Проведено исследование типологических особенностей социального поведения студентов факультета физической культуры. Выявлены три типа поведения, каждый из которых обладает оригинальным паттерном психологических характеристик, обеспечивающим различные варианты адаптации к образовательной среде педагогического вуза. Определены средние величины шкал «любовь к детям», «интерес к спорту» и «интерес к педагогической деятельности». Только у студентов первого типа социального поведения выделяются значения шкалы «интерес к спорту» выше среднего. Учет типологии психологических особенностей позволит обеспечить качественную подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности.
Typological characteristics of social behaviour of of the Physical Education Faculty students.pdf Актуальность исследования. Под социальным поведением можно понимать способы деятельности, которые осуществляются индивидом на основе правовых и традиционных норм, полученных в процессе воспитания. Они существуют за рамками индивидуальных особенностей человека и обеспечивают способность противодействовать индивидуальным поведенческим отклонениям. Н.Е. Шилкина считает, что социальное поведение -это способы деятельности социального субъекта, которые осуществляются на основе социальных норм, существуют вне индивидуального сознания, достигаются личностью в процессе социализации, имеют принудительную силу и способность сопротивляться нерациональным трансформациям, создают постоянство социальной системы, модифицируются в историческом контексте. Возможна их типизация по признакам ситуации, предъявляемых личности требований и переживаний. Эти способы деятельности ориентированы на поддержание социальной жизни, цикличны, непрерывны [1]. Одной из важнейших проблем любой типологии является выбор адекватных критериев для отчетливого выделения типов с целью их последующего анализа. Базируясь на основе определения социального поведения, можно утверждать, что типизация социального поведения - это создание субъектом типовых поведенческих реакций путем выбора предъявляемых ему требований на основе общих для ряда объектов характеристик [Там же]. Н.В. Козлова с соавторами считают, что личност-но-профессиональное становление студентов в условиях высшего профессионального образования проявляется в моделировании предпрофессионального образа мира и заключается в постепенном преобразовании мышления человека (с его индивидуальными особенностями) в профессиональное мышление. Профессиональное мышление, оставаясь формой познания, участвует в формировании профессиональной картины мира и способствует саморазвитию собственной личности [2]. Анализ типов направленности личности у студентов, проведенный М.Е. Кадыш, выявил определенную динамику в процессе обучения в вузе с первого по пятый курс. Просоциальная децентрированная направленность с доминантой морального долга является преобладающей у студентов первого и второго курсов (74 и 87% соответственно). Вероятно, это указывает на высокую степень удовлетворенности жизнью: социальной ситуацией, собой и окружающими. На четвертом курсе на вторую позицию перемещается эгоцентрическая направленность с доминантой «ситуативного эгоцентризма». Фактически значительная часть студентов четвертого курса имеют потребности, сконцентрированные только на самих себе, они стремятся брать как можно больше от окружающих, пренебрегая интересами других людей. Наиболее важным становится само выражение личности. Студенты четвертого курса относятся к другим более требовательно, тенденциозно, необъективно. На пятом курсе отмечается наибольшее число студентов в зоне неопределенности (14%). Это является очень тревожным признаком, указывающим на существование стойкого кризиса у части студентов-пятикурсников [3]. Представляется перспективным выделение трех типов предпрофессионального образа мира у студентов, которые характеризуют особенности личностно-профессионального становления в условиях новых тенденций в образовании [2]. Первый тип (37% студентов от общей выборки) характеризуется высокими показателями психической ригидности, что может приводить к ошибкам восприятия, памяти, сужению объема внимания и поступков в процессе профессионального образования. Ведущими мотивами у данных студентов являются власть, получение удовольствия, роскошь, влиятельность. Для второго типа (13% студентов от общей выборки) отмечаются высокие показатели сензитивной ригидности. Это указывает на сложность эмоционального реагирования на новые ситуации, требующие изменений в поведении. Для данного типа предпрофессио-нального образа мира свойственны неясная насущная направленность, страх перед жизненными реалиями, необходимость стабильности, безопасности. Наиболее выраженные ценности - безопасность, социальный порядок, поддержание традиций. Третий тип (50% студентов) обладает средними показателями установочной и актуальной психической ригидности. Это говорит о том, что у них присутствует психологическая готовность к устойчивости и гибкости поведенческих реакций. Доминирующими ценностями для студентов данного типа являются созидание, широта интересов, признание, осведомленность, зрелость и др. [2]. Таким образом, по данным приведенных выше авторов, использующих различные подходы к типизации социального поведения студентов в процессе высшего профессионального образования, можно выявить особенности направленности личности и профессионального становления. В то же время исследований, посвященных данной проблеме в сфере физкультурного образования, нами не выявлено, что и предопределило тему настоящей работы. Подготовка современного специалиста физической культуры требует создания научно-образовательной среды, имеющей отличительные особенности. Они связаны как со спецификой предметной деятельности специалиста, так и с культурологической функцией его будущей профессиональной деятельности, а также со спецификой взаимодействия с различными категориями обучающихся, что во многом определяет эффективность реализации упомянутой культурологической функции [4]. Цель работы - выявить основные типологические особенности социального поведения студентов факультета физической культуры. Методы и организация исследования. Нами были использованы следующие методики: опросник EPPS по Г.Ю. Айзенку, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, опросник личностной агрессии Басса -Дарки (ЛА), оценка фрустрационных реакций (модификация теста С. Розенцвейга), оценка ролевых ожиданий и притязаний в браке по А. Н. Волковой (РОП), шкала коммуникативной тревожности при общении Т. Лири (СКТ), субъективная оценка межличностных отношений (СОМО) по С.В. Духновско-му, шкала организационного стресса Мак-Лина (ОС), оценка типов поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу, опросник мотивации к физкультурно-педагогической деятельности по Г.Н. Пономареву и М.А. Шанскову (МПФД) [5]. Исследование выполнялось бланковым методом с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр». Подробное описание тестов представлено в Методическом руководстве к Мультипсихометру [6]. Показатели тестов приведены в шкале стэнов. В исследовании приняли участие 33 студента пятого курса факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты и их обсуждение. На рис. 1 представлены наиболее высокие показатели ряда психологических характеристик, отличающих студентов-выпускников факультета физической культуры. К ним относятся показатели общей агрессии - 6,61 ± 0,35, продуктивность по субтесту «Нахождение общности» Амтхауэр-4 - 6,45 ± 0,36, характеризующие языково-логическое мышление, языковую способность к абстрагированию, образованию понятий, вынесению суждений. 6,70 Hill 6,50 III 6,30 6,10 5,90 5,70 Рис. 1. Наиболее высокие показатели психологических характеристик студентов факультета физической культуры Также к ним относятся показатели коммуникативной тревожности по Лири - 6,15 ± 0,42, психотизм по Айзенку - 6,15 ± 0,29, экстрапунитивность по Розен-цвейгу - 6,09 ± 0,36. Показатели аутоагресии (ЛА_АА), вербальной агрессии (ЛА_ВА) являются частными по отношению к показателю общей агресии, а безответственность (Ай_БО) и склонность к риску (Ай_СР) входят в структуру шкалы психотизма Айзенка, поэтому в дальнейшем они не использовались при проведении процедур кластерного анализа. На рис. 2 продемонстрированы показатели, которые находятся в диапазоне низких значений у обследованных студентов. В порядке возрастания в эту группу показателей входят: продуктивность по субтестам «Аналогии» Амтхауэр-3 - 3,52 ± 0,33, «Выбор фигуры» Амтхауэр-3 - 3,56 ± 0,26, «Задания с кубиками» Амтхауэр-3 - 3,85 ± 0,36, компромисс по Томасу - 3,91 ± 0,33. Показатели социальной желательности и самоуничижения по Айзенку (Ай_СЖ и Ай_СУ), сотрудничества по Томасу (Том_СТ), интрапунитивность и им-пунитивность по Розенцвейгу превышают 4 стэна и соответствуют уровню ниже среднего. Исходя из полученных результатов, был проведен кластерный анализ с целью выявления типов социального поведения студентов факультета физической культуры педагогического вуза. В качестве кластеризирующих признаков применялись вышеуказанные показатели общей агрессии, продуктивности по субтесту «Нахождение общности» Амтхауэр-4, коммуникативной тревожности по Лири и психотизма по Айзенку. В соответствии с данными кластерного анализа были выделены три типа социального поведения студентов. Первый тип составил 30,3%, второй тип - 27,3% и третий тип - 42,4% от общей 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 выборки. Анализу подвергались только достоверно различающиеся показатели между тремя типами и находящиеся в области высоких или выше средних значений. as a*.*
Сугоняев К.В. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» : метод. руководство / К.В. Сугоняев, А.Ю. Чуплин, Е.В. Медведев и др. М. : ЗАО «Научно-производственный центр ДИП», 2008. Ч. 1. 366 с.
Пономарев Г. Н. Перспективы развития образовательной деятельности факультетов физической культуры в условиях модернизации образо вания в России / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. 2007. № 8. С. 55-58.
Пономарев Г.Н. Методика оценки мотивационной сферы у преподавателей физической культуры / Г.Н. Пономарев, В.Г. Федоров, М.А. Шансков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 11 (95). С. 119-123.
Кадыш М.Е. Исследование проблемы направленности личности в студенческом возрасте // Вестник Московского государственного област ного университета. Сер. Психологические науки. 2010. № 1. С. 22-25.
Козлова Н.В., Берестнева О.Г., Шелехов И.Л. Особенности личностного и профессионального становления студентов университета / Н.В. Козлова, О.Г. Берестнева, И.Л. Шелехов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 103-107.
Шилкина Н.Е. Основание типизации социального поведение и понятийный аппарат исследования социального поведения в социологии // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2009. № 1. С. 180-186.