данного вопроса обусловлена трудностями,связанными с невозможностью дальнейшего приростаспортивных результатов за счет уже известных средстви методов тренировки [6-8].В процессе подготовки бегунов на короткие дистан-ции были разработаны методики выполнения специально-подготовительных упражнений, которые, с одной сторо-ны, повышают эффективность двигательного потенциаласпортсменов, с другой стороны, имеют значения кинема-тических и динамических параметров, сопоставимые соструктурой соревновательного упражнения [9-12].Большинство авторов считают необходимым напредсоревновательном и соревновательном этапах по-чти полностью исключать упражнения, по своим био-механическим характеристикам не связанные с реше-нием задач совершенствования технического мастер-ства в избранном виде [13-16].Становится очевидным, что нет ничего более спе-цифичного для тренировки бегунов на короткие ди-станции, чем использование в качестве основногоупражнения максимально быстрого бега. Причемнаиболее эффективным считается многократное вы-полнение скоростного упражнения [17-19], а именно:повторное пробегание коротких отрезков с максималь-ной скоростью со старта, с ходу, бег с максимальновозможной скоростью в усложненных и облегченныхусловиях и т.д. Используя облегченные методы илиметоды усложнения тренировки, авторы не рекомен-дуют уходить далеко от скоростей и ритмов планируе-мого результата [20-22]. При этом планируемый ре-зультат должен опираться на реальные функциональ-ные возможности спортсмена.Конкретизируя поставленную цель тренировки, сле-дует исходить из задач, стоящих перед легкоатлетом наданном этапе. Подготовку спортсменов необходимо ве-сти так, чтобы постепенно выйти на те биомеханиче-ские, физиологические и силовые показатели его двига-тельных действий, которые могут привести к ростуспортивных результатов, т.е. в спринтерской подготовкестремиться к постановке правильного бега на макси-мальной скорости, выдерживая соотношение длины ичастоты беговых шагов в соответствии с планируемымрезультатом [23]. Исследуя ритмо-скоростную структу-ру движений бегуна-спринтера, В.В. Абросимов (1977)рекомендует применять такие методы тренировок, в ко-торых при многократном повторении соревновательногоупражнения будут формироваться биомеханическиехарактеристики бега именно для результата, превыша-ющего исходный уровень подготовки.Анализ научной литературы по подготовке сприн-теров показал, что повторение биомеханически рацио-нальных спортивных упражнений в тренировке ис-пользуется именно для закрепления двигательногонавыка, проявляемого в виде основных элементов тех-ники [24-26]. Использование в тренировках много-кратного пробегания коротких отрезков приводит кзакреплению имеющихся ритмо-скоростных характе-ристик бега, даже если это происходит с увеличениеминтенсивности от пробежки к пробежке. Стабилизациядвигательного навыка, представляющая в целом поло-жительное явление, несет в себе одновременно отрица-тельное следствие в виде остановки роста спортивныхрезультатов [27, 28].Вследствие множества повторений одного действияс максимальной быстротой вырабатывается автоматизмдвижений, основанный на образовании и закрепленииопределенной системы нервных процессов. Это стаби-лизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту дви-жений спортсмена, препятствуя росту скорости дажетогда, когда уровень развития физических и волевыхкачеств повышается. Во время таких тренировок, какбы интенсивны и разнообразны они ни были, у бегунаразвиваются и закрепляются навыки отдельных движе-ний, возникает устойчивая ритмика бегового шага -постоянство фаз отталкивания и полета. Возникаютстереотипы движений. Так называемый скоростнойбарьер, закрепленный настолько жестко, что бываетнелегко даже при значительном увеличении качествен-ных сторон двигательного потенциала, например ди-намической силы, элементарных показателей скорост-ных способностей, найти новые рациональные соотно-шения движений, которые позволят превысить в обыч-ных условиях установившееся соотношение длины ичастоты шагов с целью увеличения абсолютной скоро-сти движения на дистанции.Данная проблема наиболее специфична для сприн-теров и является следствием применяемых методик.Чрезмерно закреплёнными могут быть скорости дви-жений, их ритм, усилия, даже некоторые простран-ственные характеристики [29, 30].Выход из данного противоречия В.Г. Попов (1992)видит в постоянном многоэтапном переучивании, вприменении специальных средств, препятствующихзакреплению навыка.Считается, что вариативная система подготовкиспринтеров и использование специфических упражне-ний позволят сформировать определенный диапазонподвижности двигательного навыка и тем самым со-здадут дополнительные резервы для дальнейшего ростамастерства спортсменов [31].Однако методологический подход использования не-стандартных специализированных упражнений, направ-ленных на преодоление проявлений скоростного барьера,внедряется в практику фрагментарно [32]. Не учитывают-ся зависимость использования в занятиях специальныхупражнений от квалификации спортсменов, их адекват-ность функциональным возможностям занимающихся.Чтобы избежать стабилизации скорости и возник-новения «скоростного барьера», Э.С. Озолин (1986),В.В. Петровский (1978) рекомендуют при выполнениискоростных упражнений применять методы облегченияили затруднения внешних условий.Принципиальным отличием обладает прием интен-сификации силового или скоростного компонента в це-лостной структуре движений. Задача этого приема за-ключается в стимуляции нервно-мышечных напряженийна качественно новом уровне. Система выполнения ско-ростно-силовых упражнений в облегченных условияхдает возможность спортсменам создавать вспомогатель-ный навык с той скоростью, которую он планирует вближайшем будущем показывать на соревнованиях, по-чувствовать новые нюансы техники при повышеннойскорости. Затруднение условий не позволяет спортсменуна протяжении всего тренировочного процесса полно-стью адаптироваться к этому упражнению в связи с тем,что с повышением скорости бега увеличивается силовойкоэффициент воздействия на основные группы мышц, иэто приводит к постоянному улучшению специальнойсиловой подготовки.Изменения момента инерции маховой ноги в про-цессе выполнения специального бегового упражненияили бега является эффективнейшим управляющимфактором. Так как результирующее действие мышцыопределяется моментом силы, большое значение имеетвеличина плеча ее тяги в качестве периферическогомеханизма организации движений [33, 34].Если добавить конечностям дополнительную массу,то меняется вклад биомеханизма маховых звеньев всоздание сил, продвигающих тело спортсмена при от-талкивании [35-38].Добавление массы к звеньям, движения которых со-гласуются с функционированием основных частей те-ла, позволяет повысить мощность работы неосновныхмышц и в целом увеличить интенсивность выбранногоупражнения [39-41].Большие перспективы видятся в использовании отя-гощений на определенных звеньях тела спортсмена, такназываемый способ создания искусственной гипергра-витации.Отсутствие специальных экспериментальных ис-следований возможности применения специализиро-ванных асимметричных силовых воздействий в цикли-ческих упражнениях максимальной интенсивности, вспринтерском беге, послужило предпосылкой для про-ведения настоящего исследования.Предлагается методика использования асимметрич-ного силового воздействия в циклическом упражнении,а именно в беге. Основная идея выдвинутой гипотезызаключается в том, что за счет интенсификации сило-вого компонента в целостной структуре движений приодной скорости передвижения изменится соотношениепараметров техники бега.Асимметричное силовое воздействие достигаетсяпутем использования отягощения в виде манжеты надистальном конце голени не ведущей по моторике ноги.Суть действий отягощений такова: при выполнениипробежки нервно-мышечный аппарат спортсмена при-водит в движение звенья тела в соответствии с техни-ческой структурой данного упражнения. Для мышцбедра и голени это не что иное, как сгибательно-разгибательные перемещения в суставах. Если теперьна дистальную часть голени закрепить дополнитель-ный груз (отягощение), то при выполнении того жеупражнения с прежними техническими показателямимышцы должны развивать бо́льшие усилия при скоро-сти сокращения, определяемой фазовыми соотношени-ями. Тем самым предъявляются повышенные требова-ния к скоростно-силовым качествам мышц. Добавлениемассы к звеньям, движения которых уже осуществля-ются мышцами с предельной мощностью, приведет кснижению результата двигательного действия макси-мальной интенсивности скоростно-силового характера.Исследования В.В. Степанова и И.М. Козлова, по-священные изучению механизмов регуляции темпадвижений, показали, что активация антагонистическихмышечных групп способствует повышению частотыдвижений [42].Использование асимметричного силового воздей-ствия стимулирует выполнение упражнения с большейчастотой движения, чем при использовании отягоще-ния на обеих конечностях.В случае многократного повторения скоростногобега с отягощениями происходит развитие силовых искоростных возможностей спортсмена в естественныхусловиях выполнения соревновательного упражнения.И.М. Козлов и соавт. в своем исследовании взаимо-связи темпа и ритма биомеханической структуры спор-тивных движений указали на отсутствие асимметрииритма при выполнении циклической работы в постоян-ном и максимальном темпах [43].Амплитуды усилий, нарастание и убывание этихусилий, начало и завершение развития усилий, фазыотталкивания и приземления имеют четко упорядочен-ную последовательность и выполняются с фазами вклю-чения - выключения ведущих мышц. Если разложитьсложное движение в линейную последовательность про-стых движений, то окажется, что каждое последующеепростое движение обладает «памятью» о динамике исимметрии предыдущих движений и, таким образом,является от него зависимым [43].Цель нашего исследования - научно обосновать, раз-работать методику использования специальных цикли-ческих упражнений с выраженной асимметрией силово-го воздействия в учебно-тренировочном процессе легко-атлетов-спринтеров и опытно-экспериментальным пу-тем проверить ее эффективность.Рост результатов предполагается за счет преодоле-ния «скоростного потолка двигательного навыка» иопределенной перестройки ритмо-скоростной структу-ры бега.В процессе исследования решались следующие за-дачи:1. Анализировались методики подготовки легкоат-летов, специализирующихся в беге на короткие ди-станции, предложенные предшественниками.2. Изучались кинематические характеристики бега сиспользованием силового воздействия асимметричнойнаправленности (бег с манжетами массой 250-300 г на ди-стальных концах голени), применяемого в тренировочномпроцессе как специальное скоростно-силовое упражнение;выявление взаимосвязи этих характеристик со спортивнымрезультатом в спринтерском беге на 50 и 100 м.3. Разработана методика применения комплексовспециальных циклических упражнений с возможно-стью асимметричного силового воздействия на отдель-ных этапах годичного цикла подготовки спринтеров.4. Выявлена эффективность использования разрабо-танных комплексов специальных циклических упраж-нений с асимметрией силового воздействия как сред-ства преодоления проявлений «скоростного барьера».Определена эффективность применения этих упражне-ний для оптимизации ритмо-скоростных характеристикбега на короткие дистанции.При решении первой задачи в условиях тренировоч-ного процесса сравнивались кинематические характери-стики специальных циклических упражнений с использо-ванием силового воздействия асимметричной направлен-ности. Силовым воздействием в беге служили манжетына дистальных концах голени не ведущей по моторикеноги. Выбор ноги обосновывался работами В.И. Ники-тина (1971), в которых показано, что устранение силовойасимметрии у спортсменов циклических видов спорта неприводит к отрицательным изменениям, а наоборот лишьспособствует более гармоничному развитию мышечныхгрупп ног, сближению в показателях опорных усилий вбеге, улучшению ритмической структуры движения иросту спортивно-технических результатов.Нами был проведен предварительный этап экспе-римента с целью определения влияния локального отя-гощения, расположенного на дистальных частях голе-ни, на пространственно-временные характеристикитехники спринтерского бега. Анализировались времяотдельных фаз бегового шага и углы между звеньямитела спортсмена в определенные фазы движения.Для каждого спортсмена по результатам видео-съемки проводилось сравнение кинематических харак-теристик бегового шага нескольких пробежек с изме-нением веса отягощения в каждой отдельной пробежке(от 100 до 500 г, прибавка веса с шагом 100 г) с эталон-ной пробежкой без отягощения. Определялся опти-мальный (пограничный) вес отягощения, когда ещесохраняются угловые характеристики бегового шага,но изменяются ритмо-скоростные параметры бега. Привыборе веса отягощения мы исходили из того, что тех-ника бега спринтеров в измененных условиях не долж-на искажаться.Было установлено, что при выполнении бега с отя-гощением от 1 до 1,5% от веса тела не наблюдаетсянарушения ритмической структуры и техники бега, хотяскорость бега снижается на 10%, длина беговых шаговуменьшается на 6%, частота шагов снижается на 4%.При решении второй и третей задач был проведенанализ специальной литературы для составления пер-спективного плана тренировок на период эксперимен-та, а также для построения схемы недельного циклатренировочных занятий. Разработана структура ком-плексов специальных циклических упражнений с воз-можностью асимметричного силовому воздействия иопределена методика применения этих комплексов наотдельных этапах годичного цикла подготовки сприн-теров. Выбранная методика предполагала использова-ние специальных упражнений в тренировках два раза втечение недельного микроцикла с преимущественнымразвитием скоростных качеств.Для решения четвертой задачи был проведен педа-гогический эксперимент: испытуемые были разделенына две группы и тренировались по единой программе.Из всех средств, используемых для преодоленияпроявлений скоростного барьера у спринтеров среднейквалификации, наименее исследованным (не встреча-лось ни одного упоминания) можно считать примене-ние в тренировочном микроцикле циклических упраж-нений с выраженной асимметричной направленностьюсилового воздействия.В процессе исследования в естественных условияхтренировочного процесса проводились педагогическиенаблюдения с целью сбора и обобщения практическогоматериала по вопросам использования специальныхскоростно-силовых упражнений в процессе подготовкиспринтеров, тренирующихся на этапе углубленнойспортивной специализации. Фиксировались биомеха-нические параметры техники бега.Эксперимент проводился в естественных условияхучебно-тренировочного процесса в течение зимнегосоревновательного сезона продолжительностью 11 не-дельных микроциклов с ноября 2008 по февраль 2009 г.Наблюдения совпадали с зимними предсоревнователь-ным и соревновательным этапами.В эксперименте приняли участие 20 бегуний на корот-кие дистанции в возрасте 17-21 года (все испытуемыеявлялись студентками СФУ; 10 спортсменов в контроль-ной группе и 10 в экспериментальной). Уровень спортив-ной квалификации - 1-2-й разряд в беге на 100 и 200 м.Стаж занятий легкой атлетикой не более пяти лет.Различия по итогам тестирования статистически незначимы (таблица), следовательно, есть основанияпредполагать, что выбраны однородные группы с оди-наковой подготовленностью.Контрольные испытания для спринтеров обеихгрупп проводились в процессе официальных соревно-ваний согласно календарю краевой федерации легкойатлетики. Измерения велись с помощью цифровой ви-деосъемки. Контрольные результаты до начала первойчасти эксперимента выполнены на открытии зимнегосоревновательного сезона (ноябрь). Итоговое тестиро-вание, после проведения эксперимента, планировалосьна основной старт сезона (февраль). Погрешность из-мерений и подсчетов по видеоматериалу составляет неболее 0,3% (0,02 с для результата 7,0 с) по времени и неболее 0,4% в определении количества шагов. В связи стем, что результаты сравнивались в беге на дистанцию50 м (зимний соревновательный сезон), в расчетахприменялись средние показатели скорости бега, длинашага на дистанции и частота шагов.Изменения показателей в ходе эксперимента в беге на 50 мПоказатель Средние значения (x±m) Достоверность различийвнутри групДо эксперимента После эксперимента пыЭкспериментальная группаДлина шага, м 1,72±0,01 1,75±0,02 р < 0,05Частота шага, 1/с 4,01±0,04 4,05±0,05 р > 0,05Время на 50 м 7,27±0,07 7,08±0,06 р < 0,01Контрольная группаДлина шага, м 1,74±0,01 1,76±0,01 р < 0,05Частота шага, 1/с 3,89±0,04 3,92±0,03 р > 0,05Время на 50 м 7,39±0,06 7,31±0,05 р < 0,05Показатели достоверности различий между группами.Длина шага, м р > 0,1 р > 0,05Частота шага, 1/с р < 0,05 р < 0,05Время на 50 м р > 0,1 р < 0,05Примечание. Достоверность полученных данных определялась с помощью t-критерия Стьюдента. За основу принимался уровень значимости р < 0,05.Тренировочные занятия в течение экспериментапроводились по единым тренировочным планам. Лег-коатлеты обеих групп использовали разработаннуюметодику применения специальных упражнений.В микроцикле использовались две тренировки,направленные на развитие скорости. Первая скоростнаятренировка носила развивающий характер, через два-тридня скоростная тренировка повторялась, но уже в мень-шем объеме («тонизирующая» тренировка), всего микро-цикл продолжается семь дней, включая день отдыха.В тренировочных занятиях, направленных на разви-тие скорости, для экспериментальной группы преду-сматривались задания с использованием силового воз-действия асимметричной направленности, легкоатлетыконтрольной группы использовали те же специальныеупражнения, но без применения отягощений.В остальные дни тренировки были направлены наразвитие других физических качеств. Эффективностьтеоретически разработанного микроцикла проверена входе педагогического эксперимента.Результаты. При сравнении результатов итоговогои контрольного тестирования почти у всех испытуемыхкак в экспериментальной, так и в контрольной группахотмечено улучшение показателей в беге на 50 м, по-этому можно считать выбранную методику развитиямаксимальной скорости эффективной, а прирост ре-зультатов в полной мере достоверным.Среднее значение показателей в беге на 50 м в экс-периментальной группе улучшилось на 1,9 с (р < 0,01),в контрольной - на 0,08 с (р < 0,05).В экспериментальной группе изменения в показате-лях оказались следующими: средняя длина шага увели-чилась на 0,03 м (р < 0,05), а максимальная частотавозросла на 0,04 (р > 0,05).В контрольной группе изменения показателей, ха-рактеризующих скорость бега, оказались следующими:средняя длина шага увеличилась на 0,02 м (р < 0,05), амаксимальная частота движения нижними конечностя-ми возросла на 0,03 (р < 0,05).В отдельных случаях прирост спортивной результа-тивности происходил на фоне явного снижения болеехарактерных показателей.Методика с использованием силового воздействияасимметричной направленности (бег и специальныециклические скоростно-силовые упражнения с отяго-щениями в виде манжет весом 250-300 г на дистальныхконцах голени одной ноги) в подготовке бегуний накороткие дистанции обеспечивает прирост показателейскорости бега за счет увеличения длины бегового шагаи в меньшей степени - частоты шагов.

Ключевые слова

асимметричное силовое воздействие, скоростной барьер, спринт, asymmetric effects of force, speed limit, sprint

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Федоров Валентин ИвановичСибирский федеральный университет, г. Красноярскдоцент кафедры физической культурыFedorovkfv2009@yandex.ru
Чикуров Александр ИгнатовичСибирский федеральный университет, г. Красноярскканд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризмаChikurov71@mail.ru
Радаева Светлана ВикторовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризмаsvetlanaradaeva70@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Абросимов В.В. Исследование ритмо-скоростной структуры движений бегуна-спринтера и возможностей ее совершенствования с использованием тренажерных устройств : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : ВНИИФК, 1977. 24 с.
Аванесов В.У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции // Теория и практика физической культуры. 2007. № 12. С. 38-41.
Аль Раггад Раид. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 24 с.
Бугаев Г.В. Построение индивидуальных программ тренировки в легкоатлетическом спринтерском беге девушек в соревновательном периоде подготовки на этапе спортивного совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 23 с.
Топчиян B.C. Исследование методики воспитания скоростных качеств у юных легкоатлетов (на примере бегуна на короткие дистанции) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968. 24 с.
Аванесов В.У. Спринт - бег 100 м: Методические рекомендации. Баку : Госкомспорт Азерб. ССР, 1987. 65 с.
Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлета. Минск : Высшая школа, 1984. С. 89-135.
Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. М., 2007. С. 124-131.
Ильин М.А. Технология применения специально-подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на короткие дистанции : дис. ... канд. пед. наук. М. : ВНИИФК, 2002. 174 c.
Майский А.Б. Секреты спринтерского бега: Другая версия биомеханического обоснования техники бегового шага. Архангельск, 2007. 48 c.
Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М. : ГЦОЛИФК, 1992. 48 с.
Сергеев А.И. Методические приемы совершенствования основных компонентов быстроты у бегунов на короткие дистанции 13-15 лет : дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 1999. 134 c.
 Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основеиспользования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основеиспользования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия