Психолого-образовательные возможности технологии «Актуализации потенциала достижений» у молодых людей, обучающихся в магистратуре
Представлено описание психолого-образовательной технологии «Актуализация потенциала достижений». Технология была разработана на основании анализа исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета. Результаты исследований показали существующие психологические ресурсы и дефициты у молодых людей, имеющих позитивный опыт вхождения в инновационную деятельность. Основываясь на полученных результатах, была сформулирована цель технологии - повышение уровня личностной эффективности у молодых людей. Психологообразовательная технология включала в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано.
Psychological and educational opportunities of achievement potential actualization technology of Master students.pdf В современных условиях России открываются реальные возможности для молодежи включаться в инновационные виды деятельности уже на этапе профессиональной подготовки [1, 2]. Повышается запрос к качеству подготовки специалистов, которые должны обладать целым набором социальных, личностных, психологических компетенций, позволяющих им достаточно быстро включаться в инновационные виды деятельности. Процесс вхождения в инновационную деятельность нуждается в разного рода специально организованном сопровождении. Одним из направлений такой работы является психолого-образовательное сопровождение. Анализ исследований, проводимых в течение ряда лет на факультете психологии Томского государственного университета (ТГУ), позволяет выделить следующие психологические дефициты, характерные для современной молодёжи [3, 4]: - низкий уровень коммуникативной культуры; - низкий уровень внутренней мотивации; - отсутствие навыков целеполагания; - низкий уровень толерантности к неопределенности; - низкий уровень флексибильности; - низкий уровень доверия к себе. Особого внимания заслуживает тот факт, что у молодых людей, имеющих позитивный опыт участия в инновационных конкурсах («БИТ Сибирь», «Делу время», «Первый шаг», «У.М.Н.И.К.» и др.) и отличающихся доминированием мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач; способностью выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности; способностью успешно решать новые задачи необычным оригинальным способом, также достаточно выражены такие психологические дефициты, как [3, 4]: - недостаточная сформированность навыков самопрезентации; - недостаточная сформированность навыков работы в команде. В этой связи особую актуальность приобретают задачи минимизации имеющихся социальнопсихологических дефицитов и формирования соответствующих компетенций. На факультете психологии ТГУ в качестве одного из фундаментальных оснований проектирования образовательных программ, направленных на решение выше обозначенных задач, выступает разработанный концепт «психологообразовательное сопровождение вхождения молодёжи в инновационную деятельность». Под такого рода сопровождением понимается создание специальных условий, при которых молодые люди обретают (или расширяют) опыт превращения личностного потенциала и возможностей социальной (в том числе и образовательной) среды в ресурсы собственного образования, таких как процессы самосозидания, создание себя путём полагания себя в мир культуры [5]. Такой подход расширяет возможности задач развития как самих субъектов инновационной деятельности, так и инновационного молодёжного сообщества как субъекта открытой информационнообразовательной среды [6]. Одним из вариантов психолого-образовательных технологий является разработанная авторами данной статьи технология «Актуализация потенциала достижений». Целью технологии является повышение уровня личностной эффективности молодых людей. Задачи технологии: 1. Минимизировать психологические дефициты молодых людей в процессе профессиональной подготовки в сфере приоритетных направлений науки, техники и технологий. 2. Содействовать развитию психологических ресурсов молодежи, имеющей опыт вхождения в инновационную деятельность. Технология направлена на развития таких компетенций, как: - способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях неопределенности; - способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации; - способность к эффективной коммуникации; - овладение навыками анализа своей деятельности; - способность к организации своей деятельности и самоорганизации; - способность к управлению своими эмоциями; - овладение навыками самопрезентации. Психолого-образовательная технология включает в себя занятия, проводимые преимущественно в тренинговой форме, что позволяет человеку работать в группе. Групповой опыт способствует более эффективному решению возникающих проблемных ситуаций. Группа отражает «общество в миниатюре», позволяя моделировать систему взаимоотношения и взаимосвязей, характерных для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях. Психолого-образовательная технология включает в себя разные формы проведения занятий: тренинговые, лекционные, семинарские. Реализация технологии предполагает организацию особого способа образовательного взаимодействия, включающего возможности широко используемых в образовательной практике технологий: проблемного ввода, case-study, дискуссии, дебатов, проектного метода. Технология разработана по модульному принципу. Модули независимы друг от друга. В зависимости от специфики группы содержание каждого модуля может быть модифицировано. Модуль 1 «Эффективная коммуникация». В процессе прохождения модуля молодые люди будут погружены в моделируемые ситуации, которые актуализируют процесс понимания себя и особенностей поведения других в коммуникативном процессе. Через совместную деятельность участники будут проявлять свою готовность к построению партнёрских отношений. Созданные условия тренинга будут способствовать осознанию ограничений, которые возникают у молодых людей в коммуникации. Модуль 2 «Целеполагание». Тренинг предполагает работу с целями: от понимания себя, своих ценностей и стремлений, до конкретизации целей. В процессе прохождения модуля участники познакомятся с принципами планирования времени и способами его оптимизации. Предполагается освоение инструментария для организации деятельности и самоорганизации в области планирования своих действий. Также работа в группе актуализирует навыки воздействия на собственное психическое и физическое состояние, что позволит молодым людям эффективно действовать в ситуации стресса, а также развиваться, принимая вызовы внутренней и внешней среды. Модуль 3 «Стратегии поведения в ситуации неопределённости». Тренинг ориентирован на актуализацию творческого потенциала, творческого мышления в ходе работы по решению задач разного рода сложности. В ходе тренинга для участников будут создаваться ситуации неопределенности, задаваться проблемные ситуации, что будет способствовать раскрытию студентами своих дополнительных возможностей, творческого потенциала каждого участника тренинга. Работа на тренинге включает в себя занятия с кейсами, ориентированными на ситуации, требующие риска. Модуль 4 «Доверие к себе как условие самоэффективности». В процессе тренинга молодые люди будут сталкиваться с неопределенными ситуациями, которые требуют собственной активности. В таких ситуациях перед группой открывается возможность проявить себя, осознать внутренние барьеры, которые необходимо учиться преодолевать. Также занятия ориентированы на развитие доверия к себе, оно играет важную роль в поддержании психологического комфорта, устойчивости личности по отношению к различным неблагоприятным факторам. У участников будет возможность заполнить тестовые методики, направленные на диагностику доверия к себе. Тренинговые занятия предполагают работу с внутренними мотивами, побуждающими человека к действиям.
Ключевые слова
потенциал достижений,
психолого-образовательная технология,
молодежь, включенная в инновационную деятельность,
potential achievements,
psychological,
educational technology,
young people included in innovative activityАвторы
Стариченко Ольга Николаевна | Томский государственный университет | мл. науч. сотр. кафедры организационной психологии | olapsy@sibmail.com |
Чучалова Ольга Николаевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры психологии личности | olka_nikolaevna@mail.ru |
Шмырёва Мария Анатольевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры общей и педагогической психологии | marijashmyreva@gmail.com |
Всего: 3
Ссылки
Краснорядцева О.М., Малкова И.Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность: условие становления инновационных сообществ в образовании // Психология обучения. М. : Изд-во СГУ, 2010. № 12. С. 8999.
Краснорядцева О.М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 157-165.
Лукьянов О.В., Шмырёва М.А. Высокий инновационный потенциал - форма деградации высокого личностного потенциала // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 157-159.
Клочко В.Е. Исследования инновационного потенциала личности: концептуальные основания / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 6-13.
Кочергин В.Я. Инновационные технологии в подготовке студентов: к проблеме инновационных изменений в процессе преподавания / В.Я. Кочергин, С.Н. Зень, Д.В. Майборода, Д.С. Самохвалов // Инновационные образовательные технологии. 2005. № 3(3). С. 51-53.
Вачков И.В. Преимущества групповой формы психологической работы. URL: http://www.corpus-bft.org/society/homeless/05.html (дата обращения: 15.02.2013).