Models of Government Regulations of the Religious Component in General Education: Russian and International Practices | Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2019. № 442. DOI: 10.17223/15617793/442/30

Models of Government Regulations of the Religious Component in General Education: Russian and International Practices

The study aims at defining the characteristics of an optimal model of government regulation of religion in general comprehensive education which should be an integral part of a modern secular state. In order to do so, the authors carried out content analysis of the focal doctrinal developments and the common practices in the Russian Federation and several other secular countries, as well as international court practice. The study focuses on the most contentious aspects of the issue and employs the following methods of scientific knowledge: general scientific methods (dialectical and systematic methods, formal logic, analysis, synthesis) and special/ad hoc methods (technical, comparative law, statistical, interpreting the law). The article presents the findings of the study that analyses contemporary models of government regulations of the religious component in education within the framework of core activities in comprehensive state and municipal schools in Russia and abroad. The choice of the topic can be attributed to the contradiction between the accepted secular nature of the majority of democratic states supporting the freedom of conscience and religion and the variety of rather controversial approaches to government regulation of the religious aspect of education, the basis of which is reflected in the system of general education. The study proves that a state that claims to be secular needs a systematic and balanced approach to regulation of religious studies in the system of general education which is, essentially, the foundation of a person's mindset formation. In this context, a classification of religious education forms is considered; in it, it is the non-confessional form that is defined as most preferable for a modern secular state. Taking this into account, the study is focused on legislative and law-enforcement practices in the Russian Federation concerning implementation of the religious component in the system of general education, both on state and regional levels. The main debating points in this area are as follows: how much of the religious component is acceptable in a comprehensive curriculum; how educational institutions may cooperate with religious organisations; why religious paraphernalia and symbols are limited in demonstration in pubic state schools. Furthermore, some practical recommendations have been formulated to optimize government regulation of religious and educational establishments in the Russian Federation. Finally, the study suggests several conceptual features of the most preferable (general) model of legislative regulation of the religious component in general education in a secular state; these features may be called universal, and their uniformity should be reflected in special educational legislation of modern secular states.

Download file
Counter downloads: 155

Keywords

свобода совести и вероисповедания, общее образование, религиозный компонент, регулирование, светское государство, модель, универсальные признаки, freedom of conscience and religion, general education, religious component, regulations, model, secular state, universal features

Authors

NameOrganizationE-mail
Cherkasov Konstantin V.Vyatka State University; Pitirim Sorokin Syktyvkar State University; All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of the Russian Federation)CherkasovKV1978@yandex.ru
Ivanova Olga S.Pitirim Sorokin Syktyvkar State Universityktgp@syktsu.ru
Chalykh Irina S.Pitirim Sorokin Syktyvkar State Universitykgpd@syktsu.ru
Всего: 3

References

Черкасов К.В., Лапина Е.Б. Образовательная деятельность в современной России: к вопросу о правовых барьерах и ограничениях // Вест ник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 215-221.
Журавлев В.М. Процесс «коэволюции» научного и религиозного знания в образовании // Философия образования. 2008. № 3. С. 270-275.
Конституция Французской республики 1958 года. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=138 (дата обращения: 27.11.2018).
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
Основной закон Федеративной Республики Германия 1949 года. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата обращения: 27.11.2018).
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с послед. изм. и доп.) // Российская газета. 2012. 31 декабря.
Code de l'education. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=95F9179D257106A9AB15F9ECE0AB7 DF7.tplgfr35 s_3?cidTexte=LEGITEXT000006071191&dateTexte=20180115 (дата обращения: 18.11.2018).
Козырев Ф.Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2006. 42 с. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-nekonfessionalnoe-religioznoe-obrazovanie-v-zarubezhnoy-shkole#ixzz5 Ub8aNZYm (дата обращения: 27.10.2018).
Йенсен Т. Религиозное образование в государственных школах: важнейшие тенденции (преимущественно на примере Скандинавии) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 46-71.
SchOG от 25.07.1962. URL: http://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer=10009265 (дата обращения: 18.11.2018).
Religionsunterrichtsgesetz от 13.07.1949. URL: http://www.ris.bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gesetzesnummer= 10009217 (дата обращения: 18.11.2018).
Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно-конфессиональных отношений) / сост. Г. Робберс; под ред. М.А. Воскресенского, А. А. Красикова, Р.Н. Лункина, Р. А. Подопригоры, Л.С. Симкина, И.А. Шалобиной. М. : Институт Европы РАН, ТЦ Юнеско, 2009. 720 с.
URL: http://www.centerforpubliceducation.org/Main-Menu/Public-education/The-law-and-its-influence-on-public-school-districts-An-overview/ Religion-and-Public-Schools.html (дата обращения: 18.11.2018).
Education Act 2002 от 24.07.2002. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/32/contents (дата обращения: 18.11.2018).
Education Act 1996 от 24.07.1996. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/56#commentary-c15256971 (дата обращения: 18.11.2018).
Сергеева А.Н. Религиозность приватная vs. религиозность публичная: эволюция религиозности в СССР / России // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 7-13.
Родионов С.Н., Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 104-109.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с послед. изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 12.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с послед. изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 9.
Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 0896 «О методических рекомендациях». URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostrans tvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikh-reko-mendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 02.12.2018).
О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Российская газета. 1997. 01 октября.
Об утверждении Единых требований к школьной одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Дагестан : Постановление Правительства Республики Дагестан от 11.06.2013 № 303 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2013. № 11. Ст. 742.
Об установлении требований к одежде обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования : Постановление Правительства Республики Карелия от 07.02.2014 № 24-П (с послед. изм. и доп.) // Карелия. 2014. № 12.
Об установлении основных требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных общеобразовательных организациях Архангельской области и муниципальных общеобразовательных организациях : Постановление Минобрнауки Архангельской области от 13.08.2013 № 03 // Волна. 2013. № 33.
Об утверждении единых требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (вместе с «Едиными требованиями к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : Постановление Правительства Оренбургской области от 14.08.2013 № 683-п // Оренбуржье. 2013. № 133.
Об утверждении Типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : Постановление Правительства Орловской области от 03.06.2013 № 179 (с послед. изм. и доп.) // Портал Орловской области - публичный информационный центр. URL: http://orel-region.ru (дата обращения: 13.12.2018).
Об установлении единых требований к одежде обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2015 № 2003-р (документ опубликован не был) // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2018).
Об утверждении Общих требований к одежде обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Бурятия : Постановление Правительства Республики Бурятия от 21.06.2013 № 320 (с послед. изм. и доп.) // Бурятия. 2013. № 68.
Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Республики Северная Осетия-Алания и муниципальных образовательных организациях муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания : Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 31.05.2013 № 193 (документ опубликован не был) // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2018).
Об утверждении Типовых требований к одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных организациях Ставропольского края, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : Постановление Правительства Ставропольского края от 31.10.2012 № 422-п (с послед. изм. и доп.) // Ставропольская правда. 2012. № 292.
Об утверждении типовых требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подведомственных Министерству образования и науки Астраханской области: постановление Минобрнауки Астраханской области от 03.02.2015 г. № 04 // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2015. № 5.
Об утверждении требований к одежде обучающихся областных и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Белгородской области : Постановление Правительства Белгородской области от 08.07.2013 г. № 265-пп (документ опубликован не был) // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2018).
Об утверждении типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа : Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2014 № 1181 // Красный Север. 2014. Спецвыпуск. № 50.
Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Башкортостан : Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13.06.2013 № 243 // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. URL: http://www.npa.bashkortostan.ru (дата обращения: 13.12.2018).
Об установлении типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях Нижегородской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : Постановление Правительства Нижегородской области от 03.09.2014 № 603 // Правовая среда. 2014. № 92 (1802).
Об установлении типовых требований к одежде обучающихся государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : Постановление Правительства Еврейской автономной области от 23.12.2014 № 683-пп // Биробиджанская звезда. 2015. № 2.
Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики : Постановление Правительства Чеченской Республики от 11.07.2013 № 168 // Вести Республики. 2013. № 141 (2074).
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2015 № 15-АПГ14-11 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.12.2018).
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2013 № 19-АПГ13-2 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.12.2018).
Постановление Европейского Суда по правам человека от 04.12.2008 по делу «Догру (Dogru) против Франции» (жалоба № 27058/05). URL: http://hudoc.echr.coe.int (дата обращения: 09.12.2018).
Постановление Европейского Суда по правам человека от 04.12.2008 г. по делу «Керванджи (Kervanci) против Франции» (жалоба № 31645/04). URL: http://hudoc.echr.coe.int (дата обращения: 09.12.2018).
Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Османоглу и Кочабаш (Osmanoglu et Kocabas) против Швейцарии» (жалоба № 29086). URL: http://hudoc.echr.coe.int (дата обращения: 09.12.2018).
Янкевич С.В., Княгинина Н.В. Светский характер общего образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 91-101 // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2018).
URL: https://www.levada.ru/2016/02/19/tserkov-i-gosudarstvo-2/ (дата обращения: 27.10.2018).
Основы светской этики. Впечатления учителей. URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10996 (дата обращения: 27.10.2018).
 Models of Government Regulations of the Religious Component in General Education: Russian and International Practices | Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2019. № 442. DOI: 10.17223/15617793/442/30

Models of Government Regulations of the Religious Component in General Education: Russian and International Practices | Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2019. № 442. DOI: 10.17223/15617793/442/30

Download full-text version
Counter downloads: 1637