Организационно-финансовый механизм формирования и реализации инновационной политики экономических систем
Переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания вновые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных и глобальных рынках.Соответственно, внимание исследователей фокусируется как на инновациях и инновационной деятельности, так и на инновационной политике государства, ее важнейших составляющих. Ключевой задачей реализации инновационной политики является выработка финансового механизма, способствующего осуществлению нововведений. В статье описаны основные источники финансирования инновационной деятельности и определены базовые элементы организационного и финасового механизмов формирования и реализации инновационной политики.
Organizational-financial mechanism of formation and realization of innovation policy of economic systems.pdf Инновационный тип развития подразумевает спо-собность экономики к непрерывному совершенствова-нию и трансформации. В условиях постиндустриально-го общества инновационно-инвестиционный процессстановится сквозным явлением, он пронизывает всюэкономику страны и ее отдельных регионов, городов.При всей противоречивости текущей хозяйственнойситуации первые признаки перехода к данному состоя-нию общества наметились и у нас. Однако отсутствиесистемы обеспечения инновационного процесса приве-ло к уникальной ситуации - на фоне развития отраслейнематериального производства и информатизации воз-ник беспрецедентный спад отраслей высоких техноло-гий в промышленности. Мировой опыт показывает, чтокак директивно управляемая экономика, так и некон-тролируемая рыночная стихия не способствуют созда-нию организационно-экономических предпосылок кинновационному развитию. В то же время опыт техразвивающихся стран, которые добились успехов винновационном развитии, показал, что необходимыособые механизмы управления и самоорганизации,формирующие механизмы регулируемой рыночнойэкономики, способствующей инновационному типуразвития.Отличительная характеристика исследования про-цесса инновационного развития связана с тем, что пред-метом научного осмысления становится не только самоположительное влияние инноваций на развитие эконо-мики, но также и то, что собственно необходимо делатьгосударству как представителю общественных интере-сов для поощрения инновационной активности на тер-ритории страны. Соответственно, внимание исследова-телей фокусируется как на инновациях и инновационнойдеятельности, так и на инновационной политике госу-дарства, ее важнейших составляющих [1. С. 53].Исторически инновационная политика как самосто-ятельное направление государственного воздействия нацеленаправленное стимулирование нововведенийсформировалась в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Самтермин «инновационная политика» был впервые ис-пользован в «докладе Charpie», подготовленном Мини-стерством торговли США в 1967 г. под названием«Технологические нововведения: управление и условияосуществления») [2. С. 16-27].С учетом данного факта государственная инноваци-онная политика - это социальный феномен, достаточномолодой и новый в жизни современного, ин-дустриально развитого общества. Не случайно обраще-ние к такой политике происходит в наиболее развитойдержаве планеты и в период, когда начинают практи-чески разворачиваться различные формы инновацион-но-индустриального прогресса, в том числе базовые -транснациональные корпорации (ТНК) и цепочки до-бавленной стоимости.К сожалению, отечественная практика отстает, и от-того в нашей литературе единый подход по вопросу осущности инновационной политики пока отсутствует.Высказываются разные точки зрения. С позиции однихинновационная политика рассматривается в качествеветви научно-технической политики, другие утвер-ждают постулат об относительной самостоятельностиинновационной политики. Конечно, с момента возник-новения общественного и научного интереса к госу-дарственной инновационной политике прошло немноговремени. Еще не накоплено необходимых данных, невыработаны адекватные способы и приемы решенияпроблемы.Очевидно, что инновационная политика охватываетсферу не только создания инновационного продукта,но и его возможной коммерциализации, производ-ственного или иного применения. В связи с этим ин-тересной представляется мысль о том, что инноваци-онная политика выполняет функцию интегративной,поскольку направлена на объединение в единый ком-плекс науки и производства в деле промышленногосоздания и применения новых технологий, а также са-мого инновационного продукта [3. C. 148].Инновационная политика осуществляется уполно-моченными государственными органами. Она включа-ет многообразие мероприятий, предпринимаемых эти-ми органами, ориентированных на стимулированиенациональных субъектов хозяйствования разрабаты-вать и внедрять инновации, а также на создание усло-вий для прогрессивного технологического развитияразличных отраслей народного хозяйства страны. Го-сударственная инновационная политика является си-стемной. Она включает множество отдельных состав-ляющих (элементов), образующих единое целое и объ-единенных целевой установкой, предполагающей по-всеместную ориентацию на активизацию инновацион-ной деятельности в стране во всех ее возможных про-явлениях.В качестве основных составляющих инновационнойполитики государства могут быть выделены: законода-тельное обеспечение; формирование и содействие раз-витию инновационной инфраструктуры; прогнозиро-вание инновационной активности в стране; планирова-ние и программирование мероприятий инновационногохарактера; защита интеллектуальной собственности;налоговое амортизационное стимулирование иннова-ционной деятельности; содействие развитию иннова-ционно-ориентированной производственной деятель-ности; стимулирование развития науки и образованиякак важнейших предпосылок инновационной активно-сти в стране; непосредственное государственное инве-стирование в инновационные проекты; формированиеблагоприятной организационной среды и инновацион-ной культуры. Важнейшей составляющей являетсяособая система финансирования.Таким образом, ключевой задачей реализации ин-новационной политики является выработка финансово-го механизма, способствующего осуществлению ново-введений. Механизм ресурсного (финансового) обеспе-чения представляет собой систему институциональныхэлементов, необходимую для перевода, распределенияи перераспределения ресурсов между хозяйствующимисубъектами и их структурными подразделениями, атакже трансформации ресурсов из одной формы в дру-гую [4. С. 6]. Он должен определять сквозное ресурс-ное обеспечение инновационного процесса, т.е. вклю-чать подсистемы функционирования на микроуровне(уровне отдельных промышленных предприятий), про-межуточном уровне (уровне групп предприятий и от-раслей) и двух макроуровнях (уровне управления эко-номикой региона и его взаимодействия с федеральнымуровнем).По своей структуре каждая из сложных экономиче-ских систем состоит из многомерных элементов цен-ностно-стоимостного ряда, имеющего собственнуюиерархическую подчиненность. На рис. 1 представленамодель экономико-хозяйственных и бюджетных связейв государстве федеративного типа, иллюстрирующаясложность вертикально-горизонтальных зависимостей,формирующихся между звеньями финансово-хозяйственной сферы и звеньями системы государ-ственного управления.Рис. 1. Модель вертикально-горизонтального построения системы инновационных правоотношений государства федеративного типаМодель взаимодействия инновационного и инве-стиционного процессов не может быть выведена наоснове лишь рыночных и технологических факторов.Необходимо также принимать во внимание культур-ные, социально-политические факторы, а также от-раслевую институциональную организацию, цели,формы и методы государственного регулирования(рис. 2) [5. С. 16].Исходными принципами, на основе и с учетом ко-торых необходимо строить систему финансированияинноваций, являются следующие [6. С. 309]:- четкая целевая ориентация системы - ее увязка сзадачей быстрого и эффективного внедрения совре-менных научно-технических достижений;- логичность, обоснованность и юридическая за-щищенность используемых приемов и механизмов;- широта и комплексность системы, т.е. охват мак-симально широкого круга технических и технологиче-ских новинок и направлений их практического исполь-зования;- адаптивность и гибкость, предполагающие посто-янную настройку как всей системы финансирования,так и ее отдельных элементов на динамично меняющи-еся условия внешней среды с целью поддержания мак-симальной эффективности.Система финансирования инновационного развитияпредставляет собой весьма сложный и постоянно разви-вающийся механизм. В социалистическую эпоху решаю-щая роль в продвижении инновационных процессов былаотведена государственному финансированию НИОКР.Безусловно, при условии становления развитой экономи-ческой системы рыночных отношений должна произойтипереориентация источников финансирования.В настоящий момент для создания оптимальной инно-вационной системы необходимо сочетать государствен-ную поддержку инновационной деятельности с работойнегосударственных структур. По мере развития рыноч-ных отношений государственную инновационную поли-тику следует сводить к созданию необходимых условийдля формирования инновационного рынка, поддержкеприоритетных направлений и новых технологий. Притаком подходе непосредственное влияние государства нафинансирование инновационных проектов будет посто-янно уменьшаться, а косвенное влияние (страхование,льготы по налогам, гарантии) - увеличиваться. В настоя-щий же момент необходимо регулирование и стимулиро-вание инновационной политики экономических систем состороны государства. Регулирование подразумевает вы-работку организационных и административных мер вдополнение к экономическим рычагам.Ресурсы, направляемые в инновационные проектыпромышленного комплекса, можно разделить на двепринципиально различные группы: реальные и финан-совые [5. С. 40]. Своеобразие финансовых ресурсов ввоспроизводственном плане заключается в том, что онине выступают непосредственно элементом процессасоздания инноваций, но могут быть конвертированы влюбой другой вид ресурсов.По нашему мнению, для исследования вопросов ре-сурсного обеспечения инновационной деятельностипромышленных предприятий наиболее перспективныйподход состоит в переработке модели инновационногопредпринимательства, разработанного шведскими ис-следователями Аланджем и Грэнстрэндом в середине1990-х гг. В соответствии с этим подходом можно вы-делить три общие формы финансирования инноваци-онных проектов в промышленности [5. С. 35]:- автономную (когда под инновационный проекторганизуется новое независимое предприятие, котороеи становится объектом финансирования);- корпоративную (когда инновационный проектфинансируется внутри существующей фирмы);- государственную (когда органы государственногоуправления не только финансируют, но и участвуют ворганизации и управлении проектом).Указанные формы финансирования реализуютсячерез конкретные механизмы ресурсного обеспеченияи инвестирования. Часто подобные механизмы не от-носятся к той или иной форме в чистом виде, а дей-ствуют на их пересечении. Вследствие этой особенно-сти инвестиционные механизмы инвестирования в ка-честве своего составного элемента включают транс-формацию финансовых ресурсов в реальные ресурсы.Несмотря на доминирование финансовой формы, не-правомерно принижать значение параллельного эле-мента прямого инвестирования реальных ресурсов.Речь идет о материально-технических, кадровых и ин-теллектуальных ресурсах.В силу существования различных источников инве-стиций, видов инновационных проектов и ресурсов, атакже институциональных, технологических и эконо-мических ограничений формируются различные меха-низмы инвестирования инновационных программ ипроектов, которые обеспечивают взаимосвязь иннова-ционного и инвестиционного процессов. На стратеги-ческий выбор конкретного механизма инвестированиявлияют вид инновационного проекта, состав и объемресурсов, а также то, какие действуют стратегическиеограничения и каковы движущие силы инновационногои инвестиционного процессов. Графически данная за-висимость показана ниже (рис. 2).Когда проект требует небольшого количества ресур-сов, а срок омертвления инвестиций незначительный,лучшей формой являются малые венчурные предприятия.По мере возрастания длительности проекта, а следова-тельно, степени новизны и риска неполучения экономи-чески значимого результата, возможность использованиявенчурного финансирования уменьшается. Так, первыеэтапы инновационного процесса, связанные с фундамен-тальными НИР, можно финансировать только на безвоз-вратной основе. Если при этом потребность в ресурсахневелика, такой формой финансирования являются инди-видуальные гранты, обычно сопровождающиеся исполь-зованием ресурсов научно-исследовательской организа-ции, с которой исследователь имеет трудовой контракт.На графике этому соответствует вертикальный путь изнижнего левого угла в верхний левый угол.Когда для инновационной деятельности требуетсябольший объем ресурсов, приоритетный механизм ихобеспечения - контрактное комбинирование. В такомслучае имеется возможность скомбинировать кадровые,материальные, интеллектуальные и финансовые ресурсынескольких организаций промышленности. Если дли-тельность проекта, а следовательно его новизна, больше,то адекватной формой ресурсного обеспечения стано-вится проектное инновационное предприятие.При еще большем объеме ресурсов, прежде всего ма-териальных, они перераспределяются в рамках крупногопромышленного комплекса. При этом для компенсациипотери организационной гибкости и индивидуальныхстимулов, обеспечивавшихся распределением ресурсовчерез рынок капиталов, необходимо создание суррогат-ного муниципального механизма распределения ресур-сов, а соответственно механизма стратегического управ-ления и планирования. При этом отдельные проектывыделяются как стратегические бизнес-единицы. Даль-нейшее увеличение объема и номенклатуры ресурсовтребует механизма слияния или поглощения, а когдаобъем ресурсов становится особенно большим, требует-ся создание консорциумов [5. С. 52].Путь от венчурного бизнеса к механизму консорциу-ма, при временном горизонте не превышающий 5-7 лет,соответствует движению по горизонтали из левого ниж-него угла графика в правый нижний угол. В этой же обла-сти стратегический выбор может включать использованиедолгосрочных банковских кредитов, вхождение в составбанковской ФПГ, применение техники спин-офф и фор-мирование механизма холдинга как наиболее развитойформы суррогатного рынка капиталов. Когда инноваци-онный проект требует значительного объема ресурсов, атакже имеет отдаленный временной горизонт, его ресурс-ное обеспечение возможно только с участием государ-ства. Этому соответствует движение по диагонали из ле-вого нижнего угла в правый верхний угол.Следует отметить, что не существует жестких гра-ниц между сферами применения отдельных механиз-мов ресурсного обеспечения в соответствии с указан-ной зависимостью: «длительность инновационногопроекта - объем инвестируемых ресурсов» [7. С. 25]. Впограничных областях существует возможность стра-тегического выбора между различными механизмамипараллельного использования, нескольких механизмови создания их гибридных форм.В настоящее время показатели инновационной актив-ности в промышленности Российской Федерации значи-тельно уступают аналогичным показателям ведущих за-падных государств и имеют слабо выраженную тенден-цию к росту. К инновационно-активным (осуществляю-щим технологические инновации) относится около 10%отечественных предприятий (во Франции - более 40%, вГермании - более 50%). Удельный вес вновь внедреннойили значительно усовершенствованной продукции в об-щем объеме промышленной продукции в России состав-ляет около 3%, во Франции - около 30%, в Германии -около 50%, а в Финляндии - почти 60% [8. С. 9].В соответствии с опросом региональных экспертови руководителей организаций различных видов эконо-мической деятельности, проведенным Аналитическимцентром при Правительстве РФ во 2-м квартале 2012 г.,лишь 12% респондентов определили уровень иннова-ционной активности в промышленности как высокий(рис. 3) [9].10,5112000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, %Рис. 3. Инновационная активность организаций промышленного производстваДлительность проектаНизкая инновационная активность по сравнению спромышленно развитыми странами характерна длямногих отраслей промышленности России. В целом пообрабатывающим производствам инновационно-активными являются 12% (в Германии и Франции - неменее 50%). Отставание от западных стран по доле ин-новационно-активных организаций в 3-5 раз на-блюдается в деревообработке, химическом производ-стве и металлургии. Одной из наиболее серьезных про-блем является низкий уровень инновационной актив-ности в машиностроении, поскольку способность ма-шиностроения выпускать современное высокотехноло-гичное оборудование определяет скорость и масштабывнедрения инноваций в российской экономике в целом.В производстве машин и оборудования к осуществля-ющим технологические инновации относится 16% рос-сийских организаций, в производстве электрооборудо-вания, электронного и оптического оборудования -27%, в производстве транспортных средств - 23%. ВоФранции и Германии доля инновационно-активныхорганизаций в этих видах экономической деятельностисоставляет 50-80%.В настоящее время основными источниками финан-сирования инновационной деятельности в РФ являются:- бюджетные средства - финансирование фунда-ментальных исследований, прикладных разработок вприоритетных направлениях и организации производ-ства для выполнения государственных функций;- внебюджетные средства - финансирование опыт-но-конструкторских разработок, высокотехнологичныхпроектов, организация массового производства;- собственные средства предприятий - финансиро-вание собственных НИОКР, закупки технологий, орга-низация производства;- средства иностранных инвесторов и международ-ных финансовых организаций - финансирование меж-дународных проектов в научно-технологической сфере.Бюджетные средства остаются по-прежнему основ-ным и самым надежным финансовым источником раз-личных форм инновационной деятельности. В обоб-щенном виде система распределения бюджетного фи-нансирования инновационной деятельности представ-лена на рис. 4 [10. С. 15].Целевые отраслевые региональные программы, какправило, включают в себя:- технологическую модернизацию;- экологическую модернизацию;- кадровую подготовку и переподготовку;- совершенствование организационно-экономичес-ких механизмов управления развитием отрасли.При этом все четыре направления базируются наразработке и внедрении соответствующих новаций принепосредственном участии ученых и специалистов.Статистические данные свидетельствуют о том, чтоосновным источником финансирования инновационнойдеятельности являются собственные средства предприя-тий. Промышленные предприятия при недостаткесредств для реализации инновационных проектов редкопривлекают кредитные ресурсы коммерческих и госу-дарственных банков, в частности государственного спе-циализированного инновационного банка - Банка разви-тия и внешнеэкономической деятельности.Объекты бюджетного финансированияПриоритетные направленияНТПФедеральные инноваци-онные программы Контрактына выполнениегосзаказаГосударственные научно-технические проектыМеждународные проектыи программыЦелевые бюджетные фондыРоссийский фонд фунда-ментальный исследований Гранты, финансовоеобеспечениеинициативныхперспективныхпроектов и работРоссийский гуманитарныйнаучный фондФонд содействия развитиюмалых предприятий внаучно-технической сфереБазовое финансированиестратегического ядраАкадемический сектор,включая высшую школуБюджет РФГосударственные научныецентры, лабораторииСодержание уникальныхобъектов опытно-экспериментальной базыРис. 4. Система распределения бюджетного финансирования инновационной политикиВ незначительной мере используют финансовуюаренду (лизинг) в процессе реализации инновацион-ных проектов. Основная причина - недоступностькредитных и лизинговых ресурсов из-за высоких про-центных ставок, отсутствие средств из государствен-ных венчурных фондов, в частности Российской вен-чурной компании. Большинство предприятий редкоиспользуют налоговые льготы, предусмотренныеНалоговым кодексом РФ для стимулирования инно-вационной деятельности, и не пользуются правомприменять налоговый кредит для отсрочки платежей,связанных с реализацией долгосрочных инновацион-ных проектов [7. С. 25].На наш взгляд, в современных условиях усложне-ния условий хозяйствования и значительных измене-ний институциональной структуры финансовый меха-низм управления отношениями субъектов инновационнойдеятельности становится наиболее важным среди другихмеханизмов, особенно для сложных экономических си-стем. При этом, если речь идет о сложных системах, осо-бенным элементом этого механизма становится именновзаимодействие субъектов в системе, так как именно оноопределяет результат реализации механизма.Современные хозяйствующие субъекты, как прави-ло, функционируют во взаимодействии с другими, ихцели и критерии должны быть согласованы в той илииной мере. Сами процедуры согласования не всегдамогут быть четко сформулированы и формально опи-саны. Тем не менее принципиальные стороны меха-низма управления согласованным взаимодействиемдолжны быть достаточно четко сформулированы.Финансовый механизм обязательно включает в себясогласованную систему целей, критериев и условий (втом числе ресурсных) и базируется на:- информационной поддержке;- конкретных правилах финансового, информаци-онного и технологического взаимодействия хозяй-ствующих субъектов между собой;- методах формирования управляющих параметров(рычагов: планов, цен, нормативов);- методах финансового и оперативного управления;- административных и финансовых ограниченияхдеятельности субъектов хозяйствования [11. С. 185].Под финансовым механизмом понимаем набор ор-ганизационных, правовых, экономических, финансо-вых правил, регламентирующих систему управленияфинансовыми отношениями субъектов хозяйствованияс внешней средой и внутри них, между элементамиэкономической системы.Под организационно-финансовым механизмомможно понимать систему управления финансовымиотношениями хозяйствующих субъектов через финан-совые рычаги с помощью финансовых методов и к егоэлементам относить: финансовые отношения; финан-совые рычаги; финансовые методы; правовое, инфор-мационное и методическое обеспечение процессауправления.Финансовые методы и финансовые рычаги пред-ставляют собой функциональную управляющую под-систему, или научно-практический инструментариймеханизма, а организационно-технологическое, норма-тивно-правовое, информационно-аналитическое обес-печение представляют собой обеспечивающую подси-стему механизма.Рис. 5. Модель регионального механизма финансирования инновационной политикиРегиональный механизм финансирования иннова-ционной политики представляет собой многоуровне-вую иерархическую систему основных взаимосвязан-ных элементов и их типовых групп (субъекты, объек-ты, принципы, методы и инструменты и т.п.), а такжеспособов их взаимодействия, включая интеграцию идезинтеграцию, в результате которых гармонизируютсяэкономические отношения (интересы) государства,собственников (участников), кредиторов и персонала,включая представителей корпоративного сектора - ос-новного потребителя результатов инновационной дея-тельности.Модель регионального механизма финансированияинновационной политики показана на рис. 5. Даннаямодель состоит из двух взаимосвязанных подсистем -функциональной и обслуживающей [11. С. 185].По нашему мнению, в сложившихся условиях требу-ется политика государства на уровне отдельных регионов,которая проявляется как в создании государственных исмешанных институтов финансирования инноваций, так ив формировании институциональной среды развития не-государственных институтов финансирования инноваций.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 338
Ключевые слова
инновационная политика, организационный и финансовый механизмы, innovation policy, institutional and financial frameworkАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Казаков Владимир Владимирович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | д-р экон. наук, профессор кафедры финансового права | prorektorsv.mail.ru |
Ссылки
Степаненко Д. Инновационная политика: нормативно-правовой подход // Экономист. 2010. № 12. С. 51-57.
Белов В.Н. К вопросу о российской инновационной политике. Зарубежный опыт // Инновационная политика и инновационный бизнес в России : аналитический вестник. 2001. № 5 (146). С. 16-27.
Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М. : Едиториал УРСС, 2003. С. 148.
Воробьев В.Н., Платонов В.В. Макро- и микроэкономические условия реализации стратегии ресурсного обеспечения инноваций // Известия СПуЭИФ. 1999. № 4. С. 5-13.
Платонов В.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельности / под ред. А.И. Муравьева. СПб. : Изд-во СпбГУЭФ, 1999. 172 с.
Основы инновационного менеджмента: Теория и практика : учеб. пособие / под ред. П.Н. Завлина и др. М. : Экономика, 2000. 475 с.
Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист. 2010. № 2. С. 25-39.
Зверев А.В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. 2008. № 12. С. 9-14.
Индикаторы инновационной деятельности: 2012 : стат. сб. М. : Высшая школа экономики, 2012. 472 с.
Савинский Е.В. Основы финансирования инновационной деятельности в регионе: теоретико-методологические аспекты. Препринт. Пермь : Изд-во НИИУМС, 2005.
Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. 260 с.
