Geopolitical challenges and modernisation responses: railway transport in the east of Russia under the conditions of the Russian Civil War
The article deals with the peculiarities of railway management in the Asian part of Russia in the days of anti-Bolshevist governments. The material is presented within the broad context of railroad construction history. The main railway lines constructed by the state before the revolution of 1917 in the Asian part of Russia led to the territory development. Private funds were invested in the warrantable projects. The Civil War mostly went along the railroads situated in the East of Russia. It is not unexpected that railway economy incurred substantial costs and, at the same time, railroads became a guide to the source of almost all the goods for the army and citizens. The state of the railway transport in the East of Russia was researched fragmentarily or formally and on the basis of fragmentary data. The author introduces documents of the Railway Department of the Ministry of Finance of the Russian Government and materials of periodical press into scientific use. The author considers it necessary to point out that laying train tracks in the Asian part of Russia was enhanced by private companies before the revolution. At the same time, the state recognized the importance of creation of a single plan of train tracks development, prioritizing and investments in laying train tracks. But the Civil War temporarily disorganized the unity of administration, and transfer of the railroads to railway committees made them unprofitable. Since the autumn of 1918, the Ministry of Railways of the Provisional Siberian Government and All-Russian Government managed to reconstruct the unity of administration and financing of all the state-owned and private railroads of the Urals, Siberia, the Steppe and the Far East. As shown in some sources researched by the author the Ministry used the sources of rail materials effectively, organized manufacturing of new carriages and spare parts in the Urals, which helped restore the damaged communications and build about 505 miles of new railway lines. The Ministry had to abandon the ambitious prerevolutionary plans of railway lines construction in the taiga zone of Siberia, but it continued construction of short railway lines that connected Siberian extractive industries with the Trans-Siberian Railway and the lines that delivered grain from Siberia. Construction of new railway lines and exploitation costs of private railway companies were paid from the funds of the Provisional Siberian and All-Russian Governments. The companies applied for a loan upon the security of the enterprises to the State bank, and it resulted in the transfer of private railroads of the eastern regions of Russia to the state. New railway construction continued within the frame of prerevolutionary directions and priorities. But the authorities had to put an end to the projects of the taiga and subarctic territories.
Keywords
железные дороги,
геополитика,
хозяйственное освоение,
Гражданская война,
антибольшевистские правительства,
Министерство путей сообщения,
кредиты,
национализация,
railroad communications,
geopolitics,
development,
Civil War,
anti-Bolshevist governments,
Ministry of Railways,
credits,
nationalizationAuthors
Rynkov Vadim M. | Institute of History, Siberian Branch Russian Academy of Science | vadsvet@list.ru |
Всего: 1
References
Баталова Т.И. Территориальное размещение частных железных дорог Азиатской России и политика государства // Региональные особенности управления государственным хозяйством России XVIII - начала XX в. : материалы Всерос. науч. конф. Томск, 2007. С. 134-141.
Ламин В. А, Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатеринбург, 1999. 199 с.
Тимошенко А.И. Транссиб и проекты железнодорожного строительства в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 2. С. 71-74.
Мерхалев Д. Железные дороги Сибири в 1917-1919 гг. // Сборник сибирского краевого статистического управления. Новониколаевск, 1922. Т. 2. С. 41-51.
Пинус В. Железнодорожное строительство Сибири за пятилетие 1918-1922 гг. // Жизнь Сибири. 1922. № 3. С. 40-42.
Крушанов А.И. К вопросу о роли Межсоюзного комитета и Технического совета в осуществлении империалистических планов США и Японии на Дальнем Востоке и в Сибири в 1918-1919 гг. // Ученые записки Дальневосточного университета. Вып. 2. Сер. обществ.-полит. наук. Владивосток, 1958. С. 69-78.
Крушанов А.И. О роли Межсоюзного комитета и Технического совета в осуществлении империалистических планов США и Японии на Дальнем Востоке и в Сибири в 1918-1919 гг. // Труды ДВ филиала СО АН СССР. Сер. История. Т. 2. 1961. С. 15-20.
Попова Е.И. Миссия Стивенса и провал железнодорожной политики США в России и Китае в 1917-1922 // Исторические записки. М., 1957. Т. 60. С. 31-85.
Индукаева Н.С. Борьба американской дипломатии за установление межсоюзнического контроля на КВЖД (1918 - март 1919 г.) // Сбор ник научных трудов исторических кафедр. Труды ТГУ. Томск : Из-во ТГУ, 1963. Т. 171. С. 94-101.
Гнатовская Е.Н. Из истории железнодорожной политики США на Дальнем Востоке. 1917-1920 гг. // III дальневосточная конференция молодых историков. Владивосток, 1994. С. 68-69.
Мухачев Б.И. К вопросу о деятельности Межсоюзного железнодорожного комитета на Дальнем Востоке (1918-1922 гг.) // КВЖД и ее влияние на развитие политических, социально-экономических и культурных процессов в Северо-Восточной Азии : тезисы докл. и собщ. науч. конф. Владивосток, 1997. С. 45-47.
Дмитриев Н.И. Межсоюзный железнодорожный комитет и его роль в восстановлении Сибирской магистрали в 1919 г. // Гражданская война на Дальнем Востоке России: итоги и уроки : тезисы Междунар. науч. конф. Владивосток, 1992. С. 45-47.
Дмитриев Н.И., Дмитриева Т.В. Междусоюзный железнодорожный комитет и его роль в восстановлении Сибирской магистрали // Фундаментальные и прикладные исследования по транспорту. Вып. 24 (106). Страницы истории России : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2002. С. 142-155.
Гнатовская Е.Н. Состояние железнодорожного транспорта и положение рабочих на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. // Исторический опыт освоения восточных районов России : материалы Междунар. науч-практ. конф. Владивосток, 1993. Кн. III. С. 49-52.
Гнатовская Е.Н. Железные дороги как фактор экономической и геополитической стратегии России на Дальнем Востоке (конец XIX -первые десятилетия XX в.) // Гуманитарные исследования : сб. науч. статей. Уссурийск, 1999. Вып. 3. С. 276-282.
Коновалов П.С. Строительство и эксплуатация Ачинск-Минусинской железной дороги (1914-1920 гг.) // Хозяйственное освоение Сибири: вопросы истории XIX - первой трети XX в. : сб. науч. статей. Томск, 1994. С. 49-60.
Дмитриев Н.И. Железные дороги востока России в начальный период Гражданской войны // Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Березники, 1997. С. 110-113.
Дмитриев Н.И. Новое железнодорожное строительство в Сибири при Российском правительстве адмирала А.В. Колчака // История «белой» Сибири : тезисы Второй науч. конф. Кемерово, 1997. С. 81-84.
Ижендеев А.Ю. Управление Томской железной дороги в 1917-1920 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 77-80.
Климов И.П. Деятельность правительств демократической контрреволюции Сибири и Урала на железнодорожном и водном транспорте весной - осенью 1918 года // Новейшая история России. 2017. № 2. С 53-67.
История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836-1917 гг. СПб., 1994. 336 с.
План железнодорожного строительства в Сибири на ближайшее десятилетие. Пг., 1917. С. 79.
Доклады Приморской окружной торгово-промышленной палаты по вопросам экономики русского Дальнего Востока, представленные на Вашингтонскую конференцию 1921 года. Владивосток, 1922. 459 с.
Сенин А.С. Борьба за власть на российских железных дорогах: Викжель Викжедор, Всопрофжель.. // Новый исторический вестник. 2005. № 13. С. 96-141.
Государственный архив Омской области (далее - ГАОО). Ф. Р-1858. Железнодорожный отдел Министерства финансов Российского правительства. Оп. 1.
Колчаковщина на Урале (1918-1919 гг.) в документах и материалах с вводным очерком А. Танеева. Свердловск, 1929. 233 с.
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-341. Политический центр. Оп. 1. Д. 39.
Вестник Омской железной дороги. Омск, 1919. № 15-16.
ГАОО. Ф. Р-1181. Финансово-счетное управление Министерства путей сообщения Российского правительства. Оп. 1.
Вестник Министерства путей сообщения. Омск, 1919.
Отечественные ведомости. Екатеринбург, 1919. 30 марта.
Вестник Самаро-Златоустовской железной дороги. Самара, 1918. № 11-13.
Правительственный вестник. Омск, 1918. 16 августа.
ГАОО. Ф. 2045. Управление Омской железной дороги Министерства путей сообщения Российского правительства. Оп 1. Д. 1.
Рынков В.М. Сибирская автономия в вихре Гражданской войны // Сибирь: проекты XX века (начинания и реальность) : сб. науч. статей. Новосибирск, 2000. Вып 4. С. 3-25.
ГАРФ. Ф. Р-176. Совет министров Российского правительства. Оп. 4. Д. 34. Л. 65-66 об.
Вестник Приуралья. Челябинск, 1919. 2 июля.
Собрание узаконений и постановлений Российского правительства издаваемое при Правительствующем сенате. Омск, 1919. № 11.
Русская армии. Ново-Николаевск, 1919. 7 марта.
Рынков В.М. Финансовая политика антибольшевистских правительств востока России (вторая половина 1918 - начало 1920 гг.). Новосибирск, 2006. С. 440.