Региональные средства массовой информации как источник изучения проблем социально-экономического развития 1994-2004 гг. (на примере городов Западной Сибири) | Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371.

Региональные средства массовой информации как источник изучения проблем социально-экономического развития 1994-2004 гг. (на примере городов Западной Сибири)

Представлена характеристика региональных средств массовой информации как источников по истории социально-экономического развития городов Западной Сибири за период с 1994 по 2004 г. Автор приходит к выводу, что западносибирские провинциальные газеты достаточно информативны, а их тенденциозность формируется интересами местных элит.

Regional mass media as a source for studying the problems of social and economic development in 1994-2004. Case study of Western Siberia cities.pdf Последнее десятилетие XX в. стало переломным в историческом развитии России. Эти перемены были обусловлены значительными событиями в нашей стране. К ним, прежде всего, следует отнести перестройку социально-экономического и политического курса, распад Советского Союза, приватизацию и переход к рыночной экономике. Все эти события нашли отражение на страницах газет и журналов. Развитие гласности и признание многопартийности способствовали постоянному расширению газетного мира. В изучаемый период шел процесс утверждения многообразных форм собственности на средства массовой информации. СМИ в период 1994-2004 гг. оставались важным инструментом управления общественным сознанием, формирования новых приоритетов и направлений в политическом, социально-экономическом и культурном развитии общества. Периодические издания также являются источником изучения проблем социально-экономического развития региональной элиты. Можно констатировать, что начиная с 1994 г. произошли существенные изменения в социальном и экономическом облике регионов. В 90-е гг. ХХ в. наблюдалась определенная хаотичность в развитии регионов и городов, многие из них искали собственные пути выхода из кризисной ситуации и развития региональной экономики. Особая роль в этом процессе отводилась региональным СМИ, так как именно они способствовали формированию общественного мнения населения, акцентировали внимание жителей на социально значимых для региона фигурах и событиях. «В системе СМИ важную роль выполняют учредители - государственные или общественные организации, профессиональные союзы и ассоциации, объединения граждан и отдельные физические лица, формирующие редакции газет и журналов» [1. С. 6]. На информационном рынке в регионах в изучаемый период сосуществовали печатные СМИ разных форм собственности. Так, в частности, в Омской области старейшей газетой в изучаемый период являлась «Омская правда». Первый номер вышел 10 марта 1917 г. под названием «Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов». С 18 ноября 1919 г. газета выходила как «Известия Омского революционного комитета», а с 26 ноября 1919 г. до 1921 г. - как «Советская Сибирь». С 1921 г. еще раз сменилось название газеты - «Рабочий путь». 20 декабря 1934 г. газета вышла с ее нынешним названием - «Омская правда». В 1993 г. в состав учредителей вошла администрация Омской области. С 1999 г. выходит приложение к газете «Омская правда» под названием «Намедни» [2. С. 23]. Другой важной газетой Омской области является «Вечерний Омск», она начала издаваться в 1979 г. «Учредителем газеты являлся Омский горком КПСС и исполком городского Совета народных депутатов. После прекращения деятельности Омского горкома КПСС учредителями газеты стали администрация г. Омска и Омский городской совет народных депутатов» [3. С. 177]. В 2004 г. учредителем газеты являлось ООО «Газетный дом Вечерний Омск». Основное содержание статей составляли деловые новости, аналитика, интервью руководителей организаций и предприятий города. Третья газета - «Коммерческие вести», начавшие выходить в 1991 г. Учредителем в изучаемый период было ООО «Издательский дом КВ». Основная тематика материалов газеты в рассматриваемый период затрагивала омские деловые новости, анализ рынков, бизнес, власть, финансы, персон региона [4]. Новосибирский медиарынок в 1994-2004 гг. представлял собой один из самых заполненных в стране. Он являлся достаточно структурированным, конкурентным и одновременно емким. В Новосибирской области в исследуемый период было зарегистрировано около 1500 СМИ, более 80% из них - печатные. В числе печатных изданий насчитывалось свыше 670 газет и 460 журналов. Основная масса изданий - информационно-рекламные, рекламные и развлекательные. При этом 73% зарегистрированной прессы приходилось на г. Новосибирск. В городе работали две ежедневные общественно-политические газеты. Первая из их числа - «Советская Сибирь», учредителями которой выступали Правительство Новосибирской области, Законодательное собрание Новосибирской области и трудовые коллективы редакций газет «Советская Сибирь» и ОАО «Советская Сибирь». Газета стала издаваться в 1919 г. и выходила пять раз в неделю. Уже с 1922 г. в «Советской Сибири» стали регулярно появляться материалы, посвященные вопросам финансов и экономики. «Самое большое место в разделе "Экономическая жизнь" тогда занимали растущая сибирская промышленность и транспорт. С того времени прошли десятилетия. Сибирь давно уже не только крестьянская страна, а регион огромных предприятий, промыслов, академических центров, известных на всю страну вузов, театров, вокзалов и аэропортов. Изменились и стоящие перед Сибирью задачи и ее облик. Но некоторые вопросы оставались обязательными для газеты вплоть до 2004 г. Например, пристальное изучение жизни крестьянства, всех сибиряков, защита интересов трудящихся масс, тесная связь со всем тем, что затрагивало жизнь региона» [5]. Новые времена не застали газету врасплох, к 2000 г. газета стала совсем другой. «Советская Сибирь» приняла новые экономические правила. На страницах газеты стало больше коммерческой рекламы, появились специальные приложения для деловых людей города и области. Вторая газета - «Вечерний Новосибирск» - издается с 1958 г. Газета в изучаемый период освещала не только жизнь столицы Сибири и Новосибирской области, но и рассказывала о событиях всероссийского масштаба и наиболее важных мировых новостях. «Вечерний Новосибирск» в 1994-2004 гг. позиционировался как газета для семейного чтения. Он являлся одним из лидеров регионального рынка печатных СМИ. По данным социологических опросов, «Вечерний Новосибирск» входил в тройку ведущих СМИ области [6]. Остальные местные газеты общественно-политического формата - это «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов», «Местные новости». В Алтайском крае и его центре Барнауле регулярно применительно к рассматриваемому периоду издавали местные газеты и журналы: «Свободный курс», «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Молодёжь Алтая» и др. «Алтайская правда» в 1994-2004 гг. была одним из крупнейших в России региональных изданий и занимала ведущее место на алтайском медиарынке. «Соучредителями газеты выступали краевой Совет народных депутатов, администрация Алтайского края и КГУП "Газета "Алтайская правда". Газета была основана 12 декабря 1919 г., но редакция считает датой рождения газеты 12 августа 1917 г., когда вышла первая легальная большевистская газета "Голос труда". "Алтайская правда" системно и оперативно освещала жизнь в крае, стране, мире во всем ее многообразии» [7]. Независимая общественно-политическая газета «Свободный курс» выпускается в Алтайском крае с 26 декабря 1990 г. Основные темы, освещаемые в номерах, - это новости политической и экономической жизни Алтайского края, образования, науки, спорта, здоровья и т.п. С 1 января 1993 г. в Барнауле выходит газета «Вечерний Барнаул». Учредителем газеты выступало ООО «Алтайская неделя плюс». С 1999 г. ООО «Алтайская неделя плюс» входит в состав рекламно-информационного холдинга. Основная тематика газеты - это новости политической и социально-экономической жизни Барнаула, также на ее страницах публикуются все официальные документы администрации города. В Томской области и самом Томске широкое распространение получили традиционные средства массовой информации. В изучаемый период печатались три основных ежедневных издания: «Красное знамя», «Томский вестник» и «Вечерний Томск» - и множество еженедельных общественно-политических газет. Самое крупное издание - газета «Красное знамя», которая издается с 1 июня 1917 г. До 1921 г. издание называлось «Знамя революции», оно выходило с 1 июня 1917 по май 1918 г., было возобновлено 2 декабря 1919 г. В январе 1920 г. газета именовалась «Сибирский коммунист» (орган Томского губревкома). Затем опять с февраля 1920 г. по 1 октября 1921 г. выходила как «Знамя революции». В 1920 г. газета печатала приложения «Томский красноармеец», «Крестьянский листок», «Советская деревня»; с октября 1921 г. была преобразована в орган территориальной организации (губком, окружком, горком, обком) коммунистической партии (РКП(б), ВКП(б), КПСС) - газету «Красное знамя». В начале 1930-х гг. на базе редакции были сформированы выездные редакции ряда газет заводов и вузов Томска, ставшие затем их самостоятельными многотиражками, среди них «Гранка», «Кадры - углю», «На штурм», «Наука - на линию огня!», «Последние телеграммы», «Ударный завод» и др. В 1920-1940-х гг. на базе редакции газеты издавались приложения и спецвыпуски томской комсомольской газеты: «Красная молодежь» (1920), «Молодой рабочий» (1922), «Штурмовка» (1929-1930). В начале 1930-х гг. газета издавала специальное издание «Даёшь колхоз!», орган ВКП(б) для районов сплошной коллективизации Томского округа Западно-Сибирского края. В период Великой Отечественной войны печатались спецвыпуски «Последние известия» с фронтовыми сводками. В конце 1991 г. в связи с указом Президента Российской Федерации о запрете деятельности КПСС орган Томского обкома КПСС - областная газета «Красное знамя» - был реорганизован в самостоятельное издание. Учредителями газеты нового типа стал сам коллектив редакции [8]. В изучаемый период издание сохраняло статус областной общественно-политической газеты. В рассматриваемые годы существовали 4 специализированных выпуска: 1. «Бизнес.сот» (издается с начала 2000-х гг.) - специальный ежемесячный выпуск областной ежедневной газеты «Красное знамя», «по публикациям которого можно в достаточно полной мере судить о состоянии экономики и промышленности Томской области» [8]. В выпуске печатались статьи о том, как федеральная экономическая политика отражается на экономике региона. Разумеется, в каждом номере были публикации, касающиеся проблем, с которыми сталкивается как крупный, так и средний и малый бизнес. 2. «Ева» (издается со второй половины 1990-х гг.) - популярный среди читателей ежемесячный специальный выпуск для семейного чтения. «На его страницах обсуждаются самые разные проблемы, близкие каждому человеку, чем бы он ни занимался. От чего зависит успех в карьере, отношения в коллективе, обустройство семьи, воспитание детей, как сохранить здоровье и хорошо выглядеть, дизайн в доме, модные тенденции и многое другое» [8]. 3. «Выходной» (издается с конца 1990-х гг.) - еженедельный выпуск, на страницах которого в основном публиковались материалы на темы досуга. Немало уделялось внимания культуре, искусству, исторической тематике, спорту. «Постоянно появляются статьи о людях, у которых интересные и даже необычные хобби. Газета знакомила с тем, как можно хорошо и с пользой отдохнуть. На страницах газеты присутствовало много публикаций о здоровом образе жизни, о достижениях медицины» [8]. 4. «Пятница» (издается с 1991 г.) - рекламно-информационный выпуск, в 1994-2004 гг. выходил один раз в неделю и был рассчитан на широкий круг читателей. Помимо рекламы, которой уделялось особое внимание, здесь «публикуются событийная информация, статьи на общественно-политическую и социальную тематику, развлекательные материалы, выходят тематические рубрики "Деньги и экономика", "Ваше здоровье", "Сад-огород", "Ваше право", "Покупки", "Наши дети", "Рассказы о животных", "Кулинарный календарь" и др.» [8]. Самым динамично развивающимся периодическим изданием на территории Томской области в рассматриваемый период стала ежедневная областная газета «Вечерний Томск», издаваемая с апреля 1999 г. С 2002 г. учредителем газеты являлось ООО «Вечерний Томск» [9]. «Томский вестник» издается с 5 июня 1990 г. В 1990-1991 гг. газета выходила под названием «Городская газета Томский вестник», затем наименование было зафиксировано как просто «Томский вестник». Первоначально газета была органом Томского городского совета (сейчас это Дума города Томска) [10]. Особенностью медиарынка Кемеровского региона являлось наличие в области двух крупных городов с развитой медийной структурой - это Кемерово и Новокузнецк. «Газета "Кузбасс" - самое старое издание в Кемеровской области. Фактически - областная газета старше области, потому что первый номер газеты вышел 7 января 1922 г., а Кемеровская область была образована только в 1943 г. Особенностью этой газеты является тот факт, что за свою многолетнюю историю газета не меняла названия, хотя меняла свой статус и учредителей. До 1925 г. газета "Кузбасс" была печатным органом Кольчугинского райкома РКП(б), райкома горнорабочих, рудоисполкома и рудоуправления, затем она была реорганизована в окружную газету, в 1930 г. стала городской, в начале 1943 г., после образования Кемеровской области, приобрела статус главной газеты региона. Долгие годы газета "Кузбасс" являлась органом областного комитета КПСС. С началом перестройки минувшего века "Кузбасс" получил статус областного массового издания, а его учредителями стали Кемеровская областная партийная организация в лице обкома КПСС и трудовой коллектив редакции "Кузбасса". В 2004 г. учредителями газеты являлись Администрация Кемеровской области и трудовой коллектив редакции газеты. Газета последовательно информировала жителей региона о политике властей разных уровней в жизненно важных сферах: экономике, здравоохранении, образовании, экологии и др., журналисты анализировали актуальные проблемы региона, всесторонне освещали социальные явления. Все самое важное, что касалось жизни каждого жителя Кузбасса, находило свое отражение на страницах газеты, комментировалось и обсуждалось представителями власти, деловых кругов, специалистами-экспертами. "Кузбасс" была не просто информационно-насыщенным изданием, газетой, а оперативным обстоятельным комментатором важнейших событий в регионе» [11]. Газета «Кемерово» издается с февраля 1991 г. и в 1994-2004 гг. представляла собой городскую газету о жизни областного центра - города Кемерово. Материал, публикуемый в газете, освещал развитие экономики, бизнеса, банковской системы, образования, здравоохранения и др. С 11 декабря 1989 г. начало выходить в свет областное издание «Наша газета». Учредителями газеты выступали Совет рабочих комитетов Кузбасса и трудовой коллектив издания. В рубриках газеты печатались новости политической и социально-экономической жизни Кемеровской области. К середине 1990-х гг. положение печатных СМИ в регионах резко ухудшилось. «Это было связано с принятием ноябрьского Постановления Правительства 1993 г. за № 1233 о переоценке основных фондов, что по сути дела означало единовременный рост типографских услуг в несколько раз. Выдержать подобный финансовый прессинг не могли даже самые благополучные издания» [2. С. 112]. Характеризуя бюджетное финансирование печатных средств массовой информации в 1994-2004 гг., нельзя не отметить расходы из бюджетов того или иного уровня, а также материальную поддержку редакционных коллективов и отдельных журналистов из различного рода фондов. В Омском регионе в целом статья расходов областного бюджета на СМИ в 1994-2002 гг. выросла в 20 раз. Анализ бюджета Омской области позволяет сделать вывод, что внимание к средствам массовой информации и их финансированию не угасало на протяжении последних 10 лет, а общий объем финансирования с 718 тыс. руб., запланированных в 1993 г., возрос до 63 млн руб. в 2002 г. Однако хотелось бы обратить внимание на следующие моменты: количество средств, так или иначе выделяемых для СМИ, росло; в ряде случаев имело место перевыполнение бюджетных ассигнований, выделенных на СМИ; бюджетная роспись не всегда дает возможность проследить, какие органы массовой информации получали средства; отдельные суммы, выделенные для средств массовой информации, проводились совершенно иной бюджетной строкой. «Говоря о бюджетном финансировании печатных средств массовой информации в Омском регионе, надо отметить расходы городского бюджета, истратившего в 1994 г. 206,066 млн руб. на «социально-культурную сферу», куда вошли и расходы на содержание СМИ. В 1995 г. уже непосредственно на СМИ было истрачено 1,644 млн руб., что являлось следствием перевыполнения запланированных затрат на 137%. В 1997 г. на работу со СМИ ушло 6,500 млн руб., однако отдельной строкой бюджета значился раздел «Совместная работа с другими СМИ» и отведенная на указанную работу сумма - 3,200 млн руб. В 1999 г. на СМИ в городском бюджете было запланировано 8 млн руб., а в последующие 2000 и 2001 гг. - по 5 млн руб. В 2002 г. бюджетное финансирование СМИ из городской казны достигло 12 млн руб. Из них на периодическую печать и издательскую деятельность 7200 тыс. руб.» [2. С. 112114]. Администрация Кемеровской области в изучаемый период практиковала и рекомендовала главам органов муниципальной власти заключать так называемые договоры об информационном обслуживании со СМИ. В итоге печатные издания получали «средства из местных бюджетов, но не как благотворительные пожертвования, а как плату за реальные информационные услуги - публикацию документов, официальных сообщений, информационную поддержку проводимых мероприятий» [1. С. 23]. Необходимо отметить, что аналогичный подход демонстрировался и в других областях Западной Сибири. «Так, например, администрации Новосибирской области и Алтайского края оказывали регулярную финансовую поддержку редакциям газет по оплате типографских услуг и газетной бумаги» [1. С. 22]. В конце 90-х гг. прошлого века все отчетливее утверждалась «региональная система печати на социокультурном уровне, рассчитанная на различные группы населения, разделенные по интересам и профессиональной направленности. Стали выходить в свет газеты и журналы для женщин, молодежи, садоводов, автомобилистов и других категорий населения» [12. С. 50]. В начале 1990-х гг. среди часто встречающихся в региональных СМИ были рубрики, посвященные социальным и экономическим переменам. Социальная сфера была представлена тремя отраслями, выбор которых обусловлен тематикой научного исследования - состояние здоровья и демография, уровень образования населения и комфортность жилой среды. В основном статьи содержали материалы об обеспеченности регионов медицинскими и педагогическими работниками и их заработной плате, состоянии материальной базы образовательных и медицинских учреждений, демографической ситуации в регионах и росте коммунальных платежей. Экономическая сфера в основном представлена статьями, которые содержали развернутую информацию об экономическом развитии регионов: инвестиции в промышленное производство и АПК, бюджетная политика и другие темы. С 2000 г. среди публикаций большой объем стали занимать «темы дня» - рассказы об актуальных на тот момент проблемах в области. Также в региональных СМИ отслеживались памятные, юбилейные даты и профессиональные праздники. Журналисты рассказывали о лучших представителях профессии, посвящая им полосы и даже развороты. Региональные СМИ не смогли избежать публикаций, свидетельствующих о маргинализации части населения. В них анализировались острая криминогенная ситуация, сообщения о росте количества неблагополучных семей, в которых родители пьянствуют, а дети остаются без присмотра. Редко в региональной печати давался анализ деятельности властей по поддержке малоимущих и безработных. На страницах региональных печатных изданий находила отражение и тема власти. Регулярно публиковались указы глав субъектов РФ. Газеты информировали читателей о решении органов местного самоуправления, печатали интервью с главами субъектов РФ. Так, в первом квартале 2004 г. на страницах кемеровской прессы было опубликовано 838 упоминаний о А.Г. Тулееве, в Новосибирской области - 455 упоминаний о В.А. Толоконском, в Томской области -232 упоминания о В.М. Крессе, в Омской области -200 упоминаний о Л. К. Полежаеве и в Алтайском крае - 321 упоминание о А.А. Сурикове [13]. В заключение необходимо отметить, что в рассматриваемые годы значительно выросла роль газетной периодики в процессе формирования общественного мнения жителей городов. В целом, печатные СМИ несли достаточно полную, хотя и подконтрольную региональным элитам информацию о жизни провинции.

Ключевые слова

средства массовой информации, газетная периодика, социально-экономическое развитие, Западная Сибирь, media, social and economic development, Western Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Климова Ксения ВладимировнаОмский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпинааспирант кафедры истории и социально-педагогических дисциплинksy-klimova@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Евдокимов В.А. Периодические издания в информационном пространстве региона. Омск, 2004. 52 с.
Новиков С.В. Влияние печатных СМИ на результаты избирательных кампаний федерального уровня. Омское Прииртышье (1992-2003 гг.). Омск, 2007. 339 с.
Новиков В.С. Омские периодические издания об общественно-политической жизни региона в 1997-2002 гг. и их характеристика // Россия между Западом и Востоком. Вып. 4 : Россия и мир в XX - начале XXI века (1904-2005 гг.). Актуальные проблемы истории, политики
Омский деловой еженедельник «КВ». Омск, 2001-2011. URL: http: //knews.ru/about/, свободный.
Новосибирская областная газета «Советская Сибирь» / гл. ред. Т.П. Асадчая. Новосибирск, 2011. URL: http: //www.sovsibir.ru/index.php?dn=info&pa=about, свободный.
Городская газета «Вечерний Новосибирск». Новосибирск, 2011. URL: http: //vn.ru/index.php?id=97978, свободный.
Краевая массовая газета «Алтайская правда» / гл. ред. А.Ф. Козлов. Барнаул, 2011. URL: http: //www/ap.altairegion.ru/paper.html, свободный.
Областная ежедневная газета «Красное знамя» / гл. ред. Т.Е. Кондрацкая. Томск, 2008-2011. URL: http: //krasnoeznamya.tomsk.ru/about.html, свободный.
Газета «Вечерний Томск». Томск, 2011. URL: http: //towiki.ru/view/Газета_«Вечерний_Томск», свободный.
Томский вестник. URL: http: //tnews.tomsk.ru/vestnik/about/, свободный.
Кузбасс - главное. Кемерово, 2011. URL: http: //www.kuzbass85.ru/novaya-stranitsa/, свободный.
Евдокимов В.А. Проблемы становления журналистики социальной ответственности в регионах // Современная Россия: Становление новой идеологии : сб. науч. тр. Омск, 2003.
Проект «Власть - Общество - СМИ». Главы администраций в центральных и региональных СМИ. URL: http://www.freepress.ru/ project/projects016.shtml, свободный.
 Региональные средства массовой информации как источник изучения проблем социально-экономического развития 1994-2004 гг. (на примере городов Западной Сибири) | Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371.

Региональные средства массовой информации как источник изучения проблем социально-экономического развития 1994-2004 гг. (на примере городов Западной Сибири) | Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371.

Полнотекстовая версия