Интеграция науки и образования в университетах регионов: многоканальное финансирование и различные модели организации | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. DOI: 10.17223/19988648/54/3

Интеграция науки и образования в университетах регионов: многоканальное финансирование и различные модели организации

Интеграция науки, высшего образования, инновационного предпринимательства способствует решению актуальных проблем, обусловленных глобальными вызовами. В статье показано, что университеты интегрируют научную, образовательную, инновационную деятельность как в рамках своих структурных подразделений, так и во взаимодействии с другими участниками региональных инновационных систем. Цель - выявить тенденции многоканального финансирования вузов в регионах, которые создают условия интеграции образовательной и исследовательской деятельности, и обобщить опыт университетов, создавших стратегические академические единицы (САЕ) как одну из форм интеграции науки и высшего образования. На основе статистического анализа финансовых поступлений вузам из разных источников в 2015 и 2019 гг. (форма ВПО2) проведен сравнительный анализ тенденций и структуры распределения средств по видам образовательной и исследовательской деятельности в регионах РФ. Выявлено, что в вузах преобладает образовательная деятельность, на которую приходится около 70% всех средств, а на исследовательскую деятельность - 12-13%. Анализируются пять региональных кейсов университетов (ИТМО, ННГУ, ТГУ, НГУ, СФУ), в которых наука и образование интегрируются в форме стратегических академических единиц. Кейсы подготовлены на основе контент-анализа дорожных карт Университетов на период 20162020 гг., интервью и др. открытой информации. Показано, что организационная модель каждой САЕ создается на основе уникальности и конкурентоспособности научно-образовательной специализации вуза за счет механизмов, обеспечивающих интеграцию учебного процесса, и исследовательской деятельности через вовлечение студентов, аспирантов в исследования, инновационные проекты. Сделан вывод, что гибкость и универсальность программ обучения и исследований в университете в формате САЕ формируется в сотрудничестве со многими участниками региональных инновационных систем, что приводит к востребованности его услуг предприятиями в регионах европейской части России и Сибири. Синергия образовательной, исследовательской и инновационной деятельности достигается в рамках как одного университета, так и путем его сетевого взаимодействия с другими российскими и международными университетами, научными организациями, предприятиями. Опыт создания САЕ может быть использован администрациями регионов, корпорациями при развитии научно-образовательных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука», национальных исследовательских и опорных университетов программы стратегического академического лидерства.

Integration of Science and Education in Universities of the Regions: Multichannel Funding and Different Organization Mod.pdf Введение Наука и человеческий капитал в качестве современных факторов экономического роста исследованы в теоретических работах P. Romer [1], T.W. Schultz [2], G.S. Becker [3], R.J. Barro [4]. В России эмпирические исследования о влиянии затрат на науку и человеческий капитал рассмотрены M. Kaneva, G.Untura [5]. Университеты и научные организации объединяют усилия в проведении научных исследований, подготовке научнопедагогических кадров и формировании компетенций человеческого капитала, адекватного секторам экономики знаний, о которых писали D. C. Chen, C.J. Dahlman [6], А. Аганбегян [7]. В теории национальных, корпоративных и региональных инновационных систем обоснована необходимость интеграции науки и образования между собой и с другими участниками экономической деятельности, в частности с предприятиями и инновационной инфраструктурой, что показано многими зарубежными и российскими авторами. Среди них широко известны работы B.-A. Ltindvall [8], R. Nelson [9], K. Morgan [10], Р. Cooke [11], Н.И. Ивановой [12], О.Г. Голиченко [13]. Национальная инновационная система (НИС) представляет собой совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на создание и применение знаний для осуществлений инноваций и роста благосостояний населения на их основе. НИС и ее региональные системы создают разные механизмы взаимодействия между ее основными агентами: государственными органами власти, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, инновационными предприятиями, инновационными посредниками (информационными, финансовыми и т.д.). В региональных инновационных системах (РИС) имеются свои особенности, которые выделил С.П. Лапаев [14]. Место науки и образования в экосистемной перспективе подробно показано, например, для Красноярского края В.С. Ефимовым и др. [15], И.Н. Дубиной и др. [16], для Томской области - А.Ю. Рыкуном и др. [17], В.В. Спи-цыным [18], И. А. Павловой [19], для Новосибирской области - V.V. Kuleshov et al. [20], В.Е. Селиверстовым [21]. Мировой опыт свидетельствует, что на государственном уровне разрабатываются стратегические концепции для интеграции науки и высшего образования с разными участниками НИС и РИС. Например, в европейских странах они получили названия «Тройная спираль» в работах H. Etzkowitz, L. Leydesdorff [22], Г. Ицковица [23], «Треугольник знаний» М. Унгера, В. Полта [24], «Предпринимательские университеты» [19, 23]. «Умная специализация» P. McCann, R. Ortega-Argiles [25], D. Foray [26], E. С. Куценко и др. [27], «Инновационные кластеры» Е.С. Куценко [28] и т.д. Эти концепции были частично реализованы во многих стратегиях раз- Интеграция науки и образования в университетах регионов 55 вития российских регионов. Сетевая интеграция науки и вузов получила дальнейшее развитие в мегарегионах, например в Сибири Г. А. Унтура [29]. Интеграцию сфер деятельности обобщенно понимают как процесс целостности, взаимной адаптации и расширения научно-образовательного, научно-технического, экономического и производственного сотрудничества [30]. Функции интеграции многообразны: расширение и углубление научно-образовательных, технологических связей, совместное использование ресурсов, в том числе интеллектуальной деятельности, капиталов, создание благоприятных условий для сотрудничества и осуществления экономической деятельности, снятие взаимных барьеров [31]. Образовательная, исследовательская, предпринимательская, международная деятельность становится все более комплиментарными как в университетах, так и научных учреждениях. Возникают различные формы ее интеграции. Стратегические академические единицы - это выделенные приоритетные научнообразовательные подразделения (консорциумы) университета, которые формируются на основе коллективов исследователей, ведущих поиск в актуальных научных направлениях, а также активно участвующих в образовательной деятельности с привлечением студентов и аспирантов [32]. Об актуальности исследования проблематики интеграции науки и высшего образования свидетельствует то, что правительства развитых стран приоритетно финансируют междисциплинарные научные исследования и современные образовательных программы, тем самым расширяя участие страны в глобальных исследовательских фронтах, повышая показатели публикационной и патентной активности, рейтинги университетов [33]. В России финансовые ресурсы для развития науки и высшего образовании ограничены [34], что сдерживает их интеграцию в качестве резерва повышения результативности науки. Россия пока существенно отстает по доле финансирования науки - 1,1% ВВП по сравнению с Кореей - 4,23%, Японией - 3,29%, США - 2,79%, Китаем - 2,0% [33, с. 34]. В 2016 г. Россия в рейтинге публикационной активности занимала 14-ю позицию по показателю «удельный вес страны в общемировом числе статей» (2,67%), а на 1-м месте были США (24,28%) [33, c. 12]. В рейтинге патентной активности в 2015 г. Россия оказалась на 10-м месте по показателю «удельный вес в общемировом числе патентных заявок на изобретение» - 1,17%, а лидерами, занимая первые позиции, являлись Китай (34,98%) и США (18,33%) [33, с. 14]. По состоянию на 2017 г. статьи отечественных ученых относились к 339 глобальным исследовательским фронтам, что составило 3,9% от общего их числа (8 684), обеспечивая всего 29-ю строку в общемировом рейтинге участия стран в глобальных исследовательских фронтах, а на 1-м месте оказались США (72,65%), на 3-м - Китай (31,0%) [33, с. 17]. Практика финансирования вузов в России также существенно отличается от зарубежной. Исследование National Association of College and University Business Officers (NACUBO) прокомментировал Т. Варнеке в статье об университетах-миллиардерах [35], указав, что фонды зарубежных частных и отдельных государственных университетов составляют де- Г.А. Унтура 56 сятки миллиардов долларов. Например, в Гарварде фонд составил 32,3 млрд долл., в Йельском университете - 20,7 млрд долл. Государственный университет из Техаса занял 3-е место - 20,4 млрд долл. Имеется неравенство между богатыми и бедными университетами США. Размер фондов минимум 1 млрд долл. имеют 83 университета, а почти 800 вузов располагают средствами около нескольких миллионов. В среднем вузы на текущие университетские расходы отчисляют 4,4% от размера фонда [35]. Велико значение финансируемых государственных программ для пополнения исследовательского бюджета университетов. Поскольку в России финансирование науки и российских университетов разительно меньше, чем в аналогичной зарубежной практике [33, 36, 37], то тем более в стране и регионах требуется эффективное использование ограниченных финансовых средств для повышения уровня научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации в разных формах. Цель исследования - выявить и сопоставить тенденции финансирования вузов в регионах в разрезе образовательной и исследовательской деятельности в 2015-2019 гг. и обобщить опыт университетов, создавших САЕ как одну из форм интеграции науки и высшего образования. Современное состояние развития науки и высшего образования после 2010 г. активно обсуждалось. В контексте источников финансирования науки и высшего образования известны статьи А.Я. Рубинштейна [36], И.В. Абанки-ной [37], А. А. Кайгородцева [38] и др. Касаясь поиска наиболее успешных организационных моделей управления наукой и высшим образованием и их интеграцией, различные точки зрения высказали И.В. Абанкина [39], В.Л. Макаров [40], А.Е. Варшавский [41], В.М. Полтерович [42] и др. В России начиная с 1990-х гг. выполнялись программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» [43], целевая федеральная программа «Интеграция науки и высшего образования в России на 2002-2006 годы» (кратко «Интеграция») [44]. Министерство образования и науки Российской Федерации и Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF) организовали проект, нацеленный на интеграцию фундаментальных исследований и высшего образования и инновационной деятельности, «Программа интеграции фундаментальной науки и высшего образования» (BRHE) [45]. Хорошо зарекомендовала себя международная программа «ЭВРИКА» [46], развивающая опыт предпринимательских университетов. После 2010 г. государственная поддержка интеграции науки и высшего образования осуществлялась в рамках программы ТОП-100 [47], инновационного центра «Сколково» [48], национального исследовательского центра «Курчатовский институт» [49], Национальной технологической инициативы [50]. C 2018 г. реализуется национальный проект «Наука», предполагающий создание 15 научно-образовательных центров мирового уровня [51]. Вопросам критического анализа опыта интеграции фундаментальных исследований и высшего образования в РФ, в том числе и на региональном уровне, посвящены публикации И.Г. Дежиной [52-53], А.М. Аблажея [54], Интеграция науки и образования в университетах регионов 57 Н.В. Шабровой [55], Д.С. Медовникова, Е.А. Савеленка [56], Д. Майсснера [57] и др. Однако, на наш взгляд, названные авторы недостаточно полно затронули вопросы многоканального финансирования вузов со стороны разных участников РИС, которые влияют на конфигурацию моделей интеграции. Мало работ, в которых сравнивается организация и продуктивность новых форм интеграции в университетах разных регионов, возникших после принятия СНТР в 2016-2020 гг. [58], в частности, получивших название стратегических академических единиц, которые должны были специализироваться на прорывных научных направлениях и передаче научных результатов в инновационные проекты. В связи с этим целесообразно обобщение опыта интеграции науки и образования между собой и бизнесом в России в разных институциональных условиях. В статье изложен, во-первых, краткий обзор ретроспективы интеграции науки и высшего образования; во-вторых, приведены результаты статистического анализа тенденций и структуры многоканальных финансовых поступлений вузам для образовательной и исследовательской деятельности в регионах РФ. В качестве информации была использована форма федеральной статистической отчетности ВПО_2 за 2015 и 2019 гг., анализ источников финансирования проводился статистическими методами для РФ и отдельных регионов Сибири. В-третьих, описаны разные организационные схемы создания САЕ на основе изучения опыта университетов (ИТМО, ННГУ, ТГУ, НГУ, СФУ). При формировании каждого из региональных кейсов использованы методы контент-анализа дорожных карт стратегического развития названных университетов на период 2016-2020 гг., интервью и открытая информация на сайтах университетов. Кейсы характеризуют различные организационные модели САЕ, созданные университетами с учетом конкурентоспособности их научной и образовательной специализации, востребованности их образовательных и исследовательских услуг. Обязательной частью кейса является описание ожидаемых результатов от создания САЕ как интеграционной структуры, воздействующей на развитие университета в целом, территории федерального округа, где он расположен. Обобщение опыта интеграции может быть полезно Министерству науки и высшего образования (МНВО), руководству вузов, РАН, администрациям регионов, которые совместно с широким экспертным сообществом в 2021 г. обсуждают программу «Стратегическое академическое лидерство» как актуализированную версию развития национальных исследовательских и опорных университетов до 2030 г. [59]. Краткий обзор ретроспективных подходов и форм интеграции науки и высшего образования в России Реформы высшего образования и науки расширили возможности проведения научных исследований в университетах. В России начиная с 1990-х гг. Г.А. Унтура 58 было принято несколько государственных программ, в том числе международных, нацеленных на интеграцию фундаментальных исследований и высшего образования. Ряд авторов критически проанализировали опыт создания разных организационных форм интеграции науки и образования, в том числе научно-образовательных центров в вузах. Выявлены как достоинства, так и недостатки организационного и правового характера при установлении интеграции между академическими учреждениями и вузами на начальных этапах этого процесса [52-57]. Более подробно общероссийские и региональные аспекты интеграции высшего образования и науки на уровне вузов и научных учреждений, в том числе региональных отделений РАН, изложены в работах [54-55]. Однако в целом можно сделать вывод, что постепенно налаживаются различные продуктивные формы взаимодействия науки и образования при содействии разных участников НИС. Интеграция позволяет вузам расширить спектр проводимых фундаментальных исследований, обновить программы подготовки выпускников, востребованных рынком труда, повысить международные рейтинги университетов. Хронологически упомянем подходы к интеграции, в которых государство оказывало существенную финансовую поддержку вузам. Первая концепция механизма интеграции была изложена в документе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» [43]. Затем она получила статус целевой федеральной программы «Интеграция науки и высшего образования в России в 2002-2006 годы» (кратко «Интеграция») [44]. Основным результатом «Интеграции» стало создание на конкурсной основе учебнонаучных центров при совместном участии вузов и академических учреждений. Второй период начался в 1998 г. и продолжался примерно до 2013 г. В это время подход к интеграции, как показала И.Г. Дежина [52], был существенно изменен, поскольку Министерство образования и науки разработало новый программный документ «Программа интеграции фундаментальной науки и высшего образования» с привлечением оператора Фонда Новая Евразия и зарубежных организаций, которые приняли участие в со-финансировании, мониторинге достигнутых результатов программы [45]. Преемницей «Интеграции» стала новая международная программа с аналогичными функциями интеграции, но имеющая несколько отличные организационные инструменты и особенности финансирования. Так, российско-американская программа получила название «Фундаментальные исследования и высшее образование» (BRHE) [45]. В ней упор делался именно на активизацию сотрудничества ведущих академических институтов и лучших российских вузов. Новым в этой инициативе было то, что для повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований в вузовской и корпоративной науке было необходимо принципиально улучшить качество подготовки кадров высшей квалификации, развить навыки научного менеджмента, стимулировать запуск молодежных проектов, создать среду для эффективного выживания вузов в рыночных условиях. Названная программа поддерживала естественно-научные исследо- Интеграция науки и образования в университетах регионов 59 вания, проводимые в российских университетах. В отличие от предыдущей программы «Интеграция», в BRHE был четко прописан и механизм финансового паритета международных участников. Таким образом, в вузах были созданы первые 16 научно-образовательных центров НОЦ [60]. Подготовка кадров, проведение научных исследований, установление внешних связей с организациями разных видов экономической детальности как в России, так и за рубежом были взаимосвязаны. Опросы в ходе мониторинга университетов, создавших НОЦ в 2005 г., подтвердили, что большинство НОЦ видят перспективы своего развития только при сохранении финансовой стабильности, государственной поддержке фундаментальных исследований и активном участии местных органов власти [52]. С 2006 г. формируются федеральные университеты в разных регионах страны, во многих из вузов, где ранее успешно функционировали НОЦ. Дальнейшему развитию НОЦ способствовал конкурс инновационных программ развития вузов. Расширялась интеграция вузов и научных институтов региональных отделений РАН в Уральском [54], Сибирском и Дальневосточном округах [55]. В 2010 г. стали выделяться существенные финансовые субсидии по программе создания национальных исследовательских университетов. К 2013 г. был отобран 21 вуз, составивший ядро масштабного проекта при поддержке министерства науки и высшего образования (Программа «5-100») для вхождения не менее пяти ведущих университетов России в число лучших вузов мира. По условиям конкурса оказывалась существенная федеральная поддержка вузам, получившим статус национальных исследовательских университетов. Финансовые субсидии за 2013-2020 гг. в размере около 80 млрд руб. [47] достались прежде всего столичным регионам (Москва и Санкт-Петербург), на которые пришлась почти половина элитной когорты высшей школы: Москва - 6, Санкт-Петербург - 3, Томск - 2, Калининград, Казань, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Владивосток - по 1. С национальных позиций Программа 5-100 была важным шагом в разработке образовательных программ и стандартов высшего образования мирового уровня, для создания условий экспорта образовательных услуг. Однако для многих субъектов РФ она создала риск оттока талантливой молодежи в столичные вузы. Международная программа «ЭВРИКА» появилась чуть позднее создания в РФ федеральных университетов в 2006 г. и почти одновременно с возникновением национальных исследовательских университетов (НИУ) в 2010 г. «ЭВРИКА» - это российско-американская программа повышения научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов с помощью новых моделей научно-технического сотрудничества российских и американских вузов. В ней участвовали пилотные университеты из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Томска, которые изучали опыт деятельности предпринимательских университетов [46]. В 2010 г. был принят федеральный закон о создании Сколково [48] и началась работа университета Сколтех и создание экосистемы вокруг него. Г.А. Унтура 60 В том же году в национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» как в междисциплинарном центре, возникшем из объединения четырех институтов, создавалась интеграция исследовательской деятельности и подготовки кадров по новейшим направлениям многих наук [49]. Третий период развития интеграции вузов, и в частности академических институтов, проходил в новых институциональных условиях начиная с сентября 2013 г., после создания Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Кардинально изменилось управление академической наукой, начиналась оптимизация сети исследовательских учреждений, упразднение ведомственной подчиненности академических институтов РАН, сведение функций РАН и ее региональных отделений до научнометодического руководства и экспертизы исследовательской деятельности во всех секторах науки, в том числе и в вузах. Тем не менее интеграция вузов и академических институтов проявляла себя в целом успешно, хотя некоторые проблемы «нестыковок» выявились в социологических опросах региональных отделений, например УРО РАН [55] и ДВО РАН [54]. В 2014 г. поддержка интеграции вузов с научными институтами разных ведомств и предприятиями также началась по линии Национальной технологической инициативы (НТИ). Так, Фонд НТИ осуществляет финансовую поддержку реализации проектов Национальной технологической инициативы посредством субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, предоставляемой проектному офису [50]. После принятия Стратегии научно-технологического развития (СНТР) в 2016 г. [58] многие университеты-участники Программы «5-100» по предложению Министерства образования и науки приступили к созданию новых интеграционных структур для подготовки новых образовательных программ и проведения научных исследований, интегрально влияющих на конкурентоспособность прорывных технологических направлений и их продвижение в высокотехнологичные отрасли и регионы страны. Драйверами активизации этих процессов в университетах должны были стать модернизированные или новые структурные подразделения, обладающие достаточным потенциалом и ресурсами для того, чтобы вывести университет на уровень мировых трендов для решения научных и образовательных задач. Главное требование - чтобы создавались новейшие программы подготовки кадров, квалификация которых будет широко востребована для инновационных предприятий как в России, так и за ее пределами. Качество научных исследований должно было быть принципиально улучшено для возможности их интеграции в международные научные сети. Опыт создания организационных структур стал накапливаться в ряде университетов, которые предусмотрели в своих стратегиях формирование так называемых «стратегических академических единиц» - САЕ, как в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, так и других регионах РФ. Хотя юридического статуса такая интеграционная форма не получила, но каждый университет имел возможность создания оригинальных моделей САЕ, о чем будет сказано Интеграция науки и образования в университетах регионов 61 в конце статьи. САЕ продолжали функционировать и после упразднения ФАНО. Параллельно с 2016 г. стала создаваться сеть опорных вузов, которых уже было около 40, а предполагается довести их число до 80. С 2018 г. были запущены национальные проекты «Наука» и «Образование», которые содействовали созданию интеграции науки и высшего образования в рамках НОЦ мирового уровня [51]. Президент РФ на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию, посвященном вопросам повышения роли регионов в подготовке кадров и реализации нацпроекта «Наука», говорил о мерах, которые повысят престиж, научный статус и доходы преподавателей и профессоров в регионах, обеспечат значительный рост качества образования и исследований в вузах. Этому процессу могут содействовать «совместные кафедры и лаборатории, сетевое взаимодействие научных и образовательных команд, передовая инфраструктура, включая центры коллективного пользования, научные установки, базы данных» [61]. Уже 10 таких центров из 15 созданы в регионах РФ [62], а на 3-м этапе в 2021 г. будут на конкурсной основе выбраны еще пять. В 2021 г. МНВО с широким экспертным сообществом обсуждает программу стратегического академического лидерства [59]. Обобщение опыта создания НОЦ и САЕ в 2016-2020 гг. как процесса взаимодействия между кафедрами, факультетами университета, организациями науки и другими участниками региональных инновационных систем по поводу научных исследований и подготовки кадров, на наш взгляд, актуально для разработки организационно-экономического механизма реализации нового раунда интеграции науки, высшего образования, предпринимательства. Далее рассмотрим, как складывались условия финансирования вузов в 2015-2019 гг. под воздействием всех ранее принятых программ в двух ракурсах: по основным видам деятельности и по источникам финансовых средств, что позволяет понять, какие именно источники в большей степени создают финансовые предпосылки для возникновения интеграции образовательной и исследовательской деятельности в университетах страны и отдельных регионах. Финансирование вузов в регионах: источники средств и распределение совокупных поступлений по видам деятельности В регионах существуют разные формы интеграции науки и образования с участниками РИС: инновационные кластеры [28], договорная интеграция с отдельными предприятиями на проведение научных исследований или подготовку кадров [53], научно-образовательные центры с участием вузов и научных институтов [52, 54, 55] и др. Государственные структуры, предприятия, население формируют спрос на образовательные, исследовательские и прочие услуги. Финансовые ресурсы поступают в вузы регионов по разным каналам [38, 63]. Вузы в регионах конкурируют между собой и с университетами из столичных регионов страны за получение финансовых средств, в том числе Г.А. Унтура 62 идущих на пополнение исследовательского бюджета и программ стратегического развития. Объем финансовых совокупных поступлений в вузы, распределение средств по источникам и видам (образовательной, исследовательской, прочей деятельности) учитываются в форме статистической отчетности ВПО-2 начиная с 2015 г., что позволяет выявить тенденции и структуру финансирования как по отдельным видам деятельности, так и по источникам поступления средств. Рассмотрим совокупное финансирование вузов, в том числе средства, поступающие на подготовку кадров и научно-исследовательскую деятельность разработки (НИР). Сравним структуры распределения финансовых средств вузов по источникам и видам деятельности в целом по стране и по выделенным нами регионам (Томской, Новосибирской областям (НСО) и Красноярскому краю). В частности, мы исходим из предположения, что многоканальное финансирование могло косвенно повлиять на формирование интеграционных структур, в том числе и САЕ в университетах тех же регионов, отобранных нами для кейсов. Отметим, что речь идет не о финансировании конкретных университетов, а скорее о различных финансовых условиях в регионах, средствах участников для формирования широкого спектра интеграционных форм с привлечением вузов. Так, объем финансирования российских вузов в 2019 г., поступивший из разных источников, составил около 1 трлн руб., в том числе около 660 млрд руб. по разным видам образовательных программ, 117 млрд руб. на проведение НИР, 182 млрд руб. на выполнение прочих видов деятельности, к которым относятся консультационные, полиграфические услуги, выполнение заказов в опытных мастерских и т.д. (табл. 1). Темп роста финансовых средств в 2019 г. по сравнению с 2015 г. достиг: по образовательным программам - 122%, научным исследованиям - 121%, прочей деятельности -137%. В табл. 1 матричная структура данных ВПО-2 о поступлении финансовых средств в вузы сформирована так: по строкам приведены абсолютные данные по источникам, а по столбцам - по видам основной деятельности вузов. Далее выполним статистический анализ структуры распределения финансовых поступлений в трех основных проекциях: а) по совокупным поступлениям (суммарно по всем источникам и всем видам, т.е. по окаймляющим данным в целом по университету: «всего» по строке 1 и «всего» по столбцу 2, они выделены жирным шрифтом в табл. 1); б) по видам источников, из которых финансируются конкретные виды деятельности (строки 2-9); если «всего» по каждому конкретному источнику по строке принимается за 100%, то далее можно видеть, как он распределяется по каждому виду деятельности и в какой доле он, например, направляется на НИР или образование; в) по видам деятельности (столбцы 3-5); совокупное поступление на конкретный вид деятельности по каждому столбцу принимается за 100%, и Интеграция науки и образования в университетах регионов 63 далее можно видеть, каков вклад каждого источника в финансирование конкретного вида деятельности. Таблица 1. Распределение финансовых средств организаций высшего образования РФ по источникам получения и видам деятельности в 2019 г., млрд руб. Источник средств Объем средств, млрд руб. всего образовательная научные исследования и разработки прочие виды 1 2 3 4 5 1 Объем поступивших средств -всего 958,0 658,7 116,8 182,4 2 В том числе средства: бюджетов всех уровней (субсидий) - всего 550,9 406,5 48,9 95,5 3 Федеральный бюджет 524,4 389,0 45,9 89,5 4 Бюджет субъекта Российской Федерации 26,0 17,2 2,9 5,8 5 Местный бюджет 0,5 0,3 0,1 0,1 6 Средства организаций 119,6 23,5 60,2 35,9 7 Средства населения 242,8 210,3 2,3 30,1 8 Внебюджетные фонды 24,2 0,9 3,8 19,4 9 Иностранные источники 20,5 17,5 1,5 1,5 Источник: форма N ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» за 2019 г. URL: https://minobmauki.gov.ru/action/stat/highed/ Выявлены следующие тенденции финансирования по конкретным источникам и видам деятельности, которые сравнивались по стране в целом и регионам. Изменение структуры финансирования вузов РФ по видам деятельности (по окаймляющим совокупным данным) за период с 2015 по 2019 г. показано на рис. 1. Видно, что на долю образовательных программ устойчиво приходится основной объем поступлений порядка 69-70%, исследовательский бюджет вузов составляет около 12-13%, прочие виды деятельности - 17-19%. Однако за этот период произошло небольшое снижение доли финансирования образовательных программ, НИР и увеличение поступлений на прочие виды деятельности. Г.А. Унтура 64 прочие виды 17,34265342 19,04082682 12,52142173 научные исследования и разработки 12,19492083 образовательная 70,13592484 68,76425235 0 10 20 30 40 50 60 70 80 2015 «2019 Рис. 1. Структура финансирования вузов РФ по видам деятельности в 2015 и 2019 гг., % Анализ финансирования отдельных видов образовательных программ в целом по РФ указывает на повышение роли вузов в подготовке научнопедагогических кадров, специалистов, магистрантов, в организации дополнительных профессиональных программ. Так, темп роста средств для программ магистратуры и аспирантуры составил около 140-150%, что выше, чем в среднем по образовательной деятельности (рис. 2), и свидетельствует об улучшении качества человеческого капитала. Это позволяет привлекать магистрантов и аспирантов к НИР университетов и концентрировать силы на прорывных направлениях исследований в соответствии со стратегическими установками СНТР [58]. 121 119 122 120 140 160 дополнительные профессиональные.. I программы профессионального обучения ■ подготовка научно-педагогических кадров в..! специалитет, магистратура I бакалавриат программы подготовки специалистов. программы подготовки квалифицированных. Всего образовательная деятельность 0 130 66 152 139 36 20 40 60 80 100 Рис. 2. Темп роста финансовых поступлений вузов РФ по различным видам образовательных программ в 2019 г. по сравнению с 2015 г., % В вузах соотношение образовательной, исследовательской и прочей деятельности в структуре совокупных финансовых поступлений варьирует по регионам. Структура совокупных средств из всех источников, распределенных по видам деятельности в вузах РФ (см. строка 1, столбцы 3-5 табл. 1) и вузах сибирских регионов различается, что видно из табл. 2. Интеграция науки и образования в университетах регионов 65 Например, доля Томской области в совокупном объеме финансирования вузов на образовательные программы составляет около 60%, а на проведение НИР - около 25%. Это указывает на более активное участие вузов этого региона в проведении НИР, чем в среднем по стране, Новосибирской области и Красноярскому краю. Таблица 2. Структура финансовых средств, поступивших в вузы страны и регионов по видам деятельности в 2019 г., % Россия Новосибирская область Томская область Красноярский край Регион образователь ная науч ная про чие виды обра разователь ная науч ная про чие виды образователь ная науч ная про чие виды образователь ная науч ная про чие виды Всего средств 68,8 12,2 19,0 68,2 10,6 21,1 59,4 25,4 15,2 73,4 8,2 18,4 Источник рассчитано автором по форме N ВПО-2 «Сведения о материальнотехнической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования» за 2019 г. URL: https://minobrnauki. gov. ru/action/ stat/highed/ Сравнение распределения совокупных средств вузов в РФ по источникам (табл. 1, окаймляющий столбец 2, строки 1-9) показало, что структура источников финансирования остается относительно устойчивой в 2015-2019 гг. Средства бюджетов всех уровней составляют около 60% всего объема населения - 25-27%, организаций - 12,5%, остальных источников - 2,5-1,4% (рис. 3). .20 - 100 ІОО 2019 ■ 2015 Рис. 3. Структура финансирования вузов РФ из разных источников в 2015-2019 гг. (суммарно по всем видам деятельности), %. Источник: рассчитано автором по форме N ВПО-2. URL: https ://minobrnauki .gov. ru/acti on/stat/highed/. Структура источников финансирования вузов в регионах (табл. 3) отличается от аналогичной структуры в целом по вузам страны (рис. 3). Например, доля финансирования вузов из бюджетов всех уровней выше для сибирских регионов, чем для страны в целом. Г.А. Унтура Таблица 3. Объем и структура распределения источников средств, поступивших в вузы регионов, на все виды деятельности Источник Россия Ново сибирск Томск Красно ярск Россия Ново сибирск Томск Крас ноярск млрд руб. % Совокупный объем средств из всех источников, всего 958,0 183,6 193,5 167,8 100 100 100 100 В том числе средства: бюджетов всех уровней (субсидий) - всего 550,9 110,3 127,5 120,6 57,5 60,1 65,9 71,9 В том числе бюджетов: федерального 524,4 108,5 127,3 119,9 54,7 59,1 65,8 71,5 субъекта Российской Федерации 26,0 1,8 0,1 0,6 2,7 1,0 0,1 0,4 местного 0,5 0,1 0,0 0,1 0,1 0,1 0,0 0,1 организаций 119,6 16,2 28,6 14,4 12,5 8,8 14,8 8,6 населения 242,8 50,0 23,7 30,9 25,3 27,2 12,2 18,4 внебюджетных фондов 24,2 2,8 9,5 0,2 2,5 1,5 4,9 0,1 иностранных источников 20,5 4,4 4,3 1,7 2,1 2,4 2,2 1,0 Источник: рассчитано автором по форме N ВПО-2. URL: https://minobmauki.gov.ru/action/stat/highed/ 66 Результаты расчета «вклада» каждого источника в объем финансирования определенного вида деятельности вузов по регионам приведены в табл. 4. Оказалось, что весомость различных источников средств сильно отличается для финансирования образовательной и исследовательской деятельности. Например, средства населения - важный источник финансирования прежде всего для образовательных программ, а средства организаций очень весомы для финансирования научных исследований в университетах. Средства бюджетов значимы для финансирования как образовательной, так и исследовательской деятельности. Причиной региональной волатильности «вклада» каждого источника могут выступать доходы населения и контингент студентов, экономические виды деятельности предприятий и организаций, расположенных в регионе, и многое другое, что создает спрос на конкретные услуги вузов со стороны отдельных плательщиков и зависит от изменения условий экономического развития региона и страны. Интеграция науки и образования в университетах регионов 67 Прокомментируем более детально ситуацию с финансированием вузов (по видам деятельности) по стране и сибирским регионам, что вынесено в табл. 4. Таблица 4. Объем поступлений и структура источников финансирования образовательных программ и научных исследований в регионах в 2019 г. Источник Вклад источника в финансирование образовательных программ, % Вклад источника в финансирование НИР, % Рос сия НСО Томская область Красно ярский край Россия НСО Томская область Красно ярский край 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Совокупный объем средств по видам деятельности, млрд. руб. (справочно) 658,7 125,3 114,9 123,1 116,8 19,6 49,1 13,7 Всего, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе средства: бюджетов всех уровней (субсидий) - всего 61,7 59,3 78,8 77,9 41,9 40,3 54,6 38,4 В том числе бюджетов: федерального 59,1 58,3 78,7 77,8 39,3 37,4 54,5 33,6 субъекта Российской Федерации 2,6 1,0 0,0 0,0 2,5 2,6 0,1 4,5 местного 0,0 0,0 0,0 0,1 0,1 0,3 0,0 0,3 организаций 3,6 3,0 3,1 2,4 51,5 44,0 41,6 55,5 населения 31,9 34,3 16,4 18,7 2,0 2,2 0,4 4,8 внебюджетных фондов 0,1 0,2 0,0 0,1 3,3 12,6 0,0 0,0 иностранных источников 2,7 3,1 1,7 1,0 1,3 1,0 3,4 1,2 Примечание. За 100% принимается суммарный объем средств на конкретный вид деятельности, поступивших из всех источников в регионе. Например, для России средства, поступившие на образовательную деятельность из всех источников, составляют 658,7 млрд руб. (см. табл. 1 столбец 3). Если этот объем целевых средств на образовательную деятельность принять за 100%, то далее можно рассчитать вклад конкретного источника в совокупном финансировании образовательной деятельности (см. табл. 4 столбец 5) и т.д. Аналогично рассчитано для других видов деятельности и регионов. Поступления финансовых средств в вузы на образовательные программы Как видно из табл. 4, в 2019 г. роль бюджетов всех уровней (и особенно федерального бюджета - субсидий) значима и находится на 1-м месте сре- Г.А. Унтура 68 ди источников финансирования образовательных программ. Так, в Томской области и Красноярском крае доля бюджетов составляет около 80% всего объема поступивших средств, а доля средств населения - 16-18%. В стране и НСО доля бюджетов была несколько ниже - около 60%, а доля населения, напротив, - выше, соответственно составляя 32 и 34%. Средства населения находятся на 2-м месте по значимости в финансировании образовательных программ во всех регионах. При финансировании образовательных программ доля иностранных источников в РФ не высока - около 2,7%, но в НСО она несколько выше, чем по стране (3,0%), и почти в 2-3 раза выше, чем для вузов Томска и Красноярска. В финансировании образовательных программ как в стране, так и в регионах невелико участие организаций: в РФ доля организаций во всем объеме средств вузов на эти цели составила около 3,6%, в НСО - 3,0%, в Томской области - 3,1% и в Красноярском крае - 2,4%, что несколько ниже, чем в среднем по стране. Поступления финансовых средств в вузы на проведение НИР Отметим, что в России и во всех рассматриваемых регионах (табл. 4) велика роль бюджетов всех уровней в финансировании НИР в общих поступлениях в вузы. Заметна региональная дифференциация этого компонента структуры: в РФ доля бюджетов составила около 42%, в НСО - 40%, в Томской области - около 55% и в Красноярском крае - около 38%, т.е. в Томске поддержка НИР из бюдж

Ключевые слова

наука, высшее образование, интеграция, университет, финансирование, стратегические академические единицы, регион, Сибирь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Унтура Галина АфанасьевнаИнститут экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук; Новосибирский Государственный Университетдоктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела регионального и муниципального управления; профессорgalina.untura@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Romer P. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98, № 5, pt. 2. P. S71-S102.
Schultz T.W. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. Vol. 51, № 1. P. 1-17.
Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. N.Y. : National bureau of Economics Research; Distributed by Columbia University Press, 1964. 187 p.
Barro R.J. Education and Economic Growth // Annals of Economic and Finance. 2013. Vol. 14, № 2. P. 301-328.
Kaneva M., Untura G. The impact of R&D and knowledge spillovers on the economic growth of Russian regions // Growth and Change. 2017. № 50. P. 301-334.
Chen D.C., Dahlman C.J. The Knowledge Economy, the KAM Methodology and World Bank Operations // World Bank Institute Working Paper No. 37256. Washington, DC : World Bank, 2006. 42 p.
Аганбегян А. Человеческий капитал и его главная составляющая - сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2017. T. 19, № 3. C. 66-79.
Lundvall B-A. National systems of innovation: towards a theory of innovation and interactive learning. London : Pinter Publ, 1992. 342 p.
Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. N. Y. : Oxford University Press, 1993. 541 p.
Morgan K. The learning region: institutions, innovation and regional renewal // Regional Studies. 1997. Vol. 31. P. 491-503.
Cooke Р. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge Economy // Oxford Journals, Social Sciences, Industrial and Corporate Change. 2001. Vol. 10, № 4. P. 945-974.
Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М. : Наука, 2002. 244 с.
Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: от концепции до методологии исследования // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 35-50.
Лапаев С.П. Национальные и региональные инновационные системы: общие черты и особенности // Вестник ОГУ. 2013. № 8 (157). С. 110-118.
Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В. Наука и образование региона в экосистемной перспективе (на примере Красноярского края) // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 3. С. 40-55
Дубина И.Н., Кожевина О.В., Чуб А.А. Инновационно-предпринимательские экосистемы как фактор устойчивости регионального развития // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 4. С. 4-19.
Рыкун А.Ю., Южанинов К.М., Абрамова М.О., Сухушина Е.В. Томская область: потенциал и реалии инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21). С. 63-77.
Спицын В.В. Результативность инновационного развития на примере Томской области // Инновации. 2014. № 12 (194). С. 88-92.
Павлова И.А. Университет в региональной инновационной системе: роли, функции, взаимодействия (на примере Томской области) : дис.. канд. экон. наук. Новосибирск, 2016. 195 с.
Kuleshov V.V., Untura G.A., Markova V.D. Towards a Knowledge Economy: The Role of Innovative Projects in the Reindustrialization of Novosibirsk Oblast // Regional Research of Russia. 2017. Vol. 7, № 3. P. 215-224.
Селиверстов В.Е. Академгородок 2.0: сценарии развития и система управления // Регион: экономика и социология. 2019. № 4. С. 24-54.
Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: From national systems and ’Mode 2’ to a Triplex Helix of university-industry-government relation // Research Policy. 2000. № 29. P. 109-123.
Ицковиц Г. Тройная спираль: университеты - предприятия - государство: инновации в действии / пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. Томск : Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. 237 с.
Унгер М., Полт В. Треугольник знаний между сферами науки, образования и инноваций: концептуальная дискуссия // Форсайт. 2017. Т. 11, № 2. С. 10-26.
McCann P., Ortega-Argiles R Smart Specialization, Regional Growth and Applications to European Union Cohesion Policy // Regional Studies. 2015. Vol. 49, № 8. Р. 1291-1302.
Foray D. On the policy space of smart specialization strategies // European Planning Studies. 2016. Vol. 24, № 8. Р. 1428-1437.
Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? // Форсайт. 2018. Т. 12, № 1. С. 25-45.
Куценко Е.С. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Т. 9, № 1. С. 32-55.
Унтура Г.А.Стратегическое партнерство в научно-технической сфере регионов (на примере Новосибирского научного центра СО РАН) // Регион: экономика и социология. 2018. № 4. С. 192-227.
Стерлигова А.Н. Анализ значения термина «интеграция» в контексте управления организацией // Логистика и управление цепями поставок. 2005. № 6 (11). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/622/866/1219/Sterligova_Analiz_znacheniya_.pdf
Управление организацией : энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 588.
Модель организации УрФУ - 2030. URL: https://strategy.urfu.ru/proekt-5-100/strategicheskie-akademicheskie-edinicy/(дата обращения: 17.03.2021).
Российская наука в цифрах / [В.В. Власова, Л.М. Гохберг, Е.Л. Дьяченко и др.]. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 46 c.
Ресурсное обеспечение российской науки: проблемы и решения / [Л.Э. Миндели, С.И. Черных и др.]. М. : Ин-т проблем развития науки РАН, 2019. 160 с.
Варнеке Тильман. Университеты-миллиардеры. URL: https://inosmi.ru/world/20140216/217576181.html (дата обращения: 15.03.2021).
Рубинштейн А.Я. Реформирование высшей школы // Человек в мире экономики: социальная проекция программы развития России. Сер. «Социально-экономическая стратегия России» / под общ. ред. А.Я. Рубинштейна. М. : Институт экономики Российской академии наук, 2007. С. 45-70.
Абанкина И.В., Винарик В.А., Филатова Л.М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 111-143.
Кайгородцев А.А. Финансовый механизм стратегического партнерства вуза с за интересованными лицами // Фундаментальные исследования. 2017. № 10. С. 109-113. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41798 (дата обращения: 30.07.2018).
Абанкина И.В. Инновационная экономика и индустриальная модель университетов: тест на совместимость // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. С. 142-144.
Макаров В.Л. Об институтах сектора науки и образования // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. С. 153-154.
Варшавский А.Е. Проблемы науки: РАН и вузы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. С. 158-161.
Полтерович В.М. Экономическая наука в России: издержки глобализации и реформа РАН // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. С. 161-164.
Постановление от 9 сентября 1996 г. № 1062 г. Москва «О федеральной целевой программе “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы”» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. N 1034). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd=102043287(дата обращения: 15.03.2021).
Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 г. N 398). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102072637&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 15.03.2021).
Программа «Фундаментальные исследования и высшее образование». URL: http://cbio.ru/page/53/id/2562/ (дата обращения: 15.03.2021).
Ресурсный сборник: университет - регион - бизнес: на путях интеграции / под ред. Н.Р. Валамат-Заде, Е.А. Головко, А. А. Шапошникова. М. : Некоммерческая организация Фонд «Новая Евразия», 2013. 68 с.
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» // Проект 5-100 : сайт. URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/(дата обращения: 02.10.2019).
Федеральный закон «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 N 244-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_105168/ (дата обращения: 01.03.2020).
Федеральный закон «О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”» от 27.07.2010 N 220-ФЗ (последняя редакция). URL: http://base.garant.ru/ 198885/ (дата обращения: 01.03.2020).
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации национальной технологической инициативы». URL: https://www.rvc.ru/eco/development_nti/fund_nti/(дата обращения: 02.10.2019).
Паспорт национального проекта «Наука». URL: http://government.ru/projects/ selection/740/35565/ (дата обращения: 05.03.2020).
Дежина И.Г. Опыт интеграции образования и науки на примере программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 1. С. 45-50.
Дежина И.Г., Медовников Д.С., Розмирович С.Д. Оценки спроса российского среднетехнологичного бизнеса на сотрудничество с вузами // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 4. С. 81-107.
Аблажей А.М. Тенденции взаимодействия академической науки и высшего образования в современных условиях // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6, № 3. С. 29-32.
Шаброва Н.В. Взаимодействие вузов и институтов академической науки в Уральском макрорегионе как проблема нелинейного развития высшего образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (47). С. 24-31.
Медовников Д.С., Савеленок Е.А. Университет как ключевой элемент регионального кластера: условия и возможности // Ресурсный сборник: университет - регион -бизнес: на путях интеграции / под ред. Н.Р. Валамат-Заде, Е.А. Головко, А. А. Шапошникова. М.: Некоммерческая организация Фонд «Новая Евразия», 2013. С. 11-25.
Майсснер Д. Экономические эффекты «перетока» результатов научнотехнической и инновационной деятельности // Форсайт. 2012. Т. 6, № 4. С. 20-31.
Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/48053.html/ (дата обращения: 14.03.2020).
Программа стратегического академического лидерства. URL: Program_strategyc_leadership.pdf (yandex.ru) (дата обращения: 03.10.2021).
Научно-образовательные центры программы «Фундаментальные исследования и высшее образование». URL: http://crdf.ru/focus/rec_contact_list.html (дата обращения: 03.10.2020).
Стенограмма заседания Госсовета 6 февраля 2020 г. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/62744 (дата обращения: 03.03.2020).
Унтура Г.А. Региональная кооперация науки, высшего образования и бизнеса: национальный проект «Наука» // Регион: экономика и социология. 2020. № 3. С. 62-96.
Унтура Г.А. Оценка влияния человеческого капитала на экономический рост российских регионов в условиях финансовых ограничений // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 1. С. 107-131.
Times Higher Education World University Rankings - 2021. URL: https://www.ucheba.ru/for-abiturients/vuz/rankings (date of access: 03.02.2021).
Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 6. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/315338500 (дата обращения: 14.03.2020).
Кудрявцев Н. Партнерство науки, образования и бизнеса - стратегический путь развития МФТИ как национального исследовательского университета // Образование: цели и перспективы. 2010. № 9. URL: https://mipt.ru/science/NIU/niu_prog.php (дата обращения: 14.03.2020).
Дорога в ТОП-100 мировых рейтингов: год спустя. URL: http://www.sbras.info/ articles/education/doroga-v-top-100-mirovykh-reitingov-god-spustya (дата обращения: 10.03.2021).
Четыре красноярских физика вошли в список влиятельнейших ученых мира. URL: https://sib.fm/news/2020/11/11/chetyre-krasnoyarskih-fizika-voshli-v-spisok-vliyatelnejshih-uchenyh-mira (дата обращения: 10.03.2021).
Курс на САЕ: зачем вузам реструктуризация. URL: https://news.itmo.ru/ ru/education/official/news/5761/(дата обращения: 10.03.2021).
Программа «ЭВРИКА». URL: https://usrf.ru/grants/eureca/index_rus.html (дата обращения: 10.03.2021).
Стратегические академические единицы. URL: http://www.unn.ru/site/about/ rukovodstvo-i-struktura-universiteta/biblioteka/ob-universitete/fakty-i-tsifry/strategicheskie-akademicheskie-edinitsy (дата обращения: 10.03.2021).
Научно-исследовательский институт суперкомпьютерных технологий. URL: http://www.unn.ru/site/about/rukovodstvo-i-struktura-universiteta/biblioteka/ob-universitete/fakty-i-tsifry/strategicheskie-akademicheskie-edinitsy/nauchno-issledovatelskij-institut-superkompyuternykh-tekhnologii (дата обращения: 10.03.2021).
САЕ объединит научные и образовательные структуры. URL: http://www.tsu.ru/news/sae-obedinit-nauchnye-i-obrazovatelnye-struktury/ (дата обращения: 10.03.2021).
Магистратура «Материалы и устройства функциональной электроники и фотоники» - это. URL: http://smti.tsu.ru/ru/education/materials/ (дата обращения: 10.03.2021).
ТГУ в рейтингах. URL: http://viu.tsu.ru/ratings/ (дата обращения: 10.03.2021).
Стратегические академические единицы. URL: https://www.nsu.ru/n/research/academic-units/(дата обращения 10.03.2021).
Геологические и геофизические исследования в Арктике и глобальные приоритеты. URL: http://units.nsu.ru/arctics/ru/ (дата обращения: 10.03.2021).
Новосибирский государственный университет участвует в проекте повышения конкурентоспособности российских вузов 5-100. URL: https://www.nsu.ru/ n/university/project-5-100/(дата обращения: 10.03.2021).
Научно-образовательный центр создадут в НСО по программе Академгородок 2.0. URL: https://nsk.aif.ru/hitech/nauchno-obrazovatelnyy_centr_sozdadut_v_nso_ po_programme_akademgorodok_2_0 (дата обращения: 10.03.2021).
План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособно сти («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» на 20162020 гг. (второй этап 2018-2020 г.). М., 2017. URL: http://about.sfukras.ru/docs/9990/pdf/805941
План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособно сти («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» на 20162020 гг. (второй этап 2018-2020 г.). М., 2018. URL: http://about.sfukras.ru/docs/9719/pdl/574666
Изменения в План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» на 2016-2020 гг. (второй этап 2018-2020 г.). М., 2019. URL: https://about.sfu-kras.ru/files/about/Dorozhnaya_karta_SFU_2_etap_na_2016-2020_gg_korr._ot_25.12.2019.pdf
Тройная спираль профессора Генри Ицковица. URL: https://iz.ru/news/370024 (дата обращения: 10.03.2021).
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы). Распоряжение Правительства от 31 декабря 2020 г. № 3684-р. URL: http://static.government.ru/media/files/skzO0DEvy FOIBtXobzPA3zTyC71cRAOi.pdf
Адамс Д., Роджерс Г., Шомшор М. Итоги ежегодной оценки G20 - эффективность исследований за 2019 г. // Отчеты о международных исследованиях Института научной информации (ISI). 2019. Р. 40. URL:http://images.mail.discover.clarivate.com/Web/ClarivateAnalytics/%7B2c08a61e-4a62-46a0-bf9f-3fe7446c8e73%7D_Clarivate_ISI_GRR4_G20_scorecard_RU.pdf
 Интеграция науки и образования в университетах регионов: многоканальное финансирование и различные модели организации | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. DOI: 10.17223/19988648/54/3

Интеграция науки и образования в университетах регионов: многоканальное финансирование и различные модели организации | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. DOI: 10.17223/19988648/54/3