Сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея» в настенной росписи притвора Троицкой церкви села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 38. DOI: 10.17223/22220836/38/16

Сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея» в настенной росписи притвора Троицкой церкви села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии

В статье представлены результаты исследования монументального живописного цикла притвора Троицкой церкви (1763, 1902) села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии (совр. Кировская область). Особо выделена редкая композиция на библейский сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея», единственная на обширной территории бывшей Вятской епархии. Выявление и представление памятника включает вопросы истории, архитектуры, специфики иконографической программы настенной живописи, датировки, авторства. Сложносоставной повествовательный цикл притвора поэтапно вводится в научный оборот. Ведется подготовка публикации памятника архитектуры и монументально-декоративного искусства в вып. № 7 Свода памятников истории и культуры Кировской области.

Plot "The punishment of the youths for taunting prophet Elisha" in the wall painting of narthex in st. Trinity church .pdf Современный повышенный интерес отечественного искусствознания к художественному наследию русской провинции объясним: так, Вятская губерния по территории была одной из крупнейших в Российской империи с площадью около 170 тыс. км2, в предреволюционный период имела 1 571 церковь [1], уже этот факт физического существования говорит о разнообразии церковной архитектуры и монументально-декоративного искусства. Каменное церковное строительство здесь достаточно позднее, началось лишь в XVII в. [2], и, находясь на стыке торговых путей, испытывая на себе влияние столиц и соседей, а затем аккумулируя таланты ссыльной творческой интеллигенции, в Вятке сложилась достаточно пестрая картина регионального художественного наследия. Монументальная церковная историческая живопись Вятской епархии в сохранившихся памятниках малочисленна и принадлежит ХVШ в., в основной массе это XIX - первая четверть ХХ в. При этом более трети памятников церковной архитектуры, а соответственно, и монументального искусства, уже относится к категории «история», а не «искусство», что требует повышенного внимания, в том числе научного, к оставшейся части памятников истории и культуры. Актуальность исследования обусловлена также процессом активно действующей церковно-приходской жизни, а невыясненность отношения науки к памятникам монументально-декоративного искусства приводит к утрате церковных росписей и декора по незнанию, при неграмотной эксплуатации и ведении ремонтных работ. Церковное художественное наследие, находящееся на территории Кировской области, относится к числу наименее изученных явлений отечественного искусства и последовательно вводится в научный оборот. Ключевым по значимости монументальным циклом для Вятки является, бесспорно, настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря, созданная на базе местных исторических реалий по специально созданной иконографической программе [3], однако выявлена еще одна повествовательная, оригинальная по составу роспись в притворе Троицкой церкви (1763, 1902) села Чудиново Орловского района Кировской области. Развитая повествовательная программа включает 46 подробных сюжетов редкого содержания поучительно-назидательного характера, которые сопровождаются длинными пояснительными надписями. В процессе работы над исследованием памятника, помимо фотофиксации клейм и текстовых подписей к ним, проведено соотнесение сюжетов с планом церкви, расположением естественных источников освещения и сюжетов относительно них. Также составлена топографическая схема-развертка клейм, ведется последовательное описание, анализ содержания, художественных изобразительных и выразительных особенностей сюжетов. Подготовительный этап включал процесс сбора исходных данных, накопление историко-научной информации. Готовится публикация памятника в вып. № 7 Свода памятников истории и культуры Кировской области. Подобная работа ведется в Брянской, Ивановской, Смоленской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Костромской, Ярославской областях. Датой основания села Чудиново считается 1616 г., оно расположено в низине, вопреки традиции строить села на возвышенностях, поэтому Троицкая церковь всегда страдала и страдает от паводков и распутицы, что не может не сказываться на физическом состоянии ее архитектуры и внутреннего убранства (рис. 1), требует постоянного пристального внимания, поддержания и заботы при эксплуатации. Изначально село именовалось как Чудинов-ское, в 1891 г. принадлежало Навалихинской волости, в 1926 г. - это уже село Чудиново Халтуринского уезда Шараповской волости, в 1939 г. Халтуринский уезд получил название района, в 1950 г. переименован в Медянский, в 1978 г. - вновь Халтуринский, с 1998 г. и в настоящее время - это Орловский район. Село Чудиново является центром Чудиновского округа, на территории которого находится 14 населенных пунктов [4]. Рис. 1. Троицкая церковь (1763, 1902) села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии (совр. Кировская область). Фото автора Fig. 1. St. Trinity Church (1763, 1902) in Chudinovo village in Orlov District of the Vyatka Province (at present - the Kirov Region). Photo of the author Историческая справка по храму вписывается в общий контекст большинства местных церквей, когда строительство начиналось с деревянного сооружения, затем, в силу естественных причин ветхости или либо пожара, получали разрешение на возведение каменного теплого и холодного храмов, а на рубеже XIX-XX вв. трапезные часто расширяли в связи со стремительным демографическим ростом и активизацией заселения новых пространств. Итак, Троицкая церковь в селе Чудиново построена на месте деревянной (1647, 1714) поэтапно, начиная с теплой каменной церкви, которая освящена 8 сентября 1763 г. в честь Рождества Христова; холодная - 8 сентября 1768 г. во имя Святой Троицы (рис. 2). В 1901-1902 гг. трапезную значительно расширили и в ней устроили два престола: правый освятили 10 ноября 1902 г. во славу Рождества Христова, левый - 1 декабря 1908 г. в честь святого пророка Ильи [5]. Рис. 2. Троицкая церковь (1763, 1902) села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии (совр. Кировская область). Вид с юго-востока на апсиду и четверик. Фото автора Fig. 2. St. Trinity Church (1763, 1902) in Chudinovo village in Orlov District of the Vyatka Province (at present - the Kirov Region). View from the South-East at the apsis and quadrangular frame. Photo of the author С архитектурной точки зрения церковь представляет собой комплекс объемов по оси восток-запад: апсида, четверик, трапезная и колокольня, соединенные крытым переходом. При раздельной постановке храма и колокольни соблюдена единая ось, в дальнейшем такие сооружения часто соединялись, что предопределено и функционально оправдано местными климатическими условиями. Церковь относится к памятникам местного «ве-ликорецкого» типа с оформлением декора фасада в виде раковин и принадлежит периоду создания 1730-1760 гг., когда выразительный язык архитектуры Вятки был простым, строгим и лаконичным. Основной объем сооружения - это высокий двусветный четверик под деревянной курмой-восьмериком, у которого второй ярус повышен, а окна устроены низко, апсида же решена пятигранно. По внешним признакам храм ориентирован на Преображенскую церковь (1730-1760) в Николо-Великорецком монастыре Юрьянского района, построенную чуть раньше и взятую за «образец» [6. С. 103-107], по причине того, что из села происходила знаменитая чтимая икона святого Николы Великорецкого [7. С. 104-111]. Из архитектурных аналогов исследуемому объекту уместно назвать Троицкую церковь (17541763) села Быстрица Орического района и церковь святителя Николая (1747) села Сырьяны Белохолуницкого района. Колокольня пристроена позже, выполнена, возможно, по проекту первого вятского губернского архитектора Филимона Меркурьевича Рослякова (1758-1806). Из положительных моментов бытования следует отметить то, что церковь после революции не закрывалась, почти постоянно действовала, и это позволило уберечь росписи притвора от осознанного уничтожения и вандализма. В интерьере четверика и трапезной сохранилась поздняя историческая настенная живопись, принадлежащая концу XIX в. Подтверждающие сведения опубликованы в словаре «Вятские иконописцы» Г.А. Моховой: «Вар-зегов Иван, орловский мещанин, иконописец. В 1870-1871 выполнил роспись в алтаре холодного храма Троицкой церкви села Чудиновского Орловского уезда. По свидетельству благочинного села Великорецкого, священника Иоанна Сычугова, живопись оказалась соответствующею. За работу выдано живописцу Варзегову, согласно условию, 100 руб.» [8. С. 71]. Роспись притвора церкви разновременная и в большей части не имеет единого сходства изобразительной манеры, руки, а следовательно, и авторства с письмом храмовой живописи. Уровень художественной значимости ее определяем по принадлежности - «местный», отметив при этом, что вятские живописцы изначально не имели сложившейся собственной «школы» и традиций художественного выражения, а на рубеже XIX-XX вв. работали в условиях серьезной конкуренции приезжих художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Серпухова, Великого Устюга, Вологды, художественных центров Палеха, Мстеры, Больших Солей. Сосредоточимся на заслуживающем пристального внимания иконографическом аспекте живописного цикла притвора, отметив датировку: в любом случае, интересующая нас живопись создавалась после расширения церкви (рис. 3): крытый переход делали в последнюю очередь [9], следовательно, предположительное время создания убранства притвора 1902-1917 гг. Рис. 3. План Троицкой церкви (1763, 1902) села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии (совр. Кировская область). Предоставлен Е.Л. Скопиным Fig. 3. Plan of St. Trinity Church (1763, 1902) in Chudinovo village in Orlov District of the Vyatka Province (at present - the Kirov Region). Provided by E.L. Scopin Цикл монументально-декоративного убранства паперти задуман как посвящение семи таинствам церкви, о чем свидетельствует заглавное надписа-ние ленты упрощенного картуша на восточной стене нижнего яруса колокольни: «Слово о сед[ь]ми тайнах, ихже святая соборная и апостольская восточная церковь всегда оупотребляет. Бол. катех. лисс. 356». Следует заметить, что в целом роспись значительно расширена в содержательной части относительно обозначенного замысла, носит поучительно-назидательный характер, выраженный в надписаниях подциклов: «Бдите и молитесь, да не войдите в напасть», «Радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся», «Не было и не будет иного пути в царствие небесное, кроме страданий, каким шел Христос, живя на земле», «Молитва святого старца о беспечном ученике», «Наказанный обман» и др. Общее количество сюжетов в росписи притвора, предваряющей вход в храм, - 21, они не повторяются, объединены в группы, продолжают и развивают определенную тему. Еще 25 клейм различной степени сохранности с подробными поясняющими текстами расположены выше и ниже композиций. По высоте клейма от пола до потолка более пяти метров, длина самых больших сюжетов около трех метров. Состояние росписей, которым более ста лет, удовлетворительное: самые большие утраты в виде осыпания красочного слоя, выгораний, потемнений в значительной степени позволяют исследовать, описывать и анализировать данный памятник исторической монументальной повествовательной церковной живописи Вятки. Выделим из всего цикла редкий для настенной живописи в целом и для Вятки в частности библейский сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея» (рис. 4), который расположен на северной стене перехода цокольной части колокольни непосредственно в крытый притвор. Рис. 4. «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея». Живопись притвора Троицкой церкви (1763, 1902) села Чудиново Орловского района Кировской области. Фото автора Fig. 4. "The punishment of the youths for taunting prophet Elisha". Painting in the porch of St.Trinity Church (1763, 1902) in Chudinovo village in Orlov District of the Vyatka Province (at present - the Kirov Region). Photo of the author Сюжет рассказывает об одном из деяний ветхозаветного пророка Елисея, который жил в IX в. от Рождества Христова, был учеником и преемником пророка Илии. Использующиеся в изобразительном искусстве сведения жизни Елисея в Библии содержатся в 3-й и 4-й Книгах Царств (3 Цар. 19:21, 4 Цар. 2,3,4), в служебной практике русской Минеи день его памяти -14 июля [10]. Внешний облика пророка для изобразительной практики дан в греческой «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота в параграфе о святых пророках и их внешнем виде, где выделены характерные черты внешности Елисея: «молодой, плешивый, с закрученной бородой» [11]. Борода пророка в более ранней живописи разделена на четкие пряди, как, например, в монументальном цикле 1314 г. церкви праведных Иоакима и Анны монастыря Студеница в Кралево (Сербия). Позже, как, например, в стенописи 16801681 гг. церкви пророка Илии в Ярославле, борода Елисея пишется обобщенно. Одеяние пророка в большинстве случаев - синий либо зеленый хитон и охряной гиматий. В монументальных циклах пророков образ Елисея присутствует как ростовое единоличное изображение в мозаиках и фресках XII-XVI вв. в церкви Успения Богородицы монастыря Дафни близ Афин, церкви святых Апостолов в Фессалонике, соборе Санта-Мария Нуова в Монреале. Совместно с учителем, пророком Илией, он изображен в пророческих циклах церквей монастыря Нова-Павлица в Брвенике, Вознесения монастыря Раваница, Святой Троицы монастыря Ресава - все находятся в Сербии, выполнены до 1418 г. На Руси пророк Елисей почитаем; его ростовые и поясные изображения - единоличные, с учителем либо другими пророками - помещают в церковные иконостасы и в контексте пророков настенной живописи, как, например, на подпружной арке Благовещенского собора Московского Кремля [12]. Наиболее часто встречается сюжет «Огненное восхождение пророка Илии» о передаче пророческого служения, известный в иконописи с XIII в., где Елисей протягивает руки к учителю Илии, когда того уносит на небо огненная колесница [13]. Редко встречаются повествовательные циклы пророка Елисея как в иконописи, так и в монументальной живописи. Единственный известный подробный житийный рассказ находится в церкви пророка Илии в Ярославле (1680-1681): фрески второго снизу яруса рассказывают о жизни и чудесах пророка Илии, а нижний ярус посвящен его ученику - Елисею [14. С. 73-81]. Роспись выполнена Гурием Никитиным (ок. 1620-1691) и артелью мастеров, включает сцены встречи Елисея и Илии, помазания, переходы через реку Иордан, вознесение пророка Илии, врачевание воды Елисеем в Иерихоне, проклятие детей, насмехавшихся над Елисеем (рис. 5), и др. Интересующий нас сюжет иллюстрирует одно из деяний ветхозаветного пророка Елисея. В основе иконографии композиции лежит библейское повествование: «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар. 2:23, 24) [16. С. 446]. Рис. 5. Наказание детей пророком Елисеем. Роспись в церкви пророка Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. [15] Fig. 5. The punishment of the youths for taunting prophet Elisha. Painting in the Church of Elijah the Prophet in Yaroslavl. The last quarter of the XVII century [15] Итак, Елисей наказал детей, насмехавшихся над ним: «проклял их именем Господним» (4 Цар. 2:24), после чего они были растерзаны двумя медведицами. Небесспорное с нравственной стороны деяние Елисея требует толкования. Так, святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) в жизнеописании пророка пишет, что «этою казнию пророк Божий по праведному суду наказал тех детей за поругание и пресек им жизнь, дабы, придя в мужественный возраст, они не явились более злыми людьми; родители же их были наказаны этим за свое идолопоклонство и вместе получили горькое поучение воспитывать детей в страхе Божием и наставлять их благоговейному почитанию слуг Божьих» [17. С. 287]. В дореволюционной авторитетной Толковой Библии А.П. Лопухина поступок пророка объяснен предшествующими событиями: «Нечестивых детей, нечестивых жителей Вефиля, главного средоточия культа тельцов - детей, позволивших себе, может быть, с ведома отцов своих, имевших основание враждебно отнестись к истинному пророку Божию, оскорбить пророка, постигает страшная кара по слову пророка за легкомысленное издевательство над ним («плешь» - символ позора)» [18. С. 408]. Современные комментарии деяния пророка Елисея приводим из курса лекций протоиерея Геннадия Егорова: «Как объяснить такую жестокость? В Законе сказано: „Пред лицом седого старца вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего (Лев. 19:32)", а заповедь о почитании родителей в Декалоге сопровождается обетованием блага долголетия. Нарушение этих заповедей во все времена влекло тяжелые последствия. Не умеющий почтить старца не имеет почтения и к Богу» [19. С. 193]. Интересен принцип составления иконографической программы росписи, выбора сюжетов и помещения изображений на стену храма. В вышеназванной церкви Илии Пророка Ярославля данный сюжет объясняется контекстом цикла всех деяний Елисея, и исключение его было бы нелогичным. В Чуди-ново же церковь посвящена Святой Троице, в которой левый придел освящен в честь пророка Илии, и о нем в четверике есть известный сюжет огненного восхождения на небеса и передачи милоти пророку Елисею. В притворе цикл именован как посвящение Святым Таинствам, но из 21 клейма лишь 3 напрямую связаны с обозначенной темой: две композиции - о Таинстве Покаяния и одна - о Таинстве Причастия. Все остальные сюжеты притвора касаются различных аспектов практики православно-христианской нравственности и наглядно раскрывают темы воспитания детей, наказания за обман, нарушение обета, стяжательства, сребролюбия, предательства и т.д. Сюжет о проклятии детей пророком Елисеем входит в контекст композиций об избалованном ребенке, мучимом бесами (южная стена притвора) и нерадивом ученике, горящем в аду (северная стена, полотно двери). На Вятке Илья пророк-огнеборец почитаем. В его честь на территории Вятской губернии было освящено: в Нолинском уезде - 5 церквей; в Мал-мыжском - 1 церковь; в Котельническом - 2 церкви, село с одноименным названием и церковь в нем; в Слободском уезде - 6 церквей, 6 приделов и 2 села с одноименными церквами; в Сарапульском уезде - 3 церкви, 2 придела; в Яранском уезде - 2 церкви, 9 приделов, 1 село с церковью; в Уржумском уезде - 2 церкви, 5 приделов; в Орловском уезде - деревянная часовня, 3 церкви и левый придел Илии Пророка интересующей нас Троицкой церкви [5]. Посвящения храмов пророку Елисею на Вятке не установлены и единичны в принципе: отечественный пример - церковь пророка Елисея (1889) на Сидозере в Подпорожском районе Ленинградской области (перенесена в дер. Мандроги) [20] и еще один логичный пример - в Иерихоне, на месте деяния исцеления пророком источника церковь пророка Елисея (1886) одноименного мужского монастыря [21]. Итак, для настенной живописи притвора из деяний пророка Илии в самом начале ХХ в. целенаправленно был выбран сюжет о непочтении старших и последовавшем наказании, как наглядная составляющая поучительного наставления всего цикла росписи, предваряющей вход в храм. За многолетний период экспедиционно-исследовательской деятельности на Вятке данный сюжет встречается впервые, равно как и такой развитый, насыщенный обстоятельными подробностями, созданный по оригинальной программе цикл росписи. Традиционное монументально-живописное решение местных крытых переходов - заполнение межоконных проемов длинных переходов от колокольни до двери теплой церкви единоличными ростовыми изображениями святых с именованиями в декоративных обрамлениях. Следует также отметить особо длинные поясняющие надписи к композициям в Чудиново; обычная практика - это названия сюжетов, сокращенные названия ссылок на источники из Ветхого и Нового Завета либо посвятительные именования. Предстоит поиск образца для источника сюжета церкви Чудиново. Вятскую живопись маслом о пророке Елисее начала ХХ в. и фреску из Ярославля XVII в. мало что роднит, и неизвестно, видел ли местный безвестный художник работу прославленного мастера. Горизонтальный формат композиционного решения, повествовательность, отсутствие жестоких детальных подробностей и сниженная эмоциональная насыщенность клейма говорят в пользу источника из литературы православно-христианского нравственного богословия. Уместно в качестве графического аналога привести известное в России немецкое издание Библии Кристофа Вайгеля, изданное 1695 и 1712 гг. [22]. Иллюстрация данного сюжета в нем вертикального формата и вовсе не лишена жестоких подробностей, предельно наглядна и сконцентрирована на факте наказания (рис. 6). Француз Гюстав Доре в 1853 г. издал иллюстрированную Библию, и его тоже привлек сюжет о наказании детей пророком Елисеем (рис. 7). В его композиции пророк отведен на дальний план, а композиционный и смысловой центр гравюры - терзаемые зверями дети. Рис. 6. Библия Кристофа Вайгеля 1712 г. Гра- Рис. 7. Библия Гюстава Доре. 1853 г. Гравюра. вюра. Наказание детей пророком Елисеем [23] Наказание детей пророком Елисеем [24] Fig. 6. The Bible of Christoph Weigel, 1712. Fig. 7. The Bible ofGustave Dore, 1853. Engraving. Engraving. The punishment of the youths The punishment of the youths for taunting prophet for taunting prophet Elisha [23] Elisha [24] Отметим, что все четыре приведенных примера имеют различную композиционную структуру, и если перечислять их в хронологическом порядке, то получится ярусное, диагональное, симметричное и горизонтальное построение. В части изображения самого факта наказания детей решение росписи в церкви Чудиново лишено жестоких подробностей физического порядка. Отнесем этот момент в часть достоинств решения при очевидном отсутствии других: вятские приходские храмы в большинстве случаев украшались живописью местными мастерами, и часто росписям свойственны пестрота «образцов» и ремесленный уровень исполнения. При этом следует отметить интересную, оригинальную иконографическую программу всего цикла паперти, насыщенную сюжетными новшествами и обилием персонажей. Таким образом, мы последовательно решаем задачи введения в научный оборот многосоставного настенного цикла росписей церкви села Чудиново Орловского района Кировской области (бывш. Орловский уезд Вятской губ.), из которого сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея» является единственным известным на обширной территории бывшей Вятской губернии. Специфическая особенность данной настенной композиции состоит именно в исключительности выбора содержательной части церковного предания. Предстоит дальнейшая работа по изучению, описанию и анализу всего комплекса росписи церкви, ее иконографической программы, дальнейшего установления авторства, поиска источников и постановки в историко-искусствоведческий контекст.

Ключевые слова

Вятка, Чудиново, пророк Елисей, монументальная церковная живопись, художественное наследие, Vyatka, Chudinovo, prophet Elisha, monumental church painting, artistic heritage

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кривошеина Наталья ВикторовнаВятский государственный университетдоктор искусствоведения, профессор кафедры технологии и дизайна факультета технологий, инжиниринга и дизайнаiconavyatka@ya.ru
Елпашева Елена ВикторовнаВятский государственный университетаспирант кафедры технологии и дизайна факультета технологий, инжиниринга и дизайнаelpasheva-ev@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Вятская епархия: ист.-геогр. и стат. описание / сост. Н.В. Кибардин, В.И. Шабалин. Вятка, 1912. 673 с.
Очерки истории Вятской епархии (1675-2007): к 350-летию Вят. епархии / сост. А. Ду-дин. Вятка: Буквица, 2007. 640 с.
Кривошеина Н.В. Святой Преподобный Трифон Вятский Чудотворец в иконографии XVII-XX веков. Киров : Полекс, 2006. 218 с.
Родная Вятка: краеведческий портал. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/ (дата обращения: 13.08.2018).
Виноградов О.Н. Храмы Вятской губернии и их история : энцикл. Киров, 2009. 1 электрон. опт. диск (СЭ).
Каптиков А.Ю. Архитектурные формы 1730-1770-х гг. // Энциклопедия земли вятской. Киров : Обл. тип., 1996 (5). С. 103-107.
Дудин Андрей, свящ. Списки Великорецкой иконы святителя Николая. Проблемы составления каталога // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: материалы и исследования. М. : М-Сканрус, 2007. С. 104-111.
Мохова Г.А. Вятские иконописцы. Киров : Обл. тип., 2001.
Фонд Проектной научно-реставрационной строительной фирмы «Анфилада-Р». Кировская область. Орловский р-н.
Минея. Июнь. М. : Сибирская Благозвонница, 2008. С. 497-498.
Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, сост. иером. и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/erminiya. Ч. 2, § 132, № 5 (дата обращения: 13.08.2018).
Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/ (дата обращения: 13.08.2018).
Шалина И.А. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи» // «И по плодам узнается древо»: Русское искусство XV-XVI веков из собрания В. Бондаренко. М. : Военный парад, 2003. С. 167-170.
Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVII - нач. XVIII в. М. : Искусство, 1983. С. 73-81.
Александр Трофимов. Сонамитянка // «Матерь всех живущих». URL: http://alexandr-trofimov.ru/ (дата обращения: 13.08.2018).
Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель : Жизнь с Богом, 1989.
Димитрий. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. Июнь. [Репр. изд.]. М. : Сибирская благозвонница, 2008.
Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина. М. : ДАРЪ, 2009 (2).
Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета : курс лекций. М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. С.193.
Церковь пророка Елисея в Сидозере. URL: http://yandex.ru/maps/org/tserkov_yeli-seya_proroka_v_sidozere/ (дата обращения: 13.08.2018).
Азбука паломника. Христианские святыни всего мира. URL: https://azbyka.ru/palom-nik/Мужской_монастырь_пророка_Елисея/ (дата обращения: 13.08.2018).
Белоброва О.А. Иллюстрированные Библии XVI-XVII веков в русских средневековых библиотеках / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. URL: http://lib2.push-kinskijdom.ru/ (дата обращения: 15.08.2018).
Мир карт. Иллюстрированная Библия Вайгеля. 1712. URL: http://raremaps.com.ua/ books/weigel-1712 (дата обращения: 15.08.2018).
Иллюстрации Гюстава Доре. URL: https://mcprint.livejoumal.com/68290.html (дата обращения: 15.08.2018).
 Сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея» в настенной росписи притвора Троицкой церкви села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 38. DOI: 10.17223/22220836/38/16

Сюжет «Наказание детей за посмеяние пророка Елисея» в настенной росписи притвора Троицкой церкви села Чудиново Орловского уезда Вятской губернии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2020. № 38. DOI: 10.17223/22220836/38/16