Внедрение программы учебно-тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений для легкоатлетов 9-10 лет | Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. DOI: 10.17223/15617793/375/29

Внедрение программы учебно-тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений для легкоатлетов 9-10 лет

Были исследованы результаты внедрения в учебно-тренировочный процесс легкоатлетов 9-10 лет разработанной программы, содержащей специальный комплекс прыжковых упражнений. Оценка осуществлялась путем сравнения показателей экспериментальной группы с контрольной, спортсмены которой занимались по программе Н.Г. Озолина с преимущественно беговой направленностью. После проведения эксперимента результаты тестов «Прыжок в длину с места», «Тройной прыжок с места», «Бег 30 м», «Бег 500 м» в экспериментальной группе были достоверно более высокими, чем в контрольной. Также у спортсменов экспериментальной группы отмечались более высокие показатели величины амплитуды и большее снижение частоты колебаний биоэлектрической активности мышц бедра толчковой ноги.

Introduction of the program of training process with a special set ofjumping exercises for athletes aged 9-10.pdf Занятия легкоатлетическим спортом проводятся с учетом возрастных особенностей, подбираются определенные средства и методы учебно-тренировочного процесса, разрабатывается план занятий [1]. В факторной структуре начальной спортивной подготовки легкоатлетов лежат биологические показатели, в частности физическое развитие, которое является ведущим. Общая направленность в группах начальной подготовки легкоатлетов сводится к развитию основных двигательных способностей, что достигается благодаря грамотному планированию учебно-тренировочного процесса, а также правильным подбором разнообразных средств и методов тренировочного воздействия [2]. Одной из важных качественных сторон двигательной деятельности юных спортсменов многие авторы называют прыгучесть. Прыжки способствуют гармоничному развитию мускулатуры, улучшению подвижности в суставах, совершенствуют нервно-мышечную координацию и обеспечивают нормальную работу центральной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем [3]. Проведенное ранее исследование выявило, что методика Ю.В. Верхошанского с использованием прыжковой работы наиболее эффективна для развития основных физических качеств юных легкоатлетов по сравнению с методикой беговой направленности [4]. Однако при использовании данной методики было выяснено, что легкоатлетам на этапе начальной подготовки тяжело осваивать технически сложные упражнения, такие как «прыжки в шаге», связки «шаг + шаг», «шаг + прыжок», «шаг + скачок», тройной прыжок с разбега. Также при выполнении прыжковых упражнений сериями, которые предусмотрены программой Ю.В. Верхошанского, юные спортсмены быстро утомляются. В связи с этим целью данной работы стала разработка программы тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений, которая будет доступна для легкоатлетов 9-10 лет, позволит комплексно развить основные физические качества юных спортсменов на начальном этапе подготовки. Эксперимент проводился на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР №1 по легкой атлетике г. Томска в легкоатлетическом манеже «Гармония» с сентября 2012 г. по май 2013 г. В исследовании приняли участие 30 спортсменов. Экспериментальная группа (15 человек) занималась по разработанной программе учебно-тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений. Контрольная группа (15 человек) занималась по методике Н.Г. Озолина [5] с использованием беговой подготовки, так как большинство тренеров по легкой атлетике г. Томска отдают предпочтение именно этой методике. Перед началом учебно-тренировочного процесса все начинающие спортсмены прошли медосмотр, в результате которого им были выданы медицинские справки, свидетельствующие о том, что дети здоровы и могут заниматься в секции «легкая атлетика». В конце года по результатам медосмотра ни у одного спортсмена не было выявлено нарушений в состоянии здоровья. В разработанной программе с использованием специального комплекса прыжковых упражнений, по которой занимались легкоатлеты экспериментальной группы, нагрузка строго дозировалась. После выполнения прыжковых упражнений проводился подсчет пульса. На каждом учебно-тренировочном занятии со спортсменами экспериментальной группы в подготовительной части использовались методы с применением специального комплекса прыжковых и беговых упражнений, а также общеразвивающих упражнений с предметами, без предметов и в парах. Длительность прыжковой части разминки составляла 3-5 мин. По окончании прыжковой части разминки выполнялись дополнительные упражнения для позвоночника: скручивания, наклоны, вращения. Далее юные спортсмены переходили к упражнениям на развитие гибкости суставов. Эти упражнения выполнялись не менее 5-10 мин после прыжковой части. Таким образом, 15-20-минутные прыжковые разминки и специальные упражнения на развитие подвижности суставов могут хорошо подготовить организм занимающегося к дальнейшей тренировке и в то же время станут существенной частью тренировочного процесса. В основной части занятия применялись методы с использованием беговой, прыжковой и силовой подготовки. Так как прыжки достаточно тяжело даются неподготовленным детям младшего возраста, некоторые упражнения юные спортсмены выполняли в конце общей тренировки или отводилась прыжковая минута на каждые 20 мин занятия. Для того чтобы внести эмоциональность в тренировочный процесс и помочь легкоатлетам начальной подготовки легко воспринимать тренировочные нагрузки, большое значение на каждом учебно-тренировочном занятии придавалось методу с применением различных подвижных игр, легкоатлетических, встречных и круговых эстафет. В заключительной части занятия применялся метод с использованием упражнений, которые снимают напряжение. Выполнялись игры на внимание, координацию, упражнения на расслабление мышц, упражнения на гибкость пассивного характера. В экспериментальной группе беговая подготовка составила 18%. Прыжковая подготовка составила 22% одного учебно-тренировочного занятия. В контрольной группе беговая подготовка составляла 35% от всей нагрузки одного учебно-тренировочного занятия. На прыжковую подготовку в контрольной группе отводилось лишь 5% нагрузки одного учебно-тренировочного занятия, она выполнялась в подготовительной части во время выполнения разминки. Большая часть времени как в контрольной, так и в экспериментальной группе отводилась на подвижные игры и легкоатлетические эстафеты. На подвижные игры и легкоатлетические эстафеты приходилось 20% нагрузки, на игры на внимание и координацию - 10% на каждом учебно-тренировочном занятии. Также одинаковая нагрузка приходилась на ОРУ и силовую подготовку. На ОРУ приходилось 8% нагрузки, силовая подготовка составляла 5% одного учебно-тренировочного занятия в обеих группах. Для оценки динамики физических качеств в начале и в конце 2012/13 учебного года в контрольной и экспериментальной группах с юными спортсменами было проведено тестирование уровня физической подготовленности по пяти контрольным тестам, таким как «Прыжок в длину с места», «Тройной прыжок с места», «Бег 30 м», «Бег 500 м», «Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с» (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Тесты для определения уровня физической подготовленности легкоатлетов на начальном этапе подготовки № п/п Название теста Единица измерения Оцениваемые физические качества 1 Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 с Кол-во раз Силовая выносливость брюшного пресса 2 Тройной прыжок с места см Скоростно-силовые способности 3 Бег 30 м с Скоростные способности (быстрота) 4 Бег 500 м с Выносливость 5 Прыжок в длину с места см Взрывная сила Для определения изменений электрической активности мышц ног была использована поверхностная электромиография. Изучение поверхностной электромиографии [6] начиналось с оценки спонтанной активности мышцы в покое, затем анализировалась активность мышц бедра толчковой ноги при выполнении легкоатлетического движения «поднимание бедра» (на месте). В исследовании поверхностной электромиографии мышц бедра толчковой ноги при выполнении базового легкоатлетического движения «поднимание бедра» (на месте) приняли участие 7 легкоатлетов контрольной и 7 легкоатлетов экспериментальной групп в возрасте 9-10 лет. При исследовании для отведения биопотенциалов применялись накожные электроды (серебряные) в форме диска диаметром до 5 мм. Один электрод фиксировался на месте проекции прямой мышцы бедра вдоль хода ее волокон, а второй - на проекции двуглавой мышцы бедра. Все результаты исследования были обработаны с помощью метода математической статистики -U-критерий Манна - Уитни, так как обе группы являлись малыми выборками (N = 15, т.е. N < 30, где N -количество спортсменов), были независимыми и распределение в группах не являлось нормальным. Полученные результаты педагогического тестирования в начале 2012/13 учебного года свидетельствовали, что исходные величины показателей в контрольной и экспериментальной группах не имели статистически значимого различия (табл. 2). При изучении результатов контрольных тестов уровня физической подготовленности легкоатлетов 910 лет после проведения эксперимента было выяснено, что показатели оказались достоверно выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Однако в контрольном тесте «Поднимание туловища из положения лежа на спине» между двумя группами достоверных различий не было выявлено (табл. 3). Это можно объяснить тем, что юные спортсмены контрольной и экспериментальной групп выполняли одинаковую нагрузку силовой подготовки в основной части занятия. Для оценки функциональных изменений мышц были проведены электромиографические исследования. В процессе мышечной работы отмечается, что чем выше уровень тренированности спортсмена, тем более заметна разница в амплитуде и частоте, чем больше эти показатели, тем больше двигательных единиц задействовано в работе мышц и тем более синхронно происходит их сокращение. Статистический анализ данных позволил сделать вывод о том, что результаты биоэлектрических исследований мышц бедра толчковой ноги начинающих легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп до проведения эксперимента не имели статистически значимой разницы. После проведения эксперимента было выявлено, что у легкоатлетов обеих групп величина амплитуды биоэлектрической активности мышц бедра толчковой ноги увеличилась, при этом достоверно выше величина амплитуды регистрировалась у легкоатлетов экспериментальной группы. Также в экспериментальной группе было зафиксировано достоверно большее снижение частоты колебаний биоэлектрической активности мышц бедра толчковой ноги по сравнению с соответствующими величинами легкоатлетов контрольной группы (табл. 4). Т а б л и ц а 2 Показатели результатов контрольных тестов легкоатлетов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп до эксперимента Показатель Группа Уровень значимости p экспериментальная контрольная x+m x+m Прыжок в длину с места, см 136+6,1 135+5,9 0,8 Бег 30 м, с 6,2+0,1 6,3+0,1 0,8 Бег 500 м, с 139,1+9,5 139,2+9,5 0,9 Тройной прыжок с места, см 529+11 528+10,7 0,7 Поднимание туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами за 30 с, кол-во раз 20+0,9 19,9+1 0,8 Т а б л и ц а 3 Показатели результатов контрольных тестов легкоатлетов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента Показатель Группа Уровень значимости p экспериментальная контрольная x+m x+m Прыжок в длину с места, см 162+7,7 155+7 0,01 Бег 30 м, с 5,7+0,2 6+0,15 0,03 Бег 500 м, с 121,5+4,9 123,2+4,3 0,01 Тройной прыжок с места, см 560,3+9,3 551,5+8,5 0,02 Поднимание туловища из положения лежа на спине с согнутыми ногами за 30 с, кол-во раз 25,2+0,77 24,9+0,9 0,8 Т а б л и ц а 4 Показатели электромиограммы мышц бедра толчковой ноги легкоатлетов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) после эксперимента Показатель КГ | ЭГ КГ | ЭГ Амплитуда, мкВ Частота, Гц X+m 166+24 | 185+32 11,7+2,9 | 5,4+0,9 Уровень значимости p 0,03 0,02 Таким образом, больший прирост показателей контрольного тестирования легкоатлетов экспериментальной группы может быть связан с тем, что у данных спортсменов выше сила мышц бедра толчковой ноги и синхронность вовлечения двигательных единиц мышц в движение. Проанализировав вышеизложенное, можно отметить, что за период проведения исследования как в экспериментальной, так и в контрольной группах произошел прирост показателей физической подготовленности. В экспериментальной группе результаты увеличились значительней. На основе этого можно сделать заключение, что вариант спортивной тренировки в экспериментальной группе с использованием специального комплекса прыжковых упражнений доступнее для начинающих легкоатлетов (910 лет), эффективнее для повышения уровня тренированности, так как позволяет комплексно развивать основные физические качества юных спортсменов, а также удовлетворяет требованиям СДЮСШОР.

Ключевые слова

этап начальной подготовки легкоатлетов, педагогический эксперимент, поверхностная электромиография, initial stage of athletes' training, pedagogical experiment, surface electromyography

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лалаева Галина СергеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры физического воспитанияgalinalalaeva@mail.ru
Дьякова Елена ЮрьевнаТомский государственный университетд-р мед. наук, профессор кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медициныadyakova@yandex.ru
Миронов Артем АлександровичТомский государственный университетстудент факультета физической культурыartem50892@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Легкая атлетика / под общ. ред. Д.П. Макарова, Н.Г. Озолина. М. : Физкультура и спорт, 1965. 657 с.
Коуэн Брумлик Дж. Руководство по электромиографии и электродиограмме : пер. с англ. М., 1975. 204 с.
Лалаева Г.С., Дьякова Е.Ю. Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет // Вестник ТГУ. 2012. № 363.С. 172-174.
Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет. М. : Физкультура и спорт, 1981. 260 с.
Начальная подготовка юного спортсмена / под общ. ред. В.П. Филина и С.С. Грошенкова. М. : Физкультура и спорт, 1966. 255 с.
Верхошанский Ю.В. Тройной прыжок. М. : Физкультура и спорт. 1961. 214 с.
 Внедрение программы учебно-тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений для легкоатлетов 9-10 лет | Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. DOI: 10.17223/15617793/375/29

Внедрение программы учебно-тренировочного процесса с использованием специального комплекса прыжковых упражнений для легкоатлетов 9-10 лет | Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. DOI: 10.17223/15617793/375/29

Полнотекстовая версия