Ценности учреждений культуры: анализ томских СМИ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Ценности учреждений культуры: анализ томских СМИ

Рассматриваются доминирующие ценности, транслируемые учреждениями культуры посредством различных каналов СМИ.Были выделены две системы ценностей: патерналистская (традиционная) и активистская (современная). В результате примененного контент-анализа было выявлено, что по количеству единиц анализа, относящихся к каждой ценностной системе, превалирует активистская (современная) система ценностей. Транслирование этой системы ценностей свидетельствует о преобладании реформистского дискурса в СМИ по отношению к сфере институциональной культуры, в котором значимыми обозначаются следующие ценности: «работа / карьера», «творчество», «свобода / независимость», «лидерство», «инициативность», «инновация».

Values of cultural institutions - study of Tomsk mass media.pdf Одной из актуальных проблем философского, со-циологического, культурологического, политическогодискурсов является вопрос модернизации современнойРоссии, который, несмотря на интенсивное изучение,не получает однозначного понимания. Причем процессмодернизации России рассматривается не только вконтексте изменений внешнего плана: экономики, по-литической системы, социокультурной ситуации и т.д.,но и как изменение внутреннее, связанное с обще-ственным сознанием и сознанием отдельной личности.Бесспорным является утверждение, что какие-либоизменения в обществе есть результат самосознания исамоосознания общества. Самосознание и самоосо-знание непосредственно обусловлены ценностнойпозицией человека. Причем ценности выступают некак статичное образование, а как актантное, дей-ственное отношение человека к миру, другому и са-мому себе.В работах философа Н.О. Лосского ценности рас-сматриваются как «возможные руководители нашегоповедения», так как «ценности вступают в сознание неиначе как посредством чувств субъекта, интенциональ-но направленных на них. В связи с чувством субъектаони становятся ценностями, переживаемыми им» [1.С. 308].Глубина ценности определяется ее действенностью.«Ведь ценности всегда являют какие-то наши головныеи сердечные устремления и предпочтения. Но каждыйраз возникает вопрос: а есть ли у нас сила на них, дея-тельная сила? И есть ли у нас форма, чтобы реализо-вать их? Реализовать так, чтобы случилось событие; нехотеть добра, а участвовать в событии добра. Не хотетьбыть гражданином, а быть: иметь силу или орган испособность на то, чтобы быть участником граждан-ского события. Это разные вещи» [2. С. 401]. Такимобразом, можно говорить, что успех модернизации«определяется человеческими измерениями» [3. С. 3], азначит, теми ценностными ориентациями, которыеустойчивы и значимы для большинства членов нацио-нального сообщества и активизируют деятельное от-ношение к действительности.В формировании ценностной системы обществазначимую роль играет культура. Причем особенностьюрусской культуры и искусства была не только эстети-ческая значимость, но и этическая, гражданская. Ис-кусство формирует ценностные ориентации общества ивыступает в качестве этического императива для него.Поэтому важным является изучение тех ценностей,которые транслируются культурными организациямипосредством СМИ.Ценностная система современного российского об-щества может быть рассмотрена как «пороговая», ко-торая включает в себя ценности инверсионного и ме-диационного характера. «Инверсия - это не творче-ский, традиционный способ мышления, когда мысль незнает других смыслов, кроме тех исторически сложив-шихся, которые сконцентрированы на полюсах оппо-зиции, прилепляется то к одному из ее полюсов, то кдругому. Инверсии как мышлению крайностями про-тивостоят медиация (media - лат. середина), выход зарамки дуальности и поиск середины. Логика медиацииориентирует субъекта на критику смыслов полюсовоппозиции как абсолютов, на формирование новых,третьих, альтернативных смыслов в межполюсномпространстве, в условной середине, т.е. на модерниза-цию. Субъектом медиации является творческая лич-ность, которая в момент появления в культуре всегдаеретик, диссидент, самозванец. Формирование граж-данского общества, демократизация его институтов -медиационный процесс, блокирующий инверсию ицикличность» [4. С. 26-27].Поэтому важным является рассмотрение, какиеценности декларируются учреждениями культуры, за-нимают ли они топос традиционных ценностей илиутверждают значимость поискового отношения чело-века к современной действительности.Для выявления доминирующей парадигмы ценно-стей был использован контент-анализ томских СМИ.На основании проведенного анкетирования медиа-предпочтений жителей г. Томска и Томской областибыли выявлены наиболее востребованные населениемканалы СМИ. По результатам опроса (анкетный опросжителей г. Томска и Томской области проводился врамках проекта РГНФ «Реалии и социокультурныйпотенциал инновационного развития Томской обла-сти»; сроки проведения июль - август 2011 г., выборкасоставила 750 человек) выявлено, что большая частьреспондентов предпочитает региональные печатныеСМИ - 30%, региональные и центральные - 28%, цен-тральные периодические издания пользуются меньшимпредпочтением - 9%. Также были выявлены наиболеевостребованные телевизионные каналы. НаселениеТомской области предпочитает смотреть передачи цен-трального телевидения - 27%, передачи региональныхканалов ТВ являются приоритетными для 15% населе-ния. Смотрят центральные и региональные передачи49% населения. Полученные результаты опросов поз-волили определить перечень анализируемых каналовСМИ: газеты «Красное знамя», «Томские новости», атакже телевизионный канал Томская Государственнаятелерадиокомпания (ТГТРК). Материалы газет и архивТГТРК были проанализированы за период с августа2010 по август 2011 г. В качестве объектов анализа вы-ступили следующие учреждения культуры: музей, биб-лиотека, театр, кинотеатр, учреждения спортивнойкультуры, другие учреждения культуры (сюда могутвходить клуб по интересам, культурные центры и т.д.).Основной задачей стало выявление доминирующихценностей, транслируемых учреждениями культурыг. Томска и Томской области.В качестве таковых выступают две парадигмы цен-ностей: патерналистская (традиционная) и активистская(современная). Выделение двух парадигм обусловленостремлением определить вектор интенции ценностныхориентаций в обществе. С одной стороны, исконно рус-ская культура и русская ментальность базируются натрадиционной парадигме ценностей, ядром которой яв-ляется коллективизм, общность, соборность. С другойстороны, в процессе глобализации / вестернизации про-исходит утверждение европейской модели ценностей,основным ядром которой является личность.Патерналистская парадигма основывается на прио-ритете общего / авторитарного над частным / личным.Активистская - на приоритете частного / личного надобщим / авторитарным. Обе парадигмы включают всебя по девять ценностей, которые являются кластера-ми, а также рассматриваются как своеобразные медиа-концепты, отражающие региональную картину цен-ностных приоритетов и регионального самосознанияобщества [5].К первой системе ценностей относятся семья, кол-лективность, традиции, порядок, обычай, жертвен-ность, солидарность, благотворительность, властность,своеволие. К второй системе ценностей относятсяжизнь человека, свобода / независимость, работа / ка-рьера, инициативность, благополучие, лидерство, твор-чество, личностность, инновация.В процессе контент-анализа было подсчитано коли-чество упоминаний объектов анализа (учреждениякультуры) каналами СМИ. Причем в качестве домини-рующих трансляторов на каналах выступают различ-ные учреждения культуры (табл. 1).Т а б л и ц а 1Количество упоминаний учреждений культуры в СМИ (единицы упоминания)Учреждения культуры Каналы СМИ «Томская неделя» «Красное знамя » ГТРК ИтогоТеатр 14 7 15 36Музей 4 6 10 20Библиотека 0 1 3 4Кинотеатр 0 0 5 5Учреждения спортивной культуры 26 8 17 51Другие учреждения культуры 18 5 20 43Выявленная количественная иерархия упоминанияобъектов анализа позволяет, с одной стороны, выделить вкачестве доминирующих объектов анализа учрежденияспортивной культуры и др. С другой стороны, данныеучреждения представляют «миксовый» вариант объектов.Например, другие учреждения культуры включают в се-бя: центры культуры, относящиеся к различным органи-зациям, развлекательные центры, клубы по интересам,дома творчества, зрелищные центры. Поэтому не менеезначимым по количеству упоминания является театр. Не-значительное упоминание кинотеатра и библиотеки такжеможет быть объяснено. Упоминания о кинотеатре в ос-новном связаны с рубрикой «афиша», где перечисляютсякинофильмы и дается краткая аннотация к ним. Библио-тека занимает периферийное место и в основном высту-пает как инициатор мероприятий, связанных с творче-ством отдельного автора или направления в искусстве,культуре.Также были выявлены доминирующие ценности,транслируемые различными учреждениями культурыг. Томска посредством СМИ (табл. 2).Помимо подсчета количества упоминаний, быливыявлены оценочные модусы (модальность) этих цен-ностей. Выделены три вида модусов: положительный(+), отрицательный (-), нейтральный (0). В итоге всеценности кроме «своеволие» в основном получили по-ложительную оценку (табл. 3).На основании проведенного анализа можно выде-лить в качестве доминирующей ценности, транслируе-мой различными учреждениями культуры, традицию.Традиция рассматривается как повторение значимыхсобытий в жизни города: юбилеев, праздников, т.е. то-го, что стало частью истории региона и культуры в це-лом. Синонимическими маркерами «традиции» сталиследующие семантические конструкты: «история»,«прошлое».Чаще всего ценность «традиция» пропагандируетсямузеями, театрами и библиотеками. «Все игрушки1940-1980-х гг. отечественного производства и странсоцлагеря: куклы, машинки и т.д. Особое вниманиезанимают целлулоидные игрушки военного времени -хрупкие необычные экспонаты, чудом сохранившиесяв частных коллекциях» (Томская неделя. 2011. 4 фев-раля); «В доме детства и юношества "Факел" состоя-лось торжественное открытие "Белорусской избы"»(Красное знамя. 2011. 24 октября).Т а б л и ц а 2Ценности, транслируемые различными учреждениями культуры г. Томска посредством СМИ (единицы упоминания)Ценности Каналы СМИ«Томская неделя» «Красное знамя» ГТРКСемья 2 1 1Порядок 2 1 3Жизнь человека 10 5 5Традиции 12 11 27Свобода / независимость 4 1 2Работа / карьера 5 2 6Инновации 9 4 16Жертвенность 0 0 0Благополучие 1 2 2Властность 1 0 2Своеволие 1 0 1Лидерство 3 5 3Творчество 8 3 4Коллективность 5 1 2Благотворительность 2 1 1Личностность 3 4 1Солидарность 3 5 2Инициативность 3 1 5Т а б л и ц а 3Модальность ценностей, транслируемых различными учреждениями культуры г. Томска посредством СМИ (единицы упоминания)Ценности Каналы СМИ Итоговая модальность цен-«Томская неделя» «Красное знамя» ГТРК ностейСемья 2+ 1+ 1+ 4+Порядок 2+ 1+ 3+ 5+Жизнь человека 10+ 5+ 5: 4+, 1/0 19+, 1/0Традиции 12+ 11+ 27+ 50+Свобода / независимость 4+ 1+ 2+ 7+Работа / карьера 5+ 2+ 6: 4+,2/0 11+, 2/0Инновации 9+ 5+ 16: 13+,3/0 27+,3/0Жертвенность 0 0 0 0Благополучие 1+ 2+ 2+ 5+Властность 1/0 0 2: 1+, 1/0 1+,2/0Своеволие 1- 0 1- 2-Лидерство 3+ 3: 2+,1/0 3+ 8+,1/0Творчество 8: 6+, 2/0 1+ 4+ 11+,2/0Коллективность 5+ 1+ 2: 1+,1/0 7+,1/0Благотворительность 2+ 4+ 1+ 7+Личностность 3+ 4+ 1+ 8+Солидарность 3+ 1+ 2+ 6+Инициативность 3+ 1+ 5+ 9+Незначительная часть содержательных интенцийсвязана с повторяющимися из года в год событиямиотдельных личностей. «В областном художественноммузее открылась выставка Николая Коробейникова,приуроченная к 50-летнему юбилею художника»(Красное знамя. 2010. 22 декабря). К традиции можноотнести и установку мемориальных досок и памятни-ков в г. Томске и Томской области, что является сви-детельством восстановления утраченных страниц ре-гиональной истории. «Сегодня ее (мемориальнуюдоску) открыли на здании ТЮЗа. Там размещался го-родской театр, где Эрдман год работал, отбывая вТомске ссылку. Сегодняшнее событие приурочили к110-летию со дня рождения драматурга» (ГТРК. 2011.31 марта); «Памятник Н. Клюеву поставят у филармо-нии… На улицах областного центра появится скульп-тура известного русского поэта Николая Клюева»(ГТРК. 2011. 10 августа). Также к восстановлениюистории можно отнести «дни памяти», организован-ные различными учреждениями культуры. «Музыказвучала накануне в сквере у Камня скорби в памятьжертв политических репрессий. Мемориальный музей«Следственная тюрьма НКВД», общество «Мемори-ал» и арт-проект «Чеховские пятницы» провели уКамня скорби концерт-реквием «По долгу памяти»(ГТРК. 2011. 17 июня).Доминирование ценности «традиция» есть отраже-ние одной из современных стратегий брендированияТомска как значимого с точки зрения историческойценности города, что позволит сделать его культурно-историческим центром с развивающимся туристиче-ским бизнесом. Трансляция ценности «традиция» кана-лами СМИ усилилась с сентября по ноябрь 2011 г. (пе-риод, не вошедший в анализируемый этап). Именно вэтот период был запущен на ГТРК и ТВ2 цикл передач,повествующий об истории г. Томска, его историческихдеятелях, архитектуре, исторической топографии.Правда, сами учреждения культуры почти не подни-мают проблему сохранения старого Томска, этот во-прос в основном решается другими организациями.Не менее значимой стала ценность «инновация».Под «инновацией» нами понимается «нововведение,новшество, новое, принципиально отличающееся отпривычного, традиционного». Маркерами ценности«инновация» стали следующие семантические кон-структы: «новое», «модернизация», «авангард», а такжесемантический конструкт «новое», представленныйтакими словами, как «непривычное», «изменился»,«необычное» и т.д.В СМИ данная ценность связывается либо с деятель-ностью отдельного человека, коллектива или организа-ции, которые предпринимают что-то непривычное, несвойственное для их деятельности. «Корпоративныйфестиваль "Газпрома" впервые прошедший в Томске,зажег новые звезды» (Красное знамя. 2011. 16 февраля);«Выставку художественных и фоторабот в необычномместе провели молодые художники Томска. Выставоч-ный зал они устроили в заброшенном здании гумани-тарного лицея на Набережной Ушайки» (ГТРК. 2011.10 октября). К инновации можно отнести использованиеновых жанровых форм в создании произведений искус-ства: «Интерактивный спектакль, в котором были задей-ствованы персонажи сразу из нескольких постановок,завершил театральный сезон» (ГТРК. 2011. 4 июля);кардинальное изменение самого коллектива, созданиепринципиально нового коллектива: «В Томске появитсятеатральная режиссерская лаборатория. С ее помощьюдва томских театра - ТЮЗ и драматический - надеютсянайти главных режиссеров» (ГТРК. 2011. 2 августа).Особое место в СМИ как репрезентация ценности«инновация» занимает обсуждение Х Областного теат-рального фестиваля «Маска» (15-20 мая 2011 г.).В рамках этого фестиваля был представлен спектакльмолодого режиссера ТЮЗа Евгения Лавренчука. ТЮЗоказался победителем фестиваля. Вокруг молодого ре-жиссера и самого театра возникла дискуссия о возмож-ности представления на томской сцене спектаклей,пропагандирующих нетрадиционные (гомосексуаль-ные) отношения. С одной стороны, А. Кузичкин,начальник Департамента по культуре Томской области,рассматривал спектакли молодого режиссера как новоев томском театральном искусстве, которое «нуждаетсяв модернизации». С другой стороны, постановка «АннаКаренина» вызвала недовольство Совета старейшин.Он обратился с заявлением к губернатору В. Крессу,где было сказано о «гомосексуальной ориентации» ре-жиссера, «активно пропагандирующего, используя те-атральную сцену, нетрадиционные отношения», а самапостановка была названа «преступным прожектом». Врезультате Е. Лавренчук был отстранен от должности,а на место режиссера ТЮЗа был объявлен конкурс. Вотношении самого А. Кузичкина появились отрица-тельные отзывы в СМИ.Исходя из вышесказанного, ценность «инновация»,декларируемая томскими учреждениями культуры,больше выступает как формальное (например, созданиетворческих лабораторий), в рамках культурного кон-текста «жанровое» обновление произведений, но прин-ципиально не затрагивающее изменение культуры иобщества в целом.Был выделен ряд ценностей, которые концептуаль-но связаны с семантическим центром «ценность чело-века». Сюда входят такие ценности, как собственно«жизнь человека» и инструментальные ценности, с по-мощью которых возможно достижение жизненных це-лей. Реализация этих целей придает ценность челове-ческой жизни. Условно ценности можно разделить на«работа / карьера», «творчество», воплощающие цель,ради чего необходимо жить, и на собственно инстру-менты достижения (с помощью чего, каких человече-ских качеств достигается ценность жизни) - ценности«личностность» и «инициативность». Объединениеценностей «работа» и «карьера» в одну обусловленотем, что «работа» выступает в СМИ как указание про-фессионального занятия человека, а «карьера» - каккачественное и положительное изменение профессио-нальной компетенции. Часто обе ценности выступаютвместе в текстах СМИ, поэтому мы объединили их какодну ценность, выражающую профессиональную дея-тельность человека.Максимально значимой из вышеуказанных ценно-стей является «жизнь человека». Содержательно этаценность связана с выражением интереса к жизни от-дельного человека (различного рода деятельность, био-графия, работа, творчество). Причем интерес был вы-зван как к выдающимся людям, внесшим значительныйвклад в культуру и историю региона: «Бенефис заслу-женной артистки России Марины Дюсьметовой прохо-дит в театре куклы и актера "Скоморох"» (ГТРК. 2011.9 ноября), так и к «обычному» человеку. Большой ре-зонанс вызвала инициатива скульпторов создать па-мятник прапорщику ГАИ Н. Путинцеву, которогоназывают в народе «дядя Коля», известному тем, чтоникогда не брал взяток и проявлял доброжелательностьк людям. «В конкурсе на лучшую идею памятника по-четному гражданину Томска, прапорщику ГАИН. Путинцеву участвовало два автора. По итогам голо-сования победил А. Гнедых» (Красное знамя. 2011.30 октября).Способом достижения профессионального и твор-ческого роста стали ценности «личностность» и осо-бенно «инициативность». «Личностность» рассматри-вается как выражение индивидуального облика, отли-чительных черт, «инициативность» - как внутреннеепобуждение к новым формам деятельности, предпри-имчивость. Чаще всего эти ценности связаны со спор-тивной культурой: «Героем стартового отрезка сталфорвард хозяев Дзюба, который в отсутствие дисква-лифицированного Корниленко отрабатывал впереди задвоих» (Томские новости. 2010. 5 августа), но встреча-ются и в описании культурных коллективов. «Моло-дежный фильм, снятый в Томске, томичами и при ну-левом бюджете скоро выйдет на широкий экран одногоиз Томских кинотеатров. Рабочее название «Мечтате-ли» (ГТРК. 2011. 18 января). Причем результатом ини-циативности становится создание нового, инновацион-ного, претворение нехарактерного, небывалого.«В Томске могут быть выставлены экспонаты западно-европейского искусства из Эрмитажа» (ГТРК. 2011.25 марта).Такая ценность, как «лидерство», не всегда связы-вается с отдельной личностью. Ценность «лидерство»контекстно выражает идею лидирования региона, кол-лектива. Чаще всего она используется в описанииспортивных мероприятий, в которых первенствуютотдельные личности или команды. «Достойно высту-пили спортсмены Томской области. В общей сложно-сти наша команда завоевала 24 призовых места» (Том-ские новости. 2011. 4 февраля). Но данная ценностьприсутствует и при рассказе о культурных событиях.«Фестиваль "Томская мозаика" можно назвать визит-ной карточкой области и уникальным явлением в еекультурной жизни. Творческие коллективы и мастерадекоративно-прикладного и изобразительного искус-ства боролись за звание лучших из лучших» (Красноезнамя. 2011. 9 марта).Ценности «коллективность» и «солидарность»близки по семантике. Первая представляет то, чтосвойственно коллективу, основано на общности, вто-рая - деятельное сочувствие каким-нибудь мнениямили действиям, общность интересов, единодушие.Смысловое различие этих ценностей основано на том,что «коллективность» представляет констатацию нали-чия общего, а «солидарность» - устремленность к об-щему. В основном обе ценности описываются в СМИкак относящиеся к человеку. Примером репрезентацииценности «коллективность» является описание выступ-ления самодеятельного коллектива, который участво-вал в концерте, посвященном 16-летию СИБУРа: «Напредприятии мне прежде всего интересны люди. Мыработаем вместе четыре года, и я вижу, что мы растеми действительно становимся командой. Только сообщаможно добиться высоких результатов» (Томские ново-сти. 2011. 24 июня).Ценность «солидарность» представлена в рассказе отворческом вечере актрисы Елены Ильиной: «Встаньна позицию другого человека, посмотри на ситуациюего глазами, уважай его мнение» (Томские новости.2010. 18 ноября). Если рассматривать ценности «кол-лективность» и «солидарность» как близкие, то в сум-ме по количеству упоминания их больше, чем упоми-наний ценности «свобода / независимость».Кроме того, достаточно частое использование цен-ностей «коллективность» и «солидарность» в томскихСМИ в определенной степени заменяет ценность «се-мья», которая практически не декларируется учрежде-ниями культуры г. Томска. Коллективность становитсясвоеобразным эвфемизмом семьи.Ценность «благополучие» в томских СМИ такжеявляется незначительной. Она связана как с деятельно-стью отдельных организаций, так и с отдельным чело-веком. Более частой представлена ценность «благотво-рительность». «Благотворительный спектакль пройдетсегодня в театре Драмы. Акция организована вместе сдетским благотворительным фондом имени АленыПетровой. Все желающие смогут увидеть спектакль"Оскар и Розовая дама", в фойе театра будет организо-вана фотовыставка "Просто быть" и беспроигрышнаялотерея» (ГТРК. 2011. 10 марта). Хотя ценность «бла-готворительность» встречается и в описании деятель-ности отдельной личности.«Властность» не является значимой ценностью, онабольше связана со статусностью, способностью инеобходимостью по положению решать определенныесоциальные, экономические, управленческие и творче-ские вопросы. Она репрезентируется как положитель-ная ценность. «Своевольность» же, наоборот, оценива-ется как негативная ценность, и ее фиксирование не-значительно в СМИ. В основном это было связано сХ Областным театральным фестивалем «Маска» (15-20 мая 2011 г.) и позицией А. Кузичкина, начальникаДепартамента по культуре Томской области.Минимальную представленность ценности «поря-док» можно объяснить следующим. Семантика ценно-сти больше связана с социальной, общественной сфе-рой, поэтому больше характеризует регион. Сама посебе ценность «порядок» транслируется как положи-тельная, но количественная незначительность ее ука-зывает на отсутствие каких-либо значительных про-блем в регионе.Подводя итог вышесказанному, можно сделатьопределенные выводы. Доминирующей ценностью втомских СМИ является «традиция», по количествуупоминаний она превалирует над другими. Поэтомудля учреждений культуры важными становятся со-хранность прошлого, ритуализированность обращениякак неоднократного повторения мероприятий черезопределенные промежутки времени, восстановлениетрадиции, истории через установку памятников, мемо-риальных досок.Не менее значимой стала ценность «инновация».Транслирование этой ценности отражает во многомначальное изменение, затрагивающее больше фор-мальное преобразование культуры и региона в целом.Несмотря на то что ценность «инновация» по количе-ству упоминаний уступает «традиции», она подкрепля-ется другими кластерами, которые входят в активист-скую парадигму. Активистские ценности чаще патер-налистских представлены в томских СМИ. В итоге ак-тивистская система ценностей является более значи-мой, чем патерналистская, что позволяет говорить опреобладании реформистского дискурса в СМИ по от-ношению к сфере институциональной культуры, в ко-тором значимыми обозначаются следующие ценности:«работа / карьера», «творчество», «свобода / независи-мость», «лидерство», «инициативность», «инновация».

Ключевые слова

ценности региональных СМИ, патерналистская (традиционная) система ценностей, активистская (современная) система ценностей, values of regional media, paternal (traditional) paradigm of values, personality, (modern) paradigm of values

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Булатова Татьяна АлексеевнаТомский государственный педагогический университетканд. мед. наук, зав. кафедрой рекламы и связей с общественностьюbulatowa@mail-ru
Галашова Наталья БорисовнаТомский государственный педагогический университетканд. ист. наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностьюgalashova_n@mail.ru
Камарова Назира АдиловнаТомский государственный педагогический университетканд. филол. наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностьюknazirad@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994. С. 250-315.
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М. : Московская школа политических исследований, 2000.
Лапин Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социологические исследования. 2011. Вып. 9. С. 3-17.
Давыдов А.П. Инверсия как культурное основание цикличности в развитии (к вопросу об объекте деконструкции в русской культуре) // Философские науки. 2010. Вып. 1. С. 25-29.
Орлова О.В. Миромоделирующий потенциал регионально маркированного концепта: концепт «нефть» в томской медиасфере // Вестник Томского государственного университета. 2010. Вып. 4 (12). С. 33-41.
 Ценности учреждений культуры: анализ томских СМИ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Ценности учреждений культуры: анализ томских СМИ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия