Postgraduate education in Russian universities: state, problems and prospects of development
The aim of the article is to analyse the current state and the prospects of the development of postgraduate education in Russian universities, to offer a system of scientific and methodological support of postgraduate students of the university and their research supervisors on the basis of this analysis and the accumulated experience. The main results of monitoring (sociological polls) of students focused on scientific and pedagogical activity, postgraduate students and experts from skilled research supervisors, heads of departments and deans of faculties of Russian universities are analysed. Mechanisms of implementation of changes in the functioning of postgraduate education in universities are offered. As a result of the research, it is revealed: a) the low efficiency of postgraduate education is connected, first of all, with the fact that many postgraduate students are guided by wrong representations and wrong motivation; b) many postgraduate students are not prepared (both methodologically and psychologically) to perform their tasks - to write and to defend their thesis; c) work with postgraduate students at departments of many universities is not conducted systemical-ly: research supervisors, department and the university do not pay them enough attention, which results in their inability to defend the thesis in time, to fulfil all necessary requirements, to answer the asked questions at the defence and in the Higher Attestation Commission, and often leads to students' abandoning postgraduate education or stopping to work on their thesis after the end of training; d) weak methodological support of postgraduate students. On the basis of the accumulated experience and conclusions of the research, tools for the solution of the revealed problems are proposed and tested. Experience of the development and use of scientific and methodological support of postgraduate students' work is presented. The scientific novelty of the research is that its results allowed to reveal and confirm the main problems of postgraduate education functioning in Russian universities, to offer and systematise mechanisms and tools for their decision. The practical value of the work is that the proposed mechanisms and tools of scientific and methodological support of postgraduate students of the university, relying on the experience approved at Penza State University of Architecture and Construction, can increase the efficiency of postgraduate education in Russian universities.
Keywords
институт аспирантуры,
университет,
аспирант,
диссертация,
научно-методическое обеспечение,
диссертационный менеджмент,
postgraduate student,
postgraduate education,
university,
thesis,
scientific and methodological support,
thesis supervisionAuthors
| Reznik Semen D. | Penza State University of Architecture and Construction | disser@bk.ru |
| Chemezov Igor S. | Penza State University of Architecture and Construction | chemezoff@list.ru |
Всего: 2
References
Воробьев М.К., Скоробогатый Э.И. Проблемы повышения эффективности использования кадрового потенциала науки // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2. С. 85-95.
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : утв. указом Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 г. URL: http://sntr-rf.ru
О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования: приказ Минобрнауки РФ № 244 от 18.03.2016 г. // Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
Васильева предлагает сократить число аспирантов на кафедре до трех // ТАСС. URL: http://tass.ru/obschestvo/4173361
Алексов М.М. Формирование опыта научно-исследовательской и преподавательской деятельности аспирантов в послевузовском образовании : автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2005. 23 с.
Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 44-52.
Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. 219 с.
Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70-78.
Стронгин Р., Бедный Б., Миронос А. Массовизация аспирантуры и проблемы качества подготовки научных кадров // Ректор вуза. 2009. № 5. С. 34-40.
Катасонова Т.Б. Повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантурах высших учебных заведений : дис. канд. пед. наук. М., 2009. 211 с.
Малюгина И.В. Управление воспроизводством кадрового потенциала сектора науки в высших учебных заведениях России : дис.. канд. экон. наук. М., 2006.
Непомнящая Л.В. Аспирантура как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы : дис.. канд. пед. наук. Краснодар., 2005. 158 с.
Серова Т.В. Система оценки эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре в области точных и естественных наук : авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2011. 27 с.
Симонов-Емельянов И.Д. Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 56-62.
Сулейманова А.Р. Проектирование образовательных маршрутов аспирантов на основе анализа подготовки научно-педагогических кадров в России и за рубежом : автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2015. 22 с.
Устинова Д.В. Разработка системы и механизмов управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения : дис.. канд. экон. наук. Пенза, 2014. 196 с.
Россия в цифрах. 2017 : краткий стат. сб. / Росстат. M., 2017. 511 с.
Перечень действующих советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по состоянию на 04 августа 2017 г. // Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. URL: http://vak.ed.gov.ru
Диссертаций стало меньше // Коммерсант.ру. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2653258
Кротков А.П. Нужна ли карьеристу аспирантура? // Образование и карьера. 2005. № 45.
Резник С. Д., Устинова Д.В. Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления. М. : ИНФРА-М, 2016. 158 с.
Резник С.Д., Устинова Д.В. Продвижению в аспирантуру одаренных студентов нужна система // Преподаватель XXI века. 2012. № 4. С. 32-38.
Резник С.Д., Устинова Д.В. Формирование мотивации студентов к научно-педагогической деятельности в вузе // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 361-365.
Резник С.Д. Как повысить шанс получить высокую оценку диссертационной работы: кого и почему приглашают в ВАК // Университетское управление : практика и анализ. 2010. № 6.
Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты : практ. пособие для докторантов, аспирантов, магистров / под ред. В. А. Абрамова. 3-е изд., доп. М. : Ось-89, 2011.
Кузнецов И.Н. Диссертационные работы : методика подготовки и оформления : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Н.П. Иващенко. М. : Дашков и Ко, 2014.
Новиков А.М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М. : Либроком, 2010.
Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень : пособие для соискателей. 9-е изд., доп. и испр. М. : ИНФРА-М, 2012.
Резник С.Д. Аспирант вуза : технологии научного творчества и педагогической деятельности : учеб. М. : ИНФРА-М, 2015.
Резник С.Д. Основы диссертационного менеджмент : учеб. 2-е изд, перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2015.
Аспиранты России : отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности / С.Д. Резник, С.Н. Макарова и др.; под общ. ред. С.Д. Резника, перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2016.
Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию : практ. пособие. М. : ИНФРА-М, 2014.
Резник С.Д. Научное руководство аспирантами : практ. пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Резник С.Д., Макарова С.Н. Эффективное научное руководство аспирантами. М. : ИНФРА-М, 2014.
Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы / под общ. ред. С.Д. Резника, Р.М. Нижегородцева, Г. А. Резник. М. : ИНФРА-М, 2017.