Sacral space and funeral rites in cultures of nomads of Central Asia in early Scythian time
The article is devoted to the study of ritual practice,interpretation and content of ceremonies of obsequial-funeral cycle of nomads of Central Asia of early Scythian time. Here themorphology of the sacral space in complexes of Altai Biiken cultures is analyzed; their comparative analysis is made with ritualconstructions from synchronous cultures. In this research the identification is carried out and the interpretation is offered of fixed groupsof constructions and objects. For this purpose written material is involved from sources of Chinese and Indo-Iranian origins. Theimportance of study of the culture of early Scythian time is defined by the tasks of reconstruction of nomadism in Asia. Interpretation ofworld outlook systems should use different archaeological sources. In the article schemes of sacral space organisation are consideredand functions of various ritual constructions and objects are defined. These tasks are solved through the topography analysis,planigraphy and morphology of monuments. The first group of objects includes laying and paving circles. The second group is presentedby vertically erected stones (over-barrow, near-barrow stones, stellas and statues of "sacrificial" complexes). The funeral rite and themodel of sacral space structure of the Biiken culture has vast analogies in the synchronous cultures of Central Asia (Aldy-Bel, Tasmola,et al.). In Western Mongolia, Tuva, Tian-Shan ritual constructions in different ways are part of the sacral space of the Khirigsuurs.Under ''small barrows'' of the eastern sector horse skulls are found. The location of ''deer'' stones agrees with the Biiken ritual. Theexplanation of models of sacral space organisation, the content of ceremonies in the early Scythian time is made on the basis of theanalysis of different written sources of the Chinese, Indian and Indo-Iranian origin. Opinions about ethnogenesis of the Biiken cultureground the use of these sources. The world outlook and religious-mythological ideas realised in a funeral ceremony of the Biikens findgreatest conformity in texts of Upanishads. In historical texts, each part of the world possesses sacral value. Ritual constructions arelogically divided into "altars" (the eastern sector) and ''objects for commemoration'' (the western sector). ''Deer'' stones and stellas indifferent complexes carried out, at least, three basic functions: a memorable sign for the dead, a sacrificial column, and a horse standing.
Keywords
сакральное пространство,
поминальник,
жертвенник,
«оленный» камень,
sacral space,
objects for commemoration,
altar,
''deer'' stoneAuthors
Shelepova Yelena V. | Altai State University (Barnaul) | ele-shelepova@yandex.ru |
Всего: 1
References
Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007.
Геннеп А. Ван. Обряды перехода. М. : Вост. лит., 1999.
Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Этнознаковые функции культуры. М. : Наука, 1991. С. 23-42.
Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. М. : Языки славянской культуры, 2005.
Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М. : Вост. лит., 1984.
Жуковская Н.Л. Жертвоприношения // Религиозные верования (свод этнографических понятий и терминов). М. : Наука, 1993. С. 79-82.
Дмитриева Т.Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 11-22.
Косарев М.Ф. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам) // Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 42-53.
Ольховский В.С. К изучению скифской ритуалистики: посмертное путешествие // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М. : Вост. лит., 1999. С. 114-136.
Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (V-III вв. до н.э.). М. : Наука, 1991.
Ольховский В.С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции // РА. 1995. № 2. С. 85-98.
Длужневская Г.В. Погребально-поминальная обрядность как источник для реконструкции мировоззрения енисейских кыргызов // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири. Томск : Изд-во ТГУ, 1990. С. 113-115.
Тишкин А.А. Погребальные сооружения курганного могильника Бийке в Горном Алтае и культура населения, оставившего их // Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 20-54.
Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. 1: Культура населения в раннескифское время. Барнаул : Изд-во Алт. ун- та, 1997.
Степанова Н.Ф. Охранные раскопки на Усть-Куюмском могильнике // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 115-119.
Тишкин А.А., Матренин С.С. Курганы бийкенской культуры на памятнике Тыткескень-VI // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. Вып. XVI. С. 109-116.
Ларин О.В., Суразаков А.С. Раскопки могильника Чоба-VII // Археология Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 86-91.
Могильников В.А., Суразаков А.С. Раскопки памятников Большой Яломан-I и II // Археологические и фольклорные источники по истории Алтая. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1994. С. 38-48.
Шульга П.И., Шульга Н.Ф. Три раннескифских кургана из Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1999. С. 250-255.
Марсадолов Л.С. Комплекс памятников в Семисарте на Алтае. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001.
Суразаков А.С., Тишкин А.А. Памятник Кызык-Телань-I в Горном Алтае и его планиграфические особенности // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2003. Кн. 1. С. 191-198.
Кочеев В.А., Суразаков А.С. Археологические исследования в бассейне р. Коир // Древности Алтая. Горно-Алтайск : Изд-во ГАГУ, 2003. № 10. С. 70-83.
Шульга П.И., Демин М.А., Гельмель Ю.И. и др. Работы в долине реки Сентелек // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2003. Вып. 13. С. 126-132.
Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005.
Шелепова Е.В. Ритуальные памятники кочевников Алтая поздней древности и раннего Средневековья : автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2009. 24 с.
Тишкин А.А. Бийкенское святилище в Горном Алтае // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2000. С. 210-215.
Шелепова Е.В. Вертикально установленные камни на погребальных комплексах скифской эпохи Алтая // Этнокультурная история Евразии: Современные исследования и опыт реконструкций. Барнаул : Азбука, 2008. С. 146-148.
Суразаков А.С. Раскопки памятников Курата-I и Кор-Кобы-II // Проблемы изучения древней и средневековой истории Горного Алтая. Горно-Алтайск : ГАНИИИЯЛ, 1990. С. 56-96.
Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). Новосибирск : Наука, 1979.
Волков В.В. Оленные камни Монголии. Улан-Батор : Изд-во АН МНР, 1981.
Полосьмак Н.В. Исследование памятников скифского времени на Укоке // Altaica. 1993. № 2. С. 21-31.
Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенез). СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2002.
Тишкин А.А. О соотношении бийкенской и майэмирской археологических культур Алтая раннескифского времени // Степи Евразии в древности и Средневековье. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. С. 164-166.
Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М. : Наука, 1980.
Тишкин А.А., Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул : Изд-во Алт. ун- та, 2003.
Длужневская Г.В., Савинов Д.Г. Памятники древности на дне Тувинского моря. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2007.
Чугунов К.В. Херексуры Центральной Азии (к вопросу об истоках традиции) // Северная Евразия в эпоху бронзы. Барнаул : Изд-во Алт. ун- та, 2002. С. 142-149.
Евразия в скифскую эпоху: радиоуглеродная и археологическая хронология. СПб. : Теза, 2005.
Грязнов М.П. Аржан - царский курган раннескифского времени. Л. : Наука, 1980.
Марсадолов Л.С. Памятник Аржан IV в Туве // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2004. С. 121-133.
Цыбиктаров А.Д. Херексуры Бурятии, Северной и Центральной Монголии // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Забайкалья и Монголии. Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 1995. С. 37-46.
Савинов Д.Г., Сэрээтэрийн Урантугс. Опыт типологии херексуров // Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 142-145.
Цыбиктаров А.Д. Культурное и хронологическое соотношение херексуров и памятников монгун-тайгинского типа Горного Алтая, Тувы, Монголии и Южного Забайкалья // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 2004. Вып. 2. С. 35-50.
Цыбиктаров А.Д. Центральная Азия в эпоху бронзы и раннего железа (проблемы этнокультурной истории Монголии и Южного Забайкалья середины II - первой половины I тыс. до н.э.) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2003. № 1(13). С. 80-97.
Килуновская М.Е., Семенов Вл. Оленный камень - изобразительная и мифологическая структура // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово : Изд-во КемГУ, 1993. С. 88-103.
Семенов Вл.А., Килуновская М.Е., Чугунов К.В. Археологические исследования на правобережье Улуг-Хема // Южная Сибирь в древности. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1995. С. 23-30.
Семенов Вл.А. Этапы сложения культуры ранних кочевников Тувы // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2000. С. 134-157.
Эрдэнэбаатар Д., Ковалев Д. Археологические культуры Монголии в бронзовом веке // Социогенез в Северной Азии. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2009. С. 70-84.
Тишкин А.А. Крупный херексур в Центральном Алтае (Онгудайский район Республики Алтай) // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов. Ховд ; Томск : Изд-во ТГУ, 2009. С. 74-78.
Goossens R., Wulf de A., Bourgeois J. et al. Satellite imagery and archeology: the example of CORONA in the Altai Mountains // Jornal of Archeological Science. 2006. № 33. P. 745-755.
Волков В.В. Оленные камни Монгольского Алтая // Памятники археологии и древнего искусства Евразии. М. : Институт археологии РАН, 2004. С. 9-21.
Волков В.В. Оленные камни Монголии. М. : Науч. мир, 2002.
Табалдиев К.Ш. «Восьмикаменные» памятники и «оленные» камни Тянь-Шаня // Современные проблемы археологии России. Новосибирск : Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. Т. 2. С. 55-57.
Тишкин А.А., Нямдорж Б., Дашковский П.К., Нямсурен М., Мунхбаяр Ч. Археологические изыскания в Ховдском аймаке (предварительное сообщение) // Эколого-географические, археологические и социоэтнографические исследования в Южной Сибири и Западной Монголии. Б
Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ : Изд-во БГУ, 1998.
Ковалев А.А., Эрдэнэбаатар Д. Две традиции ритуального использования оленных камней Монголии // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии : сб. науч. тр. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 99-105.
Allard F., Erdenebaatar D. Khirigsuurs, ritual and mobility in the Bronze Age of Mongolia // Antiquity. 2005. Vol. 79, № 305. P. 547-563.
Erdenebaatar H.D. Funeral and sacrifice ritual of the horse in the bronze age of Mongolia // Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2007. С. 201-209.
Шелепова Е.В. Некоторые результаты изучения ритуальных объектов на памятнике Тыткескень-VI // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. Вып. 16. С. 136-142.
Шелепова Е.В. Новые сведения и захоронениях конских черепов (по результатам исследования памятника Тыткескень-VI) // Алтае- Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. С. 185-188.
Cugunov K.V. Der skythenzeitliche Kulturwandel in Tuva // Eurasia Antiqua Zeitschrift fur archeologie Eurasiens. Berlin, 1998. Bd. 2. P. 273-308.
Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1994.
Цыбиктаров А.Д., Данилов С.В. К вопросу о культурной принадлежности оленных камней монголо-забайкальского типа // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. С. 102-105.
Ольховский В.С. Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М. : Наука, 2005.
Тишкин А.А., Леонова И.Ю. Погребальная практика носителей бийкенской культуры: семантика археологического комплекса // Структурно-семиотические исследования в археологии. Донецк : Изд-во ДонНу, 2005. Т. 2. С. 179-194.
Тишкин А.А. Проблема происхождения бийкенской культуры Алтая раннескифского времени и выделение основных этапов ее развития // Социогенез в Северной Азии. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2005. Ч. 1. С. 322-327.
Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. М. : Русское книгоиздательское товарищество, 1993.
Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: опыт культурологического анализа - антология художественных переводов. СПб. : Петербургское востоковедение, 1994.
Федоренко Н.Т. Древнейший памятник поэтической культуры Китая // Шицзин. Книга песен и гимнов. М. : Наука, 1987. С. 3-22.
Упанишады : пер. с санскр. М. : Вост. лит., 2000.
Атхарваведа. Избранное : пер. с санскр. М. : Наука, 1976.
Ригведа. Мандалы I-IV. М. : Наука, 1989.
Ригведа. Мандалы IX-X. М. : Наука, 1999.
Символы индуизма, буддизма, тантризма. М. : Золотой век, 1999.
Подосинов А.В. EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. : Языки русск. культуры, 1999.
Савинов Д.Г. Об оленных камнях «смешанного» типа // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. Барнаул, 2007. С. 105-108.
Членова Н.Л. Олени, кони и копыта (о связях Монголии, Казахстана и Средней Азии в скифскую эпоху) // РА. 2000. № 1. С. 90-108.
Антонова Е.В. Об останках животных в памятниках бактрийско-маргианского археологического комплекса (БМАК) // Центральная Азия: Источники, культура. М. : Вост. лит., 2005. С. 105-117.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М. : Вост. лит., 2001.
Шицзин. Книга песен и гимнов : пер. с кит. А. Штукина. М. : Наука, 1987.
Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М. : Вост. лит., 2002.
Попов В.В. Культ коня в погребальном обряде якутов XV-XVIII вв. // Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 2007. С. 166-170.
Ригведа. Мандалы V-VIII. М. : Наука, 1999.