РУСИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕНА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

РУСИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕНА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

РУСИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕНА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ.pdf Русины - народ с трагической историей. В годы политического иэкономического лихолетья многие его представители часто не по сво-ей воле были вынуждены покинуть родной край. Часть из них при по-явившейся возможности вернулась, другие остались во вновь обжи-тых местах. В новых условиях переселенцы встречали на своем путиразличные проблемы, обычно приходилось начинать жизнь с чистоголиста, преодолевая материальную нужду, но, несмотря на естествен-ное влияние иных культур, всегда главным было не ассимилироватьсяи сохранить свою самобытность.Современных подкарпатских русинов в России условно можно от-нести к двум волнам миграции: советского и постсоветского периода.Первый, обусловленный комплексом причин интеграции нового насе-ления в советское общество, начался с момента присоединения Под-карпатской Руси к СССР. Второй - результат разразившегося в пере-ломные последние два десятилетия конца XX в. системного кризиса,завершившегося распадом советского государства и последующимстроительством новых социальных систем. Причем, данный переход-ный период, сопровождавшийся различными экономическими трудно-стями, до сих пор в полной мере нельзя считать благополучно завер-шенным.С крахом советского блока в Восточной и Центральной Европе про-цессы либерализации быстро проникают во все сферы жизни, прохо-дят повсеместно. Появляются внешние предпосылки ренессанса ру-синской культуры. Так, в Словакии, Польше и на территории Подкар-патской Руси стали возникать многочисленные русинские культурныеорганизации. Стоит отметить, что причиной их появления было суще-ствование латентной национальной русинской культуры, жившей в кон-кретных ее представителях из разных слоев общества - от крестьян-ства до интеллигенции. А фактор демократизации общества являлсяскорее только лимитирующим.Схожие процессы происходили и в русинской диаспоре на Востоке.Только для формирования собственных общественных институтов тре-бовался более продолжительный срок. Сейчас же, с официальной ре-гистрацией в России в конце 2007 г. региональной общественной орга-низации «Карпатская Русь», смело можно говорить о преодолении этоговажного рубежа.Идея создания русинского землячества периодически возникала уразных активистов в конце 90 гг. XX в. Однако она так и оставаласьдолгое время только хорошей задумкой. Наверное, главной причиной,мешавшей ее реализации, можно считать удаленность от Москвы ос-новных территорий компактного проживания русинов. Ведь для откры-тия и последующего развития такой организации необходимо наличиетесных дружеских контактов с представителями русинской культурына родной земле. В отрыве от происходящих там процессов такая струк-тура осталась бы только на бумаге, была бы никчемным мертвымобразованием.Шло время, и за несколько лет удалось восстановить некогда пре-рванное культурное единство российских русинов с Родиной. В периодмногочисленных поездок лучших членов московского русинского дви-жения в различные центры русинской культуры в Карпатском регионепроисходили обмен мнениями, взаимная учеба и поддержка. Здесь, вМоскве, теперь также в курсе основных направлений работы в делеполноценного становления русинского языка, развития системы наци-онального образования, театра, средств массовой информации, наукии т. д. Постепенно из семени дружбы и обоюдной работы росло едине-ние, включение российских русинов в общую семью русинского наро-да. Да и как могло быть по-другому, когда вместе праздновали оче-редные небольшие, но очень важные победы, будь то выход книги народном языке или интересной передачи в радиоэфире, и над причина-ми неудач часто думали сообща.Глубоко символично, что учредители русинского землячества вМоскве стали выразителями трех основных направлений, которыеобычно являются основой жизни для любой диаспоры: председательЙозеф Гливка, всеми уважаемый представитель первой волны русин-ской миграции, духовник отец Михаил Фарковец, настоятель православ-ного храма в Москве, и заместитель председателя историк-русинистМихаил Дронов, выпускник Пряшевского университета.Действительно, всем известна огромная роль церкви в деле сохра-нения самоидентификации любой общностью, оторванной от отечес-кого дома. Именно храм и различные национальные богослужебныетрадиции являются тем оазисом родной культуры в иной социальнойсреде. Важное значение в жизни общины также имеют ученые иссле-дователи истории, языка, социологии. Например, среди активных чле-нов многомилионной Полонии всегда можно встретить полонистов, врядах немецкой диаспоры - германистов и т. д. Часто они даже неимеют соответствующего титульной нации происхождения, что, одна-ко, не мешает им быть знатоками культуры и народной традиции,пользоваться заслуженным уважением других членов общины. Суще-ствование землячества невозможно представить без так называемыхстарейшин, как правило, людей более раннего поколения мигрантов,умудренных жизненным опытом, знающих не понаслышке о всех тя-готах переселения.Каждое землячество в своей деятельности стремится достигнутьразнообразных целей, найти порой нелегкое решение поставленныхзадач. При этом главное - не отгораживаться от окружающего мира,не замыкаться в самом себе, а наоборот, нести в другую культурусвои традиции и понимание тех или иных вопросов, участвовать с ееносителями в равноправном диалоге. Как правило, такие конструктив-ные взаимоотношения идут на пользу обеим сторонам. А закрытостьи отчужденность приводят только к накоплению взаимного непонима-ния и нерешенных проблем, часто обладающих разрушительной си-лой. В этой связи показательно первое публичное мероприятие, органи-зованное под эгидой «Карпатской Руси» в Москве. 20 декабря 2007 г. вБиблиотеке-фонде «Русское Зарубежье» состоялся историко-культу-рологический семинар «Подкарпатские русины и Россия». В качествевыступающих и активных слушателей в нем приняли участие главаСойма подкараптских русинов отец Димитрий Сидор из Ужгорода,ученые из различных научных организаций, в том числе трех институ-тов Российской Академии наук (славяноведения, этнологии и антропо-логии, научной информации по общественным наукам), Центра украи-нистики и белорусистики Московского государственного университе-та, Государственной публичной исторической библиотеки России, атакже православное духовенство, включая благочинного Успенскогоблагочиния Москвы отца Стефана Припая. Свои приветствия послалисекретарь Всемирного Совета русинов Александр Зозуляк (Пряшев,Словакия) и президент Общественной организации «Русь» Сергей Суляк(Кишинев, Молдавия). Примечательна активность широко представ-ленной молодежи - студентов и аспирантов известных московскихвузов.Изначально, как и было заявлено организаторами, тема семинараслужила только ориентиром для основных поставленных вопросов, чтоподразумевало более широкое и всестороннее их освещение. Собствен-но научную часть заседания уместно разделить на три блока, соглас-но объединяющей их проблематике. В первом рассматривались тео-ретические и практические аспекты формирования русинской нацио-нальной идентичности. Развитие этого процесса и его анализ освеща-лись в докладах «Борьба русинов Закарпатья за национальную иден-тичность и ее отражение в историографии» (М. Досталь, к.и.н.), «Ис-торико-правовые обоснования требования русинами самоуправляемойтерритории» (о. Д. Сидор, к. б.), «Русскость и русинство» (О. Немен-ский). В них были затронуты историография по данной проблеме, со-временное положение дел, а также теоретические предпосылки, по-зволяющие проанализировать процессы формирования различных на-циональных проектов. Вторая часть посвящалась российско-русинс-ким контактам и взаимоотношениям. Существующие направления ихизучения и данные по наиболее известным персоналиям российскихрусинов прозвучали в сообщениях «Российско-русинские связи: акту-альные вопросы изучения» (М. Дронов) и «Карпаторусские интелли-генты в России (Орлай, Балудянский, Лодий, Кукольник, Венелин)»(Н. Пашаева, д. и. н.). Третий блок выделен нами по территориально-му признаку. История Пряшевского региона через призму взаимодей-ствия русских и русинов представлена в выступлениях: «Русины гла-зами русского путешественника 1-й половины XIX в.» (П. Куприянов,к.и.н.), «К вопросу о периодике Пряшевской Руси (1919-1944 гг.)» (Е.Гурко-Кряжина) и «Православная миссия в Ладомировой в 20-40-е гг.XX в.» (С. Слоистов).В перерывах между работой гости и участники смогли не толькопродолжить оживленные дискуссии, но и ознакомиться с достаточнообширной выставкой русинских изданий и побывать на презентациирусинских материалов Малорусской народной исторической библио-течки, любезно подготовленной А. Чубриковым. Наибольшую заин-тересованность вызвали книги и пособия по русинскому языку, а так-же издания по истории и культуре Подкарпатской Руси.Завершая свое краткое обозрение, хотелось бы подчеркнуть важ-ность таких мероприятий как для становления еще совсем молодогообъединения «Карпатская Русь», так и для всего русинского движе-ния. Конечно, предстоит очень много сделать, но ведь именно из по-добных публичных акций постепенно формируется общий образ конк-ретной организации, а с ним и основные направления русинского воз-рождения в данном регионе. И от того, куда будут приложены силы,зависят настоящее и будущее русинского народа, живущего в разныхгосударствах, но всегда единого в своей национальной культуре и тра-дициях.

Ключевые слова

Русин, Карпатская Русь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

 РУСИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕНА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).

РУСИНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕНА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ | Русин. 2008. № 3-4 (13-14).