Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княженияв Северо-Восточной Руси в XV в. | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княженияв Северо-Восточной Руси в XV в.

Статья посвящена вопросу об изменении принципа наследования великокняжеского титула на Руси XV в. и роли второй духовной грамоты великого князя Дмитрия Ивановича в политической жизни Московского княжества в XV в. Проведено сравнение основных положений духовных и договорных грамот московских князей XV - начала XVI в., касающихся вопросовнаследования уделов и великого княжения. Сопоставлены данные различных статей самой духовной грамоты Дмитрия. Сделан вывод о том, что вторая духовная грамота Дмитрия Ивановича не дает оснований говорить ни об изменении принциповнаследования, ни об их датировке XV в.

Will (dukhovnaya gramota) of Grand Prince Dmitry Ivanovich and line of succession for Grand Prince titlein Northeastern Rus of 15th century.pdf В отечественной историографии образования едино-го русского государства сформировалась априорная идеяо замене принципа наследования великого княжения вконце XIV в. Эту мысль сформулировал Н.М. Карамзин,ссылаясь на договорную грамоту великого князя Дмит-рия и князя Владимира Андреевича Серпуховского, гдени слова не сказано о престолонаследии [1. С. 60].С.М. Соловьев, указав на отсутствие связи этого догово-ра с проблемой наследования и, по сути, на отсутствиеаргументов в пользу упомянутой идеи, тем не менеепридерживался тезиса о смене принципа наследованиявеликого княжения [2. С. 428, 530].Интерес ко второй духовной грамоте великого кня-зя Дмитрия Ивановича возник в силу некоторого ка-жущегося противоречия, присутствующего в текстеграмоты: «А по грехом, отъимет бог сына моего, князяВасилья, а хто будет подъ тем сынъ мои, ино тому сы-ну моему княж Васильев оудел, а того оуделом поделитих моя княгини» [3. № 12. С. 35]. Исследователи воценке данного фрагмента текста исходят из предпо-ложения, что великий князь смешал наследование уде-ла и великого княжения. Это навело историков намысль о том, что в тексте подразумевается нечто явноне прописанное. В частности, особенность документаобъясняется тем, что данное распоряжение сделано наслучай бездетной смерти старшего князя [4. С. 68; 5.С. 59, 105; 6. С. 8-9]. Л.В. Черепнин предложил не-сколько иную, но близкую по сути формулировку, го-воря о «самом важном из московских уделов, с кото-рым были связаны великокняжеские права» [7. С. 62].Эта мысль, прижившаяся в отечественной истори-ческой науке, вызывает ряд вопросов. Так, при изуче-нии историографии вопроса и источников, близких повремени создания грамоте Дмитрия Ивановича, можнообнаружить признаки спорности общепринятой точкизрения. Л.В. Черепнин, как известно, объяснял статьюо наследовании великого княжения внешнеполитиче-ским фактором (излишним, как представлялось иссле-дователю, сближением старшего сына с будущим ли-товским великим князем Витовтом). Такое объяснениепредложено по причине отсутствия в тексте прямогоуказания на возможную бездетность старшего сына [7.С. 61].Не проясняют картины по этому вопросу и летопи-си, и, что особенно важно, великокняжеские сводывторой половины XV в., и восходящие к ним летописи.Летописная информация историкам известна и активноиспользуется, но практически не учитывается при ана-лизе текста грамот Дмитрия и его потомков. Известно,что во время пребывания в Орде в 1431-1432 гг. князьЮрий Дмитриевич Звенигородский ссылался на грамо-ту отца. Представитель Василия II боярин И.Д. Всево-ложский прямо указывал на претензии своего князя вобход духовной грамоты великого князя Дмитрия Ива-новича [8. С. 171-172; 9. С. 249-250; 10. С. 187-188].Ряд исследователей вообще не связывают сменунаследования с разбираемым документом и говорятлибо о невозможности сколько-нибудь точно датиро-вать это событие [11. С. 384], либо о времени правле-ния Василия I Дмитриевича [2. С. 428], либо о концеXIV в., но без ссылок на вторую духовную грамотувеликого князя Дмитрия [12. С. 42-44; 13. С. 19]. Кро-ме того, А.С. Мельников выдвинул версию о сосуще-ствовании двух принципов наследования великогокняжения одновременно: по старшиству и по прямойнисходящей линии ввиду якобы отсутствия в Москов-ском княжестве четких принципов наследования доконца XIV в. [13. С. 19; 14. С. 105].Исходя из этого, можно говорить о необходимостивозвращения к изучению проблемы наследования ве-ликого княжения и роли духовной грамоты великогокнязя Дмитрия Ивановича в регулировании межкняже-ских отношений. При этом важно сопоставить данныеэтого документа с показаниями других духовных гра-мот и договоров. В свою очередь, при рассмотренииположений самого завещания великого князя Дмитрия,касающихся наследования, необходимо учитывать со-держание других его статей, обычно не привлекающихвнимание исследователей политической истории Мос-ковского княжества.В пользу того что принцип наследования великогокняжения не меняется ни в княжение Дмитрия, ни по-сле его смерти, свидетельствуют, как известно, духов-ные грамоты Василия I. Так, в первой из трех грамот,составленной в 1406 г., при определении «опришнины»для княгини-матери присутствует оговорка «ДастъБогъ сыну моему, князю Ивану княженье великое [3.№ 20. С. 56]. Характерно, что вопрос именно о насле-довании великого княжения здесь вообще не поднима-ется. В третьей духовной грамоте этого великого князяситуация ничуть не более определенная: «А дастъ Богъсыну моему великое княженье, ино и яз сына своегоблагословляю, князя Василья» [3. № 22. С. 61]. Попыт-ка Л.В. Черепнина объяснить данную оговорку тем, чтограмота не была утверждена в Орде, представляетсянедостаточно убедительной, поскольку механизмы та-кого утверждения по источникам не прослеживаются,тем более, что Тохтамыш, по наблюдениям самого ис-следователя, признал великое княжение «отчиной»московских князей [7. С. 60, 92]. В дальнейшем нетсвидетельств о попытках ханов Золотой Орды вмеши-ваться в вопросы, связанные с великим княжением (по-ездка московских князей к Улуг-Мухаммеду в 1431-1432 гг., как известно, произошла по инициативе самихкнязей). Кроме того, к 1423 г., когда грамота была со-ставлена, степень зависимости Руси от Орды былавесьма условна. В дальнейшем отступления от устояв-шихся формулировок, касающихся наследования, вдуховных грамотах отсутствуют.Духовная грамота Василия II, написанная в 1461 г.,распоряжений, предполагающих наследование велико-го княжения по прямой нисходящей линии не содержит[3. № 61. С. 193-199]. Это обстоятельство позволяетговорить о том, что к 1461 г. принцип наследованиявеликого княжения не изменился.Первая духовная в старшей ветви московских кня-зей, нарушающая обычай и касающаяся внуков завеща-теля, относится к 1504 г. Таким документом стало за-вещание Ивана III, составленное, возможно, под давле-нием наследника, будущего Василия III, с учетом опы-та династического кризиса 1497-1502 гг. Здесь впервыеговорится о лишении младших сыновей завещателяправа на великое княжение в пользу возможного внука:«А которои мои сынъ не учнет сына моего Васильаслушати во всем, или учнет под нимъ подъискивативеликих княжествъ или под его детми… ино не буди нанем милости божией, и пречистые богоматери, и свя-тых чудотворецъ молитвы, и родитель наших, и нашегоблагословения и въ сии векъ, и в будущии» [3. № 89.С. 363].Характерно, что передача великого княжения самомуВасилию III является примером следования старомупринципу наследования, поскольку обойденным оказыва-ется Дмитрий Внук, чей отец, старший сын Ивана III,Иван Молодой, был великим князем в 1473-1490 гг. Этотвывод подтверждается также текстами договоров Васи-лия III со следующим по старшинству сыном Ивана Ва-сильевича, Юрием Дмитровским, заключенных в 1504 и1531 гг. Василий был вынужден дополнительно вымогатьу брата отказ от великого княжения в пользу племянни-ков. Договор же 1531 г. принуждает дмитровского князяпризнавать великое княжение наследием «детей» (но несына) Василия III [3. № 90. С. 365, 367, 368; № 101. С. 416,417, 418, 419]. Следовательно, даже распоряжение духов-ной Ивана III, предполагающее передачу великого кня-жения потенциальному сыну Василия III, не гарантирова-ло последнему возможность такой передачи.В связи с вопросом о наследовании великого кня-жения особое внимание обращает на себя устойчивая (снепринципиальными разночтениями) формула в дого-ворных грамотах конца XIV - XV в. Практически вкаждом таком тексте можно обнаружить свидетельствоособого положения второго сына правящего великогокнязя либо его второго по старшинству брата.В конце XIV в. особняком упоминается звенигород-ский и галицкий князь Юрий Дмитриевич. Текст дого-вора 1390 г. с серпуховским князем Владимиром Андре-евичем гласит: «На семъ, брате молодший, князь Воло-димер Андреевичь, целуи ко мне крестъ, к своему братустареишему, к великому князю Василью Дмитриевичю,и к моему брату молодшему, ко князю Юрью Дмитрие-вичю, и к моеи братьи молодшеи» [3. № 13. С. 37]. Ана-логичное обособление Юрия Звенигородского от болеемладших братьев увидим уже в договоре великого князяДмитрия Ивановича с князем серпуховским Владими-ром Андреевичем [3. № 14. С. 39-40].Интересную формулу видим в «докончании»Ивана III с дядей, белозерским и верейским княземМихаилом Андреевичем (1462-1464 гг.): «…на семъ навсемъ, брате молодшии князь, Михаило Андреевич,целуи ко мне крестъ къ своему брату старешому вели-кому князю Ивану Васильевичю. Держати ти мене собебратом стареишим. И моего брата молодшаго, князяЮрия Васильевича, держати ти себе братом же ста-реишим. А брата нашаго молодшаго, князя Ондрея,держати ти себе братом. А нашу меньшую братию,князя Бориса и князя Андрея, держати ти себе братиеюмолодшею» [3. № 64. С. 208]. Во втором экземпляретак же сформулированы обязательства от имени Миха-ила Андреевича [3. № 64. С. 210]. Здесь обращает насебя внимание сразу несколько моментов. Во-первых,второй из наследников Василия II, князь Юрий Дмит-ровский, в «докончании» назван даже «братом старей-шим» по отношению к этому князю наравне сИваном III. Во-вторых, в данном случае обозначена итретья относительно высокая ступенька в княжескойиерархии. Князь Андрей Большой Углицкий поставленвровень с верейско-белозерским князем, тогда какмладшие из братьев стоят в иерархии ниже дяди.В-третьих, двое старших сыновей Василия II названыпо отчеству, тогда как трое младших только по именам.И, наконец, еще одна деталь. В отношении Юрия в тек-сте применен оборот «моего брата молодшего», тогдакак в отношении Андрея Большого - «нашего братамолодшего», в отношении Бориса и Андрея Меньшого- «нашу братию молодшую». Из таких особенностейлексики грамоты можно сделать вывод об особом по-ложении по меньшей мере второго из братьев, заменаединственного числа (моего) множественным (нашего,нашу) свидетельствует о попечении, которое наравне сИваном III должен был нести Юрий (и по отношению ксамым младшим, по-видимому, - Андрей Большой).Показательно, что сын Ивана III Иван вообще не упо-мянут в тексте «докончания». Такая иерархия и умол-чание об Иване Молодом предполагают сохранение к1462 г. в Московском княжестве принципа родовогостаршинства.Особое положение третьего сына Василия II не бы-ло случайностью или разовым эпизодом. АндрейБольшой, судя по всему, действительно был заметнойфигурой. Именно он стал основной силой известногокняжеского «мятежа» в 1480 г., именно его арестовалипо приказу Ивана III в 1491 г. (князя Бориса Волоцкого,второго участника этого мятежа, великий князь не тро-нул). В этом же году Иван III, если верить летописям,обвинил этого брата в том, что тот «думал на великогокнязя с братьею своею» [8. С. 275; 9. С. 333]; наконец,дети Андрея Большого не получили наследства своегоотца, тогда как сыновья Бориса своими уделами владе-ли до смерти.Косвенно особый статус второго брата как наслед-ника великого княжения подтверждают упомянутыедоговорные грамоты старших сыновей Ивана III, Васи-лия и Юрия, заключенные в 1504 и 1531 гг.Все указывает на сохранение принципа наследова-ния великого княжения по старшинству по меньшеймере до первой трети XVI в.Следовательно, возникает вопрос о том, как соотно-сится данный вывод с содержанием духовной великогокнязя Дмитрия Ивановича. Прямых указаний именнона изменение порядка наследования в тексте его второйдуховной грамоты нет. Текст в содержательной частилибо был дефектным, либо в нем что-то «подразумева-лось». Прежде чем обратиться к тексту грамоты, необ-ходимо остановиться на вопросе о существовавшихтрадициях или нормах, связанных с составлением за-вещаний. В течение практически всего времени прав-ления потомства легендарного Рюрика существовалобщий порядок регулирования отношений в потомствезавещателя. Не позднее времени появления летописнойверсии предполагаемого «ряда» Ярослава Владимиро-вича своим сыновьям складывается традиция составле-ния завещания, регулирующего отношения толькомежду родственниками, живущими на момент состав-ления завещания. Как следствие, такого рода докумен-ты касаются лишь жен и детей завещателей, но не вну-ков. Ярким примером этого являются и духовные гра-моты Ивана Калиты и его сыновей, Семена и Ивана [3.№ 1. С. 7-11; № 3. С. 13-14]. Текст самой духовнойДмитрия Ивановича, в котором нет упоминаний о Кон-стантине, родившемся незадолго до смерти своего отцаи вскоре после составления духовной грамоты, такжесвидетельствует о правоте в данном вопросе Л.В. Че-репнина в той части его утверждения, что бездетнаясмерть сыновей великим князем не «предполагалась».Первыми традицию нарушат только Иван III и Васи-лий III в 1504 и 1531 гг.Духовная грамота была юридическим документом, иее составители должны были стремиться к регулирова-нию всех возможных проблем и аспектов отношений вкняжеской семье. Следовательно, Дмитрий должен былоговорить свои распоряжения определенными условия-ми, если таковые существовали. Этот документ вряд лимог что-то «подразумевать», поскольку расплывчатыераспоряжения завещателя могли привести к конфликтамсреди его сыновей. Летописная информация подтвер-ждает сохранение принципа наследования великогокняжения по старшинству. Летописи, восходящие к ве-ликокняжеским сводам, прямо указывали на права ЮрияДмитриевича в вопросе о наследовании великого кня-жения [8. С. 171-172; 9. С. 249-250; 10. С. 187-188].В тексте духовной грамоты Дмитрий Иванович кос-нулся проблемы великого княжения лишь однажды.Речь шла о благословении великим княжением старше-го сына, Василия [3. № 12. С. 34]. Ничего нового с точ-ки зрения наследования великокняжеского титулаздесь нет. Василий после смерти отца становилсястаршим в роду.Вопрос о дальнейшем наследовании великокняже-ского титула в случае смерти Василия I Дмитриевича вдуховной Дмитрия Ивановича вопреки распространен-ному мнению не обсуждался. Известная клаузула втексте посвящена именно и только уделам: «А по гре-хом, отъимет бог сына моего, князя Василья, а хто бу-дет подъ тем сынъ мои, ино тому сыну моему княжВасильев оудел, а того оуделом поделит их моя княги-ни» [3. № 12. С. 35]. Как видим, здесь нет ни слова овеликом княжении. Традиционно подразумевается, чтотерритория великого княжества Владимирского входи-ла в удел Василия I либо была с ним связана. Такоедопущение ничем не аргументировано, но оно делаетнеобходимым выяснение значения слова «удел» в тек-сте источника. Такого рода работу позволяет выпол-нить анализ распоряжения Дмитрия о наделении зем-лями княгини.Сразу после раздела земель между сыновьями за-вещатель наделил свою княгиню из земель сыновей:«А се, даю своеи княгине из великого княженья оусына оу своего, оу князя оу Василья, ис ПереяславляЮлку, а ис Костромы Иледам с Комелою, а оу князя оуЮрья из Галича Соль, а оу князя оу Ондрея из Белаозе-ря Вольское съ Шаготью и Милолюбскии езъ. А изъВолодимерских сел княгине моеи Ондреевьское село, аис Переяславских сел Доброе село, и что к ним потяг-ло. А из оудела своего сына, княжа Васильева: Ка-нев, Песочну, а исъ селъ Малиньское село, Лысцево. Аисъ княжа оудела изъ Юрьева: Юрьева слобода, Сухо-дол с-Ыетею, с-Ыстервою, да село Ондреевъское, даКаменьское. А изо княжа оудела изъ Оньдреева: Верея,да Числов, да село Луциньское на Яоузе с мелницею. Аизъ княжа оудеда ис Петрова: Ижво да Сяма» [3. № 12.С. 34]. Из приведенного текста видно, что владимир-ские и переяславские земли (т.е. земли, входящие всостав собственно великокняжеской области), и землиуделов - это разные комплексы территорий. Следова-тельно, статья, касающаяся передачи уделов умершегостаршего брата следующему по старшинству не вклю-чает в себя распоряжения о судьбе великого княжения.Косвенно эту мысль подтверждает ряд составлен-ных в течение XV - начала XVI в. духовных грамотмладших московских князей. В их числе можно упомя-нуть завещания князя Владимира Андреевича Серпу-ховского, составленное в 1401/1402 гг., и князя ЮрияДмитриевича Звенигородского, написанное в 1433 г. Вобеих грамотах прописывается наследование удела приотсутствии прямых наследников. Распоряжение Юрияочень краткое, но определенное: «А по грехом, которо-го вас богъ отымет, а не останется после его детеи, инотого оудел темъ, которыи останутся живы» [3. № 29.С. 75]. Владимир Андреевич, видимо, учитывая какие-то семейные обстоятельства, остановился на проблемеболее подробно: «А по грехом, отъимет богъ сына ко-торого из сынов моих, а останется его жена, а не пои-дет замуж. И сноха моя и своими детми сидит в мужасвоего уделе до своего жывота, а дань дает ко казневеликого князя по уроку, что в сеи грамоте писано. Арозмыслит богъ о сносе моеи, и то удел сыну ея, а мое-му внуку. А не будет сына, а останется дчи, и дети моивсе брата своего дчерь выдадут замуж, а брата своегоуделом поделятся вси равно» [3. № 17. С. 49].Упомянутые грамоты составлялись в период проти-востояния князя Юрия Дмитриевича с Василием I, азатем - с Василием II. Целью подобного рода нововве-дений было, по-видимому, уточнить порядок наследо-вания уделов во избежание конфликтов в отдельныхветвях московского княжеского рода, подобных тому,который разразился между двумя его линиями.В очередной раз оговорка о возможных внуках за-вещателя появляется в духовной грамоте великогокнязя Ивана III Васильевича: «А которого моего сынане станет, а не останется у него ни сына, ни внука,ино его удел весь в Московской земле и в Тферскоиземле, что есми ему ни дал, то все сыну моему Васи-лью, а братьа его у него въ тот удел не вступаются»[3. № 89. С. 362]. Но цель здесь совершенно иная.Можно предполагать, что именно с 1504-1505 гг.усилиями Василия III начинается процесс измененияпринципов отношений между князьями вообще и во-прос о наследовании в частности.Ссылка на духовную Дмитрия Ивановича является,таким образом, очередным историографическим казусом.Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»,констатируя смену принципа наследования великогокняжения, опирался на текст договорной грамоты велико-го князя Дмитрия Ивановича с князем Владимиром Ан-дреевичем Серпуховским. Недоразумение вскоре былочастично разрешено С.М. Соловьевым. Использованиечастью исследователей в качестве доказательства выска-занной историографом мысли второй духовной грамотывеликого князя Дмитрия привело к повторению ситуации.По сути, речь идет об опоре на документ, в котором во-прос о наследовании великого княжения не поднимался.

Ключевые слова

Северо-Восточная Русь конца XIV - XV в., межкняжеские отношения, великое княжение, престолонаследие, вторая духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича, North-Eastern Russia of 15th century, interprincipality relations, grand Principality, succession, second testament of Grand Duke Dmitriy Ivanovich

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кинев Сергей ЛеонидовичНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры отечественной историиSLK31@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Карамзин Н.М. История государства Российского. М. : Наука, 1993. Т. V. 560 с.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен : в 18 кн. М. : Голос, 1993. Кн. 2. 768 с.
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. (ДДГ) / под ред. Л.В. Черепнина. М., 1950.
Сергеевич В.И. Русские юридические древности. СПб. : Тип. Стасюлевича, 1902. Т. 1. 555 (XII) с.
Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV века. М. : Наука, 1991. 286 с.
Фетищев А.С. Духовная грамота Дмитрия Донского о наследовании Коломенского удела и традиция наследования выморочных уделов // Экономические и социально-политические проблемы отечественной истории. М. ; СПб. : Ин-т Рос. истории РАН, 1992. С. 3-18.
Русские феодальные архивы XIV-XV веков Ч. I. (РФА) М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1948. 472 с.
Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 18 : Симеоновская летопись. М. : Знак, 2007. 328 с.
ПСРЛ. Т. 25 : Московский летописный свод конца XV в. М. ; Л., 1949. 462 [2] с.
ПСРЛ. Т. 26 : Вологодско-Пермская летопись. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1959. 413 с.
Пресняков Е.А. Образование Великорусского государства. Очерки по истории XIII-XV столетий. Пг., 1918. 458 с.
Ключевский В.О. Сочинения : в 9 т. М., 1988. Т. 2.
Мельников С.А. Правовой режим наследования престола в древней Руси IX - начала XVI в. Историко-правовое исследование. М. : Информ- Знание, 2009. 224 с.
Мельников С.А. Наследование престола на Руси и принцип соправительства как факторы централизации // Вопросы истории. 2001. № 11- 12. С. 102-108.
 Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княженияв Северо-Восточной Руси в XV в. | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княженияв Северо-Восточной Руси в XV в. | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия