Климатические условия функционирования автомобильной отраслиТомской области: состояние и возможные изменения
Проанализированы опасные метеорологические условия, характеризующие эксплуатацию автомобильных дорог в холодный период года (количество дней с переходом температуры воздуха через 0°С, количество дней со среднесуточной температурой воздуха ниже -25°С). Проведена оценка динамики рассматриваемых опасных условий. Рассчитан ряд прикладных климатических показателей, необходимых для обеспечения оптимального функционирования и эксплуатации дорог. Для решения задач районирования территории по характерному распределению числа дней с опасными условиями проведен объективный (кластерный) анализ.
Climate influences on transport system in Tomsk region: present stateand possible changes.pdf Введение. В условиях удаленности Томской областиот главной железной дороги РФ - Транссиба - основнуюнагрузку в транспортном обеспечении выполняет авто-мобильный транспорт (85,1%). Метеорологическоеобеспечение такой отрасли, как автомобильный транс-порт, включает в себя фазы проектирования дорог, ихсодержания и эксплуатации. При этом наибольшее вли-яние погодных условий на функционирование автомо-бильной отрасли Томской области проявляется в зимнийпериод, который отличается здесь большой длительно-стью. Зимний характер циркуляции атмосферы устанав-ливается с ноября и сохраняется до марта.Затруднение движения автотранспорта, перерывы вдвижении и возникновение дорожно-транспортныхпроисшествий - всё это следствие уменьшения коэф-фициента сцепления с дорожным покрытием из-за об-разования на нём различных видов зимней скользкости(снежных наносов, ледяного и снежного наката, голо-ледицы и др.).Реалистичная оценка современных климатическихресурсов и их возможных изменений в будущем явля-ется основой для выработки долгосрочной стратегиипланирования и оптимизации производительных сил вавтомобильной отрасли. Такая постановка вопросаопределяет необходимость развития для России регио-нальных прогнозов вариаций автомобильных климати-ческих ресурсов (АКР) в связи с территориальнымиприродно-обусловленными различиями экономики, атакже из-за неравномерности проявления климатиче-ских изменений.Для реализации обширных планов по строительствуновых дорог (Транспортная стратегия Российской Фе-дерации на период до 2030 г., Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., Стратегияразвития транспортной системы Томской области в2008-2025 гг.) необходимо обеспечение дорожных ор-ганизаций точными и надежными информационнымиресурсами о текущем и будущем климате области длярешения задач проектирования, строительства, ремонтаи содержания автомобильных дорог, а также обеспече-ния безопасности дорожного движения. Для террито-рии России исследования такого плана проводятся вГлавной геофизической обсерватории - Всероссийскомнаучно-исследовательском центре гидрометеорологи-ческой информации - Мировой центр данных, основ-ные результаты которых изложены в [1, 2]. Для детали-зации АКР Западной Сибири ведутся исследования вСибирском региональном научно-исследовательскомгидрометеорологическом институте, которые акценти-рованы в основном на Новосибирской области. Дляадминистративного субъекта - Томской области - врамках развития транспортной стратегии также требу-ется большая детализация в оценках изменения клима-тической составляющей основных отраслей её хозяй-ственного комплекса.Целью настоящей работы является оценка климати-ческих ресурсов, связанных с термическим режимом,необходимых для развития транспортной системы Том-ской области. Основной акцент сделан на анализе рядовтемпературы воздуха ниже или равной -25°С и перехо-дов температуры воздуха в течение суток через 0°С.Исходные материалы. В качестве исходных дан-ных привлекались: температура воздуха (среднесуточ-ная, максимальная и минимальная), относительнаявлажность воздуха, высота снежного покрова, состоя-ние подстилающей поверхности, атмосферные осадкиза периоды 1961-1990 гг., 1995-2002 гг., 2000-2003 гг.и 2006-2010 гг. для тринадцати станций Томской обла-сти, расположенных, в основном, на левобережьер. Обь. Для правобережья невозможно было в полноймере оценить автомобильные транспортные ресурсыиз-за закрытия станций в последние 10-15 лет, которыестали вновь открывать лишь в последние два года.Для описания климатического режима территориииспользовались климатические характеристики (сред-ние величины, повторяемость, число дней с явлением).Кроме того, проводилась оценка пространственно-временной изменчивости (построение интегрально-разностных кривых).Характеристики автомобильной отрасли Том-ской области. Общая протяженность сети региональ-ных и межмуниципальных дорог, по информацииуправления автомобильных дорог Томской области, на1 января 2011 г. составлялапериод 2010/11 г. в Томской области действовало65 ледовых переправ в 10 районах области и 7 наплавныхмостов в Александровском и Каргасокском районах.Кроме автомобильных дорог с асфальтовым покрыти-ем в холодный период года в Томской области широкораспространены так называемые зимники и ледяные до-роги (рис. 1). Зимние дороги - основные транспортныеартерии для газонефтяных промыслов. В пик функциони-рования дороги, который обычно приходится на февраль,зимник на прямых открытых участках по своим свой-ствам практически ничем не отличается от дорог с покры-тием. В среднем, зимняя дорога служит три месяца.В рамках Федеральной целевой программы «Доро-ги X XI в ека» в Западной Сибири ведётся строитель-ство автомобильной магистрали «Северная широтнаядорога». Магистраль должна обеспечить постояннуютранспортную связь основных нефте- и газодобыва-ющих районов севера Западной Сибири с промыш-ленными центрами юга Западной и Восточной Сиби-ри, Тюменской и Свердловской областей, СеверногоУрала и европейской части России, и она станет со-ставной частью федеральной автомобильной дорогиМосква - Хабаровск.Проект Северной широтной дороги Пермь -Ивдель - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневар-товск - Томск (рис. 2) включен в вышеперечисленныетранспортные стратегии Российской Федерации. По-этому изучение климатических условий и их оценканеобходимы для обеспечения дорожных организацийинформационными ресурсами.На территории Томской области (на 2010 г.) находи-лось в эксплуатации 602 км этой автомагистрали, в томчисле 33 моста общей протяженностью 2 731 п.м. Общаяпротяженность трассы - 2 173 км, в том числе в преде-лах Томской области, от Югры до г. Томска - 842 км.Участки трассы, проходящие по территориям Пермскогокрая, Свердловской области и Ханты-Мансийского ав-тономного округа, уже функционируют.В течение всего срока службы дорога подверженаактивному воздействию многочисленных природныхфакторов (замерзание и оттаивание грунтов земляногополотна, сезонные изменения их водно-теплового ре-жима, снежные заносы, обледенение и т.д.). В зимнийпериод они проявляют наибольшее влияние, когда кметеорологическим условиям, неблагоприятным длядвижения в другие сезоны года, добавляются такие,как: объем переносимого снега за зиму с максимальнойпродолжительностью метелей (м3/п.м); частота, про-должительность и количество случаев образования го-лоледа; общий объем снега, выпадающего за зимнийпериод на 1 м2 покрытия при снегопадах; повторяе-мость числа дней с такими явлениями, как иней, измо-розь, «чёрный лёд», твердый, зернистый и ледянойналёт, снежный накат, оледенелый и тающий снег и др.Рис. 1. Карта-схема расположения автомобильных дорогТомской области различного покрытияРис. 2. Карта-схема участка Северной широтной дороги Пермь - Томск (сплошная линия)и участок Транссибирской железнодорожной магистрали (пунктирная линия)Общие климатические ресурсы Томской обла-сти. Томская область общей площадью в 316,9 тыс. км2расположена в зонах средней и южной тайги и, частич-но, смешанных лесов. Рельеф области представленпреимущественно заболоченными равнинами, лесныемассивы занимают 54,2% от общей площади области,болота - 29%. Главная река - Обь - пересекает областьпо диагонали с юго-востока на северо-запад, деля её надве почти равные части. На долю речных долин прихо-дится 20% всей территории области.Возвышенное правобережье реки Обь в меньшейстепени заболочено и отличается большей плотностьюнаселения. Левобережье включает крупнейшее в миреВасюганское болото площадью 53 000 км2.Высокая степень заболоченности (40%), разветв-ленная речная сеть, лесные массивы - основные факто-ры, определяющие высокий уровень затрат на поддер-жание систем жизнеобеспечения территорий и сдержи-вающие развитие их инфраструктуры. По показателювнутренней (развитость сетей автомобильных и желез-ных дорог) и внешней (число дорог, связывающих об-ласть с соседними регионами) интегрированности об-ласть занимает одно из последних мест в России.Функционирование автомобильной отрасли в Том-ской области проходит в сложных климатическихусловиях. Погода и климат оказывают значительноевлияние на движение, а также надежность и безопас-ность функционирования автомобильных, шоссейныхдорог и магистралей. Ряд метеорологических явленийтакже в той или иной мере препятствует нормальномудвижению, хотя и не прекращает его полностью. Об-ширный и густой туман, продолжительные интенсив-ные осадки ухудшают видимость, сильный гололед илимощные снежные заносы, гололедица и снегопады ино-гда полностью приостанавливают движение автотранс-порта.Климат Томской области (табл. 1) отличается суро-вой продолжительной зимой и теплым коротким летом.Т а б л и ц а 1Климатические характеристики Томской областиКлиматические характеристики Александ-ровскоеСреднийВасюганКолпа-шево Бакчар Перво-майское ТомскСредняя температура самого холодногобы дорога подвержена активному воздействию многочис-ленных природных факторов (замерзание и оттаиваниегрунтов земляного полотна, сезонные изменения их водно-теплового режима, снежные заносы, обледенение и т.д.).Т а б л и ц а 2Специфические климатические характеристики по станциям Томской области [1]Специфические климатическиехарактеристикиАлек-санд-ров-скоеСред-нийВа-сюганКолпа-шево БакчарПерво-май-скоеТомск ПоследствияСреднее число дней с темпера-турой воздуха ≤ -30°С 35,8 - 29,1 - - 20,4Уменьшение коэффициента сцепления с дорожным по-крытием из-за увеличения плотности льда, потеря манев-ренности автомобиляСредняя дата появления снеж-ного покрова 13.10 10.10 12.10 11.10 13.10 15.10 Затруднение движения автотранспорта из-за образованияСредняя дата образования на дорогах снежных наносов, ледяного и снежного накатаустойчивого снежного покрова 23.10 26.10 25.10 28.10 27.10 28.10Среднее число дней с метелью 52 33 59 38 39 46 Ухудшение видимости, образование снежных наносовСреднее годовое число днейс гололедом 4 3 5 5 1 2Затруднение движения автотранспорта, перерывыв движении из-за уменьшения коэффициента сцепленияс дорожным покрытиемСреднее годовое число днейс зернистой изморозью 0,6 0,2 0,6 0,3 0,2 2Среднее годовое число днейс мокрым снегом 0,3 0,4 0,2 1 0,04 0,2Среднее годовое число днейсо всеми видами обледенения 65 24 31 42 14 41Среднее число дней с туманомза холодное полугодие 7 4 13 9 7 11Среднее число дней с туманом Ухудшение видимостиза теплое полугодие 7 11 10 11 11 17В зимний период они проявляют наибольшее влия-ние, что ведет к деформированию дорожного полотна(трещины, оседание и вспучивание дороги). Ежегоднов целях сохранения дорожного полотна в период ве-сенних распутиц в Томской области на автодорогахобщего пользования регионального или межмуници-пального значения вводится временное ограничениедвижения грузового автотранспорта. В Томской обла-сти почти во все зимние месяцы возможны оттепели,но они кратковременны и наблюдаются не ежегодно.Наибольшее влияние на состояние и качество любогодорожного покрытия оказывают погодные условия, прикоторых происходит переход (единожды за сутки или мно-гократно) температуры воздуха через 0°С. Такие погодныеусловия характерны для длительных периодов установле-ния и окончания холодного сезона, которые определяютсяходом синоптических процессов над территорией.В последнее десятилетие отмечается тенденция кувеличению длительности этих периодов, которые от-личаются большей повторяемостью циклоническихпроцессов по сравнению с зимним сезоном. При этом вконце холодного периода таких переходов наблюдаетсябольше, чем в начале (табл. 3). Одними из причинпоздних переходов температуры воздуха через 0°С, какотмечают авторы работы [2], являются положение иэволюция полярного циклонического вихря в тропо-сфере. Так, смещение вихря в сторону Азии определяетпоздние сроки перехода, когда наблюдаются отрица-тельные отклонения от нормы геопотенциала на по-верхности 500 гПа и увеличение барических градиен-тов в средней тропосфере в южных районах Сибири.Смещение полярного вихря в сторону Америки, наобо-рот, приводит к преобладанию широтных процессов,небольших скоростей переноса в средней тропосфере иопределяет положительную аномалию средней месяч-ной температуры, что в конечном итоге вызывает уста-новление ранних сроков перехода температуры воздухачерез 0°С.Т а б л и ц а 3Среднее многолетнее число дней с переходом температуры воздуха через 0°С в течение суток(единожды или многократно) по станциям Томской области за отдельные месяцыСтанцияМесяцСен- Год 90%тябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель МайАлександровское 4,9 12,3 4,2 1,0 0,3 0,7 9,3 15,7 11,4 59,7 71Бакчар 5,2 14,4 7,2 1,4 0,5 0,9 12,4 19,1 9,3 70,4 85Батурино 6,1 14,0 6,1 1,3 0,3 1,2 12,1 18,7 9,0 68,9 86Каргасок 4,1 12,1 5,3 1,2 0,2 0,7 9,8 16,3 9,3 59,1 70Колпашево 4,7 13,4 5,5 1,0 0,4 1,0 11,3 17,4 9,6 64,5 76Майск 5,9 12,9 5,9 1,2 0,3 0,4 10,9 16,2 9,9 63,5 81Напас 5,3 12,8 4,2 0,7 0,2 0,5 9,6 18,1 12,3 63,8 72Новый Васюган 4,8 12,0 6,1 1,3 0,3 1,0 12,4 16,5 10,8 65,1 80Пудино 6,3 13,6 6,2 1,2 0,4 0,9 12,7 19,1 10,3 70,7 87Средний Васюган 4,4 12,1 4,9 0,9 0,4 1,0 12,0 16,9 9,0 61,6 69Старица 6,0 12,9 5,9 1,3 0,2 0,9 11,8 18,2 10,7 68,0 82Тегульдет 6,8 14,2 6,3 1,3 0,5 1,7 12,0 18,0 9,0 69,9 92Томск 3,4 13,1 6,5 1,3 0,5 1,3 11,9 18,0 6,8 62,7 78Среднее 5 13 6 1 0 1 11 18 10 65 79В сезонном ходе наблюдаются два максимума сред-него многолетнего числа дней с переходом температу-ры воздуха через 0°С. Основной максимум отмечаетсяв апреле (16-19), второстепенный - в октябре (12-14).Большинство случаев (60%) с рассматриваемым явле-нием отмечается в весенний период.В графе процентиль табл. 3 приведен 90% процен-тильный уровень, значение, ниже которого располага-ется 90% значений среднего многолетнего числа дней спереходом температуры воздуха через 0°С. Для терри-тории Томской области число дней с переходом через0°С более 70 дней наблюдалось лишь в 10% от всегоанализируемого периода лет.На рис. 3 представлена динамика типового времен-ного ряда числа дней с переходом температуры воздухачерез 0°С.505560657075808590951001961196619711976198119861991199620012006годыКоличество дней .-50-40-30-20-100102030405060количество дней с переходом через 0 ºС интегрально-разностная криваясумма аномалийколичества днейРис. 3. Динамика числа дней с переходом температуры воздуха через 0°Си интегрально-разностная характеристика ряда для Томской областиРис. 4. Среднее многолетнее число дней с переходом температуры воздуха через 0°Сза холодный период (цифрами 1, 2 и 3 обозначены области, относящиеся к разным классам)Интегрально-разностная кривая, построенная посуммам аномалий явления, позволяет более нагляднопроследить изменения в динамике временного ряда. Изрис. 3 видно, что к концу ХХ в. в области происходитсмена положительного знака аномалий на отрицатель-ный, что говорит об уменьшении числа дней с перехо-дом температуры воздуха через 0°С. Возможно, этосвязано с тем, что в Томской области наблюдается уве-личение продолжительности осеннего периода и, соот-ветственно, уменьшение периода установления зимы(предзимья). Как отмечают авторы работы [5], быстроеформирование зимнего периода, т.е. наступлениеустойчивой отрицательной температуры, а такжеуменьшение количества оттепелей обеспечиваютуменьшение числа дней с переходом температуры воз-духа через 0°С.Для решения задач районирования территории по ха-рактерному распределению числа дней с переходом вос-пользуемся известной статистической процедурой объек-тивного (кластерного) анализа, в частности алгоритмом k-средних (k-means), который позволяет продемонстриро-вать пространственное согласование и оценить степеньвзаимосвязей исследуемых объектов. Результаты райони-рования представлены на рис. 4. Выделяются три класса(группы) и каждый класс характеризуется собственнойсредней величиной числа дней с переходом.К первой группе, как показано на рис. 4, относитсясевер территории, где наблюдаются минимальные зна-чения (около 60) числа дней с переходом температуры.Ко второй группе относится район срединной частиобласти с количеством дней с переходами 64-66. Ктретьей (за исключением Томска) относится юг Том-ской области, где наблюдаются максимальные значе-ния (около 70 дней).Применительно к оценке группирования внутрисе-зонной составляющей для характеристики числа дней спереходом метод k-средних дал следующие результа-ты. В годовом ходе целесообразно деление на 2 груп-пы: группа зимних месяцев (октябрь - февраль) игруппа весенних месяцев (апрель - март). Группа «марти апрель» отличается максимальным количеством днейс переходом температуры воздуха через 0°С.Таким образом, представленный анализ опасныхметеорологических условий, характеризующих эксплу-атацию автомобильных дорог в холодный период годана территории Томской области, позволил определитьих основные численные значения и динамику.Среднесуточная температура воздуха ниже илиравная -25°С. К опасным метеорологическим услови-ям зимней эксплуатации автомобильных дорог отно-сятся среднесуточные температуры воздуха ниже илиравные -25°С (рис. 6, табл. 4). Выбор такого критериясвязан с тем, что с понижением температуры плотностьльда увеличивается. В морозный, но ясный день ледможет подтапливаться, при этом он становится глад-ким, что, в с вою о чередь, способствует уменьшениюкоэффициента сцепления шин с дорожным полотном.С повышением же температуры выше -15°С лед раз-мягчается, на нем образуется водяная пленка, такжерезко снижающая сцепные свойства. При дальнейшемповышении температуры до 0°С лед становится рых-лым и рвется.Ясная и морозная погода устанавливается, как из-вестно, при антициклональных типах барического по-ля, тогда как повышение температуры в зимний периодсвязано с циклональным типом поля.Для зимних условий в Западной Сибири характер-ным является развитие западного отрога азиатскогоантициклона, который отличается холодной и яснойпогодой и, следовательно, увеличением рассматривае-мого показателя - числа дней с температурой воздуханиже -25°С.Этот показатель используется при проектированиисистемы автомобильных дорог (например, выбор до-рожного покрытия), дорожном строительстве и произ-водстве дорожных работ, установлении расценок работна открытом воздухе, разработке систем сигнализациина дорогах и инструктаже водителей автомобилей.Т а б л и ц а 4Число дней со среднесуточной температурой воздуха ниже или равной -25°С по станциям Томской областиСтанция Ноябрь Декабрь ЯнварьМ есяцФ евраль Март Апрель Год 90%Александровское 2,9 7,9 10,5 7,9 1,4 0 30,7 47Бакчар 1,3 5,7 8,2 4,8 0,4 0 20,3 38Батурино 1,7 6,4 9,2 6,1 0,6 0 23,9 42Каргасок 2,2 6,9 10,5 8,7 1,0 0,1 29,3 46Колпашево 1,9 6,7 8,9 6,0 0,5 0 24,1 44Майск 1,6 5,6 9,0 6,2 0,5 0 23 38Напас 3,3 8,8 10,9 7,9 1,0 0,1 32 51Новый Васюган 1,6 5,5 8,7 6,2 0,7 0 22,6 37Пудино 1,6 6,1 8,4 5,5 0,4 0 22 41Средний Васюган 1,9 6,6 8,2 6,0 0,6 0 23,3 43Старица 1,7 6,1 9,8 6,8 0,5 0 25 41Тегульдет 1,7 6,4 9,1 6,7 0,7 0 24,4 42Томск 1,0 4,5 6,7 3,7 0,2 0 16 36Среднее 2 6 9 6 1 0 24 42Анализируя данные табл. 4, можно сказать, чтосреднее число дней со среднесуточной температуройвоздуха ниже -25°С по всей области имеет практиче-ски одинаковые значения в среднем 23-25 дней з а ис-ключением станций Александровское, Каргасок,Напас, которые расположены на севере области и ха-рактеризуются большим количеством холодных дней(29-34), и станции Томск на юге (17). Самым холод-ным месяцем для всей территории является январь, накоторый приходится 37% случаев. Характерной осо-бенностью для Томской области является наличие вмарте одного дня со среднесуточной температуройвоздуха ниже -25°С. Число дней с таким явлением захолодный период, превышающее отметку 36, наблюда-лось лишь в 10% всех случаев.На рис. 5 представлена динамика осредненных вре-менных рядов количества дней со среднесуточной тем-пературой воздуха ниже -25°С по данным станцийТомской области.Интегрально-разностная кривая позволяет болеенаглядно проследить динамику временного ряда. Изрис. 5 видно, что с конца 1970-х гг. происходит сменазнака аномалий, что говорит о начале периода потеп-ления, хотя к концу периода снова наметился рост ано-малий. Начиная с 2008 г. наблюдается увеличение ко-личества дней с температурой воздуха ниже -25°С(смещение среднесуточных температур в область болеенизких значений), в будущем это может быть второ-степенный всплеск, сравнимый с 1966 г. В целом, инте-грально-разностная кривая позволяет выделить квази-полувековой цикл повторяемости числа дней с даннымпараметром.Полученные результаты указывают на то, что в бу-дущем рассматриваемое неблагоприятное для автомо-бильной отрасли явление будет учащаться, что, в своюочередь, затруднит эксплуатацию и функционированиедорожной сети области в зимний период. В складыва-ющейся ситуации автовладельцам нужно быть болеевнимательными и предпринимать необходимые мерыбезопасности.Для районирования территории по характерномураспределению числа дней с температурой воздуханиже -25°С воспользуемся аналогичной статистиче-ской процедурой объективного анализа.Рис. 5. Динамика числа дней со среднесуточной температурой воздуха ниже -25°Си интегрально-разностная характеристика ряда в целом по Томской областиРис. 6. Среднее многолетнее число дней с температурой воздуха ниже или равной -25°Сза холодный период (цифрами 1, 2 и 3 обозначены области, относящиеся к разным классам)Итоги районирования представлены на рис. 6. Раз-деление на три класса (группы) происходит по квази-зональному типу, при этом каждый класс характеризу-ется собственной средней величиной числа дней с рас-сматриваемым явлением. Север области относится кпервой группе (максимальное число дней), Централь-ная часть - ко второй, юг области - к третьей (мини-мальное число дней с температурой воздуха ниже илиравной -25°С). Классы различаются по характеристи-кам, но анализ тенденций по классу указывает на еди-ную направленность их изменений. Другими словами,риски для автомобильной отрасли в условиях меняю-щегося климата оцениваются как одинаковые для всейТомской области. В будущем изменение границ клас-сов маловероятно.В годовом ходе целесообразно деление на 2 периода.Если делить на большее количество периодов, результа-ты сложно интерпретировать. Первый выделяющийсяпериод - период зимних месяцев (декабрь - февраль) -отличается максимальным количеством дней с темпера-турой воздуха ниже или равной -25°С, второй период -весенних месяцев (апрель - март), что вполне согласует-ся с годовым ходом температуры воздуха.Заключение. Физические процессы, протекающиев природной среде, оказывают большое влияние на всевиды человеческой деятельности. Производственнаяже деятельность дорожных организаций находитсянепосредственно под воздействием непрерывно совер-шающихся в атмосфере физических процессов и явле-ний. Атмосферные явления в виде осадков, зимнейскользкости, метелей, ветра оказывают существенноевоздействие на состояние дорожного покрытия, усло-вия движения по дорогам, скорость движения транс-портных потоков и вероятность возникновения дорож-но-транспортных происшествий. Они усложняют рабо-ту дорожно-эксплуатационной службы, отражаясь наэкономической эффективности дорожно-тран-спортного комплекса.Экономический аспект проблеме изменения клима-тических условий придает феномен ограниченностиклиматических характеристик во времени. Так, в слу-чае конечности какого-либо свойства можно ставитьвопрос о его цене и о цене, которую надо заплатить засохранение (восстановление) пострадавшего в резуль-тате климатических изменений сегмента экономики, внашем случае - автомобильных климатических ресур-сов. АКР Томской области, как и другие природныересурсы, открывают возможности для капиталовложе-ний и стимулируют развитие технологий, оптимальносоответствующих новым климатическим условиям.Учитывая изменение климата в случае реализациисценария А2 (сценарий, который указывает на регио-нальную направленность экономического развития,самообеспечение регионов, рост общей численностинаселения), можно ожидать, что повторяемость усло-вий, способствующих образованию скользкости надорогах, к середине XXI столетия возрастет [4].Трудности зимней эксплуатации автомобильныхдорог в будущем будут в большой степени обуслов-лены прогнозируемым увеличением повторяемостиопасных метеорологических условий, исследованныхв данной работе.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 355
Ключевые слова
автомобильные климатические ресурсы, опасные метеорологические условия, hazardous weather conditions, automobile climatic conditionsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Барашкова Надежда Константиновна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | канд. геогр. наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии | nkbar@sibmail.com |
Иванова Наталья Сергеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | магистрант кафедры метеорологии и климатологии | ivnase@sibmail.com |
Кужевская Ирина Валерьевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доцент, канд. геогр. наук, доцент кафедры метеорологии и климатологии | meteo@ggf.tsu.ru; ivk@ggf.tsu.ru |
Ссылки
Научно-прикладной справочник по климату СССР. С. 3: Многолетние данные / Государственный комитет СССР по гидрометеорологии. Западно-Сибирское территориальное управление по гидрометеорологии. СПб. : Гидрометеоиздат, 1993. Ч. 1-6, вып. 20. 717 с.
Барашкова Н.К., Кужевская И.В., Носырева О.В. Переход температуры воздуха через 0 и 5°С на юге Западной Сибири: режим, статистические характеристики и сопутствующие циркуляционные условия // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С.
Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу / В.М. Катцов, Н.В. Кобышева, В.П. Мелешко и др. ; под ред. В.М. Катцова, Б.Н. Порфирьева ; Федер. служба по гидромете
Руководство по специализированному обслуживанию экономики климатической информацией, продукцией и услугами / под ред. Н.В. Кобышевой. СПб., 2008. 336 с.
Барашкова Н.К. Характеристика циркуляционных сезонов и их средних температур в Томске // Оптика атмосферы и океана. 2003. Т. 16, № 07. С. 598-601.
