Целью исследования стало определение эффективности тренировок с прыжковой и беговой направленностью легкоатлетов наначальном этапе подготовки. Для достижения цели было сформировано две группы: контрольная группа занималась пометодике Н.Г. Озолина, в которой преимущество отдается беговой работе, экспериментальная группа занималась по методикеЮ.В. Верхошанского с прыжковой направленностью. Контрольное тестирование в конце эксперимента показало, что вэкспериментальной группе результаты прыжка в длину, тройного прыжка, бега на 60 м, бега на 150 м оказались достоверновыше, чем в контрольной группе.
Efficiency of hopping in training 9-10 y.o. Athletes.pdf Вместе с возникновением и развитием системы фи-зического воспитания создавалась одна из неотъемле-мых ее частей - система спортивной тренировки. Трени-ровка стала средством не только достижения высокихспортивных результатов, но и всестороннего физическо-го развития, укрепления здоровья, повышения уровняработоспособности человека [1].Практика показывает, что для плодотворной работыс юными спортсменами тренерам необходимы серьез-ные знания методических основ подготовки спортсме-нов высших разрядов и твердые общие представленияо специфических особенностях многолетней подготов-ки детей [2].В настоящее время существует несколько методикподготовки юных легкоатлетов на начальном этапе.Этот этап является фундаментом для будущих высокихспортивных достижений.В подготовке юных атлетов используются прыжко-вые, беговые, силовые, скоростно-силовые упражненияи различные игры. Эти средства комбинируются в раз-личных соотношениях и последовательности на этапах,мезоциклах, микроциклах. Например, В.А. Креер [3] иЮ.В. Верхошанский [4] предлагают на этапе начальнойподготовки отдавать предпочтение прыжковой работе,а Н.Г. Озолин и В.В. Тепфер [5] - беговой подготовке.В частности, в СДЮСШОР № 1 по легкой атлетикег. Томска, где проводилось данное исследование, пре-имущественно используется методика Н.Г. Озолина.Гипотеза: предполагается, что использование методи-ки Ю.В. Верхошанского с прыжковой направленностью втренировке юных легкоатлетов на этапе начальной подго-товки позволит достичь более высоких результатов в та-ких контрольных тестах легкой атлетики, как прыжок вдлину с места, тройной прыжок, бег на 60 м, бег на 150 м,по сравнению с методикой Н.Г. Озолина.В связи с вышеизложенным целью исследованиястало определение эффективности тренировок с прыж-ковой и беговой направленностью легкоатлетов наначальном этапе подготовки.Объект исследования: учебно-тренировочный про-цесс детей 9-10 лет на этапе начальной подготовки.Предмет исследования: тренировочная программана основе методик Ю.В. Верхошанского и Н.Г. Озоли-на для развития основных физических качеств легкоат-летов на этапе начальной подготовки.Организация исследования. Эксперимент прово-дился на базе СДЮСШОР № 1 по легкой атлетикег. Томска в легкоатлетическом манеже «Гармония» ссентября 2011 г. по май 2012 г.В исследовании приняли участие 30 спортсменов,15 человек в экспериментальной и 15 человек в кон-трольной группах по 8 девочек и по 7 мальчиков вкаждой группе. Возраст детей 9-10 лет. Так как в груп-пах начальной подготовки результаты мальчиков и де-вочек почти одинаковы, то разделения по полу не про-водилось.Исследование проходило в 3 этапа.На первом этапе было проведено тестированиеуровня физической подготовки двух групп и выбраныдве методики тренировки для спортсменов группыначальной подготовки.На втором этапе учебно-тренировочного процесса вконтрольную и экспериментальную группы были внед-рены разработанные планы тренировок соответственнос преимущественной направленностью на беговую ипрыжковую работу.В экспериментальной группе тренировочные нагруз-ки выполнялись за счет прыжковой работы (20% от об-щего объема нагрузки в каждом занятии), но с малойинтенсивностью по методике Ю.В. Верхошанского.В контрольной группе выполнение тренировочнойнагрузки осуществлялось с большей интенсивностью засчет беговой работы (20% от общего объема нагрузки вкаждом занятии) по методике Н.Г. Озолина. На данномэтапе было проведено тестирование уровня физическойподготовленности спортсменов и сравнение результатовдвух групп: контрольной и экспериментальной.На третьем этапе было проведено контрольное те-стирование уровня физической подготовленности двухгрупп и сравнение их результатов.Педагогическое тестирование. В процессе годич-ного цикла учебно-тренировочных занятий было про-ведено 3 тестирования.Первое в сентябре 2011 г. - для определенияначального уровня физического развития занимаю-щихся в контрольной и экспериментальной группах.Второе в декабре 2011 г. - для сравнения результа-тов двух групп, после полугодичного цикла трениро-вочного процесса.Третье в мае 2012 г. - для определения наиболееэффективной методики тренировки и сравнения ре-зультатов уровня физического развития в контрольнойи экспериментальной группах.Для определения уровня физической подготовлен-ности спортсменов контрольной и экспериментальнойгрупп юных легкоатлетов использовались тесты, кото-рые были предложены В.А. Креером [3], Ю.В. Верхо-шанским [4] (табл. 1).Т а б л и ц а 1Тесты для определения уровня физической подготовленности юных легкоатлетовНазвание теста Оцениваемые физические качестваПрыжок в длину с места, см Скоростно-силовые способностиПоднимание туловища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с, количество раз Силовая выносливость брюшного прессаБег на 30 м Скоростные способностиБег на 150 м Скоростная выносливостьТройной прыжок, см Скоростно-силовые способностиПедагогический эксперимент. Педагогическийэксперимент проводился с целью выявления наиболееэффективной методики тренировки для легкоатлетовгруппы начальной подготовки.Эксперимент проводился с детьми 2001-2002 г.р.,занимающимися в СДЮСШОР № 1 по легкой атле-тике г. Томска. Большинство педагогов-тренеровдетско-юношеской спортивной школы по легкой ат-летике г. Томска работают по методике Н.Г. Озоли-на. Поэтому в контрольной группе учебно-тренировочные занятия проходили по данной мето-дике, преимущество в которой отдается беговой ра-боте.Экспериментальная группа занималась по методикеЮ.В. Верхошанского, преимущество в этой методикеотдается прыжковым упражнениям.Результаты педагогического тестирования. Ре-зультаты педагогического тестирования, проведенногона 1-м этапе, свидетельствовали, что исходные величи-ны показателей в контрольной и экспериментальнойгруппах не имели статистически значимого различия.Данные результатов представлены в табл. 2.Т а б л и ц а 2Показатели тестов до экспериментаТест Значение Контрольная группа Экспериментальная группаПрыжок в длину с места, см Ср. знач. 162,1±9,5 162,9±12,2Поднимание туловища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с, раз Ср. знач. 23,6±1,6 23,4±1,2Бег на 30 м, с Ср. знач. 6,0±0,2 6,0±0,2Тройной прыжок, см Ср. знач. 482±11,4 482,5±17,3Бег на 150 м, с Ср. знач. 29,5±1,2 29,9±1,2Таким образом, обе сформированные группы бы-ли однородны по составу и физической подготов-ленности.Результаты прыжка в длину с места. При иссле-довании результатов прыжка в длину с места послезаключительного эксперимента оказалось, что приростпоказателя в экспериментальной группе составил10,8 см, в контрольной - 6,8 см (рис. 1).смРис. 1. Результаты прыжка в дину с места после эксперимента:- контрольная группа; - экспериментальная группа;1 - первый этап; 2 - второй этап; 3 - третий этап(статистически значимая разница р < 0,05)Результаты тройного прыжка. При исследованиирезультатов данного теста после заключительного те-стирования оказалось, что прирост показателя в экспе-риментальной группе составил 18,2 см, в контроль-ной - 6,9 см (рис. 2).Результаты тестов прыжка в длину с места и трой-ного прыжка показывают, что уровень развития ско-ростно-силовых способностей в экспериментальнойгруппе достоверно выше по сравнению с контрольной.смРис. 2. Результаты тройного прыжка после эксперимента(условные обозначения те же, что на рис. 1)Результаты в беге на 30 м. После проведенного за-ключительного тестирования данного теста приростпоказателя в экспериментальной группе составил 0,5 с,а в контрольной - 0,3 с (рис. 3).сРис. 3. Результаты в беге на 30 м после эксперимента(условные обозначения те же, что на рис. 1)Показатели данного теста свидетельствуют о том,что скоростные качества в экспериментальной группевыше, чем в контрольной.Результаты в беге на 150 м. После проведенногозаключительного эксперимента при исследовании ре-зультатов данного теста оказалось, что прирост показа-теля в экспериментальной группе составил 3,4 с, а вконтрольной - 1,1 с (рис. 4).сРис. 4. Результаты в беге на 150 м после эксперимента(условные обозначения те же, что на рис. 1)Рис. 5. Результаты в упражнении на поднимание туловищаиз положения лежа, согнув ноги, за 30 с(условные обозначения те же, что на рис. 1)Таким образом, после проведенного теста в беге на150 м, выяснилось, что скоростная выносливость в экс-периментальной группе лучше по сравнению с кон-трольной группой.Результаты в упражнении на поднимание туло-вища из положения лежа, согнув ноги, за 30 с. Послезаключительного эксперимента при исследовании по-казателей данного теста прирост в экспериментальнойгруппе составил 3,8 раза, в контрольной - 2,2 раза(рис. 5).Результаты теста показывают, что силовая вынос-ливость брюшного пресса в экспериментальной группевыше, чем в контрольной.Заключение. Проанализировав вышеизложенное,можно отметить, что за период проведения исследова-ния как в экспериментальной, так и в контрольнойгруппах произошел прирост показателей физическойподготовленности, но в экспериментальной группе онбыл значительней.На основе этого можно сделать вывод, что вариантспортивной тренировки в экспериментальной группе спрыжковой подготовкой выгоднее для совершенство-вания всех физических качеств юных легкоатлетов.Авторы методики прыжковой подготовки Ю.В. Вер-хошанский и В.А. Креер отмечают некоторые особен-ности.Во-первых, при использовании прыжковыхупражнений, скоростно-силовые возможности детейрастут постепенно, длительное время, в относитель-ном соответствии с развитием опорно-двигательногоаппарата.Во-вторых, большое число упражнений малой исредней интенсивности наиболее успешно способству-ет росту спортивного результата в легкой атлетике.В-третьих, можно предположить, что заметное уве-личение роста спортивных результатов и увеличениеинтенсивности тренировок произойдет через 4-5 лет,когда опорно-связочный аппарат детей сформируется ибудет готов к большим нагрузкам [4, 6].
Дьякова Елена Юрьевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доцент, канд. мед. наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивнойфизиологии и медицины | adyakova@yandex.ru |
Лалаева Галина Сергеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | студентка факультета физической культуры | galinalalaeva@mail.ru |
Захарова Анна Николаевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | студентка факультета физической культуры | wave_an@sibmail.com |
Миронов Артем Александрович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | студент факультета физической культуры | artem50892@sibmail.com |
Вайцула Й., Достал Э., Вомачка В. Азбука тренировки легкоатлета. Минск : Полымя, 1986. 268 с.
Попов В.Б. Советы молодому тренеру // Легкая атлетика. 2000. № 7. С. 28.
Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. М. : Физкультура и спорт, 1971. 96 с.
Верхошанский Ю.В. Тройной прыжок. М. : Физкультура и спорт, 1961. 214 с.
Легкая атлетика / под общ. ред. Д.П. Макарова, Н.Г. Озолина. М. : Физкультура и спорт, 1965. 657 с.
Креер В.А. Секреты тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 8-9.