The Narrative-Communicative Technology of Foreign Language Teaching: Definition and Peculiarities | Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2020. № 458. DOI: 10.17223/15617793/458/27

The Narrative-Communicative Technology of Foreign Language Teaching: Definition and Peculiarities

This article reveals the current situation in education, which is characterized by individualization and intensification of educational process. It becomes important for students not just to acquire communicative speaking skills in a foreign language, but to develop their ability to interact with representatives of the international community using a foreign language as a means of communication. The need of adjusting the organization of teaching oral foreign language communication at university and developing new effective educational technologies is emphasized. A comparative analysis of the methods of teaching oral speech (Storytelling and Storyline) is carried out. The analysis is based on the key elements of the educational process the authors identify within these methods: idea, character, demonstration result of students' activities, and structure. The main differences of these methods are revealed. They are the creation of a character in the form of a paper model, making a collage as an illustration of a story, and drama (incidents and celebration). Special attention is paid to the description of the Storyline method, which is basic in the development of a narrative-communicative technology. It is impossible to use this method in its original form in the educational process of the university. The main part of the article is devoted to the description of the authorial narrative-communicative educational technology and its didactic potential in teaching a foreign language as a means of intercultural communication. Features of the technology are described, including integrativeness, discursiveness, contextuality, intercultural orientation, elements of communicative situation, sociocultural conditioning, interactivity, and activity. The characteristics of the technology are also considered. The methodology of teaching based on the narrative-communicative technology includes a set of steps that is consistent with the step-by-step realization of students' cognitive and narrative-communicative activities, which stimulates gradual "immersion" in the foreign-language context by creating and reproducing the narrative. The educational technology the authors developed appears to be an innovative tool of the teacher's transformative activity that creates favorable conditions for students' involvement in dynamic communicative activity, a comfortable educational atmosphere, and an increase in students' motivation. This technology is a way to reconstruct reality, in which students develop their communication and cognitive skills.

Download file
Counter downloads: 97

Keywords

educational technology, foreign language oral communication, intercultural communication, narrative-communicative technology, NCT, pedagogical technology

Authors

NameOrganizationE-mail
Obdalova Olga A.Tomsk State Universityo.obdalova@mail.ru
Levashkina Zoya N.Tomsk State Universityzoyagulik@mail.ru
Всего: 2

References

Бударина А.О. Социально-культурные предпосылки обоснования профессиональной универсальности лингвиста // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialno-kulturnye-predposylki-obosnovaniya-professionalnoy-universalnosti-lingvista (дата обращения: 01.03.2020).
Обдалова О.А. Иноязычное образование в 21 веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск : Изд-во Том. ун-та. 2014. 180 с.
Обдалова О.А. Когнитивно-дискурсивная система обучения иноязычной межкультурной коммуникации студентов естественнонаучных направлений : дис.. д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2017. 426 с. URL: http://www.lunn.ru/sites/default/files/media/ upr_NIR/dis_sov/02/obdalova/dissertaciya_obdalovoy_oa.pdf
Соболева А.В. Методика развития иноязычных умений межкультурного общения с учетом когнитивно-стилевого подхода: английский язык, неязыковой вуз : дис. канд. пед. наук. Томск, 2014.
Пояганова Е.И. Конструктивизм и сознательно-коммуникативный метод обучения иностранным языкам // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота. 2007. № 3, ч. 3. C. 185-188.
Таталова Л.Н. Современная философия образования: в поисках объективного результата или позиция сознания? URL: http://www.bimbad.ru/docs/talalova.pdf
Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болодурина Э.А., Банников М.И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные пробле мы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (дата обращения: 29.02.2020).
Kecskes I., Obdalova O., Minakova L., Soboleva A. A study of the perception of situation-bound utterances as culture-specific pragmatic units by Russian learners of English // System. 2018. Vol. 76. P. 219-232. DOI: 10.1016/j.system.2018.06.002
Creswell J. Creating worlds, constructing meaning. The Scottish Storyline method. Portsmouth, NH : Heinemann, 1997.
Brezinova J. Storyline in teaching English to young learners. Bachelor thesis. Masaryk university in Brno. Brno, 2007. 60 p.
Harkness S. Continuing Professional Development in Storyline // Storyline Past, Present and Future. Section 1. Glasgow : Enterprising Careers, 2007. P. 19-26.
Будлова Т.Ю., Левашкина З.Н., Митчелл П.Дж. Метод Storyline в обучении студентов-лингвистов иностранному языку // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 3. С. 151-161.
Ahlquist S. 'Storyline': a task-based approach for the young learner classroom // ELT Journal. 2013. Vol. 67, is. 1. P. 41-51. URL: https://doi.org/ 10.1093/elt/ccs052
Mitchell P.J., Mitchell L.A., Gural S.K. Storyline and learner motivation in the university foreign language classroom // Storyline: A Creative Approach to Learning and Teaching / ed. by Peter J. Mitchell and Marie Jeanne McNaughton. Cambridge Scholars Publishing. Newcastle upon Tyne, 2016. P. 179-186.
Вell S., Harkness S., White G. Storyline: past, present and future. University of Strathclyde, 2007.
Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н., Смирнова В.А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 73-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/storritelling-kak-pedagogicheskaya-tehnika-konstruirovaniya-uchebnyh-zadach-v-vuze (дата обращения: 01.02.2020).
Кондина А.С. Анализ нарративной структуры фоновых текстов в формате сторителлинга как технологическая основа обучения иностранному языку. Лингвистический подход // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-narrativnoy-struktury-fonovyh-tekstov-v-formate-storitellinga-kak-tehnologicheskaya-osnova-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 01.02.2020).
Анисимова В.С. Внедрение инновационных методов обучения иностранному языку // Электронное периодическое издание «НоваИн-фо». 2017. № 58-6. URL: https://novainfo.ru/article/10907 (дата обращения: 24.02.2020).
Mitchell P. The Impact of the Storyline Method on the Foreign Language Classroom: An Action Research Case Study with Military Linguist Cadets. Doctor of Education, University of Derby. 2016. URL: http://hdl.handle.net/10545/609884
О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: приказ Минобрнауки России от 09.09.2015 г. № 999. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4
Обдалова О. А. Когнитивно-дискурсивная технология в обучении иноязычной межкультурной коммуникации // Язык и культура. 2018. № 44. С. 279-305. DOI: 10.17223/19996195/44/18
Костромина Н.В. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-obucheniya-suschnost-ih-harakteristiki-i-effektivnost (дата обращения: 06.02.2020).
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Изд-во ИКАР, 2009.
Гладкая В.В. Технология и методика: сущность, структура и особенности описания // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2012/03/25/tekhnologiya-i-metodika-sushchnost-struktura-k-voprosu-o
Викулина М.А., Обдалова О.А Технологии как способ реализации целей иноязычного образования в высшей школе // Язык и культура. 2017. № 38. C. 171-189. DOI: 10.17223/19996195/38/12
Федорова В.П. Формирование нарративной компетенции как способа моделирования вторичного языкового сознания: английский язык, языковой вуз : дис.. канд. пед. наук // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/ con-tent/formirovanie-narrativnoi-kompetentsii-kak-sposoba-modelirovaniya-vtorichnogo-yazykovogo-sozn#ix zz5ToSbCcS5
Kiernan P. Narrative tasks in communicative language learning // JALT AT SHIZUOKA. Conference proceeding. 2003. P. 229-306. URL: http://jalt-publications.org/archive/proceedings/2003/E027.pdf
Психологический словарь / под ред. В. А. Петровского. М. : Политиздат, 1987.
Багрова А.Я. Проектный метод в обучении иностранным языкам // Вестник Московской международной академии. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 01.02.2020).
Пахомова Н.Ю. Технология проблемного обучения на уроках английского языка // Концепт. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 01.02.2020).
Филимонова Ю.В. Игровые технологии на занятиях по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 01.02.2020).
Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Чихутова А.Д., Карпова М.А. Технология кейс-обучения в развитии творческих способностей обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-keys-obucheniya-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya (дата обращения: 01.02.2020).
Современные педагогические технологии // Межшкольный учебный центр Красноперекопского района. 2017. Электр. ресурс. URL: https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/sovremennie_pedagogicheskie_tehnologii.html
Спатарь-Козаченко Т.И. Технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-pedagogicheskoy-masterskoy-postroeniya-znaniy-na-uroke-ispanskogo-yazyka (дата обращения: 01.02.2020).
Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
Обдалова О.А., Минакова Л.Ю., Соболева А.В. Исследование роли контекста в адекватности репрезентации иноязычной речи в непрямой коммуникации // Язык и культура. 2017. № 40. С. 93-106. DOI: 10.17223/19996195/40/7
Статник О.Г. Коммуникативная ситуация в обучении иноязычному общению будущих педагогов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2-1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-situatsiya-v-obuchenii-inoyazychnomu-obscheniyu-buduschih-pedagogov (дата обращения: 29.02.2020).
Буянова А.Г. Социокультурная направленность преподавания иностранного языка как средства общения // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-napravlennost-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-kak-sredstva-obscheniya (дата обращения: 29.02.2020).
Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестник ТГПУ. 2012. № 11 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-organizatsii-interaktivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 29.02.2020).
Назарова Г.И. Дидактические и психолого-лингвистические факторы построения системы обучения письменной речи // Филология и культура. 2003. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-i-psihologo-lingvisticheskie-faktory-postroeniya-sistemy-obucheniya-pismennoy-rechi (дата обращения: 02.02.2020).
Методика обучения иностранным языкам (учеб. пособие для студ. Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). Казань : КФУ, 2016.
Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. № 1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/priemy-i-tehnologii-obucheniya-ustnoy-rechi (дата обращения: 02.02.2020).
 The Narrative-Communicative Technology of Foreign Language Teaching: Definition and Peculiarities | Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2020. № 458. DOI: 10.17223/15617793/458/27

The Narrative-Communicative Technology of Foreign Language Teaching: Definition and Peculiarities | Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta – Tomsk State University Journal. 2020. № 458. DOI: 10.17223/15617793/458/27

Download full-text version
Counter downloads: 2430