Рассматривается аватон монашеской республики Афон в контексте проблемы разделения полов в религиозной действительности.Анализируется данный социально-религиозный феномен как характерный и устойчивый пример выстраивания физических границ гендерной сегрегации. Акцентируется внимание на самом понятии гендерной сегрегации, признаках ее в архаических и современных религиях, а также на взаимосвязи полового разделения с принципами православного монашества. Моногендерностьмонашеского социума рассматривается как его базисный элемент и неотъемлемая составляющая христианского аскетизма.
Avaton phenomenon of Orthodox Monastic Republic Athos and gender segregation in religion.pdf В последние десятилетия в мире наметились значи-тельные изменения в отношении общества к ограниче-ниям и запретам религиозного характера. С одной сто-роны, наблюдаются некоторые преобразования в стро-гой табуированности основных религий мира [1. С. 43].Это проявляется в толерантности к участникам такогосоциально-экономического процесса, как туризм, когдарелигиозные учреждения и институты, не избегая гло-бальной тенденции консьюмеризма, ставят материаль-ную и иную выгоду в противовес традиции. С другой -налицо популяризация религиозных направлений, неограничивающих индивидуумов в проявлениях прав исвобод. Нередко такие социумы сами инициируютборьбу против традиционных устоев.Примером может служить активная позиция фе-министских организаций Европы по вопросу отменымноговекового аватона монастырской республикиАфон. Данный религиозный феномен выражается встрогом запрете на въезд и проживание в монастырелиц противоположного пола. При этом под лицамипротивоположного пола понимаются собственноженщины, евнухи, индивидуумы, сменившие ген-дерную принадлежность и сексуальную ориентацию.Монастырская республика Афон, расположенная натерритории Северной Греции и фактически существу-ющая в границах Европейского союза, является объек-том перманентного конфликта различных организаций,отстаивающих права вышеперечисленных категорийлиц, которые противопоставляют конституционныепринципы Объединенной Европы тысячелетнему соци-ально-религиозному феномену [2. С. 114].Аватон древней православной республики для секу-ляризированного европейского общества - это впервую очередь анахронизм и недопустимый элементдискриминации по признаку пола.Те или иные формы гендерной сегрегации, вплотьдо возникновения замкнутых мужских и женскихинститутов и культов, существовали и существуют влюбом человеческом обществе [3. С. 57]. В даннойработе используется термин «сегрегация» - не в кон-тексте понятия дискриминации, а как сигнификатив-но сходное определение именно разделению. Систе-мы сегрегации традиционно отличаются по критери-ям, которые, в свою очередь, могут подразделятьсяна группы - биологические, культурные и / или ста-тусные, а также в зависимости от ситуаций илипредписанных ролей. Сегрегация не всегда взаимо-связана с предубеждением, поскольку может бытьдостигнута за счет институтов общества, независимоот отношения людей, но в целом системы разделенияопираются на предрассудки личности и фактическипоощряют их.Сегрегация - это институциональная форма соци-альной дистанции в физическом ее выражении, чтоозначает сближение физического и социального про-странства; этим сегрегация отличается от других соци-альных форм, которые также структурируют социаль-ную дистанцию в пространственных условиях. Сегре-гация, как правило, не регулирует общественные от-ношения между людьми в условиях контакта, она ха-рактеризует стремление избегать самого контакта.Несмотря на то что сегрегация предусматриваетразделение индивидуумов и групп, она не является ан-титезой социальной интеграции. Сегрегация социаль-ных единиц может также быть основой для интеграции.В действительности сегрегация может выступать какобщий, хотя и не универсальный аспект социальнойорганизации, определяя границы между группами, вы-страивая иерархию, а также регулируя взаимодействиеэтих групп [4. С. 109].Практически во всех культурах в прошлом присут-ствовали шовинистические настроения относительнополовой дифференциации. В Древнем Египте и Пер-сии, где мужчины держали все под своим контролем,женщинам отводилась достаточно значимая роль вэкономической и социальной жизни.В Древней Персии наблюдалось более либеральноеотношение к гендерной сегрегации, чем в Древнем Ри-ме или доисламской Аравии.В Средние века гендерная сегрегация на Востокеприобрела строгие формы. И если в современномобществе понятие о характерном культурном разде-лении между мужчиной и женщиной наиболее частоассоциируется с исламом, не стоит забывать о том,что на Западе до того момента, как он стал совре-менным и прогрессивным, на повестке дня стоялапроблема гендерной сегрегации [5. С. 67].Разделение полов в обществе часто формируетсякультурой и передается через религии. Не всегда ре-лигия выступает в качестве изначального инициаторасегрегации, именно религиозные традиции закрепля-ют ее в определенной социальной структуре.Например, каноны ортодоксального иудаизма накла-дывают запрет на пение женщины в публичном месте,где ее голос может быть услышан мужчиной, при этом всинагогах отведены отдельные зоны для женщин. Поло-вая дифференциация в ортодоксальном иудаизме неод-нократно становилась поводом для конфликта с между-народными феминистскими организациями, которымудалось добиться допуска женщин к Стене плача.В исламе гендерная сегрегация носит не менеевыраженный характер. В мечети во время молитвымогут оставаться только мужчины, женщины молят-ся в боковых приделах. Пятничное богослужение несчитается для них обязательным [6. С. 203].Христианство изначально провозгласило в лицеАпостола Павла новую реальность во Христе, где нетместа для любого вида сегрегации и неравенства:«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободно-го; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одново Христе Иисусе» [7. С. 334]. На заре христианствадуховное равенство всех людей выступало как одиниз основных этических принципов. Однако наряду стакой революционной религиозной позицией в хри-стианстве также нашли поддержку тенденции гендер-ной сегрегации, особенно в кругах аскетических сект.Подчинение женщины мужчине - это наследие ев-рейской традиции и греко-римского мира, котороевошло через образ жизни первой христианской церквии закрепилось в веках, хотя не согласуется с изна-чальными теологическими аспектами Евангелия.В эпоху Средневековья идеи о фундаментальном ивсеобщем духовном равенстве были отвергнуты От-цами церкви, которые утверждали, что грехопадениечеловека сделало недостижимым то полное духовноеравенство, которое Бог изначально желал дать людям,и породило их «естественную иерархию».Православное монашество в своей основе обраще-но к Христу, который свободен от семейных и род-ственных привязанностей, странствует, живет в доб-ровольной нищете, постится и проводит ночи в мо-литве. Монашество - стремление в максимальнойстепени приблизиться к этому идеалу. Монашескийаскетизм означает самоотречение, и оно нередко ко-ренится в негативном отношении к внешнему миру. Вхристианстве аскеты смотрят на мир как на источниксоблазна и греха, стараются избегать вредных в ду-ховном отношении контактов и сосредоточить своисилы на спасение в одиночестве [8. С. 29]. Самым не-уместным для аскета контактом, который может по-влечь серьезные духовные противоречия и которыйассоциируется непосредственно с самим понятиемсоблазна, является контакт с противоположным по-лом. Отсюда возникает потребность в половой сегре-гации как необходимости для самого существованияинститута монашества.Афонское монашество представляет собой социо-культурное явление, имеющее характерные особенно-сти. Будучи по своей сути одной из форм выражениярелигиозной организации жизни людей, оно предпола-гает целый ряд правил и ограничений.Монастырская республика, находясь в строгоочерченных естественных границах и под защитойсоциально-этического барьера - аватона, на протяже-нии многих столетий позволяет сохранить уникаль-ную закрытую социальную систему, базирующуюсяна трех основных принципах: воздержания, нестяжа-тельства и смирения [9. С. 95]. При этом моногендер-ность монашеского социума как один из базовыхпринципов самой системы напрямую связана с реали-зацией половой сегрегации. Аватон Святой горыАфон является одним из характерных и устойчивых(известен около 1000 лет) примеров выстраиванияфизических границ гендерного разделения. И именносейчас в Европе возникает полное непонимание про-блемы сохранения идентичности этого уникальногосоциума и его историко-культурного наследия.Сущность конфликта православной монашескойреспублики и секуляризованной Европы, лежащего вплоскости отношения к гендерной сегрегации, на нашвзгляд, имеет двойственное прочтение. С одной сторо-ны, это противостояние социально-культурных тради-ций консервативного византинизма, а в его лице - хри-стианского Востока, и объединенного идеями секуляр-ного гуманизма Запада. С другой стороны, социально-политический ракурс конфликта тесно связан с процес-сом глобализации.Не стоит забывать о том, что Европейский союзсформирован под воздействием тенденций глобализа-ции, неотъемлемым признаком которой является уни-чтожение границ, религиозных и иных различий.Существование закрытой системы, в основе кото-рой лежит дискриминация по признаку пола, на тер-ритории Европы воспринимается западным челове-ком как атавизм, угрожающий конституциональнымосновам Единого Союза. При этом одностороннеигнорируется международное гуманитарное право,предполагающее недопустимость противопоставле-ния одного права или свободы другим.Проведя анализ проблемы гендерной сегрегации врелигии на примере феномена аватона православноймонашеской республики Афон, мы пришли к выводу,что ее недопустимо рассматривать как негативныйсоциально-культурный феномен, важно учитыватькритерии, формирующие это разделение. Сегрегациякак необходимое условие сохранения уникальныхсоциальных структур должна быть оправдана в эти-ческом, культурном и правовом смысле.
Карвунис Юлия Алексеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | преподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии имедицины, соискатель кафедры онтологии, теории познания и социальной философии | juliakarvounis@gmail.com |
Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии. СПб. : Изд-во Рус. Христианской гуманитарной академии, 2005. 862 с.
Маевский В. Афон и его судьба. М. : Индрик, 2009. 240 с.
Кон И.С. Маскулинность как история // Гендерные проблемы в общественных науках / отв. ред. И.М. Семашко. М. : ИЭА РАН, 2001. 264 с.
Антология гендерной теории / под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой. Минск : Пропилеи, 2000. 317 с.
Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М. : Эдиториал УРСС, 2004. 320 с.
Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М. : Рос. полит. энцикл., 2004. 336 с.
Новый Завет / Послания св. Апостола Павла к Галатам. Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2006. 544 с.
Шкаровский М.В. Русские обители Афона и Элладская Церковь в XX веке. М. : Индрик, 2010. 304 с.
Логиновский С.С. Преподобный Макарий Египетский о социальном устройстве монашества // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 2 (218).