Пространство государства как политический и религиозный миры в интерпретации Э. Гиббона и Н.М. Карамзина
Рассматриваются проблемы корреляции между пространством государства, религиозным пространством и политической свободой в интерпретации Э. Гиббона и Н.М. Карамзина. Их историографические тексты дают возможность реконструировать теидеи, которые были предложены читателям накануне и после революции во Франции и формировали интеллектуальный контекст эпохи. Тень Рима, незримо присутствовавшая в творческой лаборатории Н.М. Карамзина, рождала тревожные ассоциации с воссозданным Э. Гиббоном процессом падения великой империи.
Space of state as political and religious worlds in interpretation of E. Gibbon and N.M. Karamzin.pdf Представители англо-шотландской историографи-ческой традиции второй половины XVIII в., рассматри-вающиеся в современной науке как представители фи-лософской истории [1], обращались к истории Рима какк отправной точке европейской истории. Д. Юм затро-нул проблемы римского прошлого в связи с исследова-нием начального периода истории Англии [2. С. 1-14].В. Робертсон коснулся истории Рима в работе, посвя-щенной истории Шотландии [3. С. 1-3], и в труде, вос-создававшем эпоху Карла V [4. С. 1-20]. «Историяупадка и разрушения Римской империи» Э. Гиббона,ставшего «еще более читаемым, еще более влиятель-ным» исследователем, чем его великие коллеги [5.С. 179], оказала большое влияние на европейскуюнауку, включая российскую науку истории. Размышле-ния Э. Гиббона и Н.М. Карамзина над возможнымивариантами корреляции между изменением государ-ственного, религиозного пространств, политическойсвободой и перспективой сохранения стабильности вгосударстве, представляется, сохраняют потенциалвлияния на проблемы, с которыми столкнулась циви-лизация постмодерна. Как отмечает В.Е. Матвеев, всовременной империологии наиболее интересным «ипо сей день является изучение Римской империи какобщепризнанного эталона империи» [6. С. 227]. В этомотношении история и римской, и российской государ-ственности, с ее «имперским проектом», «имперско-стью», по терминологии Ю.М. Осипова [Там же.С. 225], может рассматриваться как часть современно-сти, как результат «растяжения» исторического време-ни [7. С. 36-41]. При анализе текста «Истории государ-ства Российского» Н.М. Карамзина, рассматривавшеготруды «Исторического триумвирата Британии» в каче-стве значимого образца, обращение к труду Э. Гиббонапредставляет особенный интерес в контексте историо-графической компаративистики, призванной придатьновый импульс исследованиям в области историографииотечественной истории [8].Э. Гиббон начал писать «Историю упадка и разру-шения Римской империи» по итогам своего визита вРим в 1764 г., имея возможность учитывать выводыработы Ш. Монтескье «Размышления о причинах вели-чия и падения римлян», появившейся тридцатью года-ми ранее [9]. Труд Э. Гиббона создавался в тот период,когда, по словам С. Тулмина, продолжался резкийподъем суверенитета национальных государств в Ев-ропе, когда мало кто сомневался, что следует рассмат-ривать национальное государство как главную формуполитического объединения [10. С. 139]. Приступая канализу процесса распада римского мира, Э. Гиббонподчеркивал, что это пространство в настоящем разде-лено на множество независимых, враждующих одно сдругим государств [11. Ч. 1. С. 67]. Продолжая сопо-ставление, Гиббон отметил, что в Римской империиобщая численность населения превышала населениеновейшей Европы, являя собой «самое многолюдноеобщество, какое когда-либо жило под одной и той жеправительственной властью», поскольку там «числорабов, по меньшей мере, равнялось числу свободныхобитателей» [Там же. С. 89]. Стремясь понять, благо-даря чему держалась столь обширная политическаясистема, воздвигнутая, оберегавшаяся «мудростьюмногих веков» [Там же. С. 75], историк дал характери-стику всех территорий, которые входили в Римскуюимперию [Там же. С. 67-73], простиравшихся «от За-падного Океана до Тигра и от горы Атласа до Рейна иДуная» [Там же. С. 223]. Тезису Гиббона противопо-ставит позднее свое видение пространства России Ка-рамзин, отметив, что «никогда Рим в своем величии немог равняться с нею, господствуя от Тибра до Кавказа,Эльбы и песков Африканских» [12. Т. 1. С. 14-15]. ЕщеМонтескье писал, что республика в Риме могла суще-ствовать до тех пор, пока ее владения ограничивалисьИталией [9. С. 85], но вывод Гиббона о том, что «обще-ственную свободу поглощали обширные завоевания»[11. Ч. 1. С. 57], опирался на значительно большее со-брание фактов.Исследователь, анализировавший в связи с римскойисторией особенности уклада соседей Рима, писал ополной свободе, в которой живут варварские племена,открывая поле деятельности почти для каждого членаобщины. Это, по Гиббону, характерно и для той ста-дии, «когда общество организовалось в маленькуюреспублику» [Там же. С. 260], которая, как и любаядругая гражданская система управления, создавалась«в своей первоначальной форме» как «добровольнаяассоциация в интересах общей безопасности» [Там же.С. 250]. Однако социальный строй даже первоначаль-ной римской республики Гиббон считал несовмести-мым с «духом свободного народа», так как существо-вавшее в первые века римской республики различиемежду патрициями и плебеями представляло собой«самый надменный и самый цельный способ отделениязнати от простого народа, какой только можно найти вкаком-либо другом веке и в какой-либо другой стране»[11. Ч. 2. С. 140]. Но поскольку эти различия были от-менены после продолжительной борьбы настойчивымиусилиями трибунов, в целом периоду римской респуб-лики, по Гиббону, была присуща свобода. Демократи-ческая форма правления, полагал он, возможна, пока«граждане исполняют функции верховной власти»; кактолько «власть попадает в руки громадной народноймассы, неспособной держаться одного определенногонаправления, ею сначала злоупотребляют, а затем ееутрачивают» [11. Ч. 1. С. 79]. Если в маленьком и доб-родетельном сообществе было легко сохранить «баланссвободы», то когда нация, «состоявшая из солдат,должностных лиц и законодателей», достигла «абсо-лютного господства над многими странами Европы,Азии и Африки», она просто исчезла «в общей массечеловеческого рода и смешалась с миллионами рабо-лепных провинциалов», и «длинный ряд угнетенийослабил в народе дух предприимчивости и истощил егосилы» [Там же. С. 223]. Провинции империи, тесносвязанные между собою общими законами и насла-ждавшиеся «украшавшими их изящными искусствами»[Там же. С. 75], «не имели никакой политической силы,никакой конституционной свободы», а принимавшиесторону Рима свободные государства и города«награждались за это номинальным титулом союзни-ков», затем незаметным образом впадая «в настоящеерабство» [Там же. С. 80]. Опасное однообразие систе-мы римского управления столь обширной территориейвносило «во все части империи медленный и тайныйяд»: провинции, утратив политическое могущество,лишившись самой честолюбивой части своих граждан,поступавших «ко двору или под знамена императоров»,погрузились «в вялую безжизненность домашних инте-ресов» [Там же. С. 101].По мере усиления роли армии, преторианской гвар-дии свобода и достоинство республики приносились вжертву стремлению избавить ее от ужасов междоусоб-ной войны [Там же. С. 218-219]. Неистовства претори-анской гвардии историк рассматривал как первыйсимптом и главную причину упадка Римской империи[Там же. С. 145]. Именно солдаты, ненавидевшие сенати народ [Там же. С. 217], в ситуации упрочения «опас-ного могущества армии» во имя разрастания простран-ства империи погубят свободу и республиканскоеустройство Рима, уничтожив еще не совсем изгладив-шиеся в душе римлян слабые следы уважения к зако-нам и свободе [Там же. С. 191]. Солдаты, полагалЭ. Гиббон, привыкнув рd.«в одно и то же время и к наси-лию, и к рабскому повиновению, не могут быть надеж-ными охранителями законной или гражданской кон-ституции» [Там же. С. 202]. В словах историка о том,что легионные солдаты, пользовавшиеся званием ипривилегиями римлян, «относились к устарелымназваниям республики и Рима с холодным равнодуши-ем» [Там же. С. 318], вероятно, отразилось пониманиенесовместимости, некомплиментарности, в силу прин-ципиальных различий на уровне системы ценностей[13. С. 80-81], римской политической культуры и куль-туры других сообществ, попадавших в орбиту Рима.Особенно губительным представлялось историку до-пущение варваров в римские армии, которое, по егословам, «становилось с каждым днем все более всеоб-щим, более необходимым и более пагубным» [11. Ч. 2.С. 152]. Он полагал, что влияние военной силы вообще«более ощутительно в обширных монархиях, нежели вмелких государственных единицах», добавляя приэтом, что, согласно «вычислениям самых компетент-ных политиков, всякое государство придет в конце кон-цов в истощение, если оно будет держать более однойсотой части своих членов под ружьем и в праздности»[11. Ч. 1. С. 144].Фатальным для римской свободы, согласноЭ. Гиббону, стало и лишение Сената его прежней ро-ли в результате регулярного отсутствия в Риме импе-раторов, которые, «потеряв из виду сенат», легко за-были «происхождение и свойство власти, которой онибыли облечены» [11. Ч. 1. С. 372]. Утратив «всякуюсвязь и с императорским двором, и с новыми учре-ждениями», римский сенат, который ранее мог под-вергаться угнетениям, но к которому едва ли можнобыло относиться с полным пренебрежением, оставал-ся, по Гиббону, «на Капитолийском холме почтен-ным, но бесполезным памятником древности» [Тамже]. Обширностью завоеваний постепенно уничтожа-лось и «верховенство столицы», хотя «некоторыеостатки старой конституции и сила привычки в тече-ние долгого времени поддерживали достоинство Ри-ма» [Там же. С. 370]. Для историка была очевиднавзаимосвязь между утратой Римом статуса столицыпри Диоклетиане и изменением формы правления:«Форма правления и местопребывание правитель-ственной власти были так тесно связаны между собой,что казалось невозможным изменить второе, не уни-чтожив первой» [Там же]. Власть императоров, пола-гал историк, стала абсолютной именно после измене-ния статуса Рима, поскольку лишь только монархи«выбрали для себя постоянное местопребывание вда-леке от столицы», «они навсегда отложили в сторонуто притворство, которое Август рекомендовал своимпреемникам» [11. Ч. 1. С. 372]. Введение «новой фор-мы гражданского и военного управления» обусловилооснование новой столицы, хотя Риму удалось удержатьза собой «легальное и всеми признанное первенство»,чему способствовал его «возраст, достоинство и вос-поминания о прежнем величии» [11. Ч. 2. С. 135]. От-мечая, что Константинополь возник «в ущерб старин-ным городам империи», а не вследствие размножениячеловеческого рода или развития промышленной дея-тельности [Там же. С. 133], историк подчеркивал гео-политические причины возведения города, «из которо-го как будто сама природа хотела сделать центр и сто-лицу великой монархии» [Там же. С. 127].Говоря об истоках политической системы Диокле-тиана, историк выдвигал на первый план личностныйфактор: переход к новой системе объяснялся им нерас-положением императора «к Риму и римской свободе»[11. Ч. 1. С. 371]. Но в данном случае вряд ли стоитвидеть в этом абсолютизацию роли личности в исто-рии. Это, скорее, попытка взглянуть на события глаза-ми человека, действительно вершившего историю,представить его субъективный взгляд на те перемены,которые он вводил, располагая реальными властнымиполномочиями. Отметив, что «даже могущество сыно-вей Юпитера и Геркулеса не было достаточно для того,чтобы выносить бремя государственного управления»,Гиббон, по сути, признал правомерность выводов Дио-клетиана о том, что «со всех сторон атакованная варва-рами империя требовала повсюду большой армии иличного присутствия императора» [Там же. С. 352],что, впрочем, не спровоцировало историка на идеали-зацию его реформ.Обширность Римской империи, по Гиббону, имелаособенно зловещие последствия именно потому, что«обнимала весь мир, и, когда она подпадала под властьодного человека, весь мир обращался в надежную истрашную тюрьму для его врагов»: жертву император-ского деспотизма «со всех сторон окружали обширныеморя и страны», где «беглец был бы непременно от-крыт, схвачен и отдан во власть своего разгневанногоповелителя», а за пределами империи его беспокойныевзоры «не открыли бы ничего, кроме океана, негосте-приимных степей, враждебных варварских племен…или зависимых от Рима королей…» [11. Ч. 1. С. 125].Даже создание почты, столь важной для огромной им-перии, явилось, по Гиббону, новым ударом по свободеграждан, так как при новом ведомстве была создана ибыстро разрослась сеть агентов, официальных шпио-нов, поощряемых к тому, чтобы они «тщательно вы-слеживали возникновение каких-нибудь изменниче-ских замыслов, начиная со слабых и тайных выраже-ний неудовольствия и кончая деятельными приготов-лениями к открытому восстанию» [11. Ч. 2. С. 157-158]. Однако, отмечал историк, для «миллионов про-стого народа страшно не столько жестокосердие,сколько корыстолюбие их правителей» [Там же.С. 159], а введенная Диоклетианом административнаясистема обусловила «увеличение расходов на управле-ние и как следствие увеличение налогов и угнетениенарода» [11. Ч. 1. С. 375]. Гиббон весьма скептическиотнесся к тезису Монтескье о том, что в силу неизме-няемых законов природы общий размер общественныхналогов всегда увеличивается с ростом свободы иуменьшается с развитием рабства, полагая, что данноесоображение остроумного философа клонится «к тому,чтобы ослабить вред деспотизма» [11. Ч. 2. С. 159].В этом отношении ему представлялся чрезвычайнопоказательным исторический пример Рима, где «одни ите же императоры отняли у сената его права, а у про-винций - их богатства» [Там же].Но Гиббон не был склонен давать абсолютно нега-тивную оценку политической системе императорскогоРима. В отличие от азиатских монархий, с их деспо-тизмом в центре и слабостью на окраинах, с поддан-ными, которые «хотя и неспособны к свободе, однакосклонны к мятежу», в римских владениях, где поко-ренные народы «отказались от надежды и даже утрати-ли желание возвратить себе независимость», повинове-ние было повсеместное, добровольное и постоянное[11. Ч. 1. С. 90]. Историк пришел к выводу, что «еслибы у кого-нибудь спросили, в течение какого периодавсемирной истории положение человеческого рода бы-ло самое счастливое и самое цветущее, он должен быбыл без всяких колебаний назвать тот период, которыйпротек от смерти Домициана до восшествия на престолКомода», когда Римская империя при всем своем гро-мадном пространстве управлялась абсолютной вла-стью, руководительницами которой были добродетельи мудрость» [Там же. С. 122]. Вероятно, Гиббону быловажно вызвать у читателей определенные ассоциации спросвещенным абсолютизмом, «приблизить» минув-шее путем неявно выраженных аналогий, хотя онвполне понимал непрочность воссозданной им полити-ческой конструкции и отметил далее возможность при-ближения того гибельного момента, когда «какой-нибудь распутный юноша или какой-нибудь завистли-вый тиран употребит на дело разрушения ту абсолют-ную власть, которою они пользовались для блага наро-да» [Там же].Стремясь взвесить все «pro et contra» чрезмернойобширности империи, исследователь признавал, что«могущество Рима имело некоторые благодетельныепоследствия для человечества», поскольку «удобствовзаимных международных сношений» способствовалораспространению не только пороков, но и «улучшенийв общественной жизни» [Там же. С. 97]. Гиббон выде-лил факторы, которые еще продлевали ее дни, отметив,что «хотя законы нарушались деспотизмом или извра-щались лукавством, мудрые принципы римской юрис-пруденции все еще поддерживали понятия о порядке исправедливости, не знакомые деспотическим прави-тельствам востока» [11. Ч. 2. С. 167]. Но, полагал он, помере утраты даже подобия «тех добродетелей, источ-ником которой была их старинная свобода», по мерераспространения, взамен простоты римских нравов,влияния «блестящей вычурности азиатской придвор-ной обстановки» [Там же. С. 136], все те принципы,«которые когда-то поддерживали величие и нравствен-ное достоинство Рима и Спарты, уже давно исчезли вразрушавшейся деспотической империи» [Там же.С. 235]. Таким образом, Гиббоном была прослеженалогика трансформации политического пространства врастянувшийся на несколько веков переходный период,логика нестабильности, приведшая к исчезновениюРимской империи с политической карты мира. Разде-ление Европы на множество самостоятельных госу-дарств, по мнению Э. Гиббона, «имело самые благо-творные последствия для свободы человеческого ро-да», поскольку жертва тирании, переступив узкие гра-ницы владений тирана, «легко нашел бы в какой-нибудь более счастливой стране верное убежище, соот-ветственную его личным достоинствам новую карьеру,свободу жаловаться и, может быть, средства отмще-ния» [11. Ч. 1. С. 125].В творчестве Карамзина отнюдь не единичны сопо-ставления России, «сей единственной Державы», привзгляде на которую «мысль цепенеет» [12. Ч. 1. С. 14],с Римской империей. Еще в «Историческом похваль-ном слове Екатерине II», отметив, что «Рим, которогоименем целый мир назывался, в едином самодержавииАвгуста нашел успокоения после всех ужасных бед-ствий и мятежей своих», он признал правомерностьаргументов Екатерины II в пользу самодержавного об-раза правления «для неизмеримой Империи», позволя-ющего «блюсти порядок и согласие», подобно «Твор-ческой Воле, управляющей вселенною» [14. С. 311-312]. В главном своем труде Карамзин подчеркивал,что уже «в самый первый век бытия своего Россия пре-восходила обширностью едва ли не все тогдашниеГосударства Европейские» [12. Т. 1. С. 163]. В «Запис-ке о древней и новой России», упомянув о Риме, со-крушенном «мышцею варваров северных», он объяс-нил столь стремительное разрастание территории Рос-сии, вошедшей в ту «новую, общую систему», котораяосновалась в Европе «на развалинах владычества рим-ского», единовластием и пылкой, романтической стра-стью «наших первых князей к завоеваниям» [15. С. 16-17]. Однако, как заметит позднее Питирим Сорокин,социальное пространство не измеряется числом квад-ратных миль [16. С. 663]. Подход Гиббона, судя по про-водимому им сопоставлению пространства Римской иРоссийской империй, был аналогичен: «Не одной толькобыстротой или обширностью завоеваний должны мыизмерить величие Рима. Ведь государь, царствующийнад русскими степями, имеет под своею властью ещеболее обширную часть земного шара» [11. Ч. 1. С. 74].Карамзин признавал, что славяне, покорившиськнязьям, сохранили «некоторые обыкновения вольно-сти», что участие граждан в управлении могло даватьим «смелость, неизвестную в Державах строгого,неограниченного Единовластия» [12. Т. 1. С. 163-164].С точки зрения историка, правление в период полити-ческой раздробленности «соединяло в себе выгоды излоупотребления двух, один другому противных, госу-дарственных уставов: самовластия и вольности» [12.Т. 3. С. 465]. Характеризуя удельную Русь, Карамзинвыражал сожаление о том, что Россия, «по кончинеВсеволода Георгиевича, осиротела без Главы, и сыно-вья его совсем не думали быть Монархами», и некомубыло «восстановить Единовластие» [Там же. С. 463].Он обращал внимание читателей на взаимосвязь междуформой правления и масштабами государственногопространства: «Самовластие Государя утверждаетсятолько могуществом Государства и в малых областяхредко находим Монархов неограниченных» [Там же.С. 466]. Для него была ясна потребность в «единой итайной мысли для намерения, единой руки для испол-нения», поскольку «ни шумные сонмы народные, нимедленные думы Аристократии не произвели бы сегодействия» [12. Т. 5. С. 205]. Власть боярская, по Карам-зину, «производила у нас Боярские смуты», бояре «нередко питали междоусобие Князей»; перспектива вла-сти народной также вызывала у историка сомнение,поскольку народ «ободряется и совершает великое»,лишь служа «орудием, движимый, одушевляемый си-лою правителей» [Там же].Параллели с Римом позволили российскому исто-рику в афористичной форме подчеркнуть взаимосвязьмежду пространственными характеристиками своегоотечества и формой его правления: «Если Рим спасалсядиктатором в случае великих опасностей, то Россия,обширный труп после нашествия Батыева, могла лииным способом оживиться и воскреснуть в величии?»[Там же]. Полагая, что «если бы Россия была едино-державным государством», то «она не уступила бы вмогуществе никакой Державе своего времени» и«спаслась бы, вероятно, от ига татарского» [12. Т. 3.С. 478-479], Карамзин делал выбор в пользу единовла-стия. Характерно, что преимущества такого выбораобосновывались историком прежде всего тем, что Рос-сия, находясь в тесных связях с Грециею, «не отсталабы от иных земель Европейских в гражданском образо-вании» [Там же. С. 479]. Воссоздавая реалии временИоанна III, он отметил, что образовалась «Державасильная, как бы новая для Европы и Азии, которые,видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитоеместо в их системе политической [12. Т. 6. С. 5];«Москва сделалась Византиею» [Там же. С. 222], т.е.Третьим Римом, центром православия. Отметив, что«Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла внашествие Моголов», а «Россия нынешняя образованаИоанном», он подчеркнул роль личностных качествносителей властных полномочий, обеспечивающихединство политического пространства, поскольку «ве-ликие Державы образуются не механическим слепле-нием частей, как тела минеральные, но превосходнымумом Державных» [Там же. С. 213]. Два государя,Иоанн III и Василий III, согласно Карамзину, «умелинавеки решить судьбу нашего правления и сделать са-модержавие как бы необходимою принадлежностьюРоссии, единственным уставом государственным,единственною основою целости ее, силы, благоден-ствия», «чтобы Россия спаслась и была великою дер-жавою» [12. Т. 7. С. 224-225]. Если Александр Маке-донский оставил миру лишь славу, то Иоанн III, под-черкивал Карамзин, «оставил государство удивитель-ное пространством» [12. Т. 6. С. 213], а государи, по-добные Василию III, «сохраняют, утверждают Державыи даются тем народам, коих долговременное бытие ицелость угодны Провидению» [12. Т. 7. С. 195].Для историка представлялось очевидным, что «нетсвободы, когда нет силы защитить ее» [12. Т. 6. С. 31].Воссоздавая историю Московского царства, Карамзинне скрывал своей симпатии к ушедшим в прошлое про-явлениям народной свободы. Отмечая, что при монго-лах легко и тихо совершилось то, чего не сделал ниЯрослав Великий, ни Андрей Боголюбский, ни Всево-лод III во Владимире, Карамзин с сожалением писал отом, что «везде, кроме Новагорода и Пскова, умолкВечевой колокол, глас вышнего народного законода-тельства, столь часто мятежный, но любезный потом-ству Славяно-Россов» [12. Т. 5. С. 204]. Следует особоотметить убежденность историка в том, что представ-ление россиян о великом князе как исполнителе «волинебесной» сформировано самими властителями, ане является исконным свойством народа [12. Т. 7.С. 224]. В то же время он полагал, что «особа венце-носцев в монархическом государстве неприкосновенна»(выделено Н.К.), «или мы должны отвергнуть необхо-димый устав монархии» [12. Т. 8. С. 47-48]. С точкизрения Карамзина, прежде всего для блага гражданскихобществ важно, чтобы худых царей наказывали «толь-ко Бог, совесть, история» [Там же. С. 48], но и злодея-ния монарха не могут быть оправданы выгодой госу-дарственной, так как «нравственность существует нетолько для частных людей, но и для Государей» [12.Т. 6. С. 147]. Вслед за И. Кантом Карамзин пишет, что«они должны поступать так, чтобы правила их деяниймогли быть общими законами», в том числе и по отно-шению к иноземным правителям: «Кто же уставит, чтоВенценосец имеет право тайно убить другого, находяего опасным для своей Державы: тот разрушит связьмежду гражданскими обществами, уставит вечнуювойну, беспорядок, ненависть, страх, подозрение меж-ду ими, совершенно противные их цели, которая естьбезопасность, спокойствие, мир» [Там же].Карамзин не ставил перед собой задачу довестисвой труд до императорского периода, хотя и не ис-ключал вероятности написания обозрения новейшейотечественной истории [17. С. 169]. Имея возможностьвключить анализ имперской специфики в характери-стики взаимоотношений государей российских с импе-раторами Максимилианом и Карлом V, с могуществен-ной Оттоманской империей [12. Т. 6. С. 203-204, 128-139; Т. 7. С. 219-220 и др.], Карамзин, скорее всего, несчел возможным будоражить умы читателей Россий-ской империи предчувствием повторения судьбы Рима.Сформулировавший по итогам революции во Франциитезис, гласивший, что власть гражданского порядка«для народов не тиранство, а защита от тиранства» [18.С. 361], Карамзин не ставил под сомнение преиму-ществ обширного государства. Пришедшийся на пери-од создания «Истории государства Российского» воен-ный триумф его отечества, выстоявшего в противобор-стве с армией страны, сделавшей в конце XVIII в. са-мую радикальную в истории Европы попытку обновитьсвою политическую систему и в итоге пришедшей кпровозглашению, а затем - к падению империи, веро-ятно, давал историку основание считать, что россий-ская государственность выдержала проверку временем.Стремясь объяснить читателям, каким образом по-коренные народы «слились незаметным образом подобщим именем римлян в одну нацию», Э. Гиббон под-черкивал важность греческого и латинского языков,каждый из которых «имел по всей империи свою осо-бую сферу: греческий язык был натуральным языкомнауки, а латинский - легальным языком для всех обще-ственных дел», «языком и гражданского и военногоуправления», так что «между жившими в провинцииобразованными римскими подданными едва ли можнобыло найти хоть одного, который не был бы знаком нис греческим, ни с латинским языком» [11. Ч. 1. С. 84].Однако эта однообразная система искусственного чу-жеземного воспитания предопределила, по Гиббону,отсутствие сколько-нибудь заметных достижений вобласти культуры у жителей провинций, которые ока-зались не в состоянии «соперничать с теми бодрыминародами древности, которые, выражая свои искренниечувства на своем родном языке, уже заняли все почет-ные места в литературе» [Там же. С. 102]. Когда Гиб-бон характеризовал «первые признаки раздора и раско-ла между церквями греческой и латинской, он акцен-тировал внимание читателей на том, что, по его мне-нию, их разделяло «случайное различие верований инеизменное различие языка» [11. Ч. 2. С. 295]. Факторязыковой общности, облегчающей саму возможностькоммуникаций, представлялся историку более важным,нежели совпадение в деталях трактовки религиозныхпроблем.Как важнейшее условие развития народов рассмат-ривал языковую общность и Н.М. Карамзин. Историкобращал внимание читателей на языковую ситуацию,сложившуюся после принятия христианства и создания«книжного языка Славянского на Греческой Граммати-ке», с присущим ей сосуществованием двух языков,книжного и народного [12. Т. 1. С. 172-173]. Он виделво всеобщем употреблении в Европе «языка Латинско-го», доставлявшего способ «и духовным, и мирянамчерпать мысли и познания в творениях древних, уце-левших в наводнение варварства», значимое, недо-ступное россиянам преимущество [12. Т. 5. С. 201].При описании приезда Софьи Палеолог историк сноваподчеркнул важность для его соотечественников зна-ния латинского языка, необходимого тогда «для внеш-них дел государственных» [12. Т. 6. С. 45], для вхожде-ния в европейское политическое пространство.В труде Гиббона отмечено, по сути, изменение се-мантики тех привычных для римлян слов, которые, помере утраты былыми республиканцами прежней сво-боды, превращались в символы новой эпохи. Так, сло-во «император» означало уже не генерала римских ар-мий, а владыку Римской империи» [11. Ч. 1. С. 372].Присоединенный к нему эпитет Dominus, т.е. господин,имевший, по словам историка, «отвратительныйсмысл», создавал абсолютно новую ситуацию: он низ-водил статус граждан бывшей республики к уровнюдомашних рабов [Там же. С. 373]. Будучи внесен изречей льстецов в законы и официальные документы, онвозносил фигуру императора на немыслимую ранеевысоту. Но, полагал историк, став привычным, данныйэпитет постепенно утратил свой первоначальный уни-зительный смысл, поскольку, «когда слух свыкается сэтими звуками, они перестают производить впечатле-ние и кажутся не более как неопределенными, хотя ипреувеличенными изъявлениями уважения» [Там же].Карамзин также считал необходимым за титулами вла-стителей и самоназванием подданных видеть подлин-ную природу их статуса и отношения к монарху. Ана-лизируя текст Герберштейна, упоминавшего, что «са-мые вельможи назывались холопями государя», Карам-зин подчеркивал, что «имя не вещь: оно изображалотолько неограниченную преданность россиян к монар-ху; а в самом деле народ пользовался гражданскоюсвободою» [12. Т. 7. С. 238].Представляется интересной точка зрения Э. Гиббонапо поводу отказа римских властителей от термина «ко-роль»: с точки зрения престижа власти использованиетитула «император» было более респектабельной идеей,поскольку «повсюду, где был в употреблении латинскийязык (а он был правительственным языком на всем про-странстве империи), императорский титул, исключи-тельно принадлежавший римским монархам, внушалболее уважения», а титул короля римским властителям«пришлось бы разделять со множеством варварских во-ждей», живших вдоль границ огромной империи [11.Ч. 1. С. 373]. Карамзин также уделил внимание проблеметитулов российских государей. Он отметил, чтоИоанн III гордился «древним именем Великого Князя»,позитивно оценил отсутствие у него стремления провоз-гласить себя императором, сопоставил его с Петром I,который, напротив, «думал себя возвысить чужеземнымназванием Императора» [12. Т. 6. С. 214]. Историк счелнеобходимым подчеркнуть отказ и Иоанна III, и Васи-лия III от титула короля «вопреки басням иностранныхписателей, которые думали, что наши великие князьяиздревле домогались королевского титула» [12. Т. 7.С. 208]. Вероятно, согласно Карамзину, это свидетель-ствовало о самостоятельности российской государ-ственности, неготовности занять подчиненное место всистеме европейской межгосударственной иерархии.С точки зрения Гиббона, специфические особенно-сти азиатского политического пространства, вытес-нявшие по мере расширения римских границ античныеначала, проявлялись в невероятной изощренности про-странства иерархии внутри империи, обеспечивавшейусилиями множества презренных слуг поддержку «су-ществующего правительства из страха революции, ко-торая могла разом уничтожить их надежды и лишитьих наград за их услуги» [11. Ч. 2. С. 136-137]. Гиббонподчеркивал, что отличия, основанные на личном до-стоинстве и влиянии, которые «так ярко бросаются вглаза в республиках, но так слабы и незаметны в мо-нархиях, были уничтожены деспотизмом императоров,которые заменили их строгой субординацией чинов идолжностей, начиная с титулованных рабов, восседав-ших на ступенях трона, и кончая самыми низкими ору-диями неограниченной власти» [Там же. С. 136]. За-висть и тщеславие, господствовавшие в среде чиновнойбюрократии, вынуждали Диоклетиана и его преемни-ков «дробить власть и умножать титулы» [Там же.С. 145]. Выставка величия и разделение властей стали,по Гиббону, основополагающими принципами системыДиоклетиана [11. Ч. 1. С. 374]. Первый из них пережилвека, тогда как второй, признанный Диоклетианом «ос-новным законом конституции», существовал только«до тех пор, пока его не перестала поддерживать твердаяи ловкая рука его изобретателя» [Там же. С. 375, 383].По итогам реформ Константина, ослабивших «энергиюгосударства, обеспечив спокойствие монарха» [11. Ч. 2.С. 149], обширные страны, которые были объединеныримскими завоевателями под одной и той же несложнойформой управления, равнявшиеся своими размерамимогущественному королевству, мало-помалу раздроби-лись «на сто шестнадцать провинций, из которых каж-дая должна была содержать дорогостоящий и блестящийштат чиновников» [Там же. С. 144-145].Историк акцентировал внимание на театральностипроисходивших в Риме трансформаций: «как и при-творная скромность Августа, пышность Диоклетианабыла театральным представлением», причем, по егомнению, «в первой из этих двух комедий было болееблагородства и истинного величия, чем во второй», таккак при Диоклетиане не прикрывалась, а выставляласьнапоказ неограниченная власть монарха над всей им-перией [11. Ч. 1. С. 374]. Гиббон связывал с разверты-ванием «выставки величия» утрату латинским языкомсвоей чистоты «вследствие того, что, с одной стороны,гордость, а с другой - лесть ввели в него множествотаких эпитетов, которые Цицерон едва ли был в состо-янии понять и которые Август отверг бы с негодовани-ем» [11. Ч. 2. С. 137]. Процесс бюрократизации систе-мы управления сопровождался введением напыщеннойиерархии титулов: «Ваше Чистосердие, Ваша Степен-ность, Ваше Превосходительство, Ваше Высокопрео-священство, Ваше высокое и удивительное Величие,Ваше знаменитое и великолепное Высочество», по-явился необыкновенный титул «графа священных щед-рот» [Там же. С. 137, 155]. Насыщенное множеством«мелочных и торжественных церемоний, которые былонелегко заучить и нарушение которых считалось свято-татством», новое пространство иерархии генерировалопространство политического театра в небывалых преж-де масштабах, так что «наблюдатель-философ мог быпринять систему римского управления за великолеп-ный театр» [Там же. С. 137]. Историк с немалой ирони-ей описал затеянное из политических расчетов теат-ральное представление, которое состоялось послесмерти Константина, когда каждый день в назначенныечасы главные военные и придворные сановники при-ближались к особе своего уже мертвого государя,«преклоняли колена и выражали ему свою почтитель-ную преданность так же серьезно, как если бы он былеще в живых» [Там же. С. 182]. Строки, посвященныеисториком этому ритуалу, вполне могут свидетель-ствовать в пользу вывода Х. Уайта о том, что Гиббон,наряду с другими историками и философами эпохиПросвещения, в конечном итоге пришел «к Ирониче-скому, по существу, взгляду на историю» [19. С. 57].Восприятие сферы политики как «театра мира»,где действуют «не один ум, но и страсти», «необуз-данность властолюбия, зависть, козни, битвы и бед-ствия» [12. Т. 6. С. 220], характерно и для Карамзина,что проявилось, в частности, в том, как воссоздава-лись им образы действующих лиц, выстраивались от-дельные главы, целые тома, «История» в целом. Но втексте его труда параллели с театром проводилисьпреимущественно при характеристике европейскойполитической сцены с ее сложной иерархией взаимо-отношений между королями, императором, папойРимским, с ее «редким собранием венценосцев», ка-ковы были Максимилиан, Карл V, Людовик XII,Франциск I и др. [Там же. С. 219].Несомненно, важнейшую роль в поддержании рим-ской государственности Гиббон отводил религиозномуфактору. Неотъемлемой особенностью политическогопространства древнего мира, согласно Э. Гиббону, бы-ла религиозная гармония [11. Ч. 2. С. 7]. Расширениепространства Римской империи провоцировало всебольшую пестроту конфессиональной карты римскогомира. Рим, по словам историка, «постепенно обратилсяв общий храм своих подданных, и права гражданствабыли дарованы всем богам человеческого рода» [11.Ч. 1. С. 79]. Особая форма организации политическогопространства порождала возможность мирного сосу-ществования вполне комплиментарных языческихкультов, в рамках которых «божества тысячи рощ итысячи источников мирно пользовались своим мест-ным влиянием» и каждый город «имел право поддер-живать свои древние религиозные церемонии во всейих чистоте» [Там же. С. 78-79]. Проявленная полити-ческой элитой Рима в новой ситуации религиозная тер-пимость становилась значимым властным ресурсом, еепредставители «понимали и ценили пользу религии вее связи с гражданским управлением» [Там же. С. 77].Историк писал: «Все многоразличные виды богослу-жения, существовавшие в римском мире, были в глазахнарода одинаково истинны, в глазах философов одина-ково ложны, а в глазах правительства одинаково по-лезны» [Там же. С. 75]. Свобода вероисповедания, хотяи нарушаемая отдельными эксцессами, поддерживаларежим несвободы в целом как на уровне провинций,так и непосредственно в Риме, создавая ту нишу, гдеотдельные социальные группы и личности еще в состо-янии были делать собственный выбор или придержи-ваться выбора, освященного веками. Несмотря на точто этому единому в своей фрагментарности религиоз-ному подпространству Римской империи противостоя-ло подпространство философское, в рамках которого,по словам историка, благородное юношество «науча-лось во всякой школе отвергать и презирать религиютолпы» [Там же. С. 76], это противостояние не прини-мало сколько-нибудь опасные формы, сглаживаясьпривычным конформизмом, поскольку философам«было все равно, в какую бы форму ни облекалось без-рассудство толпы» [Там же. С. 77].Однако политеизм, по Гиббону, был слаб именноумеренностью своих притязаний, совместимостью бла-гочестия язычников с «самым необузданным скепти-цизмом», отсутствием «нераздельной и правильнойсистемы, способной подчинить себе все умственныеспособности верующего» [11. Ч. 2. С. 347]. Не было уполитеизма «ни богословских принципов, ни нрав-ственных правил, ни церковной дисциплины», поэтомудаже «Юлианова гения и могущества было
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 18
Ключевые слова
religious tolerance, political space, comparative analysis, historiography tradition, Late Enlightenment, политическое, религиозное пространство, историографическая компаративистикаАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рудковская Ирина Евгеньевна | Томский государственный педагогический университет | канд. ист. наук, доцент кафедры философии и социальных наук | iri-rudkovskaya@yandex.ru |
Ссылки
Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург, 2002.
Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии. М., 1866. Ч. 1.
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
Письма Н.М. Карамзина к кн. П.А. Вяземскому. 1810-1826. (Из Остафьевского Архива). СПб., 1897.
Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.
Карамзин Н.М. Сочинения. СПб., 1848. Т. 1. С. 275-380.
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1; М., 1991. Т. 2-3; М., 1992. T. 4; М., 1993. T. 5; М., 1998. Т. 6.
Кокаревич М.Н. К возможности формирования толерантного отношения между культурами // Материалы I Международной конференции «Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования». Томск, 2007.
Toulmin S. Cosmopolis. The Hidden Agenda of Modernity. Chicago, 1990.
Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. СПб., 1997. Т. 1-2.
Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян // Избранные произведения. М., 1955. С. 47-156.
Рудковская И.Е. Историографическая компаративистика: возможные грани исследования // Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век : материалы Междунар. науч. конф. М., 2008. С. 262-264.
Сыров В.Н. Введение в философию истории: Своеобразие исторической мысли. М., 2006.
Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М., 2004.
Матвеев В.Е. Конструкт «империя» в современной исследовательской практике // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 124. С. 223-230.
Робертсон В. История государствования императора Карла V. 1775. Т. 1-2.
Robertson W. The history of Scotland during the reigns of Queen Mary and of King James VI // Robertson W. The works of W. Robertson in twelve volums. Edinburgh, London, 1819. Vol. 1.
Hume D. The history of England from the invasion of Julius Ceasar to the revolution in 1688. London, 1862. Vol. 1-8.
Francesconi Daniele. Review of Brown, S.J.,ed., William Robertson and the Expansion Of Europe, Cambridge, Cambridge Un.Press 1997 // Cromohs 3 (1998): 1-5. URL: http://www.unifi.it/riviste/cromohs/3_98/francesconi.html
