Elements of the Conception of an Independent Assessment of Pedagogy Graduates' Qualification
The aim of the article is to describe the elements of the conception of an independent assessment of the qualifications of pedagogy graduates. The National Education Project sets the task of ensuring the global competitiveness of Russian education. The federal project “Teacher of the Future” aims to introduce a national system for teachers' professional development. The author's analysis of the literature on the problem showed that general problems of qualifications certification are being investigated. A number of publications describe the purpose, functions and procedures of qualifications assessment in assessment and certification centers. Scholars and practitioners point to the need to create an all-Russian authorized body in the qualifications assessment and certification system. The problems of organizing the activities of qualifications assessment centers as a tool for assessing the quality of education are considered. Publications considering the problem of qualifications assessment in various economy sectors, such as tourism and service, state and municipal service, construction, finance, petroleum products transportation and nanoindustry, are presented. Some works analyze the qualifications assessment of teachers and job training instructors of secondary vocational education institutions, and university staff. Several publications discuss the independent assessment of the qualifications of secondary pedagogical education institution graduates, but the problem of an independent assessment of the qualifications of higher pedagogical education program graduates remains little studied. Consequently, the development of a conception for an independent assessment of pedagogy graduates' qualifications is relevant. The key idea of the conception the author presents is that the independent assessment of the qualifications of pedagogical training graduates is considered as a quality assurance tool. Quality assurance is achieved by comparing the results of mastering federal state higher educational standards and the requirements of professional standards. The author describes the elements of the conception: regulatory framework and innovative components. The regulatory framework in the conception structure is set at the federal level and contains legislation, requirements, methods, guidelines. The innovative conception components include the characteristics of the participants, conditions, motivational components and areas of activity, content lines and methods of assessment, a toolkit for a substantive description of professional advantages and disadvantages, reflexive and effective components, and a mechanism for implementing the conception. Specification and implementation of the conception are designated as a prospect of the research.
Keywords
vocational education,
pedagogical education,
higher pedagogical education,
qualification,
assessment of graduate's qualification,
certification in education,
certification of qualificationsAuthors
| Egorov Konstantin В. | Perm State Humanitarian Pedagogical University | egorov@pspu.ru |
Всего: 1
References
Национальный проект «Образование». Раздел официального сайта Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 05.01.2021).
Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р. URL: http://government.ru/docs/38760 (дата обращения: 05.01.2021).
Национальное агентство развития квалификаций. Официальный сайт. URL: https://nark.ru/knowledge-base/section13357/ (дата обращения: 05.01.2021).
Отраслевая рамка квалификаций в здравоохранении. Проект. URL: https://scardio.ru/content/activities/2018/ORZ/Proekt_ORKZ_itogi.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
Зайцева Н.А. Процедура оценки и сертификации квалификаций в области туризма и сервиса: верификация измерительных материалов и критериев оценки // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 18-25. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id= 17730310 (дата обращения: 05.01.2021).
Блудова С.Н., Филимонова Е.В. Центры оценки как перспективный метод оценки квалификации государственных и муниципальных служащих // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. № 3 (23). С. 17-20. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=30019792 (дата обращения: 05.01.2021).
Тимофеева А.Ю., Гусарова М.С. Анализ практики и оценка перспектив реализации государственных мер по оценке квалификации // Проблемы управления речными бассейнами при освоении Сибири и Арктики в контексте глобального изменения климата планеты в XXI веке : сб. докл. XIX Междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2017. С. 186-190. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37064999 (дата обращения: 05.01.2021).
Павлова К.С., Черноусова К.С. Независимая оценка квалификации как фактор повышения качества образовательных услуг в сфере экономики и финансов // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 1220-1224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=35176117 (дата обращения: 05.01.2021).
Ченцов А.Н., Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Близнецов Р.С. Независимая оценка квалификации: участники системы, инструменты оценки и этапы их разработки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2018. Т. 8, № 5. С. 592-599. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36322781 (дата обращения: 05.01.2021).
Каранский В.В., Крюкова О.А., Саврук Е.В., Троян П.Е. Независимая оценка качества образования через систему центров оценки квалификации // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики : материалы междунар. науч.-метод. конф. Томск : ТУСУР, 2020. С. 142-144. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42775448 (дата обращения: 05.01.2021).
Жусупова Г.М., Силенко А.Н. Рынок труда: проблемы качества оценочных средств при проведении независимой оценки квалификации в сфере атомной энергии // Право, экономика и управление: от теории к практике : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / гл. ред. Г.Н. Петров. Чебоксары : Среда, 2020. С. 159-163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42970460& (дата обращения: 05.01.2021).
Гончарова М.В. На стыке технологии оценки в образовании и бизнесе: оценка квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения // Педагогические измерения. 2016. № 2. С. 98-103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26684879 (дата обращения: 05.01.2021).
Сотникова С.И. Новый контур оценки кадрового обеспечения высшего образования: независимая оценка квалификации преподавателей // Актуальные направления научной мысли: проблемы и перспективы : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. (национальной) конф. Новосибирск, 2018. С. 259-272. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35652823 (дата обращения: 05.01.2021).
Сотникова С.И. Новый контур оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников: независимая оценка квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3 (115). С. 113-126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36285523 (дата обращения: 05.01.2021).
Каширская Л.В., Ситнов А.А. Учетно-аналитическая оценка и аудит уровня квалификации персонала в оценке конкурентоспособности вуза // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15, № 6. С. 64-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41716212 (дата обращения: 05.01.2021).
Никокошева Н.Г., Куприянова Г.В. Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 42-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26554622 (дата обращения: 05.01.2021).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.01.2021).
Егоров К.Б., Захарова В.А. Проблема независимой оценки качества образования в исторической ретроспективе // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 3 (43). С. 51-59. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/a26/Tom-11_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Савельев Б.А. Создание системы независимой оценки качества образования - основа сертификации квалификаций // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 5 (15). С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13069742 (дата обращения: 05.01.2021).
Гольбан Е.В. Отраслевые центры оценки сертификации и квалификаций: назначение, функции, процедуры оценки // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. 2015. № 7 (36). С. 23-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23171607 (дата обращения: 05.01.2021).
Тихонов А.И., Гришин Д.В. Необходимость создания всероссийского уполномоченного органа в системе оценки и сертификации квалификаций // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2, № 10. С. 73-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27430540 (дата обращения: 05.01.2021).
Орлова Е.В. Независимая оценка квалификаций как инструмент оценки качества образования // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика : сб. науч. ст. 8-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Горохов. Курск, 2018. С. 256-258. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36405314 (дата обращения: 05.01.2021).
Левина Е.Ю. Система управления развитием высшего образования на основе информационно-когнитивного подхода : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2018. 46 с.
Кекеева З.О. Проектирование саморазвивающегося культурно-образовательного пространства университета : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Махачкала, 2016. 41 с.
Нозрина Н.А. Система дидактического управления образовательной организацией профессионального образования технического профиля : дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2020. 438 с.
Рубцова Т.П. Формирование готовности преподавателя к проведению внутривузовского мониторинга качества обучения студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 2020. 22 с.
Русскова О.Б. Инновационная сквозная технология оценивания результатов обучения студентов : в системе среднего профессионального образования : дис.. канд. пед. наук. Казань, 2018. 309 с. : ил.
Аносова Н.А. Профессионально-общественная экспертиза дополнительных профессиональных программ как инструмент оценки дополнительного профессионального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2018. 24 с.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М. : Либроком, 2010. 280 с.
Факторович А.А. Методология ценностно-мотивационного управления качеством образования в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2012. 45 с.
Кирищиева В.И. Трудовые ресурсы хозяйствующего субъекта в условиях рынка квалификаций : формирование, развитие, оценка : дис.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2016. 260 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01008526002 (дата обращения: 05.01.2021).
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 05.01.2021).
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/ (дата обращения: 05.01.2021).
Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/ (дата обращения: 05.01.2021).
Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 30.09.2020) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности») // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154680/6ee98d42d10fd06ccbc4d49295f6e12b7b66372f/#dst100014 (дата обращения: 05.01.2021).