Inclusive Competences as a Perspective of Modern Pedagogical Education
The article analyzes the problems of the practical implementation of inclusive education in the Russian Federation. It includes a brief analysis of the shortcomings of education in separate educational institutions (special correctional schools), information about the dynamics of the development of inclusive processes, modern statistical data including financial support for the inclusion in some of Siberian regions as well as justification of the high practical significance of forming inclusive competences in teachers. The definition of the concept is proposed. The article presents the structure of inclusive competences, the list of problems that have not yet been solved, a brief review of publications devoted to the analysis of teachers' readiness to realize inclusive education, data from the results of studies of students, which demonstrate an insufficient level of formation of the necessary competences in them. The methods used for anonymous questioning and testing of advances in the field of the knowledge component of the readiness proved a reliable difference between students who were initially focused on helping children with special needs and students who chose other pedagogical specialties. They showed a certain positive dynamics in their attitude to educational rights of the children of the discussed group. The author discusses the contradiction between the focus of the educational process in Russian schools on the priority of learning achievements and on other educational success criteria for most children with developmental abnormalities. The article considers the persisting risk of graduating teachers who only formally accept the values of inclusion. The article provides both a critical analysis of research studies aimed at forming readiness to realize inclusion and the effectiveness of the methods and techniques used in inclusive work. As a flaw, there is a tendency to consider the category of children with special educational needs regardless of reasons for their occurrence, as well as the researchers' poor knowledge of the long experience in correctional and pedagogical support in the country. The author emphasizes the need to engage all lecturers of pedagogical universities in the forming of possible prerequisites for the acquisition of inclusive competences in future teachers. The conditions that facilitate this process involve: including tasks for working with children with special needs during various training practices, using didactic techniques and means that increase students' emotional involvement, explaining to them the differences in the target results of education (the need to form life competences in children). References to studies on this problem are listed. Means of formation and evaluation of the components of inclusive competences in students are systematized, and emphasis is placed on the need to develop sustainable teamwork skills in them. Attention is drawn to the need to encourage teachers for success in educating children with special needs, to strengthen interaction with special teachers, and to prospects of a productive discussion of the problem.
Keywords
инклюзивное образование,
инклюзивная компетентность,
дети с особыми образовательными потребностями,
готовность к реализации инклюзивного образования,
формирование у студентов,
inclusive education,
inclusive competences,
children with special educational needs,
readiness to realize inclusive education,
students of pedagogical universitiesAuthors
| Indenbaum Elena L. | Irkutsk State University | eleon-irk@yandex.ru |
Всего: 1
References
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся : очерки российской психологии. М. : Тривола, 1994. 300 с.
Инденбаум Е.Л., Самойлюк Л.А. Взаимодействие специалистов образовательной организации в оценке успешности формирования сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 4. С. 9-17.
Инденбаум Е.Л., Позднякова И.О. Практическая реализация процедуры оценки личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 3 (35). С. 90-96.
Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Мониторинг личностных результатов образования школьников с трудностями в обучении // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 185-194
Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 1. С. 138-156.
Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Методы и организация психолого-педагогической диагностики в специальном образовании : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 221 с.
Коробейников И.А., Кузьмичева Т.В. Совместное обучение педагога и психолога на основе освоения метода наблюдения за учебным поведением младшего школьника с ЗПР // Дефектология. 2019. № 6. С. 63-69.
Алёхина С.В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность? // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). С. 4-7.
Хитрюк В.В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2015. № 1. С. 100-112.
Рудин И.В., Мёдова Н.А., Сергеева А.И. Новые подходы к формированию инклюзивно ориентированных компетенций будущих педагогов в условиях высшего учебного заведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). С. 29-33.
Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 237-240.
Черномырдина Т.Н. Формирование психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования : автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 2018. 28 с.
Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. № 1 (22). С. 12-31.
Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2011. 27 с.
Горюнова Л.В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 57-63.
Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 23 с.
Ивенских И.В. Психологическая готовность будущих педагогов начального образования к работе с младшими школьниками в условиях инклюзивного обучения : автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 201 9. 28 с.
Богданова Е.В. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 107-113
Дианова В.И. Психологическое содержание профессионально значимых качеств личности и их роль в командном взаимодействии специалистов специальных коррекционных учреждений // Командное взаимодействие специалистов по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч.-метод. тр. / под ред. Е.Л. Инденбаум. Красноярск; Иркутск : Изд-во ИГПУ, 2007. С. 4-14.
Астрахан Д.Б., Афанасьева Р.А., Бахарева Е.В. и др. Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики : учеб. пособие для студентов недефектологических факультетов / под ред. Е.Л. Инденбаум. Иркутск : ИГПУ, 2005. 148 с.
Сарапулова М.А. Личностно-смысловое отношение будущих специалистов к людям с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 68-75.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание». 312 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
Моргачева Е.Н. Инклюзивное обучение глазами педагогов и родителей // Вестник РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. 2013. № 18 (119). С. 226-238.
Некрасова О.А., Коротовских Т.В. Формирование профессиональной компетентности в области инклюзии как необходимое условие модернизации системы образования РФ // Перспективы науки. 2016. № 1 (76). С. 36.
Федорова Т.А. Отношение учителей начальной школы к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в науке. 2013. № 27. С. 156-162.
Соловьева Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников в общеобразовательную среду : дис.. д-ра пед. наук. М., 2019. 372 с.
Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5-16.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб. : Лань, 2003. 187 с.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : ПЕР СЭ, 2002. 192 с.
Назарова Н.М. К вопросу о теоретических и методологических основах инклюзивного обучения // Специальное образование. 2012. №2 (26). С. 6-12.
Матасов Ю.Т. На пути к разумной инклюзии: ЗА и ПРОТИВ // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 1 (9). С. 18-22.