Art blog texts as a source for studying the media image of China
The aim of the article is a research of the media image of China in Russian-language texts of blogs about Chinese art as an important component of the country's culture. The analysis of the linguistic means used in the description of the key types of Chinese art creates an image of an amazing country with ancient culture, deep traditions, national philosophy and wisdom of the people. This is especially relevant in the course of the strengthening of Russian-Chinese relations, when Russian media's attention is attracted not only to political and economic issues, but also to Chinese culture and traditions. In this article, the media image of China is considered as an object of linguistic research. The methodology of textual analysis is developed and the parameters of Chinese image description in blogs are determined on the example of four types of art. The empirical material is thematic blogs published on the online platform Live Journal (https://www.livejournal.com/) and the Internet edition Magazeta (https://magazeta.com/). Totally, 57 blogs were analyzed, from which more than 1200 lexical units, statements and syntagms, representing the ideas of the article, were selected. The main research methods were discourse analysis; linguistic analysis method, including contextual analysis of linguistic units; medialinguistic method; method of linguocultural analysis; general scientific descriptive method, the key methods of which are observation, generalization, classification and systematization of material. The communicative and pragmatic approach is applied on all stages of the research of linguistic facts. The media image of China in the analyzed texts is created by means of actualization of some parameters describing different types of art as cultural phenomena, for instance: (1) role, place and popularity in Chinese and world culture; (2) history of origin and development; (3) status of figures and skills; (4) genres/styles; (5) subjective opinions of texts' authors; (6) graphic components in texts; (7) characters' images. The linguistic means expressing the media image of China are compared according to each parameter. The analysis shows the variability of linguistic means describing Chinese opera, painting, embroidery, and calligraphy. The media image of China is formed by the personal impressions of blog authors about Chinese culture and art. The analysis reveals that the materials are dominated by a positive attitude and high appreciation of the key types of Chinese art. Through the description of different types of Chinese art in Russian-language blogs a fragment of the image of China associated with art as the most important part of Chinese culture is formed.
Keywords
media image of China,
blog,
text,
art of China,
linguistic meansAuthors
| Mu Yuxi | National Research Tomsk State University | mu.yuisi@yandex.ru |
Всего: 1
References
Чернышева Т.А. Медиаобраз страны (на материале «Российской газеты») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 1. С. 63-67.
Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государ ственного университета. 2013. № 11. С. 91-94.
Осетрова Е.В., Чэнь К. Китай в медиа-картине мира // Сибирский филологический форум. 2018. Т. 3, № 3. С. 20-30.
Ван С. Китай в печатных российских СМИ: номинативный аспект : дис.. канд. филол. наук. СПб., 2012. 187 с.
Бодрова О.И. Культурологический аспект формирования международного имиджа современного Китая // Приволжский научный журнал. 2013. № 2. С. 164-169.
Кирсанова А. М. Образ Китая в российских специализированных Интернет-СМИ // Архонт. 2019. № 3 (12). С. 55-61.
Цуй Ю. Образы Китая и России в межкультурной коммуникации : дис.. канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2011. 127 с.
Набиева Е. А. Оценочность в жанре рецензии: лингвистический и прагматический аспекты (на материале «Литературной газеты» и реги ональной парламентской газеты «Тюменские известия» постсоветского периода 1993-1995 и 2003-2005 гг. : автореф. дис.. канд. филол. наук. Тюмень, 2010. 25 с.
Сидякина А.А. Художественно-просветительские периодические издания // Журналистика сферы досуга : учеб. пособие / под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб. : Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 123-131.
Новиков В.И. Статус литературного критика в современных отечественных СМИ // Медиаскоп. 2012. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1114 (дата обращения: 07.08.2021).
Сагдуллаев К. К. Арт-журналистика в глобальном информационном пространстве // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3-4. С. 13-17.
Самсонова А.А. Речевая репрезентация оценивания произведения искусства в журналистских текстах : автореф. дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 2019. 23 с.
Цветова Н.С. Искусство в массмедиа : учеб. пособие. СПб. : Изд-во ВВМ, 2019. 91 с.
Цветова Н.С. Арт-медиадискурс // Медиалингвистика в терминах и понятиях : словарь-справочник / под ред. Л.Р. Дускаевой. М. : Флинта, 2018. С. 188-192.
Березин В. М. Структура и смыслы электронной медиаречи // Современная коммуникативистика. Научные исследования и разработки. 2013. № 4. С. 48-54.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М. : Флинта, 2008. 263 с.
Дускаева Л. Р. Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 1. С. 4-18.
Нестерова Н.Г. Современный радиодискурс (коммуникативно-прагматический аспект). 2-е изд. М. : Флинта, 2019. 320 с.
Коньков В.И. Необратимость речи как особенность коммуникативного акта // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах : докл. междунар. науч. конф. М., 2010. С. 44-47.
Шарапова И. Л. Блог как инструмент рекламы и PR // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 166-172.
Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 4. С. 125-137.
Волохонский В.Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. С. 117-131.
Барабаш В.В., Сезонов Т.В. Особенности воздействия медиаобраза на аудиторию женских журналов // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 207-211.
Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2007. № 4. С. 122-127.
Ланцевская Н.Ю. Медиаобраз территории как комплекс стереотипов брендинга места // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (28). С. 101-103.
Марущак А.В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 93-96.
Смирнов Д.О. Человек и культура: диалог в медиапространстве. Опыт практической работы лаборатории медиапсихологии. URL: http://www.myshared.ru/slide/100228/ (дата обращения: 05.08.2021).
Хочунская Л.В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. № 2. С. 91-95.
Белоусова Ю.В. Медиаобраз в культурной коммуникации : репрезентация религии в медиапространстве : автореф. дис.. канд. филос. наук. Челябинск, 2015. 26 с.
Глушкова Т.С., Зайцева О.А. Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 3 (29). С. 50-57.
Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М. : УРСС Едиториал, 2005. 288 с.
Драчева Ю. Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 134-146.
Ковач О.А. Принципы конструирования медиаобраза государства // Медиасреда. 2019. № 1. С. 57-62.
Аслан Эбру. Языковые средства создания образа политического деятеля в американских и британских СМИ : автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2017. 20 с.
Чопсиева Г.М.К., Овсиенко Т.В. Языковые средства создания образа мигранта в немецкоязычной прессе // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2017. № 4 (71). С. 15-21.
Сабаева Ю.С. Языковая репрезентация медиаобраза Сибири в региональном просветительском радиодискурсе : дис.. канд. филол. наук. Томск, 2019. 179 с.
Филиппова С.В., Ядрихинская Л.А. Языковая реализация медиаобраза Рамзана Кадырова в американских СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 6. С.410-414.
Го Л. Лексическая репрезентация образа Китая в российском публицистическом дискурсе // Научный диалог. 2019. № 3. С. 38-53.
Чэн Ю. Китай в метафорическом зеркале российских СМИ // Политическая лингвистика. 2018. № 1. С. 114-119.
Сорокина О.Н. Языковая реализация образа Китая в СМИ США: информационная модель «экономический рост Китая» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341. С. 24-29.
Цзинь Ц. Историко-символическое представление Китая в русской культуре на материале печатных СМИ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. № 181. С. 45-49.
Ду Ц. Особенности имиджа КНР в русскоязычных печатно-сетевых СМИ Китая : дис.. канд. филол. наук. М., 2017. 174 с.
Коновалова О.С. Формирование термина «Желтая экспансия» относительно образа Китая в средствах массовой информации // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. № 3. С. 74-81.
Монастырева О. В. Специфика коммуникативной стратегии в программах на русском языке Международного радио Китая // Медиаскоп. 2009. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/347 (дата обращения: 05.05.2021).
Сунь Ф. Китайская фотожурналистика как важное средство создания объективного образа Китая : автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2010. 17 с.
Цзе Ч. Продвижение положительного имиджа Китая в традиционных СМИ и медиа нового типа // Медиаскоп. 2018. Вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/2449 (дата обращения: 10.08.2021).
Шао Д. Отражение российско-китайских отношений в русскоязычных СМИ КНР 2006-2016 гг. (образ Китая) : дис.. канд. филол. наук. М., 2017. 159 с.
Саракаева Э.А. Гендерная философия китайской оперы // Известия ВГПУ. 2011. № 3. С. 25-29.
Алябьева А.Г., Яо Д. Китайская опера провинции Хэнань: проблемы анализа // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 2. С. 104-111.
Ван Ц. Символизм китайской живописи // Вестник ЗабГУ. 2009. № 6. С. 13-18.
Белозерова В.Г. Анатомия традиционной китайской живописи // Общество и государство в Китае. 2015. № 18-2. С. 342-370.
Донченко А.И. Влияние даосской философии на искусство китайской каллиграфии // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. № 1. С. 47-55.
Набока Д.Д., Терешкова Н.С. Искусство китайкой и русской вышивки // Молодой ученый. 2015. № 19 (99). С. 102-105.