On the question of historiography study of the Old believer's spiritual verse
A base of numerous informational sources was formed during a sesquicentennial history of spiritual verses studying. In this paper a periodization of inquiring of Old believer's verse is proposed, a contribution of several researchers is estimated, key problems are found out as well as the future trends of studying the outliturgical spiritual verse of Old believers are set. The spiritual verse articles define four periods in its studying: 1) mid-to-late 19th century, 2) 1900-1930s, 3) 1940-1980s, 4) from 1990s until the present day. An interest to the Old believers' spiritual verse is formed in the middle of 19th century. Mid-to-late 19 century is a period of collecting the monuments of spiritual songwriting. Particular contribution to systemization of spiritual verse repertoire made V. Varenzov and S. Maksimov. A culminating stage in studying of Old believers' verses were 1900-1930s. It occurs in publications of collections of V. Bonch-Bruevich, T. Rozhdestvensky, A. Markov, I. Zavoloko, and P. Fadeev; in appearan of regional notes of I. Abramov, A. Veselitsky, I. Krasheninnikov, A. Mozharovsky, V. Moshkov, and N. Protasov; in research papers of Ya. Bogatenko and A. Seleshchiv; in publication of V. Druzhinin's catalogue. At this stage the role of Old believers in preservation and development of outliturgical spiritual singing traditions is comprehended. In contrast to the previous stage with diffusion of texts and comments to Old believers' verses in different collections, in this period appear specific titles. Because of archeographic work of V. Malyshev the Old believers' manuscripts with spiritual verses are collected and described since 1940s. Despite the spiritual verses were in the Soviet times on the ideological grounds unattractive subject of inquiry, a large source base was created. This base compiled fundamentals for upcoming studies of post-Soviet stage. The modern period of spiritual verse research begins in 1990s. From then on more than 200 works from different research schools with broad geography were published. 6 Candidate's dissertations (E. Vorontsova, O. Kuznetsova, I. Melnikov, N. Murashova, F. Panchenko, and E. Prokuratova) as well as 3 Doctoral theses (S. Buraeva, L. Soboleva and N. Fedorovskaya) affect different aspects of Old believers' spiritual verse presence. The process of studying the spiritual verses is under way. Expeditionary work proceeds. The source base constantly expands driven by introduction of the new hand-written and verbally existing samples presented different regional and subconfessional traditions of Old believers' repertoire. Methods and methodology of researching the outliturgical spiritual singing develop and allow to study the spiritual verse of Old believers multidimensionally: as an instrument of reflection of Old believers' world building and as an important part of Russian traditional culture as well.
Keywords
the history of the study,
the believers,
spiritual verse,
история изучения,
старообрядцы,
духовный стихAuthors
Murashova Natalya S. | Novosibirsk State Pedagogical University | 2107542@mail.ru |
Всего: 1
References
Федоровская Н.А. Духовный стих в русской культуре : дис.. д-ра искусствоведения. СПб., 2010. 390 с.
Kowalska Н. Rosyjski wiersz duchowny i kultura religijna staroobrzendowcow pomorskich. Wroclaw et al. : Ossolineum, 1987. 123 c.
Соболева Л.С. Рукописная литература Урала: наследование традиций и обретение самобытности : дис.. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2006. 549 с.
Бураева С.В. Книжно-рукописная традиция старообрядцев Забайкалья : дис.. д-ра ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 389 с.
Прокуратова Е.В. Книжная и литературная традиция крестьян-старообрядцев Удор-ского края в конце XVIII-XX вв. : дис.. канд. филол. наук. Сыктывкар, 2002. 368 с.
Панченко Ф.В. Рукописное наследие выговских мастеропевцев: История, традиция, творчество : дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2002. 310 с.
Мурашова Н.С. Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология : дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000. 407 с.
Мельников И.А. Социокультурные трансформации ментальное™ новгородского старообрядчества : дис.. канд. культурологии. В. Новгород, 2014. 198 с.
Кузнецова О.А. Русские поэтические школы XVII века (жанровые формы и топика) : дис.. канд. филол. наук. М., 2015. 190 с.
Солощенко Л.Ф. К изучению певческой культуры сибирского старообрядчества // Прошлое и настоящее русской хоровой культуры. Л., 1984. С. 107-109.
Солощенко Л.Ф. К изучению духовной лирики старообрядцев (покаянный стих «Уже пророчество совершися») // Проблемы стиля в народной музыке. М., 1986. С. 103-120.
Солощенко Л.Ф. Духовные стихи в традиционной музыкальной культуре сибирского старообрядчества // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: История и современность. Новосибирск, 1983. С. 41-44.
Петрова Л.А. Духовные стихи Усть-Цилемской рукописной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1989. C. 86-101.
Мартынов И. Ф. Описание Рукописного отдела библиотеки Академии наук СССР. Л.: Наука, 1980. Т. 4, вып. 2. 348 с.
Панченко AM. Новые идеологические и художественные явления литературной жизни первой четверти XVIII века // История русской литературы: в 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 408-445.
Малышев В.И. Древнерусские рукописи Пушкинского Дома: (Обзор фондов). М.; Л.: Наука, 1965. 230 с.
Понырко Н.В. Выговское силлабическое стихотворство // Тр. Отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 28. С. 274-290.
Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1960. 215 с.
Адрианова-Перетц В.П. Старообрядческая литература XVIII века // История русской литературы: в 10 т. Т. 4, ч. 2. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1947. С. 85-99.
Богатенко Я.А. Старообрядческие духовные стихи и псальмы. // Старая Русь. 1912. № 1. С. 17-19.
Богатенко Я.А. Русские духовные стихи, псальмы и канты // Церковь. 1913. № 3. С. 66-67.
Богатенко Я.А. Напевы народных стихов и псальм (В пении «нищей братии» и в крюковых старообрядческих сборниках) // Сб. работ этнографической секции. М., 1926. Вып. 1. С. 91-103.
Рахманова М.П. Яков Алексеевич Богатенко // Старообрядчество: История. Культура. Современность. М., 1998. Вып. 6. С. 17-30.
Духовные стихи / Собрал руководитель хора Кружка ревнителей русской старины П.Ф. Фаддеев. Рига, 1931. 49 с.
Духовные стихи старинные / Слова и напевы записаны И.Н. Заволоко в старообрядческом женском монастыре у дер. Войново (Восточная Пруссия) 20 июля 1936 г. Рига : Изд. М. Дидковского, 1937. 12 с.
Духовные стихи старинные / Текст и мелодия записаны в Латгалии и Причудском крае И.Н. Заволоко. Рига: Риж. кружок ревнителей старины, 1933. Вып. 1. 24 с.
Сапожникова Т.В. Этнографические изыскания в Осинском крае местными краеведа -ми в конце XIX - начале XX века // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 1. С. 150-155.
Яксанов В.З. Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы. С распевами по знамени. Саратов, 1912. 120 с.
Бубнов Н.Ю. Старообрядческие гектографированные издания библиотеки Российской академии наук: последняя четверть XIX - первая четверть XX в.: каталог изданий и избранные тексты. СПб. : БАН, 2012. 460 с.
Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск: Сиб. кн. дело, 1920. 81 с.
Воронцова Е.В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев (по материаламполевых исследований на Вятке) : дис.. канд. филос. наук. М., 2015. 184 с.
Протасов Н.П. Песни забайкальских старообрядцев // Сибирская живая старина. 1926. Вып. 2. С. 217-230.
Шилков П.А. «Адская газета» // Этнографическое обозрение. 1891. № 3. С. 235-237.
Можаровский А.Ф. Духовные стихи старообрядцев Поволжья // Этнографическое обозрение. 1906. № 3-4. С. 242-302.
Крашенинников И.М. Духовные стихи крестьян-старообрядцев деревни Зайковой Челябинского уезда Оренбургской губернии // Этнографическое обозрение. 1908. № 1-2. С. 152-157.
Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина. 1907. Вып. 3. С. 115-148.
Мошков В.А. Старообрядцы Варшавской губернии и их песни // Варшавские губернские ведомости. 1897. № 19-33, 37-39, 42-44, 57, 92-96, 98-99.
Духовные стихи // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 53. С. 624-625; № 54. С. 635-636; № 55. С. 646-647.
Смелков В. Упреки и обвинения православного духовенства раскольниками // Руководство для сельских пастырей. 1869. Т. 2, № 28. С. 375-383; № 29. С. 406-417; № 30. С. 442-453.
Н.П. Странники, их псальмы и канты // Руководство для сельских пастырей. 1879. Т. 2, № 30. С. 338-348; № 31. С. 369-330; № 33. С. 399-410.
Веселицкий А. Из песен-"стихов" наших современных раскольников // Руководство для сельских пастырей. 1899. Т. 2, № 24. С. 160-164.
Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии. М.: Печатня Снегиревой, 1909. 191 с.
Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1912. 534 с.
Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / под ред. В.Д. Бонч-Бруевича. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1908. Вып. 1. 314 с.
Беломорские старины и духовные стихи: собр. А.В. Маркова / изд. подгот. С.Н. Азбелев, Ю.И. Марченко. СПб. : Дмитрий Буланин, 2002. 1079 с.
Максимов С.В. Бродячая Русь Христа-ради. СПб. : Общественная польза, 1877. 467 с.
Воронов Н. Напевы кержацких духовных стихов // Пермские епархиальные ведомости. 1867. № 26. С. 415-423.
Безсонов П.А. Калики перехожие : сборник стихов и исследование. М. : Тип. Бахметева, 1863-1864. Ч. 2. 928 с.
Безсонов П.А. Калики перехожие : сборник стихов и исследование. М. : Тип. А. Семена, 1861. Ч. I. 854 с.
Варенцов В.Г. Сборник русских духовных стихов. СПб. : Общественная польза, 1860. 251 с.
Пермский сборник. М. : Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1859. Кн. 1. 129 с.