Организация работы с детской аудиторией в Ляонинском палеонтологическом музее в Китае
Впервые в музееведческой литературе раскрывается опыт работы Ляонинского палеонтологического музея с посетителями дошкольного и школьного возраста. Освещается разработка и реализация плана трех цветов - плана RGB (Red. Green. Blue) как основы музейной коммуникации с детьми и поДростками в возрасте от 3 До 17 лет. Охарактеризованы формы работы с детской аудиторией: выступления музейных специалистов в школах, использование языка игр, доступного маленьким детям, посещение подростками музейных выставок и научных лекций, участие школьников в полевых экскурсиях музея.
Organization of work with children's audience in the Liaoning Paleontological Museum in China.pdf Вопросам взаимодействия музеев с посетителями, которое первоначально обозначалось как культурно-просветительная работа, или внешкольное образование, а ныне именуется как культурно-образовательная деятельность, посвящены исследования Т.А. Пархоменко, М.Ю. Юхневич, Т.Ю. Юреневой и др. В них даются основные понятия, характеризуются формы и содержание одного из ведущих направлений музейной деятельности, изучаются сами посетители музеев [1-4]. В ряде статей раскрывается опыт работы с музейной аудиторией в отдельных музеях России и других стран. Особое значение для нас имеют публикации, характеризующие работу музеев с детской аудиторией [5-13]. Начатое, по нашему мнению, требуется продолжить и детально осветить работу с китайскими школьниками в Ляонинском палеонтологическом музее. Как уже отмечалось в наших исследованиях, в Ляонинском палеонтологическом музее, созданном в 2011 г. при Шеньянском педагогическом университете, работе с посетителями, особенно со школьниками, уделяется большое внимание. И дети, и их учителя в ответ проявляют большой интерес к музейным фондам и выставкам. Для укрепления связей музея со школами руководство Ляонинского музея подписало «Соглашение о сотрудничестве» с 96 начальными и средними школами и выдало им таблички с надписью: «Школа научного сотрудничества» [14]. Специалисты музея приносят в школы окаменелости, модели и копии ископаемых, хранящихся в музее, и такие показы очень привлекательны для школьников. Как сказала учительница Чжэн Чэнь, окаменелости можно сравнить с реквизитом фокусников-волшебников, и, когда их демонстрируют в классе, дети наделяются магическими способностями, и никто не может нарушить их внимание и интерес. Следует отметить, что выступления музейных специалистов имеют особое значение для учителей и учащихся в школах, расположенных в отдаленных районах, где нет возможности регулярно посещать музеи. Как следствие, поездки в сельские школы составляют важную задачу культурно- Организация работы с Детской ауДиторией в Ляонинском палеонтологическом музее 281 образовательной деятельности музея. Секретарь Ляонинского музея Ян Цзяньцзе предложила организовывать небольшие временные выставки в школах и выразила это решение так: «Пусть красота ворвется в детские глаза, пусть наука проникнет в детские уши и умы». Выполняя поставленную задачу, сотрудники Ляонинского музея стали ездить в отдаленные школы на большом автомобиле, в который были загружены окаменелости, модели, копии, рекламные щиты и другие материалы, а также оборудование для демонстрации фильмов. Названный как автомобиль для популяризации науки, он обслуживал одиннадцать сельских районов. Местные учителя и учащиеся были чрезвычайно взволнованы и тронуты, 7-летняя Лян Ихуэй сказала: «Я никогда не видела настоящих ископаемых динозавров. Это похоже на сон, прекрасный и счастливый сон. Я тоже хочу стать палеонтологом...» [15]. Стремясь удовлетворить запросы детской аудитории, учесть возрастные и психологические особенности детей, сотрудники музея обратились к опыту образовательной деятельности в США. Они использовали книгу профессора Ван Динхуа «Американское базовое образование: наблюдение и исследование», вышедшую в 2015 г. в китайском издательстве «People's Education Press» [16]. С опорой на это издание специалисты Ляонинского музея разработали план трех цветов - план RGB (Red. Green. Blue). Согласно плану, вся детская аудитория подразделяется на три возрастные группы, каждая из которых обозначается своим цветом. Группа Red - Красный сад, это дошкольники и школьники младших классов начальной школы, 3-7 лет. В группу Green -Зеленый сад - входят школьники средних и старших классов начальной школы, 8-11 лет. И наконец группу Blue - Синий сад - формируют учащиеся средней школы, 12-17 лет. Работая в Красном саду, специалисты Ляонинского музея, вполне осознали, что в самом раннем возрасте, как это отмечали российские музееведы, «познание детьми окружающей действительности осуществляется путем накопления чувственных впечатлений, получаемых ребенком в результате его контактов с составляющими эту действительность предметами» [17. С. 361]. Ляонинские музейщики используют модели, фотографии, дубликаты и копии музейных предметов и внедряют в образовательную деятельность язык игры, доступный маленьким детям. С помощью игр дети могут лучше сосредоточиться, больше запоминать и развивать воображение и творческие способности. Вместе с тем сотрудники музея должны внимательно отслеживать психологическое состояние участников Красного сада, а тексты, которые используются в игре, должны быть четкими и понятными. Опыт Ляонинского музея показывает, что для любой сессии вопросов и ответов в игре не следует указывать единственный ответ, а лучше давать детям возможность выбора. Кроме того, нужно учитывать, что маленьким детям трудно поддерживать высокую степень концентрации в течение длительного времени, следовательно, один вид игровых занятий не может длиться дольше 5-10 минут. Зеленый сад - самая информационно насыщенная и разнообразная часть плана RGB. Со времени открытия в 2011 г. специалисты Ляонинского музея разработали более 50 видов культурно-образовательной работы с детьми в возрасте 8-11 лет, чаще всего это посещение выставок, беседы и лекции, занятия ручным трудом. Авторы наиболее проработанных проектов Зеленого 2g2 Т. Лю, Э.И. Черняк сада были удостоены наград в области музейной деятельности КНР: Science and Technology Week (2015), China Association for Science and Technology (2016), Chinese Association of Natural Science Museums (2017) [18-20]. В общении со школьниками средних и старших классов требуется учитывать их познавательные потребности, возросшие способности к усвоению новых знаний, формирующуюся самостоятельность. Музей все больше перестает быть для подростков парком развлечений, они постепенно теряют интерес к обычным экскурсиям и играм и предпочитают исследовать музей самостоятельно. По собранным в китайских музеях сведениям, старшеклассники все чаще избегают сопровождения родителей и предпочитают ходить по музеям одни или со своими сверстниками. Учитывая все сказанное, Ляонинский музей предлагает участникам Синего сада научные исследования, посещение научных лабораторий, общение с профессиональными экспериментаторами и выполнение экспериментальных заданий с использованием электронного микроскопа. В Синем саду практикуются научные лекции, которые более других форм работы способствуют формированию мировоззрения музееведов и палеонтологов. Одним из самых распространенных в Синем саду выступает «Рассказывание историй о 100 ученых в стране и за рубежом». Опираясь на собранные материалы, специалисты Ляонинского музея планируют выпустить серию фильмов, рассказывающих о самых видных музееведах и палеонтологах Китая и всего мира. Организация полевых научных экскурсий представляет другое очень популярное занятие для старшеклассников. Как правило, в музее проводятся одно-двухдневные поездки на короткие расстояния и достаточно длительные экспедиции сроком от 7 до 14 дней. Например, экскурсанты совершают 7-дневную поездку в города Чаоян и Бэньси в провинции Ляонин или двухнедельное путешествие на самолете в провинцию Шаньдун. Длительные поездки обычно проходят во время каникул в форме летних или зимних лагерей, в них участвуют не только дети, но и их родители или другие родственники. Сотрудники музея отмечают, что такие экскурсии позволяют их участникам - и детям, и взрослым - почувствовать сплоченность семьи. Под руководством музейных специалистов экскурсанты рассматривают и анализируют геологические профили, зарисовывают палеонтологические окаменелости. При этом специалисты музея избегают прямых указаний и поощряют подростков использовать их творческие способности и воображение, одобряют попытки самостоятельно извлекать научную информацию из окаменелостей и находить ответы на возникающие вопросы [21]. Как видно, работа с детской аудиторией в Ляонинском палеонтологическом музее, включающая разнообразные виды и формы, привлекает детей и подростков к посещению музея, обеспечивает интеграцию музейнообразовательных программ и учебно-воспитательного процесса общеобразовательных школ.
Ключевые слова
Ляонинский палеонтологический музей,
Детская музейная аудитория,
культурно-образовательная деятельность музеяАвторы
Лю Тэнфэй | Национальный исследовательский Томский государственный университет ; Ляонинский палеонтологический музей | аспирант кафедры музеологии, культурного и природного наследия; заместитель директора | liutengfei@pmol.org.cn |
Черняк Эдуард Исаакович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры музеологии, культурного и природного наследия | ed.i.chernyak@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина XIX - начало XX в.) // Музей и власть. Ч. 2: Из жизни музеев. М., 1991. С. 27-43.
Юхневич М.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 311-312.
Юхневич М. Посетитель глазами музея // Музей и личность. М., 2007. С. 45-66.
Юренева Т.Ю. Культурно-образовательная деятельность музеев // Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для подготовки кадров высшей квалификации. М., 2020. С. 380-401.
Зайцева Т.М. Аспекты развития научно-просветительной работы музеев Москвы // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры / отв. ред. В.Л. Егоров. М., 2002. С. 311-317.
Березовская С.В. О роли музейной экспозиции в поиске новых форм взаимодействия музея и школы: экспонат - игра - театр // Музейные фонды и экспозиции в научнообразовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2002. С. 39-44.
Федосеева Н.А. Работа с подростками в детском музейном центре Омского государственного историко-краеведческого музея // Музейные фонды и экспозиции в научнообразовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2002. С. 150-156.
Сидорова О.В. В поисках гармонии: ребенок до рождения (из опыта работы с семейной аудиторией в Государственном художественном музее Алтайского края) // Музей и современные технологии: материалы всероссийских научных конференций / отв. ред. Э.И. Черняк. Томск, 2006. С. 287-290.
Кацаника Э., Кацариду И. Ролевые игры как форма культурно-образовательной деятельности музея (на примере Музея византийской культуры в Салониках) // Музеология - музееведение в XXI веке проблемы изучения и преподавания: материалы международной научной конференции. СПб., 2009. С. 404-411.
Лю Т. Научная база культурно-образовательной деятельности в Ляонинском палеонтологическом музее в Китае // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 236-241.
Duan Y. Modern American Museums. Beijing: Science Press, 2003. 167 p.
Su K., Zhang Y.H. Discussion on museum exhibition centered on young audience // Popular literature. Hebei, 2014. № 11. P. 83.
Zhou J.J., Lu J.S. A preliminary exploration of the museum's educational guidelines for children aged 6, 7-11, 12 // Chinese Museum. Beijing. 2015. № 1. P. 33-40.
Science popularization cooperation agreement // Соглашение о сотрудничестве. № PMOL-KP-KPHZX. Shenyang, 2021.
Rural Science // Популяризация науки идет в сельской местности. № PMOL-KP-KPJXC. Shenyang, 2021.
Wang Ding Hua Zhu. American basic education: observation and study. People's Education Press, 2015. URL: https://www.amazon.com/American-Basic-Education-Obsrvation-Chinese/dp/7107308564.
Основы музееведения: учеб. пособие для вузов по специальности «музейное дело и охрана памятников» / отв. ред. Э.А. Шулепова. М., 2005. 504 с.
Science and Technology Week // Outstanding Organization Award. № PMOL-KP-KJZ-HJ. Shenyang, 2015.
China Association for Science and Technology// Excellent base for popular science informatization work. № PMOL-KP-HJ. Shenyang, 2016.
Chinese Association of Natural Science Museums // CANSM-Advanced collective. № PMOL-KP-CANSM-HJ. Shenyang, 2017.
Полевая научная практика : практическое руководство. № PMOL-KP-YWKK. Shenyang, 2013.