Актуализирована необходимость внедрения механизма оценки регулирующего воздействия в государственную политику,включающую меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Современное регулирование предполагает пересмотр не только стиля государственного управления и (или) политических целей в рамках политики, но и комбинацию (сочетания) инструментов, которые будут использоваться для достижения целей в зависимости от компетенции регулятора. Даны практические рекомендации по распространению оценки регулирующего воздействия на весь процесс принятия иреализации политического решения.
Introduction and development of institution of assessment of regulatory impact atformation and realization of state policy.pdf Эволюция общественных отношений, появление но-вых возможностей и противоречий актуализировали по-требность во внедрении и развитии новых технологийгосударственного управления. Это обусловлено двумяобстоятельствами. Во-первых, трансформация социально-экономических отношений хозяйствующих субъектовформирует новый способ организации социально-эко-номической системы и неизбежно сказывается на госу-дарственной политике, которая отражает потребностисоциально-экономических отношений и становится сред-ством их реализации. Конкретным инструментом госу-дарственной политики является государственное регули-рование, обеспечивающее упорядоченность и устойчи-вость социально-экономической системы с помощьюустановленных и закрепленных законодательно норм иправил. Во-вторых, вследствие реализуемой государствомполитики возникают «неожиданные» экономические,социокультурные и экологические эффекты как отклоне-ния от установленных норм, программ, политическихрешений, приводящие к снижению эффективности суще-ствующей системы государственного регулирования. Внаучной литературе данные проблемы исследуются вработах Г.В. Атаманчука, А.С. Быстровой, Е.П. Гаталова,Н. Мэннинга, С.В. Наумова, Д. Осборна, В.А. Потехина,С.М. Проявы, С. Роуз-Аккерман и пр.Формируя институциональную среду, государствовыступает не только гарантом прав ее субъектов, но икоординатором их взаимодействия посредством реали-зации информационной, планово-прогностической,регулирующей, исследовательской, организационно-управленческой и других государственных функций.В этой связи возникает необходимость оценки целесо-образности и адекватности принимаемых государствоммер, направленных на поиск компромиссных решенийи путей преодоления сложившихся противоречий об-щественного развития посредством внедрения меха-низма оценки регулирующего воздействия (далее потексту - ОРВ), основными целями которой являются:1) установление причинно-следственной связи меж-ду инструментами регулирования и решением пробле-мы, на которую оно направлено;2) систематизация нормотворческой деятельности иповышение качества принимаемых нормативно-правовых актов;3) выявление избыточных административных и иныхограничений и барьеров для хозяйствующих субъектов;4) устранение необоснованных расходов хозяй-ствующих субъектов, бюджетов всех уровней на ис-полнение избыточных требований;5) согласование интересов органов государственногоуправления, бизнеса и общества посредством привлече-ния предпринимательского, экспертного сообщества иинститутов гражданского общества к процедуре оценки.Среди преимуществ внедрения ОРВ в государ-ственное управление следует отметить определениеобщественных, экономических выгод и издержек, рис-ков, открытость и отчетность нормотворчества, обес-печение экспертных и публичных обсуждений припринятии управленческих решений на государствен-ном уровне.Международная практика применения ОРВ свиде-тельствует о специфике становления данного институ-та в различных странах, обусловленной политической,конституционной и административной средой, а такжесоциальными, культурными и правовыми особенно-стями. Современная идеология ОРВ в развитых стра-нах базируется на постулатах так называемого умногорегулирования, концепция идеологии предполагаетразработку мер регулирования, основанных на прин-ципах субсидиарности и пропорциональности мер,снижение объема обязательных требований со стороныгосударства, научной обоснованности и качества при-нятия регулирующих решений [1].В научной литературе широко представлен анализмирового опыта внедрения оценки регулирующего воз-действия, в частности последствия принятия норматив-но-правовых актов, развитие саморегулирования от-дельных секторов экономики, исследование влиянияразличных административных методов регулированиясубъектов предпринимательской деятельности. Этимвопросам посвящены работы российских и зарубежныхавторов: И.В. Брадера, В.В. Буева, X. Вольманна,С. Джейкобса, Дейтон-Смита, В. Колегова, П.В. Крюч-ковой, П. Ладегаарда, Е.Г. Литвака, Б. Перре, К. Ста-роньовы, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко, Д.Б. Цыган-кова и др. Концептуальные подходы к разработке и оце-ниванию государственных политик, программ с позициидиагностики, осмысления достижения целей и полити-ко-административных мероприятий представлены в ра-ботах А.Н. Беляева, А.А. Дегтярева, X. Вольманна,Л. Ганна, В.А. Маршакова, Г. Саймона, Б. Хогвуда,Б. Перре, Н. Мэнинга, Н. Парисона.В российской практике ОРВ проводится Министер-ством экономического развития РФ, в то время как вмировой практике - государственным органом, осу-ществляющим разработку нормативно-правового регу-лирования. По результатам мониторинга внедрения ин-ститута оценки регулирующего воздействия в субъектахРоссийской Федерации, проведенного авторским кол-лективом АНО «Национальный институт системныхисследований проблем предпринимательства», свыше50% случаев оценка осуществляется на федеральномуровне и приходится на проекты ведомственных актов ипроекты административных регламентов, но не феде-ральных законов системного уровня [2]. Авторы мони-торинга также отмечают эпизодичность оценки регули-рующего воздействия отдельными органами исполни-тельной власти по конкретным проблемам и проектовнормативных правовых актов. Предполагается, что заМинэкономразвития России сохранится лишь функцияконтроля над правильностью подготовленных заключе-ний, мониторинга и методической поддержки. С 2012 г.внедрение института ОРВ на региональном уровне явля-ется одним из приоритетов проводимой в России адми-нистративной реформы.Следует отметить, что законодательство не являетсяединственным способом регулирования общественныхотношений, поскольку существуют альтернативные спо-собы, такие как саморегулирование и совместное регу-лирование. Интеграция существующих способов воз-можна в рамках формирования и реализации государ-ственной политики, основанной на согласовании инте-ресов всех участников, консолидации ресурсов и субси-диарной ответственности. Кроме того, идея «умногорегулирования» не затрагивает организационные вопро-сы, производительность, адаптируемость системы регу-лирования к изменяющимся условиям [3], следователь-но, не учитывает все особенности эволюции социально-экономических отношений. Более того, «умный» меха-низм регулирования не гарантирует, что политика будетуспешной. Современное регулирование предполагаетпересмотр не только стиля государственного управленияи (или) политических целей в рамках политики, но икомбинацию (сочетания) инструментов, которые будутиспользоваться для достижения целей в зависимости откомпетенции регулятора. Как отмечает Д. Цыганков,необходимо обеспечение синхронизации развития нор-мативной правовой базы в экономической сфере с целя-ми и задачами экономической политики [4].Поскольку государственная политика как системавключает меры законодательного, исполнительного иконтролирующего характера, то актуальной становитсяпроблема распространения ОРВ не только на сферунормотворчества, но и на весь процесс принятия и реа-лизации политического решения. Для этого необходи-мо обеспечить:1) оценку правильности идентификации проблемы(структурированность, иерархичность и т.д.), на реше-ние которой будет направлена политика, оценить сте-пень учета интересов сторон и возможность достиже-ния консенсуса между ними, предоставить эмпириче-ские данные для выбора альтернативных решений су-ществующей проблемы;2) оценку эффективности функционирования и ко-ординации взаимодействия институтов реализациигосударственной политики, диагностику существую-щих нормативно-правовых актов на предмет их соот-ветствия стратегической цели и приоритетных направ-лений разрабатываемой политики на различных уров-нях государственного управления. Это обеспечит ком-плементарность и интегрированность документов стра-тегического и программно-целевого характера, направ-ленных на реализацию государственной политики;3) оценку установленных границ допустимых от-клонений, индикаторов, характеризующих реализациюполитики, предлагаемых корректирующих мер с при-влечением к их обсуждению заинтересованных сторони экспертов;4) оценку соизмеримости затрат и последствий реа-лизуемой государственной политики: прямые и кос-венные эффекты, результативность, эффективностьпрограмм, реализуемых государством.Применение института ОРВ при формализации гос-ударственной политики позволит учесть особенностисуществующей институциональной среды, выявитьинтеграционные процессы в различных группах обще-ства, обеспечить эффективный информационный об-мен (посредством формирования обратной связи),определить заинтересованные стороны и их отношениек мерам проводимой государственной политики. Выяв-ление организационных и социальных механизмов вза-имодействия бизнеса, власти и общества при формиро-вании и реализации государственной политики будетспособствовать развитию теории коллективного дей-ствия, связанного с контролем и управлением ресурса-ми, находящимися в общей собственности и являющи-мися объектом государственного регулирующего воз-действия. Оценка нормативно-правовых, исполнитель-ных и контрольных мер проводимой государственнойполитики, а также введение практики частного и кол-лективного арбитража за их соблюдением являютсянеобходимыми. В последующем это позволит обеспе-чить согласование интересов субъектов государствен-ной политики и их объединений, планировать распре-деление ресурсов между этими субъектами, предвидетьи адаптивно регулировать социально-экономическиепроцессы и получить общественную поддержку реали-зуемой государственной политики.
Козловская Оксана Витальевна | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента | refze@ tomsk.gov.ru |
Эльмурзаева Раиса Ахмедовна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и налогообложения | raissa070@gmail.com |
The Communication «Smart regulation in EU» (October 2010). European Commission. 2012. URL: http://www.ec.europa.eu/ governance/ better_ regulation/index.en.htm (дата обращения: 26.07.2012 г.).
Павлов Д.В., Смирнов С.В., Шестоперов О.М., Сайдуллаев С.Ф. Мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия и механизм принятия решений в субъектах Российской Федерации. Раунд 2, сентябрь 2012. С. 6-8 (Национальный институт системных иссле
Gossum P.V., Arts B., Verheyen K. From «smart regulation» to «regulatory arrangements». URL: http://www. edepot.wur.nl/133906 (дата обращения: 26.07.2012 г.).
Цыганков Д. Умное // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.nisse. ru/business/article/article_1901.html?effort=15 (дата обращения: 24.09.2012).