Гибель птиц на автодорогах в окрестностях г. Томска
Изучена гибель птиц на типичных пригородных автомобильных трассах в окрестностях г. Томска. Определен видовой состав погибших птиц в весенне-летний период, всего обнаружено 68 птиц 13 видов. Выявлена зависимость гибели от прилегающего к дороге ландшафта: чаще всего птицы погибали на участках дороги, проходящих через населённые пункты (2,4 птиц / 10 км), менее интенсивная гибель наблюдалась на участках дорог, окруженных лесным ландшафтом (1,1 птиц / 10 км) и полями (0,5 птиц / 10 км). Показана зависимость гибели птиц от интенсивности движения. Проанализировано локомоторное поведение птиц в околодорожном пространстве, на основании чего выявлены виды, наиболее часто сбиваемые автотранспортом в различные периоды. Определён пик максимальной гибели птиц на автодорогах в весенне-летний сезон. Обследование полотна автодорог с использованием велосипеда позволило увеличить охватываемое пространство и повысить точность собранных данных.
The death of birds at highways in Tomsk"s environs.pdf ВведениеДороги привлекают птиц во все времена года, что связано не только с дорожным полотном, но и с биотопом, через который проложена дорога [1, 2], где птицы гнездятся, фуражируют и отдыхают [3-7]. В результате этого дороги являются местом их гибели, связанной с автотранспортными средствами. Каждый регион имеет свою специфику, определяемую плотностью дорог, их качеством, ландшафтно-биотопическими особенностями пространств, их окружающих, фаунистическим составом, климатическими и погодными условиями данной местности и т.п. [8-16]. Поэтому исследования размера гибели животных на конкретных территориях представляют отдельный интерес. Птицы - наиболее удобный объект для изучения этого явления, поскольку возможность их определения по перьям позволяет точнее устанавливать видовой состав, что позволяет оценить связь гибели и образа жизни. Автомобильные дороги в России имеют общую протяжённость 904,7 тыс. км. Являясь антропогенным сооружением линейного типа, они занимают относительно небольшую площадь. В среднем в России на 1 км автодорог приходится 32 км2 территории, что в десятки раз ниже, чем в Европе и США [17]. Гибель на дорогах животных, начиная от насекомых и кончая высшими позвоночными, стала ординарным явлением, исключением не являются иптицы, несмотря на то что они обладают совершенной реакцией. Дальнейшее развитие дорожной сети за счет улучшения качества дорожного покрытия, роста числа дорог, несомненно, приведет к увеличению размеров гибели животных [6-12]. В Томской области развитие дорожной сети прямо связано с развитием ее хозяйственного потенциала, так как сегодняшнее состояние, когда на 100 км2 площади приходится 2 км дорожной сети, не обеспечивает хозяйственных потребностей, в силу чего дорожная сеть будет развиваться и расти наряду с увеличением количества транспортных средств.Цель данной работы - выявление размера и причин гибели птиц на автодорогах в окрестностях г. Томска. Материалы и методики исследованияИсследования проводились с мая по сентябрь 2010 г. Работы по сбору останков птиц на дорогах велись в пригородной части г. Томска на кольцевом маршруте общей длинной 43 км, состоящем из 3 отрезков, представленных разными типами дорог, характерных для данной местности. Два из них имеют асфальтовое покрытие и являются дорогами регионального значения, третий - галечное и предназначен больше для местного передвижения между деревнями и связи с пахотными полями (табл. 1).Т а б л и ц а 1Общая характеристика обследуемых автодорожных маршрутов в окрестностях г. ТомскаХарактеристика маршрутаТрасса Томск - АэропортКоларовский трактДорога сельскохозяйственного назначения1234Дистанция, км191410ПокрытиеАсфальтАсфальтГрунтово-галечноеШирина дороги, м874Ширина обочин, м1,510Высота дорожной насыпи, м1-210,5Характер кюветаТравостой 0,5-1 м. Возле населенных пунктов - 20 см. Наличие временно переувлажненных и частично заболоченных участковТравостой 0,5-1 м. Кювет сухой, неглубокийГустой травостой до 1-1,5 мО к о н ч а н и е т а б л. 11234Общая протяженность залесенных участков вдоль дороги, км / %11,4 / 606,5 / 46,41 / 10Общая протяженность открытых участков вдоль дороги, км / %1 / 5,35,5 / 39,39 / 90Автозагрузка дороги, кол-во автомоб. / ч450-900420-6006-24Скоростной режим, км / ч50-10070-100Не более 40866 особей 43 видов. Найдено погибшими 68 экземпляров 13 видов птиц. Названия птиц в тексте приведены по Л.С. Степаняну [19].Обработка материала проводилась в редакторе Microsoft Excel, данные на рисунках представлены в виде средних арифметических с ошибкой. Статистическая значимость различий оценивалась с помощью критерия Фишера (p < 0,05).Результаты исследования и обсуждениеПроведенные исследования показали, что в целом среди найденных погибших птиц значительно преобладали мелкие воробьиные птицы (71,64%). По видовому составу доминировали зяблик (28,36%), обыкновенная овсянка (13,43%), белая трясогузка (11,94), дрозд-рябинник и полевой воробей (по 10,45%), сизый голубь (8,96%) (табл. 2). Остальные виды птиц представлены единичными экземплярами. Следует отметить, что в выборку не включены длиннохвостая неясыть (Strix uralensis Pall.), болотная сова (Asio flammeus Pon.), обыкновенный канюк (Buteo buteo L.), черный коршун (Milvus migrans Bod.), черноголовый чекан (Saxicola rubicola L.), галка (Corvus monedula L.), сойка (Garrulus glandarius L.), грач (Corvus frugilegus L.), которых также находили сбитых автомашинами, но на других участках пригородных автодорог.Т а б л и ц а 2 Количество погибших птиц в зависимости от ландшафтного окружения автодорог (окрестности г. Томска, 2010 г.)О к о н ч а н и е т а б л. 212345Зеленушка (Chloris chloris L.)100,030Мухоловка-пеструшка (Ficedula hypoleuca Pall.)100,030Соловей-красношейка (Luscinia calliope Pall.)1000,10Распределение погибших птиц показало, что большая их часть (60,0%) погибает на отрезках дорог в зоне с прилеганием населённых пунктов, в то время как на дорогах с примыкающими открытыми территориями их доля составляет 12,5% (из данного анализа была исключена дорога с низкой интенсивностью движения автотранспорта и проходящая почти целиком через открытое пространство). Доля птиц, погибших на отрезках с прилегающими залесенными участками, составила 27,5% (см. табл. 2).Подобное распределение погибших птиц становится понятным, если рассмотреть, при каких обстоятельствах происходит столкновение птицы с автомобилем [3, 14]. Наблюдения и опрос автомобилистов показывают, что в 90% случаев птица вылетает сбоку от дороги и погибает при её пересечении. Таким образом, со стороны леса птица, видимо, не всегда может правильно расценить степень опасности, в то время как подлетая к дороге со стороны открытого пространства, птица издалека может замечать движущийся транспорт и заранее оценить обстановку. В населенных пунктах, помимо элементов, скрывающих дорогу (остановочные комплексы, столбы, рекламные щиты, припаркованные машины, заборы), птицы подвержены факторам беспокойства со стороны человека, его деятельности, домашних животных, которые служат причиной поспешных быстрых перемещений и дезориентируют птицу, способствуя повышению гибели.Значительная доля погибших птиц на отрезках дорог в населенных пунктах обусловлена особенностью автомобильного движения в этой зоне [8, 14]. Определяющими факторами здесь являются не столько скоростные характеристики, сколько плотностные (количество движущегося транспорта за единицу времени), а также лучшие кормовые условия дорог вдоль населенного пункта (зерно, навоз, мусор и т.п.) и приподнятость дорог над уровнем внедорожного пространства. Наибольшее количество погибших птиц фиксировалось именно в тех местах, где наблюдалось подобное уплотненное движение машин, в зоне близости населённого пункта, т.е. на расстоянии 0-2 км от его начала или конца, обозначаемого на трассе соответствующим дорожным знаком. Высокая доля смертности птиц на этих участках дорог объясняется большей временной вероятностью встречи с транспортным средством при пересечении траекторий их движения, так как плотностьследования автотранспорта увеличивается в этих местах вследствие ограничения скоростного режима.Расстояние от населенного пункта, кмРис. 1. Гибель птиц на различном удалении от населенного пунктаГибель птиц на кольцевом маршруте варьировала в течение всего летнего периода, достигая максимальных показателей в первой половине лета и значительно снижаясь к августу (рис. 2). Май Июнь Июль АвгустМесяцРис. 2. Сезонная динамика гибели птиц на автодорогах (окрестности г. Томска, лето 2010 г.)Во второй половине мая, когда у многих птиц идет выкармливание птенцов, среди погибших птиц преобладают виды, наиболее интенсивно использующие дорогу и кювет для сбора корма: зяблик, дрозд-рябинник, обыкноДолявенная овсянка - соответственно 37,5; 18,7; 12,5%. В июне в основном гибли зяблик, обыкновенная овсянка и рябинник - 40,1; 16,5; 12,3% соответственно, но большинство (67%) сбитых особей рябинника уже составляли молодые особи, в отличие от зяблика и овсянки, где по-прежнему 100% погибших приходилось на взрослых.В июле наблюдается иной видовой состав погибших птиц. Преобладают полевой воробей и белая трясогузка (по 21% среди погибших за месяц). Из них 75% приходилось на молодых птиц, концентрированно встречающихся возле дорог. Количество погибших зябликов уменьшилось с 40 до 15%, несколько уменьшилась и гибель обыкновенной овсянки (до 10%), но по-прежнему среди этих видов погибали взрослые особи. Уменьшение их смертности по сравнению с гнездовым периодом значимо (F > 2,28 при p < 0,05) и связано с его окончанием и откочевкой значительной массы птиц с территории. В августе, когда у птиц наступает период линьки, количество птиц в целом у дороги уменьшилось на 15% по сравнению с предыдущим месяцем. Большинство погибших в этот период составила белая трясогузка (42%), среди найденных особей преобладали молодые птицы (67%), которые в этот период тесно связаны с дорогой, используя ее для сбора корма.В целом, показано, что чаще всего погибают те виды птиц, которые наиболее часто отмечены и в учетах в придорожной полосе. Так, с весны до августа среди погибших преобладали зяблик, обыкновенная овсянка и рябинник, доля которых в учетах вдоль дорог составляла соответственно 15,1; 12,5 и 8,1% от всех встреченных птиц. В августе среди сбитых видов доминировала белая трясогузка, которая в это время была одним из преобладающих видов, и в придорожном пространстве - 9%.Причины гибели птиц объясняются особенностями их жизненного цикла и привлекательностью дороги для них в разные его периоды. В конце весны - начале лета у большинства видов птиц наблюдается пик выкармливания. В это время им свойственна повышенная локомоторная активность, направленная на кормовые места. Такими местами являются дороги, причем сбитые насекомые, в массе встречающиеся на дороге и в кюветах, привлекают птиц-собирателей (зяблик, обыкновенная овсянка). Таким образом, они постоянно курсируют между гнездом и дорогой, задерживаясь на ней или пересекая ее на небольшой высоте, в результате чего увеличивается риск гибели от столкновения с транспортным средством. Более того, наблюдения в начале июня показали, что 60% пересекающих дорожное полотно птиц пролетали на низкой высоте.К началу июля птица теряет связь с гнездом и выкармливанием птенцов, соответственно отпадает необходимость в направленных и приземных перелетах. В этот период лишь 22% птиц пересекали дорогу на низкой высоте. С конца июля и в августе в связи с увеличением интенсивности пространственных перемещений птиц, и прежде всего молодых особей (линька которых не отражается на локомоторной активности, в отличие от взрослыхптиц, у которых линяют маховые и рулевые перья), на низкой высоте дорогу пересекало еще меньше птиц - 15% из числа встреченных.У ряда исследователей [8-10, 14] отмечено, что в течение летнего периода в некоторых странах пик гибели птиц может наблюдаться не только в начале, как в нашем случае, но и в конце лета. В первом случае увеличение гибели птиц, как показано и нами, стандартно и связано с выкармливанием птенцов, во втором - с наличием перелетных и кочующих особей, число которых на нашей территории ниже, чем в Европейской части.ЗаключениеТаким образом, пригородные дороги являются зоной риска для птиц. В среднем показатель гибели на этих дорогах, по нашим данным, за летний период составляет 2-4 птицы на 10 км автодороги в день. Размеры гибели птиц максимальны в период насиживания и выкармливания птенцов в конце весны - начале лета и уменьшаются к концу лета. Большая часть птиц погибает на участках дорог, проходящих около населенных пунктов или через лесной ландшафт. Минимальная гибель фиксируется на дорогах с открытой прилегающей территорией. На размер гибели влияет не столько скорость движения автотранспорта, сколько плотность его потока.
Ключевые слова
death of birds,
landscape,
species of birds,
ландшафтное окружение,
гибель птиц,
виды птицАвторы
Кухта Артём Евгеньевич | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант кафедры зоологии позвоночных и экологии Биологического института | artkuh@mail.tomsknet.ru |
Москвитин Сергей Степанович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры зоологии позвоночных и экологии, директор Зоологического музея Биологического института | zoo_tsu@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Slater F. Wildlife road casualties // British Wildlife. 1994. № 5. P. 214-221.
Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны СССР. М. : Наука, 1990. 728 с.
Осин М. «Российская газета» - Спецвыпуск «Дороги России» № 5314 (235). URL: http://www.rg.ru/2010/10/18/dorogi.html
Роговий Ю.Ф. Гибель птиц на автодорогах Глобинского района Полтавской области // Матер. 3 Конф. мол. орнiтологiв Украiни. Киiв, 1998. С. 123-126.
Нанкинов Д.Н., Тодоров Н.М. Исследование гибели птиц на автомобильных дорогах // Экология. 1983. № 5. С. 62-69.
Ковалев В.А. К гибели птиц на автомобильных дорогах // Материалы III Конф. мол. орнiтологiв Украiни. Киiв, 1998. С. 70-71.
Jan R. La Faune sauvage et le trafic routier // Homme et oiseau. 1998. Vol. 36, № 1. P. 44-47.
Henry S., Robert B., Richard E. et al. Species composition and legal economic value of wildlife road-kills in an urban park in Florida // Fla Field Natur. 2003. Vol. 31, № 3. P. 53-58.
Hell P., Plavy R., Slamecka J., Gasparik J. Losses of mammals (Mammalia) and birds (Aves) on roads in the Slovak part of the Danube Basin // Eur. J. Wildlife Res. 2005. Vol. 51, № 1. P. 35-40.
Erritzoe J., Mazgajski T.D., Rejt Ł. Bird casualties on European roads - a review // Acta Ornithol. 2003. Vol. 38. P. 77-93.
Rubinic B., Vrezec Al. Prispevek k poznavanju smrtnosti ptic na cestah v Sloveniji // Acrocephalus. 2001. Vol. 22, № 109. P. 219-223.
Scoccianti C., Cigna P., Dondini G., Vergari S. Studio dell'impatto delle infrastrutture viarie sulla fauna: Gli investimenti di vertebrati durante un anno di campionamento di 5 strade in Toscana // Riv. idrobiol. 2001. Vol. 40, № 1. P. 173-186.
Телегин В.И., Ивлева Н.Г. Птицы на дорогах // Птицы Сибири. Горно-Алтайск, 1983. С. 256-257.
Адам А.М. Влияние дорог на фауну птиц // Проблемы охраны природы Западной Сибири. Томск : Изд-во ТГУ, 1980. С. 78-82.
Адам А.М. Эколого-этологические особенности птиц, приуроченных к зоне дорог // Вопросы биологии. Томск, 1980. С. 10-14.
Лысенков Е.В., Лапшин А.С., Пятаева Е.Н. Автодороги и население птиц // Мордовский орнитологический вестник. 2000. № 2. С. 61-68.
Дурнев Ю.А., Морошенко Н.В. Гибель птиц на автомобильных и железных дорогах Южного Прибайкалья // Труды Х Орнитологической конференции. Л., 1992. С. 67-68.
Наумов Н.П. Экология животных. М. : Высшая школа, 1963. 614 с.
Владышевский Д.В. Поведенческие реакции птиц на элементы антропогенного ландшафта // Первое Всесоюзное совещание по экологическим и эволюционным аспектам поведения животных. М., 1972. С. 18-19.