Статья вводит в историю литературы роман калмыкского прозаика А. Балакаева «Тринадцать дней, тринадцать лет» (1991),описывающий тринадцатидневную депортацию и тринадцатилетнюю жизнь калмыков в местах ссылки. Констатируются негативное влияние депортации на судьбу калмыков, невосполнимые потери и страдания малочисленного народа. Исследованиепоследствий национальной политики в Советском Союзе сочетается с выявлением художественных принципов романа какэпопеи калмыцкой истории.
Study of Kalmyks' life in Thirteen Days, Thirteen Years by A. Balakayev.pdf Калмыки - потомки ойратов, живших в западнойМонголии, в XIII в. входивших в империю Чингисханаи кочевавших по Джунгарской равнине. В конце XVI в.ойраты откочевали на территорию России, в Восточ-ную Сибирь, а главное - в Северный Прикаспий инижнюю Волгу, где к началу XVII в. сложился этнос,за которым закрепилось название «калмыки» (вероят-но, от тюркского калмак - «отделившийся», «отстав-ший»). После упразднения Калмыцкого ханства в1771 г. его территория вошла в Астраханскую губер-нию Российской империи, а в годы советской властикалмыки, укрепившие оседлый образ жизни, получилиавтономию [1. С. 119]. Во время Великой Отечествен-ной войны калмыки внесли большой вклад в военноесопротивление фашизму, однако территория республи-ки была оккупирована, а после освобождения населе-ние подверглось репрессиям. В декабре 1943 г. послеупразднения Республики Калмыкия ее народ был де-портирован в Сибирь и Казахстан. Депортация приме-нялась как превентивная мера для создания «надежно-го» слоя приграничного населения. В годы ВеликойОтечественной войны депортации подверглись58 народов и национальных групп населения, общееколичество составило больше 3,3 миллиона [2. С. 16].Ссылка продолжалась тринадцать лет, лишь в 1957 г.восстановлена Калмыцкая АССР. Депортация привелак гибели трети населения Калмыкии и к разрушениюмногих элементов материальной и духовной культуры.Это страшные страницы в истории калмыцкого народа.Калмыцкий писатель Г.А. Балакаев (1928-1998),испытал тяготы депортации в Красноярский край и,вернувшийся в родные края как художник, оставилсвидетельство о горьком периоде личной и народнойбеды. О ссылке калмыков в Сибирь он написал повесть«Три рисунка» (1963), роман «Звезда над Элистой»(1963), повесть «Судите меня сами» (1986), очерки«Выслан навечно...», «Лихая година», роман «Трина-дцать дней, тринадцать лет» (1991) и пьесу «Спецпере-селенцы» (1993).Несмотря на то что тема депортаций как тема кара-тельной лагерной системы была под запретом, в 1961 г.Балакаев написал повесть «Три рисунка», которая былаопубликована на русском языке и рассказывала о стра-даниях ссыльного мальчика-калмыка. За эту повестьписателя назвали «калмыцким Эренбургом» [4. С. 35].Через 30 лет в романе «Тринадцать дней, тринадцатьлет» Балакаев открывал трагедию не отдельного чело-века, но всего калмыцкого народа, подвергнутого уни-жению и подавлению. По словам калмыцких истори-ков, А. Балакаев первым взял острую тему депортации ираскрыл ужасающие трагические страницы жизни кал-мыков на пути депортации и в местах ссылки. Наряду сэтим Балакаев показал искреннее сочувствие и помощькалмыкам со стороны простых местных русских.Роман начинается диалогом с потомками о том, чтопомогало переносить страдания и унижения: «А ктоже вас защитил? - Правда! Справедливость! Правдасильнее клеветы - Далекий потомок наш, тогда слу-шай: отдай всю свою жизнь до последнего вздоха, по-следней капли крови, служи только правде! Верь ей!Опирайся на силу справедливость и правды!» [5. С. 15].Автор обозначил лейтмотив романа: горькая правда остраданиях народа пишется с целью утверждения силыдуха калмыцкого народа.Повествование о жизни главного героя романаБадмы на калмыцкой земле в военное время показыва-ет лишения, когда семье Бадмы, как и другим семьям,приходилось отдавать колхозу корову, которая корми-ла всю семью. «...Не было слышно, чтобы кто-то воз-мутился, что забирают скотину... Люди вняли призы-ву, и каждая семья привела в фонд обороны корову илителку. Каждый мечтал об одном - погнать скореефашистов назад...» [5. С. 18]. Люди не жаловались нажизненные тяготы, обрушенные на них войной. Мате-ри гордились сыновьями, которые пошли на фронт,готовые отдать жизнь за родину. Люди верили в прави-тельство, они думали, что студебеккеры везут для нихпродукты: «Вот как о нас заботится наш дорогой то-варищ Сталин!» [5. С. 42].Такому народу выпала несправедливость, невинныелюди были обвинены в предательстве и измене госу-дарству. Незащищенных людей в одну ночь погрузилив грузовики, к ним относились, как к врагам. Военныекричали, угрожали автоматами наизготовку, гоняли,приказывая за три часа собирать вещи и отправиться впуть. «Моторы огромных машин с брезентовыми буд-ками надсадно заревели, словно под тяжестью слез игоря изгоняемых людей с родной земли. ...Некоторыепоснимали шапки, отдавая последний поклон роднойземле» [5. С. 69]. На железнодорожном разъезде изму-ченных ездой по тряской дороге престарелых, женщини детей засунули в железные вагоны, где они провелисамые страшные тринадцать дней своей жизни. Вотнекоторые детали: «В вагонах невыносимо тесно. По-середине стоит железная печь. По двум сторонамвагона в торцах настелены из сырых досок сплошныенары. Они заменяют кровати, стулья, столы..» [5.С. 75]. «Жгучий холодный ветер продувает весь вагон,стужа рыщет между ослабевшими телами, пронизы-вает каждого до костей. От нее, кажется, даже ду-ша застывает...» [5. С. 77]. «Матери находили кое-какую посуду и подставляли под своих детей, чтобыони справляли естественную нужду... не знали, кудадевать содержимое горшков, ведер, кастрюль...» [5.С. 79]. Люди день и ночь страдали от холода и голода.От даваемого супа многие заболели. Темнота убивалапоследнюю энергию надежды. Многие умирали: «...аможет, нас специально так долго везут, чтобы наскак можно больше умерло в дороге…» [5. С. 99].В этой части романа выделяется судьба старухиДжолды. Она получила похоронки на трех сыновей,ушедших на фронт, но, переживая свое несчастье, онаверила в правду дела победы. Джолда сохраняла се-мейные ценности как ценности нации, назвала своихсыновей именами известных калмыцких богатырей.Потеря детей отняла жизненные радости, но Джолдасохраняла надежду на возвращение своих детей в род-ной край. Надежду разрушила депортация. Беспомощ-ная старуха с растрепанными волосами, босиком, вся вслезах, бежала, а за ней гонялись солдаты: «Пока моисыновья не вернутся с войны, никуда я с родных местне поеду... Почему меня выгоняют из родного дома, яже проводила на фронт трех сыновей защищать этуземлю! Наши дома!» [5. С. 19]. Старуху, наконец, броси-ли в вагон, и Джолда, мать трех героев, ушла в иной мирнезадолго до отправления поездов в Сибирь, не дожда-лась возвращения детей в родной край. Ее слезы, беспо-мощный бред, бессильное сопротивление и ее песни вполной мере выражают человеческие страдания.В эти страшные тринадцать дней люди жили воспо-минаниями, опирались на сказки своих предков, которыерассказывал старик Кеедя. Он знает историю своегонарода в легендах и преданиях, он хранит традиционнуюкультуру и мудрый дух нации. В трудные дни сказаниямипредков он выводил людей от беспощадных реалий в мирподвигов богатырей, вдохновлял людей, потерявшихнадежду. Этот персонаж важен для концепции автора, онсимволизирует преемственность национального духа.Писатель показал, что выселение и беспощадные репрес-сии не могут выкорчевать нацию. Если люди помнят ис-торию своего народа, у них будет возрождение. Можноотнять у людей все что угодно, но мудрость и вера в свойнарод помогут выстоять в страданиях.Тринадцать дней в вагонах еще не означают конецбедствиям калмыцкого народа. Обессиленные люди незнали, какая жизнь им предстоит в последующие три-надцать лет. Лютые морозы, тяжелая работа, беспра-вие, оскорбления и унижения во время ссылки разбилиих мечты о счастливой жизни, любви, об учебе. Мно-гие, не выдержав суровой жизни, ушли из жизни.Главный герой романа Бадма - пятнадцатилетнийподросток, лишенный личных надежд на будущее. Вссылке он принял бремя жизни, зарабатывая на хлебдля всей семьи. Повидав много жестокости, Бадмарано повзрослел, стал ответственным и настойчивым,привык переносить горе наедине с самим собой, своейтвердой волей поддерживая окружающих. Будучиодаренным, Бадма хотел рисовать, мечтал о возмож-ности учиться в художественной школе. И окружаю-щие, заметив способности Бадмы, поощряли его уси-лия. Бадма долго ждал разрешения на учебу в городе,и только с помощью доброго коменданта смог поехатьучиться в художественное училище имени Сурикова.В училище упорство и одаренность были оценены,казалось бы, только шаг оставался до осуществлениямечты, но суровая реальность разрушила надежды.Из-за того что он приехал без особого разрешения вдом отдыха, находящийся в девяти километрах отучилища, а по сути, из-за того что он пыталсяпирога, теплые слова, жест одобрения и хотя бы доб-рый взгляд.Слова благодарности довольно часты: «Какими кра-сивыми Бог создал людей. Злые задумали столкнутьнароды. А вот Бог не позволил осуществиться черномузамыслу... Русские - великодушный народ. Большиеначальники хотели, чтобы все народы возненавиделинас, калмыков. Не сбылась их черная затея... ...Они такбыстро подружились... Обмануть народ трудно...» [5.С. 243] - слова мудреца Кееди раскрывают идею автораромана о преодолении вражды между народами реаль-ной человечностью простых людей.В романе осуждены злые и бесчестные люди, встре-чающиеся и среди калмыков, изменивших отечеству,корыстных или бессовестных. Признание наличия от-ребья среди любого народа доказало объективную по-зицию писателя. Описывая трагические события исто-рии калмыцкого народа, Балакаев проявил гуманисти-ческий подход. Люди, пережившие страшные невзго-ды, оскорбления и обиды, смогли сохранить лучшиекачества человека: доброту, честность, щедрость и верув прекрасное. В романе все герои живут искреннимичувствами.Их смелость и слабость, их любовь и ненависть вы-ражены без идеализации, но открывают возможностьустойчивости духа в бесчеловечных обстоятельствах.Личный опыт писателя и трагическая судьба всегонарода убеждают: горе, трагедия не поселили ненави-сти в сердцах людей. Наоборот, пережитое калмыцкимнародом укрепило веру в значимость благородства,силы воли, щедрости и терпимости, что является ду-ховной опорой любого народа.
Li Yingnan Dai Guiju. Eluosilishizhilu - Qiannianhuimou. Waiyujiaoxueyuyanjiuchubanshe, 2002.
Убушаев В.Б. Калмыки, выселение и возвращение. Элиста, 1991.
Балакаев Г.А. Моя жизнь, моя правда. Элиста : Джангар, 2000.
Wangliye: «Yifenchendiandiandehuiyi». Jianshu «Dunhedechenxi». Chenjianhuazhubian Chongqingchubanshe, 2007.
Балакаев Г.А. Тринадцать дней, тринадцать лет. Элиста : Санан, 1995.