Подвижник Сибири Г. Н. Потанин | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Подвижник Сибири Г. Н. Потанин

Анализируется вклад Г. Н. Потанина (1835-1920) в изучение Центральной Азии, его концептуальные подходы, неоднозначно воспринятые научным сообществом. Устанавливается его роль в общественно-политической жизни Сибири как идеолога областничества.

G.N. Potanin - the enthusiast of Siberia.pdf Сибирь дала России большое количество та-лантливых людей: ученых, космонавтов, конст-рукторов, художников, актеров, писателей и т.д.Особое место в этой плеяде занимает ГригорийНиколаевич Потанин (1835-1920). Его вклад визучение Азиатской России и Центральной Азии,географию, этнографию, фольклористику, ботани-ку, краеведение, общественно-политическую икультурную жизнь отмечен во всех энциклопеди-ческих, справочных и обобщающих изданиях.Сейчас идет подготовка «Потанинской энцикло-педии». Его именем названы один из хребтовНаньшаня (Китай), ледник в Монгольском Алтае,улицы в Новосибирске, Омске и Томске. В 1958 г.на могиле Потанина в Университетской рощеТомского университета был открыт памятник.Надпись на нем гласит: «Потанин Григорий Нико-лаевич 1835-1920. Выдающийся русский ученый ипутешественник».Но не только научными трудами и открытиямипрославился выходец из старинного казачьего ро-да первозасельщиков Сибири. Постоянная под-вижническая деятельность на ниве культуры инауки определила колоссальный авторитетГ.Н. Потанина в сибирской общественной жизниначала ХХ века. Совсем не случайно такие разныелюди и выдающиеся писатели, как Г.Д. Гребен-щиков (1882-1964) и В.Я. Шишков (1873-1943),не сговариваясь, сравнивали его по степени мо-рального авторитета с Л.Н. Толстым. При этомГребенщиков явно симпатизировал «сибирскомудедушке», как называли Григория Николаевича врегионе. «В то время, - замечал он, - как аристо-крат Толстой в мятежных исканиях своих бес-смертных образов и истины познал и хмель греха,и сладость света, когда он, будучи уже пророком ивеликим мудрецом, на виду всего мира хотел и немог уйти от соблазнов мира и, как скованный лев,метался в железной клетке мишурной роскоши,тщетно пытаясь опроститься, - скромный, не про-славляемый, простой и неизменно кроткий, всегдануждающийся сибиряк шел прямо по своей демо-кратической и тернистой дороге к единой цели - коблагу своей родины. Это, конечно, далеко не то, чтоблаго всего мира, но в конечном пункте идеалы обо-их старцев сходятся: Толстой говорит: «Царствиебожие внутри нас», сущность потанинского идеала:«Пусть каждая область зажжет свое солнце, и всяземля будет иллюминована» [1. С. 287-288].Г.Н. Потанин родился 21 сентября (4 октябрянового стиля) 1835 г. в пос. Ямышевском в 50 кмот казахского города Павлодара вверх по течениюИртыша. Собственно, Павлодара тогда еще не бы-ло, а на его месте находилась станица КоряковскаяСибирского казачьего войска. Поселок относилсяк числу первых русских укреплений в ВерхнемПрииртышье и был основан в 1715 г. экспедициейподполковника И.Д. Бухольца. Тогда же здесьпоявились представители казачьего рода Потани-ных, переведенные на службу в Ямышевскую кре-пость из Тары. Его отец Николай Ильич окончилОмское войсковое училище и долгое время слу-жил в казачьих частях Иртышской линии. В1829 г., сопровождая посольство кокандского ха-на, офицер побывал в Чимкенте, Ташкенте, Ход-женте, Коканде и оставил интересное описаниесвоего путешествия.В 1852 г. мой герой окончил Сибирский (Ом-ский) кадетский корпус, где познакомился с сы-ном казахского султана Чоканом Валихановым.Направленный для прохождения службы в Семи-палатинск, он участвовал в присоединении к Рос-сии Семиречья и в основании укрепления Верного(Алма-Аты). В декабре 1853 - январе 1854 г. ко-мандируется в китайский город Кульджу (Инин)для доставки груза серебра в российское консуль-ство. Так он впервые оказался на территории го-сударства, изучению которого посвятит несколькоэкспедиций. Затем Потанин командовал сотней впредгорьях Алтая в станице Чарышской. Здесь, вверховьях Бухтармы он столкнулся со старооб-рядцами, или, как их тогда называли, «каменщи-ками». Общинные порядки, широко развитое са-моуправление привели в восторг Григория Нико-лаевича, впоследствии совершившего неоднократ-ные поездки в «республику русского духа», как водном из писем он охарактеризовал обществен-ный строй «каменщиков». Впечатления, вывезен-ные с Алтая, способствовали формированию уГ.Н. Потанина убеждения о Сибири как своеоб-разном «мужицком рае», который необходимоочистить от злоупотреблений и мелочной опекичиновников и способствовать развитию общинныхначал у сибирских крестьян.После встречи в Омске в 1856 г. с тогда ещемалоизвестным ученым П.П. Семеновым, уГ.Н. Потанина созрело твердое желание выйти вотставку и поступить в университет. При под-держке отбывавшего ссылку в Томске М.А. Баку-нина и профессора К.Д. Кавелина ему удалось в1859 г. добраться до Петербурга и поступитьвольнослушателем на естественно-историческоеотделение физмата столичного университета. Какгубка, впитывал Григорий Николаевич впечатле-ния, идеи, стараясь поспевать всюду. Помимоучебных занятий, активно включилсяГ.Н. Потанин до конца дней своих обосновался вТомске, периодически выезжая в Горный Алтай наотдых и проведение научных исследований. Онпринял активное участие в деятельности местныхпросветительских организаций, в 1905 г. возгла-вил подготовку проекта земской реформы в Сиби-ри, сосредоточился на дальнейшей разработке об-ластнической концепции. Если Н.М. Ядринцев от-мечал определенное различие между Сибирью и Ев-ропейской Россией в природно-климатическом от-ношении, то Потанин формулирует вывод о сущест-вовании здесь особого типа русского населения. Наосновании этого регион выделялся в отдельную об-ласть, автономия которой «есть необходимое, логи-ческое следствие конституционного строя» [4].В период социального катаклизма 1917-1920 гг. Потанин, несмотря на преклонный воз-раст и слепоту, принял активное участие в реани-мации областнического движения, занял ярко выра-женную антибольшевистскую позицию. ВременноеСибирское правительство присваивает ему в 1918 г.звание «Почетного гражданина Сибири» и назначаетперсональную пенсию. Незадолго до смерти, в июне1920 г. Григорий Николаевич сказал: «Вот я умираю.Жизнь кончена. А мне жаль. Хочется еще жить. Ин-тересно очень. Хочется знать, что будет дальше смилой Россией» [5. С. 122].Г.Н. Потанин прожил долгую, яркую и труд-ную жизнь, жизнь ученого и общественного дея-теля. Он являл идеальный тип специалиста, пред-назначенного для проведения экспедиционныхработ. Юные годы во фронтирной зоне взаимо-действия русского и казахского населения, казачьяслужба, учеба в Петербурге каторга и ссылка -развили необходимые для этого качества. Касаясьэтой черты его научного дарования, его старшийтоварищ и добрый ангел-хранитель П.П. СеменовТян-Шанский подчеркивал: «Г.Н. Потанин соеди-нил в себе редкие для путешественника по внут-ренней Азии качества: закаленное трудами и ли-шениями здоровье, неимоверную неприхотливостьи выносливость, достаточное знакомство с мест-ными языками и умение ладить с туземцами,очень хорошие познания в обширной области гео-графических и естественных наук… но более все-го - любовь к делу и полнейшую самоотвержен-ную преданность науке» [6. С. 282].Современников привлекала моральная чистотаи одухотворенность Григория Николаевича, по-зволившие В. Я. Шишкову назвать его «человекомбожьим». Казахи прозвали Потанина «аксакалом скрасивой душой». Он полностью отдавал себяслужению науке и родной Сибири, самоотвержен-но помогал друзьям, до конца жизни оставаясьбессребреником. Мой герой подарил открытиемирового уровня другу и единомышленникуН.М. Ядринцеву. Когда последний переживалсильнейший духовный кризис, он организовалэкспедицию под руководством Николая Михайло-вича, которая в 1889 г. в Монголии обнаружиларазвалины столицы государства Чингизидов Кара-корума (Хаара-Хорина), которые начали искатьдавно. Именно Г. Н. Потанин снабдил друга точ-ными сведениями о местонахождении древнейстолицы, позволившими путешественнику и егоспутникам не терять время на поиски в бескрай-ней монгольской степи и точно выйти на цель, ивместе с ним радовался по возвращении экспеди-ционного отряда, прозорливо замечая в письме:«Но во всяком случае отлично кончилось дело.Открытие Ваше наделает шума, особенно надписив Каракоруме» [7. С. 11-14].Как идеолог сибирского областничества, какодной из разновидностей регионализма, ГригорийНиколаевич всю сознательную жизнь отстаивалправо провинции на полнокровную интеллекту-альную жизнь. Непременными атрибутами про-винциальной жизни он считал периодическую пе-чать, театр и университет. Газета должна «стре-миться быть органом интеллигенции края, а непечатною справкою для торговых контор; онапредставляет собой общественное явление, онаесть умственная работа края». «Театр, как и уни-верситет, должен стать областным учреждением, ане колонией столицы в провинции, как это теперь.Он должен быть наполнен актерами, уроженцами20краякурс «концентрического родиноведения». Дляэтого каждый учитель «должен иметь в руках:1) местную азбуку, 2) местную хрестоматию и3) местное родиноведение. Последнее заменит ру-ководство по естествознанию. Оно состоит в опи-сании мира природы концентрическими кругами.Первый круг: окрестности школы; физическаягеография их и жизнь в них человека. Второйкруг: область в физическом и социальном отно-шении. Третий круг - Россия». Курс должен стро-иться на следующих дидактических принципах:наглядности, сознательности и активности, систе-матичности в обучении. В ходе преподавания «ро-диноведения», по мнению моего героя, учащиесяначнут мыслить как граждане России, пониматьсвою зависимость от государства, свои граждан-ские права и обязанности [10. С. 141].

Ключевые слова

областничество, Центральная Азия, родиноведение, экспедиции, regionalism (oblastnichestvo), Central Asia, local native studies, expeditions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шиловский Михаил Викторович.Новосибирский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Россииkapital@history.nsc.ru
Всего: 1

Ссылки

Гребенщиков Г.Д. Большой сибирский дедушка // Литературное наследство Сибири (ЛНС). Новосибирск, 1986. Т. 7.
Письма Г. Н. Потанина. Иркутск, 1987. Т. 1.
Клеменц Д.А. Г. Н. Потанин (1907) // ЛНС. Т. 7.
Сибирская жизнь (Томск). 1906. 16 февр.
Свентицкая М. Воспоминания о Г. Н. Потанине // Сев. Азия. 1927. № 5-6.
Семенов П.П. История полувековой деятельности Императорского Русского географического общества. СПб., 1896. Т. 1.
Шиловский М.В. К вопросу об открытии Каракорума // Сибирь и Центральная Азия: проблемы региональных связей. Томск, 2000. Вып. 2.
Потанин Г.Н. От Новочеркасска до Казани // Первый шаг. Провинциальный литературный сборник. Казань, 1876.
Потанин Г Н. Крымские письма сибиряка (1876) // ЛНС. Т. 7.
Письма Г.Н. Потанина. Иркутск, 1988. Т. 2.
 Подвижник Сибири Г. Н. Потанин | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Подвижник Сибири Г. Н. Потанин | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия