Угроза вторжения как фактор внешней политики Мьянмы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Угроза вторжения как фактор внешней политики Мьянмы

Фактор восприятия угрозы в международных отношениях зачастую играет более значительную роль, чем угрозы, оцениваемые экспертами как реальные. Несмотря на то что основным субъектом международных отношений является государство, познание угрозы осуществляется правящей политической элитой. На протяжении своей истории государство Мьянма многократно сталкивалось с вторжением иностранных сил на территорию страны и его угрозой, три последних вторжения случились «на живой памяти». Анализируются ключевые события истории Мьянмы начиная с момента обретения независимости в1948 г. и их роль в эволюции восприятия угрозы руководством страны.

Threat of foreign invasion as driving force of Myanmar's foreign policy.pdf В ходе своей истории Мьянма не раз сталкивалась стаким вызовом, как вооруженная интервенция и ееугроза. Если оставить в стороне геополитические гра-ницы и изменения названия, то можно говорить о том,что начиная с XIII в. страна подвергалась многократ-ным вторжениям со стороны трех крупных соседей:Китая, Индии и Таиланда [1]. В XIX в. страну триждызахватывала Британская империя - в 1826, 1852 и1885 гг. В конце 1941 и в начале 1942 г. на территориюстраны вторгалась Япония. Изгнать японскую армиюудалось только в конце 1944 - начале 1945 г. после то-го, как союзнические войска вошли на территориюМьянмы. Чуть менее, чем через год после получениянезависимости от Великобритании в январе 1948 г.,новое государство подверглось вторжению остатковармии Гоминьдана.Критически важную роль в формировании внеш-неполитической парадигмы играет тот факт, что трипоследних вторжения случились «на живой памяти».Так, большинство руководителей Мьянмы являютсясовременниками этих вторжений. Например, главаруководящего совета Мьянмы с апреля 1942 г. гене-рал Тан Шве родился 2 февраля 1933 г. Его предше-ственник генерал Соу Маунг родился в декабре1928 г.После получения независимости в 1948 г. для пра-вительства У Ну основным вызовом безопасности сталвопрос обеспечения внутренней стабильности государ-ства. Необходимо было объединить и эффективно кон-тролировать страну, которая была серьезно ослабленавойной и находилась под угрозой распада из-за актив-ной деятельности многочисленных вооруженных по-встанческих групп.Некоторые из наиболее влиятельных (например,Национальная оборонная организация «Карен» -Karen National Defence Organisation, KNDO) форми-ровались на основе многочисленных этническихменьшинств, проживающих в стране. Другие, в своюочередь, образовывались по политическому, религи-озному и идеологическому признакам (например, двекоммунистические организации, известные как«Красный флаг» и «Белый флаг») [2]. В какой-то мо-мент «рангунское правительство» едва могло контро-лировать территорию вне окрестностей столицы. Нопостепенно правительственным вооруженным силамудалось установить контроль над центральным бас-сейном Иравади, а к середине 1970-х гг. вытеснитьостатки повстанческих групп в горные и малонасе-ленные районы на периферии страны [3]. Это дости-жение до сих пор играет важную роль для Татмадо ииспользуется в пропагандистских целях для того, что-бы не только продемонстрировать особую роль во-оруженных сил в современной истории страны, но иподчеркнуть необходимость в сильном центральномправительстве, которое способно удерживать Мьянмуединой и стабильной [4].Несмотря на то что многие страны на определенномэтапе сталкиваются с сепаратистскими движениями, дляформирования особого стратегического мышления вруководстве страны важным фактом являлось то, чтобольшинство повстанческих отрядов на территорииМьянмы в той или иной степени пользовались поддерж-кой иностранных государств.Начиная с 1950-х и до 1990-х гг. официальныйБангкок активно сотрудничал с этническими повстан-ческими группами (такими как «Мон», «Карен», «Ка-рени» и «Шан»), действовавшими в восточной Бирме,которые рассматривались в качестве буфера, защища-ющего Таиланд от «распространения коммунизма» (каксо стороны собственно бирманских партий, так и, вболее широком масштабе, от КПК).После государственного переворота, осуществлен-ного генералом Не Вином в 1962 г., эти группы сталирассматриваться непосредственно как щит, защища-ющий Таиланд от идеологически враждебного прави-тельства Партии бирманской социалистической про-граммы [5]. После освобождения из тюрьмы в 1969 г.свергнутому премьер-министру У Ну было разрешенопокинуть территорию Бирмы, руководство Бангкокапозволило ему организовать повстанческую армию,которая затем действовала вдоль таиландско-бирман-ской границы [6].После 1967 г. поддержку со стороны Китая получа-ла и находящаяся под руководством Коммунистиче-ской партии Бирмы повстанческая армия «Белого фла-га». Кроме того, Индия и Бангладеш либо были неспо-собны, либо не желали предпринимать активные дей-ствия в борьбе с религиозными и этническими по-встанческими группами, действовавшими вдоль запад-ной границы Бирмы и периодически выбиравшими вкачестве убежища территорию Мьянмы. KNDO полу-чала помощь от группы британских ветеранов Второймировой войны [4]. Несколько мусульманских по-встанческих групп получали тайную поддержку сБлижнего Востока [4].После того как армия КПК заняла Куньмин в де-кабре 1949 г., через южную границу Бирмы хлынулоболее полутора тысяч солдат Гоминьдана. Тайноподдерживаемые США и режимом Чан Кайши (кото-рый вскоре восстановил Китайскую Республику наТайване), эти силы осели на юге провинции Шан.Довольно быстро им удалось смешаться с местнымнаселением, основным источником дохода для нихстало выращивание опиума. Благодаря местным но-вобранцам и подкреплению, прибывавшему с Тайва-ня, постепенно эта армия выросла до 12 тысяч чело-век. В какой-то момент эти силы даже намеревалисьорганизовать базу на побережье залива Мартабан длятого, чтобы иметь возможность получать более тя-желые товары с моря [7. С. 139]. Попытки Татмадовытеснить эти силы с территории Бирмы были побольшому счету безуспешными. Но еще более суще-ственно возросла озабоченность Янгона, когда отря-ды Гоминьдана стали проводить вооруженные вы-лазки на территорию Китая. С 1951 по 1953 г. былипредприняты как минимум 7 подобных попытоквторжения в КНР [4].Китай всегда был важнейшим элементом в страте-гической доктрине Бирмы, и начиная с 1948 г. Рангунприлагал усилия для того, чтобы установить «теплые»отношения с Пекином.Бирма стала первым некоммунистическим государ-ством, признавшим КНР, и в 1954 г. страны пришли ксоглашению о сотрудничестве на основе «пяти принци-пов сосуществования», которые включали, в том числе,принцип невмешательства во внутренние дела друг дру-га. Но при этом Янгон всегда с большой осторожностьюотносился к возможным долгосрочным намерениям Пе-кина [8].Так, до 1961 г., например, у правительства У Нуостались опасения, что Китай может предпринять по-пытку вторжения на территорию Бирмы, чтобы само-стоятельно избавиться от остатков армии Гоминьдана.Также правительство страны опасалось, что, исполь-зуя в качестве предлога присутствие Гоминьдана на еетерритории, Пекин может вторгнуться в Бирму и под-держать местные коммунистические повстанческиегруппы [9].В 1953 г. Бирма обратилась в ООН с просьбой рас-ценить действие Китайской Республики как агрессию.В конце концов была принята резолюция, котораянастаивала на необходимости покинуть Бирму для ар-мии Гоминьдана. К середине 1954 г. более 6 000 чело-век были переправлены на аэродром на севере Таилан-да, а затем вывезены на Тайвань с территории Бирмы.Но несколько тысяч солдат Гоминьдана так и осталисьв пределах государства.В 1961 г. военно-воздушные силы Бирмы закрылитранзит для грузовых самолетов с Тайваня, посколькуподозревали их в доставке помощи гоминьдановскимотрядам. Тайбэй отрицал какую-либо причастность. Ненадеясь найти решение на официальном уровне, Янгонобратился за помощью к Пекину. Чуть позже, в 1961 г.,двадцать тысяч солдат Народно-освободительной ар-мии Китая пересекли китайско-бирманскую границу ипри поддержке пятитысячной профессиональной бир-манской армии вытеснили остатки армии Гоминьданана север Таиланда и в Лаос.Ни Янгон, ни Пекин никогда после не признавалифакта массового нарушения границы Китаем, чтобыпомочь Бирме избавиться от находящихся на террито-рии страны отрядов Гоминьдана [10].После переворота, осуществленного Не Вином в1962 г., Китай осуществлял поддержку и помощь соци-алистическому правительству Бирмы, и два государ-ства заявили о развитии особых отношений «phaukpaw» («пхаук поу»). Этот термин имеет несколько пе-реводов, но чаще всего используются «родственныесвязи» или «дальние родственники».Основная озабоченность Не Вина состояла в том,что таким гигантам, как Китай и Индия, необяза-тельно непосредственно вторгаться в Бирму, онимогут «поглотить» ее просто в виду своего огромно-го размера и стратегического веса. По этой причинебыли даже отменены меры по контролю над рождае-мостью, поскольку с большим населением у страныбыло больше шансов уравновесить огромных сосе-дей [11, 12].В то же время после установления формальных гос-ударственных отношений с Янгоном Пекин проводилдве совершенно разные политические линии на офици-альном и на партийном уровнях. После того как силыКоммунистической партии Бирмы (КПБ) были вытес-нены в северо-восточные горные районы страны, онистали получать тайную поддержку от КПК. И если пер-воначально помощь была исключительно идеологиче-ской, то после Культурной революции 1967 г. и всеоб-щего антикитайского восстания в Янгоне Пекин началосуществлять коммунистическим силам прямую мате-риальную помощь, что включало в себя предоставле-ние кадров для партийных партизанских отрядов, атакже личного состава, который мог бы проводитьидеологическую подготовку.Эти действия предпринимались на фоне крупныхпоставок оружия, амуниции и другого военного обо-рудования. Китайская поддержка КПБ была останов-лена лишь в 1978 г. с возвращением к власти ДэнаСяопина, к этому времени КПБ стала уже мощнойхорошо вооруженной силой, численность которойдостигала двадцати трех тысяч человек, она контро-лировала существенную территорию на границе сКитаем [13. С. 37].Все эти события сформировали менталитет поли-тических и военных лидеров Бирмы, для которыхслабость страны перед внешней агрессией была пря-мо продемонстрирована вторжением на ее террито-рию и оккупацией сначала Великобританией, а затемЯпонией.В 1950-х гг. к этому добавилась чувствительностьк внутренней угрозе со стороны многочисленных по-встанческих группировок, среди которых как мини-мум одной практически удалось разделить Союз. Вопределенный момент деятельность Национальнойоборонной организации «Карен» была настолько эф-фективна, что им почти удалось добиться независи-мости штата Карен. Это поставило под угрозу целост-ность государства.Правители Мьянмы также хорошо помнят погра-ничные проблемы безопасности, которые были связаныне только с вторжением армии Гоминьдана, но и с сек-ретной поддержкой, которую противники правитель-ства в разное время получали от правительств Вашинг-тона, Тайбэя, Пекина, Пхеньяна и Бангкока. Для боль-шинства бирманских военных этот горький урок былусвоен в борьбе с этническими сепаратистами и ком-мунистическими повстанцами.Эти исторические события и личный опыт внеслисвой вклад в глубокое чувство национальной незащи-щенности, страх перед внутригосударственным хаосом,глубокое недоверие к иностранным государствам, атакже политику опоры на собственные силы. Все этостало основой идеологии мьянманского руководства.Восприятие Бирмы как уязвимого государства, окру-женного враждебными силами, против которыхнеусыпным стражем должна быть сильная и единаяармия (Татмадо), стало ядром стратегического мышле-ния в Мьянме.Ключевым моментом конца ХХ в., определившимвнешнюю политику Мьянмы на последующие двадесятилетия, стало подавление государственнымивооруженными силами продемократического восста-ния 1988 г. Это спровоцировало трансформацию ха-рактера страхов руководства страны, связанных свозможностью вторжения на территорию страны ино-странных военных сил.В 1990 г. после проведения общенациональных вы-боров, в ходе которых победу одержала оппозиционнаяпартия «Национальная лига за демократию», военноеруководство отказалось признать результат голосова-ния и, по сути, узурпировало власть. С этого моментаосновные опасения военной хунты состояли в том, чтоее могут заставить (в том числе и силовым методом)признать результаты общенациональных выборов. В1991 г. к ним добавились опасения о возможностивторжения на территорию страны коалиции под эгидойООН для поддержки угнетаемого мусульманского насе-ления страны [4].С этого времени росла убежденность режима в том,что для его существования есть непосредственная угрозасо стороны США и ряда западных стран, которые участ-вуют в скрытой кампании по подрыву государственногорежима через поддержку оппозиционных групп и раз-жигают внутреннюю нестабильность. Исключительноважную роль в этом контексте имели два события: ситу-ация, сложившаяся в стране в сентябре 2007 г., и по-следствия урагана Наргис, обрушившегося на террито-рию Мьянмы в 2008 г.Немаловажен и тот факт, что начиная с 1988 г.Мьянма была мишенью для критики со стороны меж-дународных СМИ и правозащитных организаций, ак-тивно использовавших Интернет для распространениясвоих взглядов и поддержки оппозиции военномуправительству. С их стороны звучали даже призывывключить Бирму в «ось зла», намеченную Президен-том Бушем, а события 2008 г. вдохнули новую жизньв уверенность правозащитных деятелей в необходи-мости осуществления гуманитарной интервенции вМьянму под эгидой ООН «ради блага ее народа» [15-17]. Даже те комментаторы, которых можно условноотнести к числу более сдержанных, рекомендовалипроведение «ограниченных военных действий, явныхили неявных, нацеленных против инфраструктурырежима» [18].Крайне важно отметить, что большое количестводокладов и публицистических статей, опубликованныхза этот период, страдали от фактических неточностей иочевидной политической необъективности и люди,призывавшие к вторжению на территорию страны, ча-ще всего демонстрировали скорее поверхностное по-нимание достаточно сложных проблем государства. Нотакое огромное количество критики внесло свою лептув чувство небезопасности, уязвимости режима и по-служило очередным подтверждением для хунты, чтострана продолжает борьбу за существование в чрезвы-чайно враждебном международном политическомокружении.Военные интервенции в Панаме (1989 г.), Сомали(1992 г.), Гаити (1994 г.), Косово (1999 г.), Афганистане(2001 г.) и Ираке (1991 и 2003 гг.) рассматривалисьруководством Мьянмы не иначе как примеры прово-димой США политики вмешательства в дела другихстран, включая возможность свержения правительств,которые не устраивают Вашингтон [19].Если говорить в масштабах региона, то междуна-родная операция в Восточном Тиморе в 1999 г., гдесепаратистскому движению, не без поддержки со сто-роны мирового сообщества, удалось добиться незави-симости от основного государства, также воспринима-лось военной верхушкой Мьянмы как очередной при-мер того способа, которым США и их союзникинасильственно изменяют мировой порядок. Требова-ния, которые выдвигались жителями Восточного Ти-мора, в восприятии руководства Мьянмы перекликают-ся с теми, что выдвигали некоторые местные этниче-ские сепаратисты, в частности карены.Даже спасательная миссия Великобритании в Сьер-ра-Леоне рассматривалась как неприемлемое вмеша-тельство во внутренние дела другой страны [4]. В этомконтексте ООН воспринималась как организация, не-способная или не желающая защищать интересы болеемелких и слабых членов организации, включая вопро-сы их суверенных прав.Для изолированного и опасающегося внешнего воз-действия военного руководства в Нейпьидо подобныедействия предстают в качестве угрозы и являются пря-мым доказательством того, что против Мьянмы ведетсяпостоянная кампания по подрыву существующего ре-жима, и задача руководства быть готовым противосто-ять этому. Но достаточно ли этих опасений для того,чтобы государство, являющееся членом ДНЯО иучастником Бангкокского договора, приняло решение оразработке секретной ядерной программы в сотрудни-честве с другим «государством-изгоем» [20-22]? Этотвопрос остается открытым.

Ключевые слова

восприятие угрозы, вооруженное вторжение, повстанческие группы, Мьянма, threat perception, armed invasion, insurgent groups, Myanmar

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ключанская Светлана АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры мировой политикиbabianna@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Michael Aung-Twin. Mranma Pran: when context encounters notion // Journal of Southeast Asian Studies. 2008. Vol. 39, № 2. P. 193-217.
Martin Smith. Ethnic Groups in Burma: Development, Democracy and Human Rights // ASI's Human Rights Series. 1994. № 8. URL: http://www.zomilibrary.com/main/archive/files/ethnic-groups-in-burma-by-martin-smith_f37300a30d.pdf
Руденко И.Т. Влияние этнической сегментации общества на политическую стабильность в Бирме (Союз Мьянма). М., 1998.
Andrew Selth. Burma and the Threat of Invasion: Regime Fantasy or Strategic Reality? // Regional Outlook Paper. 2008. № 17.
Josef Silverstein. Some Thoughts on Burma-Thai Relations // Legal Issues on Burma Journal. September 2000. № 6. URL: http://www.ibiblio.org/ obl/docs/LIOB06-Thai-Burma.JoeS.htm
Thai-Burma Relations. Human Rights Watch. URL: http://dspace.cigilibrary.org/jspui/bitstream/123456789/18973/6/Unwanted%20and% 20Unprotected%20Burmese%20Refugees%20in%20Thailand%20Thai%20Burma%20Relations.pdf?1
Bertil Lintner. Burma in Revolt: Opium and Insurgency since 1948. University of Washington Press, 2000.
China's Myanmar Dilemma // Asia Report. 14 September 2009. № 177. URL: http://www.burmalibrary.org/docs07/Chinas_myanmar_ICG.pdf
Taylor R.H. Foreign and domestic consequences of the KMT intervention in Burma // Southeast Asia Program Data Paper. № 93. Р. 29. URL: http://seapdatapapers.library.cornell.edu/cgi/t/text/text-idx?c=seap;cc=seap;view=toc;subview=short;idno=seap092
Bertil Lintner. The CIA's first secret war // Far Eastern Economic Review. 16 September 1993. P. 56-58.
Willem van Kemenade. Detente Between China and India. The Delicate Balance of Geopolitics in Asia // Clingendael Diplomacy Papers. July 2008. № 16. URL: http://www.clingendael.nl/publications/2008/20080700_cdsp_diplomacy_paper.pdf
Burma/Myanmar: A Guide for the Perplexed? // Reconciling Burma/Myanmar: Essays on U.S. Relations with Burma / еd. by John H. Badgley. NBR Analysis. March 2004. Vol. 15, № 1. URL: http://www.nbr.org/publications/nbranalysis/pdf/vol15no1.pdf
Bertil Lintner. The Rise and Fall of Communist Party of Burma (CPB). Southeast Asia Program, 1990.
Губаев А. Революция роб // Коммерсант-власть. 2007. № 39. C. 52-55.
Andrew Chang. Access to evil? Burma: a potential, but unlikely, partner for Iran, Iraq and North Korea // АbcNews.com. 22 October 2002. URL: http://www.abcnews.com/sections/word/DailyNews/burma021022.html
R.S. Ehrlich. Myanmar Times says Burmese want US invasion// Scoop Independent News. 30 September 2003. URL: http://www.scoop. co.nz/stories/print.html?path=HL0309/S00252.htm
Joshua Kurlantzick. Ran-goons: Why isn't Burma on Bush's "Axis of Evil"? // Washington Monthly Online. URL: http://www.washingtonmonthly. com/features/2001/0204/kurlantzick.html
Romesh Ratnesar. Is It Time to Invade Burma? // Time. 10 May 2010. URL: http://www.time.com/time/world/article/0,8599,1739053,00.html
Iraq: US-led invasion raises tough questions for Burma // Global Information Network. 11 April 2003. URL: http://ipsnews.net/news. asp?idnews=17458
Denis D. Gray. Is Burma going nuclear? // The Guardian. 21 July 2009. URL: http://www.mg.co.za/article/2009-07-21-is-burma-going-nuclear
Andrew Selth. Burma-North Korea: rumour and reality // The Interpreter, Weblog of the Lowy Institute of International Policy. Sydney, 29 June 2009. URL: http://www.lowyinterpreter.org/post/2009/06/29/Burma-North-Korea-Rumour-and-reality.aspx
Andrew Selth. Burma and North Korea: Smoke or fire? // Policy Analysis. № 47 (Australia Strategic Policy Institute, Canberra, 24 August 2009). URL: http://www.aspi.org.au/publications/publications_detail.aspx?ContentID=222&pubtype=9
 Угроза вторжения как фактор внешней политики Мьянмы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Угроза вторжения как фактор внешней политики Мьянмы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия