The Problem of Resolving Contradictions Between the Secular and the Religious in the Political Sphere: A Regional Aspect
This article is devoted to the study of the problem of resolving the contradiction between the secular and the religious in politics. The study is based on a postsecular view of modern society and the processes taking place in it. Supporters of postsecularism believe that it is a new formation and a phase in the development of social consciousness, which replaces the phase of secularization. In their opinion, one of the most important characteristics of the postsecular world is the active return of religion to the public space, including the political sphere. The new reality demonstrates a departure from the traditional forms of interaction between religion and politics and requires its own understanding. Thus, modernity has actualized a number of questions that society has to answer. And one of the key questions is this: if liberal constitutions are designed to protect the interests of all citizens, what should be done with believers who are full citizens of the state, but the state policy should be freed from any religious "pollution"? The authors attempted to answer this question by studying the sphere of interaction between religion and politics in the Republic of Tatarstan, a subject that positions itself as a territory of interfaith harmony. The empirical basis of the research was legal documents of the republican level concerning the subject matter, materials of the site of the Spiritual Administration of Muslims of the Republic of Tatarstan and the site of the Tatarstan Metropolis of the Russian Orthodox Church. As a result, it was concluded that the problem of resolving the contradictions between the secular and the religious in politics is solved by enhancing interaction between government departments and religious organizations, especially Muslim ones. The republic's Muslims actively establish both formal and informal contacts with the authorities, thereby influencing the formation of the political agenda. This fact itself indicates the presence of trends showing that the territory has embarked on the path of postsecular development. However, the movement towards a postsecular society in the republic seems today to be "half-hearted". As mentioned above, one of the hallmarks of such a society is the neutral position of the state in relation to all worldviews represented on its territory. This provision does not characterize the current state of affairs in the Republic of Tatarstan, since the Islamic-oriented position of the state is obvious. Postsecular trends in the republic are only beginning to emerge, the political influence of Muslim organizations is fragmented, but it tends to increase.
Keywords
постсекулярность,
публичная сфера,
противоречие между религиозным и светским,
взаимодействие власти и мусульманских организаций Татарстана,
postsecularity,
public sphere,
contradiction between the religious and the secular,
interaction of authorities and Muslim organizations of TatarstanAuthors
| Avanesova Elena G. | Tomsk State University | avanesovafsf@yandex.ru |
| Mikaelyan Nina A. | Tomsk State University | nina952@mail.ru |
Всего: 2
References
Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество - что это такое? // Русский журнал: сайт. [Б.м.], 1997-2015. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 24.08.2018).
Мчедлова М.М. Социокультурные смыслы политики: новая логика интерпретации и религиозные референции // Полис. 2016. № 1. C.157-174.
Хоружий С.С. Постсекуляризм и ситуация человека // Институт синергийной антропологии: портал. [Б.м.], 2011. URL: http://synergiaisa.ru/wp-content/uploads/2012/08/hor_postec_i_sit_chel.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
Тернер Б. Религия в постсекулярном обществе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 21-51.
Аванесова Е.Г. Трансформация функций государственной власти в мировом космополитическом сообществе // Вестник Томского госу дарственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 4 (20). С. 73-78.
Эйзенштадт Ш. Новые религиозные констелляции в структурах современной глобализации и цивилизационная трансформация // Госу дарство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 1 (30). С. 33-56.
Хабермас Ю. Что такое политическое? Рациональный смысл сомнительного наследия политической теологии // Русский журнал: сайт. [Б.м.], 1997-2015. URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/CHto-takoe-politicheskoe (дата обращения: 27.01.2019).
Хоружий С.С. Постсекуляризм и антропология // Институт синергийной антропологии: портал. [Б.м.], 2011. URL: http://synergiaisa.ru/wp-content/uploads/2014/02/hor_postsecularizm_i_anthropology.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
Кырлежев А. Постсекулярная концептуализация религии. К постановке проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубе жом. 2012. № 2 (30). С. 52-68.
Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С. 8-20.
Хабермас Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе // Полис. 2010. № 2. С. 7-21.
Кырлежев А. Секуляризм и постсекуляризм в России и в мире // Журнал «Отечественные записки» 2001-2014 гг.: архив номеров: сайт: [Б.м.], 2001-2014. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiya-postsekulyarnogo (дата обращения: 16.02.2019).
Узланер Д. Картография постсекулярного // Журнал «Отечественные записки» 2001-2014 гг.: архив номеров: сайт: [Б.м.], 2001-2014. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiya-postsekulyarnogo (дата обращения: 16.02.2019).
Хабермас Ю. Между натурализмом и религией // Предание.ру: православный портал. [Б.м.], 2008-2019. URL: https://predanie.ru/habermas-yurgen/book/216268-mezhdu-naturalizmom-i-religiey/ (дата обращения: 19.02.2019).
Аванесова Е.Г. Политика как форма религиозной деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 36-38.
Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика: от секуляризации к новым теоретическим координатам исследования // Политическая наука. 2016. Специальный выпуск. С. 43-58.
Кудряшова М.С., Мчедлова Е.М. Религия и политика в современном российском обществе // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2008. № 4. С. 23-30.
Гузельбаева Г.Я. Исламская идентичность молодых татар в республике Татарстан (по материалам социологических исследований 20082012 гг.) // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, кн. 6. С. 76-86.
Гузельбаева Г.Я. Постсекулярные тенденции у татар в начале XXI века // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, кн. 6. С. 212-219.
Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. 15.02.1994. № 199, ред. от 26.06.2007 // Государственный совет Республики Татарстан: официальный сайт. Татарстан, 2008-2018. URL: http://gossov.tatarstan.ru/dokument/dogovor/fzrfrt/dogovor/ (дата обращения: 10.03.2019).
Русских в Татарстане ждёт судьба русских Северного Кавказа // Агентство Политических Новостей: сайт. [Б.м.], 1999-2018. URL: https://www.apn.ru/publications/article26361.htm (дата обращения: 16.03.2019).
Конституция Республики Татарстан // Конституции Российской Федерации: сайт. [Б.м.], 2003-2019. URL: http://constitution.garant.ru/ region/cons_tatar/chapter/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/ (дата обращения: 10.03.2019).
Нуруллина Р.В. Конфессиональная модель Республики Татарстан: роль и место ислама // Власть. 2010. № 9. С. 113-115.
Малашенко А. Религию невозможно отделить от политики // Журнал «Отечественные записки» 2001-2014 гг.: архив номеров: сайт. [Б.м.], 2001-2014. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/religiyu-nevozmozhno-otdelit-ot-politiki (дата обращения: 22.03.2019).
Годовые отчёты // Духовное управление мусульман Республики Татарстан. URL: http://dumrt.ru/ru/about-us/godovye-otchety/ (дата обращения: 16.03.2019).
О свободе совести и о религиозных объединениях: Закон РТ от 14.07.1999 № 2279, ред. от 17.11.2016 // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Б.м.], 2019. URL: http://docs.cntd.ru/document/917008529 (дата обращения: 17.10.2017).
Митрополит Феофан: «У меня много планов в Татарстане». Интервью митрополита Казанского и Татарстанского Феофана Информационному агентству ИА «Татар-информ» // Православие в Татарстане: информационно-просветительский сайт Татарской митрополии URL: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=69212 (дата обращения: 23.03.2019).
Мухетдинов Д. Исламская составляющая в современном Татарстане: всё дальше и больше // MuslimBlogs. Блогеры, журналисты, аналитики, учёные: интернет-портал. Казань, 2010-2018. URL: http://www.muslimblog.ru/publ/islam_v_mire/islam_v_rossii/islamskaja_ sostavlja-jushhaja_v_sovremennom_tatarstane_vse_dalshe_i_bolshe/63-1-0-158 (дата обращения: 16.03.2019).
Диалог религий Татарстана: культура сотрудничества и стратегии этноконфессионального взаимодействия : сб. материалов грантового проекта. М. : Московская областная общественная организация содействия формированию здорового образа жизни «Здоровое поколение», 2018. 166 с.
Впервые в истории Татарстана подписано соглашение о сотрудничестве Кабмина РТ с ДУМ РТ и Татарстанской митрополией РПЦ // Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан: сайт. Казань, 2015. URL: http://dumrt.ru/ru/news/news_11871.html?curPos=96 (дата обращения: 22.03.2019).
Татарстан лидирует по количеству религиозных организаций в ПФО // Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Казань, [б.г.]. URL: http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1178.html (дата обращения: 17.03.2019).
Муфтий РТ в Москве выступил с предложениями по развитию системы исламского образования // Магариф РТ: сайт. [Б.м.], 2015. URL: http://magarifrt.ru/news/news_894.html (дата обращения: 17.03.2019).
В Татарстане не торопятся с введением «Основ православной культуры» в школах // Коммерсант. [Б.м.], 1991-2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2912570 (дата обращения: 20.03.2019).