Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? | Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/24/5

Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж?

Статья посвящена вопросам реализации исламского паломничества - хаджа, для совершения которого мусульмане всего мира восприняли и активно используют массу новых технологий, начиная от средств передвижения и заканчивая методами фиксации своего присутствия в святых местах. Существующие споры среди верующих о возможности и способах их применения, поиски «божественного» обоснования новым явлениям свидетельствуют о росте значения интернет-коммуникаций и растущей виртуализации ислама. Данные тенденции актуализируют применение методов киберэтнографии в изучении религиозного сообщества. На примере кибердискурса относительно допустимости селфи в святых местах - Мекке и Медине - анализируется феномен взаимодействия ислама и современных средств массовой коммуникации. Проведенное исследование показывает, что развитие мобильных и сетевых технологий оказывает существенное влияние на формирование идентичности, модели религиозного поведения, расширяет представления пользователей Интернета об исламе, способствует активизации паломнической практики верующих в реальном режиме. Увлечение селфи стало популярным независимо от возраста, национальности, места проживания верующего. Четкого отношения к этому явлению в настоящее время не выработано. В статье рассматриваются группы мнений о месте селфи в антропологических, социальных, психологических и философских исследованиях, в вердиктах саудовских авторитетов и российских богословов, в суждениях рядовых мусульман в Интернете.

Taking selfies in Mecca: haram or still the venerable Hajj?.pdf Введение Стремительное развитие информационных технологий трансформировало сферу коммуникаций, виртуальный мир стал неотъемлемой частью современной жизни, отражением социальной реальности. Для этнографов и антропологов на пороге нового тысячелетия открылось новое поле для исследований - онлайн-(кибер)пространство с таким же участием человека, презентацией и самовыражением его этнической и религиозной идентичности, как и в традиционном поле. Ислам получил активное развитие в Интернете: существует масса электронных медиа, созданных мусульманами для распространения новостей, сведений о религиозных понятиях и обрядах; свою деятельность ведут электронные приходы, джамааты, «скайповые» муфтии и шейхи. Ряд религиозных практик, в том числе проведение проповедей, молитв, обрядов, соблюдение поста, проходит в режиме онлайн; оцифрованы места паломничества и значимые для мусульман историко-культурные объекты. Виртуальные споры по религиозным вопросам становятся более информативными и насыщенными, чем в реальной жизни. Кибержизнь мусульман является не просто дополнением к ней, но и расширяет круг взаимодействий, открывает новые возможности для самовыражения (Головнёв, Белоруссова, Киссер 2018: 102). Хадж, или паломничество в Мекку, - пятый и последний из столпов ислама, составляющих основу религии и фундамент мусульманской общины, предписан к совершению хотя бы один раз в жизни (в зависимости от материальных и физических возможностей верующего). Побывавший в Мекке паломник вызывает уважение родных и близких, считается, что благословение, которое он привозит с собой, распространяется на всю его семью. Мусульмане рассматривают хадж как путешествие в земном и сакральном смысле, гарантирующее отпущение грехов и достижение вечного блаженства в загробной жизни. Наша задача состояла в изучении мусульманского паломничества в цифровом пространстве, в выявлении влияния сетевого дискурса на формирование исламской идентичности и представлений о хадже, на проведение обряда. Исследование включало, с одной стороны, мусульманские группы в Интернете, с другой - коммуникативные технологии. Работа была направлена на решение проблемы соотношения реальности и виртуальности, а также восприятия традиции и новации в религиозном сообществе. В настоящее время мусульманская община находится на этапе изменений и переустройства всех сфер жизни под влиянием современных технологий. Нормой стало пользование Интернетом и социальными сетями во благо вероучения, однако есть и полярная позиция, призывающая отказаться от технических новшеств, тем самым сохранив «традиционность». В данной статье феномен взаимодействия религии и современных средств массовой коммуникации рассматривается на примере кибер-дискуссии, посвященной допустимости / недопустимости «селфи в Мекке» (фотопрезентация в священных местах с целью последующего распространения ее в Интернете) (рис. 1). Материалы были получены в ходе этнографического исследования в мусульманском сегменте Интернета - контент-анализа текстовых материалов, фото и видео. Информация о хадже представлена практически на всех исламских медиа, на сайтах хадж-миссий, хадж-операторов, интернет-форумах. Рис. 1. Место в Instagram: Мекка. Фото с сайта онлайн-издания о технологиях и трендах «TJournal». URL: https://tjournal.ruflood56250-mecca-instagram В социальных сетях образованы самостоятельные группы, посвященные паломничеству. Мы сделали акцент на изучении русскоязычных и англоязычных групп социальных сетей Facebook (далее - FB)1 и ВКонтакте (далее - ВК)2. При исследовании кибердискурса учитывалось определение «исламского дискурса», принятое в современном ис-ламоведении: «исламский дискурс - это система понятий и категорий, связанных с исламом, в которых мусульманские авторы описывают окружающую их реальность различного, в том числе и социально-политического, характера» (Патеев 2016: 114). Изобилие цифровых ресурсов ставит большое количество вопросов о репрезентации современных культур в виртуальном пространстве. Многие темы теоретизируются в работах междисциплинарного направления (Boellstorff et al. 2012; Hine 2000; Markham 1998, 2013; Pink, Horst, Postill 2016; Sade-Beck 2004; Кочетова 2009 и др.). Антропологи обращают внимание на этнические и конфессиональные процессы, происходящие в онлайн-режиме, сопоставляют или дополняют полученные результаты оффлайн-наблюдениями. Взаимодействие ислама и Интернета ученые рассматривают преимущественно в двух направлениях: «отношение ислама к Интернету» и «присутствие ислама в Интернете». Проводятся качественные исследования, представляющие собой описание цифровых ресурсов ислама (Abdulla 2007; Eickelman, Anderson 2003; Sands 2010; Varisco 2010; Кузина 2017 и др.). При этом изучение мусульманской веры с помощью самого Интернета встречается реже (Bunt 2003, 2009; Kort 2005). В киберпространстве происходит обсуждение многих спорных моментов в исламе. В условиях доступности информации и возможности представления своей интерпретации традиционных текстов образуется большой спектр тем. Например, дискуссия о хиджабе среди мусульман в связи с тем, что в Коране об этом содержится недостаточно информации (Akou 2010). Ислам и коммуникативные технологии Коммуникативную и дискурсивную функции в виртуальном пространстве выполняют социальные сети, объединяющие людей по интересам. В сообществах ВК, FB, чате Фидо, Yahoo Groups, Google Groups каждый участник имеет определенную цель, взгляд, а также мнение, которые могут совпадать с аналогичными у других участников либо являться предметом ожесточенных споров. Более интимные, личные и сложные вопросы обсуждаются верующими в автономном режиме на платформах обмена мгновенными сообщениями (например, через мес-сенджер WhatsApp). Социологами предприняты попытки выявить сущностную взаимосвязь между понятиями «умма»3 и «краудсорсинг»4. Так, Е.Г. Смолина считает, что краудсорсинг как технология построения социальных связей повторяет традиционные черты уммы - мусульманской общины, и потому имеет положительные перспективы использования как в формате локальных проектов, так и в масштабе коллективной идентичности (Смолина 2015: 74). Согласно этой концепции, виртуальная площадка подобно религиозной общине собирает воедино инициативных членов общества для реализации проектов исламской направленности. Подобный принцип заложен в проектах международной мультиязыч-ной мусульманской социальной сети Suhba (Сухба) (араб. «сообщество») и социальной сети базовых мусульманских ценностей SalamWorld (Бон 2012). Основная идея создателей - фиксировать позитивные моменты в мире ислама. Suhba призвана стать аналогом FB, или так называемым «халяльным Facebook», работающим по принципу фильтрации негативно воспринимаемых мусульманским сообществом явлений: нацизма, насилия, терроризма, наркотиков, азартных игр, пропаганды однополых браков и т.д. Сеть призвана объединить людей с традиционными нравственными ценностями на основе многонациональности, здорового образа жизни, моральной безопасности. На текущий момент Suhba работает в демонстрационной версии. Разработчики считают, что основными пользователями сети станут жители государств с мусульманским населением, в том числе Китая, Индии, России, стран СНГ. Широкая деятельность религиозных организаций в медийном пространстве, рост роли электронных СМИ в повседневной жизни позволяют верующим «преодолевать» расстояния и быть осведомленными в жизни мусульманских общин разных стран; мобильные медиа и технологии мобильной связи - открывать и создавать пространства, в которых можно находиться вместе или ощущать совместное присутствие. Эксперты в области социальной психологии и социологии коммуникации констатируют, что с перемещением Интернета в мобильные телефоны исчезла граница между онлайн- и оффлайн-состояниями (Hoflich, Hartmann 2006; Rich 2008). Современному интернет-пользователю, активно участвующему в виртуальном пространстве, бывает сложно определить, где заканчивается оффлайн и начинается онлайн. Виртуальный хадж С развитием Интернета у многих верующих вызывает опасение перемещение религиозных практик, в том числе хаджа, в виртуальное пространство. На протяжении веков священные обряды традиционно совершались во время реального путешествия к святыням ислама. Однако современные пользователи сети задаются вопросом: «Есть ли в Исламе религиозные обряды, которые можно совершать виртуально? К примеру, если человек, не располагающий средствами для посещения Мекки, посетит официальный сайт Священной Каябы с соблюдением при этом аналогов всех предписанных правил, - можно ли считать это хаджем, очистится ли этот человек?» (Горалик 2011). Несмотря на строгую регламентацию хаджа, на базе мобильных приложений появились различные программы, предлагающие совершить «виртуальное паломничество» и связанные с ним обряды в киберпространстве. В Министерстве хаджа и умры Саудовской Аравии разрабатываются образовательные приложения для паломничества. Например, «Ал-хадж ал-мабрур» («Одобренный хадж») состоит из трех электронных книг об обрядах хаджа и умры, презентаций, проповедей и статей с отдельным разделом «Часто задаваемые вопросы», содержащим развернутые ответы со ссылками на богословские источники (В КСА... 2015). Программа доступна на трех языках - урду, английском и хинди, активна при отсутствии подключения к Интернету. Приложение декларирует себя как единственное «правильное восприятие ислама» в век распространения экстремистских идеологий. Другое популярное приложение - «Манасикана» («Наши обряды») -поддерживает семь языков: арабский, английский, французский, урду, турецкий, малайский и бенгальский; включает в себя карты Мекки, Медины, Джидды и мест паломничества, а также ссылки с полезной информацией (номера экстренных служб, контакты Министерства хаджа и умры, формы обращения в различные инстанции по разным поводам, направление на киблу, месторасположение мечетей, курсы валют, прогноз погоды и т.д.). В приложении есть функция геопозиционирования и определения местоположения паломника в Муздалифе, Мине, Арафате (Министерство хаджа... 2017). Следующая группа мобильных приложений представляет собой четкие инструкции по совершению хаджа. Hajj-Umrah Guide - пошаговое руководство по хаджу и умре на английском языке с молениями на арабском языке и визуальным сопровождением (Хадж Умра). Саудовский университет Умм ал-кура разработал приложение, которое помогает паломникам в Мекке не перепутать количество обходов Каабы во время ритуала таваф5. При прохождении паломником седьмого, последнего круга при тавафе приложение оповещает звуковым сигналом о завершении ритуала (Tawaf). На протяжении всего паломничества верующего сопровождает электронное приложение Duas. Оно содержит молитвы (дуа6), необходимые для прочтения в определенных местах на протяжении всего маршрута хаджа и умры. По заявлению создателей, каждое дуа проигрывается в совершенном арабском произношении с английским переводом (Duas). Многие туроператоры хаджа имеют собственные мобильные приложения, с помощью которых их клиенты могут найти свои данные в общем списке паломников, получить информацию о своей группе, а также узнать дату вылета, дату прилета, номер рейса и название гостиницы в Саудовской Аравии (Кыргызстан. 2017; Муфтият... 2018). В приложениях имеется кнопка SOS на случай, если паломник заблудится или потеряется. Получив сигнал, руководитель группы сможет определить его местонахождение, связаться с ним и оказать помощь. В приложении «Паломник» содержится общая информация программы тура по дням, указаны дни пребывания в Мекке и Медине, дни переездов / перелетов, даты экскурсий, почасовой распорядок дня в соответствии с программой тура, время намазов с привязкой к городу местонахождения, последовательность и краткое описание основных ритуальных действий (Мобильное приложение). Правила совершения религиозных обрядов умры и хаджа приводятся с учетом норм ханафитского мазхаба, признанного в России «традиционным». Приложение ведет ежедневный учет дополнительных поклонений, рекомендуемых для совершения на территории Мекки и Медины, чтобы в конце поездки их количество позволило мусульманину подвести итог своего усердия на пути Аллаха. Согласно описанию приложения «Мекка 3D», теперь не только мусульманин, но любой житель земного шара может «совершить хадж». «Мекка 3D - это уникальное путешествие в ислам. Погрузись в удивительный ислама - виртуальный мир знаний - и испытай основы подлинного поклонения», - приветствует приложение каждого пользователя (Виртуальный хадж 2014). Имеющиеся в распоряжении паломника мобильные приложения выполняют просветительские, образовательные, регламентирующие и организаторские функции. Дополнением к виртуальному хаджу является практика круглосуточных цифровых трансляций из Мекки и Медины (Прямая трансляция). Например, среди практикующих мусульман Республики Башкортостан распространен ежедневный просмотр таких онлайн-передач из Саудовской Аравии вместо местных телевизионных каналов (ПМА 2018). Информационные технологии создают коммуникативные «удобства» при совершении хаджа: в Twitter можно просить прощения, получать советы от духовных наставников, в режиме реального времени делиться своими переживаниями с друзьями и родственниками, ориентироваться в географии Хиджаза, поддерживать новые знакомства. При выезде в хадж распространена практика создания групп в WhatsApp, где пользователи публикуют новости, распорядок дня, время выезда и сбора, срочные объявления и новости. Благотворительный проект Исламского банка развития организовал «виртуальное жертвоприношение». За 410 реалов (около 80 евро) на официальном сайте проекта можно купить «виртуального барана» и таким образом совершить обряд жертвоприношения. Стоимость животного оплачивается через Интернет, затем производится его забой в соответствии со всеми предписаниями ислама. Данная услуга доступна для мусульман из любой страны мира в течение всего года. Жертвенное мясо раздается нуждающимся в Запретной мечети в Мекке или в бедных исламских странах. С целью извлечения максимальной пользы из жертвенных баранов в рамках проекта банк финансирует завод по производству желатина и медицинских капсул, получаемых из шкур и костей животных (Хадж в цифровую эпоху 2011). Так как проект не является коммерческим, стоимость виртуального жертвенного животного оказывается ниже рыночной. Услуга позволяет паломникам сэкономить средства и уделить больше внимания другим ритуалам хаджа, освобождая от забот поиска и доставки животных. Широко распространена практика передачи дуа (просьб к Всевышнему) паломникам через социальные сети от единоверцев, которые не смогли отправиться в хадж: «Можно попросить сделать дуа, пока Вы там? Я в последнее время сильно начала болеть... Хотела попросить сделать дуа за меня и мою семью иншаАллах... Прошу у Аллаха мне (Галлямовой Гульназ Анас кызы), моим родителям и моему сыну даровать крепкое здоровье и, главное, возможность тоже совершить Хадж. БаракалЛаху фика! Если сможете...». Паломники, получив массу дуа по электронным мессенджерам, сводят их в единый список и озвучивают во время ритуалов в святых местах: «Я все еще получаю просьбы сделать дуа. Я не жадный, скорее социально ответственный. Боюсь пропустить чье-то сообщение, так как пишете во все мессенджеры и соцсети. Принимаю заявки до 12 часов по Московскому времени Джума, и начинаю сводить в единый документ». Проблема селфи Повседневная жизнь мусульманина строго регламентирована, внедрение новых технологий в ислам вызывает множество споров о возможности и способах их применения. Если совершение «виртуального хаджа» через мобильные приложения считается хранителями святых мест и большинством мусульман естественным, то одной из актуальных проблем взаимодействия мусульман и информационных технологий является совершение селфи в местах исламских святынь. Массовое распространение селфи в хадже потребовало от исламских богословов соответствующего вердикта, а для самих верующих стало полем для самостоятельных трактовок «разрешения / запрещения». В настоящее время селфи - неизменный атрибут виртуальной жизни, сопровождающий события и путешествия многих пользователей сети (рис. 2). Особенности самопрезентации в интернет-пространстве находятся в фокусе психологических исследований (Vasalou, Joinson 2009; Погонцева 2012). По мнению психологов, автопортрет является актом самопознания, где человек видит себя со стороны, может оценить свои сильные и слабые стороны и то, в какой мере он соответствует общепринятым параметрам, критериям успешности и красоты. С другой стороны, селфи рассматривается как серьезная проблема, которая может привести к психологической зависимости и несчастным случаям, например фото в опасных для жизни местах. Психиатры выделяют три вида зависимости селфи: эпизодическая (до трех снимков в день без выкладывания в социальные сети), острая (более трех снимков в день с выкладыванием в социальные сети), хроническая (более десяти фотографий в день с выкладыванием в Интернет) (Новожилова 2015). Согласно философскому осмыслению, селфи приучает человека к поверхностному восприятию реальности: «Важно не то, что внутри, а то, что идет на камеру. Событие считается антуражем, признанным подчеркнуть акт самореализации» (Кислых 2015). В то же время селфи признано «великим демократизатором, эмансипировавшим бесчисленное множество человеческих лиц, которых больше не сдерживают ни сословия, ни звезды, ни профессиональные редакторы, ни отсутствие массового интереса публики или профессиональных навыков» (Мартынов 2014). Рис. 2. Путешествие в Мекку. Фото с сайта английского новостного портала NTV. URL: http://en.ntvbd.com/photo/international/photo-feature/journey-to-mecca/1473411336.ntv Антропологические исследования рассматривают распространение практики селфи как следствие процесса слияния реального и виртуального жизненного пласта. Дж. Оуллет считает селфи виртуальным аналогом материальных тотемов в первобытных обществах. Цель их -синтезировать внутренний мир с внешним. Это одна из форм личного перформанса, заявление о себе, возможность «упаковать свой мир в правильную обертку», даже если реальность совсем иная (Oullette 2014). По мнению А.В. Головнёва, исследовавшего мотивы и состояния путешественника, селфи - это «эго-самовыражение, дозволенное свободой киберсетей, и в то же время представление мира как фона для этого самовыражения» (Головнёв 2016: 6). Важным мотивом путешествия является обретение или повышение статуса. С совершением хаджа в Мекку мусульманин получает почетный титул «хаджи», или «хаджия» («совершивший паломничество»), и уважение единоверцев. Хаджи составляют элитную часть сообщества верующих и оказывают влияние на формирование благоприятного климата в общине. Несмотря на то, что сам факт совершения хаджа в исламе повышает статус, автопортрет, размещенный в Интернете, становится виртуальным актом подтверждения присутствия в святых местах. Селфи сегодня - не просто тренд, это масштабное социальное явление, которое распространяется на верующих всех возрастов (рис. 3). Рис. 3. Селфи набирают популярность в хадже. Фото с сайта малазийской ежедневной газеты на английском языке «Straits Times». URL: https://www.straitstimes.com/world/africa/selfies-gain-popularity-at-haj-spark-controversy Массовое выкладывание в Сеть фотографий на фоне святых мест мусульманскими интернет-пользователями достигает своего апогея в период хаджа - в двенадцатый месяц лунного календаря зул-хиджа, когда более двух миллионов паломников из 180 стран встречаются в Саудовской Аравии (Актуальные вопросы 2004). Это самое большое ежегодное ритуальное собрание в мире. Паломники находятся в святых городах области Хиджаз Королевства Саудовская Аравия от 10 до 30 дней, на протяжении которых многие из них онлайн активны. В список товаров, запрещенных к ввозу в Мекку, входят «камеры, позволяющие видеть оголенным тело одетого человека»; видеотелефон и даже электронный «михраб» (направление Каабы в Мекке) (Актуальные вопросы 2004). Тем не менее смартфоны не запрещаются для использования в святых местах. Из России в Саудовскую Аравию ежегодно массово отправляются 20,5 тыс. человек согласно установленной Королевством квоте для стран с мусульманским населением (по одному мусульманину от тысячи). За основу расчетов берется максимальное число мусульман в стране -20 млн. Официально считается, что из-за ограничений квоты около 3-4 тыс. остаются без путевок, хотя в реальности эта цифра еще выше. Исследования в интернет-пространстве свидетельствуют о высокой ки-берактивности и информационной мобильности мусульманского сообщества. Российские мусульмане пользуются всеми имеющимися в их распоряжении цифровыми новшествами, в том числе активно делают селфи в святых местах и выкладывают их в интернете с хештегами #self^e/селфи, #Kaaba/Каааба, #Mecca/Мекка, #Hajj/Хадж и др. На «селфи-лихорадку» последних лет в Мекке власти Саудовской Аравии отреагировали отрицательно. По данным Главного управления печати и информации страны, 12 ноября 2017 г. МИД приняло решение о запрете фото и видео в мечети Мекки ал-харам («Великая мечеть Мекки») и мечети Медины Масджид ан-набави («Мечеть Пророка») (Saudi Arabia... 2017). Практика селфи получила осуждение саудовских духовных авторитетов. Исламские издания многих стран облетели слова шейха Абдул Раззака аль-Бадра: «Складывается ощущение, что единственная цель у некоторых паломников - добавить фотографии в Интернет» (Селфи-лихорадка... 2014). Имам мечети в Джидде шейх Ассим аль-Хаким публично обратился к мусульманам с призывом если не совсем отказаться от селфи, то хотя бы воздержаться от автопортретов в священных для мусульман местах во время хаджа. В своем послании религиозный деятель ссылается на спорность вопроса о фотографии в исламской доктрине (Коткина 2015). Мекка - духовный центр и место притяжения всех мусульман мира. С 1924 г. Саудовская Аравия является хранительницей главных мусульманских святынь, придающих ей международную значимость и влияние в мировой умме. Существует негласное правило: тот, кто «владеет» Меккой и Мединой, считается носителем верховной власти в мировой исламской общине. Титул саудовского монарха включает почетное звание «Хранитель двух святынь. Защитник двух священных мечетей», ранее принадлежавший правителям Арабского халифата и введенный Королем Фадхом в 1986 г. Доступ к Интернету саудовское общество получило в 1998 г. С целью защиты исламских ценностей Сеть находится под цензурой. В основном блокировке подвергаются сайты антиисламской направленности, содержащие критику деятельности руководства Саудовской Аравии, а также материалы, имеющие сексуальный подтекст либо предоставляющие сведения о наркотиках, алкоголе, азартных играх и терроризме. Заблокированы все социальные сети и мессенджеры, включая Telegram, FB, Instagram и ВК. Востоковеды отмечают рост настороженного отношения в Королевстве к интерактивным технологиям, обусловленный усилением негативного восприятия технических инноваций консервативной частью саудовского «духовенства» (Мохаммад 2018: 191-192). Массовые средства коммуникации способствуют «банализации» хаджа, утрате его сакрального значения, в некотором смысле постепенному превращению в туристическую поездку, - что совершенно не соответствует политике Королевства. Высокие технологии саудовские власти используют в первую очередь для обеспечения безопасности хаджа. Более 12 тыс. офицеров службы безопасности управляют потоками паломников с помощью около 400 камер, установленных в местах совершения обрядов хаджа. Министерство по делам хаджа ежедневно направляет паломникам SMS с информацией для корректировки их действий. В осуществлении работы этого сервиса задействовано более 3 тыс. духовных деятелей, переводчиков и должностных лиц (Хадж в цифровую эпоху 2011). Исламский дискурс селфи в Мекке Эдгар Гомес Крус считает селфи центральным элементом в практике использования мобильных телефонов, характеризует его как взрывоопасное и вездесущее явление в цифровом мире (Gomez 2017). В исламе, запрещающем изображение живых существ, по поводу цифровой фотографии и практики селфи среди богословских авторитетов нет единого мнения. Мусульмане пользуются этой возможностью: учатся делать автопортреты, обмениваются ими с друзьями и родными, комментируют их в социальных сетях, таким образом, интегрируют фотографию в повседневную жизнь. Критику селфи поддерживают религиозные лидеры других государств. В Южной Африке богословы назвали селфи расстройством благочестия и религиозности, в Индонезии квалифицировали его как «греховное деяние»7 (Коткина 2015). На духовно-просветительском портале Республики Казахстан опубликована фетва по селфи согласно шариату: Как известно, во времена Пророка (с.г.с) не было фотоаппаратов и проблемы «селфизма». Поэтому относительно этого явления современные ученые от религии сделали заключение «ижтихад» и вынесли фетву. Надо отметить, что многие из них не видят ничего предосудительного в том, чтобы фотографироваться. Однако, основная цель селфи - не просто запечатлеть себя в кадре, а желание хвастовства, стремление повысить свою значимость, обратить на себя внимание. В Исламе конечной и главной целью каждого действия является обретение довольства Всевышнего. Поэтому действия некоторых мусульман, читающих намаз, совершающих курбан или хадж в режиме «селфи», обесценивают морально-психологическую ценность понятия «ради довольства Аллаха», на котором, по сути зиждется вера. Также это противоречит заповеди пророка (с.г.с): «Пусть левая рука не ведает о милостыне (садака), которую дает правая рука». Нередко увлекаются селфи и сестры мусульманки, используя различные ужимки (надувая губы, натяжно улыбаясь и т.д.). Тогда как Посланник Аллаха (с.г.с), приравнивал к прелюбодейке женщину, которая надушившись (благовониями, духами) прошла мимо чужого мужчины с целью привлечения внимания к себе. Кроме того, приверженность к селфи взращивает в характере человека хвастовство, качество, порицаемое в Исламе. Известно, что Аллах не любит хвастливых. В заключение отметим, что в целом фотографироваться не запрещается. Однако, мы считаем, что «селфизм» не соответствует и даже противоречит исламским моральным устоям. Истина же ведома лишь Аллаху!» (Разрешено ли б/д). Наиб-имам центральной мечети Казахстана Нур Астана Абдуссамад Махатов предположил, что подобные фотографии могут быть «выражением его [паломника] радости или, может быть, ликования от того, что он совершает хадж (Мусульман призывают 2014). Часть российских муфтиев и их заместители скептически отнеслись практике селфи во время хаджа, отметив такие негативные моменты, как подмена обрядов и благих целей паломничества на селфи-шоу, превращение богоугодного дела в развлечение (Рушан Аббясов 2015; Муфтий РТ... 2018; Батыр 2017). Фото и видео обрядов хаджа духовные деятели допускают в небольшом количестве в просветительских целях. «Мы далеки от того, чтобы призывать верующих сторониться современных технологий, мы только призываем быть нравственными до конца. Для мусульманина разрешено в Интернете все то, что разрешено в обычной жизни. А все запретное запрещено и в виртуальной форме», - считает муфтий Республики Дагестан Ахмад-хаджи Аб-дулаев (Горалик 2011). Российские духовные лидеры констатируют, что исламский мир стоит на пороге появления в шариате новых адабов8 при пользовании всемирной интернет-сетью и средствами коммуникаций. Наибольшее опасение вызывает превращение хаджа, имеющего глубокий смысл в исламе, в обычную туристическую поездку. «Чрезмерное увлечение фотографированием на фоне святынь Мекки и выкладывание этих снимков в социальных сетях, становящееся все более популярным, превращает паломников в обычных туристов, если они при этом забывают об истинных целях хаджа», - считают в Совете муфтиев России (Рушан Аббясов 2015). Кибердискурс селфи среди простых верующих представляет собой весьма эмоциональное явление в сети, собрание большого количества открытых высказываний. Мусульмане считают, что неправильное представление в онлайн-пространстве разрушать легче всего путем мирного и спокойного конструктивного диалога, приведения аргументов и доводов. Интернет и его возможности призывается использовать во благо религии и с лучшими намерениями (Сидеть или не сидеть. 2015). Пользователи практически единогласно признают, что смысл хаджа -довольство Аллаха, которое поможет перейти им в вечность, наполненную радостью: «Лучшее, что Вы можете привезти из Хаджа, это богобоязненность... И подарком за совершенное прохождение этого испытания Рай. Амин!» В период зул-хиджа многие паломники в социальных сетях свои странички превращают в блог о хадже, ежедневно сообщая на них о своих впечатлениях, самочувствии, религиозных просветлениях, перемещениях (с помощью мобильных приложений выкладывают довольно внушительный километраж своего ежедневного пути - 10-20 км). Основную цель своих репортажей виртуальной аудитории они объясняют стремлением «показать все прелести пребывания на Священных землях и предупредить о некоторых моментах, к которым нужно быть готовым будущим паломникам». Хадж-блогеры отмечают, что больше всего лайков набирают посты про хадж и умру из всех транслируемых новостей на странице в течение всего года. Мусульманские пользователи считают, что на фото из хаджа можно хорошо «хайповать»9. Выложенные фотографии святых мест и селфи на их фоне сопровождаются текстами Корана, хадисов, историей святых мест, описанием обрядов хаджа и умры, личных впечатлений паломников. Эти посты и фотографии становятся стимулом для других мусульман, чтобы приложить все старания и отправиться в следующий хадж. С другой стороны, обилие селфи-фотографий во время паломничества формирует негативный контекст их обсуждения: - .Я в Хадже второй раз. По сравнению с прошлым приездом (5 лет назад), в этот раз меня кое-что, можно сказать, расстроило. Это -огромное количество селфи, которые люди делают на фоне Каабы, ма-кама Ибрахима, даже во время тавафа. Печально стало за нас, за то, что мы не умеем оставаться наедине с Аллахом. (Люди делают селфи. 2016); - Да, причина, побуждающая паломников снять селфи, понятна, но разве волнующий опыт - это не то, что должно остаться в сердце каждого человека? Селфи не может передать ощущение счастья и радости, оно может отразить лишь эмоцию на лице. Так стоит ли тратить драгоценные минуты в таком исполненном духовности месте, как Мекка? Неужели Кааба становится словно развлекательный центр, куда каждый приходит сделать селфи? И может ли селфи помочь человеку вновь пережить тот уникальный момент, при котором вы погрузились в особый мир и приблизились к Господу? (Разрешено или запрещено. 2018). Пользователи, чаще всего не совершавшие хадж, вслед за богословами в вопросе селфи апеллируют к запрету изображения всего живого в исламе как отрицанию язычества. Селфи считается роскошью цивилизации, частью мирской жизни, от которой в хадже предписано отказаться. С вступлением в ихрам10 принято оставить мирские заботы, включая семейные, ибо наступает время молитв и размышлений. Во время важных обрядов хаджа - ночевки в долине Мина и стояния на горе Арафат - богословы рекомендуют отключать мобильные телефоны. Тем не менее эти обряды сопровождаются и фотографиями святых мест, и селфи. Заключение Религиозность, так же как и этничность, существует в виртуальном пространстве, меняя свои формы и проявления. Сетевое поле позволяет антропологу наблюдать многие движения и трансформации мусульманской культуры. В месяц хаджа происходит самоорганизация мусульман не только в реальной жизни, но и онлайн. Хадж проецируется в Интернете через селфи, социальные сети, блоги, материалы онлайн-СМИ. Участвуя в кибердискуссиях по вопросам хаджа, просматривая аудио и видео, мусульмане, не совершающие паломничества, имеют возможность приобщиться к нему онлайн. Использование новых технологий позволяет верующим в большей мере ощущать свою общность несмотря на то, что они могут быть физически разделены. Популярность Интернета и особенно смартфонов, дополняя физическую подвижность, способствует утрате значимости расстояния и местоположения. Местом коммуникации и обмена опытом мусульманских путешественников стали социальные сети. Селфи - одна из сторон виртуализации хаджа, составная часть такого масштабного явления как цифровизация святых мест. Мусульмане адаптируются к повсеместному использованию мобильных устройств в повседневной жизни, распространяя больше аудиовизуального контента о святых местах, способствуя размыванию границ между религиозным и светским, меняя культуру хаджа. Приведенные в статье материалы свидетельствуют о том, что в настоящий момент селфи, как и в целом цифровая фотография, в исламском сообществе продолжает считаться неоднозначным явлением. И пока религиозные авторитеты формулируют свои положения на основе священных текстов о дозволенности / недозволенности фото / селфи, многие мусульмане продолжают увлекаться автопортретом и распространять фотографии на фоне святых мест в социальных сетях.

Ключевые слова

киберэтнография, киберпространство, виртуализация, цифровизация, ислам, хадж, Мекка, Медина, селфи, cyber-ethnography, cyberspace, virtualisation, digitalisation, Islam, Hajj, Mecca, Medina, selfie

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хабибуллина Зиля РашитовнаМузей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра РАНкандидат исторических наук, старший научный сотрудник; старший научный сотрудникzilyahabibi@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Актуальные вопросы паломничества мусульман России (практ. пособие для организаторов и участников Умры и Хаджа) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2004. 14 янв. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_pub lisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/490458 (дата обращения: 17.03.2019)
Батыр Р. «Хадж не повод для селфи на фоне Каабы» // БИЗНЕС Online - деловая электронная газета Татарстана. 2017. 26 авг. URL: https://www.business-gazeta.ru/ blog/355536 (дата обращения: 26.03.2019)
Бон Л. Salamworld: социальная сеть для базовых мусульманских ценностей // AIN.UA -интернет-журнал. 2012. 03 окт. URL: https://ain.ua/2012/10/03/salamworld-socialnaya-set-dlya-bazovyx-musulmanskix-cennostej (дата обращения: 25.03.2019)
Головнёв А.В. Антропология путешествия: от Imago Mundi до Selfie // Уральский исторический вестник. 2016. № 2 (51). С. 6-16
Головнёв А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108
Горалик Л. Ахмад-хаджи Абдулаев: «Сегодня исламский мир стоит на пороге появления в Шариате новых адабов» // Islam.ru - исламский информационный портал. 2011. 03 окт. URL: http://islam.ru/content/analitics/30218 (дата обращения: 25.03.2019)
Кислых Д.Н. Селфи: к постановке проблемы // Sci-articles.ru - научный электронный рецензируемый журнал. 2015. № 26, октябрь URL: http://sci-article.ru/stat.php? i=1444770526 (дата обращения: 25.03.2019)
Коткина О.А. Мусульмане грешат селфи // Независимое военное обозрение. 2015. 15 апр. URL: http://nvo.ng.ru/style/2015-04-15/16_selfie.html (дата обращения: 25.03.2019)
Кочетова Н.В. Компьютерный дискурс и формы интернет-коммуникации // Испано-российский центр языка и культуры ЮФУ. 2009. URL: http://esp-centr.sfedu.ru/ documents_centr/Statii/Kochetova_stat>ya_.pdf (дата обращения: 25.03.2019)
Кузина Н.В. Семантика и контекст лексем «ислам» и «мусульманин» в современном российском официальном информационном пространстве и в актуальном общественном сознании (анализ федеральных СМИ, новостных агрегаторов, запросов пользователей сети интернет) // Российский ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сб. науч. ст. / отв. ред. З.Р. Хабибуллина. Уфа: Диалог, 2017. С. 146-155
Мартынов К. Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией // Логос. 2014. № 4 (100). С. 79-82
Мохаммад М.Д. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике Королевства Саудовская Аравия // Ислам в современном мире. 2018. Т. 14, № 1. С. 183-198
Новожилова Е. Селфи как феномен массовой культуры. 2015. 07 нояб. // The Wall Magazine - аналитическое издание. URL: http://thewallmagazine.ru/selfie/ (дата обращения: 28.03.2019)
Патеев Р.Ф. Концептуальные проблемы современного исламоведения: поиск парадигмы трансформации исламских сообществ // Исламоведение. 2016. Т. 7, № 4. С. 110123
Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72
ПМА (Полевые материалы автора). Республика Башкортостан, г. Давлеканово, сентябрь 2018 г.; г. Уфа, февраль 2019 г
Смолина Е.Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства // Исламоведение. 2015. № 4. С. 63-77
Abdulla R.A. The Internet in the Arab world: Egypt and beyond. New York: Peter Lang Publishing, 2007
Akou H.M. Interpreting Islam through the Internet: making sense of hijab // Contemporary Islam. 2010. Vol. 4, is. 3. P. 331-346
Boellstorff T., Nardi B., Pearce C., Taylor T.L. Ethnography and virtual worlds: a handbook of method. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012
Bunt G.R. iMuslims: Rewiring the House of Islam. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2009
Bunt G.R. Islam in the Digital Age: E-Jihad, Online Fatwas and Cyber Islamic Environments. London: Pluto Press, 2003
Eickelman D.F., Anderson J. W. New media in the Muslim world: the emerging public sphere. Bloomington: Indiana University Press, 2003
Gomez C.E. The (Be)Coming of Selfies. Revisiting an Onlife Ethnography on Digital Photography Practices // The Routledge Companion to Digital Ethnography / ed. by L. Hjorth, H. Horst, A. Galloway, G. Bell. New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2017. P. 300-307
Hine C. Virtual ethnography. London: Sage, 2000
Hoflich J.R., Hartmann M. Mobile Communication in Everyday Life: Ethnographic Views, Observations and Reflections. Berlin: Frank & Timme GmbH, 2006
Kort A. Dar al-Cyber Islam: women, domestic violence and the Islamic reformation on the world wide web // Muslim minority affairs. 2005. № 25 (3). Р. 363-383
Markham A.N. Fieldwork in social media: What would Malinowski do? // Qualitative Communication Research. 2013. Vol. 2 (4). P. 434-446
Markham A.N. Life Online: Researching real experiences in virtual pace. Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 1998
Oullette J. Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self. New York: Penguin Books, 2014
Pink S., Horst H., Postill J. Digital Ethnography: Principles and Practice. Los Angeles: Sage Publications Limited, 2016
Rich L. New Tech, New Ties: How Mobile Communication Is Reshaping Social Cohesion. Cambridge, MA: MIT Press, 2008
Sade-Beck L. Internet Ethnography: Online and Offline // International Journal of Qualitative Methods. 2004. № 2 (3). URL: https://journals.library.ualberta.ca/tc/index.php/IJQM/ article/view/4472/3597 (accessed: 26.03.2019)
Sands K.Z. Muslims, identity and multimodal communication on the internet // Contemporary Islam. 2010. Vol. 4, is. 1. Р. 139-155
Varisco D.M. Muslims and the media in the blogosphere // Contemporary Islam. 2010. Vol. 4, is. 1. Р. 157-177
Vasalou A., Joinson A.N. Me, myself and I: The role of interactional context on self-presentation through avatars // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25 (2). Р. 510520
В КСА разработано новое мобильное приложение, которое поможет паломникам в совершении хаджа // IslamRF.ru - информационно-аналитический портал. 2015. 08 сент. URL: https://islamrf.ru/news/world/w-news/37579/ (дата обращения: 10.03.2019)
Виртуальный хадж // Islam-today. All about Мш!т world. 2014. 2 июня. URL: https://islam-today.ru/obsestvo/nauka-i-tehnologii/virtualnyj-hadz/ (дата обращения: 22.03.2019)
Кыргызстан запустил мобильное приложение для хаджа // Мир 24. 2017. 01 марта. URL: https://mir24.tv/news/15774696/kyrgyzstan-zapustil-mobilnoe-prilozhenie-dlya-hadzha (дата обращения: 20.03.2019)
Люди делают селфи у Каабы даже во время тавафа. Это так меня расстроило... // Islam-today.ru. All about МшЦш world. 2016. 28 сент. URL: https://islam-today.ru/ islam_v_mire/ludi-delaut-selfi-u-kaaby-daze-vo-vrema-tavafa-eto-tak-mena-rasstroilo/ (дата обращения: 05.03.2019)
Министерство Хаджа и Умры запустило обновленную версию приложений для мобильных устройств для нужд паломников. 2017. 18 авг. // SAUDIANEWS. URL: http://saudianews.ru/?p=11966 (дата обращения: 12.03.2019)
Мобильное приложение «Паломник» // Идель Тур. URL: http://hajj.com.ru/mobpriloghen/ (дата обращения: 25.03.2019)
Мусульман призывают отказаться от селфи во время хаджа // Nur.kz - казахстанский портал. 2014. 10 марта. URL: https://www.nur.kz/amp/334256-musulman-prizyvayut-otkazatsya-ot-selfi-vo-vremya-hadzha.html (дата обращения: 25.03.2019)
Муфтий РТ опубликовал карикатуру на мусульман, делающих селфи во время хаджа // БИЗНЕС Online - деловая электронная газета Татарстана. 2018. 11 авг. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/391759 (дата обращения: 26.03.2019)
Муфтият Крыма и хадж-оператор АВН ТУР запустили мобильное приложение для паломников // ЦРО ДУМК. 2018. 27 июля. URL: http://qmdi.org/muftiyat-kryima-i-hadzh-operator-avn-tur-zapustili-mobilnoe-prilozhenie-dlya-palomnikov/ (дата обращения: 20.03.2019)
Прямая трансляция из Мекки, мечеть Аль-Харам // Мекка-Онлайн.ру. URL: http://mekka-online.ru/; Прямая трансляция из мечети Ан-Набави в Медине // Меди-на-Онлайн.ру. URL: http://medina-online.ru/ (дата обращения: 25.03.2019)
Разрешено ли в Исламе селфи? // Islam.kz - национальный духовно-просветительский портал Республики Казахстан. [Б. д.]. URL: http://islam.kz/ru/questions/raznoe/razresheno-li-v-islame-selfi-189/#gsc.tab=0 (дата обращения: 23.03.2019)
Разрешено или запрещено в Исламе селфи? // Религиозный форум. Ислам. 2018. 1 нояб. URL: http://forumreligions.ru/viewtopic.php?id=6402 (дата обращения: 06.03.2019)
Рушан Аббясов: Хадж - это всегда испытание, труд, преодоление себя // РИА Новости. 2015. 3 июня. URL: https://ria.ru/20150603/1067933771.html?in=t (дата обращения 26.03.2019)
Селфи-лихорадка захлестнула мусульман, совершающих хадж // MirUma.ru - путешествия, отдых, туризм. 2014. 3 окт. URL: https://www.miruma.ru/selfi-lihoradka-zahlestnula-musulman-sovershayushhih-hadzh/ (дата обращения: 25.03.2019)
Сидеть или не сидеть мусульманам в Интернете? // Islam-today.ru. All about МшЦш world. 2015. 27 янв. URL: https://islam-today.ru/obsestvo/nauka-i-tehnologii/sidet-ili-ne-sidet-musulmanam-v-internete/ (дата обращения: 10.02.2019)
Хадж в цифровую эпоху // IslamRF.ru - информационно-аналитический портал. 2011. 15 нояб. URL: http://www.islamrf.ru/news/world/w-monitorings/18914/ (дата обращения: 01.03.2019)
Хадж Умра. Руководство // Apkpure.com. URL: https://apkpure.com/ru/hajj-umrah-guide-english-free/com.hajjumrah.guideenglish (дата обращения: 25.03.2019)
Duas для Хаджа и Умры // Google Play. URL: https://play.google.com/store/apps/details? id=com.ilib.hajjumrahdua&hl=ru (дата обращения: 26.03.2019)
Saudi Arabia bans photos, videos at Islam's two holiest sites // Daily Sabah - Today's Paper Istanbul. 2017. 23 Nov. URL: https://www.dailysabah.com/religion/2017/11/23/saudi-arabia-bans-photos-videos-at-islams-two-holiest-sites (accessed: 20.03.2019)
Suhba. Network : [социальная сеть]. URL: https://suhba.net/ (accessed: 26.03.2019)
Tawaf Smart PPT Scanner // Google Play. URL: https://play.google.com/store/apps/details? id=sa.com.tawaf.tawafmobi&hl=ru (accessed: 26.03.2019)
 Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? | Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/24/5

Селфи в Мекке: харам или досточтимый хадж? | Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. DOI: 10.17223/2312461X/24/5