Выявляются основные положения процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности - нового педагогического явления. В ходе анализа опыта известных отечественных и зарубежных педагогов в области медиаобразованияи преподавания иностранного языка изучаются общие тенденции описываемого процесса, формулируются педагогическиепринципы, направленные на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности и способствующие ееуспешной сформированности.
Pedagogical principles of secondary language personality media competence formation.pdf Для организации успешного процесса формирова-ния медиакомпетентности вторичной языковой лично-сти - интегративной, стратегической характеристикиличности, состоящей из совокупности специальныхготовностей и способностей, позволяющих личностивзаимодействовать в едином мировом информацион-ном пространстве, осуществлять межъязыковую имежкультурную коммуникацию на медиатизирован-ном, опосредованном современными медиа, уровне, -необходимо учитывать сложность, многосторонностьданного процесса и осуществлять руководство его хо-дом, исходя из общих принципов педагогики, а такжеспецифических принципов, отражающих процесс ме-диаобразования.Педагогическим принципом называется «общее ру-ководящее положение, требующее последовательностидействий не в значении "поочередности", а в значении"постоянства" при различных условиях и обстоятель-ствах» [1. С. 112]. Это «одна из педагогических катего-рий, представляющая собой основное нормативноеположение, которое базируется на познанной педаго-гической закономерности и характеризует наиболееобщую стратегию решения определенного класса педа-гогических задач (проблем), служит одновременно си-стемообразующим фактором для развития педагогиче-ской теории и критерием непрерывного совершенство-вания педагогической практики в целях повышения ееэффективности» [2. C. 173]. Педагогические принципыотражают общественные заказы, ориентиры, требова-ния к организации образовательного процесса.Основным принципом организации процесса фор-мирования медиакомпетентности вторичной языковойличности является принцип коэволюции, соизученияиностранного языка, культуры и медиа. Данный прин-цип построения педагогического процесса основан наидее интеграции дисциплины «иностранный язык» имедиаобразования. Весь процесс формирования медиа-компетентности вторичной языковой личности постро-ен на соизучении иностранного языка, культуры и ме-диа, необходимой взаимосвязанной цепочке современ-ной действительности. «Иностранный язык "беспред-метен", он изучается как средство общения, а тематикаи ситуации для речи привносятся извне» [3. С. 15]. Ме-диаобразование, в свою очередь, представляет собой«множество новых путей деятельности и применениеих в новых областях» [4]. Содержание дисциплин поиностранному языку открыто для информации из обла-сти медиаобразования. Без медиакомпетентности иновых информационных технологий учащиеся не име-ют возможности аутентичной коммуникации - важногоусловия в формировании вторичной языковой лично-сти, устной и письменной практики, а также получениязнаний и умений для анализа иноязычной информации,транслируемой чужими СМИ, закономерностей ихфункционирования и воздействия на реципиента. Ком-муникативная направленность и общие цели - сформи-ровать «способность высказать собственные сужденияна основе полученной информации, интерпретироватьи создавать сообщения» [5], данные дисциплины легкоинтегрируются, цель обучения иностранному языку ицель медиаобразования эффективно достигаются. Ме-диакомпетентность вторичной языковой личности яв-ляется интегрированным результатом практическогокурса иностранного языка, целью и результатом кото-рого является формирование вторичной языковой лич-ности, и медиаобразования, цель и результат последне-го - формирование медиакомпетентности личности.Анализируя потенциальные возможности ме-диаобразования в процессе становления вторичнойязыковой личности, мы подтвердили наше убеждение втом, что содержательное наполнение дисциплины поиностранному языку медиаобразовательным компо-нентом не только представляет собой богатый матери-ал для творческого представления, но и позволяет входе разработки существенно повысить уровень ме-диакомпетентности и владения английским языком.Это объясняется тем, что медиа обеспечивает множе-ственные каналы подачи информации и создает усло-вия, когда медиаобразовательное и лингвистическоепространства дополняют друг друга. Интеграция ме-диаобразования и английского языка обеспечила кон-структивный подход, переводя студента из статуса пас-сивного приемника знаний в активного субъекта обу-чения, способного не только смотреть англоязычныймедиатекст, но и видеть его, адаптировать и конверти-ровать. Познавательное действие, включенное в опо-средованную иноязычную коммуникацию, обрелоиную мотивацию и смысловую структуру. Вместо тра-диционной цели «запомнить и ответить» появиласьцель реального достижения, а процесс обучения при-обрел черты состязательности, сотрудничества, мето-дологической рефлексии. Формирование медиакомпе-тентности вторичной языковой личности обучающихсяперешло из управляемого процесса в процесс осознан-ного стремления студентов к самосовершенствованиюв межкультурной коммуникации на межличностном имедиатизированном уровнях. Таким образом, форми-руется медиакомпетентность, максимально благопри-ятствующая раскрытию всех способностей студента восвоении английского языка.Большое значение имеет и принцип целенаправлен-ности. Исходя из понимания цели «как закона челове-ческой деятельности, которая предопределяет выборсредств и результат деятельности» [6], суть данногопринципа состоит в том, что содержание процессаформирования медиакомпетентности вторичной язы-ковой личности должно быть подчинено решению целиобучения иностранному языку - формированию медиа-компетентности вторичной языковой личности. В ходеаудиторных занятий и во внеурочное время учащиесяосуществляют деятельность по формированию иско-мой характеристики. Их мотивация создается за счетприменения широкого спектра медиа на занятиях, раз-нообразия форм обучения, прослушивания аудиозапи-сей и просмотра видео до работы с компьютернымипрограммами и общения в видеочате. Все эти видыдеятельности являются источниками развлечений сту-дентов во внеучебное время. Целью всех перечислен-ных форм и видов деятельности должно являться фор-мирование медиакомпетентности вторичной языковойличности. Даже при использовании аутентичногофильма в процессе обучения нашими целями являютсяне только улучшение произношения, расширение вока-буляра или организация досуга студента, но преждевсего формирование их медиакомпетентности. Переднами стоит задача научить студентов полноценно вос-принимать и анализировать англоязычный аудиовизу-альный медиатекст, характеры медийных персонажей,их поступки, мотивы, нравственность, принципы и т.д.,сформировать критическое мышление студентов, ихмедиазнания, медиаумения и медиаотношения, позво-ляющие понимать язык медиа как посредник в форми-ровании культуры страны изучаемого языка. Поэтомумы отказались от образовательных фильмов, специаль-но снятых для изучения английского, а используемкартины, снятые для носителей языка с живым языком,отражающие современные проблемы англоязычногосоциума, их реалии, юмор, невербалику и т.п., свой-ственные носителям языка.Для работы с фильмом мы использовали методикуанализа персонажей медиатекста, разработаннуюА.В. Федоровым [7]. Суть методики состоит в выпол-нении аудиторией разнообразных творческих заданий:литературно-имитационных, театрализованно-ролевых,изобразительно-имитационных, направленных на ана-лиз персонажей медиатекстов. Так, студентам послепросмотра фильма предлагалось описать и проанализи-ровать конкретный эпизод из него, героев фильма, ихповедение, речь или составить рассказ от имени глав-ного / второстепенного персонажа медиатекста (обу-чающиеся должны были сохранить особенности егохарактера, языка); составить рассказ от имени неоду-шевленной вещи.Принцип целенаправленности тесно связан с прин-ципом систематичности и последовательности. Приреализации этого принципа мы априори исходим изпоставленной цели и все действия носят систематиче-ский и последовательный характер. Систематическоеизложение иноязычного медиаматериала, представле-ние иноязычных медиазнаний в системе, а также по-следовательность в работе делают процесс формирова-ние медиакомпетентности вторичной языковой лично-сти результативным. Необходимо отметить важностьсистематической и последовательной диагностикиформирования указанной личностной характеристики.Такая диагностика проводится педагогом и обучающи-мися на всех этапах ее становления, при необходимо-сти осуществляется коррекция в направлении ее со-вершенствования. Применяя принцип систематичностии последовательности, мы разделяем мнение А.В. Фе-дорова и считаем, что «преподавателю вуза полезноиметь четкое представление об уровнях развития дан-ной конкретной студенческой аудитории в области ме-диа» [8. С. 78]. Для получения такого четкого пред-ставления мы разработали шкалу уровней сформиро-ванности медиакомпетентности вторичной языковойличности: начальный, средний и продвинутый, которыесоответствуют традиционной трехуровневой системеуровней владения иностранным языком (английскимязыком: Basic, Intermediate, Advanced; французским:Debutant, Intermediaire, Avance; немецким: Grundstufe,Mittelstufe, Oberstufe; итальянским: Еlementare,Intermedio, Avanzato и др.). Выделенные уровни соот-носятся с показателями сформированности медиаком-петентности вторичной языковой личности:- когнитивный - оценивающий знания основныхкатегорий и понятий медиаобразования, медийногоспектра, дистинктивных признаков различных жанров,закономерностей процессов функционирования медиав социуме, закономерностей восприятия и пониманияиноязычной информации;- операционный - оценивающий умения осуществ-лять поиск, сбор иноязычной информации, передавать,получать медиасообщения на иностранном языке, уме-ния интерпретировать, оценивать, критически анализи-ровать иноязычный медиатекст и авторскую позицию,создавать собственный медиапродукт;- мотивационный - служит для определения фор-мирования отношений, мотивов, готовностей к работе смедиатизированной иноязычной информацией.Разработанные показатели основаны на таких кри-териях, как знание, умение, отношение (более подроб-но см. [9]).При диагностике, контроле, коррекции и в ходепроцесса формирования искомой характеристики мыопираемся на научные результаты зарубежных и отече-ственных исследователей [7, 10-13 и др.], используемимеющийся научный опыт, современные научные по-нятия, теории, учения из области медиаобразования ииностранного языка. Учет принципа научности в орга-низации процесса формирования медиакомпетентностивторичной языковой личности необходим, посколькумедиаобразование носит исследовательский характер.«Существующие знания не просто передаются учите-лями или "открываются" учениками. Это предмет кри-тического исследования и диалога, в ходе которых но-вые знания активно приобретаются педагогами и уча-щимися» [4].В переходе студентов к роли активных и сознатель-ных участников медиатизированной межъязыковой имежкультурной коммуникации мы исходили из прин-ципа сознательности и активности. Сознательное и ак-тивное отношение учащихся к формированию медиа-компетентности вторичной языковой личности, разви-тие у них самостоятельности, творчества, потребности ксамообразованию средствами медиа лежат в основепредставленного принципа. Сознательность учащихся вмедиадеятельности напрямую связана с деятельностьюпедагога, которому необходимо поддерживать их вни-мание в процессе обучения, направлять, мотивироватьего, в частности через постановку проблемных ситуа-ций, координировать процесс формирования медиаком-петентности вторичной языковой личности. Студентысамостоятельны в выборе средств по решению такихситуаций, форм по созданию медиапродуктов. Отноше-ние учащихся и педагога построено на диалоге и равно-правии. Речь идет о принципе паритетности [14].Важная роль в формировании медиакомпетентностивторичной языковой личности обучающихся отводитсяпроцессам самосовершенствования, саморазвития исамопознания. «В идеале оценка медиаобразованияучащихся - это их самооценка» [4]. С этой целью быларазработана серия практических занятий и самостоя-тельных работ, при проведении которых применяютсяследующие методы и приемы: диагностика, самодиа-гностика, самоанализ, игровые упражнения, творческиезадания. В ходе занятий обучающиеся приобретаютзнания о способах самопознания и саморазвития. Длярасширения представлений учащихся о себе как о ме-диакомпетентной вторичной языковой личности мыиспользуем метод языкового web-портфолио, которыйявляется средством неформального оценивания дости-жений учащихся по предмету, стимулом к самосовер-шенствованию в иноязычной межкультурной комму-никации на межличностном и медиатизированномуровнях, способствует самооценке и рефлексии изуче-ния иностранного языка и практического медиаобразо-вания, обеспечивает признание всех усилий студентарасширить и разнообразить свои лингвистическую имедиаобразовательную компетенции на всех уровнях. Вдокументах Министерства образования и науки РФ от-мечается, что данный метод помогает решать такие пе-дагогические задачи, как формирование высокой учеб-ной мотивации; поощрение активности и самостоятель-ности учащихся, расширение возможностей для обуче-ния и самообучения; развитие навыков рефлексивной иоценочной (самооценочной) деятельности учащихся.По мнению Н.Д. Гальсковой, «языковой портфель(портфолио) дает возможность расширить рамки учеб-ного процесса за счёт включения в систему оценки до-стижений учащихся опыта в аутентичном межкультур-ном непосредственном и опосредованном общении».[15. С. 7]. В силу специфики нашего исследованияглавный акцент мы сделали именно на опыте учащихсяв аутентичном опосредованном общении и на их прак-тических медиаумениях по созданию языкового web-портфолио.Как было уже сказано, «медиаобразование в основ-ном активно и призвано развить более открытых и де-мократичных педагогов» [4] и активных, сознательныхучащихся. Этому в большой степени способствует ши-рокое применение средств медиа в организации педа-гогического процесса, что позволяет эффективно фор-мировать исследуемый феномен с минимальнымиучебно-временными затратами. Налицо принцип эф-фективности, предполагающий минимальные времен-ные затраты при обеспечении формирования медиа-компетентности вторичной языковой личности. Нетсомнения, что медиаобразование является особой обла-стью, эффективность которой может быть оцененадвумя критериями: «способностью учащихся приме-нить свое критическое мышление в новых ситуациях иколичеством обязательств и мотиваций, выраженныхими по отношению к медиа» [Там же].В соответствии с выводами нашего исследования,роль медиа в решении задачи формирования медиа-компетентности вторичной языковой личности велика.Осмысление возможностей медиа убедительно показа-ло, что это тот инструмент, который обеспечит переходна новые педагогические стандарты в соответствии сновыми требованиями и заказом общества на вторич-ную языковую личность нового типа, способную гра-мотно оперировать иноязычным медиатекстом. Анали-зируя медиасредства относительно их использованияна занятиях по медиаобразованию и обучению ино-странному языку, мы пришли к выводу, что они, бу-дучи интерактивными средствами, обладают большимипреимуществами и возможностями.Сегодня актуально непрерывное образование, «об-разование через всю жизнь» как основной принципсовременной системы образования. Принимая во вни-мание выводы исследователей о том, что медиаобразо-вание - это «процесс, продолжающийся всю жизнь че-ловека» [4], связанный «с принципом продолжающихсяизменений» [Там же], в своей работе мы руководству-емся принципом непрерывности и считаем, что «теоре-тически увеличивать степень медиакомпетентностиможно в течение всей человеческой жизни, восприни-мая, интерпретируя и анализируя познавательную,эмоциональную, эстетическую и этическую медиаин-формацию» [8. С. 8].Следуя принципу открытости, процесс формирова-ния медиакомпетентности вторичной языковой лично-сти, в частности педагогические условия формирова-ния искомого феномена, характеризуется как открытаясистема, допускающая возможность ее пересмотра,переосмысления, уточнения, дополнения, примененияновейших достижений педагогической науки и изме-нений потребностей личности студента.Вышеизложенные принципы являются педагоги-ческой основой формирования медиакомпетентностивторичной языковой личности, реализуются в учебно-воспитательном процессе, взаимосвязаны и взаимо-обусловлены. Руководствуясь ими, педагог имеетвозможность добиться положительных результатов впроцессе формирования медиакомпетентности вто-ричной языковой личности, необходимой характери-стики современного человека, живущего в информа-ционном обществе.Итак, мы представили педагогические принципыформирования медиакомпетентности вторичной язы-ковой личности: принцип коэволюции, целенаправлен-ности, систематичности и последовательности, научно-сти, сознательности и активности, паритетности, эф-фективности, непрерывности, открытости. Учет пред-ставленных принципов позволяет организовать образо-вательный процесс, который вооружает учащихся ме-диаспособностями и готовностями в рамках изученияиностранного языка. Учащийся ставится в активнуюсубъектную позицию при помощи различных форм,методов, средств обучения, способствующих достиже-нию намеченной цели. За счет активизации медиаком-петентности личности студента происходит повышениеего уровня владения иностранным языком.
Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. ; под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Просвещение, 1988. 479 с.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2002. С. 171.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991. 222 с.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
Council of Europe, 2000. URL: http://www.ifap.ru/pr/2006/060914a.htm (дата обращения: 20.02.11).
Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 41 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог : Кучма, 2005. 314 c.
Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности : дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 210 с.
Buckingham D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK : Polity Press, 2003. 219 p.
Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London : Sage Publication, 2001. 423 p.
Иванова Л.А. Формирование медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка) : дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 246 с.
Григорьева И.В. Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиакомпетентном педагоге // Magister Dixit : электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 3. URL: http://md.
Ковалева Ю.Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 180-182.
Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 7-8.