Г.Н. Потанин как друг азиатских народов | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Г.Н. Потанин как друг азиатских народов

Рассматриваются деятельность и научное творчество Г.Н. Потанина как фактор, способствующий взаимодействию и взаимопониманию народов Сибири и Центральной Азии, прежде всего казахского и русского.

G.N. Potanin - a friend of Asian people.pdf История пронизывает все стороны нашейжизни и руководит нами, даже если мы этого нехотим и не желаем знать об этом. История можетобъединять людей, может настраивать их другпротив друга. Народы России и ЦентральнойАзии взаимодействуют на евразийском простран-стве уже более четырехсот лет, а если считатьвремя Улуг Улуса - более семи веков. В этой ис-тории можно найти и позитивные и печальныестраницы. Забывать ничего не надо, но от исто-риков и политиков зависит, какие страницы мыбудем читать чаще.Характер отношений наших народов и госу-дарств таков, что позитивных станиц значительнобольше и на них надо останавливать вниманиеученых, политиков, подрастающего поколения.Исследование научного наследия Г.Н. Потанинав этом отношении очень благодарная тема. Рож-денный в казахских степях русский человекГ.Н. Потанин своей жизнью, результатами дея-тельности и памятью о нем сближает народыРоссии и Центральной Азии. Об этом свидетель-ствуют и эти научно-практические конференции,посвященные 175-летию со дня рожденияГ.Н. Потанина - ученого-энциклопедиста, путе-шественника, общественного деятеля, организо-ванные в Томске и Павлодаре. О Г.Н. Потаниненаписаны десятки книг и статей, поэтому, не пре-тендуя на открытия, здесь я остановлюсь на техчертах потанинского научного наследия, которыеспособствуют взаимопониманию народов, преж-де всего русского и казахского.За свою жизнь Г.Н. Потанин опубликовал 235научных работ, 38 лет провел в экспедициях изначительную часть научного творчества посвятилсвоей родине - казахским степям. В 1852-1858 гг.за время службы в казачьих войсках Г.Н. Потанинбыл в отряде, основавшем г. Верный, возил сереб-ряный груз в Кульджу, служил в Семипалатинске,на Чарыше, на Бухтарме, в Омске, разбирая архи-вы казачьего войска. В 1863-1864 гг. он участво-вал в экспедиции астронома К.В. Струве наоз. Зайсан. Неоднократно бывал в казахских сте-пях в 80-90-х гг. Конечно, Потанин больше путе-шествовал по Монголии и Китаю, но последняяэкспедиция Г.Н. Потанина была опять в казахскиестепи - в Каркаралинск, где он сделал записи ка-захского фольклора.Где бы ни был Г.Н. Потанин, он постоянно ин-тересовался казахскими делами, имел среди каза-хов много друзей, с которыми состоял в интен-сивной переписке. Легендарна его дружба с Чока-ном Валихановым, с которым он учился в кадетскомкорпусе, служил в Омске, встречался в С.-Пе-тербурге, которого он высоко ценил как ученого,поддерживал и сам получал от него неоценимуюпомощь. О Чокане он писал в статье «В юрте по-следнего киргизского царевича» [1. С. 78] так: «Всердце Чокана любовь к своему народу соединиласьс русским патриотизмом, в шестидесятых годах об-щероссийский патриотизм не отрицал местных, об-ластных и инородческих, и два патриотизма - общийи частный - легко уживались в одном человеке».Сам Г.Н. Потанин был российским, сибирским пат-риотом и патриотом казахских степей.Г.Н. Потанин был дружен с Мусой Шормано-вым, дядей Ч.Ч. Валиханова, с Чингисом Валихано-вым, отцом Чокана, с Садвакасом Шормановым, сы-ном Мусы. Именно Муса Валиханов был источни-ком информации по истории, этнологии. Г.Н. По-танин неоднократно останавливался в ауле МусыШорманова, записывал там казахские легенды исказки. В 1880 г. он записал девять текстов:«Байкус», «Предки скота», «Бала-Мерген»,«Жиренше шешен мен Алдар Косе», «Кара-Кулан»и т.д. [2. С. 70.] В 1883 г., проездом из очередноймонгольской экспедиции, Г.Н. Потанин на неделюостанавливался у М. Шорманова, который передалему этнографический материал, предназначавшийсяранее для Ч.Ч. Валиханова [3. С. 15-17].В 1904 г. в статье «Биографические сведения оЧокане Валиханове» Потанин отмечает: «МусаЧорманович Чорманов, дядя Чокана, пережившийплемянника, был очень влиятельный человек встепи, пользовался уважением степных властей,имел чин русского полковника, подолгу живал вОмске, раза два ездил в Петербург и вообще одиниз наиболее европеизированных киргиз» [4. С. 5-6]. Е.К. Рахимов посвятил отношениям Г.Н. По-танина и Мусы Шорманова отдельное исследова-ние [5. C. 131-136]. Но есть что исследоватьдальше, изучая еще не разобранные архивы в Том-ске, Иркутске, Омске.Г.Н. Потанин пользовался большим автори-тетом среди казахской интеллектуальной элиты,принял участие в судьбе многих из них. Он пред-сказал, что Магжан Жумабаев станет вторым Чо-каном Валихановым. Он помогал Алимхану Абе-увовичу Ермекову, в будущем деятелю Алаш Ор-ды, первому профессору математики из казахов,который студентом Томского технологическогоинститута работал в последней экспедиции Пота-нина в 1913 г., а затем был его соратником по Си-бирскому областному союзу [http://www. kstu. kz/museum/ermekov.html]. А.А. Ермеков писал позд-нее: «Я его заочно очень уважал, называл его пе-чальником казахов. Ведь Потанин давно и посто-янно проявлял интерес к инородцам, знал их быт,нравы и всячески способствовал сохранению са-мобытной культуры» [6. С. 26].Г.Н. Потанин оставил в наследство русским иказахам не только труды по этнографии, истории,казахскому и сибирскому фольклору, но и ориги-нальные методы научных экспедиционных работ,идеи, сближающие народы Евразии. ПрофессорТомского университета Г.И. Пелих, специальноизучавшая методы научной работы Г.Н. Потанина,отметила его особый подход к организации экспе-диций. Потанин не имел возможности, как офицерПржевальский, продвигаться по незнакомым мес-там во главе военного отряда, не мог путешество-вать с комфортом, как профессор ИмператорскогоТомского университета В.В. Сапожников. Дляэтого не было средств, да и надобности. Потанинбрал, кроме жены Александры ВикторовныВ отличие от военных путешественников-разведчиков, таких как Ливингстон, Пржеваль-ский, которые были предшественниками колони-заторов, Г.Н. Потанин был не цивилизатор, а гу-манист. Он не делил народы на исторические инеисторические, как это делал Гегель. Для неговсе народы были равны и имели право на разви-тие. Еще в экспедициях 1863-1864 гг. он был оча-рован поэзией кочевой жизни казахов. В 1882 г. онответил Пржевальскому, подвергнувшему сомне-нию способность кочевников к культурному раз-витию: «Кочевники-скотоводы могут быть такоюже опорою общества, такими же хорошими граж-данами большого государства, как и земледельцы:пусть только для них будут созданы хорошие ус-ловия общественного быта и создана для них воз-можность осознать свою солидарность с умствен-ными интересами рассеянных среди их кочевьевумственных центров или пунктов оседлости. Во-прос о высшей культуре без потрясения экономи-ческих и социальных основ инородческой средыприложим не к одним монголам, но и к другимсибирским инородцам. Никакой народ в историичеловечества не может быть вечно в застое. Циви-лизация одинаково доступна всем племенам и на-родам» [10. С. 84-85]. Позднее он писал, что«пренебрежение ученых к степным народам за-держивает развитие науки. Установлению пра-вильных взглядов на роль этих варваров и на ис-торию духовно-культурных заимствований меша-ет наше арийское высокомерие, ложная историче-ская перспектива… и несмелость мышления, по-рабощенного рутинными взглядами и рутиннымиверованиями» [11. С. 856].Г.Н. Потанин не отрицал законов истории,общих для всех народов, но полагал, что реализа-ция их во всемирном масштабе - дело будущего.Кочевые сообщества он не исключал из общегохода истории. Практически Потанин рассуждалкак сторонник цивилизационной теории развитиячеловечества. Плакальщики по кочевой цивилиза-ции должны понимать, что переход к оседлойжизни был неизбежен для повышения жизненногоуровня населения. КазахиLаПi , наверное, единствен-ный народ на Земле, которому удалось перейти откочевого аграрного к индустриальному быту прижизни двух-трех поколений. Если сравнить индексчеловеческого развития Казахстана и других госу-дарств Центральной Азии, то отрыв его от другихвесьма заметен. Казахстан в 2004 г. занимал поэтому показателю (индекс высчитывается какпроизведение индекса ВВП на душу населения,индекса ожидаемой продолжительности жизни ииндекса образования) 79 место в мире, Туркме-ния - 105, Кыргызстан - 110, Узбекистан - 113,Таджикистан - 122 [12. С. 46].Г.Н. Потанин долгие годы отдал изучениюсказок и мифов народов мира, высказав идею опервоначальном мифе, общем для всех народовЕвразии. За это он был подвергнут жесткой кри-тике современниками. Знаток восточной мифоло-гии А.М. Сагалаев полагал, что критики не заме-тили главного - идеи о том, что во всех мифахварьируется одна и та же тема сотворения мира.Значительно позднее ученые В.В. Иванов иВ.Н. Топоров пришли к выводу о существовании«основного мифа» о сотворении мира богом гро-мовержцем и его вражде со своим помощником вобразе змея как универсального для всех народов.Сравнивая мифы народов востока и запада,Г.Н. Потанин доказал наличие эпоса у кочевыхнародов и его родство с космогоническими пред-ставлениями индоевропейцев [10. С. 118-120]. Ненадо забывать, что европейцы когда-то тоже быликочевниками и пришли, вероятнее всего, из Цен-тральной Азии.Наследие Г.Н. Потанина до конца не изучено,не раз еще исследователи обнаружат в его трудахгениальные догадки и идеи. Уверен, что эти идеибудут сближать народы, поскольку высказаны ве-ликим гуманистом и просветителем.

Ключевые слова

Г.Н. Потанин, русские, казахи, Сибирь, Китай, научные исследования, G.N. Potanin, Russian, Kazakh, Siberia, China, scientific research

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьев Василий ПавловичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, декан исторического факультетаvpz@tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Русское богатство. 1896. № 8.
Рахимов Е.К. Муса Шорманов - общественный, государственный деятель и исследователь традиционной культуры казахов: Дис. … канд. ист. наук. Павлодар, 2007.
Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина. Алма- Ата, 1972.
Потанин Г.Н. Биографические сведения о Ч.Ч. Валиханове // Записки ИРГО по отделению этнографии. СПб., 1904. Т. 29.
Рахимов Е.К. Муса Шорманов и Григорий Потанин: дружба во имя науки // Материалы Международной научно- практической конференции «Г.Н. Потанин - ученый, путешественник, общественный деятель: российская интеллигенция XIX века и проблемы истории и этнографии
Попов Ю. Выпускник Томского технологического // Сибирская старина. Томск, 1993. № 2.
Пелих Г.И. Историческая концепция Г.Н. Потанина. Томск, 2006. 164 с
Семенов П.П. История полувековой деятельности Русского географического общества. СПб., 1883.
Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке». Г.Н. Потанин. Биографический очерк. Новосибирск, 2004.
Сагалаев А., Крюков В. Потанин, последний энциклопедист Сибири. Опыт осмысления личности. Томск, 2004.
Потанин Г.Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М., 1899.
Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Страны СНГ и Балтии. Томск, 2009.
 Г.Н. Потанин как друг азиатских народов | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Г.Н. Потанин как друг азиатских народов | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия