Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях

Рассматриваются особенности репрезентации образов памяти в медиасреде, виртуализации социального механизма запоминания / забвения, анализируются формы аккумуляции и трансляции прошлого в цифровую эпоху. Охарактеризованы наиболееинтересные сетевые мемориальные проекты, специализированные порталы и сайты. Существенное внимание уделяется содержанию записей в блогах и социальных сетях. Показаны особенности автобиографических медиатекстов, акцентирована ихроль в гуманитарных исследованиях на современном этапе.

Mediatization of memory: memoirs features in blogs and social networks.pdf Масштабный междисциплинарный интерес к памя-ти, характерный для научного дискурса последних де-сятилетий, неслучаен. Память является одной из важ-нейших черт ментальности, отличающей конкретноеобщество от других, не только аккумулирует образыпрошлого и имеющийся опыт, но и обеспечивает черезсложившуюся систему символов передачу накоплен-ных знаний и выработанного к ним отношения. Обще-ство мобилизует память и реконструирует прошлое,чтобы обеспечить функционирование в настоящем,прогнозировать будущее.Коллективная память формирует идентичность об-щества или отдельной его группы, выступает факторомформирования национального и профессиональногосознания, позволяет позиционировать определеннымобразом деятельность коллектива. Ментальные опера-ции воспоминания, интерпретации и репрезентациипрошлого присутствуют в любой культуре и обеспечи-вают гармоничное существование общества в настоя-щем, осмысленную ориентацию в будущее.С памятью социальной неразрывно соседствует па-мять индивидуальной жизни. Индивидуальное прошлоепредоставляет возможность реконструкции макроисториичерез совокупность разных по степени полноты, досто-верности и информативности личных документов.Важно понять, чем обусловлены содержание кол-лективной и индивидуальной памяти и характер ее об-разов, насколько тесно связаны эти два уровня междусобой, как они влияют на транслируемые значения.Интерес представляет то, как формируются мемори-альные нарративы, как они позиционируются и усваи-ваются человеческими сообществами.Основными направлениями исследований памяти вкультурно-историческом аспекте сегодня являются:взаимосвязь социальной памяти и коллективной иден-тичности, места и ландшафты памяти, особенностиконструирования социально-исторической памяти, раз-личия между публичной и приватной памятью, «изме-рения» памяти: фактическое / сфабрикованное, акту-альное / ненормальное и др.Мы не ставим задачу представить многообразиеконцепций коллективной и индивидуальной памяти,циркулирующих в современном исследовательскомполе. Наша цель - проанализировать особенности ак-кумуляции и трансляции памяти (локальной и коллек-тивной) в медиасреде, рассмотреть каналы, формы,процессы, характерные для этого уровня.Основное внимание уделено медиатизации памяти вее виртуальном преломлении, а именно блогам и соци-альным сетям - медиаресурсам, в мемориальном кон-тексте пока еще не вызвавшим активного исследова-тельского интереса. Сегодня такой момент, безусловно,настал.Медиа и медиатизацияТермин «медиа» происходит от латинского media(средства, посредники) и повсеместно употребляетсякак аналог терминов «средства массовой коммуника-ции» (СМК) (печать, фотография, радио, кинемато-граф, телевидение, видео, мультимедийные компью-терные системы, включая Интернет) и / или «средствамассовой информации» (СМИ).В последнее время имеет место тенденция совме-щения в рамках термина «медиа» двух разных понятий,обозначающих, с одной стороны, технические устрой-ства для репрезентации и, с другой - социально-культурный феномен, технологию ретрансляции ин-формации, ориентированной на массовую аудиторию(масс-медиа).Обсуждается и сегодняшнее противопоставление«старых», традиционных массовых коммуникаций (ки-но, пресса, радио, телевидение) новым, компьютерноориентированным, цифровым медиа, обладающим ши-рокими выразительными возможностями, наличиемобратной связи. Современный адресат использует од-новременно несколько каналов, являясь телезрителем,радиослушателем, читателем и т.п.За последние десятилетия сложилась систематерминов, затрагивающих различные аспекты ме-диа: «медиаобразование», «медиакультура», «меди-аграмотность», «медиавосприятие», «медиакомпе-тентность», «медиавоздействие» и т.д. Словарьтерминов медиасферы, составленный президентомАссоциации медиапедагогики России А.В. Федоро-вым на основе научной литературы и практическойработы научно-образовательных центров, содержитболее 270 статей [1].Словарь не раскрывает понятие «медиатизация», ноего смысловое наполнение анализируется в работахдругих авторов.Например, И.А. Негодаев обозначает этим терми-ном «процесс создания, распространения и совершен-ствования средств сбора, хранения и распространенияинформации» [2]. В процессе медиатизации совершен-ствуются существующие средства связи, создаютсяпринципиально новые, такие как спутниковая связь,оптоволоконные кабельные сети, цифровые электрон-ные устройства. Высшим выражением медиатизацииявляется создание всемирной мировой информационнойсети Интернет. Медиатизация позволяет быстро переда-вать информацию без перемещения человека.Автор книги «Медиакультура как объект исследова-ния» Н.Б. Кириллова, ссылаясь на работы словенскогофилософа и теоретика культуры Славоя Жижека, понима-ет под этим процессом превращение реального объекта вискусственный, его опосредованность, виртуализацию [3.С. 29-30]. С. Жижек опирался на историческое, «полити-ческое» значение термина - подчинение при сохранениинекоторых прав. Он писал, что прогрессирующая медиа-тизация воздействует «на наши повседневные жизни та-ким образом, что субъект оказывается все в большей ибольшей степени "опосредованным", "медиатизирован-ным", незаметно лишаемым своей власти под фальшивымприкрытием якобы ее усиления» [3. С. 30].Множественные интерпретации термина и отсут-ствие единого смыслового наполнения тем не менее неисключают его применения в технико-технологи-ческом контексте, с позиций обеспечения индивиду-ального и коллективного доступа к богатствам инфор-мационной цивилизации.Медиатизация охватила разные сферы. Социологи,правоведы говорят о «медиатизации общества» как ста-новлении социума особого типа. Медиатизация полити-ки - это подчинение политики внутренним законамфункционирования масс-медиа, процесс, при которомполитическая жизнь перемещается в символическоепространство средств массовой информации [4]. Специ-алисты рассматривают особенности медиатизации ин-формационной сферы - рост производства и использо-вания информационных продуктов и услуг, сочетающихразные типы и виды информации (А.И. Каптерев,О.В. Шлыкова), сферы культуры (Н.Б. Кириллова,А.В. Лебедев, И.А. Негодаев, Л.Я. Ноль, Л.В. Нургалее-ва, И.В. Розина, Д.Д. Хан-Магомедов и др.). Большоевнимание уделяется вопросам медиатизации сферы об-разования и воспитания (Т.Г. Добросклонская, А.А. Но-викова, Е.А. Столбникова, А.В. Федоров, С.С. Федорцо-ва, Н.Ф. Хилько, И.В. Челышева и др.).В этом контексте можно говорить и о медиатизациипамяти - виртуализации социального механизма запо-минания / забвения, разнообразии форм репрезентациипрошлого в пространстве повседневности, транслируе-мых в медиасреде. Современные информационно-коммуникационные технологии позволили существен-но расширить практики представления прошлого, атакже круг лиц, размещающих и потребляющих ин-формацию мемориального свойства.Овладение инструментарием анализа мемориально-го текста сегодня невозможно без привлечения медиа-источников. Межкультурное и межнациональное взаи-модействие, переписывание истории и конструирова-ние национальной идентичности - все ключевые мо-менты проявления работы памяти воспроизводятся вмедиасреде. К видам автобиографического и мемуар-ного письма относятся такие медиатексты, как записи вблогах, высказывания на форумах, представительскиестранички в социальных сетях.Мемориальные ресурсы РунетаВ русскоязычном секторе Интернета присутствуетмножество ресурсов мемуарного и ностальгическогохарактера. Популярные социальные сети как общегоназначения (Одноклассники.ру, В Контакте, МойМир@mail.ru и т.д.), так и специализированные (МойКруг, Профессионалы.ru и др.) имеют своей целью ак-туализацию старых связей, поиск и объединение лю-дей, имеющих в том числе и общее прошлое. Не слу-чайно здесь так много фотографий, музыки и иных ар-тефактов, отсылающих к прошедшим событиям (в томчисле и советского периода). Складывается особая сре-да, где происходит коллективное ностальгирование поушедшей эпохе и ее мифологизация. Человеческой па-мяти свойственны осознанные и неосознанные ошибки.Сетевое пространство, с одной стороны, имеет меха-низмы, предотвращающие их возникновение (опера-тивность и относительная легкость получения данныхо скрывающихся под никами очевидцах, не отягощен-ных обязательствами предоставления о себе исчерпы-вающих сведений). С другой - именно анонимность ипрактически полное отсутствие ответственности поль-зователей провоцируют появление и широкое распро-странение ложных данных. Тем не менее изучениепроцессов виртуализации ностальгических настроенийпредставляется на современном этапе значимымнаправлением memory studies. Большой интерес этотвопрос вызывает и у исследователей идентичности,поскольку конструирование и воспроизводство ее об-разов сегодня в основном осуществляется в простран-стве медиакультуры.В медиасреду переместились и отдельные аудитор-ные проекты по изучению памяти. Это позволило зна-чительно расширить адресацию, пробудить интерес кданному исследовательскому направлению у новыхкатегорий интернет-пользователей. Так, кафедра общейтеории словесности филологического факультета МГУим. М.В. Ломоносова совместно с Российским инсти-тутом культурологии запустила в Сети специальныймеждисциплинарный курс «Культурная память итекст» (http://culturalmemoryandtext.blogspot.com/). По-мимо тематики обсуждений и ссылок на тексты, необ-ходимые для прочтения, размещены аудиофайлы лек-ций ведущих ученых, разрабатывающих проблематикуmemory studies. Сетевое сообщество «Российская куль-турология» - интернет-проект Санкт-Петербургскогоотделения Российского института культурологии(http://www.culturalnet.ru/main/page/contacts.html) - пре-доставляет виртуальную площадку для общения уче-ных-гуманитариев, работающих в сфере культурологиии смежных с ней областях посредством проведенияинтернет-конференций, виртуальных коллоквиумов идр., т.е. также активно развивает данное направление.Например, заявленное сообществом интернет-иссле-дование «Современная российская идентичность: еевозможные основания и воплощения. Точка зрениякультурологов» (http://www.culturalnet.ru/f/viewtopic.php?id=2032) охватывает и мемориальные аспектынациональной солидарности и идентичности.Несколько слов хочется сказать и о разделе «Куль-тура памяти» портала «Уроки истории. XX век»(http://urokiistorii.ru/memory). В его подразделах «Про-странство памяти», «Устные истории» представленыразличные мемуарные свидетельства. Интересен про-ект «Последний свидетель» - записи биографическихинтервью (http://www.urokiistorii.ru/memory/oral/2009/05/poslednii-svidetel), часть которых преобразована ввидеофайлы.Есть ресурсы, целиком посвященные воспоминани-ям о Великой Отечественной войне, например «Я пом-ню» (http://www.iremember.ru/), «Война большими гла-зами детства» (http://angelina-tihonova.ru/), где собранывоспоминания эмигрантов и репрессированных.В последнее десятилетие внимание ученых привле-кают и вопросы ремедиатизации воспоминаний: осо-бенности представления образов памяти различнымитипами носителей - от книги к визуальным и аудиови-зуальным средствам, а также интернет-ресурсам. Из-меняются не только медиаисточники, национальнаятрадиция трансформируется в глобализационном кон-тексте, жанр литературных мемуаров «перетекает» вновые формы, порожденные блогосферой. Все эти но-вации прослеживаются на уровне содержания памяти.Особенности автобиографических медиатекстовНаше внимание в вышеупомянутом словаре А.В. Фе-дорова привлек термин «анализ медиатекста автобио-графический (личностный)» - сопоставление своегожизненного опыта (событий личной жизни, проявленийсвоего характера в различных ситуациях) с жизненнымопытом персонажей и авторов медиатекстов [1. С. 5].Оформление данного понятия свидетельствует о попу-лярности и значении медиатекстов на современномэтапе, о желании и приемлемости сравнений своегонастоящего с неоднозначными историями, широкопредставленными в медиасреде. Сегодняшние СМИ, вособенности Интернет, демократичны, в погоне за сен-сацией «пропускают» и сомнительную информацию.То ли срабатывает привычка верить печатному (пуб-лично произнесенному) слову, то ли доминирует эле-ментарное любопытство и желание приоткрыть завесунад чужой жизнью, то ли привлекает доступностьпредлагаемой информации, только интерес к ней ста-новится все более устойчивым, количественные и каче-ственные характеристики получают развитие, она ста-новится все более разнообразной. Формы ее представ-ления также диверсифицируются.В статье словаря отмечается, что данный подходопирается на ассоциативную память человека (эффект«вспышек памяти») и помогает аудитории критическипонять влияние медиакультуры на развитие личностичеловека, способствует развитию медиакомпетентно-сти. С последней мыслью трудно не согласиться, а вотутверждение о критическом отношении к медиакуль-туре можно оспорить. Ее влияние на современный со-циум действительно очень велико, однако привычкаподвергать сомнению содержание медиатекстов свой-ственна лишь определенной части общества. В осталь-ных случаях благодаря этим текстам происходит вос-полнение человеком недостающих ему в реальнойжизни чувств и переживаний, обусловленное терапев-тическим эффектом и феноменом компенсации, выра-женными применительно к источникам подобного родадостаточно ярко. Психолого-терапевтическое влияниемедиа на аудиторию изучено широко и многоаспектно.Существует самостоятельное направление - медийноевоспитание, направленное на усвоение медийной куль-туры, являющее собой систему приобщения к духов-ным, эстетическим, нравственным, ментальным обще-человеческим ценностям в процессе восприятия и ана-лиза медиатекстов и медийной деятельности.Анализ медиатекста представляет собой исследова-ние текста, представленного в каком-либо жанре медиа(телепередаче, фильме, прессе, интернет-сайте и т.д.)путем рассмотрения отдельных его сторон, составныхчастей, художественного своеобразия [5. С. 325].В процессе интерпретации медиатекста происходитпереосмысление содержания и изменение стилистикимедиасообщения исходя из уровня знаний и индивиду-альных особенностей воспринимающего. Чувства, мыс-ли авторов медиатекстов усваиваются на уровне сфор-мированной читательской культуры, однако большоевлияние имеет уровень медиакультуры (медиаграмотно-сти, медиакомпетентности и др.). Интерпретация меди-атекстов предполагает «способность к аудиовизуаль-ному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы повествования медиатекстов, котождествлению с героем и автором, к пониманию иоценке авторской концепции в контексте структурыпроизведения» [6. С. 15].Интерпретация медиатекста - процесс, с одной сто-роны, сугубо индивидуальный, зависящий от художе-ственного и эстетического вкуса, мировоззренческих иценностных установок адресата. С другой - обуслов-ленный множественными внешними влияниями. Кол-лективное восприятие отличается от индивидуального,поскольку оно, как правило, сопровождается обсужде-нием, возникает некое общее настроение, мнение, же-лание поделиться своими мыслями, чувствами, пере-живаниями.Медиатексты анализируются с идеологических,иконографических, семиотических, социокультурных,этических и эстетических позиций, исследуются ихструктура, содержание, мотивация создания, мифоло-гия, стереотипы, персонажи и т.д.В автобиографических медиатекстах, являющихсяпредметом нашего исследования, возможно выделениепрактически всех вышеперечисленных моментов. Этитексты выполняют одновременно несколько функций,однако информационная, коммуникативная и мемори-альная являются, пожалуй, важнейшими.Биографические медиатексты, как правило, интер-активны. Авторами или создателями ресурсов преду-смотрены возможности для обратной связи, диалога саудиторий (электронная почта и др.). Эти медиатекстыстирают традиционные границы между чтением текстаи его созданием, активизируя креативность потенци-альных авторов и порождая у них желание присоеди-ниться. Автобиографические медиатексты имеют бо-льшой успех у массовой аудитории, поскольку отвеча-ют реальным, достойным уважения и изучения потреб-ностям публики, а именно информационным, компен-саторным, гедонистическим, рекреативным, мораль-ным и т.д. Высок и их «эмоциональный тонус». Здесьотсутствует однообразие, монотонность сюжетных си-туаций. Эпизоды чужих жизней стремительно сменя-ются, захватывают водоворотом событий, эмоциональ-ных перепадов, чередованием положительного и отри-цательного. Развлекательность, зрелищность добавля-ют популярности.Анализ семантики и других параметров биографи-ческих ресурсов масс-медиа тесным образом связан сих генерацией, наполнением и репрезентацией.С термином «медиатизации» соотносятся и другие,используемые сегодня в мемориальном контексте по-нятия: «спектакуляризация памяти», акцентирующеезрелищность разворачиваемых в открытом публичномпространстве (особенно в Интернете) мемориальныхпроектов; «ностальгии медиума» и др. Процитируемсоциолога А. Зайцеву: «Происходит спектакуляризацияактивистского действия, вне зависимости от его форм:медиа, как тактические, так и мейстримные, становятсяего обязательным репрезентантом и сопроизводителем.Можно сказать, что если акция не была заснята на ви-део, сфотографирована и немедленно выложена в Ин-тернет, то ее и не было» [7].Современными медиа в значительной мере опреде-ляются и социально-культурные функции прошлого,формы его присутствия и трансляции в настоящем,стереотипы. Даже противоречащие фактам историисмыслы и события с «медиаподачи» будут воспринятыкак реальные. Люди будут руководствоваться этимизнаниями независимо от степени их соответствия дей-ствительности. Сетевые структуры, объединяющиепредставителей разных социально-профессиональныхгрупп, формируют и концептуализируют локальнуютрадицию, развивают отдельные ее практики, темы,популяризируют артефакты.Мемуарные практики в блогахи социальных сетяхПо результатам исследования, проведенного интер-нет-библиотекой СМИ Public.ru (http://www.public.ru),ведущие сетевые ресурсы и популярные блоги пользу-ются заметно большим спросом, чем печатные СМИ. Офеномене блогосферы часто говорят в контексте завое-вания внимания масс и управления ими. По количе-ственному составу читательской аудитории блогосфераопережает новостные агентства, отклик на событияздесь происходит мгновенно и получает широкий резо-нанс. Блогеры не боятся обнародовать скандальнуюинформацию и обращаются к острым темам без огляд-ки на авторитеты. Существенная роль в формированииобщественного мнения принадлежит блогам и соци-альным сетям. Материалы блогосферы активно цити-руются традиционными СМИ, количество таких обра-щений постоянно растет (за период с 2005 по 2010 гг.увеличилось почти в 30 раз) [8].Блогосфера является важной средой изучения куль-турных мемов, она учитывается в академических и не-академических работах, исследующих современныеглобальные тенденции.Блоги заводят политики, деятели культуры и искус-ства, другие знаменитости. «Постить» стало очень модно.Большинство блогов ведутся и читаются ради об-щения. Желание донести, рассказать что-то важное вудобное для тебя время собеседникам в любой частисвета (тем более если близкие не разделяют твоих ин-тересов) побуждает все больше пользователей осваи-вать этот способ коммуникации, становящийся неиз-менным элементом культуры повседневности. К томуже в XXI в. все меньше времени остается для живогообщения, в этой связи популярность приобретают еговидоизмененные формы.Выполняя функции социальных сетей, блоги позво-ляют поддерживать прервавшиеся связи и находитьновых знакомых. Специалисты акцентируют психоте-рапевтическое значение ведения подобных дневников,так как происходят выход эмоций и успокоение. Раз-влекательный элемент также присутствует и позволяетрассматривать блогосферу как источник приятноговремяпрепровождения. Блог - это и своеобразная фор-ма самопрезентации, особенно значимая для известныхлюдей, создавших себе репутацию и работающих надимиджем. Их привлекает интерактивность, возмож-ность быстро получить оценку своего труда. Не секрет,что наибольший интерес вызывают журналы публич-ных персон, творческих личностей, интеллектуалов,которым есть что сказать и которые умеют привлечьвнимание к своей деятельности. Важно, что в этих це-лях они задействуют мемориальные практики: расска-зывают случаи из жизни, размещают старые фотогра-фии и др.Помимо вышеперечисленного, блог, как и традици-онный бумажный дневник, в полной мере реализуетмемуарную функцию: записи могут пригодиться длявосстановления подробностей прошлой жизни, пони-мания того, какие события в какое время имели значе-ние, что хотелось помнить. Это своеобразный способрефлексии и диалога с самим собой. Вести традицион-ный дневник многие отказываются из-за лени и не-хватки времени. Публичность блога выступает движу-щей силой его продолжения. Необходимость структу-рировать свои мысли для письменного изложения поз-воляет еще раз пережить и лучше понять описываемыесобытия.LiveJournal (http://www.livejournal.com) - «ЖивойЖурнал» (ЖЖ) - глобальная социальная сеть, единаяплатформа, объединяющая русскоязычных блогеров вовсем мире. Это более миллиона дневников на русскомязыке, которые ведут люди разных профессий и миро-воззрения. Это тысячи сообществ, посвященных об-суждению разных вопросов, оперативная информация,фотографии и видеоролики, жаркие дискуссии. Это иуникальная возможность читать чужие сообщения,дневники (хотя содержание блогов от дневниковыхзаписей в традиционном понимании существенно от-личается именно ориентацией на публичность).LiveJournal позволяет блогерам объединяться в сооб-щества по интересам, вести поиск единомышленников,обмениваться знаниями и опытом. По материалам ЖЖиздано несколько книг, например, написанная в жанредокументального романа-френдленты и посвященнаясамому ЖЖ и Рунету в целом книга Ю. Идлис - жур-налиста, поэта, переводчика, блогера - «Рунет: Сотво-ренные кумиры» [9]. Есть и другие примеры.Вот что пишет в своем журнале литературовед, ис-торик и писатель Г. Чхартишвили (Борис Акунин):«Блоги я читаю уже несколько лет, у меня стоит штуктридцать закладок. Это совершенно новый вид суще-ствования текста, сулящий массу интересных поворо-тов и открытий» [10]. Его собственный блог - не лич-ного характера. Он называется «Любовь к истории»(http://borisakunin.livejournal.com). Представлено многоразного исторического материала в авторской интер-претации, дана оценка современным событиям. Здесьже получил развитие проект (конкурс) «Фото как хокку(или танка)». Раскрывая его идею, блогер Чхартишвилипишет, что «нет ничего более интересного, чем смот-реть, как вслед за течением времени меняется лицочеловека… три фотографии - как три строчки хокку.Между ними умещается целая жизнь: счастье и горе,приобретения и утраты, открытия и разочарования.Жизнь, сжатая до размера нескольких фотографий, вы-глядит лаконично и таинственно, а отсылка к биогра-фии человека дает возможность этот код расшифро-вать. Переход из возраста в возраст, от ранней весны кпоздней осени - захватывающее зрелище» [Там же].Представлены фотографии известных людей: англий-ской королевы Елизаветы, поэтессы М. Цветаевой,литературоведа и переводчика Л. Лунгиной. Но основ-ной массив - фото простых людей, бережно собранныеи прокомментированные для проекта их детьми, вну-ками, правнуками. Многие сомневались, выставляя напубличное обозрение самое дорогое - старые семейныефотографии. Тем более что их сохранилось немного:после революции артефакты прежней жизни уничто-жались, войны, пожары, другие чрезвычайные событиятщательному их хранению также не способствовали.Визуальный ряд повлекинтересам), интенсифицируют диалог. «Ты - линза.Твой внутренний мир - линза. Фотоаппарата нет…Карточка - это отражение того, что творится у тебя вголове... Не получаются снимки "на заказ" или поста-новка… А получаются слишком поверхностные, инто-национные, иррациональные, интуитивные. А может ине получаются... "Получается" - это когда совпадает свнутренним миром» [10]. «Как странно... Мы умрем, анаши фотографии останутся. И то, что мы написали,даже наш лепет в ЖЖ - будет какое-то время крутить-ся в ноосфере... Знать бы, что вспомнят о тебе, когда тыуйдешь... Иногда остается только улыбка на фото. Идостаточно, чтобы кому-то стало хорошо от этойулыбки...» [Там же].Авторы постов задумываются, как сохранить ста-рые семейные фото: сканируют, хранят на рейд-винчестерах, гравируют на металлических пластинках,копируют файлы и раскладывают их по сетевым ресур-сам друзей, родственников, разным интернет-сервисам.Хотя понимают, что никакой внешний носитель не га-рантирует полной сохранности. «На следующее поко-ление - надежды мало. Оно сейчас занято другими де-лами и интересами. Но потом - когда спохватятся - неокажется ли, что все семейные фото, все документы -пропали… Главным залогом сохранения является осо-знание человеком важности самого этого факта…Раньше люди не имели ни компов, не знали, что такоесервер, диск или еще что-нибудь. Просто хранили, бе-регли то, что было, изо всех сил... Нужно сделать став-ку на детей и объяснить им всю важность этого дела,полезного, прежде всего, им в будущем. Если этого небудет, то и металлография не поможет» [Там же]. Та-ким образом, проблема двуедина: необходимость со-хранения памяти в социально-культурном смысленапрямую связана сегодня с чисто техническим аспек-том - использованием электронных технологий.Блогеры размышляют и о ментальных основанияхнационально-русского отношения к памяти, проводятпараллели с мемориальными практиками других наро-дов и государств. Аргументами часто выступают опятьже фотографии. «Мы... как дети стремимся найти внашей истории идеальных героев... и через короткоевремя неизбежно разочаровываемся в этих кумирах.Свергаем их. И тут же кидаемся искать других. Вместотого, чтобы любить их со всеми недостатками. Точнотак же, как мы любим своих родителей и дедов… Мы впоследнее время настолько одурели от политики и по-иска в нашей истории идеальных героев, развенчаниявчерашних кумиров, что уже готовы эти разборки пе-ренести и на оценки своих собственных родителей!»[Там же].2. Доминирование семейной, личной памяти. Жанрfamily history в блогосфере получил широкое развитиеи имеет большие перспективы. Память прошлого неможет быть мелкой. Значение имеет все, что сохрани-лось. Именно обстоятельства частной жизни большевсего обсуждаются в дневниках. «Странная иная па-мять» (http://roots-of-memory.livejournal.com), «Лареквоспоминаний» (http://vse-po-polkam.livejournal.com),«Панк-мемуары» (http://punk-memoirs.livejournal.com) -примеры подобных частных свидетельств. Хотя в бло-гах немало и осмысления глобальных социальных пе-ремен. Имеет значение чувство ответственности передблизкими, перед предками и потомками, не позволяю-щее исключить из повседневной жизни воспоминанияи реликвии.Медиасреда в ее интернет-преломлении позволила слегкостью донести до широкой аудитории событиячастной жизни и семейные предания. Успевшие прижизни порасспросить бабушек-дедушек обладателистарых фотографий выставляют их на своих страницах,сопровождая краткими пояснениями или развернутымиповествованиями. Об огромном интересе пользовате-лей к подобным ресурсам свидетельствуют коммента-рии, общее число посетителей, результаты голосова-ния, «перепосты» и др. Другое дело, что эти истории неявляются стопроцентно правдивыми: человеческаяпамять избирательна, да и старшее поколение не всегдахотело и могло донести до потомков истинную картинупроисходившего, оберегая младших от ненужных иопасных знаний. В этой связи память часто противопо-ставляют истории, но вместе с тем мемуарные свиде-тельства вызывают большой интерес. В блогосферепроходят и литературные конкурсы, «подогретые»этим интересом, например, конкурс воспоминаний обабушках (http://dk-nat.livejournal.com/ 23824.html),рассказов о детстве (http://dk-nat.livejournal.com/36532.html). На пост конкурса о детстве было оставлено по-чти 400 комментариев, практически каждый содержалв себе небольшой рассказ. Некоторые произведенияперевели в аудиоформат, наложили музыку, чтобы ихможно было не только читать, но и слушать.3. Демократизм и анонимность памяти. Сетеваясреда позволяет участникам выступать в разных ролях,создавать разные образы, в том числе и памяти, де-литься опытом, который сам считаешь ценным, и де-лать это исключительно приемлемым для тебя спосо-бом. Например, в сообществе ЖЖ «Мемуарная литера-тура» (http://ru-memoires.livejournal.com) все желающиемогут предлагать, рецензировать и обсуждать опубли-кованные произведения соответствующей тематики.В результате тексты получаются, может быть, простыеи безыскусные, но вместе с тем искренние и впечатляю-щие. Тому способствует и языковая свобода, широкоеиспользование просторечных выражений («вытряхнуть изпамяти», и т.д.) и сетевых жаргонизмов (твиттерианцы,блогерня, «поститесь вкусно», т.е. пишите интересныепосты, и т.д.). Все это придает мемориальным высказыва-ниям особый колорит. Конечно, здесь, как и везде, встаетпроблема психогигиены общения, когда на один коммен-тарий «по существу» приходится много пустых и бес-смысленных записей. Блогосфера замусорена спамом,троллями, ботами. Хватает и хамства. Мемориальныересурсы в этом смысле особенно уязвимы: некорректныевысказывания и тем более оскорбления могут навсегдалишить желания делиться своим прошлым. Хотя пробле-ма в принципе решаема: комментарии должны иметьвозможность оставлять только зарегистрированные повсем правилам пользователи. Искусственная закрытость,фейсконтроль аккредитации, модерация комментариев,плагин, который делает ссылки с комментариями неви-димыми, также способны помочь.Феномен блогосферы состоит в том, что за несколь-ко лет сложилось инновационное информационноепространство - независимое и сложно контролируемое.В нашем случае не является принципиальным, остав-лены ли комментарии в блоге, на форуме или это сайт,предоставляющий возможность обратной связи. Сего-дня многие web-ресурсы позволяют оставлять коммен-тарии к материалу, статье и делать ссылку, даже но-востные. Главное, что эти мемориальные медиатекстыинтерактивны: они не просто опубликованы, степеньих взаимодействия с читателем и зрителем гораздо вы-ше, чем у книги, газетно-журнальной статьи, телевизи-онной передачи. Комментарии - пульс блога, портала,сайта, наглядное доказательство жизни ресурса.С одной стороны, мемориальные свидетельства ча-сто «утоплены» в недрах «комментов» к посту, и их,помимо целевой аудитории блогов, мало кто способенувидеть. У книг, периодики, телевидения и других ме-диаисточников гораздо больший круг читателей-зрителей. С другой - память здесь мгновенно оживает,подпитывается новыми высказываниями, мнениями. ВЖЖ, например, приветствуются «многоуровневые»дискуссии (комментарии второго и далее уровней). Впроцессе написания комментариев переосмысливаютсяи структурируются многие идеи, рождаются интерес-ные мысли. Одно свидетельство дополняет другое, вСети остается что-то очень личное и ценное для каждо-го, это привлекает широкое внимание, складываютсяколлективные проекты. Оставленные комментарииобозначают идейное пространство их авторов и даютвозможность узнать об их блогах и о них самих. Поль-зователи Сети, читающие пост автора и заинтересован-ные конкретной тематикой, реагируют на развернутыйкомментарий другого человека, переходят на его стра-ницу в надежде найти еще какой-нибудь материал.Мы не касаемся здесь темы комментариев в блогахкак эффективного средства продвижения ресурсов(обратная ссылка). Так называемых стереотипных(неоригинальных) высказываний, используемых для«засвечивания» и оптимизации собственных web-страниц, здесь практически нет. Напротив, высказы-вания к мемориальным постам в массе своей логичны,развернуты, креативны, продолжают, а не повторяюттему, написаны «в тон» блога. Чувствуется, что лю-дям есть что сказать, и мнение о посте действительноискреннее. Прагматические цели комментирования -повышение индекса цитируемости ресурса и привле-чение дополнительных посетителей - на мемориаль-ных «площадках», как правило, не преследуются. Нокосвенным образом это все же происходит: «коммен-ты читают поисковики». Следовательно, сообщениянаходят новых адресатов, часть которых становитсяавторами мемориальных медиатекстов или их иссле-дователями.Таким образом, процессы коммуникации, каналы,формы, обеспечивающие аккумуляцию и трансляциюпамяти (локальной и коллективной) в медиасреде, за-служивают сегодня самого пристального внимания.Значимость интерпретации и использования «сетевогоматериала», медиадокументов в историко-культу-рологических и социально-политических исследовани-ях не вызывает сомнения. Важно определить местоданного типа информационных ресурсов в формирова-нии единого и комплексного знания по наиболее дис-куссионным, недостаточно изученным проблемам па-мяти, популяризировать сетевые мемориальные проек-ты и активно задействовать их в междисциплинарныхисследованиях.

Ключевые слова

медиакультура, медиатизация, мемуары, память, блоги, социальные сети, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, автобиографии, воспоминания, media-culture, mediatization, memoirs, memory, blogs, social networks, the media, means of a mass communication, the curriculum vitae, memory

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Агеева Галина МихайловнаМордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (г. Саранск)канд. культурологии, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсовageevagm@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.
Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д : Книга, 2003. 319 с. URL: http://onby.ru/inegodaevinformatizatsija/3/ (дата обращения: 27.06.2011).
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-e изд., перераб. и доп. М. : Академ. проект, 2006. 448 с.
Засурский И. Масс-медиа второй республики. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. URL: http://www.smi.ru/99/10/02/247081.html (дата обращения: 27.06.2011).
Челышева И.В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы // Медиафилософия / под ред. В.В. Савчука. СПб. : Изд-во СПб. филос. о-ва, 2008. С. 325-329.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д : Изд-во ЦВВР, 2001. 706 с.
Зайцева А. Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией // Неприкосновенный запас. 2010. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/4/za4.html (дата обращения: 27.06.2011).
Блогосфера и традиционные СМИ-2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года // Рамблер. Новости. 2010. 23 дек. URL: http://news.rambler.ru/8534009/ (дата обращения: 27.06.2011).
Идлис Ю.Б. Рунет: сотворенные кумиры. Москва : Альпина нон-фикшн, 2010. 584 c.
Любовь к истории: блог Бориса Акунина. URL: http://borisakunin.livejournal.com/ (дата обращения: 27.06.2011).
Чтобы помнили : блог. URL: http://chtoby-pomnili.livejournal.com/ (дата обращения: 27.06.2011).
 Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия