Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельностибудущих специалистов по физической культуре и спорту | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельностибудущих специалистов по физической культуре и спорту

Представлена экспериментальная профессионально-ориентированная технология обучения профессиональным компетенциям рекреационной деятельности студентов факультета физической культуры. Определены признаки технологии обучения. Разработана структура технологии, которая включает цели обучения, структурные единицы учебного процесса, основные характеристики технологического процесса и результат.

Technology of formation of professional competencies in recreational activities of future specialistsin physical culture and sport.pdf Поиск путей совершенствования качества подготов-ки специалистов, в том числе и специалистов по физиче-ской культуре, диктует учебным заведениям необходи-мость создания новых форм организации учебного про-цесса, применения современных методов и средств обу-чения. Осознание научно-педагогической общественно-стью необходимости коррекции традиционной дисци-плинарной дидактической модели обучения, обладаю-щей ограниченными возможностями в формированииспециальных профессиональных знаний у студентов,открывает новые возможности для внедрения инноваци-онных технологий обучения, обеспечивающих гаранти-рованное достижение результата [1].Кроме того, в российском образовании провозглашенпринцип вариативности, который дает возможность приподготовке специалистов по физической культуре испорту выбирать и конструировать педагогический про-цесс по любой модели, включая авторские [2].Как отмечали многие исследователи (В. Афанасьев,Т.А. Губарева, А.И. Исмаилов и др.), в условиях вузадля формирования профессиональных компетенцийнаиболее перспективным является технологическийподход к проектированию и реализации процесса обу-чения. Он обеспечивает гарантированный результат:выполнение требований социального заказа на подго-товку кадров, отличающихся достаточно прочным ба-зовым массивом профессиональных знаний и сформи-рованностью профессиональных умений по конкрет-ным направлениям их будущей деятельности [3-5].В условиях профессиональной подготовки специали-стов по физической культуре и спорту мы ставили зада-чу создать такую педагогическую технологию, котораябы способствовала формированию профессиональныхзнаний, умений, навыков и личностных качеств. Этатехнология должна повышать уровень готовности к бу-дущей профессиональной деятельности и способство-вать успешной социализации выпускников вуза. Цельнашей педагогической экспериментальной технологии -формирование профессиональных компетенций, необ-ходимых в рекреационной деятельности будущих спе-циалистов по физической культуре и спорту.По мнению С.А. Хазовой, рекреационные компе-тенции в структуре профессиональной компетентностиспециалиста по физической культуре (ФК) являютсячастью специальной компетентности, относящейся кпрофессиональным функциям [6]:а) учителя ФК и тренера;б) руководителя физкультурно-спортивной органи-зации, сотрудника органов управления физическойкультурой и спортом;в) методиста (инструктора) по физической культуре,организатора в спорткомитете, муниципалитете, напредприятиях и в организациях, в общественных физ-культурно-спортивных, молодежных и иных организа-циях, в культурно-просветительских учреждениях и т.д.;г) методиста (инструктора) по лечебной физическойкультуре как реализатора реабилитационных функцийспециалистов по физической культуре и спорту (даннаяобласть деятельности выполняется в рамках педагоги-ческого либо физкультурно-рекреационного труда).Формирование профессиональных компетенций врекреационной деятельности у специалистов по физи-ческой культуре и спорту в процессе их профессио-нальной подготовки требует усиления практико-ориентированного обучения. Вектор общеизвестного вдидактике деятельностного подхода в организациипроцесса обучения направлен на технологии практико-ориентированного образования. А компетентностныйподход ориентирован прежде всего на достижениеопределенных результатов обучения. Овладение жекомпетенциями осуществляется эффективнее, еслиимеется опыт деятельности. Таким образом, компетен-ции и деятельность неразрывно связаны между собой.Компетенции формируются в процессе деятельности иради будущей профессиональной деятельности [7].Технологию обучения мы рассматриваем как сово-купность целей, подходов, принципов, функций, мето-дов обучения, а также мониторинга сформированностизнаний, умений, навыков на основе выделенных крите-риев и показателей готовности будущих специалистовпо ФК к компетентному осуществлению профессио-нальной деятельности [8]. В качестве признаков такойтехнологии в научной литературе выделяются:- определение целей обучения;- четкость и определенность в фиксации результата;- пошаговая и формализованная структура деятель-ности субъектов обучения, выстраиваемая в соответ-ствии с целевыми установками, конкретным ожидае-мым результатом в контексте будущей профессиональ-ной деятельности обучающихся;- выбор процедур контроля и измерения качества усво-ения студентами программы обучения, а также способовиндивидуальной коррекции учебной деятельности [9, 10].Применение технологии гарантирует достижениецели обучения каждым преподавателем.В рамках нашего исследования была спроектирова-на экспериментальная профессионально-ориентирован-ная технология обучения студентов факультета физи-ческой культуры профессиональным компетенциям врекреационной деятельности (рис. 1).Рис. 1. Структура технологии формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности у будущих специалистов по ФКПри определении цели обучения в рамках разрабо-танной экспериментальной технологии мы исходили изтого, что она направлена:- на подготовку будущих специалистов по ФК к ре-креационной деятельности;- на развитие личности обучающихся, формированиепрофессиональных компетенций специалистов в светереализации современных требований общества к подго-товке в области профессионального образования.Исходя из этого, общей целью разработанной намитехнологии является формирование у будущих специа-листов по ФК профессиональной компетентности врекреационной деятельности. Для реализации этой це-ли нами был разработан учебный курс «Физическаярекреация».На основе требований, предъявляемых к специали-стам по ФК, были сформулированы частные цели под-готовки на предметном и практическом уровнях.Мы определили частные цели изучения данногоучебного курса, разработанного в рамках эксперимен-тальной технологии:- сформировать систему профессиональных знанийв рекреационной деятельности (когнитивный компо-нент);- обеспечить теоретическую, практическую и моти-вационную подготовку специалиста по физическойкультуре к рекреационной деятельности (мотивацион-но-ценностный компонент);- сформировать профессиональные умения и навы-ки (операционально-деятельностный компонент): раз-вить навыки профессионально-педагогического обще-ния и речевой подготовки (коммуникативный компо-нент), сформировать готовность к практическому при-менению полученных знаний (предметно-профес-сиональный компонент), развить способность анализи-ровать и оценивать собственную деятельность, трени-ровочную деятельность занимающихся и вносить соот-ветствующие коррективы (аналитико-рефлексивныйкомпонент);- развить личностные качества, необходимые дляуспешного осуществления рекреационной деятельно-сти (личностный компонент).Цель определила задачи, содержание и средстваобучения.В результате изучения учебного курса «Физическаярекреация» обучающиеся должны:- иметь представление о задачах курса, проблемахи тенденциях развития теории физической рекреации;об особенностях рекреационной деятельности специа-листа по ФК;- знать основные понятия курса, основы построе-ния рекреационной и оздоровительной тренировки,формы организации физкультурно-оздоровительнойработы с населением, особенности применения оздоро-вительных технологий в системе физкультурной рабо-ты с различным контингентом, методы диагностики иконтроля физического состояния в процессе физкуль-турно-рекреационной деятельности;- уметь проектировать, конструировать и реализо-вывать программы оздоровительных тренировочныхзанятий с различным контингентом занимающихся,определять цели тренировочных занятий, их содержа-ние, проводить структурирование, отбор и упорядоче-ние средств в зависимости от физической подготовлен-ности занимающихся, применять на практике методыдиагностики и контроля физического состояния зани-мающихся, привлекать население к физкультурно-рекреационной деятельности, пропагандировать ЗОЖ иактивный отдых среди населения, организовывать ипроводить физкультурно-спортивные мероприятия;- владеть современными методами проведения раз-личных видов тренировочных занятий (определять ихвид, объем и содержание), владеть способами профес-сиональной и личностной рефлексии (осуществлятьпрофессиональную самодиагностику, самооценку исамоанализ, а также анализ и оценку профессиональ-ной деятельности коллег).Структура учебного познания с учетом целей со-держания обучения определяет звенья и характер по-знавательной деятельности студентов. В данном иссле-довании выделены следующие звенья: цель, мотивация,актуализация, восприятие информации, ее переработка(осмысление), закрепление и совершенствование зна-ний и умений, опыта творческой профессиональнойдеятельности, их систематизация, контроль и самокон-троль, коррекция и самооценка. Эти звенья лежат воснове построения любой педагогической технологииобучения.Следующим признаком технологии обучения являет-ся его разделение на этапы. Этап - составная частьучебного процесса, его органический элемент. Процессформирования профессиональных компетенций в нашемисследовании осуществлялся по следующим этапам:- первый этап (мотивационно-ориентировочный)обеспечивает формирование знаний о будущей про-фессиональной деятельности, раскрывает значение ре-креационной деятельности, развивает у студентов по-знавательный интерес к будущей профессии;- второй этап - этап формирования профессиональ-ных компетенций через усвоение алгоритмов учебно-познавательной, учебно-практической, учебно-иссле-довательской деятельности;- третий этап - этап формирования профессиональ-ных компетенций в конкретных ситуациях рекреаци-онной деятельности в процессе семинарских и практи-ческих занятий;- на четвертом (рефлексивном) этапе осуществляет-ся самостоятельное и осознанное применение профес-сиональных умений.Принятая нами за основу концепция М.А. Данилова[11] предполагает активизацию мыслительной деятель-ности студентов путем постановки проблемных и по-знавательных задач, т.е. предполагает использованиепроблемного подхода в обучении. Поэтому мы стара-лись использовать все его возможности для активиза-ции познавательной деятельности студентов на всехэтапах обучения. Проблемный подход обеспечивалинтеллектуализацию учения, а алгоритмический - ин-тенсификацию процесса формирования профессио-нальных умений, прочность их усвоения.Сущность применяемого проблемного подхода со-стоит в систематическом включении студентов в про-цесс поиска решения учебных проблем, в результатекоторого студенты учатся самостоятельно добыватьзнания посредством выдвижения и доказательства ги-потез, поиска информации. Необходимо применятьприкладные профессиональные задачи проблемногохарактера на семинарских и практических занятиях, атакже использовать профессионально направленныезадачи в типовых заданиях, тестах и т.п., выдаваемыхстудентам индивидуально.Анализ достижений студентов, проверка и оценка ихзнаний, выявление уровня формирования профессио-нальных компетенций - необходимая сторона процессаобучения, составляющая каждого его этапа. На протяже-нии всего процесса формирования рекреационных компе-тенций должна осуществляться обратная связь, наличиекоторой - характерный признак технологического обуче-ния. Причем чем совершеннее обратная связь, тем успеш-нее осуществляется управление любым процессом. Ееоперативность увеличивается тестовым контролем. Назаключительных этапах обучения формы и методы оцен-ки существенно меняются. Здесь недостаточно тестовогоконтроля, он дополняет письменные контрольные работыответами в форме зачета. Здесь необходимо анализиро-вать все достижения студентов, включая, разумеется, ка-чество и объем знаний и умений, их функциональность итворческий перенос.Для анализа степени сформированности професси-ональных компетенций в области рекреационной дея-тельности разработаны и обоснованы пять уровней(таблица). Основу выделенных уровней составляютколичественные характеристики, соответствующиекаждому уровню: 5 баллов - высокий уровень; 4 бал-ла - выше среднего; 3 балла - средний уровень; 2 бал-ла - ниже среднего; 1 балл - низкий уровень.Уровни и критерии сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культурыУровень Критерии сформированности ОценкаВысокийОбучающийся свободно и уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуа-циях, отличается осознанностью, самостоятельностью, рефлексией в решении учебно-профессиональных задач, пониманием целей профессиональной деятельности. Творческаясамостоятельность создает условия для эффективной самореализации личности в образо-вательном пространстве вуза5 балловВыше среднегоОбучающийся уверенно чувствует себя в различных профессиональных ситуациях, хоро-шо владеет широким спектром профессиональных способов и средств, выбирает вариантыдействий и переносит их в новые условия, демонстрирует готовность к сознательномуприменению профессиональных знаний и умений в новых ситуациях, но иногда допускаетошибки4 баллаСреднийОбучающийся обладает навыком «переноса» умений в новые условия, может использоватьмодели профессионального поведения (выполнять профессиональные действия «по образ-цу»), частично обосновывает выбор применяемых знаний и способов действий, но не все-гда умеет применять их в стандартных профессиональных ситуациях, не всегда планируетход своей деятельности3 баллаНиже среднегоОбучающийся осознает воспринятый объем знаний и умеет применять эти знания. Знаетправила действий и воспроизводит их без существенных изменений. При этом выбор зна-ний носит в основном случайный характер, обучающийся обладает недостаточными, по-верхностными профессиональными знаниями и умениями, слабо владеет приемами ум-ственных действий, не может самостоятельно применить имеющиеся

Ключевые слова

специалист, физическая культура, технология обучения, профессиональные компетенции, рекреационная деятельность, expert, physical culture, technology of training, professional competences, recreational activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шарафеева Алла БорисовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант, ст. преподаватель кафедры гимнастики и спортивных игрalista@bk.ru
Загревский Олег ИннокентьевичНациональный исследовательский Томский государственный университетд-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой гимнастики и спортивных игрO.Zagrevsky@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Ахулкова А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004. 21 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. : АПКиПРО, 2002. 24 с.
Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147-150.
Губарева Т.О. Формирование коммуникативной компетентности учащихся гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 23 с.
Исмаилов А.И., Вальцев В.В. Профессионально ориентированные технологии в системе непрерывного образования // Совершенствование дополнительного профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях модернизации высшего проф
Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010. URL: http://www.monographies.ru/61 (дата обращения: 10.05.2012).
Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Эйдос. 15.01.2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 10.05.2012).
Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих бакалавров по физической культуре // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 172-176.
Виденский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М. : Педагогическое общество России, 2004. 275 с.
Чернявская А.П., Байбородова Л.В. и др. Образовательные технологии : учеб.-метод. пособие. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/ metod/met49/met49.html (дата обращения: 10.05.2012).
Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований // Советская педагогика. 1969. № 5. С. 73-74.
 Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельностибудущих специалистов по физической культуре и спорту | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельностибудущих специалистов по физической культуре и спорту | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия