СТРАНИЦЫ ИСТОРИИПОЛЯКОВ МОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 4 (6).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИПОЛЯКОВ МОЛДАВИИ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИПОЛЯКОВ МОЛДАВИИ.pdf Молдавия на протяжении всей своей истории была полиэтничной.В силу естественных социально-демографических процессов, поли-тических катастроф, государственных мер, нацеленных на изменениеэтнического состава населения, здесь сформировалось современноеполикультурное общество. После распада СССР в Молдавии возник-ла проблема совместного проживания граждан различного этническо-го происхождения в принципиально новых условиях. Хотя молдаванеи прежде были мажоритарным этносом, представители других наро-дов (украинского, русского, гагаузского, болгарского, польского и дру-гих), кажется, только после перехода республики к независимости дей-ствительно ощутили себя этническими меньшинствами. Наша задача- дать очерк истории поляков, проживающих в Бессарабии уже более200 лет.В XVIII в. польское присутствие на территории между Прутом иДнестром было эпизодическим. В 1709 - 1713 гг. имела место так назы-ваемая «Бендерская эмиграция». Тогда после поражения в Полтавскойбитве сторонники Станислава Лещинского, одного из претендентовна польский престол, собрались в лагере шведского короля Карла XIIна территории Молдавии - в турецкой крепости Бендеры.В 1807 г., когда шла война с Османской империей, буджакские тата-ры по договоренности с русским военным командованием откочевалив Крым. Поэтому в 1812 г., когда Бессарабия была присоединена кРоссийской империи, область состояла из двух сильно отличавшихсярегионов: южный - почти пустынный, перспективный для колониза-ции, и среднесеверный - густо заселенный, имевший устоявшееся фе-одальное устройство, характерное для Молдавского княжества тогопериода. Осваивая новые территории, Россия поощряла русское дво-рянство к переселению на льготных условиях. С другой стороны, пра-вительство России избегало введения в Бессарабии крепостного пра-ва. К переселению на юг Бессарабии правительство привлекло людейразных национальностей - в том числе проживавших на территорииОсманской империи. Численность населения Бессарабии росла быст-ро. Если в 1812 г. она составляла 240 тыс., то в 1830 - 470 тыс., в 1850- 873 тысячи, в 1856 - 990 тыс. В ее административном центре Киши-неве в 1812 г. проживало 7 тыс. чел., а в 1844 году уже 40 тыс. жите-лей1. Российская администрация начала привлекать в Бессарабию иполяков из западных губерний. Образованные люди из поляков оказа-лись очень востребованными. Второй причиной появления поляков вБессарабии был запрет покупки земли в западных губерниях. В связис этим они начали переселяться и покупать поместья. При покупкеземли они получали льготы. Таким образом в Бессарабии появилось ипольское население.Первое упоминание о поляках датируется 1820 годом. Оно касалосьзажиточных польских шляхтичей, поселившихся в Бендерах. Мест-ная власть трактовала их как людей низшего класса. В своей жалобешляхта высказывалась о недопущении считать их простыми людьми.Причиной всего этого было требование местной администрации опредъявлении документов, подтверждающих их статус, которые былиутеряны. Положение российских аристократов признавалось тоже приналичии соответствующих документов. Легализация шляхты иногдадлилась довольно долго. Учитывая потребность заселения Бессара-бии, власти довольно позитивно относились к подобным делам и умень-шали налоги, а вопрос о легализации иногда рассматривался доста-точно быстро.Общественное положение части шляхты, которая не могла подтвер-дить документально свой статус, ухудшилось в 1831 г., после ноябрь-ского восстания в Польше, когда царь значительно повысил налоги надоходы этой группы шляхтичей. В 1835 г. на основании указа Россий-ского сената от 11 сентября было решено, что не легализованные мес-тными депутатами шляхтичи, проживающие в городе, имели правоназываться мещанами, а проживающие в селах - сельской шляхтойили вольными крестьянами1. Поляки были довольно многочисленны.«Местное население, - отметил, побывав в Бессарабии в 1843 г.,польский дворянин Юзеф Игнаци Крашевски, - состоит из молдаван,польской шляхты, малороссов и великороссов свободных и независи-мых. Основная часть крестьян работала по контракту, и за это они пла-тили налоги с десятины земли или обрабатывали ее. По окончанииконтракта - были свободными и могли переехать в другое место»2.Вторая волна миграции поляков в Бессарабию приходится на40-е гг. XIX в. Она связана с политическими репрессиями в Польше. В1844 г. в документах бессарабской администрации впервые появиласьнациональность - поляки. 50% поляков Бессарабии проживало в Хо-тине и его окрестностях, 25% - в Кишиневе и близлежащих селах, 5%- в Рени, Измаиле и Килии. Царские власти политически не доверялиполякам. В 1846-1847 гг. была проведена перепись католиков в Измаи-ле. Были случаи ареста поляков по политическим мотивам. В 1856 г.,после Крымской войны, южная часть Бессарабии отошла Молдавско-му княжеству, зависимому от Турции. Таким образом, поляки, прожи-вавшие в городах Измаил, Килия, Рени, Кагул, оказались за пределамиРоссийской империи, и общая их численность в области сократилась.Из переписи 1863 года следует, что в Бессарабии проживали всего 2,5-3 тысячи поляков.По ряду причин для поляков Бессарабии оказался знаменательным1863 год. Во-первых, поляки не могли быть безразличны к предприня-той тогда попытке восстановления независимости Польши. Во-вторых,в связи с этим усилился «интерес» полиции к полякам Бессарабии, ицарская власть предприняла некоторые шаги, направленные на нейт-рализацию возможных действий местных поляков в поддержку вос-ставших. Был составлен именной Список поляков, проживавших вБессарабии. В него были внесены 916 польских семей. В списке ука-зывалась следующая информация: откуда прибыли, в каком году, куда,профессия и т.д. Было установлено, что большая часть поляков при-была в Бессарабию после 1840 года и происходила из польской шлях-ты. Из списка следовало, что более 50% семей были шляхтичи, 40%всех семей проживали в Хотине и окрестностях, 20% польских семейпроживали в Кишиневе и окрестностях и 15% в Сороках и окрестнос-тях. Более 60% поляков проживало в селах.Как правило, в Бессарабии поляки добивались высокого социаль-ного положения. Большая часть их занимались частным предприни-мательством. Более 10% из них занимали должности чиновников, 20%имели свое дело, 15% работали в сельском хозяйстве, 1,5% стали зем-левладельцами (помещиками), 2% были арендаторами, 6% были заня-то в торговле и ремеслах, 20 % составляли люди не установленныхпрофессий, 6% были управляющими поместий. В Сорокском и Орге-евском уездах были поляки, имевшие поместья, арендаторы и управ-ляющие поместьями. В то же время в уездах Кишиневском, Белгород-ском, Измаильском, Бендерском население было преимущественногородским и работало в городских учреждениях. При всем этом мно-гие поляки участвовали в оппозиционных движениях, и царские влас-ти им не доверяли. После подавления польского восстания 1863 г. былисоставлены списки неблагонадежных чиновников и всех поляков, про-живавших в Бессарабии. Некоторые поляки по политическим причи-нам были сосланы в Сибирь. Следует отметить, что бессарабских поля-ков высылали преимущественно не в Сибирь, а в Центральную Россию3.На численности поляков в Бессарабии сказались также восстание вПольше, начавшееся в январе 1863 г., и русско-турецкая война 1877-1878 гг. Политическое положение на польских землях после восста-ния, а также желание поляков поправить свое материальное положе-ние способствовали усилению миграции из Польши. В Бессарабию восновном переселялись беднейшая шляхта и крестьяне, причем нетолько из Польши, но и из Литвы и Галиции. Наибольший наплыв по-ляков имел место в Бельцах. Тогда же были основаны польские селаСтырча, Новые Дуруиторы, Новые Бельцы4. В этих населенных пунк-тах численность поляков возросла от нескольких десятков в 1863 г. до4 тыс. в 1897 г. В Бендерском уезде поляки осели в селе Крецоая. Пе-репись населения, проведенная в 1897 г., показала, что в Бессарабиипроживали 11696 поляков, из них мужчин - 7432, женщин - 4264.Поляки составляли 0,6% населения Бессарабии5. Таким образом, заполвека численность поляков возросла почти в четыре раза.Отношение бессарабской общественности к полякам было вполнеположительным. «Кроме селян, ремесленников и чиновников, - отме-чал в 1903 г. известный писатель и журналист П. Крушеван, - Бессара-бия в начале 40-х годов XIX столетия начала заселяться обедневшейшляхтой. Получив землю в аренду, они сами обрабатывали ее и ухит-рялись при небольших заработках и знаниях в сельском хозяйстве орга-низовывать свое хозяйство лучше, чем соседние русские и молдавс-кие. Поляки живут прежде всего в Хотинском уезде, селах: Нелипов-цы, Марковцы, Балковцы, Тырново, Бульбока, Волчинец, Михалково,Ломацинцы и др. В этих селах проживает около 2 тысяч человек, боль-шая часть которых состоит из греко-католиков. Всего в Бессарабиипроживает не менее 15 тысяч поляков»6.Каких-либо законодательных ограничений национально-культурнойдеятельности не существовало, и поляки располагали возможностьюсохранить свой язык, традиции и религию. Для этого строили костелы,часовни и школы. Поляки, проживавшие в Бессарабии, помогали другдругу, а особенно бедным семьям и одиноким старикам. В Кишиневе по-ляками в 1899 г. было создано благотворительное общество, насчитывав-шее более 200 членов. В 1901 г. в городе была открыта польская школа, вкоторой через год насчитывалось 90 учащихся. В 1912 г. поляки в Киши-неве открыли дом престарелых, а в Бендерах - приют для детей. Откры-вались польские приходские школы в других местностях. Существова-ние костела в Кишиневе способствовало сохранению местными поляка-ми польского языка и народных традиций3.Февральская революция 1917 г. в России изменила и судьбы поля-ков Бессарабии. Их представитель Феликс Дудкевич был включен всостав Сфатул Цэрий (Краевого Совета), состоявшего из 120 предста-вителей общественных организаций. 2 декабря 1917 г. этот орган про-возгласил Молдавскую Демократическую Республику. 24 января1918 г., когда Бессарабия была занята румынскими войсками, СфатулЦэрий провозгласил независимость МДР, а 27 марта 1918 г. проголо-совал за объединение Бессарабиии с Румынией5.В объединенной Румынии бессарабские поляки стали второй почисленности польской группой после поляков Буковины. Правовоеположение их оказалось более трудным, потому что в Бессарабии напротяжении 22 лет действовал режим чрезвычайного положения. В1919 г. Румыния подписала трактат «О международной охране правнациональных меньшинств», однако на деле ее правительство прово-дило политику ассимиляции национальных меньшинств. Под давле-нием властей в 1918-1924 гг. происходила массовая репатриация поля-ков из Румынии в Польшу. При этом только из Бессарабии выехалооколо 2 тыс. поляков. Однако в 1926 г. в Бессарабии проживало около8 тысяч поляков, в том числе в Хотине - 1500 человек, в Сороках -1000 человек, Измаиле - 700, Оргееве - 300, Бельцах - 2000, Кишине-ве - 2000, Четатя Албэ (Белгород-Днестровский) - 100, Тигине (Бен-деры) - 250. Согласно переписи от 29 декабря 1930 года, в Бессарабиипроживали 8104 поляка5.Поляки по-прежнему стремились сохранить свой язык и культуру.Ими был создан ряд национально-культурных организаций. Самоебольшое общество поляков было в Кишиневе, и называлось оно«Wisіa». Действовали также культурно-спортивное общество «Warta»и спортивный клуб «Polonia». При обществе действовала польскаябиблиотека. Общества поляков были созданы также в Бельцах, Бенде-рах, Хотине, Сороках7. В 1922 г. в Бессарабии действовало 12 частныхпольских школ. Под давлением властей десять из них к 1926 г. былизакрыты, но две школы - в Кишиневе и Бельцах - польской обще-ственности удалось отстоять. Позднее, после состоявшегося в 1932 г.рабочего визита в Кишинев главы Польского государства Юзефа Пил-судского, в Бессарабии были открыты еще две польские школы, - вХотине и Белгороде, а в Бендерах, Белгороде, Хотине и Сороках - кур-сы польского языка3. Но все эти национально-культурные учреждениябыли запрещены румынским правительством в феврале 1938 г.Поляки проживали также восточнее Днестра. По данным переписинаселения, проведенной 17 декабря 1926 г., в Молдавской АССР, в ос-новном в Каменском и Рыбницком районах, проживали 4853 поляка.Многие из них были высланы в другие места в период коллективиза-ции9. Из-за напряженных отношений между СССР и Польшей совет-ские власти не доверяли полякам. Кроме того, поляки участвовали вполитической жизни страны, некоторые из них подвергались репрес-сиям по политическим мотивам. В период индустриализации многиеполяки переселились в большие города. В итоге польское населениеМолдавской автономии сократилось. По данным Всесоюзной перепи-си от 17 января 1939 г. в МАССР проживали уже 3390 поляков, в томчисле в городах - 1201 человек, в сельской местности - 2189 человек5.28 июня 1940 г. Бессарабия была воссоединена с Россией/CCCР. Пополитическим и социальным мотивам многие поляки вынуждены былиуехать в Румынию. В июне 1941 г. некоторые поляки оказались в чис-ле лиц, депортированных из Молдавии по политическим мотивам. По-ляки-собственники, как и собственники других национальностей, по-страдали в результате национализации промышленности, утратиличасть земли. Была национализирована и кишиневская польская биб-лиотека. Впоследствии польская литература была передана в библио-теку Научно-исследовательского института в Кишиневе. Поскольку об-разование было только государственным, частные польские школы,закрытые в 1938 г., свою работу не возобновили8.Во время второй мировой войны поляки Молдавии наряду с молда-ванами, русскими, украинцами и другими гражданами мужественносражались с фашистской Германией, освобождая свою Родину и дру-гие страны Европы. Воевали они в рядах Красной Армии, в дивизииимени Тадеуша Костюшко, сформированной летом 1943 г.7 Многие изних погибли. В оккупированной Молдавии поляки подверглись осо-бым гонениям. В 1942 г. румынские власти вывезли в Галицию более1400 поляков, поселившихся на юге Бессарабии накануне войны, глав-ным образом, осенью 1940 г., и готовили депортацию остальных. Под-готовка депортации продолжалась до весны 1944 г.После окончания войны поредевшее польское сообщество Молда-вии было вновь затронуто репрессиями. В 1949 г., когда подверглисьвысылке зажиточные крестьяне, среди них оказались и поляки10. По-ляки-католики, проживавшие в Молдавии, разделили участь православ-ных верующих. Из 8 приходов, действовавших в 1946 г. на территорииреспублики, к 1962 г. остался только один - Кишиневский. Все като-лические храмы к середине 60-х гг. были закрыты, некоторые из нихразрушены (Рыбница, Крецоая). В Кишиневе в здании костела разме-стили студию звукозаписи, в Бендерах - спортивный зал, в Сороках -школу, в Первомайске - склад зерна3. Среди поляков, проживающихныне в Молдавии, есть католики и православные. Судьбу католиковразделили и православные поляки. Были закрыты церкви в местахпроживания православных поляков: села Новые Дуруиторы, Куконеш-ты и др. Многие из родителей, для которых польский язык был род-ной, к великому сожалению, не передали его своим детям и внукам.Таким образом, польский язык в польских семьях постепенно сталисчезать даже из бытового общения.Вместе с тем политически, этнически или иным образом мотивиро-ванных препятствий профессиональной самореализации и социаль-ному продвижению поляков не существовало, и они внесли значитель-ный вклад в науку, культуру, искусство и образование Молдавии. Гор-достью республики были и остаются академик АН РМ, профессор,дважды лауреат Государственной премии Республики Молдова Таде-уш Малиновский; профессор, доктор архитектуры, заслуженный де-ятель искусств Молдавии Валентин Войцеховский; профессор, про-ректор Государственного университета медицины и фармации им. Н.Те-стемицану, заведующий кафедрой микробиологии, иммунологиии вирусологии, главный микробиолог Министерства здравоохраненияМССР Петр Галецкий; художник Вениамин Слободзинский; док-тор физико-математических наук, директор астрофизической обсер-ватории при Молдавском государственном университете ВасилийЧернобай; лауреат Государственной премии России им. К. Станис-лавского, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артистАрмении Ян Цициновский; доктор технических наук, заведующийкафедрой Кишиневского политехнического института Иосиф Цвицин-ский; заслуженный деятель искусств Республики Молдова, поэт имузыкант Юлия Цибульская.Некоторые польские села, существовавшие в начале ХХ в., не со-хранились. В связи со строительством ГЭС «Костешты-Стынка» нареке Прут в 70-х гг. польское село Новые Дуруиторы Рышканскогорайона было перемещено и превратилось в польско-молдавское11. Внастоящее время преимущественно польскими по составу населенияостаются села Слобозия-Рашков Каменского района и Стырча Глодян-ского района. Группы поляков проживают также в селе Крецоая (Но-воаненский р-н), в городах Бричаны, Липканы, Единцы, Купчино иселах Алексеевка, Александрены, Братушаны, Новые Куконешты, Ру-сены, Столничены, Тырнова, Шофрынканы Единецкого района, в го-роде Каменка и селе Рашков Каменского района, городе Резина и селеЧинишеуцы Резинского района, городах Рышканы, Костешты, Сынд-жерей и селах Александрены, Григоровка, Драганешты, Кишкарены,Коада Язулуй, Липованка, Петропавловка Сынжерейского района, се-лах Мусаит и Будей Тараклийского района, селе Тыршицей Теленеш-тского района, городе Фалешты и селах Пырлица, Хыртоп, Логофте-ны Фалештского района, в городе Флорешты и селе Сырбешты Фло-рештского района, селах Троицкое и Ялпуг Чимишлийского района,селе Семеновка района Штефан Водэ, в городе Унгены и селах этогорайона Новые Зозулены, Старые Зозулены, Новые Негурены, СтарыеНегурены, Пырлица, в городах Глодяны, Григориополь, Дондюшаны,Дрокия, Дубоссары, Кагул, Криуляны, Комрат, Калараш, Леово, Ок-ница, Оргеев, Атаки, Сорока, Стрэшены, Хынчешты, Чадыр-Лунга,Яловены11. Большими группами проживают поляки также в городахБельцы, Бендеры, Кишинев, Рыбница,Тирасполь.Помимо поляков в Молдавии проживают также помнящие о своемпольском происхождении выходцы из полиэтничных семей, в составекоторых были поляки. Есть также поляки, по различным причинамсогласно документам значащиеся как украинцы, русские, молдаванеи др. Например, все жители села Новые Дуруиторы записаны украин-цами. Некоторые поляки перешли к иной национальной самоиденти-фикации под давлением политических обстоятельств. Общая числен-ность поляков и граждан польского происхождения, проживающихна территории Республики Молдова, в настоящее время составляетболее 20 тыс. чел.11Таким образом, сложившееся в XIX в. польское сообщество Бесса-рабии сохранилось и в бурях ХХ столетия. В настоящее время онодостаточно многочисленно и находится на пути к национальному воз-рождению.

Ключевые слова

поляк, Молдова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 1

Ссылки

1.Polacy w Mołdawii. Pod redakcją ks. Edwarda Walewandra. Lublin, 1995.
2. Kraszewski J.I. Wspomnienia z Odessy, Jedyssanu i Budїaku. Warszawa, 1885.
3. Саганова Н. Летопись Римско-католической церкви в Республике Молдова. 1987-2002 гг. // Analecta catholica. Episcopia Romano-Catolică de Chişinău; Colegiul de redacţie: E.S. Anton Coşa (red.-şef.)-Chişinău, 2006. Vol.1.
4. Котулевич К. История Стырчи (к 100-летию села). Бельцы, 2000.
5. Степанюк В. Государственность молдавского народа: Исторические, политические и правовые аспекты. Кишинев, 2006.
6. Бессарабия. Под ред. П. Крушевана. М., 1903
7. Polacy w Mołdowie mówią o sobie. Wybór i wstęp ks. Edward Walewander. Lublin, 1995.
8. Саганова Н. Римско-католическая церковь в Молдавской ССР в 1940- 1960 гг. // Analecta catholica. Episcopia Romano-Catolică de Chişinău; Colegiul de redacţie: E.S. Anton Coşa (red.-şef.)-Chişinău, 2006. Vol.2.
9. Андон В. Библиотека Щенслава Мелабдзенского. // Независимая Молдова, №1 (3479) от 4 января 2005 г.
10. Царанов В.И. Операция «Юг». О судьбе зажиточного крестьянства Молдавии. Кишинев, 1998.
11. Казимирович В.Г. Информация о поляках и гражданах польского происхождения Республики Молдова. Кишинев, 2005.
12. Пожар С. Польский виртуоз в Кишиневе // Capitala-Столица №78 (738) от 8 ноября 2006 г.
 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИПОЛЯКОВ МОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 4 (6).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИПОЛЯКОВ МОЛДАВИИ | Русин. 2006. № 4 (6).