Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере Новосибирска) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере Новосибирска)

Приводится анализ динамики гендерных стандартов и стереотипов в конце XX в. в российском обществе. На основании имеющихся отечественных и западных социально-философских и социологических исследований выявляются основные тенденции развития гендерных отношений и их влияние на брачно-семейные ценности социума. Аргументация выводов авторомосуществляется посредством оперирования результатами социологического исследования молодежи, проведенного в Новосибирске весной 2011 г.

Matrimonial values of youth in Russian megalopolis: gender aspect (by example of Novosibirsk).pdf Актуализация исследований, связанных с семейно-брачной проблематикой на рубеже XX-XXI вв., былаобусловлена заменой аксиологической парадигмы в рос-сийском обществе. В условиях тотальной трансформацииобщество оказалось в состоянии социальной аномии, по-следствия которой проявились как на институциональ-ном, так и на межличностном уровне функционированиясоциума. Ряд внешних факторов обусловил изменениесоциального самочувствия большей части населения ивместе с тем детерминировал ценностный кризис в обще-стве, затронувший социальные институты, в частности,состояние кризиса испытала семья, оказавшаяся негото-вой к столь стремительным изменениям.В рамках системы ценностей принято выделять от-дельные группы: витальные (жизнь, здоровье, безопас-ность); семейные (семья, дети, брак, родительство);нравственные (чувство любви, долга, ответственностиперед обществом, природой и самим собой). В светеполитических и социокультурных преобразованийзначительные изменения затронули семейно-брачныеотношения россиян, анализ которых является предме-том исследования данной статьи.Перспективной категорией населения, которая высту-пает носителем семейных ценностей, является молодежь.По данным на 2006 г. доля молодежи от общей численно-сти населения составляла 39,5% (56,5 млн чел.). Наиболеемногочисленна возрастная группа 20-24-летних - почти12,4 млн чел. При этом в городах проживает три четвертиот общей численности молодежи [2. С. 69]. Такое числен-ное соотношение населения объясняет исследовательскийинтерес к различным вопросам молодой семьи, осмысле-ние функционирования которой содержится в работахИ.В. Игнатова, В.А. Сысенко, А. Кроутер и др. Исследо-ваниям семейных ценностей в среде студенческой моло-дежи, рассмотрению сложностей в студенческих семьях ипутей их решения посвящены труды В.А. Балцевич,С.Н. Буровой, Ю.Р. Вишневского, А.К. Водневой,Б.А. Ручкина, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчевой. Анализ семьив аспекте гендерных отношений в современном социумесодержится в работах И. Кона, И. Тартаковской, Е. Здра-вомысловой, А. Темкиной, Н. Митрохина, Ж. Черновой,Л. Шпаковской, Ю. Градсковой, Т. Лыткиной.Гендерные стереотипы, сформированные в традици-онном обществе в патриархатных условиях, трансфор-мировались под влиянием ряда социально-поли-тических факторов. Для семьи XX в. оказался перелом-ным и в отношении выполнения гендерных ролей. Ре-зультаты исследований, проводимых в конце советскогопериода, показали, что разделение социальных ролей всемье между супругами сохранялось и выражалось вразделении домашних обязанностей. Так, замужняяженщина тратила на домашнюю работу не менее30,5 часов в неделю, тогда как женатый мужчина - 10,5.При этом время, затраченное на домашний труд неза-мужней женщиной с ребенком, практически совпадало свременными затратами семейной женщины. Приведен-ные показатели свидетельствуют о низкой степенивключенности мужчины в домашнюю работу [2. С. 93].Традиционный брак, сохранявшийся как базовый видвплоть до 1990-х гг., основывался на представлении обэкономической доминанте мужчин.Весьма значимым социальным явлением, детерми-нирующим новое осмысление ценности брака, сталасексуальная революция, затронувшая российское об-щество, особенно молодежь и среднее поколение. По-следствия сексуальной революции сложно оцениватьоднозначно. Ряд исследователей, изучающих институтсемьи, отмечают ее деструктивную роль: падение нра-вов и морали в обществе и кризис российской семьи.В контексте данной статьи мы рассматриваем роль сек-суальной революции, ограничиваясь ее влиянием нагендерные роли, асимметрия которых стала не стольвидимой. Инверсия гендерных ролей привела к «феми-низации» мужчин и «маскулинизации» женщин и по-степенному стиранию гендерных стереотипов. Про-изошло выравнивание гендерных стандартов и ослаб-ление поляризации гендерных отличий. Новые тенден-ции в развитии общества оказались спроецированы наинститут семьи и семейно-брачные отношения.На наш взгляд, представляется важным выделитьдва аспекта трансформации семейно-брачных отноше-ний на рубеже веков. Во-первых, переосмысление сек-суального поведения мужчин и женщин, обусловлен-ное стиранием «двойного стандарта», следствием чегоявилось нормирование вынесения сексуальных практикза рамки брачных отношений. Женская сексуальностьстала приближаться к мужской, что подтверждаетсярезультатами исследования сексуальности, проведен-ного в 2006 г. Особенно наглядной данная тенденциястановится в сравнении с результатами аналогичныхисследований 1970 и 1992 гг. (табл. 1).Во-вторых, ценность брака приобрела новую смыс-ловую наполненность. Стабильность и продолжитель-ность современного брака в большинстве своем обу-словлена самоценными отношениями, лежащими в егооснове. Как отмечают И. Кон и А. Темкина, «на первыйплан выходят качественные показатели субъективногоблагополучия» [3]. В конце XX в. в российском обще-стве произошла трансформация интимности, которуюЭ. Гидденс рассматривал в рамках западного социума.Последствием данного процесса явилось не только из-менение сущности брака, но и появление его альтерна-тивных видов, в основе которых лежит не супружество,а партнерство. В числе новых видов брака такие, какгостевой брак (living apart together - LAT), шпагатныйбрак, сожительство (незарегистрированный брак). Осо-бенностью гостевого брака является отсутствие общегодомохозяйства. Шпагатный брак предполагает прожива-ние партнеров в разных странах или регионах и ихвстречи время от времени на нейтральной территории.Т а б л и ц а 1Доля мужчин и женщин, сказавших, что они имелив течение жизни только одного сексуального партнера, %Год Мужчины Женщины1970 18 681992 21 432006 16 34В основе выделенных видов брака проявляются ка-чественно новые межличностные отношения супругов,определяющиеся термином «партнерство». Партнерскиеотношения отличаются меньшей степенью контроля засексуальным поведением, отсутствием гендерного раз-деления труда и прочих паттернов поведения, присущихтрадиционному браку. Партнерство представляет собойинтимный союз, основанный на взаимопонимании ивзаимном выборе партнеров. Э. Гидденс вводит дефи-ницию «чистые отношения» применительно к характе-ристике брачного партнерства. «Чистые отношения» -это отношения «ради самого себя», которые продолжа-ются «до тех пор, пока обе стороны думают, что оникаждому из индивидов доставляют достаточно удоволь-ствия, чтобы оставаться в их рамках» [4. С. 80]. Парт-нерство в браке предполагает равенство полов и преодо-ление гендерных стереотипов.Характерной чертой новых видов брака является ихпластичность, выраженная в способности трансформи-роваться в традиционный брак. При всех преимуще-ствах новых видов брака их существенным недостат-ком выступает ориентация партнеров преимуществен-но на прокреативную (пластичную) сексуальность. Вэтой связи следует учитывать неоднозначные трактов-ки трансформации гендерных отношений и интимно-сти с точки зрения официального дискурса, с однойстороны, и с точки зрения российского обывателя - сдругой. Представляется весьма значимым выяснитьмнение молодежи мегаполиса по данному вопросу.Социологическое исследование, проведенное в мае2011 г. в Новосибирске, было ориентировано, во-первых, на изучение системы семейных ценностей мо-лодежной общности, во-вторых, на выявление уровнятолерантности молодежи к новым видам брака и бра-коразводному поведению. Объектом исследования вы-ступили студенты средних специальных учебных заве-дений в возрасте 18-20 лет. Гендерный критерий сталодним из определяющих при формировании квотнойвыборки. Объем выборки составил 415 человек(193 юноши, 222 девушки). Фокусирование вниманияименно на данной возрастной категории респондентовобъясняется наличием у нее такой характеристики, каклабильность сознания. Как отмечают В.И. Чупров иЮ.А. Зубок, это объективная возрастная особенность,имеющая психологическую и социальную основу и про-являющаяся в неустойчивости представлений и пози-ций и, как следствие, в незавершенности ценностныхструктур [5. С. 81]. В этой связи нам представляетсянеобходимым отслеживание формирования системыценностей молодежи на разных этапах, что позволитпредотвращать негативные тенденции этого процесса иинициировать конструктивные социальные условия дляформирования устойчивых идеалов, ценностных ори-ентаций и жизненных принципов. В исследовании ис-пользовался количественный метод - анкетирование.Релевантность данного метода исследования обуслов-лена зрелым возрастом респондентов по сравнению сдругими возрастными категориями молодежной общ-ности и их студенческим статусом, что позволило до-стичь максимального эффекта в результате адаптиро-вания инструментария. Вместе с тем метод анкетиро-вания позволяет избежать личностного давления ин-тервьюера и соблюсти максимальную анонимность приопросе, что довольно важно при проведении исследо-ваний, затрагивающих приватные сферы жизни ре-спондентов.Результаты проведенного исследования позволилисделать вывод о формировании системы традиционныхценностей, среди которых лидирующую позицию занялаценность семьи. При этом понимание семьи может бытьразным. По крайней мере, респондент может высокооценивать значимость для него родительской семьи илисемьи, созданной им самим. В связи с этим респонден-там был предложен уточняющий вопрос: «Считаете лиВы необходимым для человека создание собственнойсемьи?». Подавляющее число студентов ответили поло-жительно: 91,7% юношей и 93,2% девушек (табл. 2).Т а б л и ц а 2Отношение юношей и девушек к созданию собственной семьиСчитаетели Вы не-обходимымдля челове-ка созданиесобствен-ной семьи?Юноши Девушки Общий итогАбсо-лют.знач.,кол-вочел.Отно-сит.знач., %Абсо-лют.знач.,кол-вочел.Отно-сит.знач., %Абсо-лют.знач.,кол-вочел.Отно-сит.знач, %Да 177 91,7 207 93,24 384 92,5Нет 16 8,3 15 6,75 31 7,47Общийитог 193 100 222 100 415 100Поскольку основой полной молодой семьи являетсябрак, мы выяснили, какой вид брака для молодых жи-телей мегаполиса приоритетен. Большая часть респон-дентов, как юношей, так и девушек, выбрали офици-альный (традиционный) брак - 68,4 и 60,8% соответ-ственно. Значительная часть респонденток - 33,3% -предпочли бы заключить церковный брак, с ними ока-зались солидарны только 17,6% юношей (см. рис. 1).На фоне растущего в последние годы в российскомобществе уровня религиозности, все заметнее интересмолодежи к таинству венчания. В то же время наблю-дается некоторое отличие в отношении влияния рели-гии на семейно-брачные отношения. Молодежь не при-дает большого значения степени своей воцерковленно-сти, определяя религиозную самоидентичность. Выборцерковного брака современной молодежью не являетсяпрямым указанием на высокую степень их воцерков-ленности. Венчанный брак предусматривает церемо-нию венчания, которая привлекательна в силу внешнейатрибутики, что во многом объясняет женский выборцерковного брака. При этом глубинный смысл таинствавенчания не накладывает в последующем соответству-ющих ограничений на новобрачных.Большее распространение получил именно брак-сожительство (неофициальный брак), поскольку ондоступен различным социальным слоям населения,чего нельзя сказать о гостевом браке, браке-конкубинате, а также шпагатном браке. В этой связи врамках нашего исследования мы выявили отношениеименно к неофициальному браку.Выбор неофициального брака, некогда являвшегосяприоритетным, сегодня оказался в меньшинстве. При-мечательно, что значительная часть респондентов, от-давших предпочтение неофициальному браку (сожи-тельство), - это юноши (12,1%), среди девушек только4,5% (рис. 1).1712,1 ,668,41,533,34,560,80,4 0,90102030405060708090100ОфициальныйНеофициальныйЦерковныйНе знаюНеважномужчиныженщиныРис. 1. Приоритетность разных видов брака для юношей и девушекЗначение этого вида брака трактуется представите-лями молодежной общности по-разному. Большинствоего приверженцев привлекает отсутствие ряда обяза-тельств. Кроме того, его рассматривают как репетици-онный (пробный) брак, который в дальнейшем можетперерасти в стабильный официальный союз в случаесоответствия партнеров семейным ролям. Внедрениесоциальной практики неофициального брака в россий-ском обществе пришлось на конец XX в. и было обу-словлено прежде всего экономическим неблагополучиемграждан России. Отсутствие возможности иметь легаль-ный заработок, обеспечивающий средний уровень жиз-ни, массовая безработица, падение моральных устоев вобществе в комплексе повлияли на снижение уровнябрачности. Вместе с тем ряд потребностей как витально-го, так и социального уровня, удовлетворяемые институ-том брака, остались присущи людям. В сложившихсяусловиях традиционный брак оказался вытеснен неофи-циальным. Такая социальная практика была заимствова-на из опыта западного общества в процессе активнойвестернизации. Как отмечает А.Р. Михеева, произошелповорот от золотого века брака к распространению со-жительств и его оборотной стороне - внебрачной рож-даемости [6. С. 84]. Это лишь одно из социальнозначи-мых последствий неофициального брака, наряду с кото-рым можно выделить целый ряд дисфункций.Внедрение новых видов брака значительно измени-ло отношение к разводам. До 1990-х гг. уровень разво-дов был значительно ниже, о чем свидетельствуют ста-тистические данные об уровне брачности и разводимо-сти в разные годы (см. табл. 3), согласно которым про-слеживается отрицательная динамика разводимостиначиная с 1992 г. На фоне представленной хронологииуровень разводимости достиг пикового значения в2002 г.Т а б л и ц а 3Браки и разводы в РСФСР и России [7, 8]Год А Б В Год А Б В1975 32,3 11,1 3,6 1998 59,1 5,8 3,41985 41,3 9,7 4,0 2000 70,0 6,2 4,31990 42,4 8,9 3,8 2001 76.2 6,9 5,31992 60,7 7,1 4,3 2002 83,7 7,1 6,01995 61,8 7,3 4,5 2003 73,2 7,6 5,6Примечание. А - отношение количества разводов к числу браков, %; Би В - коэффициенты брачности и разводов (на 1000 чел. населения).Семейный статус человека во многом влиял на егопрофессиональный и социальный статус. В перелом-ный период на фоне социальной аномии развод сталприравниваться к социальной норме, а обществен-ность - проявлять толерантность к разводам. Прове-денное исследование выявило степень изменения от-ношения к разводам у современной молодежи. Карди-нальных отличий в ответах юношей и девушек ненаблюдается. Негативное отношение к разводу вырази-ли 40,4% юношей и 45% девушек, среди безразличных,ответивших «нейтрально», оказалось 56,5% юношей и51,3% девушек. Число респондентов среди обеих кате-горий, оценивших развод «положительно», незначи-тельное - 3,1 и 3,6% соответственно (рис. 2).Положительно Нейтрально ОтрицательноРис. 2. Отношение юношей и девушек к разводамВ целом в современном обществе распространена се-рийная моногамия, предполагающая возможность по-вторного вступления в брак, поэтому развод в контек-сте функционирования такой формы семьи являетсянормированной практикой. При этом схожесть оценокзначимости развода среди юношей и девушек обуслов-лена гендерным эгалитаризмом и материальной неза-висимостью женщины. Последняя характеристика ста-ла возможной вследствие ряда социальных трансфор-маций и приобретения женщиной дополнительных со-циальных функций (профессиональная деятельность,экономическая функция), что предоставило ей свободупланирования своей жизни и снизило возможность ма-териального неблагополучия после развода. Таким об-разом, результаты проведенного социологического ис-следования позволили выявить некоторые аксиологи-ческие тренды молодежи Новосибирска по вопросамсоздания собственной семьи, отношения к разным ви-дам брака, разводам, новым формам гендерных отно-шений, которые полностью не отрицают старых, а ча-стично основываются на них, представляя собой синтезсоциального опыта двух эпох, и сделать ряд теоретиче-ских выводов:- реконструкция гендерного порядка, сложившегосяв советское время, осуществлялась в 1990-е гг. посред-ством восприятия новых идеалов, ценностей, образцовповедения с последующим переосмыслением уже сло-жившихся. Данный процесс привнес новые веяния всемейно-брачные отношения, повлияв на изменениерепродуктивных и семейных паттернов поведения.Женщина стала планировать рождение ребенка, тогдакак в прошлом репродуктивная функция зачастую вы-полнялась без учета социальных интересов женщины,поскольку рассматривалась как ее первоочереднаяфункция. Планирование деторождения в семье смести-ло «биографическую петлю» в жизни женщины за26 лет [8]. При этом биографическая петля стала воз-можна и в жизни мужчины, на что повлияло повыше-ние стандартов родительства

Ключевые слова

гендерные отношения, гендерные роли, семейные ценности, молодежь, брак, развод, gender relations, gender roles, family values, youth, marriage, divorce

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Думнова Эльнара МихайловнаНовосибирский гуманитарный институтканд. филос. наук, доцент кафедры философии и социальных дисциплинdumnova79@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010.
Молодежь в России в начале XXI века / под ред. В.М. Филиппова. М., 2007.
Кон И., Темкина А. Закончилась ли сексуальная революция? // Гендер для «чайников». М. : Звенья, 2009.
Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / пер. с англ. В. Анурина. СПб. : Питер, 2004.
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи : учеб. М. : ИНФРА-М, 2011.
Михеева А.Р. Рождаемость и брачность в современной Сибири. Опыт анализа на макро- и микроуровне // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. «Социально-экономические науки». 2005. Т. 5, вып. 2.
Российский статистический ежегодник. 2004.
Россия в цифрах. 2004. URL: www.perepis2002.ru
 Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере Новосибирска) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере Новосибирска) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия