Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования

Рассматривается спорт как культурное явление и сфера общественной жизни, его ценностный потенциал, социокультурныехарактеристики как факторы развития спортивной культуры личности, значимость физкультурно-спортивной деятельностидля формирования личности в системе образования.

Sports and sports culture of students in higher education system.pdf В настоящее время стратегическим ориентиром раз-вития общества и системы образования является форми-рование человека культуры. Современное состояниечеловеческой цивилизации характеризуется кризисомкультуры, проявляющимся в заметном снижении уровняобщей и личностной культуры, «размыванием» куль-турных ценностей и норм, нарушением преемственностикультур, напряженностью и даже конфликтностью меж-культурных взаимодействий. В этих условиях необхо-димо усиление культурологического содержания обра-зовательного процесса в высшей школе.Известно, что формирование и развитие личностивозможно только в пространстве культуры и её ценно-стей и только через личность авторитетного педагога,носителя подлинных ценностей и идеалов. Более того,педагог должен хорошо представлять природу челове-ка и знать гуманные и эффективные методы воздей-ствия на него [1].М.С. Каган (1997) рассматривает человека как субъ-екта ценностного отношения и считает, что человекявляется носителем качеств, присущих его полу, воз-расту, его нации, сословию, классу, профессиональнойи конфессиональной группе, тем самым оказываетсяносителем всей пирамиды ценностей, выражающейинтересы и идеалы пирамидальной структуры субъек-та. Ценностный мир личности приходит к ней извне -из богатства культуры, опредмечивающей все выраба-тываемые ею ценности и создающей аксиосферу, изкоторой черпает свои ценности каждый входящий вмир человек [2].Интеграция России в мировую культуру также ори-ентирует отечественную систему образования на поискпутей формирования культурных стратегий развитияличности. Вступление в действие Болонского процессапризвано активизировать мобильность личности, ееразвитие в освоении культурных ценностей.В русле культуротворческой образовательной пара-дигмы представляется возможной переориентация об-разования на значимость культуры для развития лич-ности, ее самореализации, умения самостоятельно ис-следовать проблемы, критически мыслить и работатьтворчески. Модернизация современного образованиядолжна сформировать гуманистически ориентирован-ное, культурно насыщенное образовательное простран-ство, поскольку только через культуру возможно чело-веческое вхождение в окружающее социальное сооб-щество [3].Специфическим компонентом культуры как соци-ального феномена является спорт - любительский,профессиональный и «спорт для всех», включающийдетско-юношеский спорт, студенческий спорт, спортдля среднего и старшего возраста, для инвалидов, про-фессионально-прикладной и т.д. Этому компонентусвойственны все элементы и черты самостоятельнойподсистемы социальной сферы общества: материально-вещественные, человеческие, институциональные,процессуальные и духовные. Спорт возникает посред-ством физиологической потребности и духовного мо-тива в субъективной сфере личности, затем опредмечи-вается в социальных процессах тренировок и состяза-ний, общественных институтах и предметно-вещественных сооружениях - стадионах, Дворцахспорта, спортзалах, бассейнах, кортах и т.д. [4].А.Г. Егоров и М.А. Захаров (2006) выделяют сле-дующие социокультурные характеристики спорта.1. Спорт - продукт культуры. Спорт всегда испы-тывает на себе значительное влияние той среды, вусловиях которой происходит его становление и разви-тие. Современный спорт - продукт современной куль-туры, в нем преобладают технократические ценности,связанные с достижением наивысшего результата.Проблемы спорта следует рассматривать в контекстепроблем всей культуры данного общества.2. Спорт - фактор развития культуры. Спорт оказы-вает значительное влияние на другие социокультурныеявления, в том числе на экономику, политику, искус-ство, язык. В середине XX в. спорт катализировал фор-мирование единого пространства культуры, стал фак-тором глобализации. Спортивность вошла в моду, онастала признаком времени, а самое главное - знакомуспеха. Спорт органичен в теле культуры современно-сти. Он как никакая другая деятельность инициируетмеждународные контакты, оказывает существенноевлияние на жизнь и культуру людей во всем мире.3. Спорт - воплощение ценности новации. В спортесконцентрирована ценностная ориентация постинду-стриальной цивилизации на непрерывное обновление.Современному спорту свойственно непрерывное об-новление спортивного результата и спортивного зре-лища, равно как в науке это непрерывное обновлениезнания, в экономике - производство товаров и услуг.4. Спорт - сфера реализации эстетических ценно-стей. Одна из общекультурных ценностей спорта за-ключается в том, что в нем заложены огромные воз-можности для эстетического воздействия на человека,для воспитания способности воспринимать, чувство-вать и производить прекрасное.5. Спорт - сфера самореализации личности. Спортвыступает как одна из важных сфер самореализации исамоутверждения личности. Спортсмен репрезентируетмодель борьбы с собственными слабостями, внешнимипрепятствиями, временными неудачами.6. Спорт - идеал справедливости. В спорте как вгуманной игровой модели соревновательных ситуацийреальной жизни создаются предпосылки реализациигуманистического принципа справедливости и равен-ства шансов. Спорт является символом сотрудничестваи понимания в мире, становясь символическим мостомдля решения конфликтов.7. Спорт и ценность рекордов. Спорт - область ан-тропомаксимологии. Спортивные рекорды позволяютвыяснить, каких пределов может достичь человек, ис-пользуя определенные средства для совершенствова-ния различных качеств и способностей.8. Спорт - система знаний. Достижение высокихспортивных результатов, дальнейшее успешное разви-тие инфраструктуры спорта невозможны без научногознания, междисциплинарного взаимодействия спор-тивных и других наук.9. Спорт - квинтэссенция цивилизации, культуры иобщества. Спорт является фокусом современного мира.В нем сконцентрированы все ключевые, значимые про-блемы, которые актуальны для современной цивилиза-ции [5].Н.Ю. Мазов (2009) отмечает значимость спорта дляобщества как соревновательной деятельности, так какчеловеческое существование носит во многом состяза-тельный, спортивный характер, ведь физическое и ду-ховное усилия приятны сами по себе. Спорт усиливаетдуховное «Я» личности, помогает познать самого себя.Спорт помогает человеку стремиться к открытому вы-ходу за пределы своего «Я», являющегося его субстан-цией. Спортсмен, как и мыслитель, близок вопрошаю-щему Фаусту, человеку, который духовно обеспокоен,который занят поиском решений. Социально-философский смысл данного тезиса состоит в том, чторазвитие спорта помогает обществу взращивать духов-ную обеспокоенность социальными и этическими про-блемами. Спорт помогает противопоставить конформ-ное бытие человека мировому движению, желает физи-чески и духовно остепенить субъект. Находясь как быпо ту сторону политического и гражданского мира,спорт расширяет творческие границы субъекта нетолько до пределов человечества, но и всего мировогокруга, обосновывающего правомочность спортивногопроцесса. Автор отмечает, что место спорта как фено-мена культуры человечества до сих пор не соответ-ствует его подлинной роли в целях достижения высо-кого уровня культуры жизнедеятельности людей и вцелом глобального стимула гармонизации векторовразвития современной цивилизации [6].Спорт рассматривается как сфера общественнойжизни, в рамках которой формируются и проявляютсялучшие человеческие качества, происходит становле-ние человека как духовно-телесной целостности. Вспорте человек раскрывает и «измеряет» свои физиче-ские и ментальные возможности, однако в нём содер-жится также и опасность выхода за пределы этих воз-можностей, за границы допустимого для индивиданапряжения сил [7].При рассмотрении спорта необходимо различатьдве его разновидности, которые обычно называют«массовым спортом» («спортом для всех») и «спортомвысших достижений». Если в спорте высших достиже-ний на первом плане стоит победа в соревнованиях, тов массовом спорте - участие в них с целью укрепленияздоровья, отдыха, развлечения, общения с другимилюдьми и т.д. Кроме того, необходимо учитывать, чтозаключенные в спорте возможности для реализациигуманистических культурных ценностей не реализуют-ся автоматически, тем более в полном объеме. В зави-симости от конкретной ситуации, конкретных истори-ческих условий, под воздействием различных факторовменяются содержание, характер, направленность, зна-чимость спорта, на первый план выходят его гумани-стические ценности или преобладающими становятсяантигуманные явления, культурный потенциал исполь-зуется в большей или меньшей степени и т.д. Поэтомудля правильной оценки современного спорта нужночетко различать его гуманистический потенциал и то,насколько этот потенциал практически реализуется, атакже те связанные со спортом ценности, которыелишь провозглашаются, и те, на которые люди дей-ствительно ориентируются в своем реальном поведе-нии. Наконец, важно учитывать не отдельные факты,касающиеся воздействия спорта (соревнований) на че-ловека и отношения между людьми, а все их многооб-разие [8].До недавнего времени феномен спорта был тесносвязан с физической культурой и рассматривался как ееважная составляющая. Вместе с тем специфичность это-го социального культурного явления все больше заявля-ла о себе как о самодостаточной сфере человеческойдеятельности, имеющей собственное предназначение, незамещенное никакой другой составляющей общечелове-ческой культуры. Главная общечеловеческая ценностьспортивного вектора культуры населения нашей плане-ты состоит в том, что благодаря спорту была созданасистема теоретического и эмпирического знания о пу-тях, средствах и методах целенаправленного преобразо-вания телесности и духовности человека. Были найденыновые решения проблемы преумножения его физиче-ских, физиологических и психологических ресурсов,совершенствования и коррекции его морфологическиххарактеристик, создания новых здоровьеформирующихтехнологий, обеспечивающих новые возможности про-дления периода активной жизни человека, обогащениясодержания процессов воспитания и образования под-растающего поколения.В настоящее время формируется более широкийфилософско-культурологический взгляд на спортив-ную культуру и физкультурно-спортивное образование.Это требует преодоления ограниченности методологи-ческих конструкций, связанных с неприемлемой орга-низацией и содержанием системы физического воспи-тания детей и учащейся молодежи, осознанием челове-ком и обществом всего богатства этого социальногоявления, несущего в себе большой культурный потен-циал [9].Социальная необходимость развития спорта в сту-денческой среде определяется потребностями обществаи государства иметь характерное средство воспитанияпсихофизических способностей человека. Спорт явля-ется логическим завершением системы «физическаякультура», потому что непрофильное физкультурноеобразование определяет лишь первоначальную основувсестороннего развития двигательных навыков и физи-ческих качеств, вырабатывает только предпосылки дляих развития, а спорт открывает эти возможности моло-дых людей на предельных уровнях [10].С другой стороны, спорт является одной из наибо-лее эффективных и привлекательных для студентовформ организации занятий физической культурой, за-нимает все большее место в их образе и стиле жизни.Значимой для студентов является эмоциональная сто-рона процесса спортивной деятельности, проявляюща-яся в переживании чувства удовлетворенности от ося-заемого положительного эффекта спортивной трени-ровки, будь то победа на соревнованиях или даже не-большая победа над собой. Данные социологическихисследований свидетельствуют о том, что подавляю-щее большинство студентов хотели бы заниматься из-бранным видом спорта, отвечающим их интересам испособностям [9-12].Однако для того чтобы спорт оказывал действи-тельно только положительное воздействие на личностьи не вызывал ее деформаций, необходимо в процессефизкультурно-спортивного образования осуществлятьразвитие спортивной культуры студентов.Л.И. Лубышева рассматривает спортивную культу-ру как составную часть общей культуры, включающуюспортивную деятельность и ее результат, связанные свысокими спортивными достижениями и подготовкойк ним, а также совокупность материальных благ, соци-альных и личностных ценностей спорта, освоение ко-торых способствует формированию гармонически раз-витой личности [9].В содержание спортивной культуры как культурно-го явления автор включает общекультурные, социаль-но-психологические и специфические ценности.Общекультурный компонент ценностей спортивнойкультуры составляют социальные процессы правового,экономического, политического, информационного иобразовательного полей социального пространства(спортивное право, экономика спорта, спорт и полити-ка и т.д.).Социально-психологический компонент содержа-ния спортивной культуры обеспечивается уровнем об-щественного сознания, общественным мнением, инте-ресами, мотивами, ценностными ориентациями людейна спортивную деятельность, а также определяетсяуровнем социальных отношений, которые выстраива-ются в сфере спорта (тренер - спортсмен, спортсмен -спортивная команда и т.д.).Специфический компонент ценностного потенциаласпортивной культуры выражается в способности спор-та удовлетворять потребности человека в физическомсовершенствовании, социализации, формировании здо-ровья, самореализации и повышении социального ста-туса вследствие достижения высокого спортивногорезультата, победы, рекорда [9].По мнению В.И. Столярова (2002), спортивная куль-тура - это позитивное ценностное отношение социаль-ного субъекта (индивида, социальной группы или обще-ства в целом) к спорту, социальная деятельность и еерезультаты по усвоению, сохранению, реализации и раз-витию тех его разновидностей, сторон, функций, компо-нентов, которые данным субъектом рассматриваютсякак наиболее важные, значимые, т.е. как ценности.К ценностям спортивной культуры автор относитсоциальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцыповедения и т.п., которые регулируют деятельностьсоциального субъекта и социальные отношения в сфереспорта, определяют их характер и направленность [8].Таким образом, можно сказать, что спортивнаякультура как социальный феномен общества - эточасть культуры, системообразующим фактором кото-рой являются ценности спорта и ценностное отноше-ние к физкультурно-спортивной деятельности.Далее необходимо уточнить содержание понятия«спортивная культура личности».По мнению Л.И. Лубышевой, спортивная культураличности содержит специфический результат челове-ческой деятельности, средства и способы преобразова-ния физического и духовного потенциала человека пу-тем освоения ценностей соревновательной и трениро-вочной деятельности, а также тех социальных отноше-ний, которые обеспечивают ее эффективность [9].За основу классификаций ценностей спортивнойкультуры личности автором взяты такие признаки, какпотребность в самоорганизации здорового стиля жиз-ни, успехе, достижении высокого спортивного резуль-тата, поскольку ценность как социальная категориявсегда связана с удовлетворением человеческих по-требностей. Потребности человека многообразны имногие из них проявляются и в сфере спортивной куль-туры. В процессе удовлетворения потребностей и со-здаются культурные ценности, в том числе и в сфереспорта [9].Основу спортивной культуры личности, по мнениюС.Ю. Баринова, составляет позитивное ценностное от-ношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценно-сти и нормы культуры, связанные со спортом, интери-оризованы индивидом, стали достоянием его собствен-ного внутреннего мира [13].Нами спортивная культура личности понимаетсякак интегративное личностное образование, включаю-щее систему средств, способов и результатов физкуль-турно-спортивной деятельности, направленной на вос-приятие, воспроизведение, создание и распространениефизкультурно-спортивных ценностей и технологий.Спортивная культура личности формируется в процес-се интериоризации личностью культурно-образова-тельного потенциала, ценностей и технологий спорта, атакже в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее личностнымсмыслом.На наш взгляд, спортивная культура личностивключает в себя следующие компоненты:1. Ценностный (совокупность физкультурно-спор-тивных ценностей, смыслов, мотивов, целей, средствих достижения).2. Нормативный (нормы физического развития,подготовленности, здоровья, нравственного спортивно-го поведения, физкультурно-спортивные традиции).3. Социально-коммуникативный (культура общенияи взаимодействия в процессе физкультурно-спор-тивной деятельности).4. Когнитивный (совокупность физкультурно-спор-тивных ценностей в виде знаний, убеждений, умений).В заключение можно отметить следующее. В си-стеме высшего образования необходимо реализоватьгуманистические функции физической культуры испорта и их воздействие на личность. Гуманистическиефункции физической культуры и спорта заключаютсяв актуализации того огромного культурного потенциа-ла, который несут в себе спорт и физкультурно-спортивная деятельность в воздействии на формирова-ние спортивной культуры личности: образовательныйпотенциал, воспитательный, оздоровительный и разви-вающий. Для того чтобы наиболее полно реализоватьгуманистический потенциал физической культуры испорта, необходимо создать педагогическую системуфизкультурно-спортивного образования студентов,направленную на формирование спортивной культурыличности.

Ключевые слова

спорт, культура, спортивная культура личности, sport, culture, sports culture of person

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загревская Александра ИвановнаНациональный исследовательский Томский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитанияA.Zagrevskaya@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Синюк А.И. Применение метода пирамид в педагогическом процессе // Новые технологии преподавания социально-философских наук : сб. метод. работ преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. Елабуга : Изд-во Елабужск. гос. пед. ун-та, 2004
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. С. 177.
Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства. Рязань, 2010. 260 с.
Леонтюк А.М. Спорт как социокультурный феномен : дис. … канд. филос. наук. СПб., 1996. 105 c.
Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте : учеб. пособие. Смоленск, 2006. 186 с.
Мазов Н.Ю. Спорт как социокультурное явление : дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2009. 301 с.
Барабанова В.Б. Спорт: проблема человекоразмерности : автореф. дис. … д-ра филос. наук. Нальчик, 2009.
Столяров В.И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук : материалы Всерос. науч. конф. М. : МГАФК, 2002. С. 28-33.
Лубышева Л.И., Романович В.А. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы. М., 2011. 240 с.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19-22.
Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов на основе спортивно-ориентированных технологий : дис. … канд. пед. наук. Томск, 2008. 173 с.
Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 488 с.
Баринов С.Ю. Спортивная культура как элемент культуры личности студента // Философия и будущее цивилизации : тез. докл. IV Российского филос. конгр. : в 5 т. М. : Современные тетради, 2005. Т. 4. С. 576-577.
 Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 2.

Полнотекстовая версия