Югославские русины и украинцы во Второй мировой войне (1941-1945 гг.) | Русин. 2011. № 2 (24).

Югославские русины и украинцы во Второй мировой войне (1941-1945 гг.)

Вторая мировая война наложила заметный отпечаток на дальнейшую судьбу русинов и украинцев Югославии, поэтому память о грандиозном историческом событии у представителей этих этнических общин современных Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины по-прежнему сохраняется. Ее не смогли вытеснить даже трагические события конца ХХ ст., когда распалась единая Югославия и в ходе кровавых конфликтов погибли сотни тысяч людей. Среди погибших оказалось немало тех русинов и украинцев, которые выжили в аду Второй мировой войны, а также их детей и внуков. Когда нации- автохтоны при помощи оружия пытаются решать свои застарелые споры, неминуемо страдают национальные меньшинства, оказавшиеся меж двух огней.

Югославские русины и украинцы во Второй мировой войне (1941-1945 гг.).pdf ЮГОСЛАВСКИЕ РУСИНЫ И УКРАИНЦЫ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ(1941-1945 гг.)Югославия во Второй мировой войне, наряду с СССР и Польшей, понесла самые большие человеческие и материальные потери. В противоборстве пало более 1,7 млн. человек, или 10,8 % всего населения страны. Большинство погибших составили жертвы кровавого межна- ционального конфликта. Среди них были и представители националь- ных меньшинств, в том числе русины и украинцы.На балканских землях, отошедших под власть Вены в результате войн с Османской империей, с середины XVIII до начала ХХ в. поселилось несколько десятков тысяч выходцев из Закарпатья, Пряшев- щины, Лемковщины, Галиции и Буковины. Около двух третей из них называло себя русинами, а переселенцы в Боснию конца XIX - начала ХХ в. уже использовали самоназвание украинцы. В созданном после распада Австро-Венгрии Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. - Королевстве Югославии) русины и украинцы оставались национальным меньшинством, представители которого компактно проживали в Бачке, Среме, Банате, Славонии и Боснии. В подавляю- щем большинстве это были крестьяне, весьма далекие от политиче- ской активности. Однако в результате социального расслоения в этой среде возрастало количество сельскохозяйственных рабочих и близ- ких к ним малоимущих крестьян.Часть из них еще в конце XIX в. начала воспринимать социали- стические идеи. Кроме привлекательного для бедноты социального равенства, социалисты проповедовали также равенство националь- ное. А многим русинам и украинцам Придунайского региона эти идеи были близки. Лозунги хорватского или сербского национализма увлечь их не могли: они понимали, что в случае победы сторонников Великой Сербии или Великой Хорватии насильственной ассимиля- ции, подобной уже проводимой Будапештом, им не избежать.На территории Бачки и Срема (нынешняя Воеводина) в 90-х гг. активно действовал социалистический агитатор Мыкола Гвожджак, русин по происхождению. А в русинском селе Петровцы неподалеку от г. Вуковара (в современной Хорватии), местную организацию со- циалистической партии даже возглавил сельский староста Дорокази, за что его в 1898 г. арестовали власти. Крестьяне, вооружившись ви-лами, мотыгами и лопатами, пытались освободить старосту, но были разогнаны полицией1.В период распада Австро-Венгрии и формирования Королевства СХС сторонники левых идей среди местных русинов и украинцев за- метно радикализовались. В городе Вуковаре, селах Миклошевцах и Петровцах в 1919-1920 гг. возникают и укрепляются местные органи- зации Компартии Югославии. Со временем им удалось провести не- сколько резонансных акций - например, успешную забастовку сель- скохозяйственных рабочих в имении графа Элца в Грабове (1937 г.). Однако переоценивать влияние коммунистов на бачванско-сремских русинов не следует. Крестьяне были слишком погружены в повсед- невные заботы о хозяйстве, и времени на занятия политикой у них почти не оставалось. Их усилия в общественной жизни направля- лись главным образом на сохранение этнической самоидентичности. Серьезные проблемы возникали в религиозно-церковной жизни, где усиливалась напряженность в отношениях с Сербской православной церковью, которую поддерживали королевские власти. Она резко от- рицательно относилась к церковной унии, стремясь ограничить влия- ние Крижевацкой епархии, в юрисдикции которой пребывало около40 тыс. греко-католиков.Греко-католичество, сходные язык и культура объединяли русинов и украинцев, хотя нередко члены одной семьи пользовались разными этнонимами: образованная молодежь чаще воспринимала новое национальное имя «украинцы». Соседи разного этнического проис- хождения этих тонкостей, как правило, не знали. Сербы восприни- мали русинов как часть русского народа и по традиции относились к ним неплохо. А к украинцам еще со времен Первой мировой войны отношение было отрицательное - как к австрофилам, потенциальным изменникам в случае немецко-югославского конфликта.Кроме переселенцев конца XIX - начала ХХ в., в украинскую об- щину Югославии входили политэмигранты из бывшей Российской империи, осевшие на Балканах. В Загребском университете учились и выходцы из насильственно присоединенной к Польше Восточной Галиции2, в большинстве своем - члены нелегальной Организации украинских националистов (ОУН). Они устанавливали контакты с бачванско-сремскими русинами, пропагандировали в их среде свои идеи.Югославские спецслужбы, осведомленные о тесных связях ОУН с немецкими нацистами, итальянскими фашистами и хорватскими усташами, считали украинских националистов вражеской агентурой. Они не только арестовывали активистов ОУН, но и прилагали усилия к запрету общественных организаций, в которых те имели сильные по-Èñòîðèÿ ðóñèíîâ 39зиции. В частности, преследованиям со стороны властей подверглась«Просвита», на протяжении ряда лет легально действовавшая среди украинцев и русинов Югославии. А общей для этого национального меньшинства культурно-национальной организацией было созданное в 1919 г. «Руске народне просвителне дружтво у Кральовини Сербох, Хорватох и Словенцох». В отличие от «Просвиты» там преобладали русофилы3. Несмотря на различия, русины и украинцы в межвоенной Югославии преимущественно выступали как единая община.Представители этого национального меньшинства проживали в этнически неоднородной среде, их соседями были потомки переселенцев из разных стран. После 1933 г. особую политическую активность среди них развивали члены организаций немецкого национального меньшинства. Спецслужбы гитлеровской Германии через легальную общественную организацию «Культурбунд» и молодежную - «Гитлер- югенд» готовили кадры для удара в спину Югославии в случае войны против нее. В селах с немецким населением действовали эмиссары из Германии, которые официально назывались Wanderlehrer, т.е. «стран- ствующие учителя». Они формировали первичные организации «Гит- лерюгенда», обучая молодежь владению огнестрельным оружием и тактике действий отделения, взвода и роты. Через «Культурбунд» та- ким же обучением были охвачены и немцы-мужчины в возрасте до 35 лет. Военную подготовку прошли около 32 тыс. этнических немцев Югославии4.«Пятая колонна» формировалась под носом югославских властей, но те не предпринимали действенных мер по нейтрализации враж- дебной деятельности. И когда 6 апреля 1941 г. вермахт силами своих2-й и 12-й армий (вместе - 30 дивизий) нанес удар по Югославии, с тылу им помогали полувоенные формирования этнических немцев, созданные до войны. Из югославской армии массово дезертировали хорваты, албанцы, венгры, итальянцы, украинцы и представители ряда других национальностей, крайне недовольных шовинистиче- ской политикой официального Белграда.Вместе с гитлеровцами действовали войска союзников Германии - Италии, Венгрии, Болгарии. Венгерская 3-я армия вторглась в Югославию 11 апреля и за четыре дня заняла Бачку, Баранью, Меджу- мурье и Прекомурье5. На этих землях проживала значительная часть бачванско-сремских русинов Югославии. Остальные (жители Срема и Славонии) оказались на территории НГХ - провозглашенного 10 апреля Независимого Государства Хорватии. В состав этого государ- ства с согласия оккупантов были включены также Босния и Герцего- вина.Королевская Югославия капитулировала 17 апреля 1941 г., ее тер- риторию разделили захватчики. Капитуляцию отказалась признать часть югославских военнослужащих во главе с полковником Драго- любом (Дражей) Михайловичем. Приняв историческое имя «четни- ков», они начали партизанскую борьбу с целью восстановления коро- левской Югославии с династией Карагеоргиевичей на престоле. Этим же именем себя называли и другие вооруженные отряды, в том чис- ле и те, которые сотрудничали с гитлеровцами - например, «Лесной штаб четнических отрядов» во главе с Костой Печанацем, который действовал только в Сербии. Существовали и группы с таким же на- званием, создававшиеся на местах как отряды самообороны. Нередко преступления этих четников, никому не подчинявшихся, приписыва- лись частям под командованием Дражи Михайловича (с 1942 г. носив- шим название «Югославской армии на родине»).Деятельность «диких четников» - отрядов, стихийно возникав- ших в местностях с сербским населением, оказалась направленной не столько против войск и администрации оккупантов, сколько про- тив мирного населения католического и мусульманского вероиспове- дания. Таков был их ответ на чудовищные преступления хорватских нацистов - усташей. А те использовали массовое недовольство хор- ватов великодержавной политикой сербской верхушки межвоенной Югославии для раздувания ненависти к сербам вообще. По образу гитлеровских в НХГ создавались «фабрики смерти», среди которых - концлагерь Ясеновац, место уничтожения сотен тысяч людей разных национальностей, прежде всего - сербов.В стране развернулась межнациональная резня, которую усташи начали при поддержке значительной части католического клира (осо- бенно монахов-францисканцев), зверски уничтожая православных сербов, а заодно - евреев и цыган. Почти два миллиона сербов в НГХ ими были обречены на исчезновение: треть планировалось обратить в католичество, треть изгнать из страны и треть уничтожить. На защиту сербов поднялись четники.Однако они не только вступали в вооруженные стычки с подразде- лениями усташской милиции или бандами «диких усташей», то есть сельского и местечкового отребья, грабившего и убивавшего своих сербских соседей. В ответ на уничтожение сербов они начали вы- резать хорватские и мусульманские села. Вместе с мирными римо- католиками хорватами от их террора страдали местные поляки, чехи, словаки, итальянцы - все, кто исповедовал католицизм. В этот скорб- ный список попали и боснийские русины и украинцы, греко-католики по вероисповеданию. Им четники мстили не только за конфессио- нальную принадлежность, но и за то, что некоторая часть местныхÈñòîðèÿ ðóñèíîâ 41украинцев пошла на прямое сотрудничество с усташским режимом. А между усташами и ОУН еще с довоенных времен установились, по их собственному определению, «сердечные отношения». Лидера ОУН Андрея Мельника и главу усташей Анте Павелича связывала личная дружба. После провозглашения НГХ в Загребе легально действовало представительство ОУН во главе с Василем Войтановским.Галичанин по рождению, он во времена Габсбургов проходил служ- бу в австро-венгерской армии в главном городе Хорватии. В 20-е гг. вернулся и здесь женился на хорватке. В межвоенный период, дей- ствуя нелегально, координировал деятельность студентов-оуновцев с высшим руководством организации. А когда гитлеровцы напали на СССР, распространил среди сторонников украинского национализма в Хорватии письмо руководителя ОУН (м) полковника А. Мельника с призывом принять активное участие в вооруженной «борьбе против большевистской оккупации» Украины.К тому времени ранее единая ОУН уже раскололась на две вражду- ющие фракции - мельниковскую (м) и бандеровскую (б). Но на при- зыв создавать собственные вооруженные формирования в Хорватии откликнулись представители обеих фракций. Уже в июне 1941 г. из украинцев - студентов агрономического факультета Загребского уни- верситета было создано первое отделение будущего Украинского ле- гиона. Его организаторы планировали создать украинскую дивизию, которая отправится на Восточный фронт, чтобы «освобождать Украи- ну» вместе с «союзным вермахтом». В состав дивизии хотели вклю- чить и бывших белогвардейцев - уроженцев Украины, и кубанских казаков из состава врангелевских частей, очутившихся в 20-е гг. на территории Югославии. Но гитлеровцы отказались даже рассматри- вать вопрос об организации украинских вооруженных сил: Украина им была нужна лишь как колония, а не «союзник», и значительную часть ее населения нацисты обрекли на физическое уничтожение или депортацию.В. Войтановский тут же обратился к руководству усташей и полу- чил от них добро на формирование добровольческого легиона в со- ставе хорватской армии (так называемых «домобранов», т. е. «защит- ников родины»). В состав этой части записалось 505 добровольцев, из них был сформирован батальон, носивший «домобранческую» уни- форму с нашивками украинских национальных цветов на мундирах7. Затем 30 ноября 1941 г. легион принял присягу на верность Украине, однако на Восточный фронт его не отправили. Вместо этого добро- вольцев бросили против партизан Тито: после нападения Германии на СССР югославские коммунисты призвали народ к восстанию про- тив оккупантов и приступили к формированию партизанских отрядовпочти по всей территории бывшей Югославии. В этих отрядах с са- мого начала оказались представители русинской и украинской общин Югославии - в Среме, Славонии, Боснии. И в Бачке тогда возникли первые партизанские отряды, однако их судьба сложилась трагически- о ней речь пойдет позже.Участие в карательных акциях против партизан никакого энтузиаз- ма среди добровольцев Украинского легиона не вызвало, хотя в боях они участие принимали и даже получали награды НГХ. Одна из рот вступила в переговоры с партизанами, о чем проведали усташи, и в1942 г. легион был расформирован. К тому же командир легиона под- полковник Владимир Панькив, по мнению украинских националистов, оказался агентом НКВД и сделал все от него зависящее, чтобы приблизить бесславный конец этого вооруженного формирования8.Следует подчеркнуть, что среди добровольцев легиона заметную часть составляли бывшие львовские студенты, сбежавшие от Красной армии осенью 1939 г. А осевшие в Боснии в конце ХІХ - начале ХХ в. украинцы из Галиции и Буковины в подавляющем большинстве сво- ем не стремились с оружием в руках поддерживать профашистский режим усташей. Они на первых порах воздерживались от какой-либо политической активности, чтобы не оказаться втянутыми в кровавое противостояние сербов и хорватов.Еще 2 мая 1941 г. с обращением к украинцам и русинам Югосла- вии обратился «Украинский комитет на Балканах». В нем содержался призыв не участвовать в политической жизни или государственной службе во время немецкой оккупации. А 22 июля 1941 г. этот орган опубликовал резолюцию, в которой говорилось: «Мы, украинцы- русины, одинаково любим наших братьев-славян сербов и хорватов, поэтому, как гости этой страны и славянские братья на юге, не будем участвовать в политической деятельности сегодняшней власти, пока продолжается оккупация югославских территорий, не будем участво- вать во взаимных столкновениях и боях между народами, которые здесь живут…»В связи с тем, что деятельность «Украинского комитета на Балка- нах» ограничилась лишь изданием листовок, а его состав остался неизвестным исследователям, современные историки считают комитет порождением титовской пропаганды. Даже в таком случае украинцам и русинам на Балканах была предложена наиболее рациональная в тех условиях модель поведения - неучастия во взаимном межнациональ- ном кровопролитии и несотрудничество с оккупационными властями. Пример Украинского легиона показал: создание вооруженных форми- рований под эгидой местных фашистов противоречит коренным ин- тересам национального меньшинства. Наоборот, оно лишь заметноусложнило и без того непростые отношения балканских украинцев и русинов греко-католического вероисповедания с православными сербами.По мере нарастания напряженности в межнациональных отноше- ниях представители национальных меньшинств на Балканах вынуж- дены были делать выбор в пользу той или иной политической силы. Наиболее приемлемой для большинства русинов и украинцев тогда оказалась Компартия Югославии, которая предлагала компромисс- ный вариант решения острых национальных проблем на основе соз- дания федеративного государства, в котором были бы гарантированы национальные права всех проживающих на его территории «народов и народностей».В Боснии и Герцеговине больше всего украинцев жило в районе Прнявора - около 5 тыс. Они нередко селились рядом с поляками, вместе с которыми переехали сюда из Галиции. Местные мусульмане считали их одним народом. Даже современные боснийские истори- ки пишут: «Существовали две группы польских переселенцев: одну группу составляли поляки-католики, говорившие на польском язы- ке, а вторую - украинцы с украинским языком и униатской верой»9. В партизанские отряды они шли вместе, совместно сражались про- тив оккупантов и местных коллаборационистов. В составе Народно- освободительной армии Югославии (НОАЮ), созданной коммуни- стами, в августе 1944 г. был сформирован Польский батальон 18-й среднебоснийской бригады 53-й дивизии. Особенно он отличился в боях против четников10. С ними у представителей национальных меньшинств были свои счеты. Так, 13 мая 1942 г. четники сожгли польско-украинские села Раковац и Кунова в Боснии11, убили много людей. Уцелевшие от террора взялись за оружие.В Польском батальоне вместе служили этнические поляки и украинцы. Факт необходимо особо подчеркнуть: на их исторической родине, в местах совместного проживания поляков и украинцев, в это время происходила кровавая трагедия взаимного уничтожения. Спро- воцированная гитлеровскими оккупантами и проводимая ультраради- кальными элементами из числа польских шовинистов и украинских этнонационалистов, она унесла жизни десятков тысяч невинных поляков и украинцев. А в Боснии местные поляки и украинцы, вы- ходцы из охваченных взаимным истреблением пограничных польско- украинских территорий, мужественно громили общего врага, прибли- жая победу над гитлеризмом.Украинцы и русины также воевали в Боснии в составе других партизанских отрядов и частей НОАЮ. Главными их противниками были части вермахта, СС, хорватских усташей и домобранов. На 31 декабря1944 г. на территории Югославии находились 21 немецкая дивизия вермахта и СС, 1 полицейская дивизия и 14 полицейских полков СС, а также 15 усташско-домобранских смешанных дивизий, 1 усташская бригада и другие части12. В частности, гитлеровцы бросили против титовских партизан 13-ю горнострелковую дивизию войск СС «Хан- джар» (сформирована из боснийских мусульман), 23-ю горнострел- ковую дивизию войск СС «Кама» (сформирована из хорватов), 7-ю добровольческую горнострелковую дивизию СС «Принц Евгений» (сформирована из банатских фольксдойче). Под командованием гит- леровцев в Боснии воевали и соединения, сформированные из рус- ских - 15-й казачий кавалерийский корпус СС13, Русский охранный корпус на Балканах14, некоторые полицейские формирования.Часть их военнослужащих переходила на сторону титовских партизан, к партизанам бежали и советские граждане, насильно вывезен- ные гитлеровцами на принудительные работы. В итоге, по подсчетам историка Т.С. Бушуевой, в 188 частях, соединениях и военных учреж- дениях НОАЮ служило свыше 6 тыс. граждан СССР15. Нередко из них формировали «русские» батальоны, роты и взводы, в которые по- падали люди разного этнического происхождения. Среди них были русские эмигранты - бывшие белогвардейцы16, а также некоторая часть украинцев и русинов - граждан Югославии.На территории НГХ немало русинов и украинцев воевало в партизанских отрядах Славонии. Среди них был Иван Сенюк (псевдо- ним «Дядя»), которого посмертно удостоили звания Народного героя Югославии - единственного среди всех представителей этого нацио- нального меньшинства Югославии. Уроженец славонского села Верх- ние Андреевцы, он происходил из семьи галицких переселенцев. В борьбу против нацистов вступил в конце июня 1941 г. и благодаря сво- им личным качествам быстро выдвинулся в партизанские командиры. Майор НОАЮ Иван Сенюк стал комиссаром, потом командиром 12-й Славонской пролетарской бригады и умер от ран в августе 1944 г.17А в 16-й Славонской бригаде имени Й. Влаховича в конце1943 г. предпринималась попытка сформировать из славонских русинов отдельный батальон или хотя бы роту. Однако в боях с русскими казаками-коллаборационистами бригада понесла тяжелые потери, вследствие чего от идеи пришлось отказаться. Снова вспомнили о ней, когда в середине 1944 г. в НОАЮ уже служило около 2 тыс. ру- синов и украинцев, и объективные условия для создания отдельной русинской части в Славонии и Среме были налицо. Однако против этого выступили политработники НОАЮ русинского происхожде- ния. Они высказали опасение, что в отместку за формирование такойчасти оккупанты и коллаборационисты развернут репрессии против русинов, и это может поставить этническую общину на грань физического уничтожения18. Правда, в составе 6-го ударного корпуса НОАЮ в Славонии действовал Русско-украинский батальон под командова- нием капитана Милоша Вуйича-Бьелаца, в котором служили люди различных национальностей19.Значительная часть бачванско-сремских русинов (не менее 12 тыс. чел.) проживала в Бачке, и места их расселения в 1941 г. оказались оккупированными венгерской королевской армией. Для разворачи- вания партизанской войны эта территория не годилась - широкая равнина без крупных лесных массивов не могла обеспечить укры- тия партизанам. И все же в конце 1941 г. здесь были сформированы Шайкашский партизанский отряд (40 бойцов), отряды в Чуруге и Джюрджево. В них вступали местные сербы, словаки, русины и др. Венгерские оккупационные власти прилагали значительные усилия, чтобы противопоставить представителей национальных меньшинств этническим сербам, однако на борьбу с оккупантами поднялись люди различных национальностей. В Шайкашском партизанском отряде, например, было 18 уроженцев русинского села Джюрджева. Сам от- ряд делился на группы, располагавшиеся в различных местах. Группа из Джюрджева перепрятывалась в болотистой местности, поросшей вербами и густым камышом, которую по-русински называли «Дюр- дьовски рит»20. Большинство членов группы, молодых парней, ранее не служили в армии, а их вооружение составляли всего одна винтовка и четыре-пять револьверов. Слабо вооруженные и необученные пар- тизаны оказались в непростом положении, когда против них бросили хорошо подготовленные воинские и полицейские части.Бои венгерских войск с ними начались в середине декабря 1941 г. В начале января 1942 г. партизанские отряды были разбиты, их остатки отступили на юг, и каратели приступили к массовым акциям устра- шения мирных крестьян. До 2 тыс. солдат, жандармов и полицейских начали «чистку» населения перед самим православным Рождеством. Власти считали, что в Шайкаше готовится восстание как раз на этот праздник. Тех, кого подозревали в поддержке партизан, массово рас- стреливали. По сообщению Венгерского телеграфного агентства, к 10 января 1941 г. «ликвидировано около 1100 участников четнических банд, и продолжается процесс ликвидации двух тысяч пленных чет- ников»21. «Четниками» венгерские пропагандисты в данном случае назвали коммунистических партизан-титовцев, а жертвами карателей стали в основном мирные люди.Репрессии продолжились в других местностях южной Бачки, охва- тив и Новый Сад. Тела убитых сбрасывали в проруби на Дунае - температура воздуха тогда резко упала (минус 24 градуса). Погибли тысячи мирных людей - сербов, евреев, хорватов, словаков, немцев и даже венгров. Среди убитых в Шайкаше и Новом Саде было также26 русинов.Разгромив первые партизанские отряды и расправившись со всеми «подозрительными элементами», венгерские оккупанты праздновали победу. Они усилили ассимиляторскую политику на захваченных территориях, вели шовинистическую пропаганду, пытаясь увлечь на- селение лозунгами «возрождения Великой Венгрии». Однако в русин- ской среде они популярностью не пользовались. Развернулась кампа- ния призыва в венгерскую королевскую армию, а русинская молодежь пыталась избежать мобилизации, прячась в родных местах или убегая за Дунай, в Сербию. Но значительной части молодых русинов при- шлось надеть униформу венгерских гонведов и отправиться на Вос- точный фронт или же в венгерские гарнизоны на оккупированной территории.Их судьбы складывались по-разному. Венгерская королевская армия понесла большие потери. Только под Сталинградом 2-я армия венгров потеряла около 80 тыс. солдат и офицеров убитыми и 63 тыс. ранеными22. Часть венгерских военнослужащих попала в советский плен, среди них были и бачванско-сремские русины. Наряду со сло- вацкими и некоторыми другими частями венгерские войска исполь- зовались в борьбе с советскими партизанами на оккупированной гит- леровцами территории СССР. Служившие в них бачванско-сремские русины, понимавшие украинский и русский языки, нередко исполня- ли роль переводчиков. Общаясь с местным населением, они вступали в контакты с подпольщиками и партизанами, помогая тем информа- цией и передавая оружие и боеприпасы.Венгерские войска еще весной 1938 г. с боями заняли территорию Закарпатья, где находились до осени 1944 г. В эти части иногда попадали служить и бачванско-сремские русины, оказавшись не по своей воле на земле собственных предков. Их отношения с местными ру- синами характеризовались доброжелательностью и взаимным инте- ресом.Намного сложнее было общаться русинам, одетым в венгерскую форму, с галичанами. По соглашению с Хорти Гитлер позволил разместить венгерские части на территории современных Ивано- Франковской и Тернопольской областей, где они использовались для охраны коммуникаций и участвовали в антиповстанческих акциях. Их также использовали в боях против УПА на Волыни в 1943 г. На- толкнувшись на активный отпор, венгры быстро утратили боевой дух и были отведены из районов активной деятельности украинских по-встанцев. А в 1944 г. командование 6-й Венгерской армии в Карпатах заключило с командованием УПА договор о перемирии и нейтралитете23.Эти события накладывали заметный отпечаток на положение русинов, служивших в венгерской армии. Если поначалу им приходилось терпеть унижения и издевательства со стороны сослуживцев - вен- герских шовинистов по убеждениям, то по мере массового разочаро- вания тех в целях войны их отношение к русинам менялось в лучшую сторону. Зная славянские языки, представители русинского нацио- нального меньшинства могли выступать посредниками в контактах с местным населением, которому деморализованные венгерские во- еннослужащие продавали за продукты и разнообразные услуги воин- ское имущество, оружие, боеприпасы.Следует подчеркнуть, что подобное поведение характеризовало и часть русинов и украинцев, служивших в созданных гитлеровцами воинских и полицейских частях. Так, бойцы Посавского партизан- ского отряда, воевавшего на территории НГХ, поддерживали неле- гальные контакты с украинцами из сформированных гитлеровцами частей. Возглавлял украинское подполье в гитлеровском гарнизоне Петро Кондрат. Он передавал партизанам информацию о планиро- вавшихся гитлеровцами операциях, поставлял им боеприпасы и ме- дикаменты, бинокли и ракетницы24. Кстати, связь он поддерживал с бойцами Украинской роты Посавского отряда, в которую входили уроженцы Украины, бывшие советские военнопленные, волею судеб оказавшиеся в рядах югославских партизан.На сторону партизан нередко переходили и местные русины, на- сильно мобилизованные в вооруженные силы Хорватии. Например, житель русинского села Петровцы Михал Дорокази в 1943 г. был при- зван в армию НГХ, но через пару месяцев с группой земляков поки- нул место службы и стал членом Дильского партизанского отряда25. Вместе с сослуживцами прошел через все нелегкие испытания до окончательной победы над оккупантами.В конце 1944 - начале 1945 г. тяжелые бои развернулись в местах проживания бачванско-сремских русинов. После освобождения Сербии, Македонии, Черногории и Санджака НОАЮ начала наступление на территории от Дравы и Дуная до Адриатического моря. Это была часть общего стратегического плана действий вооруженных сил анти- гитлеровской коалиции. Красная армия, совместно с НОАЮ освобо- дившая Белград и восточные районы страны26, наступала в Венгрии и Австрии. Армии западных союзников продвигались на север Италии. Немецкая группа армий «Е» под командованием генерал-полковника Люфтваффе А. Лера при поддержке коллаборационистских сил пыта-лась удержать фронт против НОАЮ. После пяти с половиной месяцев тяжелых боев 12 апреля 1945 г. югославские войска прорвали Сремский фронт между Дунаем и железной дорогой Шид-Винковцы27. В боях за освобождение родных мест принимали участие и бачванско- сремские русины как из числа давних участников партизанского дви- жения28, так и только что призванные в части НОАЮ29. А участие в борьбе против гитлеровцев и коллаборационистов для многих руси- нов и украинцев Югославии не ограничивалось вступлением в пар- тизанские отряды и части НОАЮ. Большинство крестьян продолжа- ли заниматься хозяйством, и их поддержка освободительной борьбы проявлялась в оказании всесторонней помощи активным участникам Движения Сопротивления. Они предоставляли кров партизанам, вели разведку в интересах борцов с нацизмом, распространяли пропаган- дистскую продукцию подпольных организаций, лечили раненых пар- тизан. Немало бачванско-сремских русинов оказывало помощь парти- занам, снабжая их продовольствием, одеждой, обувью. Помогали они и пленным красноармейцам, содействуя их побегам. Такая помощь была сопряжена со смертельным риском.Например, пятнадцатилетний русин Звонко Гарди Верешов, уро- женец хутора близ Вуковара, в декабре 1944 г. сумел передать оружие пленным советским солдатам и офицерам, которых содержали на охраняемой территории спиртзавода в Вуковаре. Группа из 11 красно- армейцев благодаря этому сумела вырваться из лагеря и пробиться к партизанам, а потом и соединиться с наступающими частями Красной армии30.Таким образом, в годы Второй мировой войны среди украинцев и русинов Югославии было немало активных участников Движения Сопротивления, а значительная часть представителей этого нацио- нального меньшинства оказывала действенную помощь борцам про- тив нацизма. Подсчеты русинских историков показали, что на заклю- чительном этапе войны в рядах НОАЮ боролись не менее 4 тысяч русинов и украинцев Югославии, что составляло 10 % всей числен- ности этого национального меньшинства. Если же сравнить данный процент с удельным весом представителей всех «народов и народно- стей» Югославии в борьбе против нацистов, то он окажется заметно выше среднего: личный состав НОАЮ в конце войны достиг 800 тыс. солдат и офицеров, что составило 6 % всего населения Югославии31. Многие русины и украинцы Югославии, активные участники Сопро- тивления, получили высокие государственные награды и сделали ка- рьеру в СФРЮ.Однако часть представителей национального меньшинства воевала и с противоположной стороны фронта. Это добровольцы из Украин- ского легиона и многие молодые русины, насильно мобилизованныев венгерскую королевскую армию и вооруженные силы НГХ. Судьбы многих из них сложились трагически. Сразу же после войны в За- гребе состоялся судебный процесс над организаторами и участника- ми Украинского легиона. По его приговору была расстреляна группа легионеров, а также В. Войтановский с женой и сыном. А бывший командир легиона подполковник В. Панькив выступил на процес- се свидетелем обвинения и наказания в судебном порядке избежал. Правда, через несколько лет он умер от отравления при невыяснен- ных обстоятельствах.Большинство русинов и украинцев Югославии в годы войны политической активности не проявляло, а пыталось элементарно выжить в неблагоприятных условиях. После войны многие из них сменили место жительства. В 1946 г. из Боснии массово репатриировались по- ляки на переданные Польше западные земли. Вместе с ними выехали и члены их семей, украинцы по происхождению. А из Воеводины в Германию были высланы многие этнические немцы, вместо них в по- кинутые дома вселялись представители других национальностей, в том числе русины и украинцы.В официальных документах новой Югославии установилось имя «русин-украинец», которым обозначали представителей националь- ного меньшинства, считавшегося единым. Однако споры о его един- стве продолжались, приобретая временами острый характер32.Вторая мировая война наложила заметный отпечаток на даль- нейшую судьбу русинов и украинцев Югославии, поэтому память о грандиозном историческом событии у представителей этих этниче- ских общин современных Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины по-прежнему сохраняется. Ее не смогли вытеснить даже трагические события конца ХХ ст., когда распалась единая Югославия и в ходе кровавых конфликтов погибли сотни тысяч людей. Среди погибших оказалось немало тех русинов и украинцев, которые выжили в аду Второй мировой войны, а также их детей и внуков. Когда нации- автохтоны при помощи оружия пытаются решать свои застарелые споры, неминуемо страдают национальные меньшинства, оказавшие- ся меж двух огней.ПРИМЕЧАНИЯ1. Костелник В. Русини и українци у перших рядох од початку 1941 року// Нова думка. 1981. № 27. С. 40.2. Промінь. 1922. Ч. 7-8. С. 211.3. Медєши Л. Почежкосци коло видаваня єдней читанки // Народни кален- дар. 1980. Нови Сад: Руске слово, 1979. С. 54.4. Бильня В. Вербаски Русини у револуцийним и народно-ошлєбодительним руху // Нова думка. 1979. № 22. С. 27.5. Стругар В. Югославия в огне войны 1941-1945 / Пер. с сербско- хорватского. М.: Наука, 1985. С. 20.6. Уэст Р. Иосип Броз Тито: власть силы. Смоленск: Русич, 1997. С. 98.7. Костелник В. Под червену заставу. Хронїка о участвованю руснацох- українцох у Народноошлєбодительней борби Югославиї. Нови Сад: Руске Слово, 1971. С. 105.8. Книш З. Перед походом на Схід. Спогади. В незнаний світ далекий: За- греб // URL: http://knish.uaweb.org/index.php (дата обращения: 25.03.2011 г.)9. Kamberović H. Prema modernom društvu: Bosna i Hercegovina od 1945. do1953. godine. Tešanj: Centar za kulturu i obrazovanje, 2000. S. 46.10. Костелник В. Под червену заставу. С. 191.11. URL: http://borysfen.livejournal.com/129435.htm/ (дата обращения: 20.03.2011).12. Marjanović J. Narodno-oslobodilački rat i socijalistička revolucija 1941- 1945. Beograd: Radnička štampa, 1975. C. 176.13. Залесский К.А. Командиры национальных формирований СС. М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 72-78.14. Чуев С. Власовцы - пасынки Третьего Рейха. М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 115-125; см. также: Русский корпус на Балканах // bka-roa.chat.ru/balkany. htm (дата обращения: 25.03.2011 г.); Писаревский А. «Русский Корпус» на Балканах во время «Второй Великой Войны» 1941-1945 // www.vojnik.org/ serbia/ww2/4 (дата обращения: 25.03.2011 г.).15. Советские люди в освободительной борьбе югославского народа 1941-1945 гг. (Воспоминания, документы и материалы). М.: Наука, 1973. С. 196.16. Казак В.Н. Побратимы. Советские люди в антифашистской борьбе на- родов Балканских стран (1941-1945). М.: Мысль, 1975. С. 67-7317. Дoманкушич С., Мілетич А. Українець Іван Сенюк Дядько - Народний герой Югославії (І-ІІІ) // Нова думка. 1984. № 43. С. 17-25; № 44. С. 22-31; № 45. С. 23-26.18. Костелник В. Под червену заставу. С. 196-197.19. Vujičić M. Nadmudren zloglasmi nemački «TRUP» u Trnavi // Нова думка.1982. № 31. С. 40-41; Likvidacija ustaške posade u bunkeru kod Okućana, jula1943.godine // Нова думка. 1981. № 30. С. 40-41; Uništena ustaška satnija kodGojla 1943. godine // Нова думка. 1981. № 29. С.43-44 и др.20. Олєяр Я. Пребуванє у риту // Нова думка. 1978. № 18. С. 47.21. Цит. по: Костелник В. Под червену заставу. С. 60.22. История Венгрии. Т. 3. М.: Наука, 1972. С. 384.23. Історія українського війська (1917-1995). Львів: Світ, 1996. С 541.24. Гонта Я.І. Як ми здобували зброю и боєприпаси? Спогади командира взводу Української ударної роти Посавського партизанського загону // Нова думка. 1978. № 18. С. 41.25. Ляхович М. Петровчань Михайло Дорокази курир у борби - гудак у шлєбоди // Нова думка. 1989. № 71. С. 22.26. Советские вооруженные силы в борьбе за освобождение народовЮгославии. М.: Воениздат, 1960. 248 с.; Минасян М.М. Освобождение наро- дов Юго-Восточной Европы. М.: Воениздат, 1967. С. 414-446; Освобождение Юго-Восточной и Центральной Европы войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов. М.: Наука, 1970. С. 244-262.27. Domankušić S., Miletić A. Od proboja Srijemskog fronta do oslobođenjaSlavonije // Нова думка. 1985. № 47. S. 19.28. Domankušić S. Četiri decenije od formiranja 1. Slavonskog korpusa - 2. korpusa Hrvatske - 6. korpusa NOVJ // Нова думка. 1989. № 72. С. 19-21.29. Такач Г. Будровчань, Йовген Москаль, партизански артилєрист // Нова думка. 1985. № 47. С. 24.30. Костелник В. Под червену заставу. С. 208-209.31. Там же. С. 23.32. Сабадош J. Проблеми на линиjи опредељивања Русин-Украjинац код ове народности у СФРJ // Традицийна култура югославянских Русинох (При- логи). Материяли зоз Совитованя о традицийней култури войводянских Ру- синох и Українцях, отриманого у Новом Садзе и Руским Керестуре од 30. юния до 5. юлия 1970. року. Нови Сад: Руске Слово, 1970. С. 258.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

Сабадош J. Проблеми на линиjи опредељивања Русин-Украjинац код ове народности у СФРJ // Традицийна култура югославянских Русинох (При- логи). Материяли зоз Совитованя о традицийней култури войводянских Ру- синох и Українцях, отриманого у Новом Садзе и Руским Керестуре од 30. юния до 5. юлия 1970. року. Нови Сад: Руске Слово, 1970. С. 258.
Костелник В. Под червену заставу. С. 208-209.
Там же. С. 23.
Такач Г. Будровчань, Йовген Москаль, партизански артилєрист // Нова думка. 1985. № 47. С. 24.
Domankušić S. Četiri decenije od formiranja 1. Slavonskog korpusa - 2. korpusa Hrvatske - 6. korpusa NOVJ // Нова думка. 1989. № 72. С. 19-21.
Domankušić S., Miletić A. Od proboja Srijemskog fronta do oslobođenja Slavonije // Нова думка. 1985. № 47. S. 19.
Советские вооруженные силы в борьбе за освобождение народов Югославии. М.: Воениздат, 1960. 248 с..
Минасян М.М. Освобождение наро- дов Юго-Восточной Европы. М.: Воениздат, 1967. С. 414-446; Освобождение Юго-Восточной и Центральной Европы войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов. М.: Наука, 1970. С. 244-262.
Ляхович М. Петровчань Михайло Дорокази курир у борби - гудак у шлєбоди // Нова думка. 1989. № 71. С. 22.
Гонта Я.І. Як ми здобували зброю и боєприпаси? Спогади командира взводу Української ударної роти Посавського партизанського загону // Нова думка. 1978. № 18. С. 41.
Історія українського війська (1917-1995). Львів: Світ, 1996. С 541.
История Венгрии. Т. 3. М.: Наука, 1972. С. 384.
Костелник В. Под червену заставу. С. 60.
Олєяр Я. Пребуванє у риту // Нова думка. 1978. № 18. С. 47.
Vujičić M. Nadmudren zloglasmi nemački «TRUP» u Trnavi // Нова думка. 1982. № 31. С. 40-41; Likvidacija ustaške posade u bunkeru kod Okućana, jula 1943.godine // Нова думка. 1981. № 30. С. 40-41; Uništena ustaška satnija kod Gojla 1943. godine // Нова думка. 1981. № 29. С.43-44 и др.
Костелник В. Под червену заставу. С. 196-197.
Дoманкушич С., Мілетич А. Українець Іван Сенюк Дядько - Народний герой Югославії (І-ІІІ) // Нова думка. 1984. № 43. С. 17-25; № 44. С. 22-31; № 45. С. 23-26.
Казак В.Н. Побратимы. Советские люди в антифашистской борьбе на- родов Балканских стран (1941-1945). М.: Мысль, 1975. С. 67-73
Советские люди в освободительной борьбе югославского народа 1941- 1945 гг. (Воспоминания, документы и материалы). М.: Наука, 1973. С. 196.
Чуев С. Власовцы - пасынки Третьего Рейха. М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 115-125; см. также: Русский корпус на Балканах // bka-roa.chat.ru/balkany. htm (дата обращения: 25.03.2011 г.); Писаревский А. «Русский Корпус» на Балканах во время «Второй Великой Войны» 1941-1945 // www.vojnik.org/ serbia/ww2/4 (дата обращения: 25.03.2011 г.).
Залесский К.А. Командиры национальных формирований СС. М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 72-78.
Marjanović J. Narodno-oslobodilački rat i socijalistička revolucija 1941- 1945. Beograd: Radnička štampa, 1975. C. 176.
Костелник В. Под червену заставу. С. 191.
URL: http://borysfen.livejournal.com/129435.htm/ (дата обращения: 20.03.2011).
Kamberović H. Prema modernom društvu: Bosna i Hercegovina od 1945. do 1953. godine. Tešanj: Centar za kulturu i obrazovanje, 2000. S. 46.
Книш З. Перед походом на Схід. Спогади. В незнаний світ далекий: За- греб // URL: http://knish.uaweb.org/index.php (дата обращения: 25.03.2011 г.).
Костелник В. Под червену заставу. Хронїка о участвованю руснацох- українцох у Народноошлєбодительней борби Югославиї. Нови Сад: Руске Слово, 1971. С. 105.
Уэст Р. Иосип Броз Тито: власть силы. Смоленск: Русич, 1997. С. 98.
Стругар В. Югославия в огне войны 1941-1945 / Пер. с сербско- хорватского. М.: Наука, 1985. С. 20.
Бильня В. Вербаски Русини у револуцийним и народно-ошлєбодительним руху // Нова думка. 1979. № 22. С. 27.
Медєши Л. Почежкосци коло видаваня єдней читанки // Народни кален- дар. 1980. Нови Сад: Руске слово, 1979. С. 54. 50 2011, № 2 (24)
Костелник В. Русини и українци у перших рядох од початку 1941 року // Нова думка. 1981. № 27. С. 40.
Промінь. 1922. Ч. 7-8. С. 211.
 Югославские русины и украинцы во Второй мировой войне (1941-1945 гг.) | Русин. 2011. № 2 (24).

Югославские русины и украинцы во Второй мировой войне (1941-1945 гг.) | Русин. 2011. № 2 (24).