Individual educational track when teaching a foreign language to non-linguistic students
The article considers the problem of building an individual educational trajectory of a non-linguistic student. The study reveals some students' characteristics that can and should be taken into account when creating the conditions for the implementation of student-centered development of foreign language competence in students with different levels of training and ability to communicate in a foreign language. The authors define the individual education track as a consciously developed flexible curriculum that serves to achieve prioritized personal goals, that aims at implementing a flexible approach to EFL teaching and learning with regard to students' characteristics and abilities, and that depends on students' needs and desired results. The track also allows adjustments and improvements. The core of the student's individual educational track is an individual educational strategy as a system of educational strategies accepted by the student, interconnected with the student's goals, objectives and learning activities, provided with appropriate resources and opportunities to achieve the goals. The development of the student's individual educational strategy occurs under the influence of internal (formulation and comprehension of the goal, cultivation of selfcare and, based on it, development of self-skills, subjectness, and ability to reflection) and external processes. Based on the degree of autonomy and independence in the educational process, there are three main ways that express the student's willingness to build an individual educational trajectory, track, or strategy under the influence of these factors. The article presents the results of a pedagogical experiment in teaching students of the Faculty of Chemistry at the National Research Tomsk State University. The study shows that the non-linear construction of the educational process and the variability of practical tasks contribute to a positive emotional classroom atmosphere, motivation for active and interactive learning, and the achievement of educational goals. It is necessary to take into account cognitive strategies in the learning process for a teacher to understand individual qualities in a group, intensify and individualize foreign language teaching, and expand the repertoire of student's cognitive strategies. To sum up, an individual educational trajectory supported by a problem-based lesson design contributes to effective learning of a foreign language. The results expand opportunities for teaching foreign language speaking at the university based on individual educational trajectories.
Keywords
individual educational trajectory,
individual educational track,
general educational track,
individual educational strategy,
subjectivity,
self-skills,
conscious goal,
choiceAuthors
| Soboleva Aleksandra V. | National Research Tomsk State University | alex.art.tom@gmail.com |
| Matsalak Tatiana V. | National Research Tomsk State University | tatianamatsalak@gmail.com |
Всего: 2
References
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д : Феникс ; М. : Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
Richards J.C., Rodgers Th.S. Approaches and Methods in Language Teaching. 3rd ed. Cambridge University Press, 2014. 419 p.
Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. Теоретические основы : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2003. 48 с.
Обдалова О.А. Иноязычное образование в 21 веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014. 180 с.
Бим И.Л., Хуторской А.В. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенция в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М. : ИНЭК, 2007. С.156-163.
Кузнецова А.Я. Фундаментализация и технологичность освоения идеи индивидуальной траектории в образовании // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 5. С. 31-35.
Зеер Э.Ф., Журлова Е.Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации инди видуальной образовательной траектории.// Образование и наука. 2017. № 3. С. 77-93.
Ковалева Т.М. Группа Self skills как компонентный язык формирования «онтологической заботы о себе» // Тьюторство в открытом обра зовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование self skills : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (XXV Всерос. науч.-практ. конф.), 27-28 октября 2020 г. / науч. ред.: Е. А. Волошина, Т.М. Ковалева, А.А. Теров. М. : Ресурс, 2020. С. 17-23.
Айнутдинова И.Н. Интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста в высшей школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 2012. 40 с.
Кремлёва Ю.В. Повышение эффективности развития иноязычной речевой деятельности студентов технического вуза на основе личностно-ориентированного подхода : автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул, 2010. 23 с.
Степанова Л.Н. Прогнозирование индивидуальных профессионально-ориентированных траекторий развития личности студентов (на примере студентов гуманитарных факультетов) : автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2022. 26 с.
Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2012. 43 с.
Никулина А.С. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории : автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2020. 24 с.
Гураль С.К., Краснопеева Т.О., Смокотин В.М., Сорокоумова С.Н. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учетом латентных характеристик студентов // Язык и культура. 2019. № 47. С. 179-196.
Абдуллина О.А., Плигин А.А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34-36.
Зеер Э.Ф., Попова О.С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 1 (4). С. 88-99.
Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 121-131.
Обдалова О.А., Соболева А.В. Учет когнитивных стилей обучающихся как способ индивидуализации процесса обучения иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 2 (22). С. 110-115.
Соболева А.В., Обдалова О.А. Организация процесса формирования межкультурной компетенции студентов с учетом когнитивных стилей обучающихся // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 191-198.
Краснопеева Т.О., Шевченко А.И., Гураль С.К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 52. С. 153-176.
Будникова А.С. Обучение студентов иностранному языку по индивидуальной образовательной траектории (английский язык, языковой вуз) : автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2021. 23 с.
Васьбиева Д.Г. Построение индивидуальной траектории обучения студентов иностранному языку в интересах устойчивого развития образовательной системы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 3. С. 939-944.
Шеманаева М.А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Язык и культура. 2017. № 39. С. 283-297.
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.
Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU : гуманитарный альманах. Новосибирск : НГУЭУ, 2017. С. 85-94.
Лабунская Н.А. Индивидуальные образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3). C. 79-90.
Новиков А.М. Педагогика : словарь системы основных понятий. М. : Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
Шеманаева М. А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S12. URL: http://e-koncept.ru/2017/470154.htm
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 108-114.
Киселёва И.Н., Храмова Н.Н., Родионов М.А. Технология построения индивидуальных образовательных траекторий школьников на уроках математики в условиях введения новых ФГОС // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1 (5). C. 7 13.
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. 415 с.
Юрловская И.А. Индивидуализация образовательного процесса как инновационная деятельность в современном педагогическом вузе : автореф. дис. д-ра пед. наук. Владикавказ, 2016. 51 с.
Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 4 (23). URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00951035_0.html#text
Фуко М. Герменевтика субъекта : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб. : Наука, 2007. 677 с.
Петрова Г.И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009. № 2 (6). С. 136-143.
Розин В.М. Концепция «заботы о себе»: философская, научная, художественная и авторская версия // Культура и искусство. 2017. № 7. С. 50-55.
Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдений и персонология рефлексивной интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Сер 14. Психология. 2015. № 3. С. 22-38.
Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения : материалы Всерос. науч. конф. 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) : в 3 т. / под общ. ред. М.С. Киселевой. М. : Научная мысль, 2015. Т. 1. 288 с.
Первая всероссийская ИОТ-конференция. URL: https://leader-id.ru/events/212311
The CEFR Levels // Council of Europe. URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages/level-descriptions
Мацалак Т.В., Соболева А.В. Современные принципы организации эффективной коммуникации на уроке иностранного языка // Язык и культура : сб. ст. XXXI Междунар. науч. конф. (11-14 октября 2021 г.) / отв. ред. С.К. Гураль. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. С. 216-226.
Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips // Science. 2011. Vol. 333 (6043). Р. 776-778.
Пищик В.И. Психологические характеристики «нового поколения»: гомогенность vs гетерогенность // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. С. 42-64.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 1988. 240 с.
Опросник VARK. URL: https://vark-learn.com
Centre for Teaching and Leaning // University of Windsor. URL: https://www.uwindsor.ca/ctl/492/active-learning-and-lesson-planning
Gomez -Zwiep S., Straits W., Topps J. 5E for ELL. Adaptation to the learning cycle provide an authentic context for English language development // Methods & Strategies - Ideas and techniques to enhance your science teaching. 2015. Р. 80-86.