Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 1 (13).

Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации

В статье на примере Западной Сибири характеризуется классификация церковных музеев на основе существующих в современной музейной теории и практике классификационных подходов. Выделяя классификационные критерии дореволюционных и современных церковных музеев, автор установил, что в исторический период в основе классификации лежал принцип принадлежности категории собственников (музеи духовных учебных заведений, церковно-археологических обществ, православных братств, монастырей). Классификационные группы церковных музеев современного периода, формируемые по принципу принадлежности категориям собственников, основного направления деятельности (типология), типа собираемых и предъявляемых обществу памятников, профиля, находятся в стадии становления и имеют перспективы развития.

Church museums of Western Siberia: problems of classification.pdf Общегосударственные процессы церковного возрождения и активизации деятельности Церкви в сфере культуры, образования и социального служения в конце XX - первом десятилетии XXI в. обусловили процесс создания и воссоздания церковных музеев. В Западной Сибири начиная с середины первого десятилетия XXI в. было создано шесть крупных музеев ведомства Русской православной церкви (РПЦ): Музей истории православия на Алтае (Барнаул), Музей истории Новосибирского епархиального управления (Новосибирск), Музей истории Алтайской духовной миссии (Бийск), Церковно-археологический кабинет Томской духовной семинарии (Томск) [1], Древлехранилище Тобольско-Тюменской епархии (Тобольск) [2], Музей истории православия на земле Кузнецкой (Кемерово) [3] (см. таблицу). Как показывают данные таблицы, в формировании церковных музеев присутствуют сходные моменты: период основания (с 2004 по 2010 г.), инициаторы создания (для каждого из музеев характерно, что инициатором создания (или одним из них) выступал глава епархии), место размещения церковных музеев (духовные учебные заведения (Томская, Тобольская и Барнаульская духовные семинарии), епархиальные управления (Новосибирское, Кемеровское), базовый профиль экспонируемых коллекций. Одним из самых актуальных вопросов, связанных с особенностями функционирования церковных музеев, является их классификация, которая фактически не изучена. В дореволюционный период в качестве базового классификационного критерия выделяли учредителя и базу основания, что в свою очередь обусловливало специфику их деятельности. Проведённый автором анализ позволил произвести классификацию церковных музеев по признаку принадлежности той или иной категории собственников (видовая). К первой Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации Церковные музеи Западной Сибири XXI в. № Год осн. Название Инициатор создания База Классификация Экспонируемые коллекции 1 2004 Музей Ис- Епископ Бар- Барнаульская Научно-про- Историческая, тории пранаульский и духовная светительный, этнографическая вославия на Алтайский семинария историко-краекраеведческая, Алтае Максим ведческий, коллекционный мемориальные 2 2006 Музей исто- Архиепископ Новосибир- Историко- Мемориальные, рии Новоси- Новосибирское епархимемориальный, историкобирского ский и Бердальное управколлекционкраеведческая епархиальский Тихон ление ный ного управления 3 2008 Музей исто- Бийское бла- Бийское бла- Историко- Историкории Алтайгочиние Баргочиние краеведческий, бытовая, ской духовнаульской научно-происторико-краеной миссии епархии; Бийское отделение Демидовского фонда, Епископ Барнаульский и Алтайский Максим светительный, коллекционный ведческая, этнографическая, мемориальные, монографические, иконографическая, богослужебных книг 4 2008 Церковно- Святейший Томская ду- Научно-про- Иконографичеисториче- Патриарх ховная семисветительный, ская, церковноский музей Алексий II нария историко-хуго металла, цер- Томской Архиепископ дожественный, ковного шитья, духовной Томский и коллекционмелкой пластисеминарии Асиновский Ростислав ный ки, мемориальная, богослужебных книг 5 2009 Древлехра- Архиепископ Тобольская Историко-ху- Иконографиченилище Тобольский и духовная дожественный, ская, церковно- Тобольско- Тюменский семинария научно-исслего шитья, цер- Тюменской Димитрий довательский с ковного металла, епархии функциями учебного, коллекционный церковных тканей и облачений, скульптуры, мелкой пластики, этнографическая, архео-логическая8 6 2010 Музей исто- Епископ Ке- Информаци- Историко- Историческая, рии правомеровский и онно-прокраеведческий, церковной фалеславия на Новокузнецсветительнаучно-прористики, земле Кузкий Аристарх, ный отдел Кесветительный, иконографиченецкой руководитель меровского коллекционские временные информациепархиальноный выставки из собонно-просвего управления рания фонда Антительного дрея Первозванотдела иерей ного (Москва), Сергий Вереисторико-краемеев ведческая группе относились церковные музеи, созданные при духовных учебных заведениях (МДА и пр.) и семинариях (Нижегородской духовной семинарии и пр.), для решения образовательных и памятникоохранительных задач. Вторая группа, самая многочисленная, была представлена музеями, основанными при церковно-археологических обществах с целью сохранения и изучения «памятников церковной старины, древностей первобытной истории и вообще предметов археологического и исторического значения» [4] и обеспечении наглядности просветительных мероприятий церковно-археологического характера (ЦАК при ТЦИАО и др.). Третью группу составляли музеи, организованные при православных братствах (Братство св. Д. Солунского Тобольской епархии и пр.). Их задачи были сходными с музеями второй группы, за исключением использования материалов собрания в миссионерской деятельности («стабилизация и развитие церковной жизни епархии» [5. С. 204]). Четвертая группа музеев, действовавшая при монастырях, была самой малочисленной (древлехранилище Валаамского монастыря)9. Её представители решали задачи популяризации материальной культуры православия. Таким образом, три первых вида музеев ставили своими целями документирование, научное исследование и обучение, а представители четвёртого вида выполняли по отношению к обществу документирующую и просветительную функции. Предложенная классификация достаточно условна, поскольку церковные музеи как культурная форма находились в стадии становления и их классификационные признаки ещё не были четко сформированы. На современном этапе, когда церковь отделена от государства, сложившуюся в светском музееведении систему классификации полностью использовать не представляется возможным. Тем не менее для создания более полного представления о форме «церковный музей» можно применить такие подходы, как классификация по признаку принадлежности категориям собственников, по основному направлению деятельности (типология), по типу собираемых и предъявляемых обществу памятников, по профилю [6]. Все исследуемые музеи Западно-Сибирского региона имеют статус церковных в связи с принадлежностью РПЦ; с точки зрения типологии они могут быть учебными (тобольский музей) и научно-просветительными (все осталь-ные)10. По типу собираемых и предъявляемых обществу памятников все музеи являются коллекционными, но, вероятно, впоследствии Древлехранилище Тобольско-Тюменской епархии будет отнесено к категории ансамблевых (музей располагается на территории Тобольского кремля, но на данный момент, когда его научная концепция полностью не сформирована, более точно определить это не представляется возможным). С точки зрения профиля музеи Западной Сибири являются историко-краеведческими (барнаульский, бийский, кемеровский), историко-художественными (томский, тобольский), историко-мемориальными (новосибирский). Вариативность классификации обусловлена разнообразием сформировавшихся в фондах музеев коллекций, которые включают собрания краеведческие, церковных тканей, богослужебных предметов, мелкой пластики, письменных памятников (все музеи); исто-рико-бытовые (Барнаул, Бийск), историко-этнографические (Барнаул, Бийск, Тобольск), историко-художественные (Томск, Тобольск). Некоторые материалы составляют особенность того или иного музея, так, например, в тобольском и бийском музеях присутствуют археологические коллекции, а в Музее истории православия на земле Кузнецкой - собрания по церковной фалеристике (ордена и медали РПЦ). В будущем классификация, безусловно, начнет расширяться. Уже на момент исследования появились филиалы у музеев истории православия на Алтае (музей Иоанно-Кронштадтского монастыря с. Кислуха Алтайского края) и истории Алтайской духовной миссии («Дом игуменьи» Бийского Тихвинского монастыря), что выступает предпосылкой формирования классификационной группы, учитывающей статусную позицию музеев (головные музеи, музеи-филиалы, музеи-заповедники). Дореволюционный опыт классификации не может быть использован в полной степени ввиду отсутствия музеев при церковно-археологических обществах и епархиальных православных братствах. В настоящий период можно выделить музеи при епархиальных управлениях и благочиниях (новосибирский и бийский музеи), музеи при учебных заведениях (барнаульский, томский, тобольский), музеи монастырей (музей Иоанно-Кронштадтского монастыря (Алтайский край), музеи церквей (в таких городах Западной Сибири, как Барнаул, Заринск, Ленинск-Кузнецкий и пр.). В регионе присутствуют музеи мемориального характера при Иоанно-Кронштадтском монастыре и при Новосибирском епархиальном 1 управлении . На современном этапе церковные музеи, несмотря на их количественный состав, не оформлены в централизованную музейную сеть. Они не имеют единого органа управления в Московском патриархате, головного музея, печатного издания, координационной группы, семинаров для работников церковных музеев и пр. А.Е. Мусин 11 в монографии «Церковная старина в современной России» отметил, что «за 20 лет церковной свободы РПЦ так и не создала ни одного серьёзного церковного музея... не создан ни церковный орган, ни специальная служба РПЦ, которые бы системно и эффективно заботились бы о сохранении христианской древности» [7]. Все это является препятствием на пути дальнейшего развития церковного музея как культурной формы. Сложившаяся ситуация характерна не только для музеев региона, но и для всей страны в целом, несмотря на намерение формирования «централизованной сети церковных музеев» ведомства РПЦ [8, 9]. Первые шаги в этой области были сделаны в рамках Международных Рождественских чтений 2007 г. путем выделения музейной секции, позволявшей обсуждать вопросы, касающиеся деятельности церковных музеев [10]. Необходимо также отметить, что начиная с XVIII Рождественских чтений (2010 г.) секция перестала быть самостоятельной, а обсуждение музейно-церковных вопросов происходило в рамках работы других секций [11]. Тем не менеe в течение второй половины первого десятилетия наблюдается положительная динамика в области формирования и развития церковных музеев, выражающаяся в увеличении количества вновь созданных музеев (и их филиалов), расширении форм коммуникативной деятельности. В Западной Сибири в структуре региональной музейной сети присутствует группа церковных музеев, относящихся к ведомству РПЦ. Классификация музеев этой категории находится в стадии становления. Накопленный исторический опыт и сложившаяся система светской классификации не могут быть полностью применены к современным церковным музеям. Для дальнейшего развития сети церковных музеев и расширения сложившихся классификационных групп необходимы централизованный орган управления, система координации их деятельности, обсуждение теоретических и практических вопросов в рамках специализированных научных конференций, семинаров и на страницах музейных научных изданий.

Ключевые слова

древлехранилища, церковные музеи, классификация, классификационные группы, классификационные критерии, antiquity stocks, church museums, classification, classification groups, classification

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Полякова Елена АлександровнаБарнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерациикандидат культурологии, доцент, профессор кафедры истории и философииelena2873@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Программа XVIII Международных Рождественских чтений [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/31087.htm (дата обращения: 10.10.2013)
Программа XV Международных Рождественских чтений [Электронный ресурс]. URL: http://chtenia.pavlovskayasloboda.ru/chteniya-18-2010.html (дата обращения: 10.10.2013).
Как большие / М. Хижий, А. Копировский // Ежедневный журнал [Электронный ресурс]. URL: http://www.ej.ru (дата обращения: 10.10.2013).
Копировский А. М. Церковная археология: новые возможности [Электронный ресурс] // Сайт «Религия в России». URL: http://religion.russ.ru (дата обращения: 10.10.2013).
Музейное дело России / под ред. М.Е. Каулен. М. : ВК, 2003. С. 235-248.
Мусин А.Е. Церковная старина в современной России. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2010. С. 447-448.
Устав Тобольского епархиального Братства // Тобольские епархиальные ведомости. 1890. № 23-24. С. 204.
Полякова Е.А. Томское Церковное историко-археологическое общество и его роль в сохранении культурного наследия // Теоретические и прикладные исследования в религиоведении. Барнаул, 2009. Вып. 1-2. С. 156-165.
Личный архив автора. Интервью с заведующей музеем Истории православия на земле Кузнецкой Л.С. Алексеевой, 16.05.2012 г.
Личный архив автора. Интервью с заведующим Церковно-археологическим кабинетом Томской духовной семинарии о. Олегом Огнёвым, 20.01.2010 г.
Полякова Е.А. Образовательно-воспитательный потенциал епархиальных музеев Западной Сибири // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Новосибирск, 2011. С. 229-237.
 Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 1 (13).

Церковные музеи Западной Сибири: вопросы классификации | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2014. № 1 (13).

Полнотекстовая версия