Проблемы становления идентичности вестготов после смерти Алариха | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Проблемы становления идентичности вестготов после смерти Алариха

Рассматривается период 410-415 гг. в истории готов и Римской империи, в ходе которого происходило формирование вестготской идентичности и самоопределения в противостоянии с империей. Двойственность положения варварских войск в империиопределялась противоречивой политикой императоров. Переменчивость имперской политики ставила в тупик предводителей варваров, не успевавших адаптироваться к изменениям курса. В большой степени это относится к Алариху, одновременно наиболееизвестному и успешному вождю готов и опальному военачальнику империи. Неудача Алариха поставила его войско на грань гибели, создав историческую альтернативу дальнейшей судьбы готов в рамках поздней Римской империи. Анализируется реализация этой альтернативы в политике Атаульфа, ближайшего преемника Алариха. Показывается отсутствие самоопределения вестготов в этот период, стремление всеми возможными средствами идентифицировать себя с империей.

Problems of Visigoth identity after death of Alaric.pdf Проблема идентичности варварских группировок врамках Римской империи является комплексной. Еерешение требует учета множества факторов духовного,политического и социально-экономического развитиякак римлян, так и варваров. Однако без поиска этогорешения невозможно приблизиться к пониманию про-цессов, происходивших в котле культур, в которыйпревращалась на излете своего существования Римскаяимперия, в котле, породившем в конечном счете всесовременные западно-европейские общности.Взаимодействие и вынужденная интеграция былижизненно необходимы и для империи, и для варваровв период IV-V вв. Несмотря на сильные оппозицион-ные тенденции в общественном сознании как с той,так и с другой стороны, в этот период происходитсближение, отчасти - слияние социальных норм,структур, иерархий. Неуклонность этого процессавопреки противодействию, отторжению, обществен-ной критике свидетельствует о существовавшей исто-рической необходимости. Можно предположить, чтодля империи залогом существования являлась экспан-сия - территориальная, культурная, этническая. Вусловиях перманентного кризиса паллиативных ин-ститутов принципата и неизбежного сепаратизма до-мината внутренние ресурсы для развития Рима оказы-вались недостаточны. Отсюда потребность в интегра-ции в социум приграничных варварских племен инародов. Как абсолютная культура-гегемон, по выра-жению А. Грамши, Рим естественным образом вытес-нял локальную, местническую идентичность, форми-руя Pax Romanum.Однако запас прочности и гибкости имперских со-циально-политических структур в условиях толерант-ности и мультикультурализма являлся не бесконечным.Это стало очевидно после открытия дунайской грани-цы для переселения варваров и последующей битвыпри Адрианополе. Массовая миграция и аккультурацияпридунайских варварских племен еще более усложни-ли ситуацию в и без того аморфной позднеримскойсоциально-политической системе. Для этой системыхарактерны декларативность и тенденция обозначатьжелаемое как действительное - закономерные след-ствия отсутствия реальных возможностей и ресурсов.Тем не менее для варваров, оказавшихся не просто всфере контактов с римской цивилизацией, но непо-средственно в ее рамках, подобный культурный шоквызвал две диаметрально противоположные реакции:преклонение и отторжение. При этом и та, и другаяреакции могли проявляться в одном историческом пер-сонаже, это особенно заметно в случае Алариха.С именем Алариха связано становление вестготскойидентичности. Это произошло в силу ряда факторов:силы личности Алариха, его происхождения, карьеры ироли в римской армии, политики императора Феодосияпо отношению к варварам, последствий смерти импе-ратора для империи и армии и т.д. Аларих возглавилготские части в римском войске, именно его призналиготы своим королем и возложили на него надежды насвое будущее. Следует оговориться, что речь идет не овсех готах, проживавших на территории империи, нотолько о непосредственно преданных Алариху, связан-ных с ним родственными или клиентскими узами. Этиготы составили ядро его войска, которое впоследствии,во время похода на Италию в 410 г., сформировалоськак особая идентичность. Это произошло в результатесознательного противодействия императора Гонорияварварскому влиянию в армии и при дворе и, как итог,маргинализации варварских боевых частей - в первуюочередь армии Алариха.Таким образом, несмотря на большое значениеАлариха для вестготов, его цель - формирование готовкак подразделения римской армии и интеграции в ар-мейскую элиту - не была достигнута. Более того, по-пытки Алариха найти путь соглашения с императоромсокрушительно провалились, дав обратный эффект.Император по сути вынудил Алариха взять Рим, чтопослужило на пользу пропаганде антиварварской партиипри дворе и перечеркнуло возможность мирного реше-ния проблемы. Сталкиваясь с планомерным отторжени-ем империи, Аларих умер, так и не найдя выхода длясебя и своего войска. Поэтому тем более сложная задачавставала перед его преемником. Следовательно, реше-ние вопроса о становлении идентичности вестготов вначале V в. невозможно без анализа переломной для еговойска ситуации, сложившейся после смерти предводи-теля в 410 г. Со смертью Алариха, по мнениюМ. Куликовски, все связи его войска с римлянами, всевозможности получить от последних поддержку и по-кровительство были утеряны, и это отчетливо понималпреемник Алариха Атаульф [1. С. 180].С этого момента в источниках образуется лакуна,поскольку основные хроники доведены лишь до паде-ния Рима. Х. Вольфрам сетует на то, что авторы Во-сточной империи потеряли интерес к Западу, а преда-ние, излагаемое Иорданом, страдает фрагментарностью[2. C. 231]. Действительно, из труда Иордана нельзяпонять, каким образом произошел переход власти кАтаульфу, а это принципиально важный момент дляопределения степени и формы самоидентификациивойска Алариха (regnumque Vesegotharum Atauulfo eiusconsanguineo et forma menteque conspicuo tradent) [3.C. 91]. Можно предположить, что он был избран, какделают это Д. Клауде и, с осторожностью, Х. Вольфрам[2. C. 230; 4. C. 32], однако в приведенном фрагментеречь идет о переходе власти и подчеркивается родствои внешнее сходство Атаульфа и Алариха, что подразу-мевает наличие принципа наследования. Вероятнеевсего, что Атаульф действительно являлся единствен-ной реальной кандидатурой в качестве преемника Ала-риха, поскольку, во-первых, последний не имел сыно-вей и братьев и Атаульф оказывался наиболее близкимродственником, а во-вторых, он был готом из числаровесников и сподвижников Алариха, его довереннымлицом, возможно, предводителем традиционно друже-ственного клана и достаточно активным и предприим-чивым человеком.Последнее обстоятельство играло существеннуюроль в условиях, в которых оказалось войско Алариха -вестготы - в 410 г. Проблемы отношений с империей иобеспеченности продовольствием и припасами угрожа-ли катастрофой и требовали скорейшего решения.В противном случае были возможны распад и полнаядезинтеграция войска в клановые группы на службе уместных или имперских властей. По сообщению Иор-дана, Атаульф первоначально избрал достаточно про-стой вариант действий - разорил, «подобно саранче»,Южную и Среднюю Италию, в том числе и снова Рим[3. C. 91]. В отличие от Алариха, он не колебался, по-скольку не испытывал, очевидно, таких затруднений видентичности и не стремился занять официальный поств имперских структурах.С самого начала своего правления Атаульф задалпринципиально иную стратегию позиционированиясебя и своего войска в потестарном поле поздней им-перии, нежели его предшественник. Его пониманиеимперии было более прозаично и утилитарно. ЕслиАларих, по всей видимости, не мыслил себя вне импе-рии, то Атаульф воспринимал собственное войско каквполне самостоятельную единицу, для которой импе-рия - инструмент достижения высших целей. В этойсвязи показательна характеристика его взглядов, при-водимая Орозием и растиражированная во всех соот-ветствующих исследованиях: изначально Атаульф го-рел желанием превратить римскую державу в готскую,как по существу, так и по имени, а самому стать по-добным Цезарю Августу, т.е. императору; однако, осо-знав неукротимость готов и их неспособность подчи-няться законам, он с течением времени решил оставитьпо себе славу хотя бы защитника Римской империи,если не ее преобразователя [5. C. 507]. Делая скидку наособенности источника, следует заметить, что эта ха-рактеристика адекватно отражает тот курс, которыйизбрал Атаульф во взаимодействии с империей, этоотмечает и Х. Вольфрам [2. C. 233].Однако нельзя согласиться с Х. Вольфрамом в бук-вальном понимании данного фрагмента, считая, чтоАтаульф мечтал создать готскую государственность,Готию как страну готов. Следует поместить это выска-зывание в контекст времени и взглядов хрониста. Оро-зий как современник Атаульфа и характерный предста-витель Pax Romanum не мог помыслить вариант разви-тия самостоятельной варварской государственности вотрыве от империи. Вряд ли могли ее помыслить и са-ми варвары, тем более такие относительно романизи-рованные, как Атаульф. Кроме того, необходимо пом-нить и об отсутствии внятной идентичности войскаАтаульфа в тот период, как готской, так и какой-либодругой, что тем более не дает оснований для предпо-ложений о развитии государственности. Орозий, изоб-ражая Атаульфа в контексте общепринятого в тот пе-риод историографического канона варвара как злейше-го ненавистника Рима, одновременно говорит о преоб-разовании существующей империи; Атаульф не стре-мится создавать новое или развивать традиционныеготские системные институты. Утверждение, что онжаждет уподобиться Цезарю Августу, означает ненадежду основать империю, а желание стать правите-лем, который был бы примером для всех потомков.Фактически, Атаульф предполагает лишь встать вместесо своим войском вестготов во главе существующейимперии, заменить собой римскую элиту.Возможно, это он и имел в виду, разоряя в 410-412 гг. Италию и надеясь на ответную реакцию Гоно-рия. Таковой не следовало, но и Атаульф, очевидно, невидел иных вариантов действий, что говорит о его бо-лее тесной связи с готской племенной традицией и со-знанием, чем у Алариха. Как свидетельствует Олимпи-одор, выход ему подсказал Аттал, бывший римскийсенатор и император [6. C. 226], а это само по себе под-тверждает, что при всей своей относительно крепкойплеменной и родовой идентичности Атаульф допускалналичие римлян в числе своих ближайших советникови прислушивался к их советам. Очевидно, именно в этовремя до Италии дошли известия о благоприятном от-ношении галльского узурпатора Иовина к варварскимплеменам и их вождям. Перспектива договора и обре-тения полноценной и постоянной ресурсной базы вГаллии была намного вероятнее, чем в Италии, иАтаульф немедленно увел свое войско через Альпы.Следует отметить, что если для Алариха большое зна-чение имели факторы статуса и легитимности импера-тора, то Атаульф исходил, по-видимому, исключитель-но из прагматических соображений.В это же время его примеру последовал давний со-юзник, а затем соперник Алариха Сар, которому такженанес обиду Гонорий. Атаульф продолжает родовуювражду между Саром и Аларихом, охотясь на Сара да-же в ущерб собственным интересам. Очевидно, Сар неимел сведений о передвижениях и соглашениях Ата-ульфа, поскольку буквально отправился на казнь. Этоеще раз говорит о том, что для Атаульфа родовая иден-тичность являлась абсолютно приоритетной, посколь-ку, расправляясь с Саром, он рисковал желанным дого-вором с Иовином. Впрочем, союз с Иовином долго непросуществовал: по свидетельству Олимпиодора,Атаульф сам разорвал отношения из-за того, что Иовинсделал соправителем своего брата Себастиана [6.C. 226]. Х. Вольфрам комментирует это событие какдоказательство того, что в свое время Атаульф вытор-говал себе у Иовина какую-то часть имперских полно-мочий, которыми не захотел делиться [2. С. 232]. Этопредположение резонно, если понимать слова Орозия остремлении Атаульфа стать цезарем буквально. Однакоречь в данном случае скорее всего шла о неоговорен-ном одностороннем перераспределении полномочий исоподчинения: Иовин автоматически включил в дого-вор с готами своего брата, что оскорбило Атаульфа.Кроме того, очевидно, что последний так и не получилот Иовина необходимого ему продовольствия, это яв-ствует из условий договора, предложенного АтаульфомГонорию. По сути, Атаульф менял голову Иовина нахлеб и соглашение с Равенной [6. C. 226].Иовин и голова Себастиана (что характерно -Атаульф неукоснительно мстил за оскорбления) былиотправлены Гонорию, однако обещанного зерна вестго-ты так и не дождались. По словам Олимпиодора, у пред-ставителей Гонория не было возможности его предоста-вить, и они тянули время, требуя выдать уведенную вплен сестру императора Галлу Плацидию [6. C. 226].Действительно, Гонорий не мог в этот момент обеспе-чить поставки зерна, поскольку Африка контролирова-лась узурпатором Гераклианом [4. C. 33]. Атаульф отве-тил попыткой взятия Марселя. Х. Вольфрам считает, чтоэто продолжение тактики кормления через грабежи, ккоторой Атаульф обращался в Италии [2. C. 232]. Одна-ко А.М. Хименес Гарника предполагает, что Марсельсам по себе был интересен Атаульфу как центр торговыхи финансовых потоков, а кроме того, как главный портГаллии, связывающий ее с Северной Африкой и афри-канским зерном [7. С. 95]. Однако предположение, чтоиз Марселя Атаульф планировал осуществить меропри-ятие, задуманное его предшественником, - переправить-ся в Африку - исследователь считает маловероятным,поскольку в этом случае римляне, по его мнению, несопротивлялись бы возможности столкнуть с ним оче-редного узурпатора.Приведенный выше фрагмент из сочинения ОрозияА.М. Хименес Гарника считает свидетельством того,что Атаульф попал под сильное влияние аквитанскойроманской знати, рассчитывавшей сохранить римскуюимперию на галльской почве без контроля из Равенны.А.Р. Корсунский и Р. Гюнтер вообще расценивают всесообщения авторов V-VI вв. о стремлении готов к ми-ру с империей как, скорее, экспликацию взглядов инастроений самих римлян, чем действительные наме-рения вестготских правителей [8. C. 45]. Так или иначе,но стремление местной знати к контактам с варварамиявно присутствовало и в этом смысле резко контрасти-ровало с политикой Равенны. Это подтверждают и сло-ва Олимпиодора о том, что женитьба Атаульфа на Гал-ле Плацидии осуществлялась по совету галло-римскогополководца Кандидиана [6. С. 227]. В отличие отбольшинства исследователей, М. Куликовски полагаеттрудноопределимыми изначальные мотивы этого бра-ка, но долговременную выгоду Галлы Плацидии видитявно [1. С. 182].Другие авторы находят в этом событии отражениетого изменения политики Атаульфа, о котором упоми-нал Орозий, - ориентирование на поддержку и защитуРимской империи вместо продвижения готского гос-подства. Х. Вольфрам считает женитьбу на Галле Пла-цидии жестом примирения со стороны Атаульфа в ад-рес Гонория, который таким образом стал его род-ственником [2. C. 233]. П. Хизер, напротив, видит вэтом стремление Атаульфа сделать карьеру при импе-раторском дворе за счет отсутствия у Гонория закон-ных наследников [9. C. 369]. Однако наиболее интерес-ную точку зрения высказывает Э.А. Томпсон, полагая,что Атаульф вынашивал грандиозный план интегриро-вания вестготов в римский социум; того, что стремилсяосуществить Аларих, его преемник надеялся достичь,породнившись с императорской семьей. Это его и по-губило в конечном итоге, поскольку вызвало внутрен-ний конфликт в среде вестготов [10. C. 46].Безусловно, необходимо учитывать фактор влиянияроманского окружения на Атаульфа, оно резко возрос-ло с оседанием вождя вестготов в Нарбонне, а затем вБарселоне, кроме того, Галла Плацидия, по словамОрозия, особенно помогала супругу убеждением и со-ветами в правлении [5. C. 507]. Если не считать этислова простым реверансом в сторону императорскойсемьи - а Орозий говорит о Плацидии исключительно впревосходной степени, - то, возможно, именно онавзяла на себя обязанность выстраивать отношения сроманским населением подконтрольных Атаульфу тер-риторий, действуя в рамках имперского мировоззренияи вовлекая в него своего мужа. Показателем этого но-вого курса является наречение сына от этого брака Фе-одосием, как подчеркивают Д. Клауде и П. Хизер, этоакт огромной символичности: принципиально значи-мое имя для римского императорского рода подразуме-вает прямые претензии на трон Западной империи [4.C. 36; 9. C. 369].Таким образом, Атаульф опробовал стратегию, ранеепримененную Стилихоном, - войти в элиту империичерез прямое породнение с императорской династией. Вслучае успеха он действительно мог осуществить своюцель - интегрировать войско вестготов в ряды римскойаристократии, возможно, обновив или отчасти заменивее своими сподвижниками без кардинальных структур-ных разрушений. Об этом говорит и Олимпиодор, сви-детельствуя, что с рождением сына Атаульф стал осо-бенно дружелюбен по отношению к Равенне [6. C. 226].Однако для Гонория подобное родство было неприем-лемо, император не шел на переговоры. А.М. Химе-нес Гарника полагает, что при всем военном давлении,которое оказывал на Атаульфа Констанций, Равеннаиспользовала вестготов для контроля над могуществен-ными галло-иберийскими романскими родами во избе-жание появления очередных провинциальных узурпато-ров, что наиболее удобно было делать именно из Барсе-лоны, пограничного города и центра одного из такихродов - Ацилиев. Однако, в свою очередь, для этих ро-дов перспектива появления среди них наследника импе-раторской династии была неприемлемой, отчего онисоставили оппозицию Атаульфу [7. С. 96].Представляется, что и среди собственно вестготовАтаульф находил не всеобщую поддержку. Э.А. Том-псон отстаивает точку зрения о принципиальной иожесточенной борьбе проримской и антиримской пар-тий в готской среде, борьбе сторонников строгой за-конности и власти и защитников племенной свободы итрадиции [10. C. 44]. Подобные мотивы могли присут-ствовать, особенно в свете сближения Атаульфа с Гал-лой Плацидией, но ведущим параметром, определяю-щим поддержку вождя, была его успешность в войнахи статусные перспективы. Возможность попасть вокружение будущего легитимного императора, полу-чить высшие посты в империи создавала для Атаульфахорошую опору среди вестготской знати.Но эта возможность исчезла со смертью маленькогоФеодосия. Постоянные уступки и поражения от Кон-станция, которому Атаульф даже не пытался противо-стоять, должны были серьезно подорвать его авторитетсреди войска. Наконец, как отмечает П. Хизер, из-заблокады Констанцием основных портов и торговыхцентров вестготы снова лишились источников продо-вольствия [9. C. 370]. Атаульф четко сформулировалсвой курс в отношениях с империей и следовал емунастолько уверенно, что, очевидно, его положение ока-залось напрямую зависящим от успешности этого кур-са. В результате он был убит в собственной конюшне[3. C. 92; 6. C. 226].Версии мотивов убийства в источниках отличаются,хотя сообщение об убийстве Атаульфа собственнымидоверенными людьми приводится и Орозием, и Филос-торгием. Однако Иордан добавляет к этому, что убий-цей был некий Эвервульф, мстивший королю за изде-вательство над своим небольшим ростом; сомнитель-ная гипотеза, учитывая, что, как тот же Иордан пишетчуть выше, Атаульф сам не отличался богатырскойстатью [3. C. 92]. Большинство исследователей пола-гают наиболее достоверными сведения Олимпиодора,сообщающего о мести не за личное оскорбление, а засмерть вождя готского клана. Х. Вольфрам констати-рует, что подобная ситуация говорит о присутствии вокружении Атаульфа людей из родов его бывших вра-гов [2. C. 237]. Представляется, что Х. Вольфрам наи-более адекватно и емко отразил специфику идентично-сти вестготов при Атаульфе - это уже не столько этни-ческая группа, сколько одна из партий, борющихся завласть в Западной империи [2. C. 234]. Однако вестго-ты еще достаточно связаны с традиционным родовымсознанием, чтобы статус, авторитет, сохранениенадлежащего лица и кровная месть определяли внут-ренние отношения между группами знати в войскеАтаульфа. Таким образом, равно как внешние, так ивнутренние противоречия привели к убийству короля.Период 410-466 гг. для вестготов характеризуется впервую очередь самоопределением как самостоятель-ной группы в составе империи, а в перспективе - и внеее. За это время идентичность вестготов трансформи-руется от военно-политической группировки во внут-риимперской борьбе к автономному территориальномукоролевству, с империей практически никак не отож-дествляющемуся. Этот процесс отражен в зачастуюпротиворечивых стратегиях, избираемых правителямивестготов в позиционировании себя и своего народа поотношению к империи и другим варварским группи-ровкам.Характерно, что Атаульф, несмотря на меньшуюстепень романизации и пиетета перед римскими инсти-тутами, нежели у Алариха, а возможно, именно благо-даря этому, стремится к полной интеграции вестготов вимперские структуры, к занятию вестготами в империиравного по отношению к римлянам положения на ос-новании полного принятия механизмов имперскогофункционирования через брак с Галлой Плацидией ирождение совместного ребенка, претендующего на им-ператорский титул. В этом случае вестготы преодоле-вают традиционный порог между римлянами и варва-рами, данное противопоставление лишается смысла вих отношении, они становятся гарантами и носителямиимперского принципа и получают статус, равный сримлянами, фактически отождествляются с последни-ми. Однако подобная стратегия встречает явное проти-водействие как со стороны Равенны, для которой про-блема варваров у власти стоит в этот момент чрезвы-чайно остро и болезненно, так и со стороны части са-мих готов, поскольку она угрожает полным растворе-нием и ассимиляцией в римской среде, а эта тенденцияне имеет массового отклика в общественном сознании.

Ключевые слова

готы, вестготы, варвары, поздняя Римская империя, Гонорий, Атаульф, Галла Плацидия, Констанций, властные институты, синполитейные общества, федераты, политическая идентичность, Goths, Visigoths, barbarians, the late Roman Empire, Honorius, Athaulf, Galla Placidia, Constantius, the power institutions, the peripheral society, federates, political identity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коньков Дмитрий СергеевичНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии историиdkonkov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Kulikowski M. Rome's Gothic Wars: from the third century to Alaric. Cambridge University Press, 2007.
Вольфрам Х. Готы. СПб. : Ювента, 2003.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб. : Алетейя, 1997.
Клауде Д. История вестготов. СПб. : Евразия, 2002.
Павел Орозий. История против язычников. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2004.
Олимпиодор. История (В записках и выборках Фотия) // Византийский временник. 1956. Т. 8 (33).
Jimenez Garnica A.M. Settlement of the Visigoths in the fifth century // The Visigoths from the migration period to the seventh century. Boydell & Brewer Ltd, 2003.
Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М. : Изд-во МГУ, 1984.
Хизер П. Падение Римской империи. М. : АСТ ; Астрель, 2011.
Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной империи. М. : Ювента, 2003.
 Проблемы становления идентичности вестготов после смерти Алариха | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Проблемы становления идентичности вестготов после смерти Алариха | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363.

Полнотекстовая версия