История внедрения информационных технологий в музейную практику (по материалам международного журнала «Museum») | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 27. DOI: 10.17223/22220836/27/9

История внедрения информационных технологий в музейную практику (по материалам международного журнала «Museum»)

История внедрения информационных технологий в музейную деятельность изучена недостаточно полно, особенно это касается зарубежных музеев. В статье представлен анализ материалов международного журнала «Museum», посвященных внедрению компьютерных и информационных технологий в музейную деятельность. В результате определены и охарактеризованы основные этапы внедрения ИТ в музейную практику, выявлен потенциал международного журнала «Museum» как источника изучения развития отдельных направлений музейной деятельности.

The history of introduction of information technologies in museum practice (based on the materials of the international .pdf Более 50 лет назад информационные технологии (ИТ) начали проникать в музейную деятельность. Причем под информационными технологиями понимаются технологии, базирующиеся на применении компьютеров и телекоммуникационных систем. В настоящее время они широко используются во всех сферах деятельности музея: от учетно-фондовой, научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной до реставрационной, издательской, управленческой и проч. Чтобы проследить историю развития информационных технологий в музейной деятельности, авторами было решено обратиться к периодической печати, так как общеизвестно, что периодическая печать - элемент исторической жизни общества и государства. Она развивается вместе с общественной жизнью, неразрывно связана с ней. Практически все более или менее заметные процессы, события, происходящие в обществе, находят отражение в первую очередь на страницах периодических изданий. Для изучения истории внедрения информационных технологий в деятельность музеев за основу был взят международный журнал «Museum», в котором отражены статьи по использованию информационных технологий в музейном деле как на международном, так и на локальном уровнях на всех этапах становления этого явления. Отметим, что периодическая печать в качестве источника изучения истории музеев и музейного дела в различных регионах нашей страны, а также отдельных сфер музейной деятельности используется активно, однако такие материалы носят обзорный исторический характер [1-5], так как при их написании был использован комплекс периодических изданий (зачастую газет), издававшихся в отдельно взятом регионе. Профессиональные же музейные издания, такие как «Советский музей, «Мир музея», журнал «Музей», международный журнал «Museum» и проч., в качестве источника изучения истории музеев, музейного дела и отдельных направлений музейной деятельности не рассматривались. Объектом нашего внимания в рамках изучения истории внедрения информационных технологий в музейную практику стал международный журнал «Museum». Это связано с тем, что история внедрения информационных технологий в музейную деятельность российских музеев изучена относительно полно, что подтверждают работы Я.А. Шера [6], А.С. Дриккера [7], Л.Я. Ноля [8, 9], А.В. Михайлова [10] и др. Однако обобщающих работ, освещающих поэтапное внедрение информационных технологий в зарубежных музеях, в результате библиографического поиска выявлено не было. Имеется лишь отрывочная информация о зарубежном опыте в ряде отечественных исследований [9, 11]. Цель данной статьи - проследить историю внедрения информационных технологий и их предшественников в музейную практику по материалам международного журнала «Museum», что позволит изучить зарубежный опыт внедрения данных технологий в музейную деятельность. Международный журнал «Museum» - это периодическое издание, посвященное теории и практике музейного дела, его истории и современному состоянию, перспективам развития в международном масштабе. Данный журнал - официальный печатный орган Международного совета музеев (ICOM) ЮНЕСКО. Представляя журнал, генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли сказал: «ЮНЕСКО с удовольствием сообщает о начале издания на благо музеев всего мира журнала «Museum» и призывает участвовать в его программе и помогать ему в работе, направленной на достижение взаимопонимания между народами и культурами, составляющего основу для установки мира во всем мире» [12]. На I Генеральной конференции ICOM в 1948 г. были изложены цели журнала «Museum»: 1) служить средством обмена профессиональными мнениями, техническими советами и стимулировать музеи и музейных работников к развитию их услуг для общества; 2) стремиться охватить всемирную аудиторию за пределами континентальной Европы; 3) поддерживать цели ЮНЕСКО, привлекая музейных специалистов к общей задаче распространения знаний и содействия международному пониманию в качестве позитивного вклада в мировую культуру [13]. Сегодня в журнале публикуются статьи, охватывающие следующие темы: • направления реформ и организационно-правовые основы музейной деятельности; • новые подходы к экспозиционной и фондовой работе; • современные системы безопасности; • менеджмент и маркетинг музеев и выставок; • новые музейно-педагогические и проектные технологии. Издание знакомит читателей с опытом зарубежных музеев и работой лучших музеев нашей страны. C 1992 г. журнал публиковался при поддержке Wiley-Blackwell, в результате чего вошел в число высокорейтинговых с цитированием в базе Web of Science, а в 2013 г. все права на издание и использование бренда были переданы Международному совету музеев (ICOM) при ЮНЕСКО [14]. Изначально в журнале публиковались статьи только на французском языке. Позже его материалы стали переводить и на другие: на английский - с 1948 г., испанский - с 1977 г., арабский и русский - с 1983 г. За все время существования журнала - с 1948 по 2016 г. - было выпущено 272 тома, более 2500 статей, чаще по 4 выпуска в год, от самого первого номера - «Музеи Франции» - до крайнего - «Музеи и культурные ландшафты». Предшественниками информационных технологий в музейном деле были аудиальные и аудиовизуальные средства, информация о которых в журнале «Museum» начала появляться в 1940-1950-х гг. За этот период было выявлено 5 статей, посвященных предшественникам информационных технологий, в том числе радио и телевидению, в музейной деятельности. Так, в 1949 г. вышли статьи Х.Д. Брауна «Музей и радио» [15] и Х.Д.М. Грира «Телевизионные эксперименты в американских художественных музеях» [16]. В 1952 г. были опубликованы статьи Элона Шоенера «Эксперимент художественного музея на телевидении» [17] и Роберта Мел-лера «Эксперимент научного музея на телевидении» [18]. В 1954 г. в журнале была опубликована статья Пола Джостана «Музей и телевидение. Эксперимент Би-Би-Си» [19]. По мнению авторов, использование радио и телевидения носило в первую очередь рекламный характер, что позволяло музеям быть узнаваемыми, известными. В то же время сотрудники музеев надеялись, что использование новых технологий позволит значительно повысить число посетителей. Данные инструменты были внешними и не использовались в экспозиционно-выставочной или другой, «внутренней», деятельности музея. В 1960-е гг. в зарубежных музеях начали использовать компьютерные технологии для обработки коллекций, в частности, американский ученый Дэвид Вэнс воспользовался услугами мощного компьютера, установленного в одном из американских университетов, для обработки данных о небольшой музейной коллекции. Описания предметов, перенесенные на перфокарты, были введены в ЭВМ, обработаны, отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы и распечатаны на бумаге в форме каталога. Это был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера [9. С. 12]. В результате данный эксперимент игнорировать было невозможно, что и отразилось в подготовке редакцией журнала «Museum» специального выпуска - «Музеи и компьютеры» (№ 92) - на английском и французском языках, который вышел в 1970-1971 гг. Статьи данного выпуска характеризуют начальный этап становления информационных технологий в музее. Все авторы статей выпуска «Музеи и компьютеры» описывали возможное использование компьютера в своих музеях. Так, Вадим Елисеев, автор статьи «Музеи и компьютеры» [20], считал, что в начале 1970-х гг. количественный рост информации является основной проблемой, которая возникает во всех музеях. И именно развитие современных технологий, по мнению автора, позволило бы не только сохранить музейный предмет, но и обеспечить к нему доступ. Другой автор данного выпуска - Иверит Элин - в статье «Будущее счетно-вычислительных устройств в музейном мире» [21] обратил внимание на создание компьютерной информационной системы, предназначенной для удовлетворения текущих и будущих потребностей музеев, выходящей за рамки потребности отдельного учреждения, т.е. фактически заявил о создании единой информационной системы, объединяющей не только музеи какого-либо региона или страны, но и на международном уровне. Эту мысль автор развил в другой своей статьей - Компьютерные горизонты в музеях [22]. По инициативе Международного совета музеев (ICOM) были предприняты шаги для координации различных проектов такого рода (главным образом, в Соединенных Штатах Америки [21], Франции [23], Великобритании [24], Швеции [25], Италии [26] и Федеративной Республике Германии), чтобы обеспечить совместимость различных систем, находящихся в разработке. Особое внимание уделялось необходимости стандартизации при описании музейного предмета, с тем чтобы обеспечить международный и междисциплинарный обмен информацией между музеями. В 1978 г. вышел второй специальный выпуск «Музеи и компьютеры» (№ 119-120), в статьях которого описываются свежие взгляды на использование компьютера в различных направлениях музейной деятельности. Так, в статье Я.А. Шера «Использование компьютеров в музее: современная ситуация и проблемы» [27] рассказывает о различных областях применения компьютера в музейном деле: 1) культурно-образовательная деятельность (музей стал мощным инструментом в массовом образовании); 2) научно-исследовательская работа музея (данное направление вскрыло необходимость, во-первых, создания единого стандарта описания музейного предмета, а во-вторых, в повышении профессиональной квалификации музейных работников в области компьютеризации); 3) создание музейной компьютерной сети. В статье «Использование компьютеров в музеях сегодня» [28] Роберт Чинхол пишет о положении музеев Северной Америки и о компьютерных системах, которые охватывают широкий спектр музейной деятельности, а именно: 1) контроль экспонатов; 2) контроль безопасности, защиту от пожара и кражи; 3) климат-контроль, вентиляцию и кондиционирование; 4) контроль учетных записей и бюджета; 5) поисковую систему; 6) каталогизацию и инвентаризацию музейных предметов; 7) контроль информации о сотрудниках. Гэри Т. Готье писал об автоматизированной системе документации в Национальном музее естественной истории Смитсоновского института в Вашингтоне [29]. Данные всех семи научных отделов - антропология, ботаника, энтнология, зоология беспозвоночных, минералогические науки, палеология и обработка позвоночных - контролировались системой SELGEM (1977 г.). Это система управления информацией общего назначения, состоящая из более чем тридцати пяти компьютерных программ. Ключевой особенностью SELGEM объявлялась легкость, с которой новые пользователи могут изучить основные принципы и начать создавать свои собственные файлы. Работы по созданию национальных банков музейных коллекций в это время начались в Канаде [30], Чехословакии [31], Мексике [32]. Помимо общей музейной сети появляются специальные компьютерные системы для обработки отдельных коллекций, это, например, система Iconclass для «автоматической» регистрации и обработки иконографических данных. Подобная работа проводилась в Италии [33]. Таким образом, к концу 1970-х гг. музейные сотрудники по всему миру пришли к единодушному мнению о важной роли компьютера и современных технологий в различных видах музейной деятельности и необходимости повышения квалификации в данном направлении. Не менее важным стало и понимание необходимости создания единой информационной системы, объединяющей все музейные коллекции не только в рамках одной страны, но и мира, что было отражено в требовании Квебекской декларации 1984 г. об обеспечении доступа широких масс населения к мировому культурному наследию [34]. Работы по созданию единой в мировом масштабе информационной системы музейных коллекций получили первостепенный статус, что отразилось в создании Международного комитета по документации (CIDOC) [35] в рамках Международного совета музеев (ICOM). Данный комитет занимался вопросами выработки единого стандарта описания музейных данных, в том числе и национальных. Была запущена разработка типов музейных информационных стандартов, которые делятся на 4 основные группы: 1) стандарты информационных систем; 2) стандарты информационного обмена; 3) стандарты данных; 4) стандарты методики документирования. Инициаторами в области разработки стандартов данных были: 1) Швеция - Sweterm; 2) Нидерланды - Iconclass Classification Mardoc; 3) Франция - Ministry of Culture; 4) Германия - Allgemeines Kunstlerlexicon; 5) Великобритания - MDA Data Standard, UK Museum; 6) Швейцария - Database for Swiss Cultural Heritage; 7) Италия - Instituto Centrale per il Catalogo e la Documentazione (ICCD); 8) Канада - Canadian Heritage Information Network (CHIN); 9) США - Art Information Task Force. Так выглядела международная картина работы по созданию стандартов в конце 1980-х гг. В Советском Союзе также приступили к созданию стандарта описания музейного предмета, но никакой специальной структуры для этого государством создано не было. Два ведущих специалиста на тот момент в вопросе внедрения ИТ в музеи - Я.А. Шер и Л.Я. Ноль - вошли в международную команду разработчиков, курируемую CIDOC. К сожалению, единого международного стандарта описания музейных предметов выработано не было. Все наработки CIDOC так и остались на уровне рекомендаций. Только в Советском Союзе в 1984 г. был официально принят такой стандарт, по которому российские музеи работают до сих пор. Развитие компьютерных технологий в музеях активно продолжалось. В 1990-е гг. оно вышло на новый уровень - появляются мультимедийные системы и Интернет. В это же время сотрудники музеев все чаще задумываются о внедрении новых технологий в экспозиционное пространство и в сферу обслуживания посетителей. Так, Леонард Уилл в статье «Музеи как информационные центры» [36] писал об обеспечении информационного «самообслуживания». А конкретнее о том, что самый простой способ использования компьютеров состоит в предоставлении посетителям качественной информации уже при входе в музей. Постоянно меняющаяся информация на видеотерминале может привлекать внимание к событиям текущего дня, сенсорный экран, играющий роль путеводителям, поможет посетителям ориентироваться в залах музея и подскажет, где какие экспозиции. Уже тогда большими возможностями обладали интерактивные каталоги и дисплеи, позволяющие посетителям познакомиться с экспозицией и получить вводную или более подробную информацию. Такой тип дисплеев был совершенно незаменим для художественных галерей. Успех таких систем зависел не только от привлекательности и доходчивости самой информации, представляемой на дисплее, но и от концепции, заложенной в структуре индексирования, согласованной работы сети взаимосвязей и ссылок. С появлением Интернета и развитием сетевых технологий музеи и другие учреждения культурного наследия начинают переосмысливать свои задачи и возможности. Все большее число музеев принимает решение создать свой сайт, чтобы расширить предоставление полезной информации о себе и привлечь новых пользователей. Своим опытом, полученным на протяжении 1990-х гг., авторы статей поделились на страницах специального выпуска журнала «Museum» 2000 г. «Музей и Интернет» (2 выпуска). В номерах были рассмотрены пути и методы использования интернет-ресурсов представителями музейной профессии; изучены онлайновые музейные сообщества в противоположность подключенным к сети индивидуальным музеям; представлен опыт отдельных стран, перспективы использования сети Интернет в музейной деятельности. Так, Кэри Карп в статье «Пустить корни в Интернете: установить сетевую идентичность музейного сообщества» [37] подробно описала разработку служб каталогов web-сайтов и роль ICOM в этом процессе. Уэнди А. Томас описал опыт Канады по созданию национального электронного каталога с описаниями миллионов предметов, хранящихся в канадских музеях. Специальные вопросы, обсуждаемые в данной статье, затрагивают проблемы связи, стандартов описания, учитывающих различия в размерах и типах коллекций, а также в уровне компьютеризации хранилищ и экспо-зиционных залов, двуязычного доступа, эффективного сотрудничества, обслуживания и управления интеллектуальной собственностью [38]. Французский опыт представил Филипп Авенье [39], описав опыт создания общедоступной всемирной базы - «MuseoFile», объединяющей приложения, первоначально предназначенные для самых разных пользователей. Перспективы использования информационных технологий в музеях четко подметил Монтебелло Хайс. Технология может значительно опережать нынешние потребности музеев, которые испытывают огромное давление и вынуждены демонстрировать достижения передовых технологий, руководствуясь здравым смыслом. Музеи должны контролировать технологию, а не наоборот. Он довольно скептически отозвался о новых возможностях технологии влиять на образ мыслей посетителей и об их спасительной для музеев роли. Тем не менее он все же назвал ее полезной, если с ее помощью можно привлечь в музей людей, почти созревших для его посещения. «В таком случае да здравствует новая технология! - заключил он. - Меня не пугает технология, потому что я уверен в том, что первенство всегда останется за предметом...»; «Если технология способна привлечь в музей колеблющегося и пробудить в нем тягу к реальному, то Интернет можно считать полезной сферойдеятельности, будоражащейвоображение» [40]. В 2004 г. вышел очередной специальный выпуск журнала - «Сайт музея». Читатели могут быть удивлены содержанием этого номера ввиду его названия. На самом деле многие статьи больше касаются культурных объектов и даже транснациональных культурных пространств, а меньше - музеев. Это происходит из желания потребителя рассмотреть скорее музейный предмет, чем сам музей [41]. После 2004 г. специализированных номеров, посвященных использованию музеями информационных технологий в своей деятельности, выявлено не было. Таким образом, можно констатировать, что ИТ в музеях, пройдя долгий и неоднозначный путь, окончательно закрепились в музейных организациях, и на данный момент ведутся споры только об эффективности конкретных видов информационных технологий в определенных сферах музейной деятельности. Подводя итог, можно сделать заключение, что материалы международного журнала «Museum» позволяют рассмотреть историю внедрения информационных технологий в музейную практику довольно полно. В результате можно выделить этапы данного процесса: 1) предыстория (1940-1950-е гг.) - время взаимодействия музея с радио и телевидением. Так или иначе, данный опыт был переосмыслен для использования на современном этапе (привлечение аудитории с помощью образовательных программ), но уже с помощью дополнительных технологий (Интернет и, в частности, социальные медиа); 2) начало применения компьютерных технологий для каталогизации музейных предметов (1960-1970-е гг.). Этот экспериментальный период выявил проблемы в применении ИТ (например, встал вопрос о выработке стандарта описания музейного предмета) и дал толчок развитию новых направлений в применении информационных технологий в музейной деятельности (использование технологий в учетно-хранительской и научно-исследовательской деятельности); 3) развитие планомерных работ по внедрению ИТ в музейную деятельность (1980-е - начало 1990-х гг.). В это время музейные сотрудники многих стран под руководством CIDOC работали над созданием универсального стандарта описания музейного предмета с целью создания единой информационной системы по обеспечению широкого доступа к куль -турному наследию; 4) Интернет и мультимедиа в музейной практике (вторая половина 1990-х гг. - начало 2000-х гг.). Данный период характеризуется созданием онлайновых музейных сообществ, web-сайтов. Таким образом, выполняя роль своего рода консультативной службы, журнал способствовал полезным изменениям в тех странах, которые находились в определенной изоляции либо в силу своего географического положения, либо из-за отсутствия контактов между сотрудниками музеев. Журнал поднимал важные вопросы, являлся органом мирового музейного сообщества, определил новые направления развития музея. Музеи уже не являлись лишь местом хранения, а превращались в активные учреждения, которые с помощью своих образовательных программ, а также экспозиций, по-новому демонстрировавших предметы, стали играть определенную роль в повседневной жизни, тогда как прежде они существовали главным образом в контексте прошлого. В целом отметим, что международный журнал «Museum» является ценным источником по изучению истории внедрения информационных технологий в музейную деятельность как на локальном, так и на международном уровне. Важно, что представленная в журнале информация позволяет создать полную картину истории внедрения ИТ в музеи, так как в нем собраны материалы со всего мира.

Ключевые слова

периодические издания, международный журнал «Museum», информационные технологии, информационные системы, Интернет, сайт, periodicals, the international magazine "Museum", information technologies, information systems, the Internet, a site

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белогубова Ангелина Сергеевна Томский государственный университет магистрантangelisha27@mail.ru
Сизова Ирина Алексеевна Томский государственный университет кандидат исторических наук, доцент кафедры музео-логии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыsizova_i@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Акимченко В.В. «Из истории развития музейного дела в Севастополе: по материалам газеты «Маяк коммуны»» // Учен. зап. Крым. федер. ун-та им. В.И. Вернадского. Исторические науки. 2011. Т. 24, № 2 (63). С. 3-13.
Федоров О.А., Степанова Е.Ю. Проблемы музейного строительства и сохранения культурного наследия на страницах орловских периодических изданий // Одиннадцатые Денисьевские чтения: материалы межрегион. конф. Орел, 2014. С. 231-237.
Сизова И.А. Газета «Томский вестник» как источник изучения музейного дела Томской области // Вестн. Алт. гос. пед. ун-та. 2014. № 18. С. 110-114.
Девейкис М. Музеи Петербурга на страницах журнала «Русская старина» // Библиотечное дело. 2015. № 9 (243). С. 22-24.
Кулешова Н.В. Общественные музеи сельских районов Омской области в 1960-е годы (по материалам местной периодической печати) // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России: сб. науч. тр. Омск, 2016. С. 250-252.
Шер Я.А. Первые шаги отдела музейной информатики в Эрмитаже (1975-1985 гг.) // Информационные технологии в музее. Вып. 2. СПб., 2006. С. 4-9.
Дриккер А.С. Информационно-коммуникационные технологии и музей // Материалы круглого стола к 25-летию Отдела музейной информатики Государственного Эрмитажа. СПб., 2006. С. 13-19.
Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: учеб. пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Музеология 021000 Му-зеология / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. гуманит. ун-т». М.: Изд. центр Рос. гуманит. ун-та, 2007. 234 с.
Ноль Л.Я. Компьютер в российских музеях: «Этапы большого пути» // Актуальные проблемы современного музейного дела: сб. тр. творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. 8. М., 2010. С. 10-18.
Михайлова А.В. История информатизации музеев России // 17-я ежегодная междунар. науч.-практ. конф. АДИТ-2013. Ханты-Мансийск, Екатеринбург, 2013. С. 6-19.
Шер Я.А., Асеев Ю.А., Поднозова И.П. Каталогизация музейных коллекций и информатика: сб. науч. тр. // Современный художественный музей: проблемы деятельности и перспективыразвития. Л., 1980. С. 16-37.
Mayor Federico. Guest editorial // Museum: fiftieth anniversary issue. 1998. №. 197 (Vol. 50, №. 1). P. 4.
Frin Raymonde. Museum: 'for the benefit of the museums of the world' // Museum: fiftieth anniversary issue. 1998. №. 197 (Vol. 50, №. 1). P. 5-8.
Museum [Электронный ресурс]. URL: http://icom.museum/media/museum-international/ (датаобращения: 17.07.2017).
Brown H.D. Museum and radio // Museum, 1949. Vol. 2, № 2. P. 238-246.
Greer H.D.M. Television Experiments in American Art Museums // Museum. 1949. Vol. 2, № 2. P. 247-253.
Schoener Allon. An Art Museum's Experiment in Television // Museum. 1952. Vol. 5, № 4. P. 233-244.
Robert S. Miller. A Scientific Museum's Experiment in Television // Museum. 1952. Vol. 5, № 4. P. 245-250.
Poul Johnstone. Museums and Television. An account of a BBC experiment // Museum. 1955. Vol. 7, № 4. P. 268-279.
Vadime Elisseeff. Museums and computers // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 3-6.
Evereitt Ellin. Considerations in the formation of museum data banks in the United States of America // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 18-22.
Evereit Ellin. Computer horizons in the museum // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 611.
Cuisenier Jean. Feasibility of using a data-processing system in the Musee des Arts et Traditions Populaires // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 27-37.
Geoffrey Lewis. An interdisciplinary communication format for museums in the United Kingdom // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 22-27.
Bergengren Goran. Automatic data processing in the registration of museum collections in Sweden // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 53-59.
Oehler Hansgeorg, Rolf Gundlach. Electronic documentation of a collection of Roman sculpture photographs // Museum. 1970-1971. Vol. 23, № 1. P. 37-53.
Sher A. Jakob. The use of computers in museums: present situation and problems // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 132-138.
Chenhall G. Pobert. Computer use in museums today // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 139-145.
Gautier T. Gary. Automated collection documentation system at the National Museum of Natural History, Smithsonian Institution // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 160-168.
Homulos S. Peter. The Canadian National Inventory Programme // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 153-159.
Murda Miroslav. Projected automated registration system for Czechoslovak museums // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 185-193.
Noemi Castillo-Tejero. Keeping a record of the cultural heritage in the National Museum of Anthropology, Mexico City // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 179-184.
Bisogni Fabio. The Catalogue of Italian Art: a computer-produced iconographical analysis // Museum. 1978. Vol. 30, № 3/4. P. 199-204.
Квебекская декларация: основные принципы новой музеологии // Museum. 1985. № 148. С. 21.
ICOM International Committee For Documentation [Электронный ресурс]. URL: http://network.icom.museum/cidoc/L/6/ (дата обращения: 17.07.2017 г.).
Леонард Уилл. Музеи как информационные центры // Museum. 1994. № 181. С. 20-25.
Карп Кэри. Пустить корни в Интернете: установить сетевую идентичность музейного сообщества // Museum. 2000. № 204. С. 8-13.
Уэнди А. Томас. Создание национального Web-сайта // Museum. 2000. № 204. С. 14-19.
Авенъе Филипп. Приоритет публике: французский опыт // Museum. 2000. № 204. С. 3134.
Боуэн Джонатан. Виртуальный музей // Museum. 2000. № 205. С. 4-7.
Museum International. The site museum. 2004. Vol. 56, №°3/223, September.
 История внедрения информационных технологий в музейную практику (по материалам международного журнала «Museum») | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 27. DOI:  10.17223/22220836/27/9

История внедрения информационных технологий в музейную практику (по материалам международного журнала «Museum») | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2017. № 27. DOI: 10.17223/22220836/27/9